<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Конституции и уставы, которые относят государственную службу субъекта РФ к его ведению;
  3. Конституции и уставы, ограничивающиеся отнесением к ведению данного субъекта РФ учреждение его наград и почетных званий, иных мер поощрения.
  Все федеральные законы в связи с их отношением к регулированию государственной службы можно разделить на:
  1. Федеральный закон, регламентирующий основы организации и функционирования государственной службы, правового статуса государственных служащих, прохождения государственной службы, управления государственной службой. В настоящее время это Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", который вступил в юридическую силу со дня его официального опубликования - 31 мая 2003 года. Он заменил в этой роли Федеральный закон "Об Основах государственной службы РФ" 1995 г., который несмотря на общеобязательность фактически не действовал в отношении целого ряда специальных видов государственной службы - в частности военной и таможенной.
  Федеральный закон 1995 г. состоял из шести глав, 31 статьи. Рассмотрим кратко его содержание.
  Глава I "Общие положения" определяла содержание основных понятий государственной службы: "государственная должность", "государственная служба", "государственный служащий", "законодательство о государственной службе".
  Глава II "Основы организации государственной службы" содержала перечень общих принципов государственной службы и ее финансирования, устанавливает классификацию государственных должностей, квалификационные разряды государственных служащих, закрепляет основные требования к личному делу государственных служащих и порядок ведения реестра государственных служащих.
  Глава III "Основы правового положения государственного служащего" устанавливал основные права и обязанности государственного служащего, правоограничения, связанные с государственной службой, и гарантии для государственного служащего.
  Глава IV "Прохождение государственной службы" регламентировала общий порядок поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе, основные требования к конкурсу на замещение вакантной государственной должности и к аттестации государственных служащих, а также основания для прекращения государственной службы.
  Глава V "Обеспечение эффективности государственной службы" определяла полномочия федерального органа управления государственной службой - Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ, общий порядок создания органов государственной службы субъектов Федерации, а также основные функции кадровых служб государственных органов.
  Глава VI "Заключительные и переходные положения" устанавливала порядок вступления в силу Федерального закона, а также приведения федеральных нормативных правовых актов и правовых актов субъектов Федерации о государственной службе в соответствие с этим Законом.
  В развитии Федерального закона 1995 года планировалось принять ряд федеральных законов (например, закон "О федеральной государственной службе" - законопроект был подготовлен, но не рассмотрен в надлежащем порядке в Государственной Думе), указов Президента РФ (были приняты указы о конкурсе на замещение вакантных должностей федеральной государственной службе, аттестации федеральных государственных служащих, квалификационных требованиях, реестрах и перечнях федеральных государственных должностей и государственных должностей федеральной государственной службы), постановлений Правительства РФ.
  Закон 2003 года существенно уже по объему и шире по объекту регулирования: на 4 главы приходится всего 19 статей.
  Основу закона составляют общие положения (1 глава), 10 статей которой содержат 14 дефинитивных норм (понятия государственной службы Российской Федерации, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, системы государственной службы, федеральной государственной службы, государственной гражданской службы, федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, военной службы, правоохранительной службы, федерального государственного служащего, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, нанимателя федерального государственного служащего, нанимателя государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации), а также нормы-принципы.
  Глава 2 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" посвящена характеристике общих условий государственной службы:
  - обеспечения формирования кадрового состава государственной службы;
  - общим принципам поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения;
  - общим принципам присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий;
  - определения стажа (общей продолжительности) государственной службы;
  - правил использования персональных данных государственных служащих и ведения реестров государственных служащих.
  В главе 3 рассматриваемого закона урегулированы принципиальные моменты формирования и функционирования системы управления государственной службы, формирования и использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, финансирования государственной службы и разработки и обеспечения программ ее реформирования и развития.
  2. Федеральные законы, регулирующие специальные виды государственно-служебных отношений (виды государственной службы).
  Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды службы:
  - государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;
  - военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства;
  - правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
  В настоящее время из всех видов государственной службы урегулирована только государственная гражданская служба. 1 февраля 2005 года вступил в юридическую силу Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которым установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Закон состоит из 74 статей, объединенных в 17 глав. Полнота правового регулирования, обеспеченная действием данного закона, позволяет рассматривать его в качестве основополагающего в системе правового регулирования государственной гражданской службы (вместе с Федеральным законом № 58-ФЗ).
  В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О государственной гражданской службы РФ" могут быть приняты иные федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы. То же самое можно предполагать и в отношении особенностей правового регулирования иных видов государственной службы.
  Действующий в настоящее время Федеральный закон "О военной службе и воинской обязанности в РФ" устанавливает основные принципы регулирования двух смежных, но разных предметов регулирования - сфер общественной жизни - вопросов организации и прохождения военной службы, правового статуса военнослужащих и регулирования одной из важных обязанностей гражданина Российской Федерации - военной обязанности-долге. В дальнейшем предполагается принятие самостоятельных законов, регулирующих свои сферы общественных отношений.
  Инициативно разработан законопроект "О правоохранительной службе Российской Федерации".
  3. Федеральные законы, содержащие нормы, лишь в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы.
  Сегодня государственно-служебные отношения регулируют законы, имеющие частно-правовой характер, например, Кодекс законов о труде РФ, законы о государственных пенсиях. При наличии противоречий между нормами данных законов и нормами федеральных законов о государственной службе иметь приоритет будут нормы последних, так как ими установлен приоритет законодательства о государственной службе, относящейся по своей правовой природе у системе публичного (административного) права, перед законодательством о труде, регулирующем сферу частного права. Вместе с тем Трудовой кодекс РФ и другие акты законодательства о труде применяются к отношениям государственной службы не в полном объеме, а исключительно в случаях, не урегулированных законами и другими актами федерального законодательства о государственной службе.
  Эти случаи касаются:
  порядка поступления и нахождения на государственной службе;
  проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;
  порядка и условий проведения аттестации гражданских служащих. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, в законах о видах службы могут устанавливаться иные основания увольнения служащих. Кроме того, определяются гарантии правовой и социальной защиты служащих.
  Наиболее существенные особенности по сравнению с законодательством о труде Российской Федерации касаются прав и обязанностей (ст. 13, 15 закона № 79-ФЗ), а также их ограничений для гражданских служащих (ст. 16 закона № 79-ФЗ).
  Вместе с тем статья 11 Трудового кодекса РФ предусматривает, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Трудовой кодекс РФ закрепил специфику статуса гражданских служащих в связи с отдельными условиями реализации их права на труд лишь в области социально-партнерских отношений и порядка разрешения коллективных трудовых споров. Таким образом, можно констатировать, что принципиальный вопрос о пределах регулирования отношений гражданской службы законодательством о труде и законодательством о государственной службе до конца еще не решен.
  При всей важности федеральных законодательных актов, регулирующих государственно-служебные отношения, часто они не в состоянии решить все вопросы, возникающие в связи с динамическим развитием и реформированием государственной службы Российской Федерации. В этих условиях указы Президента РФ регламентируют важнейшие вопросы государственной службы, обеспечивая возможность быстрого установления механизма правового регулирования государственно-служебных отношений.
  Указами Президента РФ в настоящий момент урегулированы следующие вопросы:
 * управление государственной службой;
 * учреждение государственных должностей и государственных должностей государственной службы в федеральных органах государственной власти;
 * повышение квалификации, переподготовка, стажировка государственных служащих;
 * организация учебного, научного и организационно-методического обеспечения государственной службы;
 * денежное содержание федеральных государственных служащих; финансирование федеральной государственной службы;
 * обеспечение дисциплины в системе государственной службы.
  Важная роль в организации гражданской службы принадлежит Правительству РФ. Постановления Правительства РФ, а также указы Президента РФ, имеют подзаконный характер. Федеральное правительство принимает правовые и организационные меры по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. В настоящее время Правительством определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия этих федеральных органов с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих. Правительство РФ ежегодно должно утверждать государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти.
  В целях упорядочения структуры и штатов Правительством РФ постановлением от 5 ноября 1995 г. № 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти" регламентирован порядок определения количества высших, главных, ведущих и старших должностей государственных служащих в этих органах.
  Субъекты Российской Федерации вправе иметь свое законодательство о государственной службе. Законодательство субъектов РФ позволяет создать многообразие в системе государственной службы РФ, сохраняя единство в ее организации и правовом статусе государственных служащих. Это:
  1. Законы, регламентирующие государственно-служебные отношения. Практически во всех субъектах РФ ранее были приняты законы (и не один) о государственной службе.
  Структура закона о государственной службе субъекта Федерации, как правило, имела следующий вид:
  общие положения;
  государственная должность;
  государственный служащий;
  прохождение государственной службы;
  управление государственной службой.
  2. Законы, содержащие нормы, лишь в какой-то степени относящиеся к институту государственной службы.
  В настоящее время в связи с ограничением правовых возможностей органов государственной власти субъектов РФ в регулировании государственной гражданской службы субъектов РФ законы субъектов РФ приведены в соответствие Федеральному закону "О государственной гражданской службе РФ". В подавляющем большинстве субъектов РФ в 2003-2005 гг. осуществлялось принятие законов о государственной гражданской службе РФ, сопровождающееся полной или частичной отменой ранее принятых законов о государственной службе РФ. Так, субъекты РФ в основном отказались от кодифицированной формы закона о государственной гражданской службе, с помощью ссылочной техники обозначив приоритет федерального законодательства.
  В систему источников законодательства о государственной службе входят также ратифицированные Российской Федерацией международные договоры: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В число международно-правовых актов входят конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - специализированного учреждения Организации объединенных наций (Конвенция о трудовых отношениях на государственной службе 1978 г.), Конвенция МОТ о содействии коллективным договорам 1981 г., Конвенция МОТ о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе 1978 г. и др.).
  Основными источниками, регулирующими муниципальную службу, являются: Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Международно-правовые акты, устанавливающие некоторые вопросы местного самоуправления (Европейская хартия о местном самоуправлении), Конституции и уставы субъектов РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральный закон "Об Основах муниципальной службы в РФ", Указы Президента РФ, Законы субъектов РФ по вопросам муниципальной службы, Уставы муниципальных образований и решения органов местного самоуправления по вопросам муниципальной службы (рис. ХХХ).
 
 
  В настоящее время инициативно подготовлен законопроект "О муниципальной службе в Российской Федерации", который установит более подробное федеральное регулирование вопросов муниципальной службы в Российской Федерации.
  Как уже говорилось ранее, система государственной службы включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу Российской Федерации. Вместе с тем в литературе и отечественной и зарубежной практике регулирования государственной службы встречаются и иные виды государственной службы. Федеральный закон № 58-ФЗ предполагает наличие иных видов государственной службы, однако не обозначает их, устанавливая порядок включения нормы о новом виде государственной службы в российское законодательство.
  В современном правовом поле можно выделить несколько видов государственной службы, не включенных в систему государственной службы Российской Федерации.
  дипломатическая
  консульская
  государственная служба российского казачества
  альтернативная гражданская служба
  дописать!
  2.2.3. Нормативно-правовая регламентация государственной службы в Сибирском федеральном округе
 
 
 
 
 
  Информация на 15.12.
 
 
  Тема 2.3. Организационное пространство государственной и
 муниципальной службы
  Органы государственного и муниципального управления. Типовые структуры органов государственной власти и местного самоуправления. Принципы построения и порядок образования структур общей компетенции. Организация информационно-аналитической, организационно-кадровой деятельности и контрольных-надзорных функций. Полномочия и компетенции органов власти по функционально-отраслевым направлениям деятельности. Порядок комплектования штатов органов государственного и муниципального управления. Определение штатной численности, формирование организационных структур и штатных расписания органов государственного и муниципального управления. Нормативы установления. Порядок образования, реорганизации и ликвидации органа государственного (муниципального) управления. Порядок образования, реорганизации и ликвидации структурного подразделения.
  Категории и группы должностей государственной службы. Реестры должностей государственной гражданской службы. Квалификационные требования к должностям гражданской службы. Классные чины и квалификационные разряды. Классификация должностей гражданской государственной службы. Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. Муниципальные должности. Соотношение государственных и муниципальных должностей. Порядок учреждения, преобразования и ликвидации государственной должности.
  Административные и служебные регламенты как основа оптимизации деятельности в органах государственной власти. Должностные регламенты как составная часть административного и служебного регламентов. Установление должностного статуса. Порядок установления обязанностей, прав и ответственности должности. Организация труда и отдыха государственных (муниципальных) служащих. Изменение в должности и освобождение от должности.
  2.3.1. Органы государственного и муниципального управления: задачи, функции, организационные основы
  Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства РФ и субъектов РФ к государственной службе.
  Понятием государственного органа в настоящее время государственная служба законодательно отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функционирования государственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий и объединений. Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти. Правовые основания такого отнесения должностей надо видеть в сути ст.ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. И далее: Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (СФ и ГД), Правительство Российской Федерации, Суды РФ. Кроме этих органов государственной власти РФ Конституцией РФ и федеральными законами образуются иные органы государственной власти. К их числу относятся:
 * Центробанк России (ст. 75 Конституции РФ);
 * Совет безопасности РФ;
 * Администрация Президента РФ (ст.83);
 * Полномочные представители Президента РФ (ст.83);
 * Дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст.83);
 * Счетная палата РФ (ст.101);
 * Прокуратура РФ (ст.129);
 * Аппарат Правительства РФ (утвержден вначале Указом Президента от 22 декабря 1993 года "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе");
 * Центральная избирательная комиссия РФ применительно к должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря и замещающего на постоянной основе члена ЦИК РФ (Федеральный закон от 24 июня 1999г. №121-ФЗ - о выборах Государственной Думы РФ).
 
  Например, "служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской федерации"75.
  "Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности..."76
 
  На практике возник вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность, в которых считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы (включая такие структуры исполнительной власти, как федеральные министерства, государственные комитеты и иные ведомства), а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности, в регионах? Возможность создания таких органов предусмотрена ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные структуры. Положительно этот вопрос был решен в законодательстве Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы", которым, в частности, утвержден перечень государственных должностей федеральной государственной службы, учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти.
  Система различных по своему предназначению и уровню должностей составляет внутреннюю структуру любого государственного органа. Наименование, место и роль должности определяется штатным расписанием государственного органа. А конкретные задачи, функции, обязанности, права, формы и методы работы, поощрения и ответственность государственного служащего закрепляется в уставах, административных и служебных регламентах, Положениях, должностных инструкциях (должностных регламентах) соответствующих органов.
  Министерства, федеральные службы, агентства
 
  2.3.2. Классификация и квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации
  Рассмотрение этого вопроса базируется на двух федеральных законах: от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".77
  Исходя из смысла ст.1 закона №58-ФЗ и содержания ст.1 закона №79-ФЗ государственные должности делятся на:
 * государственные должности РФ;
 * государственные должности субъектов РФ;
  Первые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами - для непосредственного исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов.
  Конституцией РФ и некоторыми федеральными законами установлены следующие должности этой категории: Президент РФ; Председатель Правительства и заместитель Председателя Правительства РФ; Председатель, заместитель Председателя, член Совета Федерации; Председатель, заместитель Председателя, депутат Государственной Думы; федеральный министр; судья Конституционного Суда; судья Верховного Суда; судья Высшего Арбитражного Суда; судья Федерального суда; Генеральный прокурор; прокурор субъекта РФ; прокурор прокуратуры РФ; Председатель Центробанка РФ, полномочный представитель Президента РФ; Председатель счетной палаты РФ; заместитель Председателя счетной палаты; аудитор счетной палаты, уполномоченный по правам человека РФ.
  В соответствии со смыслом ч.2 ст.77 Конституции РФ, Указом Президента РФ от 11 января 1995 года №32 "О государственных должностях Российской Федерации" к числу должностей этой категории отнесена и должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, хотя смысл и содержание этой должности определяется конституцией (уставом) и законами субъекта.
  Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
  Государственные должности устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий России либо субъекта Российской Федерации, учреждаются соответственно Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов. Замещающие их лица действуют от имени - Российской Федерации, субъекта, либо соответствующего государственного органа. Их полномочия устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. На них не распространяется действие законов о государственной службе (ч.2 с.1 закона №58-ФЗ).
  Должности государственной службы подразделяются на:
 * должности федеральной государственной гражданской службы;
 * должности государственной гражданской службы субъекта РФ;
 * воинские должности;
 * должности правоохранительной службы.
  Законом также устанавливается, что соотношение между названными должностями устанавливается указом Президента РФ. А соотношение между должностями федеральной государственной гражданской службы и типовыми должностями государственной гражданской службы субъекта РФ определяется федеральным законом или Указом Президента РФ. Кроме этого закон №58-ФЗ (ст.8) устанавливает, что в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность замещающих их лиц регулируется законодательством РФ о труде.
  Исходя из норм законодательства о государственной службе можно выделить четыре характерных признака государственной должности:
  1) ее принадлежность только государственному органу;
  2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;
  3) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответствующим бюджетом;
  4) государственный служащий за действие (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.
  Согласно закона №58-ФЗ:
  1) соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации;
  2) соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
  3) квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  Кроме того, в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность замещающих их работников регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
  Реестры государственных должностей государственной службы
  Государственная должность - комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, трудового, финансового и других отраслей права.
  Реестр представляет собой перечень наименований унифицированных государственных должностей без установления иерархии между ними. Вопросы должностного соответствия решаются в других нормативных правовых актах (например, квалификационные требования, размеры и пропорции денежного содержания, порядок присвоения квалификационных разрядов, специальных званий и т.д.)
  Ст.9 Федерального закона №58-ФЗ устанавливает:
  "1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:
  - перечни должностей федеральной государственной службы;
  - перечни типовых воинских должностей;
  - перечни типовых должностей правоохранительной службы.
  (Эти перечни утверждаются Президентом Российской Федерации).
  2. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, который утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
  3. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации".
  Недостаточно только установить список государственных должностей. По-видимому, необходим нормативный правовой акт (например, положение о Реестре), в котором имеет смысл отразить помимо операционализации понятия "государственная должность", определить разделение государственных должностей на политические, "патронатные" м административные, порядок учреждения (образования, преобразования и ликвидации) государственной должности, порядок ведения Реестра и т.п.
  Под классификацией государственных должностей государственной службы понимается их распределение по группам с определением требований к ним, а также по специализациям - профессиональным специализациям, по образованию должностей. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям - в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
  Согласно ст.9 закона №79-ФЗ должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп.
  Различают следующие категории:
  1. Руководители. К этой категории относятся должности руководителей и заместителей руководителей в следующих структурах:
 * -государственных органов их структурных подразделений;
 * территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;
 * представительств государственных органов и их структурных подразделений.
  Во всех этих случаях должности замещаются либо на определенный срок, либо без ограничения срока полномочий.
  2. Помощники (советники) - должности, учреждаемые для обеспечения деятельности следующими лицами:
 * замещающими государственные должности;
 * руководителями : государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов (т.е. руководителями структур, названных в п.1).
  Все эти должности замещаются на срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
  3. Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  4. Обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документального, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Замещаются без ограничения срока полномочий.
  Должности гражданской государственной службы подразделяются на следующие пять групп:
  1) высшие должности гражданской службы;
  2) главные должности гражданской службы;
  3) ведущие должности гражданской службы;
  4) старшие должности гражданской службы;
  5) младшие должности гражданской службы.
  При этом важно отметить, что закон №58-ФЗ соотношение категорий и групп должностей делает не одинаково для разных категорий.
  Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на 3 группы: высшую, главную, ведущую.
  Должности категории "специалисты" подразделяются на 4 группы: высшую, главную, ведущую, старшую (нет здесь "младшей" группы).
  Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются тоже на 4 группы (без высшей): главную, ведущую, старшую, младшую.
 
  Основные положения классификации изложены в ст.13 закона №58-ФЗ. Они следующие.
  1. Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
  Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. Классные чины - своеобразная степень квалификации государственного служащего, связанная с конкретной должностью.
  2. Закон устанавливает общие условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Таких условий четыре:
  а) последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по происшествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  б) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского звания осуществляется в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  в) досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо их присвоение на одну ступень выше предусмотренного законом для конкретной замещаемой должности;
  г) сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.
  В большинстве субъектов Российской Федерации применительно к их государственным должностям сохранятся такие же условия, как и предусмотренные для федеральных государственных должностей.
  "Классный чин присваивается федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей государственной гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы" - п. 4. "Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г.№113.
 
  В таблицах ХХ и ХХХ приведена классификация должностей и соответствующих им классных чинов.
 
 Таблица ХХ
 Классификация должностей и классных чинов в
 федеральной государственной гражданской службы
 
 Категория Группа Срок полномочий Поступ-ление Высшие Главные Ведущие Старшие Младшие Руководители Х Х Х Ограниченный Не конкурсное Помощники (советники) Х Х Х Специалисты Х Х Х Х Не ограниченный Конкурсное* Обеспечивающие специалисты Х Х Х Х Классные чины Действительный гос. Советник РФ 1, 2, 3 класса Государственный советник РФ 1, 2, 3 класса Советник госудствен. гражданской службы 1, 2, 3 класса Референт государств. гражданской службы 1, 2, 3 класса Секретарь государств. гражданской службы 1, 2, 3 класса * за исключением перечисленных законом категорий
 
  Квалификационные требования к государственным служащим устанавливаются в целях обеспечения высокого профессионального уровня государственных служащих и единства требований, предъявляемым по должностям государственной службы.
  В ст. 12 Федерального закона №79-ФЗ к числу квалификационных требований к должностям гражданской службы отнесены требования:
 * к уровню профессионального образования;
 * к стажу гражданской службы (либо стажу государственной службы иных видов);
 * к стажу (опыту) работы по специальности;
 * к профессиональным знаниям и навыкам, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  Закон регламентирует, что квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Таким образом, эти требования, их уровень, содержание зависит и соответствует конкретным категориям и группам должностей. Чем выше категория и группа, тем выше и требования.
  Какие конкретно требования предусматривает Федеральный закон №79-ФЗ?
  1. К должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей в числе квалификационных требований входит наличие высшего профессионального образования.
  Для должностей категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей квалификационным требованием является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
  2. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (в равной мере к государственной службе иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских государственных служащих устанавливается указом Президента Российской Федерации, для гражданских государственных служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.
  3. Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей в соответствии с законом №79-ФЗ они устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций. Данные требования включаются в должностной регламент гражданского служащего.
  Таким образом, налицо дифференциация подхода к установлению различных квалификационных требований (см. таблица ХХХ). Отсюда можно судить о различии степени оценки важности того или иного квалификационного требования. Наивысшая степень отведена профессиональному образованию, где квалификационное требование регламентировано федеральным законом. Определение других требований отдано Президенту Российской Федерации (к стажу гражданской службы) либо непосредственно государственному органу. За этим вряд ли можно видеть недооценку некоторых требований. Скорее за этим другое - сложность учета реальных возможностей подбора кадров в разных условиях, отвечающих полностью однообразным требованиям. И с другой стороны - закон представляет больше возможности самим государственным органам ответственно действовать в вопросах подбора и использования кадров государственной гражданской службы.
  Таблица ХХХ
 Квалификационные требования к должностям
 федеральной государственной гражданской службы
 (в соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и Указом Президента "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30 января 1996 г. N 123)
 Группа
 Категория Высшие Главные Ведущие Старшие Младшие Требование к образованию Руководители Высшее профессиональное образование - - Помощники (советники) - - Специалисты Высшее профессиональное образование - Обеспечивающие специалисты Высшее профессиональное образование Среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности Стаж государственной службы на главных гос.должностях не менее 2 лет на ведущих гос.должностях не менее 2 лет на старших гос.должностях не менее 2 лет -- -- Стаж работы по специальности не менее 5 лет не менее 3 лет не менее 2 лет -- Профессиональные знания и навыки Устанавливаются должностным регламентом
 
 
  Важно положение закона о том, что - лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно только по решению суда.
  3. Федеральный закон предусматривает, что при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами.
  При этом, закон №58-ФЗ устанавливает, что соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.
 Классный чин указывает на соответствие уровня профессиональной подготовки гражданского служащего квалификационным требованиям, установленным Федеральным Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, применительно к исполнению должностных обязанностей по замещаемой государственной должности государственной гражданской службы соответствующей группы.
 
  Классный чин может быть первым или первоочередным. Первыми классными чинами являются классные чины соответствующей группы должностей, к которой относится замещаемая должность гражданской службы, 3 класса.
  Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий:
  а) должности гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты";
  б) должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы.
  Гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В таблице 3 представлены сводные данные о структуре должностей, относящиеся к той или иной категории, соответствующие им классным чинам и их присвоения для федеральных государственных гражданских служащих.
  Во-первых, о понятии "должностной регламент государственного служащего" (этому посвящена ст.47 закона №79-ФЗ). Закон устанавливает, что профессиональная служебная деятельность гражданского государственного служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Как видим, на уровне закона предпринята попытка четкой и детальной регламентации деятельности не только государственных органов, но и каждого государственного служащего.
  В должностной регламент включаются 8 составляющих. В том числе:
  1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, уровню образования, стажу государственной службы или опыту (стажу) работы по специальности государственного служащего соответственно замещаемой должности;
  2) должностные обязанности, права и ответственность государственного служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения его, функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной службы;
  3) перечень вопросов, по которым государственный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  4) перечень вопросов, по которым государственный служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов или проектов управленческих решений;
  5) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего. И другие положения.
 
 
 
 Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации78
 
 КАТЕГОРИИ ГРУППЫ КЛАССНЫЕ ЧИНЫ КТО ПРИСВАИВАЕТ РУКОВОДИТЕЛИ должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий высшая
 (в/обр.) действительный государственный советник РФ 1 класса
 действительный государственный советник РФ 2 класса
 действительный государственный советник РФ 3 класса Президент РФ главная
 (в/обр.) государственный советник РФ 1 класса
 государственный советник РФ 2 класса
 государственный советник РФ 3 класса Правительство РФ ведущая
 (в/обр.) советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа ПОМОЩНИКИ
 (СОВЕТНИКИ) должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей высшая
 (в/обр.) действительный государственный советник РФ 1 класса
 действительный государственный советник РФ 2 класса
 действительный государственный советник РФ 3 класса Президент РФ главная
 (в/обр.) государственный советник РФ 1 класса
 государственный советник РФ 2 класса
 государственный советник РФ 3 класса Правительство РФ ведущая
 (в/обр.) советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа СПЕЦИАЛИСТЫ должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий высшая
 (в/обр.) действительный государственный советник РФ 1 класса
 действительный государственный советник РФ 2 класса
 действительный государственный советник РФ 3 класса Президент РФ главная
 (в/обр.) государственный советник РФ 1 класса
 государственный советник РФ 2 класса
 государственный советник РФ 3 класса Правительство РФ ведущая
 (в/обр.) советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа старшая
 (в/обр.) референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
 референт государственной гражданской службы РФ 2 класса
 референт государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
 СПЕЦИАЛИСТЫ должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий главная
 (в/обр.) государственный советник РФ 1 класса
 государственный советник РФ 2 класса
 государственный советник РФ 3 класса Правительство РФ ведущая
 (в/обр.) советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
 советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа старшая
 (ср. спец.) референт государственной гражданской службы РФ 1 класса
 референт государственной гражданской службы РФ 2 класса
 референт государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа младшая
 (ср. спец.) секретарь государственной гражданской службы РФ 1 класса
 секретарь государственной гражданской службы РФ 2 класса
 секретарь государственной гражданской службы РФ 3 класса Руководитель
 федерального
 государственного органа
 
 
  2.3.3. Классификация государственных должностей: зарубежная практика
  Великобритания
  Гражданская служба подразделяется на внутреннюю и дипломатическую. Исторически гражданская служба считается прерогативой Короны (королевской власти) и поэтому регулируется в основном не законами, а приказами Короны, а также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции. Секретарь кабинета министров возглавляет внутреннюю службу, а госсекретарь (министр иностранных дел) - дипломатическую.
  По характеру своей работы и должностному статусу все гражданские служащие разделены на группы и разряды.
  Группу старших политических и административных руководителей составили чиновники административного класса в ранге помощника заместителя, заместителя постоянного секретаря, постоянного секретаря. Вошедшие в эту группу образуют вершину состава гражданской службы. Они несут личную ответственность непосредственно перед министром за руководство в своей области административно-государственного управления.
  Вторая группа - административная. Она включает две ступени: ученик администратора и старший исполнитель. Административная группа решает большой круг вопросов - от координации деятельности госаппарата управления и руководства работой министерств до исполнения обычных канцелярских обязанностей.
  Третья группа объединяет научно-профессиональных работников и технических специалистов. В нее входят архитекторы, ученые, инженеры, занятые проблемами образования и профессиональной подготовки чиновников, экономисты. Образована также вспомогательная группа технических работников. Это чертежники, делопроизводители, выполняющие простую исполнительную работу, а также посыльные и уборщики.
  К госслужащим в Великобритании не относятся такие политические государственные должности, как премьер-министр, все министры. Гражданскими служащими не считаются судьи, военнослужащие, служащие полиции и органов местного самоуправления, учителя, работники национальной службы здравоохранения. Представители этих категорий вместе с гражданскими служащими объединяются более широким понятием - "служащие общественного (публичного) сектора". Непосредственно на гражданской службе занято 10% служащих общественного сектора.
  Германия
  Согласно Федеральному Закону, федеральным служащим является лицо, находящееся в "публично-правовых отношениях службы и верности" (служебные отношения) с Федерацией либо с непосредственно подчиненной Федерации "корпорацией, учреждением или организацией публичного права". Служащий, подчиняющийся Федерации, считается непосредственно федеральным служащим. Служащий, имеющий работодателем подчиненную Федерации корпорацию, учреждение или организацию публичного права, считается косвенным федеральным служащим.

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу