<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 19
 307
 14
 7
 -
 285
  С точки зрения статуса, кадровый корпус, регулируемый Полномочным представителем Президента в СФО, включает лиц, замещающих политически независимые государственные должности группы "А" - судей федеральных судов (2,6 тысяч должностей), должности военной службы, как особого вида государственной (данные являются закрытыми) и политически нейтральные должности федеральной государственной службы группы "В", составляющей порядка 3,5 тысяч руководителей.
  Большая часть в структуре властных органов - муниципальные служащие - их 75,9 тысяч. В среднем на тысячу жителей в СФО приходится 8 государственных и муниципальных служащих. Этот показатель значительно выше, чем по России (2,8) и в развитых странах, например, Великобритании (5,2).
  Качественные показатели кадров в системе государственного управления в субъектах Федерации имеют ряд отличительных черт от кадров федеральных органов: более высокий уровень образованности, больший профессиональный и даже политический опыт и стабильность. Так при ощутимой тенденции увеличения их количественного состава, ежегодно обновляется только 5% кадрового состава.
  Средний возраст государственных служащих составляет 50 лет и почти 70% - это женщины, которые в основном замещают младшие и старшие государственные должности категории "В".
  В субъектах Федерации кадры государственной службы развиваются не только более динамично, но и более качественно. В федеральных органах отмечается перманентная неукомплектованность штатов. По некоторым оценкам, вакантными остаются до 10% штатных должностей. Вызывает тревогу и половозрастной состав федеральных служащих. Большая их часть (60-70%) в возрасте 50 лет. Только 10% работающих в федеральных структурах власти - молодые кадры до 30 лет.
  Около 40 % федеральных государственных служащих в СФО имеют высшее образование. Однако эта цифра неточна, так как согласно нормам федерального закона "Об основах государственной службы РФ", для государственных служащих, замечающих младшие государственные должности категории "В" не требуется высшего образования. Только 5% служащих федеральных органов государственной власти имеют образование, соответствующее требованиям федерального законодательства. Лишь пятая часть всех федеральных государственных служащих имеют гуманитарное образование, подавляющее большинство - специалисты технического профиля. Сегодня в администрациях органов местного самоуправления в Сибирском федеральном округе муниципальных чиновников, не имеющих высшего образования едва ли не половина. Образовательная структура характеризуется доминированием технического профиля (это характерно для всех уровней и ветвей власти) и только 20% - гуманитарное. Учитывая средний возраст чиновников Сибири - 50 лет - высшее образование можно считать девальвированным, так как оно было получено в 70-е годы.
  Как видно кадровый потенциал государственных и муниципальных служащих СФО по ряду показателей не отличается от российских показателей. Это касается половозрастных и образовательных характеристик. Что касается численности, то она увеличивается от года к году.
 
  Согласно данным статистической отчетности общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области на конец 2001г. составила 20728 человек (около 2% от общероссийской численности). В среднем на тысячу человек постоянного населения области приходилось 8 работников органов государственной власти и местного самоуправления всех звеньев и уровней.
  В общей численности работников органов государственной власти и местного самоуправления 90% приходилось на работников исполнительной власти и местного самоуправления.
  За последний (2001) год численность персонала органов государственной власти и местного самоуправления Новосибирской области уменьшилась на 41 человека (на 0,2%). При этом численность федеральных органов государственной власти сократилась на 260 человек (на 2,5%), а численность занятых в органах государственной власти и местного самоуправления субъекта Российской Федерации возросла на 219 человек (на 2,1%).
  Таблица ХХ
  Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на начало 2002 года
  Всего работников В том числе в органах: федеральных субъекта РФ и местного самоуправления В органах государственной власти и местного самоуправления 20728 10178 10550 тыс. человек в том числе в органах: законодательной власти 91 12 79 исполнительной власти 18420 8902 9518 судебной власти и прокуратуры 2208 1264 944 других государственных органах 9 - 9 В органах государственной власти и местного самоуправления 99,8 97,5 102,1 в % к предыдущему году в том числе в органах: законодательной власти 111,0 ... 96,3 исполнительной власти 98,4 95,7 101,0 судебной власти и прокуратуры 112,9 111,0 115,5 других государственных органах 100,0 - 100,0 На начало 2002 года в численности работников органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации на территории Новосибирской области доля работников федеральных государственных органов составляла 49,1% (на начало 2001 года - 50,3%).
  Распределение численности работников государственной власти и местного самоуправления в Новосибирской области представлено следующим образом:
 
  Рис.1 Распределение численности работников органов государственной власти и местного самоуправления по ветвям власти на начало 2001 года
 
  В общей численности работников органов исполнительной власти 48% приходилось на работников территориальных органов федеральных министерств и ведомств; из них почти 90% работников было сосредоточено в органах Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, которые функционируют во всех регионах России.
  Общая численность работников, замещавших государственные должности, на 1 января 2002 года составила 11982 человека, более 61% из них (7338 человек) имели квалификационные разряды, классные чины и дипломатические ранги.
  Таблица 2
  Распределение работников, замещавших государственные должности, по категориям и группам государственных должностей на начало 2002 года
  Всего работников в том числе в органах: федеральных субъекта РФ Все работники, замещавшие государственные должности, человек 11982 8125 3857 в том числе на должностях (в % к общей численности работников, замещавших государственные долж-ности в органах соответствующих ветвей власти): - категории "А" 4,5 4,2 5,1 - государственных служащих (включая должности прокуроров и следователей) 95,5 95,8 94,9 из них: - категории "Б" 0,4 0,2 0,8 - категории "В" 91,2 89,8 94,1 в том числе по группам: - высшие 0,2 0,3 0,0 - главные 3,0 0,9 7,3 - ведущие 21,3 21,3 21,3 - старшие 45,6 46,8 43,2 - младшие 21,1 20,5 22,3 - прокуроров и следователей 3,9 5,8 -
  На 1 января 2002 года штаты государственных должностей в органах государственной власти Новосибирской области были укомплектованы на 95%, в том числе на 95% - в федеральных органах государственной и на 96,1% - в государственных органах субъекта РФ.
  В общей численности работников, замещавших государственные должности, женщины составляли более 70%. Удельный вес женщин в общей численности государственных служащих возрастает по мере снижения должностного уровня и достигает 90% на "младших" должностях категории "В". Среди занятых на должностях прокуроров и следователей, женщины составляли менее четверти.
 
 
  Рис.2 Состав работников, замещающих государственные должности по полу, категориям и группам должностей на начало 2002 года
 
  На региональном уровне женщины преобладают во всех ветвях власти. Так, в федеральных органах их удельный вес составляет 71,5%, в органах субъекта Российской Федерации - 65,7%.
  Средний возраст работников, замещавших государственные должности в Новосибирской области, составил 44 года, что соответствует среднероссийскому показателю, в федеральных органах государственной власти - 43 года, государственных органах субъекта РФ - 47 лет. Несколько моложе состав кадров в органах судебной власти и прокуратуры (средний возраст - 33 года).
  Лица пенсионного возраста среди работников, замещавших государственные должности, составляли 3,4%. Почти треть государственных должностей были замещены работниками в возрасте 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста составляли 5,6%.
  Основная часть молодежи в возрасте до 30 лет была занята на "старших" и "младших" должностях государственных служащих категории "В" (соответственно 50,8% и 42,5%). За год, прошедший после проведения аналогичного обследования на 1 января 2001г., произошел отток молодежи с должностей "младшей" группы. Доля их в численности работников этой возрастной группы сократилась на 2,5%.
  Беспокойство вызывает то, что среди руководящего состава нет специалистов в возрасте до 30 лет. Отчасти это можно объяснить тем, что для выполнения сложных управленческих функций в работе, кроме обширных знаний необходимы также практический опыт, навыки и умения, высокий уровень профессионализма и компетентности.
  Наибольшая часть работников (32,3%), замещавших государственные должности, имела стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, четверть - проработали в государственных органах свыше 15 лет.
  Таблица 3
  Состав работников, мужчин и женщин, замещавших государственные должности, по стажу работы в государственных органах на 1 января 2001 года
  в % от общей численности работников, замещавших
  государственные должности, по полу
  Имели стаж работы в государственных органах до 1 года от 1 до 5 лет от5 до 10 лет от 10 до 15 лет 15 лет и свыше Все работники, замещавшие государственные должности 8,3 19,6 32,3 14,8 25,0 мужчины 7,8 18,4 24,3 15,7 33,8 женщины 8,6 20,0 35,7 14,4 21,3 В Новосибирской области в 2001г. на государственную службу поступили 827 человек, не имевших стажа работы в государственных органах (7,3% от общей численности работников, замещавших государственные должности). Преобладающая часть вновь поступивших на государственную службу были приняты на "старшие" и "младшие" должности категории "В" - соответственно 33,1% и 60%.
  За последний год в составе государственных служащих произошли незначительные кадровые изменения по стажу работы: несколько уменьшилась доля лиц, имеющих стаж работы от 1 года до 15 лет, в то же время увеличились доли лиц, работающих менее года и свыше 15 лет.
  Изменился по сравнению с данными обследования на 1 января 2001г. состав работников, замещавших государственные должности, по уровню образования на 1 января 2002 года. Доля лиц, имевших высшее профессиональное образование, составила 73,2%. Среди замещавших "высшие" государственные должности категории "В" появились работники, имеющие ученую степень и составили 7,4%.
  Всего на государственных должностях в государственных органах Новосибирской области работали 75 кандидатов и докторов наук (0,8%), из них 26,7% были женщины.
  Остается значительной доля лиц на государственных должностях, уровень образования которых не соответствует квалификационным требованиям (наличия высшего профессионального образования), предъявляемым к соответствующим категориям и группам государственных должностей. Всего 638 человек, или 5,3% от численности работников, замещавших государственные должности, не имели никакого профессионального образования.
  22,9% работников, замещавших "старшие" и 8,1% замещавших "ведущие" должности категории "В", имели только среднее профессиональное образование. Не имели профессионального образования соответственно 3,4% и около 0,4% работников этих групп должностей. Среди лиц на "высших" должностях категории "В" не было работников, которые не имели бы высшего профессионального образования.
  Высокий образовательный уровень имели прокуроры и следователи. Среди этой группы работников 95,8% имели высшее профессиональное образование. При этом 4,2% замещавших государственные должности в органах судебной власти и прокуратуры не имели профессионального образования, в основном за счет лиц на "младших" должностях в судах разных уровней (секретарей судов и судебного заседания).
  Таблица 4
  Состав работников, замещавших государственные должности, по уровню образования, категориям и группам государственных должностей
 на начало 2002 года
  (в % от общей численности работников)
  Имели профессиональное образование Не имели профессио-нального образова-ния Справочно: из числа лиц с высшим образованием имели ученую степень высшее среднее Все работники, замещавшие государственные должности, человек 73,2 21,4 5,4 0,6 в том числе на должностях (в % к общей численности работников, замещавших государственные должности в органах соответствующих ветвей власти): - категории "А" 100,0 - - 1,3 - государственных служащих (включая должности прокуроров и следователей) 74,0 22,4 5,6 0,6 из них: - категории "Б" 88,0 6,0 6,0 14,0 - категории "В" 70,9 23,5 5,6 0,5 в том числе по группам: - высшие 100,0 - - 7,4 - главные 99,2 0,8 - 5,4 - ведущие 91,5 8,1 0,4 1,3 - старшие 73,7 22,9 3,4 0,1 - младшие 39,7 43,8 16,5 - - прокуроров и следователей 95,8 - 4,2 0,4
  Сравнительно высокий образовательный уровень работников отмечен в органах субъекта РФ. Здесь высшее образование имели 76,4% работников, тогда как среди федеральных государственных служащих - 71,7%. За последний год доля работников с высшим образованием в этих ветвях власти увеличилась соответственно на 0,5 и 1,4 процентных пункта.
 
 
  Рис. 3 Состав работников, замещавших государственные должности, имевших высшее образование, по направлениям подготовки на начало 2002 года, в % от общей численности работников, замещавших государственные должности в органах соответствующей ветви власти, имевших высшее образование
 
  Уровень образования мужчин, замещавших государственные должности, выше, чем у женщин, что объясняется различием в должностном составе мужчин и женщин (более высокой долей женщин на "младших" должностях, не требующих наличия высшего профессионального образования). Среди мужчин имели высшее профессиональное образование 84,5% (уровень остался прежним по сравнению с данными на 1 января 2001г.), среди женщин - 68,5% (вырос к уровню на 1 января 2001г. на 2,2%).
  Имели ученую степень 55 мужчин и 20 женщин, из них в федеральных органах соответственно 32 человека и 6 человек.
  Около трети от общей численности работников составляли специалисты с высшим образованием по группе специальностей "экономика и управление", 14,5% имели техническое образование, 11,4% - юридическое образование.
  Квалификационные требования, предъявляемые к государственным служащим в части их профессионального образования (установленные Федеральным законом "Об основах государственной службы РФ" и Указом Президента РФ "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы" от 30.01.1996г. № 123, а также законом "О государственной службе Новосибирской области"), предполагают наличие соответствующего группе должностей уровня профессионального образования. Причем для высших и главных государственных должностей государственной службы - по специализации государственных должностей государственной службы, а для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - по специальности "Государственное и муниципальное управление" или по специализации государственных должностей государственной службы.
  Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается системой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
  В 2001 году по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации было обучено 413 государственных служащих, или 10,7% от общей численности замещавших эти должности в государственных органах субъекта федерации. Большая часть, обученных (почти 93,2%), прошли переподготовку по краткосрочным программам повышения квалификации.
  За прошедший год не прошел стажировку за границей ни один государственный служащий.
 
  Рис 4 Состав работников, замещающих государственные должности, получивших дополнительное профессиональное образование на начало 2002 года
 
  Свыше 98% государственных служащих обучались за счет бюджета субъекта РФ, 2% за счет средств федерального бюджета. На лиц, впервые поступивших на государственную службу, приходилось 18,4% (76 человек) числа обученных, более двух третей составляли женщины.
  Кроме того, окончили обучение в 2001 году и получили диплом о высшем профессиональном образовании 11 человек, из них более 45% получили второе высшее образование.
  Почти 40% государственных служащих, прошедших в 2001г. обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, замещала "старшие" государственные должности.
  Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществлялась в основном в государственных учебных заведениях (99,3%).
  Состав работников, замещавших государственные должности, получивших дополнительное профессиональное образование, по направлениям подготовки на 1 января 2002 года был следующим:
  - управленческое - 39,2%;
  - организационно-экономическое - 8,7%;
  - планово-финансовое - 7,3%;
  - информационно-аналитическое - 7,5%;
  - правовое - 21,3%;
  - другое - 16,0%.
  Систематическая профессиональная подготовка является обязательной частью прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
  Проанализировав кадры государственной службы Новосибирской области можно сделать следующие выводы:
  1. В кадровом составе преобладают женщины (более 70%).
  2. Недостатком кадрового состава является малый процент лиц до 30 лет в числе специалистов государственной службы (20%), что в дальнейшем осложнит работу государственной службы нашей области.
  3. Уровень образования государственных служащих высокий - 73,2% имеют высшее профессиональное образование.
  4. За последние годы снизился процент специалистов, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовку.
  Автор работы вносит предложение - инициировать заказ государственных органов НСО на данные анализа кадров государственной службы для принятия кадровых решений и формирования кадровой политики Новосибирской области.
  Список литературы
 1. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. 2-е изд., доп. и перераб. / под общ. ред. Е.В. Охотского. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 371с.
 2. Государственная кадровая политика и механизмы ее реализации: Кадроведение: Курс лекций. - М.: РАГС, 1998. - 468с.
 3. Государственная служба. Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Оболонский. - М.: , 1999. - 440с.
 4. Государственные служащие: оценка профессионализма и потребности обучения: Сборник докладов региональной научно-практической конференции / Под ред. Н.Н. Таушканова. - Новосибирск: СибАГС, 2000. - 136с.
 
 
 
 Тема 3.2. Организационно-правовые механизмы обеспечения профессионализма при поступлении на государственную (муниципальную) службу
  Порядок поступления на государственную (муниципальную) службу. Порядок проверки информации, необходимой для назначения на должность государственной службы. Конкурсный отбор на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Порядок, условия и этапы проведения конкурсов. Конкурсные комиссии. Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной службы. Опыт зарубежных стран в организации и проведении конкурсов на замещение вакантных должностей.
  Порядок проведения и установления успешности прохождения испытаний при замещении должности государственной службы. Испытательный срок на государственной (муниципальной) службе, его роль, виды установления. Зарубежный опыт. Порядок назначения на должность государственной (муниципальной) службы. Служебные контракты, их роль в обеспечении профессионализма государственных (муниципальных) служащих. Сущность и виды служебных контрактов.
  План
 
  На государственную службу поступают для того, чтобы посвятить ей наиболее активную часть своей трудовой жизни. Государственный служащий должен быть всегда готов к службе, обеспечивать ее и целиком отдавать себя.
  Поэтому не состояние покоя, а мобильность - самый характерный признак пребывания на государственной (муниципальной) службе.
  Понятие "прохождение службы" следует рассматривать в двух аспектах. Это, во-первых, аспект временной: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся со дня оформления поступления на службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивающийся прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.
  Другой аспект прохождения службы относится к содержанию этого периода, т.е. какими юридически значимыми действиями заполняется прохождение службы служащими. Выделим основные моменты (элементы) этого содержания: поступление на службу, исполнение служебных полномочий, меры поощрения и меры ответственности, гарантии прохождения службы (в том числе продвижения по службе), прекращение служебных отношений.
  Конституция РФ (ч.4 ст.32) устанавливает равные права всех граждан РФ на поступление на государственную службу. Порядок поступления на государственную службу регулируется Федерального закона и законами субъекта РФ.
  Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным (русским) языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным федеральным законом для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным установленном порядке.
  Гражданин не может быть принят на государственную службу и находится на государственной службе в случаях:
  Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
  Лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.
  Наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей.
  Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений.
  Близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  Наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.
  Отказа от представления сведений о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащему ему на праве собственности.
  Для лица, впервые поступающего на государственную службу, а также для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и государственной должности государственной службы, на которую гражданин поступает. На государственного служащего в период испытания распространяется законодательство о государственной службе.
  Федеральным законом установлен порядок (см. таблицу) назначения впервые или вновь поступающих на государственную службу. Он осуществляется:
  Конкурс на замещение старшей, ведущей, главной и высшей вакантных государственных должностей государственной службы обеспечивает право граждан РФ на равный доступ к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. Этот способ замещения вакантных государственных должностей государственной службы выполняет ряд важных функций. Во-первых, это функция защиты общества от тех категорий людей, которые либо по формальным, социальным, но, прежде всего, по профессионально-квалификационным критериям не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к государственным служащим, а также государственным должностям государственной службы. Во-вторых, это функция рационального использования профессиональных возможностей человека. И, наконец, функция активного и динамичного накопления профессионального опыта предшествующих поколений.
  Конкурс объявляется при наличии вакантной государственной должности и отсутствии резерва для ее замещения. Любой гражданин, в том числе находящийся на государственной или муниципальной службе, вправе участвовать в конкурсе по собственной инициативе, независимо от того, какую должность он замещает в момент его проведения.
  Конкурс проводится в двух формах:
  конкурс документов, если замещаются вакантные государственные должности государственной службы 2-й группы;
  конкурс-испытание, если замещаются вакантные государственные должности государственной службы 3, 4, 5-й групп.
  Вопросы конкурсного замещения государственных должностей государственной службы регулируются Федерального закона, а также указами Президента РФ (например, указом Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ.
  Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
  Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы, которое завершается государственным квалификационным экзаменом. Экзамен проводится государственной конкурсной комиссией, решение которой является основанием для присвоения государственному служащему соответствующего квалификационного разряда.
  При проведении конкурса могут использоваться не противоречащие федеральному законодательству методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата по вопросам, связанным с предстоящей работой. При оценке указанных качеств кандидата комиссия исходит из квалификационных требований, предъявляемых к соответствующей должности, и требований должностных инструкций.
  Информация о проведении конкурса публикуется в официальных изданиях.
  Замещение государственных должностей государственной службы на основе конкурса позволяет отбирать наиболее достойных кандидатов из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, поскольку соответствующее решение происходит после тщательной оценки кандидата по основанию документов и (или) результатов экзаменов, испытаний. Количество участников конкурса не ограничено, и в принципе, чем их больше, тем лучше. Возможно проведение закрытых конкурсов на замещение государственных должностей специальных государственных служб.
 
 
 Тема 3.3. Профессионализация кадров в процессе прохождения
 государственной (муниципальной) службы
  Прохождение государственной (муниципальной) службы. Порядок присвоения и сохранения классных чинов. Проведение и порядок обжалования текущей оценки результатов деятельности государственного служащего. Аттестация как организационно-правовая форма оценки профессионализма государственных (муниципальных) служащих. Порядок подготовки, проведения и подведения итогов аттестации. Квалификационный экзамен как оценка профессионального уровня государственных (муниципальных) служащих. Порядок сдачи квалификационного экзамена. Порядок присвоения и сохранения классных чинов. Структура, порядок формирования кадрового резерва государственный (муниципальной) службы. Разработка программ развития резерва кадров. Порядок назначения и выведения из резерва кадров. Организационно-методическое обеспечение работы с резервом.
  Определение потребности в обучении государственных (муниципальных) служащих. Профессиональное подготовка государственных (муниципальных) служащих: образовательный ценз и организационные формы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных и муниципальных служащих. Порядок организации обучения государственных служащих. Государственный заказ.
  Управление профессионально-должностным продвижением в системе государственной службы. Состав стажа государственной службы и порядок его установления. Денежное содержание и денежное вознаграждение государственных гражданских (муниципальных) служащих. Поощрения и награждения. Виды ответственности государственных (муниципальных) служащих. Служебная дисциплина на государственной (муниципальной) службе. Порядок применения и порядок обжалования дисциплинарных взысканий государственному (муниципальному) служащему.
 
  Тема 3.4. Использование профессионального опыта при прекращении
 государственной (муниципальной) службы
  Основания и последствия прекращения государственной (муниципальной) службы. Общие и частные основания прекращения служебного контракта. Освобождение от занимаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. Прекращение государственной (муниципальной) службы по инициативе государственного (муниципального) служащего. Прекращение служебных отношений по инициативе органа государственной власти. Порядок принятия и обжалования решений по увольнению государственных (муниципальных) служащих. Условия и порядок установления пенсионного обеспечения государственного служащего.
 
  1. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
  2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
  3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
 
  Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
 
  1. В служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.
  2. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
  3. Существенными условиями служебного контракта являются:
  1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  2) дата начала исполнения должностных обязанностей;
  3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  5) права и обязанности представителя нанимателя;
  6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
  4. В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:
  1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
  2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;
  3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;
  4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;
  5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.
  5. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
  6. В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  7. В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
  8. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.
 
  Статья 25. Срок действия служебного контракта
 
  1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:
  1) служебный контракт на неопределенный срок;
  2) срочный служебный контракт.
  2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
  3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  4. Срочный служебный контракт заключается в случае:
  1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";
  2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
  3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
  5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
  6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;
  8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
  6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.
  7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.
 
  Статья 26. Заключение служебного контракта
 
  1. Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.
  2. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:
  1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
  2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
  3) паспорт;
  4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  8) документ об образовании;
  9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  3. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.
  4. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  5. Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом.
  6. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.
  7. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.
 
  Статья 27. Испытание при поступлении на гражданскую службу
 
  1. В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
  2. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.
  3. Испытание не устанавливается:
  1) для беременных женщин - гражданских служащих;
  2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
  3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;
  4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
  5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  4. Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.
  5. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
  6. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.
  7. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:
  1) предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;
  2) до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
  8. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.
  9. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.
  10. До истечения срока испытания гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт по собственному желанию, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме не позднее чем за три дня.
 
  Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
 
  1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.
  2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.
  3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
  4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
 
  Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
 
  1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
  2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
  3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
  4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
 
  Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
 
  1. В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
  2. Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.
  3. По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.
 
  Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы
 
  1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:
  1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
  2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
  2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
  3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:
  1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;
  2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
  4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
  5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
  6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
  7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
  8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
  9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
 
  Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
 
  1. Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:
  1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);
  3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
  2. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.
  3. Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.
  4. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
 
 
  Глава 6. ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ
  ПРЕКРАЩЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА
 
  Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
 
  1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
  1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);
  2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);
  3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);
  4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона);
  5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;
  6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);
  7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);
  8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);
  9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;
  10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);
  11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);
  12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);
  13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;
  15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 настоящего Федерального закона).
  2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.
 

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу