<< Пред.           стр. 44 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

  С появлением естественных наук и с полным отрицанием духовного, развитие сознания человека стало сводиться к развитию его умений по преобразованию внешнего мира, по подчинению себе природы и по подчинению себе других людей.
 
  Научные знания человека важны, но его внутренний мир, то, как он воспринимает и чувствует внешний мир, не менее важны. Более того, все научные знания бессмысленны, если у человека нет души. Тогда его разум и тело становятся просто продолжением механических машин, которые они сами создали.
 
  Сегодня внутренний мир каждого человека по отдельности, и всех людей вместе, агрессивно и очень быстро уничтожается корпо-сатаной. Корпорации сознательно создают внутри человека поганые ощущения, чтобы он бесконечно пытался убежать из своего мерзкого внутреннего мира во внешний мир блестящих побрякушек.
 
  Но эта адская тюрьма - внутри человека. Из неё нельзя убежать. Эту тюрьму можно только разрушить.
 
  Необходимо срочное восстановление уравновешенного и здорового внутреннего мира каждого человека и защита его от всякого насилия. Необходимо заново построить внутренний мир общества в целом. Мир, основанный на святых понятиях, на христианских символах. Необходимо буквально проектирование этого нового - забытого старого мира, который бы объединил людей и приносил им радость.
 
 Прямые отношения между людьми
  Из жизни людей надо постепенно убрать товарно-денежные отношения. Между душами людей не должно быть посредников, они должны общаться напрямую. Надо убрать из отношений всех идолов и все культы.
 
  Брэнды, автомобили, товары, ночные клубы, наркотики, алкоголь, сигареты - это всё вывернутое на изнанку и контролируемое корпо-сатаной общение.
 
  Контроль общения начинается с желания людей познакомиться. В деревне или в небольшом городе такой проблемы нет - там люди знают друг друга, много времени проводят вместе, сознание у всех привязано к одним и тем же точкам, темам, ценностям.
 
  В больших городах, в которых сегодня живёт большинство населения, люди разделены на отдельные квартиры, их сознание специализировано. Работа - порознь. Общего времяпровождения довольно мало.
 
  Чтобы убить культы, нужны специальные программы создания сред общения и общих точек привязки, в которых бы не было ни излишней идеологии, ни брэндов, ни телевидения, ни бутылки, ни тем более наркотиков и насилия.
 
  * * *
  Главная функция денег - организация. Надо создать систему организации общества, построенную без денег.
 
  Прямые отношения людей в организации существовали веками, и пока ещё продолжают существовать. На них построены церковь, образование, медицина, настоящая наука, армия. Сейчас идол активно разъел даже эти отношения. Надо вспоминать, как были устроены человеческие организации. Надо не отбрасывать их в пользу всеобщей монетаризации-идолизации, а усовершенствовать.
 
  Необходимо сознательное построение систем взаимодействия людей как систем символов, как систем точек привязки, которые бы были открыты для развития и совершенствования, и которые бы нельзя было монополизировать.
 
  Задача состоит в том, чтобы создать более высокоорганизованные системы, чем денежная, но на принципах Добра.
 
  * * *
  Надо полностью убрать брэнды и деньги из семейных отношений. Мужчина стремится к деньгам, к автомобилям и к прочей мишуре, чтобы стать героем в глазах женщин (и в глазах всего общества). Женщина выбирает мужчин по этим заданным корпо-сатаной признакам.
 
  Корпо-сатана задаёт стереотип женской внешности, женщина стремится к этому стереотипу, а мужчина выбирает её по этому стереотипу.
 
  Общество должно создать постоянную возможность мужчине быть героем общего дела, а не частной прибыли; проявлять себя, но не в соревновании потребления.
 
  Надо уничтожить стереотип идеального мужчины как богатого. Надо уничтожить стереотип женщины как внешней оболочки, равно как и стереотип "свободной" женщины.
 
  * * *
  Сегодня в мыслях своих женщина живёт в фиктивной сказке, построенной для неё жрецами религии денег. Это языческие культы ресторанов, блестящих побрякушек, модных тряпок и косметики.
 
  Надо заново создать для женщин настоящую сказку, построенную вокруг семьи и детей. Полторы тысячи лет такой волшебной семейной сказкой было христианство. Сегодня пришло время обновить его; но обновить не в нео-языческом поп-стиле, а продолжить святую, духовную сказку.
 
  У женщины должна быть крепкая семья; у мужчины должна быть Великая Родина.
 
  * * *
  Для молодых быть плохими всегда веселее, чем быть хорошими и правильными.
 
  Сегодня быть плохим - значит презирать товары и деньги. Сегодня быть неправильным - значит любить свою семью, любить детей, любить свою Родину.
 
  Сегодня разврат и пороки - официальная религия. Так будем плохими и вредными.
 
 Разведение противоречий
  Корпо-сатана сознательно создаёт конфликты в обществе, сталкивая людей в борьбе за деньги, за власть и за вещи.
 
  Люди поедом едят друг друга за десяток долларов премии, которую они спустят на сигареты, и убивают друг друга за стопку зелёных бумажек, которые они сложат в банку. Мировые войны ведутся за нефть, которая понадобилась всем в один и тот же момент, хотя в течение десяти тысяч лет до этого она была не нужна никому.
 
  Чтобы избежать конфликтов в обществе, надо разводить желания людей, надо разводить то, от чего они получают удовольствия. Люди должны заново научиться получать удовольствия от разного.
 
  * * *
 От чего можно в принципе можно получать удовольствия?
  От общения с людьми,
  от природы,
  от познания,
  от поклонения вещам.
 
  Почему все хотят поклоняться вещам? Знания, природа и общение людей - бесплатны, безграничны, принадлежат одновременно всем и гораздо более совершенны, чем тряпки в "бутике".
 
  Любовь к природе и любовь к знаниям - это не шаблон из школьного учебника. Сегодня это один из главных механизмов защиты сознания.
 
  Возлюби душу ближнего своего - а не машину свою, тряпки свои да утробу свою.
 
  * * *
  К проблеме разделения противоречий относится и вопрос об абсолютной справедливости. Точное распределение по труду не так важно. Не важно, кто и сколько имеет материальных вещей.
 
  Попытка всё разделить по справедливости приводит к обратным результатам. Во-первых, это сталкивает людей, создаёт прямое противоречие, в котором кто-то всегда останется недоволен. Во-вторых, это возбуждает желание владеть материальными вещами.
 
  Религия денег иногда хорошо разводит противоречия. Вместо владения землёй или предметами, люди удовольствуются владением символами цифр на своих счетах. Беда только в том, что это символы насилия. Их надо заменить символами любви.
 
  Человек снова должен начать радоваться не тому, скольких людей он обманул, не тому, сколько он отобрал у природы, а тому, сколько добра он принёс, скольких людей он сделал счастливыми. Пусть вначале сохранится иерархия, только более высокое место в ней должен занять тот, кто больше принёс людям, а не тот, кто отнял у них572.
 
  Главное - чтобы люди снова научились получать удовольствие от того, что они помогли другим.
 
 
 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
 
  Человек пока не научился обходиться без материального мира. Поэтому нам следует подробно обсудить материальные принципы святого общества.
 
 I.
 Преимущества религии денег
  Начнём с положительных сторон религии денег. Поскольку она так или иначе господствует в мире, то вольно или невольно религия денег становится для нас отправной точкой, исходным состоянием общества, которое надо изменять. При этом новое сможет победить только в том случае, если оно будет не только теоретически лучше, но и практически активнее, чем существующее.
 
  Притом, что религия денег - это дорога в ад, эта дорога частично удобно устроена. Надо хорошо понимать, что именно заставляет людей следовать ей. Надо и понимать, что из религии денег нельзя просто так выкинуть, что даже стоит перенести в новое общество, и чему надо придумать замену.
 
  Власть денег - идола - обладает целым рядом преимуществ, которые дают ей возможность победить христианскую и иную человеческую власть.
 
 Мгновенность
  Поощрение деньгами происходит мгновенно и безусловно. Поощрение в человеческой системе нередко состоит из обещаний в будущем, выполнение которых зависит от условий, часто не подконтрольных дающему обещания. Для денег не важно, кто и где будет руководителем, и как сложатся обстоятельства.
 
 Универсальность
  Власть денег или товаров действует в любом месте, в любое время. Власть человека всегда ограничена тем обществом или под-обществом, в котором признаётся эта конкретная власть.
 
 Гибкость
  Власть денег можно гибко и легко перераспределять. Наделение полномочиями и нужным уровнем власти происходит просто через выделение соответствующей суммы денег. Разграничить и распределить человеческую власть гораздо сложнее.
 
 Активность и организованность
  Ради обладания деньгами идолопоклонники проявляют сильнейшую активность. Деньги для них - отличный индивидуальный стимул и средство организации.
  К сожалению, люди редко набрасываются на несправедливость также рьяно, как на доллары. Чтобы организовать людей, обычно надо долго их убеждать и уговаривать. Поганым можно просто показать доллары, и они тут же подчинятся.
 
 Концентрация власти-капитала
  Деньги дают возможность быстрой и колоссальной концентрации власти-капитала в одних руках и в одном месте.
  Хотя концентрация капитала приводит к периодическим депрессиям и сильнейшим кризисам, эта же концентрация иногда очень полезна. Она даёт возможность мгновенно мобилизовать усилия и направить их на прорыв в нужном месте. При этом никого не надо заставлять - идолопоклонники всегда охотно бегут за наживой, и независимо от других обстоятельств.
  Это особенно удобно для технических прорывов и в моменты природных или военных кризисов.
 
 Чёткость разграничения
  Наличие частной собственности очень чётко разграничивает власть людей над материальными вещами. С одной стороны, частная собственность ведёт к конфликтам, но она может и предотвращать их. В человеческой организации разграничение гораздо более расплывчато, что нередко порождает конфликты.
 
 Ответственность частной собственности
  В обществе идолопоклонников нет бесхозности, потому что всё кому-то принадлежит. Владелец собственности активно защищает своё. При этом убытки на микро-уровне (но не на макро-уровне) локализуются на того, кто допустил оплошность, а не на всех.
  В человеческом обществе, где всё принадлежит общине, нередко возникают ситуации, когда никто не хочет брать на себя ответственность ради общего, а негативные последствия принятых решений ложатся на всех.
  С другой стороны, в религии денег ответственность распространяется только на неживую собственность, люди никого не интересуют, их жизни и души ничего не стоят. Не задумываясь, собственники уничтожат человека, чтобы повысить стоимость принадлежащих им активов.
 
  * * *
  На все перечисленные преимущества власти денег эквивалентным по эффективности ответом в человеческом обществе является только военно-командная система, система приказов.
 
  Главным недостатком приказов является их восприятие человеком. Очень часто приказы воспринимаются как противоречащие собственным желаниям, как заставление против собственной воли. Стимулирование деньгами, наоборот, воспринимается как собственное желание.
 
  Приказы очень сильно зависят от личности и компетентности командира. Плохой командир - это смертельная опасность для системы.
 
  При любом командире, для исполнителя приказ нередко кажется не самым лучшим вариантом действий. Злоупотребление приказами слишком ограничивает жизнь. Отсюда хороший командир не столько отдаёт приказы, сколько создаёт у подчинённого желание выполнять нужные действия.
 
  Помимо приказов, другим возможным ответом на систему власти денег являются личная вера, сознательность, убеждённость. Но в этом случае проблема в том, что сложно проверить, искренне ли действует человек.
 
  Конечно, деньги - это ещё более сильный приказ, только скрытый, не осознаваемый человеком.
 
  * * *
  Система власти денег вырабатывает определённые отношения, которые её существенно усиливают.
 
 Возможность риска
  Деньги дают хорошую свободу риска, предпринимательства, возможность взять на себя ведущую роль и ответственность. С другой стороны, этот риск чётко управляем и ограничен рамками полученного капитала.
  В человеческой системе необходимы множество согласований, утверждений и поиск союзников или покровителей. Системы, основанные на человеческих отношениях, имеют тенденцию к быстрому обюрокрачиванию. С одной стороны, они препятствуют малому риску, с другой стороны - не защищены от катастроф в случае прихода на высокий пост дурака или предателя.
 
 Конкурентоспособность
  Постоянная конкуренция поддерживает в идолопоклонниках очень высокий иммунитет, что делает их устойчивыми к внешним воздействиям (в отличие от тепличных условий закрытых обществ).
 
 Консенсус
  На почве всеобщего пристрастия к золоту идолопоклонники легко находят общий язык и преодолевают некрупные противоречия. Они всегда готовы объединиться, чтобы поживиться.
  Людям человеческих религий, у которых разные символы и ценности, объединиться объективно гораздо труднее.
 
 Отслеживание отношений
  Отношения, сведённые к деньгам, очень легко отслеживать. Взаимодействия идолопоклонников полностью отражены в транзакциях на банковских счетах.
  Отследить отношения в человеческом обществе гораздо сложнее. Есть много невидимых, косвенных связей, которые сложно выявить, но которые необходимо учесть при принятии любых решений.
 
 Мгновенный и чёткий учёт "добрых" и "злых" отношений
  Религия денег легко учитывает "добрые" и "злые" отношения как дебет и кредит соответствующего банковского счёта. По состоянию счёта идолопоклонники и оценивают друг друга.
  В человеческих обществах эквивалентом "счёта" является мнение и память окружающих, которые заведомо ограничены, субъективны и не всегда справедливы. Банковский счёт создаёт иллюзию объективности.
  В СССР аналогом банковского счёта были характеристики на человека из разных мест, где его знали.
 
 Лёгкость наказания и лишения власти
  Провинившихся идолопоклонников легко наказать и лишить власти. Достаточно просто снять деньги с их счёта, и остальные перестанут им подчиняться. Наказание строго дозировано.
  В человеческой системе наказания гораздо более размыты и по-разному действуют на разных людей. Предупреждения, порицания и выговоры далеко не всегда действенны. Иногда единственный реальный способ наказания и лишения власти - заключение или смерть.
 
 Перевод отношений в идеальность
  Развитие товарно-денежных отношений в сторону идеальности позволило избавиться от негативных последствий многих людских пороков (но не от самих пороков). Вместо того чтобы накапливать реальные товары, и этим создавать их нехватку, идолопоклонники теперь наоборот, стремятся избавиться от товаров и накапливать символы.
  Гораздо лучше, чтобы идолопоклонник копил цифры в памяти компьютера, чем чтобы он копил и гноил зерно в своём амбаре или тащил к себе в дом всё, что ему надо и не надо.
  И в человеческом обществе, пока существует жадность и алчность, их следует направлять на символы, а не на завладевание нужными людям продуктами и товарами.
 
 Саморегуляция на микро-уровне
  Рыночная экономика саморегулируется на микро-уровне. На микро-уровне (но не на макро-уровне) потребность тут же вызывает предложение, цены приходят в равновесие, платежеспособный спрос рождает производство.
 
 Удобная модель для торговли
  При множественной конкуренции, для розничной и оптовой торговли модель счётной книги действительно адекватна - она минимизирует затраты, уменьшает склады, заставляет думать об том, как сделать торговлю удобнее для покупателя, а не для продавца. Она в хорошем смысле обезличивает торговлю, сводя её просто к функции доставки и эффективного распределения товаров.
 
 
  Конечно, все эти преимущества - это видимая лёгкость. Во многом они достигаются за счёт опримитивливания всех отношений и уничтожения всего, что не вписывается в арифметические схемы счётной книги. В реальной жизни есть гораздо больше рисков, чем потерять деньги, и поиск согласия не сводится к нахождению третьего, за счёт которого получат прибыль двое достигших консенсуса.
 
  Но на то она и дорога в ад, чтобы быть лёгкой, от того и бредут по ней миллионы. И от идущих по этой дороге и от тянущих за собой надо уметь защищаться.
 
  * * *
  Смысл политэкономии - в переходном периоде управления злом. Смысл в том, чтобы начать управлять идолопоклонниками через понятного им идола, но постепенно и постоянно переходить к управлению через человеческие и святые понятия и ценности для всех, кто расстанется с идолом. Не надо резких шагов, следует постепенно менять правила, постепенно менять отношения.
 
  К сожалению, политэкономия, существовавшая в позднем СССР, мешала новым людям и раздваивала их личность, поскольку пыталась стимулировать их идолом. При этом она плохо управляла идолопоклонниками, потому что не понимала сути денежной экономики как религии. Политэкономия социализма полагала, что при социализме алчность и жадность идолопоклонников отличается от жадности и алчности при капитализме, и оставляла для них много возможностей для злоупотребления системой.
 
  В реальности дело не в названии строя, а в том, чем руководствуется каждый конкретный человек в своей жизни. Бесполезно рассчитывать на сознательность идолопоклонника или призывать его к сознательности. Бесполезно даже наказывать его, потому что он найдёт способ обойти наказание. Надо ставить его в такую ситуацию, когда он будет работать изо всех сил, думая, что получает прибыль, но при этом он не сможет повредить обществу. Надо научиться управлять злом.
 
 Принципы и проблемы материальной организации
  Для материальной организации справедливого общества должны быть найдены ответы на пять основных вопросов:
 
 1) Как гарантировать каждому разумно достаточный уровень жизни.
 2) Как организовать свободный обмен результатами труда. Обмен по желанию, без принуждения как обмениваться, так и не обмениваться.
 3) Как организовать развитие средств производства, поскольку для этого требуются совместные усилия многих.
 4) Как поступать с излишками, которые неизбежно образуются при обмене, поскольку от их использования зависит развитие или неразвитие всего общества.
 5) Как обеспечить внутреннюю и внешнюю защиту от всех форм насилия.
 
  Как мы увидели в предыдущих главах, рыночная экономика не справляется ни с одним из этих условий. Ниже мы постараемся ответить на все эти вопросы (хотя и не в том порядке, что приведён выше).
 
  * * *
  Первым и самым главным принципом является гарантия основных жизненных потребностей. Она включает доступность жилья, еды, одежды, медицины, образования и отдыха.
 
  Это должно быть достигнуто не через пособия или подачки, ибо безделье разлагает и отупляет сознание, но через возможность заработать самому и без перенапряжения. Сегодня люди имеют достаточно знаний о природе, чтобы каждый человек мог обеспечить себя за пару часов работы в день.
 
  Возможность работать должна быть доступна всегда. С другой стороны, никого не надо заставлять работать. Просто тому, кто не работает, нечего будет есть.
 
  Часть рабочего времени, помимо обеспечения себя, будет уходить на работу на общие нужды, в том числе на защиту от насилия.
 
  * * *
  С другой стороны, зачем, чтобы бесконечно росла экономика? Если у меня уже достаточно обуви, почему я должен продолжать производить и покупать её? Не лучше ли просто остановить обувную фабрику и дать людям отпуск. Не важно, что в счётных книгах станет меньше транзакций.
 
  Если изобретается новая технология, появляется новая интересная идея, то люди сами захотят увеличить рабочий день. Но если ничего нового не придумано, а уже произведённого достаточно для жизни, то зачем не то что увеличивать обороты, зачем даже сохранять лишние объёмы производства?
 
  Как мы отмечали, в нынешней системе религии денег рост экономики необходим из-за сильнейшего перекоса в доходах людей, чтобы низшие слои общества не лишились средств к пропитанию.
 
  * * *
  Надо поощрять духовное развитие, но не надо никого заставлять быть святым. Человек, который хочет завалить свой дом коврами, тряпками и хрусталём, должен иметь все возможности для этого. Но при соблюдении трёх условий:
 1) Никто не принуждает его прямо или косвенно, в том числе с помощью рекламы и иного насилия сознания.
 2) Он получает эти вещи только своим трудом, без возможности прямо или косвенно заставить кого-то работать на себя.
 3) Это не наносит ущерб природе и экологии.
 
  Роль государства - организовывать работу, а также пресекать любые попытки монополизации и насилия.
 
  * * *
  Проблемы материальной организации
 
  При материальной организации возникает несколько принципиальных проблем и противоречий, которые давно известны, но которые по-прежнему не решены.
 
  Некоторые из них мы уже затрагивали, а сейчас рассмотрим подробно наиболее важные:
 * проблему разделения труда,
 * проблему города,
 * проблему развития науки,
 * проблему частной собственности и денег,
 * проблему объединения людей.
 
 II.
 Проблема разделения труда
  Традиционными и очень сильными достоинствами разделения труда являются резкое увеличение производительности труда и возможность выбора рода занятий. Но разделение труда и сопутствующую ему специализацию нельзя рассматривать как абсолютный плюс.
 
  * * *
  Во-первых, излишняя специализация - это уничтожение сознания.
 
  Как мы обсудили в 7-й главе, специализация при товарно-денежных отношениях - это форма саморабовладения. Это справедливо как для отдельного человека, так и для общества, так и в международном "разделении труда".
 
  Надо отказаться от абсолютной максимизации производительности труда. Изменения мира внешнего вторичны по отношению к изменению сознания. Важнее сохранить внутреннюю гармонию, чем сделать больше вещей573.
 
  Надо убрать и предпосылки специализации из жизни. Надо убрать сравнение людей между собой, надо оставить только сравнение человека самого с собой, своих достижений со своими возможностями. Постепенно следует убрать спорт ради цифр, универсальные оценки в школе как вид примитивного ранжирования людей и так далее.
 
  * * *
  Во-вторых, разделение труда - это автоматическое создание условий для монополизации результатов труда.
 
  Когда возникает возможность узурпации? Там, где труд отделяется от человека.
 
  Если весь труд обобществлён, то его можно отобрать весь. При этом неважно, происходит ли обобществление в виде частной или в виде государственной собственности. От государственного распорядителя обобществлённой собственностью до частного собственника - один шаг.
 
  В 1992 году было очень легко украсть станки и заводы, потому что они были обобществлены. А вот украсть дачи или квартиры даже не пробовали, поскольку это вызвало бы немедленный и очень сильный протест.
 
  Тот труд, который уходит на собственное обеспечение производителя и осуществляется на принадлежащих ему средствах труда, у производителя в принципе невозможно отобрать скрытым насилием - финансовым или сознания. Его можно отобрать только открытым физическим насилием, что тут же вызовет сопротивление. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы труд, необходимый для самообеспечения, минимально отделялся от человека.
 
  При этом надо помнить, что если мелкое личное хозяйство, которое используется на непосредственные нужды его владельца - это хорошая преграда к монополизации, то частная собственность - это монополизация, которую невозможно остановить. Не следует говорить о классе мелких собственников. Там где есть собственность, всегда будет насилие. Класс мелких собственников - это класс мелких насильников друг друга, отдельные из которых со временем станут крупными насильниками. Следует говорить о личных самодостаточных хозяйствах.
 
  Натуральное, безденежное и нетоварное хозяйство гораздо менее подвергнуто узурпации, чем товарное и денежное. В производстве необходимого следует уменьшать товарность до минимума. Сто лет назад ситуация была иной, но сейчас, в условиях материального насыщения и развития науки и техники, чем больше производитель будет самообеспечиваться, тем лучше.
 
  На что использовать свободное время - это воля самого человека. Как организовать производство сверх необходимого - могут быть варианты. Но главное - чтобы базовые потребности человека были в его руках, и при любых катаклизмах в обществе он всегда имел возможность полностью самообеспечить себя.
 
  Монополизация в религии денег началась с огораживания, она должна закончиться анти-огораживанием.
 
  * * *
  В-третьих, специализация толкает каждого к насилию.
 
  В разделённой рыночной экономике люди постоянно вовлечёны в двушаговые акты обмана друг друга.
 
  Первый шаг - человек обязан специализироваться и выкладываться на работе, получать максимальную прибыль от продажи своих товаров или услуг. Чем выше специализация, тем легче обмануть; не будешь специализироваться, разорят конкуренты. Всё или ничего.
 
  Второй шаг - трата полученной прибыли в процессе покупок. Это опять акт обмана, только теперь уже продавец и покупатель поменялись местами.
 
  Без продажи своего труда и без покупки чужого труда нельзя обойтись именно потому, что человек сильно специализирован. Более того, если я вынужден работать 8 часов в день, то я вынужден и тратить полученные деньги, даже если мне ничего не надо.
 
  В итоге человек ненавидит свою работу, выматывается в офисе или на конвейере; только для того, чтобы потом заплатить другому за развлечения. Поскольку работа ненавистна, то и развлечения - жестокие.
 
  Чтобы не искушать человека, чтобы в принципе покончить с самой возможностью обмана, надо построить систему таким образом, чтобы у каждого была возможность не только специализироваться, но и универсализироваться.
 
  * * *
  Чтобы решить проблему разделения труда, надо ... разделить труд на три вида:
 1) необходимый человеку для собственного обеспечения,
 2) общественно необходимый и
 3) труд сверх необходимого, для производства удовольствий.
 
  По каждому из этих видов труда человеку должен быть предоставлен выбор - работать ли самому, или воспользоваться обменом результатов труда.
 
  Должны быть созданы условия для реализации этого выбора. В нынешней системе религии денег, как и в социализме, человек обязан работать на обмен полный рабочий день.
 
 
  Труд, необходимый для собственного обеспечения - человек должен иметь возможность сам вырастить себе еду, или специализироваться в чём-то и гарантированно получить еду в обмен на сделанное им.
 
  Общественно необходимый - человек должен иметь выбор - отработать лично на государственные и коммунальные нужды, или внести вклад в виде созданных им продуктов574.
 
  Для удовольствий - человек может продолжать работать и обменивать свои излишки на излишки других, или заниматься дома тем, чем ему нравится, или духовно самосовершенствоваться.
 
  * * *
  Если человек хочет жить лучше материально - он будет больше работать. Если он хочет духовно самосовершенствоваться - он будет меньше работать руками и меньше потреблять материально, но больше уделять времени саморазвитию и работать интеллектуально.
 

<< Пред.           стр. 44 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу