<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  - с целью снижения уровня коррупции, а также повышения защищенности работников налоговых органов создать в территориальных органах ФНС России "службу внутренних расследований", обеспечивающих контроль за работой и физическую защиту работников налоговых органов (Минфином России даны указания ФНС России об оперативной подготовке соответствующего приказа);
  Кроме этого следует решить вопросы упрощения ликвидации юридических лиц, которые в течение долгого срока не представляют отчетность в налоговые органы и место нахождения которых неизвестно. Должна быть также создана единая база по паспортам, доступная для использования налоговыми органами, а также единая для всей страны учетная база по имеющимся транспортным средствам.
 
  Приложения: упомянутые всего на 19 листах.
 
 
  Проект
 
 
  Директивы для Министерства экономического развития Российской Федерации для разработки сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
 
  В области налоговой политики на 2006-2008 гг. предусматривается ежегодное снижение налогового бремени в размере около 1 процентного пункта к объему ВВП -
 
 с 2006 года за счет:
 
  Установления общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений (155 млрд. рублей в год)
 
  Осуществления следующих мер, относящихся к налогу на прибыль организаций:
 
 - введения "амортизационной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов (49 млрд. рублей в год);
 - увеличения с 30 до 50 % верхнего предела для уменьшения налоговой базы в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. (15 млрд. рублей в год);
 - совершенствования действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат на осуществление НИОКР, не давших положительного результата, уменьшение срока для отнесения на расходы затрат на НИОКР) (2 млрд. рублей в год).
 
  Индексации специфических ставок акцизов на 9 %, по табачным изделиям - на 15 %.
 
  Увеличения специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9 процентов (то есть установление ее в размере 147 рублей за 1 тыс. куб. метров газа).
 
  с 2007 года за счет:
 
  Совершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров (включая переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам) (127 млрд. рублей в условиях 2005 г., и, кроме того, в случае введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам по заявленным к возмещению, но не возмещенным до 1 января 2007 г. суммам - не менее 100 млрд. рублей.);
 
  Принятия при расчете налоговой базы переходящих убытков в полном объеме (дополнительно к 2006 г - не менее 50 млрд. рублей);
 
  Введения дифференцированных ставок НДПИ при добыче нефти в зависимости от объективных условий - для организаций, имеющих худшие условия для добычи нефти (в целом - в пределах сумм НДПИ, поступающих в условиях ранее действовавших ставок).
 
 с 2008 года за счет:
 
 Снижения налоговых ставок (налоговой ставки) по НДС и (или) налогу на прибыль организаций*
 
 *выбор налога по которому предполагается снижение налоговой ставки и размеры снижения - после проведения анализа влияния этой меры на экономический рост.
 
 Оценка вариантов изменения ставки НДС и принятия ряда других мер в области налоговой политики
 
 1. Оценка выпадающих доходов по вариантам
 
  Оценка выпадающих доходов бюджета в связи со снижением ставки НДС и принятия ряда других мер представлена в таблице 1.
 
  Таблица 1.
 
  Оценка выпадающих доходов бюджета в 2006 году за счет снижения НДС (млрд. руб.)
  18%,10% 16%,10% 16%,12% 15% 14% 13% Выпадающие доходы от снижения ставки 0,0 -135,5 -104,7 -126,3 -209,5 -292,6 Справочно: по расчетам Минфина 0,0 -148,0 х -172,0 х -362,0 Выпадающие доходы за счет принятия к вычету НДС по новым капитальным вложениям (с 1.01.2006 г.) -145,9 -115,7 -115,7 -108,5 -101,2 -94,0 Всего из-за снижения ставки и принятия к вычету по новым капвложениям -145,9 -251,2 -220,4 -234,8 -310,7 -386,6 Кроме того: Выпадающие доходы за счет принятия к вычету НДС по старым капитальным вложениям (до 1.01.2006 г.) -9,2 -8,7 -9,2 -8,6 -9,2 -9,2 Выпадающие доходы за счет введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам по экспорту с 1.01.2006 -127,4 -113,2 -113,2 -106,2 -99,1 -92,0 Выпадающие доходы за счет введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам по заявленному к возмещению, но не возмещенному до 1.01.2006 -116,0 -116,0 -116,0 -116,0 -116,0 -116,0 Выпадающие доходы - всего -398,5 -489,2 -458,9 -465,6 -535,0 -603,8 Увеличение доходов за счет экономического роста 45,0 48,7 46,8 44,3 45,2 45,6 в т.ч. за счет: Снижения ставки 0,0 11,6 9,6 10,3 14,3 17,6 Принятия к вычету НДС по новым капитальным вложениям (до 1.01.2006 г.) в общем порядке 13,8 10,3 10,3 9,2 8,2 7,2 Принятия к вычету НДС по старым капитальным вложениям (до 1.01.2006 г.) 3,9 3,4 3,5 3,2 3,0 2,8 Введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам по экспорту с 1.01.2006 14,1 11,6 11,6 10,5 9,4 8,3 Введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам по заявленному к возмещению, но не возмещенному до 1.01.2006 13,3 11,8 11,8 11,0 10,3 9,6 Итого финансовый результат для бюджета при принятии всех мер -353,5 -440,4 -412,1 -421,3 -489,8 -558,3 Справочно: ВВП 22570,0
  Расчет выпадающих доходов от перехода на общий порядок принятия к вычету НДС по расходам на капитальные вложения.
 
  В таблице "Расчет расходов бюджета в условиях перехода на общий порядок принятия к вычету НДС" представлены результаты расчетов сумм НДС, которые будут приняты к вычету, в случае изменения действующего налогового законодательства с 1 января 2006 г. Расчеты проведены с целью определения нагрузки на бюджет в условиях нового порядка вычета НДС.
 
  Таблица 2.
 Расчет расходов бюджета в условиях перехода на общий порядок принятия к вычету НДС (при базовой ставке 18% и льготной ставке 10%)
  (млрд. рублей)
  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Объем подрядных работ 1164,8 1298,0 1603,5 1928,8 2271,6 Вариант 1
 Принятие к вычету НДС по капитальным вложениям, начавшимся до 01.01.2006, по действующему законодательству 56,2 74,7 87,2 79,6 10,2 Вариант 2
 Дополнительное принятие к вычету НДС по капитальным вложениям, начавшимся после 01.01.2006, в случае перехода на общий порядок вычета НДС только по новым капитальным вложениям, в т.ч.: 145,9 159 по капитальным вложениям, начинающимся и заканчивающимся вводом в эксплуатацию основных средств в течение 2006 года 20,1 21,9 Вариант 3
 Дополнительное единовременное принятие к вычету НДС по капитальным вложениям, начавшимся до 01.01.2006 9,2 - Суммарное возмещение НДС 56,2 74,7 87,2 234,7 169,2
 
  При выполнении расчетов в первом варианте предполагается, что возврат налоговых выплат по объектам основных фондов, начатым до 2006 г., будет осуществляться в соответствии с положениями действующего законодательства.
  Расчет возмещения НДС по ним осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК, согласно которому налоговые вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) и с момента начисления по ним амортизации. То есть, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 259 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового Кодекса, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данные объекты введены в эксплуатацию.
  Для расчета последствий перехода на общий порядок принятия к вычету НДС по капитальным вложениям предполагается, что указанный вычет будет производится в тот же период, что и осуществление самих капитальных вложений.
  В условиях действующего налогового законодательства учитывалась предполагаемая ставка возмещения налога и прогноз добавленной стоимости подрядных работ с лагами освоения капитальных вложений в течение двухлетнего периода с поквартальными весами:
 
 
  t-1
  t-2
  t-3
  t-4
  t-5
  t-6
  t-7
  t-8
  0.08
  0.1
  0.15
  0.25
  0.2
  0.12
  0.06
  0.04
 
 
  Кроме того, предполагается, что дополнительно к единовременному вычету будет предъявлена вся накопленная сумма НДС, уплаченная поставщикам, по капитальным вложениям, осуществленным до 01.01.2006.
  Проведенные исследования показали, что наибольшая нагрузка на бюджет в смоделированной ситуации приходится на середину 2006 года, что обусловлено наложением выплат НДС по ускоренному возмещению на выплаты НДС по объектам, завершенным строительством, начатым два и менее лет назад. В 2007 г. суммарное значение показателя вычетов по НДС начнет снижаться. Это снижение будет происходить до момента полного завершения строительства капитальных объектов, начатого до введения порядка ускоренного возмещения НДС.
 
  Расчет выпадающих доходов в связи с переходом на уведомительный порядок предоставления возмещения по экспорту.
 
  При переходе на упрощенный порядок возмещения НДС для экспортеров предполагается, что потери бюджета будут равны разнице между заявленной налогоплательщиками к возмещению суммой НДС и суммой возмещения и отказа по заявлениям налогоплательщиков.
  Сумма выпадающих доходов за счет введения уведомительного порядка возмещения НДС экспортерам рассчитывается, как доля от объема экспорта, по которому происходит возмещение НДС.
  Объем экспорта, по которому происходит возмещение НДС, в 2006 году принят в размере 189 млрд. долл. Этот объем рассчитан исходя из общего объема экспорта на 2006 год (193 млрд. долл.) и доли экспорта, по которому происходит возмещение НДС. Эта доля с 2005 года увеличивается против уровня 2004 года с 90% до 98% в связи с отменой взимания НДС при реализации нефти и газа в страны СНГ.
  Отношение суммы невозмещенного НДС к объему экспорта, по которому происходит возмещение НДС, предполагается постоянным и равным аналогичному отношению в 2003-2004 годах, который составлял в них около 2,5% (в 2003 году сумма невозмещенного НДС к концу года составила 88 млрд. рублей, а объем экспорта, по которому возмещается НДС - 3726 млрд., в 2004 году - 116 млрд. рублей и 4690 млрд. рублей, соответственно).
  Таким образом, потери бюджета при переходе на упрощенный порядок возмещения НДС составят в 2006 году 127,4 млрд. рублей (при неизменной ставке), а также 113,2 млрд. рублей (при ставке 16% с льготной ставкой 12%).
  В случае принятия решения о единовременном возмещении НДС по заявлениям налогоплательщиков, по которым налоговыми органами на конец года не было принято решений об отказе или возмещении, дополнительные потери могут составить 116 млрд. рублей.
 
 2. Оценка влияния снижения НДС
 на экономический рост и состояние бюджета
 
  При рассмотрении вопроса оценки влияния снижения ставки НДС на рост экономики в прогнозном периоде 2006-2008 гг. проводилось сопоставление результатов по следующим основным вариантам:
 
 Вариант 1. Снижение ставки НДС ( с действующего уровня в 18% и льготной ставки в 10%) до 16% с льготной ставкой 10%, что эквивалентно снижению до единой ставки 15%.
 
 Вариант 2. Снижение ставки НДС до 13% с отменой льготной ставки.
 
 Вариант 1
  В расчетах принята гипотеза, что предприятия инвестируют в производство не весь дополнительный доход, полученный от снижения налогов. Предполагается, что дополнительные доходы будут использоваться в течение прогнозного периода следующим образом1:
  на увеличение инвестиций в основной капитал (предполагается увеличения доли данного вида расходов от 25% доходов в настоящее время до 30% в конце прогнозного периода);
  рост заработной платы (с увеличением доли данного направления расходов от 17 до 21% доходов);
  увеличение других выплат на потребление (социальные и другие выплаты работникам) (со снижением доли от 25 до 21%);
  прирост запасов и прочие расходы непроизводственного характера (со снижением доли от 19 до 18%);
  увеличение основных средств на счетах (со снижением доли от 13 до 10 %).
 1 В скобках показано изменение в течение прогнозного периода доли каждого направления в общей сумме дополнительных доходов, полученных от снижения налога.
  Таблица 3.
 
  Изменение доходов и расходов промышленных, строительных и транспортных предприятий
  (млрд. рублей)
  2006 г. 2007 г. 2008 г. Дополнительные источники у предприятий, млрд. руб. снижение ставки НДС на 2% 135.5 157.0 184.6 остатки средств предыдущего периода 0 18.0 21.0 Итого: 135.5 175 205.6 Израсходовано средств, млрд. руб. инвестиции в основной капитал 34.8 46.9 60.9 фонд заработной платы 22.8 33.0 42.8 социальные трансферты и другие выплаты типа зарплаты 34.2 40.9 43.8 прочие расходы 25.7 33.2 37.0 увеличение остатков на счетах 18.0 21.0 21.2 Итого: 135.5 175.0 205.6
  В результате роста доходов населения и инвестиций в основной капитал возрастает как конечный спрос населения, и соответственно, рост конечного потребления, так и инвестиционный спрос, и, следовательно, ввод основных мощностей с последующим ростом производства продукции.
  Влияние снижения НДС на темпы роста оценивается в 0,2 процентных пункта роста в год в течение трех лет (0,62% за 3 года).
 
  Таблица 4.
 Изменение макроэкономических параметров
 (прямой эффект)
 
  2006 г. 2007 г. 2008 г. Дополнительные средства у предприятий от снижения НДС на 2%, млрд. руб. 135.5 157.0 184,6 Влияние на макроэкономические показатели: инвестиции в основной капитал
 (в % к предыдущему году) 0,9 0,5 0,7 произведенный ВВП
 (в % к предыдущему году) 0,2 0,2 0,22 продукция промышленности
 (в % к базовому варианту) 0,4 0,5 0,4 реальные располагаемые доходы населения
 (в % к базовому варианту) 0,4 0,0 0,0 Таблица 5.
 Динамика макроэкономических параметров
 
  2006 г. 2007 г. 2008 г. Инвестиции в основной капитал базовые - всего,
 млрд. руб.
 дополнительные инвестиции, первичные, млрд. руб.
  % к базовому варианту
  в % к предыдущему году 4026
 
 34,8
 0,9%
 0,9% 4840
 
 46,9
 1%
 0,5% 5691
 
 60,9
 1,1%
 0,7% ВВП - базовый, млрд. руб.
  в % к предыдущему году
 ВВП - по варианту, млрд. руб.
  в % к предыдущему году
 дополнительный объем произведенного ВВП, млрд. руб.
  в % к предыдущему году 22570
 106,1
 22624
 106,3
 54,1
 0,2% 25720
 106,4
 25834
 106,6
 114,0
 0,2% 28960
 106,5
 29143
 106,7
 182,9
 0,22% Продукция промышленности - базовая, млрд. руб.
  в % к предыдущему году
 промышленность - по варианту, млрд. руб.
  в % к предыдущему году
 дополнительный объем, млрд. руб.
  в % к базовому варианту 15575
 105,2
 15636
  105,6
 61,4
 0,4% 18010
 105,6
 18169
 106,1
 159
 0,5% 20505
 105,7
 20772
 106,1
 266,5
 0,4% Реальные располагаемые доходы населения - базовые, %
 реальные располагаемые доходы населения - по варианту, %
  прирост в % к базовому варианту 109,5
 109,9
 0,4% 109,1
 109,1
 0,0% 109,0
 109,0
 0,0%
 Вариант 2
 
  При снижении ставки НДС с действующего уровня до 13% с отменой льготной ставки предполагаются некоторые изменения структуры использования дополнительных доходов2:
  на увеличение инвестиций в основной капитал (с ожидаемым уменьшением доли этого направления от базового уровня 25% до 20% к концу прогнозного периода);
  рост заработной платы (с увеличением доли данного направления от 17 до 21%);
  увеличение других выплат (социальные и другие выплаты типа заработной платы) для роста потребления (со снижением доли от 25 до 21%);
  прирост запасов и прочие расходы непроизводственного характера (с увеличением доли от базового уровня 19% до 23%);
  увеличение основных средств на счетах (со снижением доли от 13 до 11 %).
  Изменение структуры использования доходов обусловлено уменьшением эластичности роста инвестиций от размера дополнительных средств, высвобождаемых при снижении НДС из-за увеличения оттока капитала и склонности к финансовым вложением.
 
  Таблица 6.
  Изменение доходов и расходов промышленных, строительных и транспортных предприятий
  (млрд. рублей)
  2006 г. 2007 г. 2008 г. Дополнительные источники у предприятий, млрд. руб. снижение ставки НДС на 5% 292.6 339.5 399.6 остатки средств предыдущего периода 0 35.6 42.4 Итого: 292.6 375.2 442.0 Израсходовано средств, млрд. руб. инвестиции в основной капитал 66.2 86.9 108.1 фонд заработной платы 49.2 70.7 91.9 социальные трансферты и другие выплаты типа зарплаты 73.9 87.6 94.1 прочие расходы 67.7 87.5 102.3 увеличение остатков на счетах 35.6 42.4 45.5 Итого: 292.6 375.2 442.0
  Влияние снижения НДС на темпы роста оценивается в 0,3-0,4 процентных пункта роста в год в течение трех лет (1,13% за 3 года).
 
  Таблица 7.
 Изменение макроэкономических параметров
 (прямой эффект)
 
  2006 г. 2007 г. 2008 г. Дополнительные средства у предприятий от снижения НДС на 5%, млрд. руб. 292.6 339.5 399.6 Влияние на макроэкономические показатели: инвестиции в основной капитал
 (в % к предыдущему году) 1.65 0.96 1.28 произведенный ВВП
 (в % к предыдущему году) 0.33 0.41 0.40 продукция промышленности
 (в % к базовому варианту) 0.75 0.89 0.72 реальные располагаемые доходы населения
 (в % к базовому варианту) 0.81 0.09 0.02
  Приложение 1-1
 
 
 
  Объем фактически полученных дополнительных налоговых доходов за 2001-2004 гг. без учета уровня инфляции (включая платежи, администрируемые таможенными органами).
 
  1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Всего налогов и сборов
 (млрд. руб.)
 1499,6
  2453,0
  3070,2
 3608,9
 
  4311,9
  5661,6 Прирост к предыдущему году
 (в %)
  Х
  63,6
  25,2
  17,5
  19,5
  31,3 Уровень инфляции
 (среднегодовой индекс) (в %)
  Х
  20,2
  18,6
  15,1
  12,0
  11,7 Изменение без учета
 уровня инфляции (в %)
  Х
  36,1
  5,6
  2,1
  6,7
  17,5 Получено дополнительно
 налоговых доходов сверх
 уровня инфляции (млрд. руб.)
 
  Х
 
  х
 
  137,4
 
  64,5
 
  241,8
 
  754,6 Всего за 2001-2004 гг.
 - (млрд. руб.)
 - в % к полученным за
  2001-2004 гг.
  Х
 
  х
  Х
 
  Х
  х
 
  х
  х
 
  х
  х
 
  х
 1198,4
 
  7,2
  Приложение 1-2
 
  Объем фактически полученных дополнительных налоговых доходов за 2001-2004 гг. без учета инфляции администрируемых ФНС России (всего и по основным налогам), а также контролируемых таможенными органами.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу