<< Пред.           стр. 12 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  4. Принципы налогообложения.
  Любая налоговая система должна базироваться на ряде принципов, общих для всех налогоплательщиков. К числу таковых относятся:
  Гласность и открытость. Общественность должна знать какова целесообразность введения того или иного налога, кто его должен платить. Важно, чтобы каждый налогоплательщик видел связь между уплатой данного налога и улучшениями в предоставлении общественных услуг, обеспечиваемых этим налогом.
  Простота исчисления и взимания. Налоговая система должна быть простой и понятной для налогоплательщика. Реализация этого принципа необходима по причине уменьшения возможности ухода от уплаты налогов, а также в связи с необходимостью снижения административных расходов по сбору налогов и контролю за их уплатой. Особенно это важно для переходного к рыночным условиям периода, когда еще не сложились традиции и дисциплина уплаты налогов.
  Гибкость налоговой системы. Предполагает зависимость уровня налогообложения от уровня доходов, имущественного положения и пр. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов.
  Неотвратимость налогов. Налоговая система в стране должна быть построена таким образом, чтобы не оставлять сомнения в неизбежности платежа. Система штрафов и наказаний, а также общественное мнение должны быть настроены на то, чтобы неуплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств по уплате налогов. Для условий переходного периода важно отметить также необходимость стабильности налоговой системы.
  Характеристика налогов по легкости их взимания.
  Как показывает накопленный опыт, проще всего собирать налоги с заработной платы и жалованья, поскольку здесь они взимаются автоматически в момент выплаты заработанных денег, не предоставляя никакой возможности для отсрочки в уплате или укрытия доходов. То же самое относится к другим социальным взносам (социальным налогам).
  Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, хотя здесь существует принципиальная возможность завышения материальных затрат и снижения объема налоговых поступлений.
  Наибольшие трудности возникают при взимании налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразием возможности снижения балансовой облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий и пр.
  Много проблем доставляет сбор налога на личные доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, рантье, лиц свободных профессий. Проверка правильности уплаты этих налогов требует значительного штата финансовых инспекторов и финансовой полиции.
  Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения, предоставлением налоговых льгот.
 
  14.2. Особенности практики взимания налогов
  в условиях Российской Федерации.
  В период перехода к рыночным отношениям в механизме формирования и использования финансовых ресурсов РФ сложились ряд нежелательных тенденций:
  - резкое сокращение общей массы реальных доходов (на 45-50%). Более резкое падение при этом имеет место в реальном секторе экономики (на 60-65%).
  - не эффективный механизм финансового перераспределения денежных потоков (конкретно, механизм формирования доходов по отраслям), который еще больше усиливает отток финансовых ресурсов из реального производства, содействуя аккумуляции денежных ресурсов в финансовой сфере. В настоящее время имеет место трех-пяти кратный перепад в норме доходов от производственной и финансово-посреднической деятельности.
  - усиливающийся разрыв между валовыми сбережениями и фактическим объемом инвестиций в реальный сектор. Складывается дефицит в инвестиционных ресурсах, который покрывается за счет внешних заимствований и налично-денежной эмиссии.
  Несбалансированность финансово-денежных пропорций проявляется в ряде негативных моментов, оказывающих влияние на функционирование и развитие экономики, а именно:
  а. сужение внутреннего рынка для отечественных производителей, что ведет к уменьшению финансовой базы структурных преобразований российской экономики за счет внутренних ресурсов;
  б. приоритетное финансовое положение экспортно-ориентированных отраслей по сравнению с отраслями, ориентированными на внутренний рынок;
  в. нарастающее вытеснение товаров собственного производства импортными;
  г. снижение текущей инфляции на основе подавления инвестиционной активности и последующего падения производственного потенциала.
  Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает недостаточная интегрированность финансового рынка в общую экономическую систему. В настоящее время в России финансовый рынок существует фактически автономно от реального сектора. Операции, которые осуществляются на финансовом рынке обеспечивают в основном реализацию интересов самих его участников. Доля кредитов реальному сектору в общем объеме кредитных вложений банков остается очень низкой.
 
 
 
 
 
 
  Таблиц 14.1 Структура налоговых поступлений (в % )
 ---------------------------------------------------------------------------------------
  1990 1996
 ---------------------------------------------------------------------------------------
  Все доходы 100 100
  в т.ч. :
  - НДС 4,3 4,5
  - Налог на прибыль 2,5 1,4
  - Акцизы - всего 1,1 2,0
  в т.ч. акцизы на нефть 0,5 0,6
  - Платежи за природные ресурсы 0,2 0,2
  - От продажи госсобственности 0,2 0,0
  - От внешнеэкономической деятельности 2,7 1,8
  - Специальный налог 0,4 0,1
  - Другие налоги и сборы 2,5 1,9
  ВВП (трлн. руб.) 1631 2256
 ----------------------------------------------------------------------------------------
  Одна из важных причин уменьшения доходов федерального бюджета состоит в сокращении налоговой базы, что вызвано перемещением экономических ресурсов из легальной сферы в сферу теневой экономики. Лишь незначительная часть всех экономических субъектов (17%), функционирующих в настоящее время в РФ, полностью и в срок рассчитывается по своим налоговым обязательствам, примерно половина экономических субъектов производят платежи время от времени и 34 % субъектов вообще не платят налоги.
  В настоящее время в Российской Федерации сложилась своя, достаточно своеобразная система сбора налогов, которая во многом перенимает опыт сбора налогов в США и некоторых других стран мира и в то же время несет отпечаток советской системы.
  Главный недостаток сложившейся ныне системы налогообложения состоит в том, что она не стимулирует развитие реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг. Сохраняется старый подход к налогам как средству мобилизации средств на содержание государственного аппарата.
  Основные пути совершенствования налоговой системы страны состоят в следующем:
  а. Построение стабильной, понятной и единой в границах РФ налоговой системы; установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства.
  б. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных групповых и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизацию инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства и благосостояния граждан.
  в. Развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, регионального и местного бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками.
  г. Повышение действенности налогового законодательства путем формирования единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые правонарушения, улучшения налогового администрирования.
  д. Повышение ответственности за нарушение налогового законодательства.
  Наиболее сложным вопросом на сегодняшний день является практическая реализация налогового федерализма, т.е. распределение полномочий и ответственности между федеральными органами власти, субъектами федерации и местным самоуправлением.
  Главная проблема здесь предоставить возможность каждому уровню государственной власти эффективно выполнять возложенные на него функции и в то же время не перегнуть палку в сторону развала единого налогового пространства. Необходимо учитывать факт, что федеральные, региональные и муниципальные налоги и сборы являются составными элементами единой налоговой системы страны. В целях борьбы с развалом единого налогового пространства новый налоговый кодекс России устанавливает исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов.
  При формировании новой налоговой системы желательно, чтобы бюджеты всех уровней обеспечивались собственными закрепленными законодательно и гарантированными источниками доходов. Ввиду разнообразия экономической ситуации в отдельных регионах страны реализовать этот принцип достаточно сложно, поэтому сохраняется регулирующая функция федеральных налогов и сборов.
  Основными источниками доходов федерального и регионального бюджетов должны быть налоги на доходы и прибыль, а местного бюджета - налоги на имущество. Это связано с тем, что вопрос создания рациональных условий для развития отечественного предпринимательства находится в ведении федерального правительства и властных органов субъектов Федерации. Именно от их усилий и должен зависеть рост доходов предпринимательских структур и соответственно объем поступлений в соответствующие бюджеты. Напротив, органы местного самоуправления лучше всего могут обеспечить контроль за накопленным имуществом граждан.
 
  Ключевые понятия 14:
  Налоговая система.
  Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы, границы налогообложения.
  Виды налоговых систем.
  Функции налогов в экономической системе.
  Классификация налогов.
  Принципы налогообложения.
  Налоговая политика.
  Структурные деформации финансовой системы России.
  Методы налогового регулирования.
  Направления совершенствования налоговой системы:
 
  Вопросы для обсуждения.
  1. Теоретические постулаты построения рациональной налоговой системы.
  2. Критическая оценка налоговой системы России
  3. Функции налогов в экономической системе. Приспособленность отдельных налогов к реализации той или иной функции.
  4. Налоговое бремя: оценка состояния и пути снижения его для производителей.
  5. Налоговые льготы и их место в системе регулирования экономики.
  6. Пути совершенствования налоговой системы России.
  7. Понятие налогового федерализма и средства по его практической реализации.
  8. Роль налогов как инструмента стимулирования эффективности общественного производства.
 
 
 
  Глава 15. Денежное и кредитное регулирование экономики
 
 15.1. Методологические основы денежно-кредитного регулирования экономики.
  При рассмотрении кредитной системы необходимо выделить два взаимосвязанных понятия:
  1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);
  2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые призваны денежно-кредитную политику путем аккумулирования свободных денежных средств и предоставления их в ссуду (институциональная форма).
  Основным проводником денежно-кредитной политики выступает Центральный банк страны.
  Денежно-кредитная политика является инструментом "тонкой настройки" экономической конъюнктуры. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.
  Конечными целями денежно-кредитной политики являются стабильность цен и устойчивость платежного баланса при полной занятости и экономическом росте страны.
  Достижение конечных целей денежно-кредитной политики преследует ориентация на достижение промежуточных ориентиров.
  В качестве таковых выступают денежная масса и ее регулирование, ставка процента, обменный курс рубля по отношению к другим валютам мира.
  При проведении денежно-кредитной политики государственные органы воздействуют на денежную массу, процентные ставки и обменный курс рубля, а через них на потребительский и инвестиционный спрос.
  Конечные цели денежно-кредитной политики реализуются вместе с проведением фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами экономической политики. Промежуточные цели относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются с помощью прямых и косвенных рычагов воздействия.
  Преимущества денежно-кредитной политики как инструмента государственного регулирования - ее быстрота и гибкость, Недостатки связаны со слабой действенностью, с тем что она не может заставить коммерческие банки сокращать или увеличивать кредиты.
  Любые действия государства в сфере денежно-кредитной политики осуществляются через длинный передаточный механизм, включающий в себя следующую цепочку: решения в денежно-кредитной сфере, например, изменение банковских резервов, (или изменение процентной ставки), изменение объема инвестиций, динамика валового национального продукта. Сбои или задержки в каждом из этих звеньев отрицательно сказываются на эффективности мероприятий кредитно-денежной политики. Поэтому кредитно-денежная политика - не столь действенное средство государственного воздействия, как фискальная политика.
  Научные подходы к проведению денежно-кредитной политики.
  В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существуют ряд подходов по проведению денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления - кейнсианская доктрина и современный монетаризм.
  Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который выявил нестабильность "автоматического саморегулирования" рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассического направления экономической мысли.
  Дж.М.Кейнс выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечения занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики "дешевых денег", т.е. низких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса - личного потребления и инвестиций. Кейнс выступал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, т.е. игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.
  Кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после Второй мировой войны. Однако, крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине 70-х годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.
  С этого времени господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского экономиста М. Фридмена.
  Фридмен и последователи считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка - есть наиболее эффективный инструмент экономического регулирования вообще и проведения антиинфляционной политики в частности.
  Монетаристы выступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики - контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, т. е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
  Серьезную опасность монетаристы видят в бесконтрольном манипулировании денежной массой. Они считают, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы - не более 3-5% в год. По мнению М. Фридмена, ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции в динамике денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.
  В качестве основы кредитно-денежной политики монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение должно увеличиваться в соответствии с ростом реального чистого национального продукта в долгосрочном периоде.
  Таким образом, центральным моментом регулирования экономики монетаристы считают управление предложения денег. При этом процентной ставке отводится вспомогательная роль, а основное внимание уделяется монетарному правилу, по которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального чистого национального продукта.
  Для успешной реализации кредитно-денежной политики необходимо разработать схему взаимодействия экономических переменных, которая отражала бы взаимосвязи между базовыми макроэкономическими параметрами и показателями денежно-кредитного регулирования. Для этих целей больше всего подходит Кейнсианская схема денежно-кредитного регулирования. Она является более реалистичной, нежели монетаристская. Если монетаристы полагают, что скорость обращения денег стабильна, то согласно кейнсианским постулатам имеет место прямая пропорциональная зависимость скорости обращения денег от ставки процента и обратно пропорциональная зависимость от предложения денег.
  Именно с учетом этого в большинстве случаев дальнейшая разработка вопроса денежно-кредитного регулирования ведется различными исследователями по пути развития, усложнения и дополнения кейнсианской модели.
  Регулирование денежной массы.
  Количество денег в обращении жестко контролируется государственными органами. На практике эту функцию осуществляет государственный банк совместно с министерством финансов. Для отслеживания за массой денег в обращении применяются различные денежные агрегаты. В качестве таковых используются: М0, М1, М2, М3, М4.
  Денежная база (МО) - количество наличных денег в обращении, включая деньги в кассах предприятий.
  Деньги М1 - "деньги в узком смысле" - сумма наличных денег в обращении (МО) плюс вклады населения и предприятий до востребования и дорожные чеки; т.е. совокупное количество денег, используемых как средство обращения и обслуживающих текущий платежный оборот.
  Деньги М2 - сумма денежных средств, обслуживающих текущий оборот (М1), плюс срочные вклады населения и предприятий.
  Деньги МЗ - "деньги в широком смысле" - совокупная денежная масса, включающая в себя денежные средства, обслуживающие текут оборот, плюс срочные вклады, а также ликвидные ценные бумаги (облигации, сертификаты, казначейские обязательства) и средства на счетах бюджетных, общественных организаций и средства для финансирования капиталовложений.
  Деньги М4 - совокупная денежная масса (МЗ) плюс неденежные ликвидные средства, хранящиеся в банках.
  В макроэкономическом анализе чаще всего используются агрегаты М0, М1 и М2.
 
  Таблица 15.1. Количество денег в на 1 января (трлн.руб.)
  1994 1995 1996 1997 1998
 Денежная масса М2 33,2 97,8 220,8 295,2 384,5
  в т.ч. :
 Наличные деньги (М0) 13,3 36,5 80,8 103,8 130,4
 Безналичные средства 19,9 61,3 140,0 191,4 254,1
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 Удельный вес М0 в М1
 (в %) 40,0 37,3 36,6 35,2 33,9
 
  Объем и динамика денежных агрегатов зависит от многих факторов, в числе которых можно назвать уровень дохода, скорость обращения денег, процентная ставка.
 
 15.2. Механизм регулирования денежно-кредитных
  отношений
  Центральный банк страны реализует цели денежно-кредитной политики, проводя либо жесткую, либо гибкую монетарную политику. Жесткая монетарная политика связана с поддержанием на определенном уровне объема денежной массы. Гибкая монетарная политика связана с использование ставки процента как инструмента достижения намеченных целевых установок.
  Выбор вариантов монетарной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, то в этом случае уместней всего будет проведение жесткой монетарной политики по поддержанию оптимального уровня денежной массы. Если же необходимо застраховать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанная с инвестиционной активностью.
  Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.
  Инфляция - постоянно существующая повышательная тенденция в динамике среднего уровня цен в экономике.
  Для характеристики инфляции используют следующие показатели:
  - уровень инфляции - процентное изменение уровня цен за период времени (месяц, год); гиперинфляция - очень высокий уровень инфляции (обычно более 200%), сопровождающийся резким падением объемов производства и усилением социальной напряженности в обществе.
  - подавленная (скрытая) инфляция - специфическое проявление инфляционных процессов в экономике с жестко регулируемыми или фиксированными ценами. Проявляется в нарастании избытка денег в обращении и обесценении их покупательной способности, а как следствие - в ажиотажном спросе и растущем дефиците товаров и услуг, а также накоплении отложенного спроса населения.
  - хроническая инфляция - экономическая ситуация, при которой в течение длительного периода времени поддерживается относительно стабильный высокий или низкий уровень инфляции.
  Центральный банк проводит денежно-кредитную политику в соответствии с приоритетами экономических целей страны путем применением следующих инструментов регулирования денежного обращения: учетная (дисконтная) и ломбардная политика, операции на открытом рынке, проведения политики обязательных резервов.
  Учетная (дисконтная) политика центрального банка как инструмент денежно-кредитной политики основана на переучете или покупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками. При этом центральный банк из валюты векселя удерживает дисконт, или учетный процент, изменение которого влияет на объем кредитования в стране: при его повышении проводится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении дисконта - политика "дешевых" денег, т. е. политика кредитной рестрикции или кредитной экспансии.
  Так, официальные учетные ставки центральных банков ведущих промышленно развитых стран установлены на разных уровнях (см. табл.15.1).
  Наиболее низкие процентные ставки были установлены в Японии, где созданы условия для получения более дешевого кредита, чем, например, в Великобритании, и, следовательно, более благоприятные условия для инвестиций.
 
  Таблица 15.2. Официальные учетные ставки центральных
  банков развитых стран мира (в %)
 ----------------------------------------------------------------------------------------
  Великобритания - 5 1/8
  Франция - 5
  ФРГ - 4 1/2
  США - 3 1/2
  Япония - 1 3/4
 ----------------------------------------------------------------------------------------
  Вместе с тем различный уровень официальных процентных ставок стимулирует также перемещение "горячих денег", т.е. капиталов, ищущих прибыльного применения, из стран с низкими ставками в страны с высокими ставками, что оказывает значительное влияние на состояние баланса движения капиталов и на платежный баланс различных стран. Следовательно, изменение официальных учетных ставок можно использовать одновременно и как метод валютного регулирования.
  Дополнением учетной политики служит ломбардная, или залоговая, политика, основанная на предоставлении центральным банком кредитным учреждениям ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент (на 1-2% выше), чем по учету векселей
  Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.
  Условия рефинансирования в рамках учетной (дисконтной) политики определяются следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного банка; учетной ставкой центрального банка.
  Кроме общих мер, центральный банк при помощи дисконтной и ломбардной политики принимает также меры избирательного воздействия на определенные отрасли хозяйства путем установления определенных лимитов переучета векселей. При этом предпочтение отдается крупным коммерческим банкам и государственным кредитным институтам.
  Селективные меры воздействия имеют и общеэкономические последствия: например, при ограничении объема ценных бумаг, принимаемых к переучету или в залог, центральный банк снижает объем кредитования коммерческих банков, и наоборот. В связи с этим общеэкономический эффект дисконтной и ломбардной политики выступает на первый план, что подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением учетной ставки и темпом роста ВНП: высокая ставка центрального банка играет роль тормоза роста денежной массы (по агрегату М2).
  Следовательно, учетная и ломбардная политика центрального банка - это механизм его прямого воздействия на ликвидность кредитных учреждений и косвенного воздействия на экономику в целом.
  Операции на открытом рынке как инструмент повышения эффективности учетной (дисконтной) политики известны давно. Механизм действия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств.
  Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются центральным банком дифференцировано, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.
  Воздействие центрального банка на денежный рынок и рынок капитала состоит в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по покупке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.
  Кроме того, операции на открытом рынке проводятся между центральным банком, с одной стороны, и кредитными учреждениями - с другой. Эти операции по сравнению с учетной политикой больше приспособлены к кратковременным конъюнктурным колебаниям. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он тем самым увеличивает сумму на резервном счете этого банка. Соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги и начинается мультипликативный процесс расширения денежной массы.
  Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возможностей банков путем размещения государственного долга. Эти операции, представляющие также одну из форм финансирования государства, используются особенно активно центральным банком в период роста дефицитов федеральных и местных бюджетов.
  Политика обязательных резервов. Как метод денежно-кредитного регулирования экономики эта политика является "административным" и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими "рыночными" методами регулирования, как учетная политика и политика на открытом рынке.
  Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов. Обязательные минимальные резервы хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке страны.
  В настоящее время обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (что было задумано изначально), сколько служат для осуществления Центральным банком страны контрольных и регулирующих функций.
  В разных странах мира наблюдаются существенные различия в величине и механизме расчета резервных ставок. Так, ставки по обязательным резервам кредитных институтов в ведущих промышленно развитых странах были установлены в следующих пределах (См. табл. 15.3).
 
  Таблица 15.3. Норма обязательных резервов
  в ведущих промышленно развитых странах
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 Великобритания - 0,45%,
 США - 12% по вкладам до востребования,
  - 3% по прочим вкладам;
 Франция - 5,5% по вкладам до востребования,
  - 3% по прочим вкладам; прочие,
 ФРГ - от 4,15 до 12,1%,
 Швейцария - 2,5%,
 Япония - от 2,5 до 0,125%.
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 
  Можно отметить существенную разницу между ставками по минимальным резервам в различных странах. Так, например, Банк Англии установил для кредитных институтов ставку лишь в 0,45%, поскольку он практически не использует минимальные резервы как инструмент денежно-кредитной политики. В тоже время во Франции этот показатель на порядок выше. В России ставка резервирования находится на уровне 15-20 %.
  В странах с жесткими целевыми денежными ориентирами (Франции, Испании, Швеции, Италии, ФРГ) часто устанавливается соответствие между банковскими обязательствами, определенными заданной величиной денежной массы, и депозитами, включенными в расчет минимальных резервов.
  Таким образом, изменение норм обязательных резервов во всех промышленно развитых странах является действенным инструментом денежно-кредитной политики, который постоянно адаптируется к изменяющимся условиям.
  Инструмент обязательных (минимальных) резервов используется центральными банками также как инструмент повышения конкурентоспособности своих коммерческих банков. Так, Немецкий федеральный банк с целью предотвращения оттока вкладов на еврорынок существенно снизил ставки по срочным и сберегательным вкладам, а также по вкладам до востребования нерезидентов.
  Одним из элементов денежно-кредитной политики можно рассматривать валютную политику. Это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями экономической политики страны. Более подробно проблемы валютной политики будут рассмотрены ниже.
 
  15.3. Институты, занятые реализацией кредитно-денежной
  политики
  Институты, занимающиеся проведением денежно-кредитной политики. У их числу относятся: центральный банк страны, совокупность коммерческих банков, другие финансовые учреждения и организации, имеющие отношение в операциями с валютой. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы является банковская система.
  Банк центральный - государственное учреждение, которое осуществляет регулирование и контроль денежного обращения, финансовых рынков и институтов.
  Роль Центрального банка России (ЦБ) в регулировании денежного обращения. ЦБ - экономически самостоятельное учреждение, он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. По законодательству РФ он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
  Основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
  Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства с помощью установления норм обязательного резервирования коммерческими банками привлеченных ресурсов, установления уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, проведения операций с ценными бумагами.
  Рефинансирование коммерческих банков ЦБ осуществляет, предоставляя им краткосрочные кредиты. Таким образом он выступает кредитором последней инстанции.
  Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.
  Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг.
  Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципалитетов.
  Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
  Закон о Банке России предусматривает проведение им операций на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
  Закон предусматривает также рефинансирование, под которым понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей.
  Банку России также разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
  Банк России может применять и прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
  Банку России разрешено устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
  В области валютной политики как части денежно-кредитной политики происходил поиск необходимого компромисса между укреплением рубля и поддержкой экспорта. Это привело к введению коридора колебания валютного курса, что снизило валютные риски, в значительной степени определяющие уровень и динамику инфляционных ожиданий.
  Таким образом, можно констатировать, что ЦБР имеет все возможности для проведения целенаправленной и достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Проблема состоит в рациональном использовании предоставленных возможностей.
 
  Ключевые понятия 15:
  Денежно-кредитная политика.
  Научные подходы денежно-кредитной политики.
  Инфляция и ее виды.
  Инструменты регулирования денежного обращения:
  - учетная (дисконтная) политика,
 - операции на открытом рынке,
  - политика обязательных резервов.
  Банк центральный
 
  Вопросы для обсуждения:
 1. Теоретические подходы по проведению денежно-кредитной политики.
 2. Механизм регулирования денежно-кредитных отношений.
 3. Особенности реализации кредитно-денежной политики в экономике переходного периода.
 4. Роль Центрального банка России в регулировании денежного обращения.
 
 
 
 
 
  Глава 16. Государственная валютная политика
 
  16.1. Цели и содержание валютного регулирования
  Валютное регулирование - широкое понятие, включающее в себя установление соотношение внутренней валюты и важнейших иностранных валют, обращение иностранной валюты внутри страны, международные расчеты, система обязательных платежей в валюте, влияние валютного регулирования на экономическую динамику и пр.
  Каждая национальная валюта имеет денежную стоимость в другой валюте, который называется валютным курсом. Исчисление валютного курса необходимо для взаимного обмена валют при осуществлении торговых операций, для сравнения цен мирового рынка и национального рынка, для переоценки счетов предприятий и организаций в иностранной валюте.
  В условиях современной экономической системы осуществляется как рыночное, так и государственнике регулирование валютных отношений.
  Рыночное валютное регулирование - установление валютных отношений и пропорций на рынке под спроса и предложения. Действие законов спроса и предложения в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных потоков валют потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.
  Государственное валютное регулирование предполагает активную роль государственных органов в формировании валютных соотношений и пропорций. Применение им специфических методов и инструментов воздействия, не всегда совместимых с рыночными.
  Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных сторон рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда обязано сохранять валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.
  В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика как совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных, валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках "магического многоугольника" - обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
  На разных этапах развития экономики страны на первый план выдвигаются конкретные цели валютной политики, а именно:
  - преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
  - преодоление валютных ограничений и переход к конвертируемости валюты;
  - либерализация валютных операций.
  Способы проведения валютной политики можно подразделить на прямые и косвенные. Прямое валютное регулирование реализуется путем принятия законодательных актов, постановлений и действий исполнительной власти. Косвенное валютное регулирование осуществляется с использованием экономических, в частности, валютно-кредитных методов воздействия на поведение экономических агентов рынка.
  Регулирование валютных отношений включает несколько уровней. В качестве таковых можно выделить:
  частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  органы государственной власти субъектов Федерации;
  федеральные органы государственной власти (министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля );
  межгосударственные финансовые организации.
  Необходимость межгосударственного регулирования валютных отношений в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:
  а) усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения;
  б) изменениями соотношений между рыночным и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений;
  в) изменением сложившейся в послевоенные годы расстановки сил на мировой арене, появлением новых конкурентов - молодых индустриальных государств.
  г) громадным ростом масштабов мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые к тому же отличаются нестабильностью в связи с резкими колебаниями плавающих валютных курсов, процентных ставок, периодическими нефтяными шоками, биржевыми кризисами и т.д.
  По форме проведения валютная политика подразделяется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса. валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота.
  Применяются следующие методы проведения валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; девальвация и ревальвация.
  Дисконтная политика - изменение учетной ставки национального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе, в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.
  Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты. В целях повышения курса национальной валюты "центральный банк продает, а для снижения - скупает инвалюту в обмен на национальную. Девизная политика осуществляется ныне преимущественно в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс. Ее характерные черты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.
  Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международных расчетов.
  Валютные ограничения - представляют собой различные виды отклонений от рыночного установления валютных пропорций. В частности речь может идти о таких способах регулирование степени конвертируемости валют как установление валютного коридора, установление режима валютного курса и пр.
  В валютной политике переплатаются две противоречивые тенденции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем и разногласия, в силу стремления каждой страны получить преимущества.
  В этой борьбе используются девальвация и девальвация, множественность режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютные ограничения. Девальвация и ревальвация - традиционные методы валютной политики. Результаты девальвации и ревальвации зависят от конкретных условий и проявляются через определенное время (лаг), если не противодействуют иные факторы.
 
  16.2. Организация обращения валюты внутри страны
  и за ее пределами
  Валютное регулирование - достаточно широкая проблема. Это и обращение иностранной валюты внутри страны, и международные расчеты, и система обязательных платежей в валюте и многие другие вопросы.
  Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов.
  К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.
  Нерезидентами считаются: иностранные и российские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за границей, в том числе временно находящиеся на территории Российской Федерации; юридические лица с местонахождением за границей, созданные и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием российских предприятий и организаций; находящиеся на территории Российской Федерации иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы нерезидентов.
  Виды валютных операций включают:
  (1) операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности;
  (2) операции с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также рубля при внешнеэкономической деятельности;
  (3) операции, связанные с вывозом и пересылкой заграницу валютных ценностей, а также международными денежными переводами.
  Виды валютных операций.
  Валютные операции подразделяются на текущие операции, и операции, связанные с движением капитала.
  Текущие валютные операции включают: операции по купле-продаже валютных ценностей, товаров и услуг, реализации прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагающие предоставление или привлечение заемных средств; переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов, инвестиций и прочих финансовых операций; переводы средств неторгового характера, охватывая переводы зарплаты, пенсий, алиментов, наследств и другие аналогичные операции; получение и предоставление коммерческих и финансовых кредитов на срок не более 180 дней.
  Капитальные валютные операции, имеют отношение к движению капитала, сюда относятся: инвестиции, в том числе приобретение и продажа ценных бумаг; предоставление и получение коммерческих и финансовых кредитов на срок более 180 дней; привлечение и размещение средств на счета и во вклады; все иные валютные операции не являющиеся текущими валютными операциями.
  Купля-продажа иностранной валюты может осуществляться на внутреннем валютном рынке страны. Операции на валютном рынке России проводятся резидентами через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля к иностранным валютам в форме межбанковских сделок, сделок на валютных биржах и аукционах. Полномочия органов власти и функции банковской системы следующие.
  Общее руководство валютной политикой осуществляет правительство Российской Федерации, которое принимает законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.
  Конкретные направления валютной политики определяет Валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютными операциями и управления валютными ресурсами.
  Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, а конкретным исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия организации и граждане.
  Функции Центрального банка России по валютному регулированию состоят в следующем:
  вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы;
  устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков;
  управляет валютными резервами находящимися на его балансе;
  определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны;
  проводит все виды валютных операций;
  регулирует валютный рынок;
  регулирует курс рубля к иностранным валютам;
  осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;
  готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.
  Порядок осуществления валютных операций юридическими лицами-резидентами следующий. Юридические лица-резиденты могут самостоятельно использовать принадлежащие им валютные ресурсы на цели, не противоречащие действующему законодательству. Резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции, связанные с движением капитала,- в порядке, установленном Центральным банком России. Расчеты за товары между резидентами за проданные товары не разрешаются, за исключением случаев, разрешенных Центральным банком России. Расчеты между резидентами и нерезидентами могут производится как в валюте, так и рублях. Валютная выручка юридических лиц-резидентов от внешнеэкономической деятельности подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Юридические лица могут хранить средства в иностранной валюте на счетах и во вкладах в иностранных банках.
  Сделки с валютными ценностями между гражданами-резидентами, а также гражданами-резидентами и гражданами-нерезидентами на территории российской Федерации запрещены, за исключением случаев:
  купли-продажи валютных средств гражданами-резидентами на внутреннем валютном рынке России через уполномоченные банки;

<< Пред.           стр. 12 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу