<< Пред. стр. 3 (из 15) След. >>
Таблица 2.4. Структура материального производства(в %)
--------------------------------------------------------------------------------------
1990 1995 1997
--------------------------------------------------------------------------------------
Материальное производство - всего 100 100 100
в т.ч. :
- промышленность 53,0 44,9 47,9
- сельское хозяйство 9,8 13,2 10,3
- строительство 12,8 10,2 11,2
- транспорт и связь 14,8 13,1 13,3
- сфера обращения 9,6 18,6 17,3
---------------------------------------------------------------------------------------
Структура промышленного производства отражает долю отдельных отраслей в общем объеме валовой продукции промышленности: электроэнергетика около 5%, нефтегазовая - 5,8% , угольная около 1%, черная и цветная металлургия - 7%, химическая и нефтехимическая - чуть больше 4%, машиностроение 8,2%, лесная и деревообрабатывающая 2,6%, строительные материалы - 2,5%, легкая 3,6%, пищевая - около 6%. (См. данные табл. 2.5).
Таблица 2.5. Структура промышленного производства
(доля в ВВП, в %)
--------------------------------------------------------------------------------------
1990 1995 1997
--------------------------------------------------------------------------------------
Промышленность - всего 53,0 44,9 36,3
в т.ч.:
- электроэнергетика 3,6 5,3 6,0
- нефтегазовая 5,4 5,8 5,2
- угольная 0,6 1,1 1,0
- черная металлургия 3,7 4,0 2,8
- цветная металлургия 2,3 2,8 2,0
- химическая и нефтехимическая 4,9 4,1 2,6
- машиностроение 12,3 8,2 6,7
- лесная и деревообрабатывающая 3,6 2,6 1,3
- строительные материалы 3,2 2,5 1,6
- легкая 3,6 1,2 0,6
- пищевая 8,5 6,1 5,1
- прочие 1,3 1,2 1,4
При перспективных расчетах отраслевая структура экономики страны должна рассматриваться в разрезе более крупных элементов, таких как:
- комплекс по производству продуктов питания,
- предметы потребления, помимо питания (одежда, обувь и пр.),
- добывающий сектор экономики (в т.ч. нефтяная и газовая промышленность),
- отрасли по производству конструкционных материалов (лесные, строительные материалы, черные металлы, цветные металлы и пр.),
- обрабатывающий сектор, в т.ч.: машиностроение гражданское, машиностроение оборонное,
- строительство,
- техническая (производственная) инфраструктура, в т.ч. транспорт, связь, торговля,
- финансовый сектор, в т.ч. государственный и частный.
Территориальная структура экономики обычно представлена производством регионального продукта по сложившимся административно-территориальным единицам - субъектам Федерации. Число их 89 образований. При проведении перспективных расчетов она может быть грубо представлена более в разрезе 8 крупных структурных подразделений:
(1) Северо-Запад РФ , включая Калининградскую область
(2) Центральная часть страны, включая Черноземную зону, Волго-Вятский район и Поволжье.
(3) Урал (от Перми до Оренбурга)
(4) Северный Кавказ (национальные республики, Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский край).
(5) Западная Сибирь.
(6) Восточная Сибирь.
(7) Дальний Восток.
(8) Столичная агломерация (Москва и Московская область).
Объект государственного воздействия на экономику - это те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще.
По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия:
- общехозяйственные процессы, такие как экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;
- крупные сектора экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера);
- отрасли и корпорации как частные элементы народного хозяйства;
- комплексное развитие регионов страны.
Можно также вести речь об объектах внешнеэкономического регулирования, таких как: условия международной торговли, движение капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международных экономических организациях.
Объектом государственного регулирования являются и социальные отношения, в первую очередь отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, положение мелкого и среднего предпринимательства, а также сфера социального обеспечения.
Главный объект государственного воздействия в долгосрочном аспекте - рост национального богатства и национального имущества, в среднесрочном аспекте - экономический цикл, в краткосрочном аспекте - хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этому объекту состоит в том, чтобы во время кризиса и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов, а в период крутого подъема - сдерживать экономический рост. Для этого создаются дополнительные финансовые стимулы частному капиталу, увеличиваются государственные расходы, регулируется ставка процента.
В рамках общей задачи регулирования экономического цикла необходимо вести речь о более конкретных направлениях воздействия государства на экономику. В качестве таковых выступают: отраслевая и территориальная структура производства, накопление капитала, занятость населения, состояние платежного баланса, инфляция, цены и пр.
Государственное регулирование отраслевой и территориальной структуры осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по преодолению чрезмерной концентрации производства в отдельных центрах.
Важнейшим направлением государственного воздействия является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли во всех случаях служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, государственные органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Указанное соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением рабочей силы не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которое может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости: оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение, основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно занимается оперативным и стратегическим регулированием платежного баланса. Оно осуществляется путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышения и понижения курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно воздействуют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Кроме того, государственные органы стремятся также заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала, накопленных знаний и опыта.
2.2. Система показателей общественного воспроизводства.
Систематизировать показатели общественного воспроизводства можно на основе схем кругооборота ресурсов и продукции. При этом следует выделить, по крайней мере, схему взаимосвязи экономических переменных со стороны спроса и со стороны предложения.
А. Показатели взаимосвязи экономических переменных со стороны предложения.
Для нужд перспективных расчетов необходимо опираться на схему общественного воспроизводства, отражающую взаимосвязи экономических переменных со стороны теории предложения.
В структуре воспроизводственного процесса при отражении его со стороны предложения можно выделить следующие блоки макроэкономических показателей: производственные ресурсы, произведенный продукт, распределенный продукт, показатели динамики производственных ресурсов. Взаимосвязь этих показателей опосредована процессами (или фазами): производство, распределение, потребление, динамика ресурсов.
Схема 2.1. Процесс общественного воспроизводства
(блочное представление со стороны предложения)
Прирост Трансформация Инвести-
капитальных < инвестиций < ции
ресурсов в капитал
Производ- Процесс Произве- Процесс Внешняя
ственные > производ- > денный > распре- >нагрузка
ресурсы ства продукт деления на эк-ку
Прирост Процесс
трудовых < воспроизводства< Потребление
ресурсов человека
а. Показатели производственных ресурсов:
Факторы производства - производственные ресурсы, включающие труд, капитал и естественные ресурсы, которые используются в производительной деятельности.
Труд (рабочая сила) - общее количество работающих и безработных в составе населения трудоспособного возраста. Иногда для большей точности измерения используется показатель рабочее время - количество часов, отработанных занятыми в производстве.
Капитал (основные фонды) - суммарная стоимостная оценка зданий, машин и оборудования предприятий, отрасли, экономики в целом на определенную дату (например, на 1 февраля 1999 года).
Естественные ресурсы - стоимостная оценка земельных ресурсов, лесов, водных ресурсов, полезных ископаемых и других видов природных ресурсов, которые вовлечены в хозяйственный оборот.
Научно-технический потенциал - совокупность знаний человека о природе и применение этих знаний в производстве. Часто для этих целей используется термин человеческий капитал - производственные навыки, знания и опыт работников, которые способствуют повышению производительности труда. По мнению некоторых экономистов (Дж.Кендрик), стоимость человеческого капитала должна включаться в стоимость совокупных активов и национального богатства общества.
б. Показатели результатов производственной деятельности:
Валовой внутренний продукт (ВВП) - валовая рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени (обычно за год). ВВП может быть измерен через национальное производство, доходы и конечное потребление.
ВВП, измеренный через производство, представляет собой валовую рыночную стоимость товаров и слуг, произведенных секторами-резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления.
Предложение совокупное - суммарная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг. Также называют национальным продуктом.
Добавленная стоимость - разница между стоимостью произведенных товаров и услуг и стоимостью промежуточного потребления (материальными затратами и амортизационными отчислениями).
Чистый национальный продукт - представляет собой показатель, характеризующий результат производительной деятельности. Рассчитывается как разность между валовым продуктом и величиной затрат на возмещение износа основного капитала (амортизацией).
Потребление промежуточное - использование продуктов труда одной стадии производства в качестве предметов труда на другой стадии производства.
Частные потребительские расходы - в макроэкономике расходы на потребление включают в себя все конечные расходы домашних хозяйств за исключением расходов на покупку или строительство жилья.
Потребление государственное - государственные потребительские расходы включают конечное потребление товаров и услуг, произведенных в частном секторе, расходы на содержание бюджетных учреждений, оборону и социальное страхование.
Инвестиции - долгосрочные вложения капитала частным сектором и государством внутри страны и за границей в различные отрасли экономики.
Чистый экспорт - превышение экспорта над импортом.
г. Показатели, характеризующие взаимную связь экономических переменных при отражении процесса воспроизводства со стороны предложения.
Потенциальный ВНП - объем производства, который может быть достигнут при полном использовании наличных капитальных ресурсов и рабочей силы.
Производительность факторов производства или факторная производительность. Например, производительность труда как выпуск продукции на одного занятого (или за единицу рабочего времени); фондоотдача; материалоотдача.
Предельная производительность факторов производства - прирост продукции на единицу прироста данного фактора производства..
Соотношение динамики показателей отклонения уровней ВНП и уровня безработицы (Закон Оукена). Закономерная связь, выведенная А.Оукеном, согласно которой каждые три процента сокращения (увеличения) реального ВВП по отношению к его потенциальному уровню ведут к увеличению (сокращению) показателя уровня безработицы на один процентный пункт. В настоящее время на основе новых эмпирических данных принято соотношение 2:1.
Акселератор - показатель, характеризующий изменение объемов капиталовложений, вызванных изменением объемов потребительских расходов в экономике. Суть принципа акселерации заключается в том, что динамика потребительских расходов в экономике воздействует на динамику объемов инвестиций: значительный рост потребительских расходов стимулирует инвестиционную активность, и наоборот.
Мультипликатор - коэффициент изменения совокупного выпуска на одну денежную единицу прироста совокупного спроса.
Эффект мультипликатора - эффект более значительного изменения величины реального совокупного спроса при изменении реальных инвестиций, или других компонентов совокупного спроса.
Баланс народного хозяйства - система балансовых таблиц, представляющая собой количественное описание взаимосвязей физических величин в экономике. При макроэкономическом описании используются следующие важнейшие таблицы: баланс валового общественного продукта, баланс национального дохода, баланс основных фондов и других элементов национального богатства, баланс трудовых ресурсов, баланс капиталовложений и расчета накоплений.
Б. Показатели взаимосвязи экономических переменных со стороны спроса.
Для нужд среднесрочных расчетов необходимо опираться на схему общественного воспроизводства, отражающую взаимосвязи экономических переменных со стороны спроса (См.схему 3.2).
В структуре воспроизводственного процесса при отражении его со стороны спроса можно выделить следующие блоки макроэкономических показателей: процесс образования стоимости ВВП (факторные доходы), процесс распределения ВВП по направлениям конечного использования, взаимосвязь этих показателей опосредована показателями, отражающими перераспределительные процессы в экономике.
Схема 2.2. Процесс общественного воспроизводства
(блочное представление со стороны спроса)
Y=I+C Величина
совокупного >
спроса
Инвестиции Доходы факторов
Потребительские Прибыль расходы
I
C Объем Q R
факторных <
доходов E= Q-R
При : Y = E
а. Показатели образования стоимости ВВП
ВНП, измеренный через доходы, представляет собой сумму факторных доходов экономических агентов от в виде заработной платы, выплаченных процентов, прибыли владельцев предприятий, а также чистых факторных доходов секторов-резидентов из-за рубежа.
Факторные доходы - денежные и натуральные поступления от использования факторов производства.
- личный доход - доход отдельного физического лица до уплаты налогов.
- национальный доход - доход от национального производства, сумма всех видов доходов в экономике. Включает заработную плату, рентный доход, доходы корпораций, чистый процент и доходы от собственности. Может рассчитываться также как разность между величиной ВНП и суммарными затратами на потребление основного капитала и косвенными налогами.
Амортизация - Издержки применения основного капитала в процессе производства продукта, снижение стоимости капитальных ресурсов в течение определенного периода их функционирования и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт; целевые отчисления денежных средств и ж накопление для последующего использования на возмещение взноса основных фондов.
Заработная плата - доходы занятых в производстве продукции или издержки применения живого труда в процессе производственной деятельности.
Сбережения - часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
б. Показатели распределения и перераспределения ВВП.
ВНП, измеренный через конечное потребление, есть совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, приобретенных агентами производственной деятельности. Его можно также назвать совокупным спросом или совокупными расходами, в которые включаются государственные потребительские расходы, потребление частного сектора, суммарные инвестиции и сальдо экспортно-импортных расходов.
Склонность к сбережению - доля сбережений в доходе.
Склонность к импортированию - доля расходов на импорт в доходе.
Склонность к инвестированию - доля национального дохода, идущая на капиталовложения.
Склонность к потреблению - доля потребительских расходов в доходе.
Индекс цен производителей - показатель среднего уровня изменения цен на сырье, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Как правило, используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП.
в. Показатели, характеризующие взаимную связь экономических переменных при отражении процесса воспроизводства со стороны спроса:
Общее экономическое равновесие - рыночная ситуация, при которой отсутствует как избыточный спрос, так и избыточное предложение, а, следовательно, покупатели могут купить все, что им необходимо, и продавцы могут продать, все, что они произвели, по существующим рыночным ценам.
Спрос избыточный - экономическая ситуация, в которой при существующих ценах спрос на товары и услуги превышает их предложение. Также называется дефицитом.
Предложение избыточное - экономическая ситуация, в которой при существующих ценах предложение товаров и услуг превышает спрос на них. Также называется перепроизводством.
Национальное счетоводство - система счетов и балансовых таблиц, представляющая собой количественное описание взаимосвязей финансовых величин в экономике. В макроэкономическом анализе используются следующие агрегатные национальные счета: создание ВНП, распределение и использование национального дохода, капиталообразование, операции в внешним миром.
Состояние общего экономического равновесия имеет место тогда, когда распределение продукции по направлениям конечного использования (по отдельным факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом фактора в прирост произведенного продукта.
2.3. Органы государственной власти, ответственные
за экономическое развитие.
Под органами государственной власти понимаются политические учреждения, созданное для осуществления функции власти и наделенное властными полномочиями.
Взаимодействие органов законодательной, исполнительной и судебной власти является необходимым условием нормального функционирования государственной власти.
Для рассмотрения рациональной системы органов государственной власти, ответственных за ситуацию в экономике необходимо рассмотреть вопрос об агентах хозяйственной деятельности и их взаимодействии в процессе общественного воспроизводства. (См. схему 2.3).
Схема 2.3. Процесс общественного воспроизводства
(взаимодействие агентов воспроизводственной деятельности)
Рынки факторов
производства
Финансовые
рынки
Домашние Государство Предприни-
хозяйства матели
Рынки товаров
и услуг
Обозначение потоков:
1.Национальный доход. 6. Налоги на физических лиц.
2.Платежи за ресурсы. 7. Государственные займы.
3.Расходы на потребление. 8. Государственные закупки.
4. Расходы на национальный продукт. 9. Расходы на инвестиции.
5. Сбережения. 10. Налоги на фирмы
Общие принципы государственного устройства, включая управление экономикой, изложены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией органы государственного управления разделяются на законодательные, исполнительные и судебные.
В основу определения полномочий государственных органов по управлению экономикой лежат объект управления и совокупность выполняемых им функций.
Структура органов государственной власти, ответственных за экономическое развитие, схематически может быть представлена следующим образом (См. схему 2.4).
Схема 2.4. Структура органов государственной власти
Российской Федерации
Законодательные органы власти
Совет Федерации Государственная Дума
Исполнительные органы власти
Президент РФ Правительство РФ
Судебные органы власти
Прокуратура Верховный Суд Арбитражный Суд
Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.
Исполнительная власть в условиях Российской Федерации имеет многоуровневый характер и включает федеральный (центральное правительство), региональный (администрации субъектов Федерации) и муниципальный (местные администрации) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и правительством РФ.
Задача Правительства в сфере регулирования экономических процессов - создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Функции формирования федеральных органов исполнительной власти возложена на Председателя Правительства.
Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти.
Функции федеральных органов власти по управлению экономикой.
Под системой органов исполнительной власти понимается их взаимосвязанная совокупность и система взаимоотношений между ними. Система органов исполнительной власти в России функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности и порядка.
Система органов государственной власти создается законодательно на основе конституционных разграничений полномочий, указов Президента РФ, законов.
По организационно-правовым формам различают следующие конкретные виды государственных органов исполнительной власти: Правительства; Советы министров, имеющие статут правительства; министерства, государственные комитеты, главные управления, инспекции, департаменты, администрации и пр.
В развитых странах, несмотря на различия в государственном устройстве, функции государственного управления экономикой возложены на министерства или аналогичные по функциям организации. Оптимальное количество министерств порядка полутора - двух десятков.
К настоящему времени в нашей стране сложилась система разделения труда в сфере управления экономическими процессами между различными министерствами и ведомствами. Полной четкости в разделении функций до сих пор не достигнуто, но общие принципы распределения полномочий и ответственности определены. (См. схему 2.5).
Схема 2.5. Структура органов, отвечающих за экономическое
развитие и его регулирование
Министерство экономики:
Экономические прогнозы:
Частные прогнозы Комплексный прогноз
Индикативный план:
План по экономике План по отраслям План по регионам
Целевые программы:
Программы по развитию Программы по решению социальной сферы отдельных задач
Министерство финансов:
Государственный бюджет:
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет
Национальный банк
Денежно-кредитная система:
Платежный баланс Денежная масса в обращении
Основные функции федеральных органов власти - анализ состояния, прогнозирование и определение основных направлений развития экономики и отдельных ее сфер.
На министерство экономики возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны, таких как прогноз, индикативный план (комплексная народнохозяйственная программа развития), целевые программы по развитию отдельных важнейших направлений экономики страны.
Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных его видах: консолидированный бюджет, федеральный бюджет.
Центральный банк Российской Федерации несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране. В частности за курс рубля по отношению к другим валютам мира, за его твердость и наполнение.
Федеральные органы власти, осуществляя макроэкономическую политику, содействуют формированию среды, благоприятной среды для хозяйственной деятельности, в первую очередь на направлениях, соответствующих общественным интересам.
Интерес представляет опыт организации процедуры государственного регулирования и планирования экономики во Франции. Эта страна, как известно, одной из первых в мире развитых стран запада применила планирование национальной экономики при проведении намеченной экономической политики.
Примечательной чертой французского планирования является его прагматическая направленность. Оно развивается не под влиянием идей и доктрин, а исходя из решения конкретных задач, возникающих перед властными структурами.
В системе органов государственного регулирования экономики важное место занимают институты планирования.
Основное место среди плановых органов занимает Генеральный комиссариат планирования, который является центром формирования общенациональных планов. Он создан декретом от 3 января 1946 г. Своеобразие данного органа состоит в его относительной независимости от других властных структур, а также в том, что этот орган решает в основном информационные, консультативные и надзорные функции.
Внутренняя организация Генерального комиссариата планирования имеет двойную структуру: функциональную и отраслевую.
Функциональная структура включает следующие четыре отдела:
1. финансовый (финансовые аспекты подготовки и реализации плана),
2. социальный (социальная сфера, политика занятости, политика доходов),
3. региональный (региональное развитие и развитие городов),
4. экономический (координация по подготовке всех разделов плана).
Отраслевая структура включает в себя следующие отделы: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, телекоммуникаций.
При разработке планов и программ особое место принадлежит комиссиям по модернизации, число которых меняется в соответствии с характером задач, стоящих перед экономикой в рамках конкретного периода.
По мнению французских специалистов, комиссии по модернизации - центральное звено французского планирования.
К другим органам планирования во Франции относятся:
Высший совет по вопросам планирования,
Межминистерский плановый комитет,
Комитет по регионализации плана.
Задача первого - обсуждение и принятие общих направлений плана. Он состоит из 20 чел, назначаемых премьер-министром.
Второй контролирует подготовку и исполнение плановых программ в соответствующих отраслях экономики.
Третий - отвечает за разработку региональных планов и их координацию в рамках общенационального плана экономического и социального развития.
Большую помощь институтам планирования оказывают такие организации как: Национальный институт статистики и экономических исследований, Представительство территориального развития и регионального планирования и др.
В целом можно констатировать, что весьма разветвленная система органов планирования во Франции свидетельствует о расширяющемся воздействии государства на экономические процессы.
Функции региональных органов власти по управлению экономикой.
Гармонизация экономических отношений между Федерацией и ее объектами, а также между самими субъектами относится к числу главных проблем, стоящих сегодня перед Россией. Эффективное хозяйствование на основе рыночных отношений требует разделения власти по вертикали на федеральную, региональную и местное самоуправление.
В развитие действующего в настоящее время Федеративного договора необходимо создать четко действующий механизм передачи полномочий в сфере совместного ведения, разграничения исполнительной и представительной власти на федеральном и региональном уровнях, обеспечить реальное равенство субъектов Федерации в экономической сфере.
Расширение прав субъектов Федерации без создания адекватной экономической основы, без наделения субъектов Федерации экономической ответственностью перед государством и населением чревато дальнейшим углублением кризиса российской государственности. Выход из этого положения на пути создания экономического механизма федеративных отношений, который включает в себя такие экономические средства регулирования, как разграничение отношений собственности, денежно-кредитная и бюджетная политика, инвестиционная и социальная политика, преодоление регионального монополизма, поддержка межрегиональных связей, упорядочение внешнеэкономической деятельности, система санкций за нарушение законов и договоров как по отношению к субъектам Федерации, так и по отношению к федеральным министерствам и ведомствам.
Усиление экономической интеграции регионов России требует совершенствования механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, поддержания и развития федеральных инфраструктурных систем, активизации усилий по налаживанию общероссийского территориального разделения труда и формированию единого рыночного пространства, разработки мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей и тенденций экономического и политического сепаратизма. Основная тяжесть реализации социально-экономической политики ложится на региональные органы власти.