<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 4. Схема взаимной обусловленности и дифференциации
 отношений собственности
  Общественное разделение труда, которое представляет собой внешний фактор формирования и развития отношений собственности, предопределяет объективную необходимость и возможность разделения субъектов собственности, пользования и распоряжения. Материальные предпосылки этого разделения создаются числом и разнообразием объектов собственности. Одновременно с этим углубление разделения труда вызывает необходимость разделения субъекта собственности и субъектов управления, что создает основу делегирования распорядительных функций (вертикальное разделение труда) и дифференциацию функций управления (горизонтальное разделение труда).
  Именно разделение субъекта собственности и субъекта управления из-за неизбежной персонификации последнего создает возможность развития теневых отношений собственности.
  Для организации процессов управления принципиально важно согласовать юридическое понятие собственности с ее организационным строением, а также рассмотреть экономические аспекты управления корпоративной собственностью (рис. 5).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 6. Экономические аспекты управления
 корпоративной собственностью
  С этой точки зрения необходимо выделить понятие (объект собственности(, который следует рассматривать как точку приложения различных управляющих воздействий корпорации. Можно сформулировать следующее определение:
  Объектом корпоративной собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретной группой собственников (корпорацией).
  В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; обособленная доля в общей собственности и т.д.
  Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности.
  Разработка системы управления корпоративной собственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.
  Многие моменты, связанные с этим процессом, пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести основные понятия и определения, которые будут использоваться в дальнейшем.
  1. Корпоративная собственность - совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит конкретной корпорации.
  2. Объект собственности - организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.
  3. Объекты корпоративного права собственности (объекты управления):
 * недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, и др.);
 * движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);
 * денежные средства (валюта, и др.);
 * долги (дебиторская задолженность);
 * информация;
 * интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности корпоративных подразделений.
  4. Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.
  Субъективное право собственника распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.
  Под правомочием владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.
  Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения.
  Правомочие пользования - юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств.
  Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.
  5. Управление - элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.
  Управление собственностью - как текущее управление корпоративной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в корпорации, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках корпоративной стратегии в отношении собственности.
  6. Система - совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.
  В рамках рассмотренных понятий и определений в первую очередь необходимо рассмотреть существующие проблемы управления корпоративной собственностью. В рамках классификации корпоративной собственности, принятой в настоящее время (на наш взгляд, она нуждается в углублении и детализации, что будет показано ниже), выделяются насколько видов собственности:
 * дочерние предприятия корпорации;
 * пакеты акций, находящиеся в корпоративной собственности;
 * корпоративное недвижимое имущество;
 * нематериальные активы корпорации.
  Таким образом, диалектика акционерной и корпоративной собственности как совокупности форм взаимного проникновения капиталов выражается в схеме собственности, представленной на рис. 6.
  Корпоративная собственность может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:
  1. По видам корпоративной собственности:
 * недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) - земельные участки, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;
 * движимая КС - имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
 * информация;
 * результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
 * другая собственность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 6. Схема трансформации прав собственности
  2. По отраслевому признаку:
 * объекты КС, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например ТЭК, транспорт, связь, АПК и др. (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС со своими особенностями).
  3. По степени ликвидности:
 * низколиквидные (неликвидные) объекты КС, например, пакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;
 * стабильные, среднерисковые объекты КС, например, пакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;
 * высоколиквидные объекты КС, например, пакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости больше 1,5 индекса инфляции;
 * акции голубых фишек (blue chips) - акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.
  4. По величине доли (пакета акций предприятия, принадлежащего корпорации):
 * 100% у корпорации - АО или унитарные предприятия;
 * 75% + 1 акция - у корпорации квалифицированное большинство акций;
 * 50% + 1 акция - у корпорации контрольный пакет акций;
 * 25% + 1 акция - у корпорации блокирующий пакет.
  5. По степени индустриализации:
 * объекты промышленности;
 * объекты АПК;
 * объекты непроизводственной сферы;
  6. По степени участия на рынке производимой продукции:
 * монополии (более 35% продукции);
 * не монополии и др.
  Для наиболее полного учета всех особенностей и специфики использования корпоративной собственности ДКО мы предлагаем использовать систему показателей, позволяющую оценивать не только состав собственности и ее количественные характеристики, но и определенные экономические показатели для расчета эффективности ее использования.
  В основу системы показателей может быть положена классификация собственности, данная выше. Однако для статистических исследований она нуждается в некотором уточнении. На основании вышесказанного подсистема может иметь следующий вид (рис. 7).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 7. Принципиальная схема показателей собственности
  Данная схема нуждается в расшифровке. Мы предлагаем использовать три группы показателей:
 * показатели состава;
 * показатели эффективности;
 * показатели владения.
  Каждая из указанных групп позволяет провести статистическую оценку определенных характеристик корпоративной собственности. Причем группы характеристик не пересекаются между собой, что позволяет составить комплекс взаимно обусловленных характеристик. Использование такого подхода позволяет говорить об инструментарии составления взаимно дополняемых показателей, который будет использован и для статистического исследования других аспектов деятельности диверсифицированных корпоративных объединений.
  Комплексность в рассматриваемом разрезе заключается не только в полноте углов зрения, с которых рассматривается объект исследования, но в использовании количественных и качественных показателей, что позволяет говорить уже о подсистеме показателей. Для повышения систематизации исследований мы предлагаем ввести трехмерную матрицу показателей статистики для диверсифицированных корпоративных объединений.
  Данная матрица в своих ячейках имеет следующие характеристики используемых показателей:
 * по виду анализа: структуры, динамики, объема и др.;
 * по направлению анализа: деятельности, собственности, персонала и др.;
 * по этапу проведения: предварительные (базисные, единичные), аналитические (сводные, консолидированные, интегрированные).
  Таким образом, любой показатель может иметь свой вид, направление и этап проведения. Это позволит различать, например, статистическое исследование организационной структуры отдельного участника и всего объединения в целом.
 1.3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  В последнее время, как за рубежом, так и в России все большее распространение получают организационные структуры хозяйствующих субъектов, ориентированные на конечного потребителя. Крупные организации применяют схемы конечного корпоративного контроля для создания собственных дилерских сетей и продвижения продукции.
  В частности, на сегодняшний день Консорциум "Альфа-Групп" является одной из наиболее опытных и мощных финансово-промышленных групп России. Каждый участник консорциума занимает ведущее положение в своей отрасли. Альфа-Банк входит в пятерку ведущих банков России, ТНК - одна из крупнейших нефтяных компаний страны, "Альфа-Эко" - один из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, крупный импортер сахара и чая. В рамках консорциума действуют также крупнейшая сеть супермаркетов в Москве "Перекресток", компании "Кубаньсахар", "Альфа-Эстейт", с июня 2000 г. - страховая компания "Альфа-Гарантии" (рис. 8).
  Бизнес-направления "Альфа-груп", ориентированные на конечного потребителя (торговля продуктами питания, продажа бензина, банкинг и др.), так называемые направления b2c (business to customer) имеют развитую филиальную сеть, например, только по Москве "Альфабанк" имеет 25 дополнительных отделений, а также 23 филиала в других городах России и дальнего зарубежья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 8. Структура Альфа-Групп
  Каждый участник консорциума занимает ведущее положение в своей отрасли. Альфа-Банк прочно входит в пятерку ведущих банков страны. Тюменская нефтяная компания - третья в России по разведанным запасам, и пятая - по объему добычи.
  Ведущую роль среди компаний группы играют Альфа-Эко и Crown Trade & Finance. Первая из них - один из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, крупный импортер сахара и чая, вторая - международная торговая компания, расквартированная в Лондоне и активно работающая на российском и других рынках.
  "Перекресток" является крупнейшей сетью супермаркетов в Москве. "Кубаньсахар" в настоящее время контролирует 10% сахарного рынка страны. Компании консорциума (Альфа-Девелопмент и др.) ведут масштабные проекты с недвижимостью как в России, так и за рубежом. Страховое общество "Альфа-Гарантии" осуществляет 37 видов страхования. Структура собственности Альфа-Групп представлена в табл. 3.
  Таблица 3
 Структура акционерного капитала Альфа-Групп
 Держатели акций Доля, % ООО "Мона 28,39 ООО "Хан" 28,28 ООО "Альфа-Ом" 13,94 ООО "Дендар" 9,79 ООО "Кальдерра" 9.36 ООО "Открытая Компания" 2,36 ООО "Безелянский" 2,16 ООО "Дом Финансиста" 2,16 ООО "Ива Капитал" 2,08 ООО "Собственник" 1,49
  Рассмотрим состав "Альфа-групп" подробнее.
  В настоящее время ядро ДКО "Консорциум Альфа-Групп" составляют несколько компаний так называемого "первого уровня": Альфа-банк, чековый инвестиционный фонд "Альфа-Капитал" и одноименная управляющая компания, торговая компания "Альфа-Эко", риэлторская и девелоперская компания "Альфа-Эстейт", компания по торговле произведениями искусства "Альфа-Арт".
  Ядерные компании, по официальной версии консорциума, и формально, и фактически независимы друг от друга. Основной тип взаимоотношений между ними - координация деятельности, обеспечиваемая путем неформальных контактов лидеров. Второй уровень составляют дочерние компании ядерных компаний группы. Они входят в группу только при возможности установления над ними полного контроля.
  Промышленная составляющая консорциума до лета 1997 г. была представлена несколькими десятками предприятий, контролируемых, в основном, компаниями "Альфа-Эко" и "Альфа-капитал" (через владение крупными пакетами акций, систему договоров, или иными средствами). Большинство этих предприятий относится к пищевой (сахарные заводы и крупнейшие чаеразвесочные фабрики России), цементной, стекольной, химической и фармацевтической отраслям. Степень контроля ядерных компаний консорциума над "своими" предприятиями и участия в управлении ими для разных предприятий весьма различна. Наиболее широко известна активность консорциума в цементной и сахарной отраслях, для работы с которыми были созданы специальные структуры "Альфа-сахар" и "Альфа-цемент". Летом 1997 г. Альфа-групп приобрела на инвестиционном конкурсе 40% акций Тюменской нефтяной компании (ТНК), реальная хозяйственная значимость и ценность которой во много раз превышает все имевшиеся до этого у группы активы.
  Главный орган управления консорциумом - совет директоров, включающий в себя первых руководителей ядерных компаний и некоторых других лиц, ответственных за функциональные направления деятельности всей группы. Центром "Консорциума "Альфа-Групп" сегодня является Альфа-банк. Другими наиболее важными структурами являются, на наш взгляд, "Альфа-Эко" (вначале именно она была основной), "Альфа-Капитал" и Тюменская нефтяная компания.
  Альфа-банк был создан в 1991 г. В начале 1994 г. впервые появляется в списке ста самых крупных банков России сразу на 31 месте. С тех пор постоянно улучшает свою позицию в этом списке, поднявшись за четыре года на 11-е место. По мнению журнала "Эксперт", в 1994 г. он был одним из наиболее быстро развивающихся банков России, затем стал менее динамичным. Постоянно входит в группу банков высшей надежности (категория LA1).
  Альфа-банк характеризует себя как универсальный коммерческий банк, не контролируемый другими членами консорциума. В течение длительного времени Альфа-банк занимал лидирующие позиции в стране по частным операциям с внешними долгами бывшего СССР. В 1997 г. Альфа-банк принимал участие в размещении еврооблигаций правительств России и Москвы.
  Альфа-банк работает и с региональными властями. В 1996 г. он стал организатором и гарантом привлечения в республику Коми синдицированного кредита консорциума немецких банков размером в 300 млн. долл. для финансирования инвестиционных проектов на ее территории. В начале 1997 г. в прессе появились статьи о противоречиях между республиканским правительством и банком и о том, что от его услуг могут отказаться. На наш взгляд, такие противоречия, а также использование СМИ для давления на партнера, вполне естественны: республиканское правительство в наибольшей степени заинтересовано в кредитовании своих проектов, а банк - самых надежных и прибыльных.
  Повышенная региональная активность Альфа-банка приходится на лето-осень 1997 г. В этот период он подписал соглашение с администрациями трех ключевых регионов: Санкт-Петербурга (и одновременно открыл там свой филиал), Татарстана и Нижегородской области (предполагающее, в частности, совместную работу по привлечению инвестиций в промышленность региона). В этот же период Альфа-банк выиграл тендер на право стать уполномоченным банком Ленинградской области (в ряду других крупнейших московских банков).
  С правительством Татарстана Альфа-банк не только подписал соглашение об организации размещения республиканских еврооблигаций, но и договорился об открытии под его гарантии кредитной линии в 300 млрд. руб. КАМАЗу для пополнения оборотных средств.
  Финансовые показатели Альфа-банка за 1999 г. свидетельствуют высокой эффективности управления и достаточной инвестиционной привлекательности (табл. 4).
  Таблица 4
  Основные финансовые показатели АКБ "Альфа-банк"
  1999 1988 1997 1996 1995 Активы 46267,7 18028,4 11163,1 6190,9 2248,6 Чистая прибыль 0 2267,2 105,4 58,7 49,8 Собственный капитал 13465,5 3223,9 1045,5' 395,8 313,1 Уставный капитал 766,5 750,5 750,5 173,4 173,4 Резервы 2414,5 226,9 214,6 158,9 82,7 Операционные доходы 58252,9 13726,2 2105,1 1061,8 818,5 Операционные расходы 58216,4 11420,3 1869,7 851,8 646,2 Кредиты организациям, населению 12494,8 8663,8 5306,9 1607,0 1920,7 Средства кредитных организаций, клиентов, вклады населения 24914,0 12134,2 7834,9 2472,8 1793,6
  "Альфа-Эко" с самого начала была одной из крупнейших российских торговых фирм. Специализируется на оптовой торговле чаем, сахаром, нефтью и нефтепродуктами, алкогольными напитками. В частности, была одной из трех первых российских частных компаний, которые начали привлекаться правительством к поставкам нефти по межгосударственным соглашениям (наибольшую известность приобрел контракт с Кубой - "нефть-сахар", в котором "Альфа-Эко" участвовал наряду с торговым домом Менатеп-Импэкс).
  Финансовая компания "Альфа-Капитал" - один из старейших и активнейших операторов на российском финансовом и фондовом рынках. Весной 1997 г. появились сообщения о том, что она предполагает трансформироваться в инвестиционный банк и одновременно выделить в самостоятельные компании ряд своих специализированных подразделений, в том числе и по управлению активами одноименного ЧИФа. По состоянию на осень 1997 г., по мнению ряда экспертов, можно говорить уже о группе компаний "Альфа-Капитал".
  Тюменская нефтяная компания - вертикально интегрированный нефтяной холдинг (структура ТНК представлена на рис. 9). Основную ценность в ТНК представляет ее дочернее предприятие Нижневартовскнефтегаз, являющееся одним из крупнейших российских нефтедобытчиков и владеющее уникальным месторождением Самотлор. За последние несколько лет ТНК стала одним из ведущих игроков на российском нефтяном рынке. Об этом свидетельствует и динамика ее финансовых показателей (табл. 5).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 9. Структура Тюменской нефтяной компании
  Таблица 5
 Основные показатели экономической эффективности
 Тюменской нефтяной компании
 Показатель 1998 г. 1997 г. Прибыль (убыток) от основной деятельности (млн. долл.) (626,5) (549,3) Скорректированная прибыль (убыток) от основной деятельности* (млн. долл.) (127,7) (157,6) Чистая прибыль (млн. долл.) 45,3 (132,2) Чистая прибыль но одну акцию (долл.) 0,03 10,1) Рентабельность активов (%) 1,0 отриц. Рентабельность активов без учета доли меньшинства (%) 11,5 отриц. Рентабельность акционерного капитала (%) 2,9 отриц. * - без учета налоговых штрафов и пеней, убытка от снижения стоимости и выбытия активов и расходов на выплату контрольной премии
 
  Другим примером диверсифицированного корпоративного объединения является АФК "Система". Сегодня АФК "Система" - это мощная структура холдингового типа, объединяющая более ста предприятий и компаний в России и за рубежом на условиях владения или управления пакетами акций. Предприятия структурированы в восьми направлениях бизнеса:
 * телекоммуникации;
 * микроэлектроника;
 * строительство и недвижимость;
 * нефть и нефтепродукты;
 * масс-медиа;
 * страхование;
 * туризм;
 * торговля.
  По итогам 1998 г. активы компании составили 2,04 млрд. долл. США, объем продаж - 825 млн. долл., собственный капитал - 1,4 млрд. долл.
  Управляющая компания АФК "Система", имеет организационно-правовую форму открытое акционерное общество. Управляющая компания занимается стратегическим планированием и управляет корпорацией через функциональные департаменты, которые:
 * определяют стратегию развития и инвестиционную политику;
 * проводят мероприятия по привлечению инвестиций;
 * управляют финансовыми потоками и оборотными средствами;
 * координируют внешнеэкономическую деятельность;
 * разрабатывают и реализуют информационно-имиджевую стратегию корпорации;
 * обеспечивают юридическое и аналитическое обслуживание.
  Функциональные департаменты создают следующему звену - бизнес-направлениям - необходимые условия для динамичного развития и получения прибыли. Все дивизионы - дочерние образования АФК "Система". На своих рынках они ведут самостоятельную политику, но придерживаются стратегических планов корпорации, что помогает более эффективно управлять отраслевыми предприятиями.
  На основе анализа организационной структуры рассмотренных ДКО можно заключить, что в рамках подобных консорциумов используется несколько схем собственности и схем управления. Рассмотрим их более подробно. Любое направление бизнеса корпорации как совокупность юридических лиц, финансов, организационных связей в принципе может быть названо бизнес-направлением (БН), организационно являющимся структурным подразделением корпорации.
 Схемы собственности
  Если права собственности на субъекты бизнес-направления принадлежат возглавляющей его компании, тогда используется холдинговая схема собственности. Такое бизнес-направление называется холдинговым (рис. 10).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 10. Схема собственности в
 холдинговом бизнес-направлении
  Если головная компания бизнес-направления, получает от управляющей компанией корпорации право пользования (управления), а права владения и распоряжения остаются у корпорации, то такое бизнес-направление является трастовым (рис. 11).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 11. Схема собственности и управления в трастовом
 бизнес-направлении
  Если в рамках направления бизнеса имеются несколько предприятий без четкой схемы соподчинения, то такое бизнес-направление называется дифференцированным (рис. 12).
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 12. Схема собственности в дифференцированном
 бизнес-направлении
  Таким образом, можно сделать вывод, что ДКО представляют собой совокупность схем управления, выбираемых в соответствии с экономической целесообразностью и типом бизнес-направления.
 Схемы управления
  Если основной целью управления является капитализация бизнес-направления, то есть повышение рыночной стоимости самого бизнеса, а для достижения этой цели используются методы корпоративного управления (управление через Совет директоров, стратегическое планирование, ревизионные комиссии, лоббирование, перераспределение финансовых потоков в рамках портфеля с целью их централизации, кадровый), то такое бизнес-направление называется дивизиональным.
  Если основной целью управления является получение приемлемого периодического дохода, а для достижения этой цели используются методы прямого участия (трастовые договора, коммандитные товарищества, участие в доходах, контроль расходов, назначение работников на руководящие посты), то такое бизнес-направление называется трастовым.
  Если основной целью управления является развитие бизнеса, организационная структура бизнес-направления только формируется, само бизнес-направление еще финансируется из бюджета развития, а для достижения поставленных целей применяются жесткие методы (антикризисный, венчурный, инновационный), то такое бизнес-направление разбивается на отдельные хозяйствующие субъекты и называется венчурным.
  Реализация подобных схем позволяет на корпоративном уровне повысить эффективность всего процесса управления собственностью. Системный подход к использованию схем управления является источником повышения синергического эффекта и эффекта экономии на масштабе.
 Комплексные статистические оценки
  Рассмотрим отдельные статистические показатели отечественных ДКО. Наиболее показательным для анализа всей совокупности корпораций является показатель капитализации и структура капиталов на рынке. В частности, в приложении 1 приведены данные о капитализации отечественных корпораций. Проведем группировку и выделим основные группы корпораций по капитализации (табл. 6).
  Таблица 6
 Структура капитализации отечественных корпораций
 Группа Капитализация Количество корпораций в группе 1 - Максимальная капитализация 646 745,445 3 2 - Высокая капитализация 294 702,485 3 3 - Средняя капитализация 217 738,416 11 4 - Низкая капитализация 105 534,224 35 5 - Минимальная капитализация 27 713,121 62
  На основании данных таблицы построим круговую диаграмму удельных весов групп в общей капитализации (рис. 13), а также гистограмму количества корпораций в группах (рис. 14). Как видно из указанных рисунков, первая группа, включающая всего три корпорации, фактически составляет 50% совокупной рыночной капитализации всего российского фондового рынка.
 
 Рис. 13. Удельный вес капитализации по группам
 в общей капитализации
 
 Рис. 14. Гистограмма количества корпораций в группах
  Такая ситуация не может быть признана нормальной. В частности, рассмотрим для сравнения данные о капитализации корпораций всего мира. По данным приложения 2 можно построить таблицу обобщения корпораций в группы (табл. 7).
 
 Таблица 7
 Структура капитализации по группам
 Группа Капитализация, млн. долл. Количество корпораций в группе 1 - Максимальная капитализация 530 725,700 2 2 - Высокая капитализация 2 026 474,000 16 3 - Средняя капитализация 2 013 743,600 26 4 - Низакая капитализация 1 374 615,500 28 5 - Минимальная капитализация 954 585,400 28
  Как видно из таблицы, разброс значений здесь менее заметен, что свидетельствует о более высокой плотности фондового рынка. Такая ситуация характерна для уже устоявшихся взаимоотношений инвесторов и эмитентов.
  На основе вышесказанного можно заключить, что в России к настоящему времени складывается новый тип хозяйствующих субъектов, однако серьезное отрицательное влияние на концентрацию капитала оказывает низкая капитализация отечественного фондового рынка. Одним из важных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность корпораций, является по нашему мнению низкая прозрачность финансовой деятельности и организационной структуры. В этой связи, одним из способов повышения инвестиционной привлекательности является использование статистического инструментария для исследования структурных сдвигов, динамики и взаимосвязи основных показателей.
 
 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  Статистический анализ диверсифицированных корпоративных объединений может строиться в зависимости от целей и задач анализа, однако, существуют наиболее общие разделы, включение которых в общий план статистических исследований необходимо. Рассмотрим их углубленно.
 2.1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
  Экономическая среда деятельности корпораций в отечественной экономике имеет свои особенности и отличия от других стран. Это связано как со спецификой отечественного законодательства, так и с относительно короткой новейшей историей предпринимательства в России. В ходе трансформации экономической среды происходит адаптация к ней корпораций. В частности, ожидание налоговых льгот явилось одной из важнейших причин регистрации большого количества финансово-промышленных групп в 1996 г., которые затем либо прекратили свое существование, либо были поглощены более эффективными структурами.
  На основании вышесказанного можно заключить, что при осуществлении стратегического планирования и в своей текущей деятельности менеджмент корпорации должен учитывать не только внутренние резервы и возможности, но и условия экономической среды, которая является многофакторным индикатором макроэкономической ситуации в стране и мире. Общее состояние макросреды оценивается на основе макроэкономических показателей. Набор этих показателей довольно обширен, но на наш взгляд наибольшее влияние на деятельность отечественных корпорации оказывают следующие из них:
 * динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны;
 * динамика валютного курса;
 * уровень спроса на производимую продукцию;
 * динамика фондовых индексов;
 * уровень ставок банковского кредитования;
 * налоговое окружение;
 * динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.
  Данные агрегированные показатели измеряются как по всей экономике в целом, так и по отдельным отраслям, поэтому их можно считать достаточно объективными и использовать для детального анализа складывающейся экономической ситуации и условий предпринимательской деятельности. Для целей настоящего исследования рассмотрим их более подробно.
 Динамика валового внутреннего продукта
  Валовый внутренний продукт страны позволяет системно оценить эффективность макроэкономической политики, проводимой в стране, а также сформулировать основные направления деятельности хозяйствующего субъекта. Руководству корпорации динамика ВВП дает информацию о структурных сдвигах в экономике и позволяет определить возможности для расширения деятельности, сформулировать стратегию деятельности. Транснациональные корпорации, проводя сравнительный анализ ВВП разных стран, получают возможность оценить наиболее привлекательные регионы для инвестирования и сформулировать приоритеты экспансии. Рассмотрим динамику ВВП России за последние годы (табл. 7).
  Таблица 7
 Динамика валового внутреннего продукта России
  1997 г. 1998 г. 1999 г. Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 3 177,98 3 073,10 3 119,20 В % к предыдущему году 96,70 101,50
  Отметим, что рост валового внутреннего продукта в 1999 г. обусловлен, прежде всего, ростом промышленного производства, а по данным Госкомстата РФ доля корпораций в общем объеме промышленного производства составляет более 60%12.
 Динамика валютного курса
  Российская экономика, как известно, имеет одну очень важную особенность - многие предприятия и организации при осуществлении ценовой, затратной или сбытовой политики в качестве одного из главных ориентиров и индикаторов используют текущий курс доллара (рис. 15). Особо это касается экспортно-ориентированных корпораций, например, РАО "Газпром", ОАО "НК "Лукойл" и др. В этой связи, исследование динамики валютного курса является одним из главных инструментов оценки инфляции и уровня цен. В России существует несколько курсов, причем в стабильных условиях они сближаются, а в условиях дестабилизации начинают различаться:
 * курс ЦБ РФ;
 * курс ММВБ СЭЛТ.
 
 Рис. 15. Динамика курса доллара США в 1999 г.13
  Однако просто знать текущий курс бывает недостаточно. Зачастую для руководства хозяйствующих субъектов очень важно знать значение курса на ближайшие несколько месяцев. Прогнозирование курса доллара в последние годы затруднялось влиянием различных факторов, корректирующих реальный курс. Основными факторами, оказывающими дестабилизирующее воздействие на курс, были политическая ситуация в стране и ситуация на внешних рынках энергоносителей. С того момента, когда мировые цены на нефть возросли, а политика государства во всех ветвях власти стала более предсказуемой, курс доллара стабилизировался, золотовалютные резервы России на конец августа 2000 г. составили около 24 млрд. долл., то есть, за последние полгода выросли практически в 2 раза.
  Таким образом можно заключить, что при соблюдении условия предсказуемости в политике, а также при сохранении благоприятных цен на энергоносители, ситуация с курсом останется предсказуемой и достаточно стабильной.
 Уровень спроса на производимую продукцию
  Для оценки динамики уровня спроса на производимую продукцию можно использовать различные показатели: индекс выручки от реализации, сводный индекс цен, отраслевые индексы цен, индексы цен конкурентов и другие показатели [6]. Использование соотношения этих индексов позволяет сформировать индекс реального спроса на продукцию конкретной корпорации (IC), который даст возможность провести анализ чистой динамики платежей. В результате можно получить ответ на вопрос: экстенсивными или интенсивными причинами вызван рост объема продаж корпорации в денежном выражении и др. На наш взгляд, формула индекса может быть следующей:
 ,
  где
  IВP - индекс выручки от реализации продукции;
  IЦ - выбранный индекс цен.
  Критерий оценки экстенсивности или интенсивности может быть следующим:

<< Пред.           стр. 2 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу