<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.
  5. Управление - элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.
  Управление собственностью - как текущее управление корпоративной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в корпорации, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках корпоративной стратегии в отношении собственности.
  6. Система - совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.
  В рамках рассмотренных понятий и определений в первую очередь необходимо рассмотреть существующие проблемы управления корпоративной собственностью. В рамках классификации корпоративной собственности, принятой в настоящее время (на наш взгляд, она нуждается в углублении и детализации, что будет показано ниже), выделяются насколько видов собственности:
  o дочерние предприятия корпорации;
  o пакеты акций, находящиеся в корпоративной собственности;
  o корпоративное недвижимое имущество;
  o нематериальные активы корпорации.
  Таким образом, диалектика акционерной и корпоративной собственности как совокупности форм взаимного проникновения капиталов выражается в схеме собственности, представленной на рис. 13.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 13. Схема трансформации прав собственности
 
  Корпоративная собственность может быть классифицирована по видам, рассмотренным ниже:
  1. По видам корпоративной собственности:
  o недвижимая собственность (недвижимое имущество, недвижимость) - земельные участки, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, здания и сооружения), а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты и другое имущество;
  o движимая КС - имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги;
  o информация;
  o результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
  o другая собственность.
  2. По отраслевому признаку:
  o объекты КС, включенные в состав конкретной отрасли экономики и имеющие специфические отраслевые особенности, например ТЭК, транспорт, связь, АПК и др. (в каждой крупной отрасли имеются подотрасли, в которые включаются объекты ФС со своими особенностями).
  3. По степени ликвидности:
  o низколиквидные (неликвидные) объекты КС, например, пакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше (существенно меньше) либо равен индексу инфляции;
  o стабильные, среднерисковые объекты КС, например, пакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости меньше либо равен 1,5 индекса инфляции;
  o высоколиквидные объекты КС, например, пакеты акций, у которых рост индекса курсовой стоимости больше 1,5 индекса инфляции;
  o акции голубых фишек (blue chips) - акции компаний, ликвидность которых на рынке является наивысшей.
  4. По величине доли (пакета акций предприятия, принадлежащего корпорации):
  o 100% у корпорации - АО или унитарные предприятия;
  o 75% + 1 акция - у корпорации квалифицированное большинство акций;
  o 50% + 1 акция - у корпорации контрольный пакет акций;
  o 25% + 1 акция - у корпорации блокирующий пакет.
  5. По степени индустриализации:
  o объекты промышленности;
  o объекты АПК;
  o объекты непроизводственной сферы;
  6. По степени участия на рынке производимой продукции:
  o монополии (более 35% продукции);
  o не монополии и др.
  Для наиболее полного учета всех особенностей и специфики использования корпоративной собственности ДКО мы предлагаем использовать систему показателей, позволяющую оценивать не только состав собственности и ее количественные характеристики, но и определенные экономические показатели для расчета эффективности ее использования.
  В основу системы показателей может быть положена классификация собственности, данная выше. Однако для статистических исследований она нуждается в некотором уточнении. На основании вышесказанного подсистема может иметь следующий вид (рис. 14).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 14. Принципиальная схема показателей собственности
 
  Данная схема нуждается в расшифровке. Мы предлагаем использовать три группы показателей:
  o показатели состава;
  o показатели эффективности;
  o показатели владения.
  Каждая из указанных групп позволяет провести статистическую оценку определенных характеристик корпоративной собственности. Причем группы характеристик не пересекаются между собой, что позволяет составить комплекс взаимно обусловленных характеристик. Использование такого подхода позволяет говорить об инструментарии составления взаимно дополняемых показателей, который будет использован и для статистического исследования других аспектов деятельности диверсифицированных корпоративных объединений.
  Комплексность в рассматриваемом разрезе заключается не только в полноте углов зрения, с которых рассматривается объект исследования, но в использовании количественных и качественных показателей, что позволяет говорить уже о подсистеме показателей. Для повышения систематизации исследований мы предлагаем ввести трехмерную матрицу показателей статистики для диверсифицированных корпоративных объединений.
  Данная матрица в своих ячейках имеет следующие характеристики используемых показателей:
  o по виду анализа: структуры, динамики, объема и др.;
  o по направлению анализа: деятельности, собственности, персонала и др.;
  o по этапу проведения: предварительные (базисные, единичные), аналитические (сводные, консолидированные, интегрированные).
  При этом любой показатель может иметь свой вид, направление и этап проведения. Это позволит различать, например, статистическое исследование организационной структуры отдельного участника и всего объединения в целом.
  Таким образом, в первой главе монографии рассмотрены диверсифицированные корпоративные объединения как объекты исследования статистики. Это позволяет перейти непосредственно к изложению основных положений методологии их статистического исследования.
 
 ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СТАТИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ДИФЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  Как уже отмечалось выше, ДКО имеет достаточно сложную организационную структуру, обуславливающую необходимость проведения комплексных исследований для разработки стратегии и обоснования принятия решений. Данная проблема особенно актуальна в условиях обостряющейся конкуренции не только в борьбе за конечного потребителя, но и в борьбе за инвестиции.
  В этой связи, методология статистического анализа диверсифицированных корпоративных объединений может стать тем инструментарием, который даст преимущества конкретному ДКО в конкурентной борьбе. В настоящее время на практике применяются различные наборы данных для анализа текущего состояния и итогов деятельности предприятий, однако они не учитывают специфики ДКО и поэтому не позволяют проводить комплексный анализ деятельности диверсифицированных объединений.
  Как правило, статистическая методология представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов статистического исследования различных явлений. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу статистики.
  Теоретический (качественный) анализ явления, осуществляемый с использованием инструментов социально-экономических наук, всегда предшествует его статистическому изучению и является необходимым условием правильной организации статистического исследования и безошибочного толкования его результатов. Необходимым условием статистического изучения является понимание сущности изучаемого объекта или процесса, знание законов развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем провести статистическое исследование влияния отдельных факторов на изменение производительности труда работников промышленного предприятия, необходимо предварительно уяснить понятие производительности труда, обосновать метод расчета показателя для той отрасли экономики, к которой относится предприятие, определить состав факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует знаний экономики соответствующей отрасли.
  Одновременно, руководствуясь положениями социально-экономической теории, статистика обогащает социально-экономические науки фактическими данными, полученными в статистическом исследовании; статистическая информация используется для проверки, обоснования или иллюстрации их теоретических положений.
  Основываясь на диалектическом методе познания, статистика изучает совокупность явлений в их взаимосвязи, движении и изменении, выделяя их различные типы и формы, устанавливает то новое, прогрессивное, что зарождается в существующем и определяет направление развития. В процессе развития наряду с количественными изменениями в изучаемом предмете происходят коренные качественные изменения. Поэтому необходимо располагать методами, позволяющими изучать количественные изменения в явлениях, оценивать существенность или несущественность наблюдаемых различий, улавливать переход количественных изменений в качественные.
  В процессе исследования своего предмета статистика может использовать и другие общенаучные методы, например аналогию (перенесение свойств одного предмета на другой) или гипотезу (научно обоснованное предположение о возможных причинных связях между явлениями).
  Опираясь на теоретическую базу, статистика применяет специфические методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех этапах (стадиях) статистического исследования:
  1. Массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах (фактах) изучаемого явления. Массовое статистическое наблюдение (учет большого числа или всех входящих в состав изучаемого явления единиц) представляет исходный материал для статистических обобщений, для получения объективных выводов об изучаемом явлении. Получение сведений о достаточно большом числе единиц дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта.
  2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы. Группировки дают возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в различных условиях. После проведения группировки приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому, т. е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин (учетно-оценочные показатели), при помощи которых измеряют объемы (размеры) явлений.
  3. Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило, излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами.
  При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающие особенности отдельных финансово-промышленных групп, соотношения и взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа исследования характерно применение всего арсенала статистических методов; применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и особенностями первичной информации.
  Таким образом, специфический метод статистики основан на соединении анализа и синтеза. Сначала выделяются в составе изучаемого явления и раздельно изучаются части (группы и подгруппы), оценивается существенность или несущественность наблюдаемых различий в величине признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития. Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом; недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно на всех стадиях статистического исследования.
  С вопросом о методе статистики связан вопрос о ее связи с математикой. Эта связь объясняется тем, что для измерения и анализа количественных отношений необходимо применение математических приемов и методов. Широко применяется в статистике аппарат математической статистики - анализ вариационных рядов, корреляционный и регрессионный анализ. В последние годы используются и другие приемы высшей математики: методы оптимального программирования, теория распознавания образов и др.
 2.1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
  Как правило, в процессе управления ДКО возникает несколько управленческих задач:
  1. Получение, анализ и использование необходимой для управления информации. Из-за большого количества проектов, а также сложной и запутанной структуры диверсифицированного корпоративного объединения возникает переизбыток информации - она поступает со всех направлений и уровней в различных измерительных системах, сопоставить которые часто невозможно. В результате менеджменту корпорации приходится вести двойной, тройной и даже четверной финансовый учет, что затрудняет составление оперативных балансов по направлениям и, как следствие, делает очень сложным принятие тактических и стратегических решений.
  2. Дублирование некоторых управленческих функций. В силу многопрофильности участвующих в ДКО хозяйственных образований и использования по многим видам их деятельности схем с зарубежными участниками им приходится дублировать функции учета и контроля в каждом бизнесе, а иногда даже дважды внутри одного направления. Безусловно, это увеличивает расходы на управленческий персонал, но, как правило, все же не позволяет реализовывать эти функции до конца успешно. В частности, финансовый учет дает сбои и утечки, которые не всегда удается выявить.
  3. Трудности оценки эффективности работы отдельных направлений. При общем благополучии корпоративного объединения в целом неясно, в каком состоянии находится то или иное бизнес-направление, то есть, оно может быть и очень убыточным, и очень прибыльным. Это обстоятельство, во-первых, не дает возможности вовремя прекратить убыточный вид деятельности; во-вторых, является источником трений между различными подразделениями, и, в-третьих, мешает объективной оценке работы персонала.
  4. Центробежные тенденции внутри компании. Как правило, отдельные проекты, встав "на ноги" и получив внутри компании статус самостоятельного бизнеса, стараются соблюдать только свои интересы. Это часто приводит к ухудшению результата деятельности ДКО в целом.
  5. Децентрализационное поведение работников того или иного бизнес-направления. Невозможность жесткого финансового контроля и большое количество подразделений создают благоприятную среду для своекорыстного поведения не только менеджеров, но и рядовых сотрудников. Это приводит к появлению внутренних рисков высокой степени, из-за которых привлечение внешних инвестиций в корпорацию становится маловероятным.
  Решение поставленных проблем возможно только на основе комплексного статистического исследования деятельности корпоративного объединения. Одним из направлений является исследование структуры и состава ДКО. При разработке методологии исследования структуры и состава диверсифицированного корпоративного объединения, на наш взгляд, возникает несколько возможных направлений статистического анализа:
  o статистический анализ состава ДКО;
  o статистический анализ отраслевых срезов;
  o статистический анализ синергии;
  o статистический анализ диверсификации.
  Анализ состава ДКО позволяет определить, предприятия каких отраслей входят в состав объединения, основные показатели направлений деятельности. Данное направление анализа является основой для выявления профильных и вспомогательных отраслей, действующих в рамках объединения.
  В рамках анализа отраслевых срезов можно исследовать комплексные финансовые и иные консолидированные характеристики по направлениям деятельности корпоративного объединения (отраслевым срезам). Схема исследований в данном случае должна иметь следующий вид (рис. 15)27.
  Системы показателей комплексного анализа диверсифицированного корпоративного объединения
  Как показал проведенный анализ, различными авторами в настоящее время предлагается несколько комплексных систем статистического анализа деятельности предприятия. Одной из самых популярных в странах с развитой рыночной экономикой является, так называемая система сбалансированных счетных карт (ССК) - Balanced Scorecards. Данная система позволяет комплексно оценить деятельность компании любого масштаба и направления деятельности. Для статистических исследований ССК полезны шириной своего охвата и комплексностью получаемой информации.
  Рассмотрим основные положения по использованию ССК в исследованиях, предваряющих стратегическое планирование деятельности диверсифицированных корпоративных объединений.
  Как уже отмечалось выше, ДКО представляет собой интегрированную предпринимательскую среду, действующую в рамках общей стратегии и с использованием единого финансового и информационного потока. Таким образом, описывая ДКО с позиций типа интеграции можно заключить, что это горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных бизнесов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 15. Схема блочного статистического исследования
 отраслевых срезов ДКО
 
  Таким образом, для управления такого рода структурой необходима собственная система показателей, учитывающая особенности и специфику подобной деятельности. Одной из возможных систем сбора и обработки данных является ССК.
  В частности, наиболее распространенной является следующая частично систематизированная совокупность данных (рис. 16).
  Подобная система дает возможность руководителям принимать взвешенные решения о возможных направлениях развития ДКО. Таким образом, применение ССК - современный инструмент управления.
  Каждый из разделов ССК позволяет измерить самостоятельную бизнес-область ДКО. В частности, измерение персонала может осуществляться по следующим разделам:
  o численность персонала, заработная плата и система мотивации;
  o квалификация персонала;
  o соответствие квалификации требованиям качества продукции;
  o документационное обеспечение текущей деятельности;
  o организация работы, карта рабочего дня;
  o инновационная активность персонала и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 16. Сбалансированные счетные карты для
 диверсифицированного корпоративного объединения
 
  Не все из перечисленных показателей могут быть измерены количественно, однако даже качественная оценка некоторых из них позволяет выработать конкретные управляющие рычаги. Рассматривая ССК более подробно можно заключить, что стандартных измерителей, пригодных для всех предприятий не существует, поэтому в рамках ДКО может быть сформирована собственная система показателей.
  Помимо ССК нам хотелось бы подробнее остановиться на некоторых особенностях статистического исследования с позиций системного анализа. В этой связи, может быть предложена следующая система статистических показателей для анализа деятельности ДКО. Структура системы представляет собой матрицу базисных статистических исследований, на основе которой могут осуществляться синтетические исследования.
  В столбцах матрицы находятся виды анализа (структура, динамика, объем и др.), в строках - направления анализа (акционерная собственность, корпоративная собственность, продукция, рынок, источники инвестиций, сферы деятельности, эффективность, синергия и др.) (рис. 17). Под синтетическими исследованиями понимаются смешанные виды исследований, например, кластерный анализ (объемно-структурные исследования), факторный анализ (структурно-динамический) и т. д.
  Таким образом, предлагаемая система статистических показателей позволяет не только осуществлять мониторинг (то есть оценивать текущее состояние) как в ССК, но и отслеживать динамику и структуру показателей. Вместе с тем, использование нескольких систем позволяет настроить статистический анализ для достижения максимальной эффективности исследований.
 
  Виды анализа Анализ структуры Анализ динамики Анализ объема Направления анализа Акционерная собственность Структура и состав акционеров;
 Структура и состав собственности;
 Структура пакетов акций. Динамика капитала;
 Динамика стоимости объектов собственности;
 Прогноз курсовой стоимости. Величина акционерного капитала;
 Рыночная стоимость имущества. Продукция Виды продукции и их доли в продуктовом портфеле ДКО;
 Структура затрат по видам продукции. Динамика объемов производства;
 Динамика долей в продуктовом портфеле. Объем производства и реализации продукции;
 Объем затрат на производство. Рынок Структура рынка, доля рынка;
 Структура потребителей. Динамика сбыта;
 Динамика долей рынка;
 Динамика продаж. Объем сбыта;
 Объем брака;
 Объем сделок. Финансы Структура дебиторской и кредиторской задолженности;
 Структура капитала. Динамика задолженностей;
 Динамика финансовых показателей. Объем заимствований;
 Объем активов;
 Капитал;
 Объем инвестиций.
 Рис. 17. Матрица статистического анализа ДКО
 
  Существенным является и то, что в указанной системе существует пространство для аналитического маневра и исследовательского поиска, что делает предлагаемую систему привлекательной для различных хозяйствующих субъектов.
  В условиях переходной экономики долгосрочное прогнозирование деятельности хозяйствующего субъекта может осуществляться только на основе использования развернутой системы показателей, описывающих различные аспекты его деятельности. Один из важнейших принципов, применяющийся в управлении современными организациями, можно сформулировать простой фразой: "Тем, что невозможно измерить, невозможно управлять. То, что измеряется, - делается". Управление организациями становится все более количественным.
  Хорошо известно, что одним из важнейших требований к целям является их измеримость. Цель должна обладать такой характеристикой, как мера. В противном случае невозможно сформулировать критерий достижения цели и понять, приближается ли хозяйствующий субъект или удаляется от цели. То же самое относится к стратегии его развития организации. Стратегия должна описываться количественными показателями. Тогда, определяя (измеряя) значение этих показателей, руководство хозяйствующего субъекта сможет понять, действительно ли оно реализует принятую стратегию, и насколько хорошо эта стратегия реализуется.
  К сожалению, в настоящее время хозяйствующие субъекты используют в основном финансовые показатели, что существенно снижает управленческий потенциал. В смысле стратегического управления должна измеряться степень удовлетворения миссии хозяйствующего субъекта. На следующем уровне сложности находится измерение уже не только результата деятельности, но измерение эффективности реализации способа достижения этого результата, т.е. измерение эффективности реализации стратегии. Это становится возможным только тогда, когда есть формализм, позволяющий описать стратегию хозяйствующего субъекта в формальных количественных терминах.
  В этой связи перед руководством хозяйствующего субъекта возникает задача формирования такой системы показателей, состав которой был бы достаточно полным и вместе с тем анализ не был бы сложным и громоздким. Основой такого подхода может служить предлагаемая концепция синтеза стратегических инициатив и оперативного управления, реализуемая с помощью комплексной системы поддержки принятия управленческих решений (СПФПР). Принципиальная схема СППР представлена на рис. 18.
  В рассматриваемой системе, на наш взгляд, необходимо решить две основные проблемы:
  o формирование системы показателей;
  o формирование системы поддержки принятия решений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 18. Принципиальная схема системы поддержки
  принятия решений в рамках хозяйствующего субъекта
 
  Направления решения указанных проблем достаточно нетривиальны. Необходимо достичь определенного баланса между количеством информации и скоростью ее обработки. В этой связи, возникает задача разработки критерия оптимизации количества информации (КОПТ) для принятия управленческих решений. Уместно заметить, что такой критерий сам по себе может представлять трудности для расчетов, поэтому его состав определяется им самим, то есть помимо оптимизации системы показателей может осуществляться самооптимизация системы. По нашему мнению, общий вид критерия моет быть следующим:
 ,
  где
  N - количество исследуемых показателей;
  Tt - общее время обработки всех показателей с поправкой на экономию (t), достигаемую за счет параллельной обработки данных.
  Чем больше значение КОПТ, тем больше показателей можно обработать за определенный период времени, то есть повысить эффективность принятия решений. Тем не менее, важное значение имеет не только количество показателей, но и время их обработки, то есть, возможная экономия при распараллеливании процесса счета.
  Исследуя проблему формирования системы показателей, остановимся подробнее на поэлементном анализе так называемых Balanced Scorecards - сбалансированных счетных карт. Сбалансированные счетные карты появились в начале 90-х гг. XX в. как результат исследований по расширению аналитических возможностей хозяйствующих субъектов при управлении своей деятельностью. Все показатели разбиты на несколько групп, каждая из которых призвана дать ответы на важнейшие для хозяйствующего субъекта вопросы:
  o как его оценивают акционеры (привлечение финансов);
  o как его оценивают клиенты (общий маркетинг);
  o какое положение он занимает во внешней среде (конкуренция);
  o какие основные операции он проводит (внутренние резервы);
  o какие у него взаимоотношения с поставщиками (поставки).
  Особенность данного подхода в том, что в ходе анализа используются не только финансовые показатели или величины, измеренные в денежном выражении, но и натуральные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта с различных точек зрения. В рамках каждой группы можно сформулировать отдельные конкретные вопросы. Рассмотрим вопросы по группам подробнее (табл. 8-13).
  Таблица 8
  Показатели группы Финансы
 
 Раздел Показатели Измерения акционеров Цена акций, справедливая оценка Дивиденды Лояльность акционеров (смена акционеров) Состав акционеров (институциональные или частные, работники и т. д.) Измерения финансовых Экономический рост результатов Рыночный рост Чистый доход Рентабельность инвестиций Рентабельность собственного капитала Рентабельность активов Измерение финансовой Активы, ликвидные активы силы Финансовые коэффициенты Кредитный рейтинг Обязательства Отношения обязательств и капитала Измерение расходов Переменные и постоянные расходы Программируемые расходы - контролируемые расходы, включая текущие, одноразовые и проектные расходы Текущие расходы (заработная плата, расходы на содержание, поставки) Одноразовые - справедливые нерегулярные статьи Не операционные доходы / расходы - затраты, напрямую не связанные с текущими операциями Накладные расходы, такие как износ, налоги на недвижимость или собственность Запланированные расходы - дополнительные расходы по бизнес-единицам Прямые расходы по департаментам Чистые расходы Основные статьи расхода наличности Административные затраты Рыночно ориентированные измерения Доходы, полученные от потребителей (с разделением по новым и существующим, большим и малым, промышленным, региональным потребителям) Лист потребительских доходов Доля рынка (в денежном измерении) Рыночный потенциал (в денежном измерении) Измерения Прибыль эффективности Отношение доходы / расходы Эффективность капитала Доход на работника Стоимость продукции Стоимость деятельности
  Таблица 9
  Показатели группы Рынок (Потребитель)
 
 Раздел Показатели Объем охвата рынка Доля рынка Доля рынка в денежном измерении или количество видов продукции Рост в основных видах продукции Пересчет отдельных проектов в консолидированный баланс Новые потребители / рынки Количество планов Доля потенциальных сделок закрытых в настоящее время Новые расчеты Факторы удовлетворения всех потребителей Базирующиеся на обзорах измерения:
 Объемов торговой марки;
 Качества продукции;
 Качества обслуживания;
 Цен;
 Атрибутов обслуживания, таких как своевременность, ответная реакция, понимание нужд потребителей или бизнеса потребителей, качество отношений, квалификация персонала, потребительские фокусы, профессиональная активность.
 Базирующиеся на экспертных оценках измерения:
 Своевременности обслуживания доставки;
 Конкурентоспособности цен;
 Качества продукции. Удовлетворение потребителя / клиента Справедливая доля рынка Индекс партнерства Рейтинг потребительского отношения к хозяйствующему субъекту, включая такие вещи как ошибки планирования и проектирования, инвестиции в продукцию и услуги
  Таблица 10
  Показатели группы Окружающая среда
 
 Раздел Экономия за счет повторного использования продукции (упаковки и т. п.) Количество экологических стандартов, которым удовлетворяет продукция Количество видов продукции, отвечающих требованиям новых экологических процедур Доля производственных материалов, полученных из сырья повторного цикла Доля продукции, выпускаемой на экологичном оборудовании
  Таблица 11
 Показатели группы Люди
 
 Раздел Показатели Общие права и Измерения, базирующиеся на обзоре работников обязанности работников Измерения текучести кадров Измерения прогулов, забастовок, невыходов на работу Исполнение обязанностей Выход продукции на одного работника (объем продаж на одного работника, количество сделок на одного работника) Качество выхода Соответствие требованиям рабочего места Набор навыков, базирующийся на оценке исполнения обязанностей, включающий:
 Знания (продукт, клиент / потребитель, отрасль промышленности, системы, организация);
 Навыки (финансовые, аналитические, технические, отношения / взаимоотношения, решение проблем, переговоры, продажи, руководство)
 Ключевые компетенции Факторы исполнения обязанностей Измерения, основанные на обзорах:
 Вознаграждение / мотивация;
 Соответствие иерархии в системе управления (вознаграждения, переговоры, управление обязанностями, преемственность, развитие) стратегии хозяйствующего субъекта;
 Повышение квалификации;
 Условия совершенствования процессов;
 Прозрачность целей Факторы общих прав и обязанностей Экспертные измерения, включающие отношения работников к лидерству, положению / вознаграждению, уверенности в завтрашнем дне, коллективной работе, честному соперничеству, надзору, открытому общению Факторы совместимости Рост работников:
 Планируемое развитие профессиональных возможностей;
 Соглашения о повышении квалификации;
 Развитие работников / дополнительные возможности Обучение организации:
 Система обратной связи;
 Межфункциональные рабочие группы;
 Поддержка технологий для увеличения знаний Внутренние показатели Обслуживание потребителя Понимание затрат Инновации Диверсификация Этика / взаимодействие
  Таблица 12
 Показатели группы Операции
 
 Раздел Показатели Производительность Индекс анализа реализации возможностей (оптимальное распределение производства) Планирование с учетом реальной производительности Проверка действенности (средняя производительность в час) Сравнение плановых и фактических показателей Обломки / отходы Скорость обработки Измерение своевременности Эффективность Доля заявок потребителей, не обслуженная в положенный срок Переделывание / устранение брака Срок устранения неисправностей Своевременность поставок Точность информации Безопасность и экология Экологичность и безопасность поведения (техника безопасности, контроль экологичности и т. п.) Результаты обеспечения экологичности и безопасности
  Таблица 13
 Показатели группы Поставщики
 
 Раздел Показатели Удовлетворение потребителей компанией / работниками (эта область дополнительно может быть полезна для следующих исследований) Общее удовлетворение / по потребителям;
 Ответственность, чувствительность;
 Доступность продукта / услуги;
 Квалификация персонала;
 Нововведения / профессиональная активность;
 Точность в оформлении поставок;
 Соответствие стандартам безопасности потребителей;
 Точная доставка продукции потребителю Удовлетворение потребителями компании / сотрудников Общее удовлетворение / по поставщикам;
 Ответственность, чувствительность;
 Доступность продукта / услуги;
 Квалификация персонала;
 Нововведения / профессиональная активность;
 Точность в оформлении поставок;
 Соответствие поставщиков стандартам безопасности компании;
 Точная доставка продукции от поставщика Эффективность цен поставщиков Сравнение цен с планами и конкурентами
  Внедрение рассматриваемой концепции означает широкую перестройку всего процесса осуществления организационной стратегии.
  В этой связи важны два следующих обстоятельства. Во-первых, применение сбалансированной системы показателей - это процесс не разработки стратегии, а ее реализации, предполагающий наличие на предприятии уже четко сформулированной стратегии. Во- вторых, новую концепцию надо рассматривать не столько как систему показателей, сколько как всеохватывающую систему управления. При ее внедрении не следует также пытаться систематизировать в той или иной форме монетарные и немонетарные показатели. Каплан и Нортон специально подчеркивают, что нацеленная на успех программа сбалансированных показателей должна начинаться с признания того факта, что это не проект из области "мер и весов"28, а проект, рассчитанный на изменения.

<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу