<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  ,
  то ситуация для осуществления инвестиционной программы благоприятна, и сумма равная:
  ,
  может рассматриваться в виде мобильного резерва или страхового запаса (СЗ) корпорации. Если в структуре корпорации имеется страховая компания, то СЗ может быть направлен в качестве страхового взноса для диверсификации предпринимательского риска по инвестициям. В частности такой механизм реализован в рамках "Альфа-групп", в которой часть страхового резерва регулярно направляется в страховую компанию "Альфа-Страхование".
  В ситуации, когда структура корпорации носит диверсифицированный характер, появляется возможность маневра инвестиционными ресурсами и балансовая модель финансирования деятельности корпорации несколько усложняется. В частности, происходит частичное элиминирование показателей инвестиционных потребностей одних бизнес-процессов корпорации и страхового запаса других. В этом случае снижаются консолидированные инвестиционные потребности корпорации, то есть снижается важность проблемы обеспечения ее консолидированной надежности.
  При этом необходимо отметить, что совокупный доход корпорации не изменяется, что позволяет улучшать значения показателей общей ликвидности и платежеспособности за счет более эффективного использования собственных финансовых ресурсов корпорации. Наиболее полно эти преимущества реализуются в ДКО, построенных на основании холдинговой модели.
 Организационная структура диверсифицированного корпоративного объединения
  Как показывает проведенный анализ, наиболее распространенным типом организационной структуры ДКО является холдинг. В этой связи рассмотрим систему определений, связанных с холдинговыми структурами.
  Классическое определение, данное в малом толковом словаре иностранных слов: "Холдинговая компания (компания держатель) - это компания, которая владеет контрольным пакетом акций каких-либо других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью"16. В нем раскрывается суть классического понимания холдинга (с экономической точки зрения) - есть акционеры, владеющие акциями, которые либо сами управляют холдинговой структурой, либо доверяют управление общим бизнесом управляющей компании.
  В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и другие. Рассмотрим их подробнее17:
  1. Горизонтальные холдинги - объединение однородных бизнесов (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головное (материнское) предприятие.
  2. Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). Примеры: объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.
  3. Смешанные холдинги - наиболее сложный пример. В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в какие-то предприятия. Их главная задача - куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты.
  Холдинг, по нашему мнению, нужен для того, чтобы в результате объединения хозяйствующих субъектов достичь более стабильных и высоких показателей в бизнесе за счет:
  o согласованного формирования и корректировки целей в режимах функционирования и развития;
  o согласованного ведения учета (в холдинговой структуре возможна типизация и стандартизация большинства процедур: документооборота, управления персоналом и пр.);
  o согласованной выработки управленческих решений в случае, если собрание акционеров не удовлетворено текущим развитием холдинга (т. е. на основе имеющихся отчетов о хозяйственной деятельности и анализа причин отклонений от желаемого результата принимать решения об управляющих воздействиях);
  o согласованного управления развитием. В результате создания холдинга образуется единый финансовый пул, предназначенный для перераспределения капитала на основе различных соображений: или поддерживая бедствующее в данный момент предприятие, или же усиливая приоритетные направления, чтобы обеспечить всему холдингу сверхприбыли.
  Как показывает отечественный опыт, если можно не централизовать управленческие функции, то лучше этого не делать (поскольку это всегда дополнительные затраты). В то же время если за счет согласования целей удается достичь нового качества в бизнесе, то образование холдинга целесообразно. Но правильно оценить целесообразность - далеко не тривиальная задача.
  Что касается типов холдингов, то необходимо конкретизировать некоторые понятийные аспекты. Классификацию можно несколько трансформировать18:
  1. Диверсифицированные холдинги (смешанные) - объединение несвязанных бизнесов. (Характерный пример из уже прозвучавших - когда банки скупают акции разных предприятий.)
  2. Сбытовые холдинги (горизонтальные). В них действительно главное - единая логистика: единая система поставщиков и много сбытовых ячеек. Если ячеек много, то необходим норматив на создание новой сбытовой точки (и автоматизация должна его поддерживать). С точки зрения логистики, специфика холдинга в том, что получатель рассредоточен. Всегда есть остатки на складах сбытовых ячеек и стоит задача их перераспределения. Возможна единая политика в отношении конкретного вида товара (реализуемая в виде скидок, подарков для клиентов и т. д.). В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики ликвидации остатков. Если холдинг желает все правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот. Это позволит, в частности, вести единое маркетинговое исследование непосредственно в процессе продаж. (Особенно интересные результаты получаются именно тогда, когда сбытовых точек много. Можно выявить зависимость спроса от региона, местоположения, национальную специфику предпочтений.) При грамотном использовании этой агрегированной маркетинговой информации удается избежать остатков и неликвидов на складах. Это очень существенно для торговых холдингов. Таким образом, преимущества единой сети поставок и сбыта в том, что появляется возможность, во-первых, закупать товар у поставщиков по более низким ценам (совокупная скидка), во-вторых, вести единую сбытовую и маркетинговую политику и, в-третьих, гибко и оперативно перераспределять остатки на складах, не допуская образования неликвидов (экономия издержек).
  3. Холдинги концернового типа. Они характеризуются объединяющей их цепочкой переделов от сырья до готового товара. В этом случае есть свои особенности:
  o предприятия передают друг другу свой продукт по себестоимости (нет смысла наживаться друг на друге);
  o по всей цепочке необходимо обеспечить сквозное управление качеством (вплоть до внедрения ISO 9000);
  o все предприятия концерна должны быть уравновешены по уровню оснащения производственных процессов, квалификации персонала и пр.
  То есть, одним из наиболее распространенных способов объединения предприятий в диверсифицированные корпоративные объединения является организация холдинга. Реализация данной схемы позволяет четко урегулировать все проблемы в структуре собственности и системе взаимоотношений в иерархии корпорации.
  Таким образом, наиболее адекватной реакцией на глобализацию экономики является диверсификация бизнеса и создание диверсифицированных корпоративных объединений. Рассмотрим ДКО, действующие в настоящее время в экономике России.
 1.2. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
  В последнее время, как за рубежом, так и в России все большее распространение получают организационные структуры хозяйствующих субъектов, ориентированные на конечного потребителя. Крупные организации применяют схемы конечного корпоративного контроля для создания собственных дилерских сетей и продвижения продукции.
  В частности, на сегодняшний день Консорциум "Альфа-Групп" является одной из наиболее опытных и мощных диверсифицированных корпораций России. Каждый участник консорциума занимает ведущее положение в своей отрасли. Альфа-Банк входит в пятерку ведущих банков России, ТНК - одна из крупнейших нефтяных компаний страны, "Альфа-Эко" - один из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, крупный импортер сахара и чая. В рамках консорциума действуют также крупнейшая сеть супермаркетов в Москве "Перекресток", компании "Кубаньсахар", "Альфа-Эстейт", с июня 2000 г. - страховая компания "Альфа-Гарантии" (рис. 4).
  Бизнес-направления "Альфа-груп", ориентированные на конечного потребителя (торговля продуктами питания, продажа бензина, банкинг и др.), так называемые направления b2c (business to customer) имеют развитую филиальную сеть, например, только по Москве "Альфабанк" имеет 25 дополнительных отделений, а также 23 филиала в других городах России и дальнего зарубежья.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 4. Структура Альфа-Групп19
 
  Каждый участник консорциума занимает ведущее положение в своей отрасли. Альфа-Банк прочно входит в пятерку ведущих банков страны. Тюменская нефтяная компания - третья в России по разведанным запасам, и пятая - по объему добычи.
  Ведущую роль среди компаний корпорации играют Альфа-Эко и Crown Trade & Finance. Первая из них - один из крупнейших экспортеров нефти и нефтепродуктов, крупный импортер сахара и чая, вторая - международная торговая компания, расквартированная в Лондоне и активно работающая на российском и других рынках.
  "Перекресток" является крупнейшей сетью супермаркетов в Москве. "Кубаньсахар" в настоящее время контролирует 10% сахарного рынка страны. Компании консорциума (Альфа-Девелопмент и др.) ведут масштабные проекты с недвижимостью как в России, так и за рубежом. Страховое общество "Альфа-Гарантии" осуществляет 37 видов страхования. Структура собственности Альфа-Групп представлена в табл. 3.
  Таблица 3
  Структура акционерного капитала Альфа-Групп20
 
 Держатели акций Доля, % ООО "Мона 28,39 ООО "Хан" 28,28 ООО "Альфа-Ом" 13,94 ООО "Дендар" 9,79 ООО "Кальдерра" 9,36 ООО "Открытая Компания" 2,36 ООО "Безелянский" 2,16 ООО "Дом Финансиста" 2,16 ООО "Ива Капитал" 2,08 ООО "Собственник" 1,49
  Рассмотрим состав "Альфа-групп" подробнее.
  В настоящее время ядро ДКО "Консорциум Альфа-Групп" составляют несколько компаний так называемого "первого уровня": Альфа-банк, чековый инвестиционный фонд "Альфа-Капитал" и одноименная управляющая компания, торговая компания "Альфа-Эко", риэлторская и девелоперская компания "Альфа-Эстейт", компания по торговле произведениями искусства "Альфа-Арт".
  Ядерные компании, по официальной версии консорциума, и формально, и фактически независимы друг от друга. Основной тип взаимоотношений между ними - координация деятельности, обеспечиваемая путем неформальных контактов лидеров. Второй уровень составляют дочерние компании ядерных компаний консорциума. Они входят в консорциум только при возможности установления над ними полного контроля.
  Промышленная составляющая консорциума до лета 1997 г. была представлена несколькими десятками предприятий, контролируемых, в основном, компаниями "Альфа-Эко" и "Альфа-капитал" (через владение крупными пакетами акций, систему договоров, или иными средствами). Большинство этих предприятий относится к пищевой (сахарные заводы и крупнейшие чаеразвесочные фабрики России), цементной, стекольной, химической и фармацевтической отраслям. Степень контроля ядерных компаний консорциума над "своими" предприятиями и участия в управлении ими для разных предприятий весьма различна. Наиболее широко известна активность консорциума в цементной и сахарной отраслях, для работы с которыми были созданы специальные структуры "Альфа-сахар" и "Альфа-цемент". Летом 1997 г. Альфа-групп приобрела на инвестиционном конкурсе 40% акций Тюменской нефтяной компании (ТНК), реальная хозяйственная значимость и ценность которой во много раз превышает все имевшиеся до этого у группы активы.
  Главный орган управления консорциумом - совет директоров, включающий в себя первых руководителей ядерных компаний и некоторых других лиц, ответственных за функциональные направления деятельности всей группы. Центром "Консорциума "Альфа-Групп" сегодня является Альфа-банк. Другими наиболее важными структурами являются, на наш взгляд, "Альфа-Эко" (вначале именно она была основной), "Альфа-Капитал" и Тюменская нефтяная компания.
  Альфа-банк был создан в 1991 г. В начале 1994 г. впервые появляется в списке ста самых крупных банков России сразу на 31 месте. С тех пор постоянно улучшает свою позицию в этом списке, поднявшись за четыре года на 11-е место. По мнению журнала "Эксперт", в 1994 г. он был одним из наиболее быстро развивающихся банков России, затем стал менее динамичным. Постоянно входит в группу банков высшей надежности (категория LA1).
  Альфа-банк характеризует себя как универсальный коммерческий банк, не контролируемый другими членами консорциума. В течение длительного времени Альфа-банк занимал лидирующие позиции в стране по частным операциям с внешними долгами бывшего СССР. В 1997 г. Альфа-банк принимал участие в размещении еврооблигаций правительств России и Москвы.
  Альфа-банк работает и с региональными властями. В 1996 г. он стал организатором и гарантом привлечения в республику Коми синдицированного кредита консорциума немецких банков размером в 300 млн. долл. для финансирования инвестиционных проектов на ее территории. В начале 1997 г. в прессе появились статьи о противоречиях между республиканским правительством и банком и о том, что от его услуг могут отказаться. На наш взгляд, такие противоречия, а также использование СМИ для давления на партнера, вполне естественны: республиканское правительство в наибольшей степени заинтересовано в кредитовании своих проектов, а банк - самых надежных и прибыльных.
  Повышенная региональная активность Альфа-банка приходится на лето-осень 1997 г. В этот период он подписал соглашение с администрациями трех ключевых регионов: Санкт-Петербурга (и одновременно открыл там свой филиал), Татарстана и Нижегородской области (предполагающее, в частности, совместную работу по привлечению инвестиций в промышленность региона). В этот же период Альфа-банк выиграл тендер на право стать уполномоченным банком Ленинградской области (в ряду других крупнейших московских банков).
  С правительством Татарстана Альфа-банк не только подписал соглашение об организации размещения республиканских еврооблигаций, но и договорился об открытии под его гарантии кредитной линии в 300 млрд. руб. КАМАЗу для пополнения оборотных средств.
  Финансовые показатели Альфа-банка за 1999 г. свидетельствуют высокой эффективности управления и достаточной инвестиционной привлекательности (табл. 4).
  "Альфа-Эко" с самого начала была одной из крупнейших российских торговых фирм. Специализируется на оптовой торговле чаем, сахаром, нефтью и нефтепродуктами, алкогольными напитками. В частности, была одной из трех первых российских частных компаний, которые начали привлекаться правительством к поставкам нефти по межгосударственным соглашениям (наибольшую известность приобрел контракт с Кубой - "нефть-сахар", в котором "Альфа-Эко" участвовал наряду с торговым домом Менатеп-Импэкс).
 
 Таблица 4
  Основные финансовые показатели АКБ "Альфа-банк"21
 
  1999 1988 1997 1996 1995 Активы 46267,7 18028,4 11163,1 6190,9 2248,6 Чистая прибыль 0 2267,2 105,4 58,7 49,8 Собственный капитал 13465,5 3223,9 1045,5' 395,8 313,1 Уставный капитал 766,5 750,5 750,5 173,4 173,4 Резервы 2414,5 226,9 214,6 158,9 82,7 Операционные доходы 58252,9 13726,2 2105,1 1061,8 818,5 Операционные расходы 58216,4 11420,3 1869,7 851,8 646,2 Кредиты организациям, населению 12494,8 8663,8 5306,9 1607,0 1920,7 Средства кредитных организаций, клиентов, вклады населения 24914,0 12134,2 7834,9 2472,8 1793,6
  Финансовая компания "Альфа-Капитал" - один из старейших и активнейших операторов на российском финансовом и фондовом рынках. Весной 1997 г. появились сообщения о том, что она предполагает трансформироваться в инвестиционный банк и одновременно выделить в самостоятельные компании ряд своих специализированных подразделений, в том числе и по управлению активами одноименного ЧИФа. По состоянию на осень 1997 г., по мнению ряда экспертов, можно говорить уже о группе компаний "Альфа-Капитал".
  Тюменская нефтяная компания - вертикально интегрированный нефтяной холдинг (структура ТНК представлена на рис. 5). Основную ценность в ТНК представляет ее дочернее предприятие Нижневартовскнефтегаз, являющееся одним из крупнейших российских нефтедобытчиков и владеющее уникальным месторождением Самотлор. За последние несколько лет ТНК стала одним из ведущих игроков на российском нефтяном рынке. Об этом свидетельствует и динамика ее финансовых показателей (табл. 5).
  Другим примером диверсифицированного корпоративного объединения является АФК "Система". Сегодня АФК "Система" - это мощная структура холдингового типа, объединяющая более ста предприятий и компаний в России и за рубежом на условиях владения или управления пакетами акций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 5. Структура Тюменской нефтяной компании22
 
  Предприятия структурированы в восьми направлениях бизнеса23:
  o телекоммуникации;
  o микроэлектроника;
  o строительство и недвижимость;
  o нефть и нефтепродукты;
  o масс-медиа;
  o страхование;
  o туризм;
  o торговля.
 
  По итогам 1998 г. активы компании составили 2,04 млрд. долл. США, объем продаж - 825 млн. долл., собственный капитал - 1,4 млрд. долл.
 
 
  Таблица 5
  Основные показатели экономической эффективности
  Тюменской нефтяной компании24
  Показатель 1998 г. 1997 г. Прибыль (убыток) от основной деятельности (млн. долл.) (626,5) (549,3) Скорректированная прибыль (убыток) от основной деятельности* (млн. долл.) (127,7) (157,6) Чистая прибыль (млн. долл.) 45,3 (132,2) Чистая прибыль на одну акцию (долл.) 0,03 10,1) Рентабельность активов (%) 1,0 отриц. Рентабельность активов без учета доли меньшинства (%) 11,5 отриц. Рентабельность акционерного капитала (%) 2,9 отриц. * - без учета налоговых штрафов и пеней, убытка от снижения стоимости и выбытия активов и расходов на выплату контрольной премии
 
  Управляющая компания АФК "Система", имеет организационно-правовую форму открытое акционерное общество. Управляющая компания занимается стратегическим планированием и управляет корпорацией через функциональные департаменты, которые:
  o определяют стратегию развития и инвестиционную политику;
  o проводят мероприятия по привлечению инвестиций;
  o управляют финансовыми потоками и оборотными средствами;
  o координируют внешнеэкономическую деятельность;
  o разрабатывают и реализуют информационно-имиджевую стратегию корпорации;
  o обеспечивают юридическое и аналитическое обслуживание.
  Функциональные департаменты создают следующему звену - бизнес-направлениям - необходимые условия для динамичного развития и получения прибыли. Все дивизионы - дочерние образования АФК "Система". На своих рынках они ведут самостоятельную политику, но придерживаются стратегических планов корпорации, что помогает более эффективно управлять отраслевыми предприятиями. В частности, страховое бизнес-направление АФК предоставляет страховые услуги в соответствии с маркетинговой стратегией корпорации, а привлечение дополнительных ресурсов осуществляется, в том числе, под залог акций других бизнес-направлений.
  На основе анализа организационной структуры рассмотренных ДКО можно заключить, что в рамках подобных консорциумов используется несколько схем собственности и схем управления. Рассмотрим их более подробно. Любое направление бизнеса корпорации как совокупность юридических лиц, финансов, организационных связей в принципе может быть названо бизнес-направлением (БН), организационно являющимся структурным подразделением корпорации.
  Схемы собственности
  Если права собственности на субъекты бизнес-направления принадлежат возглавляющей его компании, тогда используется холдинговая схема собственности. Такое бизнес-направление называется холдинговым (рис. 6).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 6. Схема собственности в
 холдинговом бизнес-направлении
 
  Если головная компания бизнес-направления, получает от управляющей компанией корпорации право пользования (управления), а права владения и распоряжения остаются у корпорации, то такое бизнес-направление является трастовым (рис. 7).
  Если в рамках направления бизнеса имеются несколько предприятий без четкой схемы соподчинения, то такое бизнес-направление называется дифференцированным (рис. 8).
  Таким образом, можно сделать вывод, что ДКО представляют собой совокупность схем управления, выбираемых в соответствии с экономической целесообразностью и типом бизнес-направления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 7. Схема собственности и управления в трастовом
 бизнес-направлении
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 8. Схема собственности в дифференцированном
 бизнес-направлении
 Схемы управления
  Если основной целью управления является капитализация бизнес-направления, то есть повышение рыночной стоимости самого бизнеса, а для достижения этой цели используются методы корпоративного управления (управление через Совет директоров, стратегическое планирование, ревизионные комиссии, лоббирование, перераспределение финансовых потоков в рамках портфеля с целью их централизации, кадровый), то такое бизнес-направление называется дивизиональным.
  Если основной целью управления является получение приемлемого периодического дохода, а для достижения этой цели используются методы прямого участия (трастовые договора, коммандитные товарищества, участие в доходах, контроль расходов, назначение работников на руководящие посты), то такое бизнес-направление называется трастовым.
  Если основной целью управления является развитие бизнеса, организационная структура бизнес-направления только формируется, само бизнес-направление еще финансируется из бюджета развития, а для достижения поставленных целей применяются жесткие методы (антикризисный, венчурный, инновационный), то такое бизнес-направление разбивается на отдельные хозяйствующие субъекты и называется венчурным.
  Реализация подобных схем позволяет на корпоративном уровне повысить эффективность всего процесса управления собственностью. Системный подход к использованию схем управления является источником повышения синергического эффекта и эффекта экономии на масштабе.
 Комплексные статистические оценки
  Рассмотрим отдельные статистические показатели отечественных ДКО. Наиболее показательным для анализа всей совокупности корпораций является показатель капитализации и структура капиталов на рынке. В частности, в Приложении 1 приведены данные о капитализации отечественных корпораций. Проведем группировку и выделим основные группы корпораций по капитализации (табл. 6).
  Таблица 6
  Структура капитализации отечественных корпораций
  Группа Капитализация Количество корпораций в группе 1 - Максимальная капитализация 646 745,445 3 2 - Высокая капитализация 294 702,485 3 3 - Средняя капитализация 217 738,416 11 4 - Низкая капитализация 105 534,224 35 5 - Минимальная капитализация 27 713,121 62
  На основании данных таблицы построим круговую диаграмму удельных весов групп в общей капитализации (рис. 9), а также гистограмму количества корпораций в группах (рис. 10). Как видно из указанных рисунков, первая группа, включающая всего три корпорации, фактически составляет 50% совокупной рыночной капитализации всего российского фондового рынка.
  Такая ситуация не может быть признана нормальной. В частности, рассмотрим для сравнения данные о капитализации корпораций всего мира. По данным приложения 1 можно построить таблицу обобщения корпораций в группы (табл. 7). Как видно из таблицы, разброс значений здесь менее заметен, что свидетельствует о более высокой плотности фондового рынка. Такая ситуация характерна для уже устоявшихся взаимоотношений инвесторов и эмитентов.
 Рис. 9. Удельный вес капитализации по группам
 в общей капитализации
 
 Рис. 10. Гистограмма количества корпораций в группах
 
 Таблица 7
  Структура капитализации по группам
  Группа Капитализация, млн. долл. Количество корпораций в группе 1 - Максимальная капитализация 530 725,700 2 2 - Высокая капитализация 2 026 474,000 16 3 - Средняя капитализация 2 013 743,600 26 4 - Низкая капитализация 1 374 615,500 28 5 - Минимальная капитализация 954 585,400 28
  На основе вышесказанного можно заключить, что в России к настоящему времени складывается новый тип хозяйствующих субъектов, однако серьезное отрицательное влияние на концентрацию капитала оказывает низкая капитализация отечественного фондового рынка. Одним из важных факторов, снижающих инвестиционную привлекательность корпораций, является по нашему мнению низкая прозрачность финансовой деятельности и организационной структуры. В этой связи, одним из способов повышения инвестиционной привлекательности является использование статистического инструментария для исследования структурных сдвигов, динамики и взаимосвязи основных показателей.
  Мировой опыт вполне четко свидетельствует о важнейшей роли крупных диверсифицированных корпораций в рыночной экономике. Так, в США 100 крупнейших корпораций обеспечивают более половины ВНП и основную часть промышленных НИОКР25.
  В Японии шесть ведущих промышленно-финансовых групп обеспечивают 25% общих объемов продаж и совокупных активов реального сектора. Причем из 100 крупнейших японских фирм 70 являются членами ФПГ (т.н. "кейрецу").
  Южная Корея, начиная с 60-х гг. ХХ в., демонстрировала при поддержке государства бурный рост ряда диверсифицированных корпораций (Samsung, Lucky Goldstar, Hyundai и др.). До настоящего времени 10 южно-корейских групп обеспечивали около 50% ВНП страны26.
  Внимание правительства и широких кругов бизнеса зарубежных государств к проблемам крупнейших корпораций проявляется, в частности, в разработке их ежегодных рейтингов. Если взять рейтинг 500 крупнейших мировых корпораций, составляемый "Financial Times" по критерию рыночной капитализации, то можно увидеть, что здесь с большим отрывом лидируют американские корпорации (Прил. 2). Их удельный вес в общем списке 500 крупнейших мировых корпораций составлял по итогам 1998 г. 43% (т.е. 217 корпораций США попали в список). В этом рейтинге также весьма заметен удельный вес крупных японских корпораций - 16% (78 японских фирм попали в список).
  Отметим, что в рейтинге 500 крупнейших компаний Европы первое место в 1998 г. занял англо-голландский нефтяной концерн Royal Dutch/Shell с годовым оборотом более 105 млрд. долл. и рыночной капитализацией более 167 млрд. долл. Особенно следует выделить аспект диверсификации как один из важнейших факторов стабильного функционирования крупнейших мировых корпораций. В частности, компания Royal Dutch/Shell Ройял-Датч-Шелл, представляющая собой транснациональный холдинг, имеет 70 нефтеперерабатывающих заводов в 40 странах мира. Кроме выпуска широкого спектра нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, газойль, мазут, смазочные материалы), компания является одним из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (полипропилен, пропилен, бутадиен, лаки, краски, моющие вещества и т.д.). Кроме того, в сфере промышленной экспансии концерна находится производство цветных металлов и угля.
  В реальных ситуациях с постоянным перетоком ресурсов, пакетов акций и залогов зачастую возникают вопросы о праве собственности, об оптимизации структуры собственности, в этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопросы собственности и предложить принципиальную схему статистического анализа собственности диверсифицированных корпоративных объединений.
 1.3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  Несмотря на то, что понятие "корпорация" уже получило достаточно устойчивые критерии идентификации, отечественные исследователи придерживаются различных взглядов на понятийные рамки этого термина. Одни к корпоративным организациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другие - хозяйственные общества и товарищества, третьи - только акционерные общества. По нашему мнению, для целей различных исследований каждая позиция несет рациональную основу и имеет право на существование. Тем не менее, для целей настоящей монографии мы полагаем, что именно акционерные общества в отечественной экономико-правовой системе по своему правовому статусу и экономической сущности с наименьшими условностями идентифицируются с понятием "корпорация", сформировавшимся в мировой хозяйственной и правовой практике.
  Более того, понятие "корпорация" в российских условиях приобрело специфический оттенок: оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами (правда, не исключая участия физических лиц). Причем каждое из них можно рассматривать в качестве самостоятельного экономического субъекта, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Таким образом, с одной стороны, корпоративная организация бизнеса является основой надфирменных образований, а с другой - корпорация может рассматриваться и сама в качестве интегрированной структуры.
  Прежде чем рассматривать понятие корпоративной собственности, нам представляется целесообразным детализировать основные составляющие понятия собственности как вещного права и выделить наиболее существенные аспекты корпоративной собственности и указать принципиальную разницу между понятием корпоративной и акционерной собственности.
  Акционерное общество как участник товарообменных и производственных процессов непосредственно связано с процессом накопления капитала как в масштабе национальной экономики отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. С точки зрения политэкономии процесс накопления капитала - это постоянное расширение ресурсной базы воспроизводства прибыли, являющийся главным стимулом предпринимательской деятельности. Ресурсы, обеспечивающие любой производственный процесс, складываются из совокупности возобновляемых и невозобновляемых источников материальных и нематериальных ценностей.
  Иными словами, ресурсы воспроизводства представлены человеческим трудом, корпоративной собственностью, включающую материальные и нематериальные объекты, объектами тезаврации, деньгами во всех их формах и проявлениях, обеспечивающими обмен и движение как самих ресурсов, так и продуктов производства. Производство зависит от потребления, которое приспосабливается к постоянному обновлению производимых материальных ценностей.
  При этом потребление является фактором человеческой жизни, поэтому естественные законы природы, законы сохранения и воспроизводства человека создают тот необходимый фон, на котором постоянно происходит процесс воспроизводства потребляемых человеком ценностей. Производство, как и потребление ресурсов, растет вместе с человечеством, поэтому процесс накопления капитала - процесс объективный и перманентный, неотъемлемый от эволюции человечества.
  Накопление капитала, как накопление ресурсов производства и воспроизводства прибыли, требует наличия в обществе соответствующих организационных форм, позволяющих вовлекать в производственный процесс необходимый объем доступных ресурсов. Таким образом, акционерное общество появляется на той стадии развития воспроизводства, когда потенциал технического развития, социальные демократические свободы позволяют аккумулировать адекватный денежный капитал, обеспечивающий бесперебойное движение и объединение человеческого труда и производственных машин, механизмов и технологий. В этой связи, акционерное общество с экономической точки зрения - инструмент накопления и концентрации денежного капитала путем объединения средств его разрозненных владельцев.
  С точки зрения гражданского права, развитие форм интеграции разрозненных единоличных прав собственности в единую коллективную собственность ставит вопрос об отделении непосредственных прав и функций собственника от прав и функций управляющего собственностью. В акционерном обществе, особенно с развитием открытых акционерных обществ, происходит выделение отдельной экономической функции управления капиталом, как производственным, человеческим, так и денежным.
  Акционеры-собственники доверяют свои денежные капиталы управляющему, обязанному связать все необходимые ресурсы производства ради получения ими ренты в виде дивидендов - части чистой прибыли, являющейся целью акционеров. Предпринимательство, как деятельность, результатом которой является прибыль, в свою очередь делится на две составляющие:
  o активную, т.е. представленную непосредственным организатором и управляющим производства;
  o пассивную, т.е. связанную с непосредственными собственниками денежного капитала, питающего производственный процесс.
  Пассивное предпринимательство зависит от активного, но при этом должно контролировать его, так как каждый владелец производственного ресурса заинтересован в получении соответствующей компенсации. Между собственниками, управляющими и работниками формируется определенный компромисс, в результате которого каждая из сторон доверяет другой, делегирует ей определенные функции и полномочия.
  Акционерная форма собственности требует особых правил удовлетворения прав собственников при условии делегирования непосредственных функций управления профессиональным менеджерам. Именно так определяется стержень акционерной собственности - защита прав собственника без оговорок относительно размеров денежного капитала, лежащего в основе его деятельности.
  Акционерная собственность, с экономической точки зрения, - количественная величина, суммирующая стандартные единицы прав собственности в том или ином акционерном обществе. Изначально права собственности определяются объемом денежного капитала, вложенного в производственный процесс. Однако результативность капитала, прибыль зависят от интеллектуальных затрат управляющего и природных ресурсов, используемых в производстве. Происхождение собственности, процесс ее сохранения и приумножения определяются совокупностью факторов, учитывающих реальные затраты тех или иных ресурсов для производства прибыли. Именно поэтому в самой акционерной собственности заложен конфликт: при отделении функции собственника от функций непосредственных участников процесса производства количественная делимость прав собственности может осуществляться вне прямой связи с размером денежного капитала.
  Акционерная собственность - лишь часть той совокупности отношений, которые определяют процесс получения прибыли. Каждый из субъектов производственного процесса претендует на часть продукта, производимого как денежным капиталом, так и трудом, природными ресурсами. Сбалансированная компенсация затрат и удовлетворенных интересов каждого из владельцев того или иного ресурса ведет к некоторой оптимальной, "равновесной" системе участия в итогах производственного процесса. Однако всякий раз участники процесса производства стремятся к большей компенсации. Наиболее незащищенной оказывается именно акционерная собственность, так как именно за ее счет происходит перераспределение результатов труда в пользу других собственников ресурсов. По мере развития воспроизводственного процесса абсолютная производительность акционерного капитала снижается, т.е. снижается его роль в производстве прибыли, а относительная производительность, в виде прибыли, производимой на единицу акционерного капитала, растет. Именно за счет роста относительной производительности акционерного капитала другие владельцы производственных ресурсов увеличивают свою долю в результате производственной деятельности. По мере развития акционерного общества значение первоначальных денежных инвестиций уступает значению труда управляющего, обеспечивающего преемственность и постоянство бизнеса.
  Совершенно иное значение имеет понятие корпоративной собственности. По мере развития акционерной формы собственности формируются права, которыми пользуются владельцы производственных ресурсов. Такие права влияния на производственный процесс образуют совокупность форм контроля за деятельностью акционерного общества.
  Новые собственники столкнулись с проблемой формирования такой системы управления, которая учитывала бы интересы владельцев-держателей акций, управляющих-менеджеров и наемного персонала. На практике возникла необходимость выбирать стратегию развития каждого акционерного общества и согласовывать интересы его участников.
  Акционерные компании зарубежных стран с развитой рыночной экономикой имеют своего рода философию управления, которая определяет работу по согласованным правилам, соблюдаемым всеми: акционерами, менеджерами, наемными работниками. Имеется несколько механизмов осуществления эффективного контроля корпоративного управления. В качестве первого контрольного механизма выступают сформированные товарные рынки: под постоянной угрозой банкротства в плохо работающих компаниях менеджеры начинают действовать эффективнее, учитывая интересы всех групп корпорации. Второй механизм контроля - финансовый рынок. Он предоставляет возможность владельцам, которые потеряли интерес к деятельности акционерного общества, продать свои акции и таким образом изъять свою долю из его капитала. Угроза массового ухода владельцев, ранее предоставивших свой капитал компании, существенно влияет на поведение менеджеров, которые должны искать другие источники капитала и по существу рискуют потерять рабочие места.
  Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.
  Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.
  С этой точки зрения понятие собственности, прежде всего, является юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. Другими словами, собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса.
  Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности (в монографии - корпорация).
  Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей (в монографии - корпоративная собственность).
  В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее время, возможные субъекты права собственности определены следующим образом: это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
  Если учесть, что производственное и непроизводственное потребление национального богатства формирует цели и систему интересов любого субъекта собственности, то данную выше их классификацию следует признать исчерпывающей, так как она предусматривает возможность реализации личных (индивидуальных) интересов отдельных граждан, коллективных (групповых) интересов работников предприятий и организаций, а также населения муниципальных и территориальных образований и государственных интересов в целом.
  Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ осуществляется ими через их присвоение, которое отражает совокупность общественных условий, необходимых для совершения каких либо действий над ограниченными элементами национального богатства.
  Реальным проявлением присвоения является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением, с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.
  Не следует отождествлять право пользования и реальное пользование. Это право может быть делегировано субъектом собственности (собственником) другому пользователю на определенных условиях. С другой стороны, пользование может быть реализовано в отсутствие прав при развитии теневых отношений присвоения или нарушения условий пользования, установленных собственником.
  Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения - распоряжением, в контексте изменения характера пользования и (или) смены потребителя. Распоряжение представляет собой такую форму присвоения, которая означает возможность иных, помимо потребления, действий над объектами собственности - продажи, безвозмездной или платной передачи в пользование, в том числе, ограниченное. Эту форму присвоения можно определить как право регулирования использования ограниченных благ, из которого формируется функция управления. Управление в этом случае можно определить как комплекс возможных воздействий субъекта собственности на объект.
  Распоряжение предполагает возможность распределения различных функций между несколькими субъектами и означает возможность делегирования прав нескольким персонифицированным субъектам, каждый из которых может распоряжаться объектом собственности только в пределах предоставленных ему полномочий, которые определяются доступной ему областью контроля. Реальная область распоряжения может не совпадать с областью предоставленных прав, формируя его теневую составляющую.
  Собственность как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает полезный результат и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия. Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника.
  Особой формой присвоения можно считать владение, отражающее юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом. Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.
  Схематично логику взаимной обусловленности и дифференциации отношений собственности в единстве пользования, распоряжения и владения можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 11.
  Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать в своей деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 11. Схема взаимной обусловленности и дифференциации
  отношений собственности
 
  Общественное разделение труда, которое представляет собой внешний фактор формирования и развития отношений собственности, предопределяет объективную необходимость и возможность разделения субъектов собственности, пользования и распоряжения. Материальные предпосылки этого разделения создаются числом и разнообразием объектов собственности. Одновременно с этим углубление разделения труда вызывает необходимость разделения субъекта собственности и субъектов управления, что создает основу делегирования распорядительных функций (вертикальное разделение труда) и дифференциацию функций управления (горизонтальное разделение труда).
  Именно разделение субъекта собственности и субъекта управления из-за неизбежной персонификации последнего создает возможность развития теневых отношений собственности.
  Для организации процессов управления принципиально важно согласовать юридическое понятие собственности с ее организационным строением, а также рассмотреть экономические аспекты управления корпоративной собственностью (рис. 12).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 12. Экономические аспекты управления
 корпоративной собственностью
 
  С этой точки зрения необходимо выделить понятие (объект собственности(, который следует рассматривать как точку приложения различных управляющих воздействий корпорации. Можно сформулировать следующее определение:
  Объектом корпоративной собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретной группой собственников (корпорацией).
  В роли объекта собственности могут выступать: отдельная вещь; совокупность имущества; имущественный комплекс; земельный, водный или лесной участок; обособленная доля в общей собственности и т.д.
  Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности.
  Разработка системы управления корпоративной собственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.
  Многие моменты, связанные с этим процессом, пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Для этого, на наш взгляд, необходимо ввести основные понятия и определения, которые будут использоваться в дальнейшем.
  1. Корпоративная собственность - совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит конкретной корпорации.
  2. Объект собственности - организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.
  3. Объекты корпоративного права собственности (объекты управления):
  o недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, и др.);
  o движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);
  o денежные средства (валюта, и др.);
  o долги (дебиторская задолженность);
  o информация;
  o интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности корпоративных подразделений.
  4. Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.
  Субъективное право собственника распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.
  Под правомочием владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.
  Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения.
  Правомочие пользования - юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств.

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу