<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сторонники теории внешней зависимости не разделяют оптимизма структуралистов. По их мнению, обнаруженные структуралистами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение. Они не раскрывают ключевых факторов, определяющих динамику развития отдельных стран и, самое главное, отвлекают внимание от тех реальных сил в мировой экономике, которые воспроизводят бедность стран Третьего мира. Рассмотрим теперь суть теории зависимости.
  В настоящее время последователи неоклассической школы взяли верх в двух ведущих международных институтах - МВФ, и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где всегда были сильны позиции представителей Третьего мира, утратили былое влияние. В связи с этим аргументы неоконсерваторов, основанные на идее свободного рынка, начали одерживать вверх над сторонниками подхода школы внешней зависимости.
  Неоклассическая модель. Главным аргументом для неоклассиков стало нерациональное распределение ресурсов в Третьем мире из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоретики неоклассической школы доказывают, что именно вмешательство государства тормозит экономический рост в странах Третьего мира. Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инвестиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешательства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.
  Эти авторы пытаются доказать, что Третий мир отстает в своем развитии не из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных им международных организаций, а из-за чрезмерного вмешательства государства, коррупции и недостатка частной инициативы.
  По мнению неоклассиков для успеха экономического развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населения или более эффективное центральное планирование. Нужно лишь поощрять свободные рынки и предпринимательскую инициативу, чтобы "невидимая рука" рынка привела к рациональному распределению ресурсов и тем самым - к ускорению роста.
  Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сумму внутренних и внешних иностранных инвестиций в стране и ускоряет накопление капитала. Это в свою очередь ведет к росту капиталовооруженности труда и душевых доходов. Неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода - Домара и Солоу, которые среди всех прочих факторов роста отдают приоритет сбережениям.
  Согласно неоклассической теории экономический рост вызывается тремя главными факторами:
  - ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования),
  - накоплением капитала (через сбережения и инвестиции) и
  - прогрессом в технологиях.
  В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличение доходов происходит по достижению более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент "капитал - доходы на инвестиции выше.
  Здесь был сделан обзор лишь некоторых конкурирующих теорий экономического развития. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. В настоящее время нельзя утверждать, что существует согласие между основными доктринами при объяснении экономической динамики. Можно лишь утверждать, что в каждой описанных выше теорий есть рациональное зерно, которое можно использовать в практике выработки рекомендаций для правительств при принятии концептуальных решений.
  Так, например, модель стадий роста отражает определяющую роль сбережений и инвестиций в ускорении роста в рамках долгосрочного развития. Двухсекторная модель Льюиса отражает важность анализа взаимосвязей традиционного сельского хозяйства и современной промышленности. Исследования структуралистов (Ченери и его последователей) направлены на поиск конкретных количественных параметров, определяющих процессы в изменении структуры экономики. Идеи сторонников внешней зависимости в объяснении экономической динамики особо подчеркивают определяющую роль внешних факторов, принимаемых развитыми странами, на жизнь миллионов людей в Третьем мире. Сам факт, что развивающиеся страны сильно зависят от решений в столицах Северной Америки, Западной Европы или Японии (не говоря уж об МВФ и Всемирном банке), заставляет нас признать справедливость многих положений этой школы.
  Хотя некоторые положения традиционной неоклассической теории нуждаются в модификации, однако, нет сомнений, что лежащая во главе этой теории позиция о важности эффективности, система цен и распределения ресурсов - есть неотъемлемая часть любого успешного процесса развития. Справедливые возражения критиков вызывает неоправданное воспевание неоклассиками свободного рынка и отказ признать ведущую роль государства в стимулировании роста и справедливом распределении его результатов. Успешное управление ходом экономического развития требует разумного баланса между рыночным механизмом и рациональным государственным регулированием там, где действие рыночных сил ведет к нежелательным экономическим и социальным последствиям.
  В целом, в каждом из подходов можно почерпнуть нечто полезное. Вклад каждого из них мы можем оценить более полно при рассмотрении далее таких проблем, как бедность, рост населения, безработица, комплексное развитие деревни, внешняя торговля и охрана окружающей среды.
 
 5.2. Приоритетные проблемы предстоящего периода
  и пути их решения
  Национальные интересы Российской Федерации требуют разработки рациональной стратегии социально-экономического развития страны, поиска эффективного пути реализации выработанной стратегии. Необходимость разработки стратегии экономического развития осознается руководством ведущих стран мира, но особенно это касается таких стран ка Франция и Япония.
  Основными составляющими стратегии социально-экономического развития и программы экономического развития, разрабатываемой в целях ее реализации, должны стать:
  - проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики,
  - решение социальных проблем при реформировании экономики,
  - стимулирование деловой активности реального сектора экономики.
  а. Проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики.
  Главным направлением структурной перестройки экономики является создание среднего класса собственников и на этой основе стимулирование появления и функционирования эффективного собственника.
  Структурная перестройка отечественной промышленности в направлении приспособления ее к мировому рынку возможна только на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.
  Важным механизмом реализации научно-технической политики являются федеральные научно-технические программы, которые являются составной частью комплексной социально-экономической программы развития страны.
  Государству необходимо решить комплекс мер по организационной интеграции учреждений фундаментальной науки, высшего образования и прикладных научно-технических исследований и разработок.
  В числе важнейших задач государственного регулирования остается проблема конверсии научно-технического потенциала, задействованного в военно-промышленном комплексе страны. В этой сфере необходимо решить вопросы величины оборонного заказа государства, постепенной конверсии оборонной науки и оборонного производства на гражданские цели, найти варианты наиболее эффективного решения задач конверсии оборонного комплекса страны.
  К приоритетным направлениями государственной экономической политики относятся направления инвестирования, которые не регулируются рыночными факторами.
  б. Решение социальных проблем по удовлетворению потребностей населения.
  Социальные проблемы являются важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ. Именно степень и пути их решения должна быть определяющим моментом при проведении всех организационно-управленческих решений.
  в. Стимулирование деловой активности реального сектора экономики. Это направление экономической политики является определяющим на данном этапе развития экономики РФ. Это обусловлено как просчетами в проведении политики трансформации экономики, так и объективными трудностями вступления страны в мировое экономическое сообщество.
  В зависимости от временного горизонта целевые установки решения социальных проблем стоят по разному:
  - в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики является приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества;
  - в рамках среднесрочного периода в качестве таковой стоит задача достижение докризисного уровня жизни населения;
  - в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечение условий для физического выживания людей, предотвращение социального взрыва в обществе.
  Важнейшими приоритетами социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы являются:
  а. Содействие расширению фронта занятости, сохранение перспективных рабочих мест.
  б. Активизация потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса, содействие оживлению деловой активности в реальном секторе экономики.
  в. Становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда.
  г. Повышение уровня жизни населения, сокращение уровня имущественного и доходного расслоения населения, формирование системы социальных гарантий в части оплаты труда, пенсионного обеспечения, оказания медицинских и образовательных услуг и пр.
  д. Восстановление, развитие и повышение эффективности отраслей социальной сферы.
  Приоритеты социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы:
  - улучшение условий жизни населения страны,
  - обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рыночной экономики,
  - укрепление государственности как ресурса повышения эффективности экономики.
  а. улучшение условий жизни населения страны включает в качестве подцелей такие составляющие как:
  - сферу жизнеобеспечения человека (которая включает в себя: поддержку производителей, облегчение прохождения через границу импортных товаров, снижение таможенных пошлин на отдельные товары и пр.),
  - поддержку доходов населения (обеспечение своевременности выплат долгов из федерального бюджета, индексация минимальной зарплаты, пенсий и пособий).
  - смягчение последствий финансовых потрясений и кризисов для населения (исключение необоснованного роста цен на продукцию естественных монополий, регулирование цен на лекарственные препараты, и другие жизненно важные для населения товары).
  б. Обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рыночной экономики включает в качестве подцелей:
  - обеспечение нормального функционирования рынка (расшивка неплатежей, система мер антимонопольного регулирования экономики, формирование бюджета развития как самостоятельной части госбюджета),
  - повышение эффективности управление государственным имуществом (ориентация при приватизации на повышение эффективности экономики, на развитие реального сектора, разработать систему стимулирования руководства унитарными предприятиями, принять меры по повышению эффективности использования государственной собственности за рубежом).
  в. Укрепление государственности и единой системы исполнительной сласти, как ресурса повышения эффективности экономики включает в свой круг задач следующие подцели:
  - уточнить расходные полномочия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ,
  - ускорить передачу на нижестоящий уровень полномочий по спорным предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
  Стратегия социально-экономического развития страны задана целевыми установками развития, а также ограниченными производственными, природными и трудовыми ресурсами. Стержень стратегии развития экономики страны на современном этапе - постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни населения на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системе с активной ролью государственных органов в ее регулировании.
  Для реализации этих установок необходима разработка и реализация программы социально-экономического развития страны, основанной на коренном изменении стратегии проведения реформы в России на пути существенного усиления регулирующей роли государства при обязательном усилении контроле и воздействии населения за всеми действиями государственных органов власти.
  Приоритеты социальной политики государства в рамках среднесрочной перспективы являются:
  - содействие ускорению становления многоукладного хозяйства как основы эффективной рыночной экономики,
  - целенаправленное формирование государственного сектора экономики, с его коммерческим и некоммерческим сегментами, как основы гарантированного минимума в оказании общественных услуг населению,
  - поддержка малого и рискованного (венчурного) предпринимательства как амортизатора негативных последствий обвального падения занятости в результате "шоковых" мероприятий правительства по лечению российской экономики и базы роста эффективности общественного производства,
  - становление и развитие муниципальной собственности, как важного инструмента и способа решения социальных проблем населения по месту жительства в части создания дополнительных рабочих мест (народные предприятия и промыслы).
  Важнейшими приоритетами социально-экономического развития страны в рамках среднесрочной перспективы являются:
  - восстановление и обеспечение развития реального сектора российской экономики (совершенствование налоговой системы в направлении снижения ставки НДС, отмена ограничений по применению льгот по налогообложению затрат по модернизации оборудования и внедрению новой техники).
  - стабилизация денежной системы и курса рубля (установление границ изменения курса рубля в отношении доллара и евро, установление границ регулируемой эмиссии, установление порядка обращения иностранной валюты внутри страны).
  - реструктуризация государственного долга (реструктуризация ГКО-ОФЗ, которые приобретены нерезидентами),
  - совершенствование бюджетного процесса (ужесточение расходной части бюджета, переход к системе единого счета казначейства).
  - привлечение прямых иностранных инвестиций (упрощение процедуры осуществления инвестиционных проектов, уменьшение числа согласований, лицензирования и пр., создание международных фондов поддержки иностранных инвестиций в РФ).
  Краткосрочные цели экономического развития связаны в первую очередь с регулированием доходов и установлением цены труда.
  К важнейшим мерам в этой области относятся:
  а. Установление в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы, которая отражает цену простого неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране. Приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума.
  б. Законодательное гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем.
  в. Законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения типа зарплаты в целях сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы в условиях инфляции.
  г. Сокращение имущественного расслоения населения, преодоление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения.
 
  Ключевые понятия 5:
  Концепция социально-экономического развития страны.
  Этапы разработки концепции
  Дерево целей.
  Генеральная цель
  Модели развития экономики как методологическая основа выработки концепции развития:
  - теория стадий экономического роста Ростоу,
  - двухсекторная модель Льюиса,
  - модель структурных преобразований,
  - модель неоколониальной зависимости,
  - неоклассическая модель.
  Приоритеты социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы:
  Приоритеты экономического развития в рамках среднесрочной перспективы.
  Краткосрочные цели социально-экономического развития.
 
  Вопросы для обсуждения:
  1. Назначение концепции социально-экономического развития страны.
  2. Содержание концепции социально-экономического развития страны.
  3. Критическая оценка концепции социально-экономического развития страны на 1997-2000 гг.
  4. Теоретические подходы к разработке концепции развития экономики.
  5. Проблемы разработки целей и задач социально-экономического развития страны.
  6. Теории экономического развития как основа экономического прогноза:
  7. Объясните основные различия между теорией стадий роста, моделями структурных преобразований Льюиса и Ченери, теорией внешней зависимости в ее неомарксистском варианте и в форме ложной парадигмы развития. Какая из этих теорий лучше объясняет ситуацию в условиях Российской действительности?
  8. Направления экономической политики в различных ее сферах.
  9. Основные понятия программирования социально-экономического развития: дерево целей, средства достижения целей, мероприятия, ресурсы.
  10. Приоритетные проблемы социально-экономического развития в предстоящий период и пути их эффективного решения.
 
 
 
 
 
 
  Глава 6. Комплексный план (программа) развития
  национальной экономики
 
 6.1. Индикативный план развития
  национальной экономики.
  Инструментарий государственного воздействия на социально-ориентированную рыночную экономику многообразен и включает в свой состав:
  - индикативный план как способ ориентации хозяйствующих субъектов на выбор наиболее эффективной для них стратегии развития своих предприятий. Вместе с тем это основной инструмент выбора рациональной политики для государственных органов разного уровня. Индикативный план должен составляться не только по национальной экономике, но и по региональным хозяйственным комплексам - субъектам Федерации.
  - программы развития отдельных секторов единого хозяйственного комплекса страны (научно-технические, региональные, социальные, экологические и пр.)
  - инструменты прямого государственного воздействия на развитие социально-экономической сферы, включая инвестиционные проекты, финансируемые за счет (или с большой степенью участия) государственных органов власти;
  - система инструментов косвенного воздействия государственных органов на экономическое и социальное развитие страны.
  К числу инструментов косвенного воздействия относятся такие показатели, как учетная ставка процента, ставки налогообложения государственных и частных предприятий и организаций, тарифы, характеризующие минимальный уровень потребления, доходов, размеры субсидий и субвенций и пр.
 А. Назначение и структура индикативного плана.
  Индикативный план - комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей: цели социально-экономического развития, намечаемые для достижения целей мероприятия или средства реализации поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы.
  Особенности индикативного планирования:
  Рекомендательный характер индикативного плана. Для предприятий и организаций рыночного сектора показатели индикативного плана не имеют обязательного значения, поэтому государственные органы всех уровней должны принимать специальные меры в целях побуждения рыночные структуры следовать показателям индикативного плана. Для этого применяются:
  - юридические меры (принятие различного рода законов, указов, постановлений, каждое из которых должно быть обеспечено соответствующим механизмом проведения его в жизнь),
  - контроль за четким и неукоснительным исполнением законов и постановлений со стороны органов управления,
  - экономические меры (денежные субсидии, регулирование цен, введение дополнительных налогов или введение налоговых льгот, предоставление льготных кредитов, проведение политики "ускоренной амортизации" и т.д.).
  Вариантность при разработке индикативного плана. При разработке индикативного плана целевые установки социально-экономического развития, показатели предплановых наработок (прогнозные данные, приоритетные направления и пути развития) переводятся в конкретные показатели и балансы, которые достаточно детально характеризуют развитие производственной и социальной сферы области. Возможна вариантность при разработке индикативного плана, позволяет оперативно разрабатывать и проводить в плановом периоде соответствующие необходимые в соответствии со складывающейся ситуацией мероприятия.
  Структура индикативного плана социального и экономического развития региона должна включать в себя целый ряд разделов.
  Раздел 1. "Обобщенные макроэкономические показатели". В нем дается общая характеристика экономического и социального развития страны по ограниченному кругу показателей (валовой общественный продукт, валовой национальный продукт, чистая продукция и некоторые другие, в том числе их структура по отраслям, видам собственности и регионам). Здесь же находят отражение показатели, отражающие намечаемые структурные сдвиги народного хозяйства, развитие производительных сил, комплексов и отраслей реального сектора экономики.
  Раздел 2. "Социальное развитие" включает показатели повышения уровня жизни, развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы.
  В разделе 3. "Показатели развития производства" отражаются важнейшие ориентиры развития отраслей, межотраслевых комплексов и крупных предприятий как реального сектора, так и сферы обслуживания производства и населения.
  В разделе 4. "Потребительский рынок" формируются показатели производства и реализации населению товаров и услуг, с учетом перспектив развития внешнеэкономических связей и межрегионального обмена продукцией.
  Раздел 5. "Наука и научное обслуживание" отражается научный потенциал страны, его развитие, степень и эффективность его использования.
  В разделе 6. "Трудовые ресурсы" содержатся характеристики этапов формирования и использования трудового потенциала (подготовка, занятость, распределение, использование, переподготовка и повышение квалификации трудовых ресурсов).
  В разделе 7. "Инвестиции" отражены все виды затрат на развитие общественного производства как государственные, так и негосударственные.
  Раздел 8. "Региональная экономическая политика" отражает приоритеты в поддержке развития отдельных регионов страны.
  Раздел 9. "Внешние экономические связи" отражает пропорции межрегионального обмена территории и международных связей, импорт и экспорт за счет образуемых на уровне региона валютных средств.
  Раздел 10. "Финансовый план", отражает источники доходов и направления расходования государственных средств.
  Перечень и содержание разделов индикативного плана могут меняться в зависимости от меняющейся ситуации и особенностей социально-экономического развития в стране.
 
  Так, двенадцатый план развития японской экономики на 1992-1996гг. носил название "Пятилетний план построения передовой по условиям жизни страны". Он включал в свой состав три блока показателей:
  А. Показатели основных целей и направлений экономической политики.
  Б. Конкретные мероприятия по развитию экономики и социальной сферы.
  В. Выходные показатели социально-экономического развития за плановый промежуток.
  Рассмотрим составные элементы плана развития Японской экономики более подробно, поскольку они вполне приемлемы как основа выработки таковых для условий России.
  А. Показатели основных целей и направлений экономической политики.
  Для условий Японии, по мнению разработчиков плана, главная задача социально-экономического развития на этот период могла быть сформулирована следующим образом: закрепление концепции экономики, гармонирующей с природой и делающей упор на внутренний спрос. Тем самым подчеркивались такие важнейшие приоритеты развития, как экологическая проблема и проблема ограничения внешнеэкономической экспансии Японии.
  В части внутренних ориентиров развития экономики особое внимание уделялось проблемам:
  - переход от приоритета эффективности к решению проблемы социальной справедливости,
  - от модели, в основе которой производство благ и услуг к модели развития, в основе которой интересы простых людей, потребителей,
  - от акцента внимания проблемам оборота продукции и ресурсов к концепции накопления, как фактору экономического роста,
  - пересмотр концепции размещения производства по территории страны: переход от концепции концентрации производства и населения в Токио, к концепции развития самобытности в регионах страны.
  Б. Мероприятия по развитию экономики и социальной сферы.
  Эти мероприятия можно сгруппировать в три блока:
  а. Меры по обеспечению базиса для будущего развития.
  б. Реформы для построения передовой по условиям жизни страны.
  в. Гармонизация взаимоотношений с мировым сообществом.
  Относительно первого блока показателей - мер по обеспечению базиса будущего развития - можно привести следующий набор целевых установок и показателей:
  - проведение реформ, направленных на обеспечение эффективной деятельности предприятий в ХХ1 веке,
  - развитие концепции экономики, гармонирующей с природой,
  - развитие науки и техники на пути скорейшего увеличения правительственных капиталовложений в исследовательскую сферу,
  - повышение индустриального уровня и развитие нацеленных в будущее сельского, лесного и морского хозяйств,
  - проведение рациональной энергетической политики.
  В целях создания удобных условий жизни населения намечено:
  - сокращение рабочего времени для обеспечения более комфортной жизни, ориентир - достижение совокупного годичного рабочего времени, равного 1800 часам. (В России ныне около 2100час.)
  - решение жилищного вопроса, ориентир приобретение жилья примерно за 5 годичных заработков. (В условиях нынешней России профессор имеет возможность приобрести примерно третью часть жилья).
  - особое внимание формированию социальных фондов, связанных с бытом населения (Разработка и реализация примерно 27 целей, сформированных исходя из потребностей населения).
  - реализация образа жизни гармонирующего с природой,
  - выравнивание разницы в ценах внутри страны и за ее пределами.
  - обеспечение спокойной и достойной старости,
  - содействие участию женщин, пенсионеров и инвалидов в общественной жизни страны,
  - развитие самобытности земель на пути развития многообразных по своим чертам регионов страны, пересмотра концепции концентрации производства и населения вокруг Токио, перемещения функций столицы.
  Для гармонизации взаимоотношений с мировым сообществом намечались следующие ориентиры:
  - закрепление концепции экономического развития, делающей упор на внутренний спрос как основной фактор экономического развития,
  - построение общества с высокой восприимчивостью к гуманитарным и культурным достижениям мировой цивилизации, к развитию гуманитарных связей,
  - создание условий для международной интеграции рабочей силы.
  В части вклада Японии в мировое сообщество предусматривались следующие мероприятия:
  - участие Японии в решении глобальных экономических проблем;
  - помощь странам в переходе к рыночной экономике;
  - участие в осуществлении программы ОДА (международная помощь развитию);
  - вклад в дело мира и стабильности во всем мире.
  В. Выходные показатели плана социально-экономического развития страны (на примере Японии).
  1. Показатели экономической динамики: темпы экономического роста составят примерно 3,5% в год, в том числе за счет удовлетворения внутреннего спроса - 3,75%.
  2. Показатели инфляции: темпы прироста потребительских цен составят примерно 2 % в год,, темпы роста оптовых цен - 0,75 % в год.
  3. Показатели безработицы: процент абсолютной безработицы составит примерно 2,25% самодеятельного населения.
  Такова общая структура двенадцатого плана развития Японской экономики. Опыт его построения, на наш взгляд, может быть успешно применен у нас, конечно же с учетом специфики нашей страны.
 
  Выходные показатели индикативного плана для условий России должен быть существенно расширен по сравнению с японским вариантом и включать в свой состав следующие составные элементы:
  А. Важнейшие ориентиры социально-экономического развития страны:
  1. Показатели уровня жизни
  2. Показатели потребительского рынка
  3. Лимитные цены на продукцию естественных монополий (верхний и нижний предел).
  4. Макроэкономические показатели развития страны (ВВП,ВНП и темпы их прироста)
  6. Динамика валового продукта отраслям, многоотраслевым комплексам, крупным государственным предприятиям и регионам.
  Б. Рычаги воздействия государственных органов на социально-экономическое развитие следующие:
  - объем и структура государственного заказа,
  - лимиты государственных инвестиций в экономику, в первую очередь объем капитальных вложений и их распределение,
  - ставки налогообложения (а также льготы по налогообложению),
  - показатели, отражающие уровень социальной защищенности граждан (минимальный потребительский бюджет, показатели индексации пенсий, стипендий, пособий).
  В. Необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов.
  - показатели объемов применяемых трудовых ресурсов, капитала, материальных оборотных средств, природных ресурсов;
  - финансовые показатели, характеризующие состояние государственного бюджета, величину государственного долга, объемы внутренних и иностранных инвестиций.
 
 6.2. Планирование развития государственного сектора
  Государственный сектор является своеобразным "локомотив" национальной экономики. Посредством управления развитием государственного сектора правительство может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на развитие частного сектора и всей национальной экономики.
  План развития государственного сектора - составная часть комплексного плана (программы) развития национальной экономики, отражающая развитие государственных предприятий. Этот документ носит императивный характер. Его показатели обязательны для подведомственных предприятий.
  Государственный сектор в российских условиях представлен следующим набором организационно-правовых форм предприятий:
  государственное унитарное предприятие,
  акционерное общество со 100% закреплением акций за государством,
  акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций,
  акционерные общества с пакетом государственных акций, позволяющими оказывать существенное влияние на управление.
  Унитарные предприятия. Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий:
  - основанные на праве хозяйственного ведения;
  - основанные на праве оперативного управления или так называемые "казённые" предприятия.
  Обе формы унитарных предприятий обладают общими чертами, которые определяют особенности управления. Унитарные предприятия являются коммерческими предприятиями, собственником имущества которых является государство, а не сами предприятия. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства в лице уполномоченных органов. Органом управления унитарным предприятием является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным органом и им подотчётен.
  Объём полномочий собственника по управлению унитарными предприятиями зависит от того, на каких основаниях закреплено за предприятием имущество.
  По отношению к унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, собственник имущества решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия. Распоряжение недвижимым имуществом предприятия, включая его продажу, передачу в аренду или залог, внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ возможно только с согласия собственника. Остальным имуществом предприятие на праве хозяйственного ведения вправе распоряжаться самостоятельно.
  По отношению к предприятиям, основанным на праве оперативного управления, или "казенным" предприятиям полномочия собственника более широкие. "Казенное" предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведённой им продукцией (если иное не установлено нормативными актами). Распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно только с согласия собственника.
  Производственно-хозяйственная деятельность "казённого" предприятия осуществляется, во-первых, в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, утвержденным вышестоящим органом, а, во-вторых, в пределах разрешенной этим же органом самостоятельной хозяйственной деятельности. Раз в квартал "казённое" предприятие отчитывается перед вышестоящим органом не только за выполнение плана-заказа, но и за разрешенную ему самостоятельную производственную деятельность.
  Таким образом, вся производственно-хозяйственная деятельность "казённого" предприятия полностью контролируется государством. Финансовая деятельность "казённых" предприятий осуществляется за счёт доходов от реализации продукции, а при их недостаточности выделяются средства из бюджета. Не использованные в течение года средства подлежат возвращению в бюджет. Прибыль от реализации продукции направляется на удовлетворение производственных и социальных нужд предприятия по нормативам, ежегодно устанавливаемым вышестоящим органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход государства.
  Основные пути повышения роли государства в управлении предприятиями государственного сектора на современном этапе следующие:
  Во-первых, следует разработать полный реестр собственности государства, включив в его все виды государственной собственности. Такого рода реестр нужен для решения проблемы оптимизации управления государственными пакетами акций. В настоящее время часто бывает так, что пакет акций одного предприятия находится в руках другого, где государство имеет определенный контроль, при этом первое предприятие как бы "выпадает" из государственной собственности.
  Во-вторых, создавать систему индикативного планирования российской экономики следует на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в этом случае, определяя цели, задачи и приоритеты экономического развития, государство будет иметь возможность осуществлять их на практике через систему государственных предприятий.
  Помимо предприятий чисто государственного сектора действенным рычагом управления экономикой является государственная собственность в широком смысле этого слова. В руках российского государства находится также пакет акций предприятий, находящихся в корпоративно-государственной собственности. Поэтому важным рычагом управляющего воздействия государства на экономику страны является государственное распоряжение государственным имуществом в целях содействия эффективному достижению поставленных экономических задач.
  Меры управляющего воздействия государственных органов на деятельность данных предприятий могут быть разные: от назначения своих представителей в Советы управляющих соответствующих корпораций до принятия конкретных решений относительно того, кому (какой организации) отдать в доверительное управление государственный пакет акций.
  Усиление роли государства в переходный период не означает отрицания важности частного сектора, просто сейчас он не в состоянии один, без помощи государства вывести российскую экономику из кризиса.
 
 
 6.3. Стимулирование частного сектора в целях
  ориентации его на показатели индикативного плана
  Для стимулирования частного сектора применяются различные средства, такие как система государственных заказов, меры поощрительного характера (разного рода преференции, налоговые ставки, налоговые льготы и пр.), меры ограничительного характера.
  Государственные заказы. Государственное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется через систему государственных рынков, что выражается в широкомасштабном участии государства на особом рынке государственных закупок и заказов, который является важнейшим элементом и составной частью общенационального рынка.
  На рынке государственных заказов устанавливаются и реализуются экономические и договорные связи государства как заказчика продукции с его подрядчиками - государственными унитарными предприятиями и частным капиталом. В основе этого сложнейшего механизма хозяйственно-договорных связей лежит система государственных закупок и заказов.
  Используя государственные заказы как важный инструмент воздействия на хозяйствующие субъекты, государство может решать определённые социально-экономические задачи. Так, например, оно может увеличивать совокупный спрос, стимулировать те или иные отрасли народного хозяйства, обеспечивать поддержку проведению научных исследований, созданию и внедрению новых технологий, проведению научных исследований и разработок в области здравоохранения, экологической безопасности и т.д.
  Таким образом, государство в лице его различных органов выступая в качестве крупнейшего потребителя продукции целого ряда отраслей, превращает государственный спрос в важный стимул развития рыночной экономики. Государственные заказы частному сектору выступают одновременно как инструмент ориентации его на выполнение показателей индикативного плана.
  Государственные закупки осуществляются как в форме прямых закупок товаров и услуг на рынке, так и в форме предварительных заказов. Прямыми закупками приобретаются товары, имеющиеся на массовом рынке. Через систему предварительных заказов - уникальная (в особенности, военная) продукция.
  Государственные заказы реализуются на разных уровнях государственного рынка: центральном (федеральном), региональном, муниципальном.
  Основные принципы формирования государственных заказов:
  - конкуренция в получении государственного заказа,
  - экономичность,
  - эффективность,
  - подотчётность при проведении открытых торгов (тендеров).
  На этих торгах в условиях открытости государство реализует свои заказы среди фирм-участников торгов на принципах конкуренции. Эта конкурентная система, адекватная самой сути рыночного хозяйствования, позволяет обеспечить как наиболее выгодные экономические условия, так и решение поставленных задач при выполнении заказов. Открытость торгов определяется широким распространением информации и рекламы среди предприятий.
  Меры поощрительного характера как инструмент стимулирования предприятий частного сектора придерживаться показателей индикативного плана
  В их числе можно назвать следующие:
  - финансовая помощь предприятиям, активно содействующим выполнению ориентиров индикативного плана;
  - различные виды государственной помощи отдельным предпринимателям и бизнесменам (например, частичное возмещение расходов, возмещение расходов на переобучение персонала, снижение отпускных тарифов на газ и электроэнергию),
  - предоставление налоговых льгот различного характера (налоговые каникулы при погашении государственного кредита, пониженные ставки налогообложения, льготы по налогообложению и пр.).
  Меры ограничительного характера направлены на предупреждение предполагаемых действий предпринимателей, ведущие к конфронтации с показателями индикативного плана. Они менее эффективны, поэтому применяются редко.
 
  Ключевые понятия 6.
  Индикативный план.
  Особенности индикативного планирования:
  Структура индикативного плана.
  Выходные показатели индикативного плана.
  Логика разработки индикативного плана
  Выходные показатели индикативного плана
  План развития государственного сектора
  Государственные предприятия: организационно-правовые формы:
  - унитарные предприятия.
  - казенные предприятия.
  Средства стимулирования частного сектора рыночной экономики
  Государственные заказы.
 
  Вопросы для обсуждения:
  1. Роль индикативного плана, его отличие от комплексных программ экономического развития страны.
  2. Особенности государственного сектора как объекта регулирования.
  3. Пути повышения роли государства в управлении предприятиями государственного сектора.
  4. Управление унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.
  5. Управление казенным предприятием, основанным на праве оперативного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 7. Обоснование межотраслевой структуры
  экономики
 
 7.1. Систематизация межотраслевых балансовых
  построений
  Обоснование планов развития национальной экономики с использованием инструментария межотраслевого баланса (МОБ) было в свое время очень широко распространено в нашей стране. Исторически сложилось так, что именно эта форма получила наибольшее распространение.
  Начиная, примерно с 40-х годов межотраслевой баланс начал активно использовать для анализа, прогнозирования и планирования взаимосвязей в экономике. К этому времени был разработан методический аппарат такого анализа, и появилась электронно-вычислительная техника, позволяющая решать многоразмерные системы линейных уравнений. В последующем большое распространение получили эконометрические методы прогнозирования (построение регрессий, исследование рядов на зависимость, выявление различных трендов и т.д.), которые так или иначе интегрированы с системой "затраты-выпуск"..
  В настоящее время ученые снова обращают свое внимание на построение моделей, используя МОБ, причем не только в России, но и в Голландии, Швеции, Венгрии, Китае, Испании, Италии и в других странах. Получило распространение такое явления как комбинированный подход - то есть использование эконометрических методов в анализе МОБ, а также применение этого метода для анализа и прогноза небольших аспектов экономики, например экологической ситуации в стране.
  Само обоснование перспектив экономического развития с использованием МОБ принципиально отличается от всех других видов планирования тем, что этот инструментарий позволяет увидеть, а, следовательно, и спланировать экономическое развитие с учетом отраслевой структуры.
  История межотраслевого анализа. Как же все начиналось? Еще в середине 18 века лейб-медик короля Франсуа Кенэ, начавший заниматься политической экономией в 60 лет, создал первую количественную модель экономики.
  Таблицы Ф.Кенэ - это теоретическая основа анализа наиболее общих пропорций, складывающихся в процессе производства и распределения совокупного общественного продукта. Заслуга Ф.Кенэ состоит в том, что он создал впервые макроэкономическую картину взаимосвязей в экономике, выделив при этом три основных класса (отрасли). В экономической таблице Кенэ представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабах всего общества.
  Идеи Кенэ получили дальней шее развитие в схемах общественного воспроизводства К.Маркса и В.И.Ленина. Они образуют основу при построении баланса народного хозяйства и СНС.
  Определение межотраслевых пропорций - отправная точка составления народнохозяйственного плана (то есть плана развития экономики в целом). Однако в современной экономике, характеризующейся большой сложностью необходимо устанавливать плановые пропорции не только в самом общем виде, но и в более детальном разрезе. Так как в годы советской власти господствовала плановая экономика, то именно балансовый метод планирования получил наибольшее развитие. Его сущность состоит в увязке потребностей и ресурсов в масштабе всей экономики.
  Идея комплексного изучения производства и распределения продукции в комплексном разрезе получила развитие во многих работах советских экономистов. Впервые отчетная шахматная таблица, описывающая связи между отраслями народного хозяйства была построена при составлении отчетного баланса народного хозяйства за 1923/24 хозяйственный год.
  Эта первая попытка отражения в одной таблице всего многообразия связей между отраслями была высоко оценена В.Леонтьевым, который в последующем развил эту идею, довел ее до практического инструментария анализа и прогнозирования межотраслевых связей и потоков.
  Главная заслуга Леонтьева в том, что он сочетал схему балансовой взаимоувязки межотраслевых пропорций народного хозяйства с математической моделью, характеризующей взаимосвязи, между затраты на производство и выпуском продукции различных отраслей.
  Классификация межотраслевых балансов.
  В настоящее время можно следующим образом классифицировать систему балансовых построений на базе МОБ:
  Отчетные и плановые балансы. Отчетные балансы характеризуют взаимосвязи между отраслями по данным отчетного периода. Плановые балансы дают представление об изменении межотраслевых связей в будущем под влиянием сдвигов в технологии производства, либо под влиянием изменений в отраслевой структуре конечного спроса и его функциональных элементов.
  По объекту наблюдения можно выделить межотраслевые балансы продукции, межотраслевые балансы потоков труда, капитала и инвестиций.
  Межотраслевые балансы продукции можно различить также по характеристике единиц наблюдения: натуральные и стоимостные.

<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу