<< Пред.           стр. 16 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

  И к тому же, помимо своих отдельно-индивидуальных зловредных качеств, неприятности и трудности имеют еще гадостное обыкновение ходить косяком и наваливаться сразу всей бандой на юный и пока еще не окрепший экономический организм (имеется в виду ваша сумасбродная затея).
 
  Стоит ли при таких условиях вообще лезть в бизнес, который, похоже, не приносит ничего, кроме головной боли и нескончаемых забот?..
 
  Ну разумеется, не стоит - если вы сначала принялись создавать свое дело, а только потом задумались: а на какие "шиши" все это можно осуществить? Если, конечно, вы не внук Ротшильда...
 
  Вывод простой, тупой... и практически -детский: на старте так или иначе нужны хоть какие-то деньги.
  И тем не менее: деньги можно если не заработать, то... купить"1 Деньги - это тоже товар, и они имеют свою цену, то есть процентную ставку по кредиту.
 
  В нашей стране тысячи банков, и многие из них озабочены поисками хороших клиентов. Причем не только крупных, но и молодых - только непременно перспективных.
 
  А если не хватает опыта деловой риторики, чтобы уговорить банкиров в явных преимуществах и скрытых выгодах вашего грядущего дела, то просто приглашайте этот банк в компаньоны или в долю доходов своего предприятия.
 
  Поняв потенциальные слабости, приступаем к решительному их искоренению.
 
  1. Выкупаем, а не арендуем все, что нужно (формы выкупа могут быть любыми, включая лизинг, рассрочку и т.п.).
 
  Исправляя слабые стороны, сразу научитесь заниматься облизингом.
  Как исключение: можно арендовать только рабочие места, чтобы в случае чего иметь безболезненную возможность все попросту бросить и развязать себе руки для новых попыток в бизнесе.
 
  2. Нанимаем пусть немного, но по-настоящему хороших
  специалистов...
  ...(на какие шиши?), чтобы создать профессиональную команду с высокой производительностью труда.
 
  3. Используем на рынке имена своих учредителей и истории их компаний.
  Разумеется, при этом придется делиться прибылью.
 
  Но это значительно лучше, чем, ни с кем ничем не делясь, ничего и самому не иметь.
 
  И теперь, когда мы стали сильными (или, во всяком случае, заранее избавились от возможных слабостей), попробуем с позиций нашей теоретической силы представить оптимальный масштаб будущего предприятия, с которым эта сила позволит нам справиться;
 
  Что общего между предприятиями большими немалыми - скажем, между огромной промышленной корпорацией и миниатюрной индивидуальной мастерской?
  реклама почти справедливо утверждает, что "размер не имеет значения". Дело действительно не в размерах.
 
  А чаще всего в фактической выработке товаров или услуг в пересчете на одного сотрудника. (И опять - производительность труда! Ну куда ж тут денешься от беспорточных классиков экономики?!)
 
  Полученную предприятием прибыль (желательно чистую) делим на число всех сотрудников... И возможно, получаем цифры почти одинаковые как для малой фирмы, так и для средней и даже для крупной.
 
  Общий "валовый" доход у большой компании сам по себе огромен. Но затраты на административный аппарат, собственно производственные территории... - Конечно, "кустарю-одиночке без мотора" все приходится -делать самому: бегать по заказчикам, добывать сырье, доставлять продукцию...
 
  Но он-то расходует исключительно собственные силы и время (ну, еще и подметки) и ничего не тратит на организацию работы подчиненных!
 
  А крупная компания вынуждена еще учитывать издержки на лоббирование своих интересов в промышленных и финансовых кругах и борьбу с конкурентами...
 
  Да плюс к тому же постоянные затраты на PR (Public Relations - связи с общественностью): поддержание своего имиджа, рейтинга и т.п.
  Урок зоологии в школе.
  Учительница:
 
  -Дети, кто знает, как выглядит ондатра?
 
  Петров:
 
  - Это такой милый, полезный для человека зверек с мягкой шкуркой и пушистым хвостом.
 
  Учительница:
 
  - А кто знает, как выглядит крыса?
  Иванов:
 
  - Это гадкое животное с жесткой редкой шерстью, жуткими клыками и противным лысым хвостом.
  Учительница:
 
  - Так вот, дети, знайте, что ондатра - это тоже крыса, просто у нее лучше, с пиаром.
 
  Руководитель, сумевший создать хорошую команду в малом бизнесе, может укрупнить сбое предприятие практически до любых мыслимых размеров.
 
  Разве что помешает собственная лень...
  Хотя... Кто помнит "комполка" Г. К. Жукова и кто способен себе представить "комбрига" В. И. Чапаева в качестве хотя бы командарма?
 
  Существует уровень притязаний - но есть же и границы возможностей!
  Все относительно. Хотите вы заправлять огромной структурой или вам достаточно малой - это дело только ваших амбиций.
 
  Уровень личного дохода больше зависит от качества организации дела, а не от его объемов.
  Скажем, так: маленькая сапожная мастерская в Киеве на Крещатике может быть куда более прибыльной, чем фешенебельный магазин по торговле эксклюзивными мехами где-нибудь в Южно-Африканской Республике.
 
  Ну и дали мы вам по носу, чтобы сразу не метили на четную сторону Уолл - стрита, а реально оценивали свои возможности!
 
  Что, прочихались?
  - Ну вот теперь и слушайте (читайте!) элементарную экономическую классику: чтобы дело было успешным, при создании предприятия необходимы четыре основных составляющих, и именно в такой последовательности.
  Тут уж я пару ласковых вам скажу, а уж потом Геннадий свои объяснения продолжит!
  Будем думать, со знанием Великого и Ужасного бизнеса у вас все в порядке. Как-никак, очень часто встречаются люди, которые с этим генетическим дефектом появились на свет.
 
  Позволите ли своему покорному слуге пристроиться к вам сбоку со своим скромным, жалким и хиленьким знанием?
 
  1. Вашей головной болью, именуемой собственным делом, можно худо-бедно управлять.
 
  2. Желательно, чтобы начальный вклад финансов был в размере шести нулей.
  Без начальных цифр.
 
  3. Если вы считаете, что для запуска собственного бизнеса нужно энное количество денег добросердечных дядек и тетек - это признак вашей умственной усталости.
 
  Вам следует немедленно назначить себе оплачиваемый отпуск. До конца своей жизни, чтобы другим неповадно было!..
 
  Как всегда, продолжение следует!
 
  Будем помнить, что у этой книги по меньшей мере хотя бы два автора, у которых может быть .как минимум три мнения (свое у каждого и хотя бы одно общее), и поэтому предлагаем фрагменты текста порою читать не подряд, а примерно через раз.
 
  Так вот, возвращаясь к превранн... пардон, к прерванной идее предыдущего автора, попробуем сформулировать голые в простоте своей принципы организации предприятия.
 
  1. В любом деле главное -хороший управляющий (или менеджер, как его сейчас по-иностранному называют).
 
  Чудесно, дальше просто некуда! Только подумайте: менеджер - хороший да в придачу, возможно, еще и умный! Кем вы будете выглядеть рядом с ним?! Ни в коем случае не пускайте таких на работу!!!
 
  Вопросу о роли менеджера и его основных достоинствах посвящены целые серии отечественных и зарубежных изданий. А ведь еще есть и ваши собственные представления на этот счет...
 
  Это даже и не совет: попробуйте человека в малом деле, а потом потихонечку "задирайте планку". Может быть, вы поможете человеку найти свое место в жизни (по крайней мере - в деловой!).
 
  2. Что бы вы ни предлагали на рынке - памперсы или космические ракеты, ритуальные услуги или художественную реставрацию мозолей, - необходимо подсчитать точный баланс ваших товаров и услуг.
  Неизбежные затраты тут - создание, складирование и доставка потребителю.
 
  Умение спрогнозировать изменение этих затрат даст возможность понижать отпускные цены, если возникнет необходимость "опустить" мешающего вашему бизнесу конкурента.
 
  3. О рынке сбыта своих товаров или услуг надо узнать; все - насколько, позволят ваши интеллектуальные способности и организационно-финансовые возможности. Иначе придется постоянно сталкиваться со всякого рода неожиданностями, причем далеко не всегда приятными.
 
  Но одних лишь впечатлений и потрясающих рассказов друзей и партнеров по пивбару в качестве достоверного источника тут, пожалуй, недостаточно.
 
  Информация из разных и многочисленных источников должна быть собрана и систематизирована - на бумаге или в компьютере.
 
  Не стесняйтесь официально обращаться по заботящему вас вопросу в Госкомстат (как известно, есть три вида обмана -непреднамеренный, умышленный и статистика. Так что обращайтесь, обращайтесь!..), Торгово-промышленную палату и вообще в любое компетентное учреждение.
 
  Официальные, обширные и к тому же грамотно составленные ответы можно получить за весьма малые деньги.
 
  А если не пожадничаете и еще чуть-чуть добавите, то вы в придачу к этому получите еще сто - о - лько неофициальной информации!..
 
  Сидит обезьяна на берегу и полощет в реке шкурку от банана. Мимо проплывает крокодил
 
  - Обезьяна, чего ты делаешь-то?
  -Дай пять баксов - скажу.
 
  Далией крокодил пятерку, а та отвечает:
 
  - Да вот - шкурку банановую в реке полощу.
  - Ну ты и дура, обезьяна! - обиделся крокодил:
  - Дура не дура, а десятку-другую в день имею...
 
  К этому можно добавить и результаты опросов мастных фирм, консалтинговых и юридических контор.
  А в процессе ожидания авторитетных ответов возьмите да и обозрите прессу!
 
  Даже спецслужбы всего мира около восьмидесяти процентов необходимой информации получают из совершенно официальных источников и только двадцать процентов - из добытых агентурой и спец - средствами (подглядыванием, нежными пытками и грубым шантажом).
 
  Для начала дела точно хватит общедоступных сведений.
  Главное - полмота обзора, когда станет понятно развитие интересующего вас сектора рынка.
 
  Когда складывается представление о большинстве потенциальных конкурентов (в экономическом простонародье это называют маркетинг-план).
 
  И вот у вас наличествует обширная и весьма достоверная информация.
  Как же теперь из нее "по волшебству" возникнут деньги?
 
  Так вот сами по себе и получатся! Если уж вы наняли хорошего управляющего, создали работоспособный коллектив, подсчитали себестоимость товаров или услуги владеете полной информацией о рынке сбыта, то деньги ваш управленец найдет сам!
 
  Или он найдет того, кто имеет положительный опыт получения инвестиций.
  Кто же откажет фирме с хорошо разработанным проектом, убедительным маркетинг - планом и продуманным сбытом?
 
  А вам лично что ж дальше-то делать?
  Вариант пассивный; вспомнить о любимом хобби и, например, заняться выжиганием по дереву или резьбой по серванту. А попутно просто дожидаться прибыли.
 
  Или почешите живо вокруг пупка сначала по часовой стрелке, а потом - против.
 
  Техника безопасности: не увлекайтесь! А то ведь усердие иной раз превозмогает и разум, и инстинкт самосохранения...
 
  Вариант псевдоактивный: займитесь дублированием и усилением системы контроля за процессом. Это обеспечит дополнительную занятость многим членам коллектива, ни вряд ли серьезно увеличит доход.
  Скорее - наоборот: средние потери от хищений, брака, ошибок и т.п. при налаженных и управляемых отношениях в коллективе составляют около десяти процентов прибыли.
 
  Эффективный же контроль, за исключением этих потерь, обойдется явно дороже.
  Одна спецаппаратура контроля и слежения и ее обслуживание уже немало потянут.
 
  К сожалению- контроль не может гарантировать всего, Все наше соцлространство было построено на контроле -производственном, партийном, народном.;. И все равно воровали, да еще как! А к ответственности привлекали "стрелочников".
 
  Контроль - это оценка прошлого, а доверие есть созидание будущего. (Кто это так наговорил? Или летописец, или! новоназначенный министр финансов...)
 
  Создавая предприятие с расчетом на годы вперед, очень важно принять во внимание, что мало кому из новичков в бизнесе удалось быстро реализовать свои "наполеоновские" планы.
  И совсем уж немногие сумели стать действительно великими.
 
  Тэк что же привело этих "столпов бизнеса" к успехам и подвигам?
  Ужасно, но НИЧЕГО из сказанного ранее в этой статье вал не поможет стать не то чтобы великими, а хоть бы и заметными!
 
  Ибо мы сообщали вам исключительно азбучные истины.
  А ведь главное-то на этом пути - фантазия, творчеству и нестандартные решения.
  А день текущий потребует от вас того, другого и третьего в необозримых количествах.
 
  Скажем, по мере роста компании отношения внутри нее усложнятся. Дело начнет просто задыхаться под грузом проблем собственного роста - слишком много новых людей новых клиентов...
 
  Недостатки планирования и бухучета, неразбериха с кадрами, накопившееся напряжение в личных отношениях coтрудников - все это создает внутренние трения и тормозит работу.
 
  С увеличением объектов договоров у компании могут возникнуть проблемы с клиентами и денежными потоками.
 
  Используя ваши трудности и неразбериху, клиенты будут "тянуть резину", срывать сроки, а деньги станут задерживаться неведомо где и непонятно на какие сроки.
 
  Тогда кто-то из руководства принимает радикальное и нестандартное (как ему кажется) решение:
  - Хватит бардака! Здесь необходим профессиональный менеджмент. Компания начинает нанимать руководителей с опытом (развала предыдущих учреждений!)
 
  Описание бизнес-процессов, процедур, различные бланки и так далее начинают расти, как грибы после дождичка в четверг. Впервые появляются управленческие уровни: директор, замдиректора, заместитель замдиректора и т.д.
 
  Начинается внедрение многослойной отчетности, сотрудники все более дробно разделяются на уровни и классы руководителей и исполнителей - прямо как в большой настоящей (и одуревшей!) компании переростке.
 
  И вот волевым решением руководства устанавливается непререкаемое господство менеджеров" Конечно, из неразберихи, царящей в компании, они создают некий порядок, но...
 
  Попутно это может убить и сам предпринимательский дух.
  И не только дух!
 
  Старожилы компании начинают "творчески" ворчать:
 
  - Эта работа становится обязаловкой и уже не так интересна. Теперь надо следовать глупым предписаниям, тратить уйму времени на эти бесполезные заседания и т.п.
 
  Творчество начинает иссякать, когда самые способные люди уходят, реагируя, а рост власти бюрократов. Многообещающая молодая фирма сохнет и коченеет, готовясь вслед за другими стать такой же серой или отойти в мир иной.
 
  Что же и для чего в этих условиях могут сделать приглашенные варяги-менеджеры?
  Задача бюрократии - пытаться компенсировать недостатки компетентности и дисциплины за счет внесения хотя формального порядка.
 
  Большинство компаний создают свои бюрократические порядки, чтобы управлять небольшим процентом людей, не вписывающихся в общие правила.
 
  Но это заставляет увольняться не только разгильдяев, а еще и творческих людей, не всегда поддающихся дисциплинарной "порке".
 
  Но как же талантливых людей выстроить (или встроить) одну общую шеренгу с дисциплинированными служащими? Только увеличивая процент посредственных, вплоть до подавляющего большинства.
 
  - Вот вы тут все такие умные, - высказался как-то старшина роты в академии наук, - так отчею ж вы строем не ходите?!..
 
  Выбор, как известно, есть всегда, например создании культуры труда.
  Ни бензин, ни кислород сами по себе не горят. Зато прекрасно воспламеняется их смесь - бензиновые пары.
 
  Объединив в трудовом коллективе две взаимодополняющие силы - культуру дисциплины и дух предпринимательства, - вы получите что-то вроде "рабочей смеси" в цилиндре двигателя.
 
  И уж она-то раскрутит маховик вашего дела для движения к положительным результатам и стабильному, долгосрочному успеху.
 
  Значит, главным залогом долгой и успешной работы созданного вами предприятия в первую очередь может стати правильно подобранный, по-человечески славный и профессионально компетентный коллектив.
  С именем создателя!..
 
  Аминь.
 
  Вопросы на сообразительность
  1. Чем больше вы стоите в очереди, тем больше вероятность того.. Чего?
  2. Почему не стоит выходить во время совещаний?
  3. Какое решение задачи самое ценное?
 
  Варианты ответов
  1. а) Что товар закончится перед самым вашим носом.
  б) Что вы стоите не в той очереди.
 
  2. а) Кто-нибудь вас подсидит и займет ваше место.
  б) Могут избрать в комиссию,
 
  3. а) За которое больше заплатят.
  б) То, что есть только у вас.
 
  Управление эффективностью
  Давайте-ка вспомним: что такое прививка?
  Это впрыск в родной организм чего-то постороннего (в чисто медицинских случаях - какой-нибудь зараз... то есть инфекционной культуры), но в очень маленьких дозах.
 
  Слегка переболев и в худшем случае пару дней помаявшись чуть повышенной температурой, наш организм обретает чудесную способность когда-нибудь потом, если вдруг придется вновь встретиться с чем-то подобным, перенести это куда легче.
 
  А на этих страницах мы предлагаем вам и вовсе безболезненную "прививку" культуры экономической. Если здесь вы одолеете немногие и не очень сложные экономические темы в "прививочных" дозах, то вам куда проще будет потом воспринимать и настоящие умные-преумные и толстенные 'КНИГИ.
 
  Польза этой главы в том, что если ваш бизнес-иммунитет спустя годик после одоления этой книги ослабеет, достаточно повторить одну эту "дозу" главу для стимуляции вашей деловой потенции.
 
  Вот "прививка номер раз".
  Поскольку освоить экономические знания, о чем мы с вами уже раньше говорили, вроде не так уж и сложно, то, наверное, и достичь на их основе богатства можно и без упорно-изнурительного труда.
  Это и так... и не совсем так.
 
  Конечно, знания помогут обойтись без лишних трудозатрат. Только нужно еще и горячее, и настойчивое(!) желание это богатство заполучить.
 
  И если жгучей жажды богатства у вас пока еще нет, внезапные сокровища могут пойти не на пользу.
  Когда человек еще не сформировался и не окреп в экономическом смысле, он просто не сумеет с толком воспользоваться пока непосильными для него возможностями.
 
  Может просто не хватить здоровья или ума, чтоб удержать нажитое.
 
  Поэтому до того, как безудержно богатеть, надо преобразиться в устойчивого и грамотного хозяйственника.
  Ведь если строитель будет строить мост, то постарается создать его с хорошим запасом прочности.
  Так и в бизнесе: профессионал должен строить свое дело устойчивым, чтобы им можно было гордиться, а не бояться за его судьбу.
 
  "Прививка номер два".
  В основе прочности вашего предприятия (как в смысле некоего дела в целом, так и конкретной фирмы в частности) стоят две главные опоры - план развития предприятия и повышение вашего образования.
 
  И обе они тесно связаны друг с другом. Ведь при самом гениальном и предусмотрительном изначальном плане ни одна фирма не остается неизменной. Организация развивается как живой организм.
 
  Меняются производимые ею товары и услуги. Соответственно меняются и люди: одни не успевают за прогрессом и отстают от жизни, а другие перегорают от невостребованности их творческого потенциала...
 
  Чтобы успевать вовремя отслеживать эти изменения, надо реально представлять себе, как в фирме идут дела. А для этого лучше завести постоянную систему оценки внутреннего! состояния своей компании.
 
  Здесь для кого-то главными критериями послужат лояльность и преданность сотрудников - и тогда следует сделать упор на службу контроля.
 
  А для тех, кому нужно лишь побольше прибыли от каждого, главным звеном станет служба финансов.
  Кто-то стоит за свободу внутренней конкуренции сотрудников, идей и проектов, другие же формируют только единые команды, где главное - менеджмент.
 
  "Прививка номер три".
  Помочь разобраться в эффективности работы вашей организации помогут по меньшей мере семь критериев оценки деятельности предприятия (для начала, так" и быть, слегка расшифруем их):
 
  1. Действенность - да просто способность развиваться!
  2. Экономичность - не тратить лишнего (времени, сил, материалов) понапрасну.
  3. Качество - чтобы все выпускаемое было красивым и надежным.
  4. Прибыльность - меньше тратить и больше получать.
  5. Производительность - вложить не очень много, а выработать ух сколько"...
  6. Качество трудовой жизни - чтобы все было хорошо: и лицо, и одежда, и мысли... и валовой доход!
  7. Внедрение новшеств - только вот как бы увидеть, что из этого нового пригодится в будущем?..
 
  Эти понятия надо не просто зазубрить, чтобы при случае блеснуть эрудицией на банкете или перед друзьями в сауне. Их надо освоить в применении к вашему конкретному делу -просто буквально по этому краткому списку рассмотреть: а по всем ли пунктам у вас полный порядок?
 
  "Прививка номер четыре".
  Надо изначально знать и затем постоянно, по мере изменения, учитывать свои возможности (ресурсы). Иначе ваше предприятие вряд ли сможет набрать нужную скорость развития.
 
  Основных категорий этих возможностей не так ужи много. А для простоты в каждой категории приведем по одному примеру более-менее удачной деятельности весьма известных лиц (можете в пределах этих страниц считать этих людей своими виртуальными сотрудниками).

<< Пред.           стр. 16 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу