<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  В частности, для анализа реального спроса корпораций ОАО "НК "Лукойл" и ОАО "НК "ЮКОС" рассмотрим следующие данные за несколько лет (табл. 8), в качестве индекса цен будем использовать значение отраслевого индекса цен на нефть и нефтепродукты (табл. 9).
 
 Таблица 814
 Индекс спроса на нефтепродукты российских компаний
  1997 г. 1998 г. Индекс Индекс реального спроса Лукойл 53,6 81,7 1,52 0,94 ЮКОС 20,4 39,3 1,93 1,19 Цена руб. / т 689,3 1112,4 1,61
  По данным табл. 9 можно сделать вывод, что корпорация "ЮКОС" в 1998 г. провела более эффективную маркетинговую компанию, т. к. ее выручка выросла в реальном исчислении примерно на 20%. Таким образом, измерение индекса реального спроса позволяет оценивать результаты конкурентной борьбы корпораций на рынке производимой ими продукции.
 Таблица 915
 Внутренние цены на нефть и нефтепродукты в долларовом выражении
 (средние оптовые цены предприятий, долл./т)
  1997 г. декабрь 1998 г. июнь 1998 г. сентябрь 1998 г. декабрь Среднее за 1998 г. Нефть 63,1 46,1 17 17 48,55 Автомобильный бензин 169,6 162,6 69,7 63,4 182,7 Дизельное топливо 170 147,3 58,1 52,9 158,2 Топочный мазут 73,8 68,3 25,7 22 70,85 Средняя цена на нефть и нефтепродукты 119,125 115,075
 Динамика фондовых индексов
  Индекс фондового рынка (фондовый индекс) является одним из основных показателей фондовой активности, которая, в свою очередь, является индикатором развития экономики в целом. На основе анализа динамики фондовых индексов можно судить о возможностях привлечения корпорациями ресурсов для осуществления своей деятельности. Например, в случае роста индекса можно осуществлять эмиссию, так как на рынок приходят новые ресурсы, владельцы которых заинтересованы в их размещении.
  В России наиболее популярными являются следующие индексы:
 * Российской торговой системы РТС (www.rtsnet.ru) (индекс РТС1-Интерфакс в период с 05.01.2000 г. до 16.08.2000 г. приведен на рис. 16);
 Рис. 16. Динамика индекса РТС1-Интерфакс
 за январь-август 2000 г.
 Рис. 17. Динамика сводного индекса АК&M
 за январь-август 2000 г.
 * информационного агентства AK&M (www.akm.ru) (сводный индекс за период с 05.01.2000 г. до 16.08.2000 г. приведен на рис. 17).
  Как показал мониторинг средств массовой информации, остальные информационные агентства публикуют у себя значения поименованных выше индексов. Таким образом, первоисточниками являются только индексы РТС и АК&М.
  По рисункам видно, что наибольший спад котировок наблюдался в конце мая, затем последовал некоторый подъем, и новый спад в конце июня 2000 г., однако, в июле-августе наметился устойчивый рост индекса, что свидетельствует о снижении инфляционных ожиданий на фондовом рынке. Необходимо отметить, что в развитых странах фондовые индексы являются одним из самых объективных индикаторов деловой и финансовой активности в стране, однако в настоящее время в России фондовый рынок не в полной мере отражает реальное положение дел в национальной экономике.
 Уровень ставок банковского кредитования
  Для осуществления своей деятельности, корпорация привлекает ресурсы, как правило, не только за счет эмиссий, но и за счет получения кредитов. В этой связи, очень важным показателем, характеризующим состояние экономической среды, является уровень ставок банковского кредитования. Как известно, чем выше ставки, тем менее привлекательными являются долгосрочные инвестиции и более привлекательны краткосрочные операции. Таким образом, анализируя динамику и состояние ставок банковского кредитования можно прогнозировать стратегические направления деятельности корпорации.
  Как известно, любой банк имеет несколько основных источников привлечения средств, плата за которые в конечном итоге определяет его кредитную политику. В этой связи хочется отметить следующее.
  В ноябре-декабре 1999 г. на рынке рублевых межбанковских кредитов наблюдались значительные колебания ставок (см. рис. 18). Резкие повышения стоимости межбанковских кредитных ресурсов в конце ноября-начале декабря и 9-14 декабря были вызваны календарными эффектами (конец месяца) и аккумуляцией коммерческими банками денежных ресурсов накануне первичных аукционов по размещению облигаций Банка России и ГКО.
  К концу декабря 1999 г. объем остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке РФ достиг максимальных значений за весь период наблюдения - 70-73,5 млрд. руб., что позволило ставкам по МБК вновь опуститься до уровня 7-12% годовых.
 
 Рис. 18. Динамика ставок межбанковских кредитов16
  Динамика учетной ставки ЦБ была более сглаженной, даже несмотря на скачок учетной ставки в мае 1998 г. до 150% годовых, что соответствовало его денежно-кредитной политике (см. рис. 19).
  Привлечение средств населения остается достаточно проблематичным. Это связано, в первую очередь, с кризисом августа 1998 г., в ходе которого многие банки прекратили выплаты по депозитным договорам, что послужило причиной снижения доверия к частным финансовым институтам России.
  Тем не менее, работа банков по привлечению средств населения проводится и в настоящее время. Однако, с точки зрения потенциальных вкладчиков отрицательным моментом является то, что, начиная с 24 января 2000 г., установлена ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России в размере 45% годовых.
 Рис. 19. Динамика ставки рефинансирования Банка России17
 Налоговое окружение18
  Система налогообложения в Российской Федерации в связи с принятием второй части Налогового Кодекса должна претерпеть существенные изменения, которые коснутся, прежде всего, самой сути налоговой системы. В целом принятые Государственной Думой законопроекты соответствуют основным направлениям налоговой реформы, сформулированным в "Концепции стратегии развития РФ до 2010 г.".
  Главные цели налоговой реформы, заключающиеся в снижении уровня налогового бремени, упрощении налоговой системы и придании ей более справедливого характера, в значительной степени достигнуты. В результате законопроекты закрепляют серьезнейшие изменения в российской налоговой системе. Рассмотрим некоторые изменения, касающиеся налогообложения корпораций.
 
 1. Налог на добавленную стоимость
  Важным вопросом являются правила территориальности при уплате НДС, в том числе при экспорте и импорте в страны СНГ. Некоторые государства СНГ оказывают постоянное давление на Правительство РФ с целью вынудить Российскую Федерацию к переходу на принцип страны назначения во взаимной торговле при определении базы налогообложения.
  Законопроект о введении в действие второй части Налогового кодекса предусматривает постепенный переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения. Такой переход может привести к некоторым потерям для российского бюджета из-за положительного сальдо торговли с этими государствами, а также из-за отсутствия обустроенной таможенной границы России (что открывает широкие возможности для злоупотреблений с использованием ложного экспорта).
  Однако переход на этот порядок целесообразен для унификации налогового режима, тем более что при существующем режиме не менее актуальна проблема ложного импорта. Важнейшим условием при этом должно стать укрепление фискальных границ внутри СНГ. Тем не менее, до вступления в силу межгосударственных соглашений со странами СНГ уплата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в государства СНГ производится в соответствии с действующим порядком.
  Законопроект упорядочивает список льгот по налогу на добавленную стоимость. В частности, введен порядок, согласно которому льготы по медицинской продукции предоставляются по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
  2. Акцизы
  По сравнению с ныне действующим законодательством произошли изменения, в целом отвечающие духу налоговых реформ, предлагаемых Правительством РФ, заключающиеся в снижении налогового бремени на экономику.
  В частности, индексация ставок на алкогольную продукцию была произведена в меньшем объеме, нежели прогнозные темпы инфляции на 2001 г., что, учитывая специфический характер акцизов, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков акцизов. Кроме того, было принято решение разделить уплату акцизов на алкогольную продукцию между ее производителями и организациями, занимающимися ее оптовой реализацией.
  В качестве компромисса депутаты решили согласиться с поправкой СПС, предлагающей ввести режим налогового склада, предусматривающий более строгий по сравнению с существующим порядок контроля за реализацией алкогольной продукции. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизительно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимаемого с оборота предприятий.
  Если в настоящее время ставки акцизов на легковые автомобили установлены в зависимости от объема двигателя, то по проекту главы об акцизах - в зависимости от мощности двигателя.
  Помимо упомянутых выше положений данного законопроекта, касающихся отмены некоторых видов налогов, являющихся источниками образования дорожных фондов, и временной ставки социального налога для доходов свыше 600 тыс. руб. в год, законопроект предполагает также переход с 1 января 2002 г. на определение объема реализации товаров (работ, услуг) в целях налога на добавленную стоимость по выставлению счетов-фактур (по методу начислений).
 Динамика и структура зарубежных инвестиций
  Динамика и структура зарубежных инвестиций позволяет оценить рискованность ведения бизнеса в той или иной стране, а также оценить наиболее привлекательные отрасли экономики.
  В этой связи, необходимо отметить, что общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в январе-сентябре 1999 г. составил 6 467 млн. долл. (рис. 20).
 
 Рис. 20. Структура инвестиций по странам-инвесторам19
  Темпы привлечения иностранных вложений в Россию носят понижательный характер. Так, если за 9 месяцев 1998 г. объем вложенных в российскую экономику иностранных инвестиций составлял 86,4% от уровня соответствующего периода 1997 г., то в 1999 г. данный показатель оценивался в 69,6%. В целом, на конец сентября 1999 г. объем накопленных иностранных инвестиций в России составил 28,4 млрд. долл. (рис. 21).
 
 
 Рис. 21. Отраслевая структура иностранных инвестиций
 в российскую экономику за 9 месяцев 1999 г.20
  Хотя по итогам девяти месяцев 1999 г. произошло снижение на 8,5% доли прямых иностранных инвестиций, составляющей по итогам первого полугодия 56,9%, их объемы превышали уровень 1998 г. (за период январь-сентябрь) на 55,5% и оценивались в 3 132 млн. долл.
  Об улучшении ситуации в российской экономике свидетельствовал также рост объемов прочих инвестиций, формируемых за счет кредитных средств. Если по итогам 1 полугодия 1999 г. их объемы не превышали 30% от уровня 1 полугодия 1998 г., то за девять месяцев прошлого года аналогичный показатель составил 47%. Объем прочих иностранных инвестиций за август-сентябрь 1999 г. составил 1 491 млн. долл. или 45% прочих иностранных инвестиций, вложенных в российскую экономику за 9 месяцев 1999 г.
  Отраслевая структура привлеченных в Россию иностранных инвестиций характеризовалась в прошлом году лидирующей ролью промышленности, вложения в которую по итогам 9 месяцев 1999 г. составили 3 333 млн. долл.
  Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в основном в топливную, пищевую промышленность, торговлю и общественное питание, а также транспорт и связь. Общая величина прямых инвестиций в эти отрасли экономики составила 2 530 млн. долл., или 80,8% от совокупного объема прямых иностранных капиталовложений.
  На долю топливной промышленности по итогам 9 месяцев 1999 г. пришлось 1 568 млн. долл. или 24,2% иностранных вложений в российскую промышленность. В 1999 г. начата разработка проектов "Сахалин-3" и "Сахалин-4". Проект "Сахалин-3" направлен на освоение Аяшского и Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений. Иностранным партнером российской компании "Роснефть" по этому проекту выступила компания Exxon (ее доля в создающемся совместном предприятии будет составлять 66,6%). Объем инвестиций по проекту оценивается в размере 37,1 млрд. долл. В рамках проекта "Сахалин-4" предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения. Партнером НК "Роснефть" по этому проекту выступает компания Arco (49% акций создающегося предприятия). Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5 млрд. долл. Реализовать проекты "Сахалин-3" и "Сахалин-4" предполагается в течение шести лет.
  На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом экономическая среда характеризуется как умеренно благоприятная. Это подтверждается прогнозируемыми изменениями основных макроэкономических показателей, относительно низкими ставками кредитов. Вместе с тем, привлечение иностранных инвестиций остается больным местом отечественной экономики. Рассмотрим теперь правовоую среду деятельности отечественных корпораций.
 2.2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
  Как правило, в процессе управления ДКО возникает несколько управленческих задач:
  1. Получение, анализ и использование необходимой для управления информации. Из-за большого количества проектов, а также сложной и запутанной структуры диверсифицированного корпоративного объединения возникает переизбыток информации - она поступает со всех направлений и уровней в различных измерительных системах, сопоставить которые часто невозможно. В результате менеджменту корпорации приходится вести двойной, тройной и даже четверной финансовый учет, что затрудняет составление оперативных балансов по направлениям и, как следствие, делает очень сложным принятие тактических и стратегических решений.
  2. Дублирование некоторых управленческих функций. В силу многопрофильности участвующих в ДКО хозяйственных образований и использования по многим видам их деятельности схем с зарубежными участниками им приходится дублировать функции учета и контроля в каждом бизнесе, а иногда даже дважды внутри одного направления. Безусловно, это увеличивает расходы на управленческий персонал, но, как правило, все же не позволяет реализовывать эти функции до конца успешно. В частности, финансовый учет дает сбои и утечки, которые не всегда удается выявить.
  3. Трудности оценки эффективности работы отдельных направлений. При общем благополучии корпоративного объединения в целом неясно, в каком состоянии находится то или иное бизнес-направление, то есть, оно может быть и очень убыточным, и очень прибыльным. Это обстоятельство, во-первых, не дает возможности вовремя прекратить убыточный вид деятельности; во-вторых, является источником трений между различными подразделениями, и, в-третьих, мешает объективной оценке работы персонала.
  4. Центробежные тенденции внутри компании. Как правило, отдельные проекты, встав "на ноги" и получив внутри компании статус самостоятельного бизнеса, стараются соблюдать только свои интересы. Это часто приводит к ухудшению результата деятельности ДКО в целом.
  5. Децентрализационное поведение работников того или иного бизнес-направления. Невозможность жесткого финансового контроля и большое количество подразделений создают благоприятную среду для своекорыстного поведения не только менеджеров, но и рядовых сотрудников. Это приводит к появлению внутренних рисков высокой степени, из-за которых привлечение внешних инвестиций в корпорацию становится маловероятным.
  Решение поставленных проблем возможно только на основе комплексного статистического исследования деятельности корпоративного объединения. Одним из направлений является исследование структуры и состава ДКО. При разработке методологии исследования структуры и состава диверсифицированного корпоративного объединения, на наш взгляд, возникает несколько возможных направлений статистического анализа:
 * статистический анализ состава ДКО;
 * статистический анализ отраслевых срезов;
 * статистический анализ синергии;
 * статистический анализ диверсификации.
  Анализ состава ДКО позволяет определить, предприятия каких отраслей входят в состав объединения, основные показатели направлений деятельности. Данное направление анализа является основой для выявления профильных и вспомогательных отраслей, действующих в рамках объединения.
  В рамках анализа отраслевых срезов можно исследовать комплексные финансовые и иные консолидированные характеристики по направлениям деятельности корпоративного объединения (отраслевым срезам). Схема исследований в данном случае, по нашему мнению, должна иметь следующий вид (рис. 22)21.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 22. Схема блочного статистического исследования
 отраслевых срезов ДКО
 Системы показателей комплексного анализа диверсифицированного корпоративного объединения
  Как показал проведенный анализ, различными авторами в настоящее время предлагается несколько комплексных систем статистического анализа деятельности предприятия. Одной из самых популярных в странах с развитой рыночной экономикой является, так называемая система сбалансированных счетных карт (ССК) - Balanced Scorecards. Данная система позволяет комплексно оценить деятельность компании любого масштаба и направления деятельности. Для статистических исследований ССК полезны шириной своего охвата и комплексностью получаемой информации.
  Рассмотрим основные положения по использованию ССК в исследованиях, предваряющих стратегическое планирование деятельности диверсифицированных корпоративных объединений. Прежде всего, остановимся на понятии диверсифицированного корпоративного объединения.
  ДКО представляет собой интегрированную предпринимательскую среду, действующую в рамках общей стратегии и с использованием единого финансового и информационного потока. Таким образом, описывая ДКО с позиций типа интеграции можно заключить, что это горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных бизнесов.
  Таким образом, для управления такого рода структурой необходима собственная система показателей, учитывающая особенности и специфику подобной деятельности. Одной из возможных систем сбора и обработки данных является ССК.
  В частности, наиболее распространенной является следующая частично систематизированная совокупность данных (рис. 23).
  Подобная система дает возможность руководителям принимать взвешенные решения о возможных направлениях развития ДКО. Таким образом, применение ССК - современный инструмент управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 23. Сбалансированные счетные карты для
 диверсифицированного корпоративного объединения
  Каждый из разделов ССК позволяет измерить самостоятельную бизнес-область ДКО. В частности, измерение персонала может осуществляться по следующим разделам:
 * численность персонала, заработная плата и система мотивации;
 * квалификация персонала;
 * соответствие квалификации требованиям качества продукции;
 * документационное обеспечение текущей деятельности;
 * организация работы, карта рабочего дня;
 * инновационная активность персонала и др.
  Не все из перечисленных показателей могут быть измерены количественно, однако даже качественная оценка некоторых из них позволяет выработать конкретные управляющие рычаги. Рассматривая ССК более подробно можно заключить, что стандартных измерителей, пригодных для всех предприятий не существует, поэтому в рамках ДКО может быть сформирована собственная система показателей.
  Помимо ССК нам хотелось бы подробнее остановиться на некоторых особенностях статистического исследования с позиций системного анализа. В этой связи, может быть предложена следующая система статистических показателей для анализа деятельности ДКО. Структура системы представляет собой матрицу базисных статистических исследований, на основе которой могут осуществляться синтетические исследования.
  В столбцах матрицы находятся виды анализа (структура, динамика, объем и др.), в строках - направления анализа (акционерная собственность, корпоративная собственность, продукция, рынок, источники инвестиций, сферы деятельности, эффективность, синергия и др.). Под синтетическими исследованиями понимаются смешанные виды исследований, например, кластерный анализ (объемно-структурные исследования), факторный анализ (структурно-динамический) и т. д.
  Таким образом, предлагаемая система статистических показателей позволяет не только осуществлять мониторинг (то есть оценивать текущее состояние) как в ССК, но и отслеживать динамику и структуру показателей. Вместе с тем, использование нескольких систем позволяет настроить статистический анализ для достижения максимальной эффективности исследований.
  Существенным является и то, что в указанной системе существует пространство для аналитического маневра и исследовательского поиска, что делает предлагаемую систему привлекательной для различных хозяйствующих субъектов.
  В условиях переходной экономики долгосрочное прогнозирование деятельности хозяйствующего субъекта может осуществляться только на основе использования развернутой системы показателей, описывающих различные аспекты его деятельности. Один из важнейших принципов, применяющийся в управлении современными организациями, можно сформулировать простой фразой: "Тем, что невозможно измерить, невозможно управлять. То, что измеряется, - делается". Управление организациями становится все более количественным.
  Хорошо известно, что одним из важнейших требований к целям является их измеримость. Цель должна обладать такой характеристикой, как мера. В противном случае невозможно сформулировать критерий достижения цели и понять, приближается ли хозяйствующий субъект или удаляется от цели. То же самое относится к стратегии его развития организации. Стратегия должна описываться количественными показателями. Тогда, определяя (измеряя) значение этих показателей, руководство хозяйствующего субъекта сможет понять, действительно ли оно реализует принятую стратегию, и насколько хорошо эта стратегия реализуется.
  К сожалению, в настоящее время хозяйствующие субъекты используют в основном финансовые показатели, что существенно снижает управленческий потенциал. В смысле стратегического управления должна измеряться степень удовлетворения миссии хозяйствующего субъекта. На следующем уровне сложности находится измерение уже не только результата деятельности, но измерение эффективности реализации способа достижения этого результата, т.е. измерение эффективности реализации стратегии. Это становится возможным только тогда, когда есть формализм, позволяющий описать стратегию хозяйствующего субъекта в формальных количественных терминах.
  В этой связи перед руководством хозяйствующего субъекта возникает задача формирования такой системы показателей, состав которой был бы достаточно полным и вместе с тем анализ не был бы сложным и громоздким. Основой такого подхода может служить предлагаемая концепция синтеза стратегических инициатив и оперативного управления, реализуемая с помощью комплексной системы поддержки формирования и принятия управленческих решений (СПФПР). Принципиальная схема СПФПР представлена на рис. 24.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 24. Принципиальная схема системы поддержки
 формирования и принятия решений
 в рамках хозяйствующего субъекта
  В рассматриваемой системе, на наш взгляд, необходимо решить две основные проблемы:
 * формирование системы показателей;
 * формирование системы поддержки принятия решений.
  Направления решения указанных проблем достаточно нетривиальны. Необходимо достичь определенного баланса между количеством информации и скоростью ее обработки. В этой связи, возникает задача разработки критерия оптимизации количества информации (КОПТ) для принятия управленческих решений. Уместно заметить, что такой критерий сам по себе может представлять трудности для расчетов, поэтому его состав определяется им самим, то есть помимо оптимизации системы показателей может осуществляться самооптимизация системы. По нашему мнению, общий вид критерия моет быть следующим:
 ,
  где
  N - количество исследуемых показателей;
  Tt - общее время обработки всех показателей с поправкой на экономию (t), достигаемую за счет параллельной обработки данных.
  Чем больше значение КОПТ, тем больше показателей можно обработать за определенный период времени, то есть повысить эффективность принятия решений. Тем не менее, важное значение имеет не только количество показателей, но и время их обработки, то есть, возможная экономия при распараллеливании процесса счета.
  Исследуя проблему формирования системы показателей, остановимся подробнее на поэлементном анализе так называемых Balanced Scorecards - сбалансированных счетных карт. Сбалансированные счетные карты появились в начале 90-х гг. XX в. как результат исследований по расширению аналитических возможностей хозяйствующих субъектов при управлении своей деятельностью. Все показатели разбиты на несколько групп, каждая из которых призвана дать ответы на важнейшие для хозяйствующего субъекта вопросы:
 * как его оценивают акционеры (привлечение финансов);
 * как его оценивают клиенты (общий маркетинг);
 * какое положение он занимает во внешней среде (конкуренция);
 * какие основные операции он проводит (внутренние резервы);
 * какие у него взаимоотношения с поставщиками (поставки).
  Особенность данного подхода в том, что в ходе анализа используются не только финансовые показатели или величины, измеренные в денежном выражении, но и натуральные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта с различных точек зрения. В рамках каждой группы можно сформулировать отдельные конкретные вопросы. Рассмотрим вопросы по группам подробнее.
 
 Группа Финансы
 Раздел Показатели Измерения акционеров Цена акций, справедливая оценка Дивиденды Лояльность акционеров (смена акционеров) Состав акционеров (институциональные или частные, работники и т. д.) Измерения финансовых Экономический рост результатов Рыночный рост Чистый доход Рентабельность инвестиций Рентабельность собственного капитала Рентабельность активов Измерение финансовой Активы, ликвидные активы силы Финансовые коэффициенты Кредитный рейтинг Обязательства Отношения обязательств и капитала Измерение расходов Переменные и постоянные расходы Программируемые расходы - контролируемые расходы, включая текущие, одноразовые и проектные расходы Текущие расходы (заработная плата, расходы на содержание, поставки) Одноразовые - справедливые нерегулярные статьи Не операционные доходы / расходы - затраты, напрямую не связанные с текущими операциями Накладные расходы, такие как износ, налоги на недвижимость или собственность Запланированные расходы - дополнительные расходы по бизнес-единицам Прямые расходы по департаментам Чистые расходы Основные статьи расхода наличности Административные затраты Рыночно ориентированные измерения Доходы, полученные от потребителей (с разделением по новым и существующим, большим и малым, промышленным, региональным потребителям) Лист потребительских доходов Доля рынка (в денежном измерении) Рыночный потенциал (в денежном измерении) Измерения Прибыль эффективности Отношение доходы / расходы Эффективность капитала Доход на работника Стоимость продукции Стоимость деятельности Группа Рынок (Потребитель)
 Раздел Показатели Объем охвата рынка Доля рынка Доля рынка в денежном измерении или количество видов продукции Рост в основных видах продукции Пересчет отдельных проектов в консолидированный баланс Новые потребители / рынки Количество планов Доля потенциальных сделок закрытых в настоящее время Новые расчеты Факторы удовлетворения всех потребителей Базирующиеся на обзорах измерения:
 Объемов торговой марки;
 Качества продукции;
 Качества обслуживания;
 Цен;
 Атрибутов обслуживания, таких как своевременность, ответная реакция, понимание нужд потребителей или бизнеса потребителей, качество отношений, квалификация персонала, потребительские фокусы, профессиональная активность.
 Базирующиеся на экспертных оценках измерения:
 Своевременности обслуживания доставки;
 Конкурентоспособности цен;
 Качества продукции. Удовлетворение потребителя / клиента Справедливая доля рынка Индекс партнерства Рейтинг потребительского отношения к хозяйствующему субъекту, включая такие вещи как ошибки планирования и проектирования, инвестиции в продукцию и услуги
  Группа Окружающая среда
 Раздел Экономия за счет повторного использования продукции (упаковки и т. п.) Количество экологических стандартов, которым удовлетворяет продукция Количество видов продукции, отвечающих требованиям новых экологических процедур Доля производственных материалов, полученных из сырья повторного цикла Доля продукции, выпускаемой на экологичном оборудовании
 
 Группа Люди
 Раздел Показатели Общие права и Измерения, базирующиеся на обзоре работников обязанности работников Измерения текучести кадров Измерения прогулов, забастовок, невыходов на работу Исполнение обязанностей Выход продукции на одного работника (объем продаж на одного работника, количество сделок на одного работника) Качество выхода Соответствие требованиям рабочего места Набор навыков, базирующийся на оценке исполнения обязанностей, включающий:
 Знания (продукт, клиент / потребитель, отрасль промышленности, системы, организация);
 Навыки (финансовые, аналитические, технические, отношения / взаимоотношения, решение проблем, переговоры, продажи, руководство)
 Ключевые компетенции Факторы исполнения обязанностей Измерения, основанные на обзорах:
 Вознаграждение / мотивация;
 Соответствие иерархии в системе управления (вознаграждения, переговоры, управление обязанностями, преемственность, развитие) стратегии хозяйствующего субъекта;
 Повышение квалификации;
 Условия совершенствования процессов;
 Прозрачность целей Факторы общих прав и обязанностей Экспертные измерения, включающие отношения работников к лидерству, положению / вознаграждению, уверенности в завтрашнем дне, коллективной работе, честному соперничеству, надзору, открытому общению Факторы совместимости Рост работников:
 Планируемое развитие профессиональных возможностей;
 Соглашения о повышении квалификации;
 Развитие работников / дополнительные возможности Обучение организации:
 Система обратной связи;
 Межфункциональные рабочие группы;
 Поддержка технологий для увеличения знаний Внутренние показатели Обслуживание потребителя Понимание затрат Инновации Диверсификация Этика / взаимодействие
 
 Группа Операции
 Раздел Показатели Производительность Индекс анализа реализации возможностей (оптимальное распределение производства) Планирование с учетом реальной производительности Проверка действенности (средняя производительность в час) Сравнение плановых и фактических показателей Обломки / отходы Скорость обработки Измерение своевременности Эффективность Доля заявок потребителей, не обслуженная в положенный срок Переделывание / устранение брака Срок устранения неисправностей Своевременность поставок Точность информации Безопасность и экология Экологичность и безопасность поведения (техника безопасности, контроль экологичности и т. п.) Результаты обеспечения экологичности и безопасности
  Группа Поставщики
 Раздел Показатели Удовлетворение потребителей компанией / работниками (эта область дополнительно может быть полезна для следующих исследований) Общее удовлетворение / по потребителям;
 Ответственность, чувствительность;
 Доступность продукта / услуги;
 Квалификация персонала;
 Нововведения / профессиональная активность;
 Точность в оформлении поставок;
 Соответствие стандартам безопасности потребителей;
 Точная доставка продукции потребителю Удовлетворение потребителями компании / сотрудников Общее удовлетворение / по поставщикам;
 Ответственность, чувствительность;
 Доступность продукта / услуги;
 Квалификация персонала;
 Нововведения / профессиональная активность;
 Точность в оформлении поставок;
 Соответствие поставщиков стандартам безопасности компании;
 Точная доставка продукции от поставщика Эффективность цен поставщиков Сравнение цен с планами и конкурентами
  Внедрение рассматриваемой концепции означает широкую перестройку всего процесса осуществления организационной стратегии.
  В этой связи важны два следующих обстоятельства. Во-первых, применение сбалансированной системы показателей - это процесс не разработки стратегии, а ее реализации, предполагающий наличие на предприятии уже четко сформулированной стратегии. Во- вторых, новую концепцию надо рассматривать не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления. При ее внедрении не следует также пытаться систематизировать в той или иной форме монетарные и немонетарные показатели. Каплан и Нортон специально подчеркивают, что нацеленная на успех программа сбалансированных показателей должна начинаться с признания того факта, что это не проект из области "мер и весов"22, а проект, рассчитанный на изменения.
  Р. Каплан считает, что процесс реализации новой концепции должен состоять из четырех этапов:
 * разработка сбалансированной системы показателей - превращение перспективных планов и стратегии в совокупность целей и мероприятий. После разработки система должна быть интегрирована в управленческий процесс;
 * сцепление - увязка всех иерархических уровней (от высшего управленческого звена до вспомогательных звеньев) путем выстраивания соответствующих целей и показателей, организация стратегической коммуникации, обеспечение компенсации за инициативные решения;
 * планирование - определение путей достижения во времени запланированных результатов через конкретные плановые задания, распределение ресурсов, проектирование стратегических мероприятий;
 * обратная связь и обучение - тестирование теоретической базы стратегии и обновление последней с отражением полученных знаний.
  Первая реализация сбалансированной системы показателей представляет собой сложный проект, структурирование и управление которым должно поручаться группе в составе представителей разных специальностей. План проекта внедрения новой системы может включать следующие этапы:
  1) создание предпосылок для внедрения системы (уровень предприятия);
  2) установление принципиальной архитектуры (уровень предприятия);
  3) достижение согласованности по стратегическим целям (пилотный уровень);
  4) определение единиц измерения и целевых показателей (пилотный уровень);
  5) определение программ действий (пилотный уровень);
  6) установление плана ввода проекта в действие и свертывание работ.
  Анализ опыта внедрения сбалансированной системы показателей выявил ряд типичных ошибок.
  В отношении собственно процесса внедрения это прежде всего возложение ответственности за реализацию проекта на менеджеров среднего звена при отстранении от него высшего звена; затяжка разработки (проектная группа стремится к оценке "отлично", когда порой достаточно и оценки "хорошо"); отсрочка внедрения проекта из-за нехватки соответствующих показателей; статичный (а не динамичный) характер осуществления работ; трактовка новой концепции как системного проекта.
  В плане философии также допускались отдельные ошибки. Так, предпочтение часто отдавалось мерам контроля, а не средствам коммуникации; диктат менеджеров подавлял импровизационные настроения сотрудников. Вследствие этого проект рассматривался как инициатива руководства, а не общая задача всего коллектива.
  Как уже упоминалось выше, на основании обработки указанной системы показателей должна функционировать система поддержки формирования и принятия решений. Концепция ее организации за последние несколько лет претерпела существенные изменения. В настоящее время кратко ее можно сформулировать следующим образом.
  СПФПР как разновидность систем поддержки принятия решений (СППР) состоят, как правило, из двух компонент: хранилища данных и аналитических средств. Хранилище данных предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структурах, оптимизированных для выполнения аналитических операций. Аналитические средства позволяют конечному пользователю, не имеющему специальных знаний в области информационных технологий, осуществлять навигацию и представление данных в терминах предметной области. Для пользователей различной квалификации, СППР располагают различными типами интерфейсов доступа к своим сервисам.
  Специфика работы аналитических систем делает практически невозможным их прямое использование на оперативных данных. Это объясняется различными причинами, в том числе разрозненностью данных, хранением их в форматах различных СУБД и в разных "уголках" корпоративной сети, но, что наиболее важно, неприменимостью структур данных оперативных систем для выполнения задач анализа. Для этих целей создается специализированная среда хранения данных, называемая хранилищем данных (Data Warehouse).
  Хранилище данных представляет собой информационную среду определенной структуры, содержащую данные о деятельности хозяйствующего субъекта в историческом контексте. Главное назначение хранилища - обеспечивать быстрое выполнение произвольных аналитических запросов.
  Согласно исследованию META Group23, 90-95% компаний списка Fortune 2000 активно применяют хранилища данных, чтобы добиться преимущества в конкурентной борьбе и получить значительно большую отдачу от своих инвестиций. Трехлетнее изучение опыта 62 организаций, проведенное International Data Corporation (IDC) показало, что эти организации в среднем получили 400-процентный возврат своих инвестиций в СППР-системы. Перечислим главные преимущества хранилищ данных:
 * единый источник информации: компания получает выверенную единую информационную среду, на которой будут строиться все справочно-аналитические приложения в той предметной области, по которой построено хранилище. Эта среда будет обладать единым интерфейсом, унифицированными структурами хранения, общими справочниками и другими корпоративными стандартами, что облегчает создание и поддержку аналитических систем. Также, при проектировании информационного хранилища данных особое внимание уделяют достоверности информации, которая попадает в хранилище.
 * производительность: физические структуры хранилища данных специальным образом оптимизированы для выполнения абсолютно произвольных выборок, что позволяет строить действительно быстрые системы запросов.
 * быстрота разработки: специфическая логическая организация хранилища и существующее специализированное ПО позволяют создавать аналитические системы с минимальными затратами на программирование.
 * интегрированность: интеграция данных из разных источников уже сделана, поэтому не надо каждый раз производить соединение данных для запросов требующих информацию из нескольких источников. Под интеграцией понимается не только совместное физическое хранение данных, но и их предметное, согласованное объединение; очистку и выверку при их формировании; соблюдение технологических особенностей и т.д.
 * историчность и стабильность: OLTP-системы оперируют с актуальными данными, срок применения и хранения которых обычно не превышает величины текущего бизнес-периода (полугода-год), в то время как информационное хранилище данных нацелено на долговременное хранение информации в течении 10-15 лет. Стабильность означает, что фактическая информация в хранилище данных не обновляется и не удаляется, а только специальным образом адаптируется к изменениям бизнес-атрибутов. Таким образом, появляется возможность осуществлять исторический анализ информации.
 * независимость: выделенность информационного хранилища существенно снижает нагрузку на OLTP-системы со стороны аналитических приложений, тем самым производительность существующих систем не ухудшается, а на практике происходит уменьшение времени отклика и улучшение доступности систем.
  Наряду с большими корпоративными хранилищами данных широкое применение нашли также витрины данных (Data Mart). Под витриной данных понимается небольшое специализированное хранилище для некоторой узкой предметной области, ориентированное на хранение данных, связанных одной бизнес-тематикой. Проект по созданию витрины данных требует меньших вложений и выполняется в очень короткие сроки. Таких витрин данных может быть несколько, скажем витрина данных по доходам для бухгалтерии компании и витрина данных по клиентам для маркетингового отдела компании.
  Аналитические системы СППР позволяют решать три основных задачи: ведение отчётности, анализ информации в реальном времени (OLAP) и интеллектуальный анализ данных.
  Отчётность
  Сервис отчётности СППР помогает организации справиться с созданием всевозможных информационных отчетов, справок, документов, сводных ведомостей и пр., особенно когда число выпускаемых отчетов велико и формы отчётов часто меняются. Средства СППР, автоматизируя выпуск отчётов, позволяют перевести их хранение в электронный вид и распространять по корпоративной сети между служащими компании.
  OLAP
  OLAP (On-Line Analitycal Processing) - сервис представляет собой инструмент для анализа больших объемов данных в режиме реального времени. Взаимодействуя с OLAP-системой, пользователь сможет осуществлять гибкий просмотр информации, получать произвольные срезы данных, и выполнять аналитические операции детализации, свертки, сквозного распределения, сравнения во времени. Вся работа с OLAP-системой происходит в терминах предметной области.
  OLAP-системы являются частью более общего понятия Business Intelligence, которое включает в себя помимо традиционного OLAP-сервиса средства организации совместного использования документов, возникающих в процессе работы пользователей хранилища. Технология Business Intelligence обеспечивает электронный обмен отчетными документами, разграничение прав пользователей, доступ к аналитической информации из Интернет и Интранет.
 
 Интеллектуальный анализ данных или "добыча данных" (Data Mining)
  При помощи средств добычи данных можно проводить глубокие исследования данных. Эти исследования включают в себя: поиск зависимостей между данными; выявление устойчивых бизнес-групп; прогнозирование поведения бизнес-показателей; оценка влияния решений на бизнес компании; поиск аномалий.
  Таким образом, синтезировав из двух отраслей знаний единое направление научного поиска, на основе предложенного автором критерия оптимизации количества информации можно получить мощнейший инструментарий оперативного управления хозяйствующим субъектом на основе утвержденной стратегии.
 2.3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
  Персонал ДКО как объект статистического исследования может быть рассмотрен, на наш взгляд с нескольких сторон: во-первых, может быть исследован количественно-качественный состав персонала, во-вторых, эффективность управления персоналом. Рассмотрим эти аспекты подробнее.
 Исследование количественно-качественного состава персонала диверсифицированного корпоративного объединения
  При выборе критериев оценки следует учитывать несколько факторов:
 * во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки;
 * во-вторых, для какой категории работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности.
  Таблица 10
 Система частных показателей эффективности управления персоналом
 Направление анализа Показатели Показатели состава персонала Состав по квалификации Средний тарифный разряд работников Удельный вес работников соответствующей квалификации, %; Состав по образованию Доля работников имеющих: среднее; неполное высшее; высшее образование, % Состав по полу Доля мужчин (женщин) в общей численности персонала, %; Состав персонала по семейному положению Доля состоящих (не состоящих) в браке работников, %; Доля работников имеющих детей, %; Доля не состоящих в браке работников имеющих детей, %. Состав работников по возрасту Доля работающих в возрасте: моложе 20 лет; 20 -35 лет; 36-50 лет; старше 50 лет в общей численности работников, %; Средний возраст работников, (лет). Состав работников по стажу работы Средний стаж работы в фирме, (лет); Доля работающих на фирме: менее 1 года; 1-3 года; 3-5 лет; 5-10 лет; свыше10 лет, %. Состав работников по вредным привычкам Доля курящих работников в общей численности персонала, %; Доля работников употребляющих алкоголь: менее 50 г/нед.; 50-200 г/нед.; более 200 г/нед. в численности персонала, %; Социальные показатели Уровень оплаты труда Средняя заработная плата, (руб.); Задержки заработной платы, (дн.) Расходы на социальные выплаты и льготы, (руб.); Средняя заработная плата руководителей, (руб.); Условия труда Удельный вес работающих во вредных условиях труда, %; Средний размер площади на одного работника, (м2); Уровень заболеваемости, (чел.); Расходы на содержание социальной инфраструктуры, (руб.); Расходы на выплату льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, (руб.);
 
 Продолжение табл. 10
 Организационно-структурные показатели Состав персонала по категориям Доля соответствующей категории в общей численности персонала, %; Число основных работников на одного работника аппарату управления, (чел.); Доля работников аппарату управления в общей численности персонала, %. Обеспеченность персоналом Численность персонала, (чел.); Количество вакантных мест, (един.); Количество претендентов на одно вакантное место, (чел.). Режим работы Доля работников работающих в режиме гибкого графика в общей численности персонала, %; Продолжительность рабочего дня, (час.). Использование персонала Коэффициент использования персонала, %; Величина простоев, (час.); Среднее время, затрачиваемое работниками на дорогу на работу и с работы, (час.). Показатели развития персонала Статистика профессионального обучения Доля работников, прошедших профессиональное обучение в течение периода, %; Доля часов, затраченных на профессиональное обучение, в общем балансе времени фирмы, %; Среднее число часов профессионального обучения на одного обученного, (час.); Величина издержек на профессиональное обучение, (руб.). Квалификационное продвижение Удельный вес работников повысивших разряд в отчетном году, в общей численности персонала на конец года, %; Доля работников, овладевших новыми специальностями в отчетном году, в общей численности персонала на конец года, %; Удельный вес руководителей, повысивших квалификацию в отчетном году, в их численности на конец года, %; Коэффициент внутренней мобильности, %.
  В отдельных работах по статистике24 авторы предлагают использовать следующую систему частных показателей эффективности управления персоналом (табл. 10). На основе данных групп факторов у менеджмента диверсифицированного корпоративного объединения появляется возможность оценить какой объем продукции произведен имеющимся персоналом.
  Для этого можно представить динамический ряд несколькими уровнями результативного показателя, в частности, показателями объема дохода за несколько лет, а также среднегодовой численностью персонала и среднегодовой выработкой. Возникает необходимость определить влияние изменения отдельных факторов на прирост результативного показателя с помощью индексной факторной модели.
  В частности, по консорциуму "Альфа-групп" имеется динамический ряд данных за базисный год (1996 г.) и за последующие годы работы (табл. 11).
  Таблица 11
 Динамика объема реализации, численности персонала и выработки в ДКО "Альфа-групп" за 1995-1999 гг.
  1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. Выручка от реализации, млн. долл. 138352,9 37763,2 6405,2 3163,2 Среднегодовая численность, чел. 18 900 18 300 18 600 17 700 Среднегодовая производительность, млн. долл. / чел. 7,320 2,064 0,344 0,179
  Построим по данным табл. 11 диаграмму, характеризующую динамику показателей среднегодовой численности персонала и среднегодовой выработки (рис. 25), это позволит наглядно представить закономерности происходящих процессов в ДКО.
  По приведенным данным сразу можно выявить ряд тенденций и закономерностей, характерных для всех бизнес-направлений корпоративного объединения: устойчивый рост среднегодовой производительности при колеблющейся численности персонала.
  Динамика средней по бизнес-направлению производительности труда будет зависеть, на наш взгляд, от двух факторов: изменения объема произведенной продукции (работ, услуг) данного бизнес-направления и от изменения удельного веса этого бизнес-направления в общей численности персонала диверсифицированного корпоративного объединения.
 
 
 Рис. 25. Динамика показателей средней численности
 персонала и уровня среднегодовой производительности
  Влияние изменений каждого из перечисленных факторов на динамику средней производительности можно оценить обычными индексами фиксированного состава и структурных сдвигов. Исходная для анализа модель будет иметь вид:
 
 ,
  где
  W0 - уровень производительности труда в каждом предприятии бизнес-направления ДКО;
  WБН - средняя по бизнес-направлению ДКО производительность труда;
  WДКО - средняя по предприятию производительность;
  d0 - доля предприятия в общем объеме численности персонала бизнес-направления;
  dБН - доля бизнес-направления в общем объеме численности персонала ДКО.
  Таким образом, динамика средней по корпоративному объединению производительности труда может быть окончательно представлена следующей системой индексов25:
 
  Таким образом, на основе расчета факторов данной модели можно выявить влияние каждого из них на динамику производительности персонала диверсифицированного корпоративного объединения.
 Исследование эффективности управления персоналом
  В качестве критериев в области эффективности управления персоналом, могут выступать выполнение поставленных заданий при заданном качестве работы, снижение издержек, возникающих из-за повышенной текучести персонала, необоснованных простоев и др.
  При этом на эффективность управления персоналом влияют два фактора: экономическая эффективность, характеризующая достижение целей бизнес-направления и диверсифицированного корпоративного объединения в целом путем использования персонала на основании принципа экономичного расходования имеющихся ресурсов, и социальной эффективности, характеризующей степень удовлетворения потребностей и интересов наемных работников.
  В качестве компонент экономической эффективности управления персоналом некоторые экономисты26 предлагают рассматривать:
 1. Соотношение (результат работы / издержки на персонал), как центральную компоненту экономической эффективности управления персоналом, рассматриваемую с точки зрения поставленных организационных целей;
 2. Долгосрочные компоненты экономической эффективности управления персоналом, отражающие вклад персонала в долгосрочное существование и развитие корпорации, к которым относятся:

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу