<< Пред. стр. 8 (из 15) След. >>
конечного спросаОтрасли МОБ Функциональные элементы конечного спроса
----------------------------------------------------------------
Частное Государств. Инвестиции Чистый
потребление потребление экспорт
1.
2.
...
п
Факторный подход состоит в выявлении всего набора причин (факторов), обуславливающих изменение данной переменной, количественной оценке воздействия данного фактора на объясняемую переменную и в конечном счете расчете объясняемой переменной на будущее. Он связан с использованием коэффициентов эластичности.
Коэффициент эластичности (Кэ) - показатель, отражающий степень воздействия одной переменной на динамику другой. Аналитическое выражение коэффициента эластичности следующее:
Кэ = дУ/дХ : У/Х
где :
дУ/дХ - приростное соотношение рассматриваемых показателей,
У/Х - среднее соотношение рассматриваемых показателей.
Содержательно экономически это означает степень изменения объясняемой переменной при изменении объясняющей переменной на один процент.
В качестве объясняющих переменных для большинства элементов совокупного спроса выступают такие переменные, как изменение дохода, изменение цен на данный вид товара, изменение общего индекса цен, изменение цен на взаимозаменяемые товары.
Имея данные о коэффициентах эластичности и об изменении объясняющей переменной (переменных) в будущем, можно легко определить состояние объясняемой переменной.
Система коэффициентов эластичности в наибольшей степени разработана в развитых западных странах.
Нормативный подход к обоснованию отраслевой структуры
спроса связан в разработкой и использованием целой системы нормативов, отражающих потребности населения и их изменение.
В рамках этого подхода необходимо иметь дело со следующими составляющими потребления населения:
- рациональный набор продуктов питания.
- рациональный набор предметов носки.
- рациональное обеспечение населения жильем.
Для этих целей Институт питания АМН разработал рациональный набор продуктов питания для различных групп населения. Расчеты исходили из потребления 2600 килокалорий на одного человека в день с оптимальным соотношение жиров, белков и углеводов, а также с минимально необходимым набором аминокислот, витаминов и пр. составляющих.
При этих предпосылках получалось, что в год надо было употреблять 83 кг мяса, 365 яиц, 48 кг сахара, 18 кг растительного масла, Попытка заложить эти нормативы в расчетах по межотраслевому балансу, приводили к отраслевой структуре производства, которая была не совместима с реальными возможностями. Поэтому был разработан несколько другой рациональный напор продуктов питания, так называемы "рацион с пониженным содержанием белка", который учитывал напряженность с удовлетворением потребности в высоко ценных продуктах питания. В первую очередь это касалось мяса, молока, фруктов и овощей.
Данные этого "рациона" можно было закладывать в качестве основы для расчета отраслевой структуры конечного спроса населения на потребительские товары.
Методы обоснования коэффициентов прямых материальных затрат на будущее практически те же, что и при расчете отраслевой структуры конечного спроса.
Экстраполяционный подход связан со сбором временных данных о значениях коэффициентов прямых затрат по одноразмерному межотраслевому балансу за предшествующие годы. Это предполагает выявление тенденций в изменении данного коэффициента прямых затрат, определении количественных параметров этого изменения и на этой базе расчете значений коэффициентов на будущее. Этот подход может применяться при расчете малозначимых коэффициентов.
Факторный подход состоит в выявлении набора факторов, обуславливающих изменение данной переменной, количественной оценке воздействия данного фактора на объясняемую переменную и в конечном счете расчете объясняемой переменной на будущее. Он связан с использованием коэффициентов эластичности.
Основными факторами, влияющими на динамику коэффициентов прямых затрат в стоимостной оценке являются:
- научно-технический прогресс и внедрение его достижений в производство, ведущий к изменению в технологии производства;
- структурные сдвиги в отрасли в связи с развитием разделения труда и специализации производства;
- сдвиги в структуре отраслевого производства в связи с изменениями в размещении его по территории страны;
- изменения в ценах на полуфабрикаты и комплектующие.
При применении факторного подхода к обоснованию коэффициентов прямых затрат используются коэффициенты эластичности. Имея данные о коэффициентах эластичности и об изменении в будущем, можно легко определить искомое значение коэффициента прямых затрат на будущее. Конкретные методы расчета могут меняться в зависимости от поставленных задач и имеющейся информации.
Нормативный подход к обоснованию прямых затрат связан с расчетом подобного рода коэффициентов в натуральной форме, с последующей их трансформацией в искомые коэффициенты в стоимостном выражении.
Формула для расчета имеет следующий вид:
m s
aij = K i / K J * ? ? akl * P k /P l * d lj * W kl
k=1 l=1
где: aij - коэффициент прямых затрат продукции отрасли ij на один рубль продукции отрасли в стоимостном выражении,
akl - коэффициент прямых затрат продукта k на продукт l в натуральном выражении;
P k - цена единицы продукта k;
P l - цена единицы продукта l;
W kl - удельный вес продукта k, полученного со стороны, в общем расходе продукта k на продукт l ;
d lj - удельный вес продукта l в валовой продукции отрасли i;
s - число продуктов l, входящих в отрасль j;
K i и K J - коэффициенты перевода оптовых цен в цены конечного потребления.
Таким образом, уровень коэффициентов прямых затрат в стоимостном выражении зависит от величины соответствующих коэффициентов прямых затрат в натуральном выражении, соотношения цен на материалы и комплектующие, продуктовой структуры валовой продукции отрасли и уровня специализации производства.
Проблема обоснования нормативной базы на будущее несколько упрощается тем, что большая часть матрицы коэффициентов имеет нулевые значения, значительная часть - близка к нулю. И только 5% всей совокупности коэффициентов прямых затрат должны быть рассчитаны весьма тщательно.
Направления совершенствования межотраслевого моделирования.
Существуют разные типы динамических моделей, например, динамическая модель Леонтьева является первоосновой всех динамических построений. Система уравнений распределения продукции в этой модели выглядит следующим образом:
-1 . _
Х = (Е - А) + I * Х + Y
где I - инвестиционная матрица,
.
Х - приростный вектор валового продукта,
-
Y - конечный общественный продукт нетто,
Модификации динамической модели МОБ Леонтьева:
1. Модели с обратной рекурсией (учитывает распределение инвестиций на весь плановый период по годам)
2. Модели поэтапного расчета объемов производства и инвестиций (результаты решений для последующих лет полностью определяются предыдущими решениями)
3. Модели, в которых в явном виде прямые и обратные связи показателей объемов производства и основных производственных фондов внутри планового периода.
Совершенствование межотраслевого моделирования.
Статическая модель межотраслевого баланса обладает рядом недостатков, из-за которых ее трудно использовать для прогнозирования на длительный период. Например, в модели предполагаются независимыми объемы инвестиций и объемы выпуска. Кроме того, предполагаются постоянными коэффициенты прямых затрат.
Чтобы избежать этих несоответствий были разработаны динамические модели межотраслевого моделирования, которые отличаются тем, что учитывают предыдущее развитие экономики (а не только фиксируют состояние на данный момент времени) и определяют необходимые объемы инвестиций.
Еже одним направлением совершенствования межотраслевого моделирования является попытка построить межотраслевой баланс с элементами оптимизации. В отличие от обычных моделей оптимизационная модель базируется на следующих дополнительных посылках:
а. многовариантность развития отраслевой структуры производства, которая выражается в том, что каждый вид продукции производится не одним, несколькими технологическими способами;
б. наличие четко определенных количественных ограничений на объем и структуру производственных ресурсов;
в. наличие критерия оптимальности, на основе которого ведется выбор наилучшего варианта развития структуры общественного производства.
Задача по оптимизации структурно-отраслевого развития в этом случае может быть сформулирована следующим образом: каков должен быть объем производства продукции каждым технологическим способом, чтобы в конечном счете получить максимальное значение конечного общественного продукта.
Ключевые понятия 7.
Классификация межотраслевых балансов:
Виды межотраслевых балансовых построений.
Натуральный межотраслевой баланс.
Основные показатели статической открытой модели:
- коэффициенты прямых затрат,
- коэффициенты полных затрат.
Способы применения статической открытой модели МОБ при обосновании отраслевой структуры экономики
Вопросы для обсуждения:
1. Основные балансовые соотношения статической открытой модели МОБ.
2. Содержательные экономические задачи при обосновании отраслевой структуры экономики в будущем
3. Методы обоснования отраслевой структуры конечного спроса
4. Методы обоснования коэффициентов прямых материальных затрат.
5. Пути совершенствования метода межотраслевого моделирования.
РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.
В рамках третьего раздела рассматриваются вопросы воздействия государства на экономическое развитие путем управления ограниченными производственными ресурсами, которые находятся в его распоряжении. Это - весьма грубый способ воздействия государства на рыночную экономику. Его применение целесообразно в исключительных условиях, когда другие методы не дают желаемого эффекта. В данном разделе будут рассмотрены вопросы прогнозирования и программирования научно-технического прогресса, государственного регулирования занятости, государственного регулирования инвестиций.
Глава 8. Прогнозирование и программирование
научно-технического прогресса (НТП)
8.1. Задачи разработки и структура комплексной
программы НТП.
Комплексная программа НТП является органической частью системы документов, определяющих перспективы развития экономики и социальной сферы страны. Она задает единую научно-техническую политику в государстве.
Комплексная программа НТП - есть долгосрочный документ, определяющий перспективы развития экономики и социальной сферы страны на 10-15 лет через призму научно-технического прогресса и внедрения его достижений в производстве. Она является исходным документом, определяющим развитие науки, техники, а также экономики и социальной сферы страны.
Задачи разработки комплексной программы НТП:
- Предвидение основных направлений научно-технического прогресса и оценка его социально-экономических последствий.
- Обоснование приоритета отдельных направлений развития науки, техники и технологии в отраслях народного хозяйства и крупных межотраслевых комплексах.
- Обоснование целесообразности разработки и реализации важнейших целевых научно-технических программ.
Комплексная программа НТП разрабатывается каждые пять лет и представляется на рассмотрение властным органам страны для ознакомления и принятия ее в качестве руководства к действию.
Последовательность составления Комплексной программы НТП включает в себя:
- прогноз отдельных наиболее важных событий в области научно-технического, социально-экономического и внешнеэкономического развития,
- составление целостного документа, отражающего проблемы и направления развития науки, техники и технологии в будущем,
- корректировка положений программы НТП с учетом целевых установок, выдвигаемых властными струткрами и представление ее на рассмотрение в исполнительные органы власти.
Структура Комплексной программы.
1. Программа НТП состоит из сводного документа, отражающего основные направления прогресса науки, техники и технологии производства.
2. Из совокупности разделов, отражающих развитие НТП по различным направлениям и отраслям. С выделением намечаемых мер по поддержке со стороны государства.
3. Из набора показателей, отражающих последствия реализации тех или иных направлений НТП на социально-экономическое развитие.
4. Из прогнозных расчетов по развитию научно-технического прогресса в отдельных регионах страны.
Сводный документ дает самое общее представление о будущей динамике экономической системы страны, в той мере, в какой она обусловлена научно-техническим прогрессом.
Содержание Комплексной программы НТП включает в себя следующий набор разделов и мероприятий.
- основные направления долгосрочной научно-технической политики государства, обеспечивающей интенсификацию производства, повышение его эффективности, рациональное использование производственных ресурсов страны и на этой основе обеспечивающей рост уровня и повышение качества жизни народа.
- развитие науки в стране, в том числе фундаментальных и прикладных ее направлений, а также развитие научного потенциала;
- технический и технологический прогресс, отражающий перспективы совершенствования выпускаемой продукции, внедрение новых технологических процессов, изменение основных технологических процессов и пр.
Разработка комплексной программы НТП важна не только сама по себе, а как инструмент решения социально-экономических проблем. Поэтому необходимо разработать набор показателей, отражающих последствия реализации тех или иных направлений НТП на экономику и социальное развитие. При этом важно отразить последствия реализации конкретных направлений НТП на сдвиги в технологии производства, на отраслевую и социальную структуру экономики, на темпы экономического развития и демографические показатели, на показатели уровня и образа жизни населения страны.
Потребность отражения федерального характера социально-экономических отношений в рамках РФ обуславливает необходимость разработки региональных проблем научно-технического прогресса. При этом должны быть выделены по крайней мере две группы региональных проблем НТП:
во-первых, вопросы определения специализации региона в будущей структуре национальной экономики,
во-вторых, вопросы применения региональных подходов в разработке и реализации социально-экономических проблем.
8.2. Общие принципы разработки комплексной Программы НТП на перспективу.
В качестве определяющих принципов можно назвать следующие:
(1) четкая целевая ориентация данного документа, предполагающая формулировку целей, на достижение которых направлена разработка как всей программы, так и ее структурных составляющих;
(2) взаимное согласование показателей программы в самых различных аспектах и направлениях, таких как:
согласование показателей развития науки и показателей развития техники и технологии производства,
согласование технических и социально-экономических показателей,
согласование частных и комплексных показателей научно-технического развития.
Комплексная программа научно-технического прогресса включает в себя две взаимно связанные части: прогноз развития науки и прогноз технического прогресса.
Прогноз развития науки включает в себя:
- прогноз фундаментальных научных исследований по важнейшим направлениям науки;
- прогноз прикладных исследований и разработок;
- размещение научного потенциала и развитие науки в отдельных регионах (в том числе на базе закрытых городов);
- ресурсы, необходимые для развития науки и технического прогресса.
Прогноз развития технического прогресса. Составляющие прогноза развития научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий в разрезе крупных многоотраслевых комплексов:
1. Природные ресурсы и их рациональное использование.
2. Новые технологии производства в разрезе таких комплексов как:
- машиностроение;
- ТЭК
- черная и цветная металлургия;
- лесная промышленность;
- строительные материалы;
- АПК;
- предметы народного потребления, помимо АПК;
- производственная инфраструктура (транспорт, связь, средства управления).
3. Прогноз науки и техники в социальной сфере.
Технический прогресс предполагает определение следующих моментов:
направлений совершенствования продукции,
развитие технологии производства в соответствующих отраслях,
изменение технических параметров технологических процессов.
При этом в каждой отрасли (межотраслевом комплексе) должны быть выделены основные технологические процессы. А в отношении каждого технологического процесса целесообразно выделить основные технологические параметры и характеристики.
В каждой отрасли необходимо дать оценку удельных весов новых видов технологий производства в общем объеме выпуска.
По каждой отрасли должен быть проведен расчет необходимых материальных , трудовых и финансовых ресурсов для реализации намеченных направлений НТП.
Методы стимулирования развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса.
В качестве методов проведения научно-технической политики можно выделить такие, как:
- беспроцентная отсрочка налоговых платежей с условием поставки продукции за счет частичного погашения долга;
- введение льготного инвестиционного курса рубля к иностранным валютам для оплаты контрактов на поставки импортного оборудования, предназначенного для развития приоритетных направлений и технологий;
- реализация централизованного финансирования и бюджетного кредитования отраслей и отдельных предприятий на связанной основе при условии закупки конкретных объемов отечественной продукции, выпускаемой в смежных отраслях в соответствии с государственными приоритетами;
- освобождение, либо компенсация уплачиваемых импортных таможенных пошлин, тарифов и НДС на таможенную стоимость оборудования, приобретаемого за счет централизованных валютных источников и т.д.
Термины и понятия 8:
Комплексная программа научно-технического прогресса.
Задачи разработки комплексной программы НТП.
Процедура и последовательность составления комплексной программы НТП.
Структура комплексной программы НТП.
Программа развития фундаментальных направлений научно-технического прогресса.
Программа развития техники и технологии производства, проблемы их внедрения в производство.
Методы стимулирования развитие приоритетных направлений НТП.
Вопросы для обсуждения:
1. Назначение Комплексной программы НТП
2. Какие важнейшие научные открытия Вы ожидаете в будущем
3. Какова последовательность составления Комплексной программы НТП
4. Важнейшие принципы разработки комплексной Программы НТП
5. Удовлетворяет ли Вас прогноз как основа разработки программы НТП
6. Содержание и методы разработки прогноза развития науки
7. Содержание и методы разработки прогноза развития технического прогресса.
Глава 9. Государственное регулирование занятости
9.1. Основные понятия и показатели занятости
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов.
Для уяснения понятия "трудовые ресурсы" необходимо знать следующее:
Во-первых, в зависимости от возраста все населении может быть разделено на три неравные части: лица моложе трудоспособного возраста (сейчас от рождения до 15 лет включительно); лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно; лица старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины - с 55, мужчины - с 60 лет.
Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают лиц трудоспособных и нетрудоспособных.
Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относится:
население в трудоспособном возрасте за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получавших пенсию на льготных условиях. (Сюда относятся женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьми лет, матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до восьми лет, - по достижении 50 лет и некоторые другие категории, а также лица, вышедшие на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в возрасте 45-54 лет, мужчины - 50- 59 лет).
работающие лица пенсионного возраста;
подростки до 16 лет;
учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В последнее время по рекомендации Международной организацией труда мы перешли на принятую в мировом сообществе систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.
Экономически активное население, или рабочая сила, представляет часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы включает занятых и безработных.
Экономически неактивное население включает в свой состав:
учащихся, студентов, курсантов обучающихся в дневных учебных заведениях;
лиц, получающих пенсию по старости и на льготных условиях;
лиц, получающих пенсию по инвалидности;
лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
лиц, отчаявшихся найти работу, т.е. прекративших ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
других лиц, которым нет необходимости работать.
Сравнение категорий "трудовые ресурсы" и "экономически активное население" показывает, что они не тождественны.
В условиях рыночных отношений реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.
Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырых материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д.
В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или ее куплей и продажей.
На рынке труда одна сторона продавцы - представлена лицами, ищущими подходящей работы, другая - покупатели - представлена работодателями предпринимателями или их представителями.
Рынок труда реализуется через государственную и негосударственные службы занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем.
Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.
Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику.
Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, величинами рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями.
Занятость населения это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
К занятым относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц младших возрастов, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Различают несколько категорий занятости: полную, продуктивную, эффективную.
Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но допускает наличие фрикционной и структурной безработицы.
Продуктивная занятость - занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет в конечном счете уровень и качество жизни населения. Отношение продуктивной занятости к общей занятости населения получило название уровень рациональной занятости.
Эффективная занятость использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может приложить свою рабочую силу, становится "излишним" населением. К безработным относят лиц, 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
1) не имели работы (доходного занятия);
2) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати предпринимали шаги к организации собственного дела;
3) были готовы приступить к работе;
4) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Для отнесения к категории "безработный" обязательно наличие у лиц трех, первых условий.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных. если они занимались поиском работ были готовы приступить к ней.
Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
Различают несколько основных видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.
Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Она существует всегда, так как граждане в поисках лучшей работы достаточно часто меняют свое место работы и идут на это добровольно.
Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.
Циклическая безработица возникает в определенные моменты жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок.
Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности рабочей силы, т.е. сумме числа работающих и числа безработных.
Коэффициент вакансий рассчитывается как отношение численности незанятых к количеству вакансий. Он характеризует то, сколько человек претендует на одно вакантное рабочее место. Если в 1991 году значение этого коэффициента было 0,6, то в 1997 г. составило уже 10,6. Т.е. на одно вакантное место в настоящее время претендует почти одиннадцать человек.
9.2. Методологические основы решения проблемы
занятости в условиях рыночной экономики.
В экономической теории существуют различные взгляды на меры государственной политики в области занятости, причины безработицы и меры борьбы с ней.
Классическая теория рассматривала рыночные отношения как саморегулирующуюся экономику, обеспечивающую полную занятость и провозглашала политику невмешательства со стороны государства. Наличие безработицы объяснялось высоким уровнем заработной платы. Если рассматривать рынок труда как рынок обычного товара, то если цена на товар выше цены равновесия, то возникает превышение предложения рабочей силы, т.е. безработица. Профсоюзы и коллективные договоры препятствуют колебаниям зарплаты на рынке и тем самым способствуют росту безработицы.
Кейнсианская теория занятости основывается на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Основным инструментом государства в борьбе с безработицей по Кейнсу является финансовая политика. Повышая государственные расходы, понижая налоги, можно увеличить в экономике совокупный спрос. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и, соответственно, к снижению уровня безработицы. Таким образом, кейнсианский анализ концентрировался вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица.
Взаимная связь между безработицей и инфляцией получила развитие и логическое обоснование в работах Филлипса (кривые Филлипса).
Возникновение такого явления в экономике в 70-е - 80-е гг., как стагфляция (одновременный рост и безработицы, и инфляции) привели к необходимости пересмотреть теоретические положения относительно занятости.
Новейшие теории занятости. На сегодняшний день существует несколько различных точек зрения на проблемы рынка труда и политику занятости (неоклассический подход, монетаристский, неокейнсианский и др.). Возникает явная необходимость создания такой стратегии регулирования, которая соединяла бы в себе позитивные моменты различных направлений экономической теории.
Переход к многообразию форм собственности предполагает разделение ответственности за эффективное использование трудовых ресурсов между всеми участниками рынка труда: государством, работником и работодателем. Роль государства в регулировании занятости заметно усложняется в новых условиях, растет значение государственного прогнозирования изменений на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной и др. политик последствия, ведущие к массовой безработице. Необходимо отметить, что только согласованные действия государства, профсоюзов, работодателей, муниципальных органов власти позволят добиться успехов в обеспечении полной и эффективной занятости населения.
Следует отметить, что меры государственного воздействия на рынок труда различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа.
В общем виде рыночные отношения в сфере труда базируются на следующих принципах:
* личная и экономическая свобода работника, экономической базой для которой является многообразие форм собственности в экономике;
* право работодателя самому решать вопросы о количестве и качестве рабочей силы, увольнять лишних работников (именно здесь заключается одна из причин безработицы в рыночной экономике);
* для рынка труда характерна свобода в движении заработной платы, отсутствие ограничений для ее роста. Заработная плата - главный регулятор в отношениях между покупателем и продавцом рабочей силы, ее уровень определяется по согласованию сторон.
Методы государственного регулирования занятости:
- экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров;
- организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров;
- административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.
В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости.
Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются через реализацию государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на слои населения, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.
В зависимости от выбора средств выделяют три варианта политики в области занятости: активный, умеренно-пассивный и пассивный.
Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование для этих целей инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики.
Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости.
В условиях рыночных отношений полная занятость определяется равновесием спроса и предложения трудовых ресурсов, в то время как экстенсивный путь развития был ориентирован на всеобщую занятость, которая не обязательно обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов.
Функционирование рынка труда тесно взаимосвязано с формированием рынков других факторов производства, институциональными преобразованиями в экономике.
Рынок труда отражает тенденции в динамике занятости (одной из самых жизненных потребностей населения, в то же время обеспечивающая формирование одной из основных производительных сил), ее основных структурах, масштабы и динамику безработицы, мобильность рабочей силы. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования рынка труда необходимо дополнить государственным регулированием для решения проблем развития человеческих ресурсов.
Основными средствами регулирования занятости являются:
* регулирование развития системы рабочих мест;
* регулирование спроса на рабочие места;
* участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки кадров.
Методическим инструментарием обеспечения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям народного хозяйства, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.
Одно из основных противоречий обеспечения занятости - невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги в экономике - модернизация рабочих мест - изменения потребности в кадрах - высвобождение работающих - предоставление новой работы. Учитывая это можно утверждать, что полная занятость есть величина вероятностная, допускающая колебания вокруг точки равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.
Как известно, коренной причиной возникновения и существования безработицы в странах с рыночной экономикой является рост органического строения производства. Явная (скрытая была и раньше) безработица сейчас есть и у нас, но ее глубинная причина иная; коротко говоря, это состояние общего кризиса экономики, обусловленное многими обстоятельствами, среди которых видное место занимают факторы политического характера. Проявляется эта безработица по-разному под влиянием особенностей той или иной отрасли хозяйства и региональной специализации. Последние в сельском хозяйстве более ощутимы, чем в других отраслях.
9.3. Характеристика занятости в Российской Федерации
Занятость населения необходимо рассматривать в системе социальных, экономических и демографических процессов как естественную основу воспроизводства трудовых ресурсов.
Характеристика занятости населения России.
По данным федеральной службы занятости России численность населения России и его возрастная структура выглядит следующим образом (См. табл. 9.1.).
Таблица 9.1. Распределение населения России
по возрастным группам (млн. чел. и в % к итогу)
1996 год 1997 год
млн.чел. в % млн.чел. в %
Численность всего населения 147,5 100,0 147,1 100,0
в дотрудоспособном возрасте 31,2 22,5 31,4 21,4
в трудоспособном возрасте 83,9 56,9 84,8 57,6
в пенсионном возрасте 30,4 20,6 30,9 21,0
----------------------------------------------------------------------------------------
Согласно российскому законодательству занятыми считаются граждане: