<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 1859 Семья переехала в венский "Леопольдстадт"
 1865 Пошел в среднюю школу
 1873 Принят на медицинский факультет Венского университета
 1874 Изменил свое имя с Сигизмунда на Зигмунд
 
 1881 Получил докторскую степень по медицине
 1882 Работал научным сотрудником в Институте физиологии под ру
 ководством Эрнста Бруке
 
 1885 Одногодичная стипендия в Чаркоте при "Солптриер" в Париже
 1886 Открыл свой первый неврологический кабинет в Вене
 
 1886 Женился на Марте Бернэйс
 1887 Рождение дочери Матильды
 1889 Рождение сына Мартина
 1889 Стипендия в Нэнси; изучение гипноза
 1891 Рождение сына Оливера
 1892 Рождение сына Эрнста
 1893 Рождение дочери Софи
 1895 Рождение дочери Анны (впоследствии станет известным психоаналитиком)
 1895 Опубликование работ по истерии
 1896 Введение термина "психоанализ"
 
 1900 Публикация работы "Толкование снов" (The Interpretation of
 Dreams)
 1901 Опубликована "Психологическая патология повседневной жизни"
 (Psychopathology of Everyday Life)
 1902 Назначен адъюнкт-профессором в Венском университете
 
 1908 Основал Венскую Ассоциацию психоаналитиков
 1909 Приглашен читать лекции в Соединенные Штаты, Университет
 Вустершира, Массачусетс
 1910 Основал Международную Ассоциацию психоаналитиков
 
 1912 Издание "Ежегодника психоаналитика "(Yearbook of
 Psychoanalysis)
 1913 Издание "Международного журнала для психоаналитиков"
 (International Magazine for Psychoanalysis)
 1917 Начало "Лекций по введению и психоанализ"
 1919 Издание "Международного журнала для психоаналитиков"
 (The International Journal of Psychoanalysis)
 1920 Публикация "Позади принципа получения удовольствия" (Beyond
 the Pleasure Principle
 1920 Назначен профессором в Венском университете
 1923 Опубликована книга "Эго и идентификация " (The Ego and the Id)
 1924 Назван "Гражданином Вены" городом Веной
 1930 Награжден Призом Гете за литературные труды
 1930 Опубликована книга "Цивилизация и ее неудовлетворенности" (Civilization and its Discontents)
 1938 Уезжает из Вены после вторжения фашистов
 1939 Умирает от рака 23 сентября
 
 96 Психология финансов
 Карл Юнг
 Самым знаменитым сторонником Зигмунда Фрейда был Карл Юнг7 (1875-1961). Юнг учился в Базельском университете, в Швейцарии, позже стал читать лекции по психиатрии в Цюрихском университете. Он приобрел хорошую профессиональную репутацию, но его карьера резко изменилась, когда в 1900 году он прочел работу Фрейда "Толкование снов "XФрейд, 1976). Потрясенный Юнг начал переписываться с Фрейдом, хотя не был согласен с тем, что писал и говорил Фрейд. В 1912 году Юнг опубликовал свою основную работу "Психология подсознания " (The Psychology of the Unconscious), где предположил, что сильные желания (стремления) могут означать столько же или даже больше для нашего психического развития, чем переживания детства, и секс играет минимальную роль в формировании нашей психологии (Юнг, 1992). Он разработал новую теорию личности, согласно которой людей можно классифицировать по восьми группам:
 Интроверты (люди, чувству
 ющие себя лучше, находясь Экстраверты
 дома со своими мыслями, и (люди, открытые внешнему
 стремящиеся удалиться от миру и лучше принимающие
 внешних объектов) внешние события)
 Чувствительные Чувствительные интроверты Чувствительные экстраверты
 Думающие Думающие интроверты Думающие экстраверты
 Чувствующие Чувствующие интроверты Чувствующие экстраверты Интуитивные Интуитивные интроверты Интуитивные экстраверты
  С тех пор классификация личностей продолжала развиваться. Теперь наиболее известной и распространенной считается книга Американской Психиатрической Ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство для психических расстройств" (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), изданная в 1994 г.
  Co времен Фрейда психоаналитики достигли заметной зрелости, а оригинальные мысли Фрейда, пережившие его, стали важной частью современной науки и практики по психологии.
 7 Carl Jung.
 
 Появляются новые школы 97
 РАБОТА и Жизнь КАРЛА ЮНГА
 1875 Родился в Кессвиле, Швейцария
 1879 Переезжает в Базель
 1895 Зачислен студентом в Базельский университет
 1900 Оканчивает университет
 1900 Врач-ассистент при Южине Блелере
 1902 Получает докторскую степень в Цюрихском университете
 1903 Женится на Эмме Рошенбах
 1904 Исследование словесных ассоциаций
 1905 Начинает читать лекции в Цюрихском университете
 1907 Впервые знакомится с Зигмундом Фрейдом
 1911 Читает лекции в Соединенных Штатах вместе с Зигмундом Фрейдом
 1911 Становится президентом Международного Общества психо
 аналитиков
 1912 Публикация книги "Психология подсознания" (Psychology of
 the Unconscious) и отделяется от Фрейда
 1913 Прекращает занятия в Цюрихе
 1914 Выходит из состава Международного Общества психоанали
 тиков
 
 1920 Путешествует по Тунису и Алжиру
 1921 Публикует "Психологические типы "(Psychological Types)
 1924 Изучает жителей индейской деревни
 1926 Изучает африканцев в Кении
 1933 Становится профессором психологии в Федеральном Политехническом университете Цюриха
 1933 Начинает издавать "Центральный журнал по психотерапии и связанным областям" (Central Journal for Psychotherapy and Related Fields)
 1935 Становится президентом Швейцарского Общества практической психологии
 1937 Посещает Индию
 1941 Увольняется из Федерального Политехнического университета Цюриха
 1943 Становится Профессором медицинской психологии в Ба-зельском университете
 1961 Умирает в Кусснахте, Швейцария
 
 98
 
 Психология финансов
 
 
 
 КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
 Таблица включает в себя основные виды психических расстройств, как они обычно описываются в сегодня.
 Диагностическое и стати
 стическое руководство
 для классификации пси
 хических расстройств
 Американской Психиат
 рической Ассоциации Типичные симптомы
 
 Параноидное раздвоение личности
 Шизоидное раздвоение личности
 Шизотипичное раздвоение личности
 Мимическое раздвоение личности
 Самовлюбленное раздвоение личности
 Антиобщественное раздвоение личности (новый термин для психопатов)
 
 
 • субъекты демонстрируют подозритель
 ность и ригидность;
 • они склонны чрезмерно спорить;
 • они постоянно готовы атаковать
 • субъекты демонстрируют неспособ
 ность создавать социальные взаимоот
 ношения и равнодушны ко всем из них;
 • они демонстрируют незначительную
 потребность любить и принадлежать
 • субъекты затворнические, сверхчувст
 вительные и эксцентричные;
 • у них часто можно наблюдать странные
 мысли, восприятие и речь
 • субъекты неполовозрелы;
 • они демонстрируют эмоциональную
 неустойчивость;
 • они усиленно ищут внимания;
 • они склонны самодраматизировать
 • субъекты демонстрируют преувеличен
 ное чувство самомнения;
 • у них пониженное самолюбие и они
 могут быть ранимы;
 • они постоянно ищут одобрения;
 • они находят очень сложным или невоз
 можным допущение чужой точки зре
 ния
 • субъекты могут быть бесчеловечны и
 могут нарушать права других без угры
 зения совести;
 • однако часто они бывают разумными и
 очаровательными
 
 Появляются новые школы
 
 99
 
 
 
 Пограничное раздвоение личности
 Замкнутое раздвоение личности
 Зависимое раздвоение личности
 Навязчивый невроз
 Депрессивное раздвоение личности
 Пассивно-агрессивное раздвоение личности
 
 
 • субъекты не в состоянии создать свою
 собственную индивидуальность;
 • они могут быть импульсивными и неус
 тойчивыми;
 • они часто непредсказуемы;
 • им не удается завершить процесс фор
 мирования индивидуальности
 • субъекты часто получают недостаточ
 ное социальное воспитание;
 • они часто боятся и ждут отвержения;
 • они отчаянно желают близости;
 • они чувствуют себя одинокими или яв
 ляются одинокими
 • субъекты крайне зависимы от других;
 • могут паниковать, если остаются одни;
 • у них очень низкое чувство самоуверен
 ности;
 • они оставляют принятие решений другим
 • субъекты чрезмерно озабочены прави
 лами, порядком и контролем;
 • они тверды, взыскательны, им не хвата
 ет теплоты;
 • могут быть очень категоричны и таким
 образом проявлять неспособность пра
 вильно действовать в профессиональ
 ной ситуации;
 • часто запасаются чем-либо
 • субъекты часто в плохом или "пустом"
 настроении;
 • они могут чувствовать безнадежность,
 вину или беспомощность;
 • часто теряют интерес к повседневной
 деятельности;
 • они могут страдать нарушением сна, на
 рушением аппетита или их могут посе
 щать мысли о смерти или самоубийстве;
 • они могут быть беспокойными и раз
 дражительными;
 • некоторые могут быть маниакально-де
 прессивными (комбинация расстройств)
 • субъекты демонстрируют пассивное со
 противление требованиям социального
 беспорядка и социального исполнения;
 
 100 Психология финансов
 • они не приемлют ответственности и де
 монстрируют свое возмущение через по
 ведение, а не через открытое выражение
 чувств;
 • они могут прибегнуть к сознательной
 медлительности, проявить умышленное
 неумение и забывчивость, чтобы избе
 жать ответственности;
 • они редко выражают враждебность или
 злость открыто;
 • они боятся власти и сопротивляются
 предложениям других.
 ГЕШТАЛЬД: ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОВОКУПНОСТЬ
 Представьте себе двух человек с прекрасным слухом и слушающих красивую музыку. Один совсем не умеет воспринимать музыку. Поэтому он слышит только звуки, о которых думает, как об ужасном шуме. Другой слышит не шум, а музыку и наслаждается ею. Как вы опишите разницу, как они обрабатывают входящую информацию?
  Именно этой темой занимается Гештальдская психология - пятая важная школа мышления. "Гештальд" - немецкое слово, которое означает что-то вроде:
 Очертания или форма объекта или другого конкретного существа.
 Происхождение этой теории датируется 1890 годом, когда вышла статья Кристиана фон Эренфелса. Он утверждал о существование свойства, называемого "Гештальдом". К нему нужно относиться как и к другим качественным ощущениям, таким как звук или цвет. Свойство Гештальд означает разницу между звуками и музыкой или цветом и живописью, и это определенное свойство такое же реальное, как тон и цвет. Это Гештальткуалитет (Gestaltqualitat).
 
 Появляются новые школы 101
  Основание Гештальдской школы часто приписывают трем немецким ученым: Максу Вертеймеру8 (1880-1943), первому из трех, четко сформулировавшему принципы Гештальдской психологии (в 1912 году), Вольфгангу Кёлеру9 (1887-1967) и Курту Коффка10 (1886-1941). Макс Вертеймер впервые задумал создать школу, когда однажды ехал в поезде во время отпуска в 1910 году. Идея, пришедшая к нему, заключалась в проведении такого эксперимента, который убедил бы людей, что они видели движение, которого на самом деле не было. Итак, он забыл про отпуск, купил стробоскоп и провел эксперимент на самом себе в гостиничном номере (он повторил его позже в более подходящих для научного эксперимента условиях). Он доказал, что человеческое восприятие может отличаться от действительности.
  Гештальдская школа вначале была только теорией о восприятии, но вскоре развилась и стала очень перспективным направлением. Гештальдские психологи полагали, что три важных понятия - предыдущая наука обозначала их как "ощущение", "обучение" и "внимание" - недостаточны для описания воспринимаемого нами окружающего мира. Почему так? Гештальдские психологи объясняли это экстраполяцией, основанной на наших собственных ощущениях. Если для нас нарисована какая-то незаконченная картина, мы мысленно пытаемся закончить ее, представляя/предполагая остальное. И мы делаем это бессознательно. Коффка, когда разбирал этот вопрос в своей статье "Восприятие: введение в Гештальд-Теорию" (Perception: an introduction to Gestalt-Theorie) в 1922 году, не претендовал на новизну своего наблюдения, но утверждал, что оно означает совершенно новый подход к психологии:
 То, что эти три концепции не полностью охватывают все богатство психических явлений, вовсе не открытие Гештальдской психологии. Многие придерживаются этого мнения и мысленно начали уже экспериментальную работу по этому вопросу... Но все они оставили традиционные понятия нетронутыми. Поэтому когда они
 8 Max Wertheimer.
 9 Wolfgang Kohler.
 10 Kurt Koffka.
 
 102 Психология финансов
 преодолеют трудности посредством введения соответствующих новых понятий, то не станут проверять тенденцию, определяемую этими новыми понятиями, чтобы модифицировать старые представления.
 Гештальдские теоретики не соглашались с бихевиоризмом, поскольку рассматривали сознание как нечто важное (бихевиори-сты почти не придавали ему значения). Сторонники Гештальд-ской школы допускали, что мозг "незамедлительно, спонтанно и неизбежно" организовывает все, что мы воспринимаем. И мы это делаем через психические процессы, зачастую добавляющие воображаемую информацию к реальной информации, чтобы сделать картину яснее. Более того, мы часто допускаем ошибки в этом организационном процессе.
  Коффка и другие немецкие первооткрыватели читали свои лекции по Гештальдской теории в Америке. К тому же в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Это ускорило перемещение мозгового центра школы в США. Другой ученый, Курт Левин" (1890-1947), привнес в школу новое направление, предложив применять Гештальдскую теорию в групповой динамике, групповой психотерапии и исследовании социальной деятельности.
 Некоторые из основных идей Гештальдской теории:
 • Существует "целое" с реальными качествами помимо его
 составляющих. Другими словами, целое больше, чем сумма
 его частей.
 • Элементы, создающие целое, взаимозависимы и приобре
 тают значимость посредством своей роли в целом.
 • Внутри нас "динамический организационный процесс",
 имеющий тенденцию снижать стресс и уровень психиче
 ской энергии, перемещая ощущения в простейшее и самое
 обычное психическое состояния.
 • Существует взаимодействие между нашим восприятием и
 обстановкой, или "постижение внешнего мира", принося
 щее лучший порядок.
 11 Kurt Lewin.
 
 Появляются новые школы 103
 Гештальдская теория внесла значительный вклад в изучение работы памяти и стала одной из школ, способствовавших пониманию поведения людей на финансовых рынках.
 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: Жизнь ТАКОВА, КАКОЙ Ты САМ ЕЕ ДЕЛАЕШЬ
 Гуманистическая школа психологии сформировалась в середине XX века как противовес господствующим школам - бихевиоризму и психоанализу. Она создана людьми, считавшими, что бихевиоризм слишком механистичен, а психоанализ в большей степени зависит от биологического редукционизма и детерминизма. Судьбоносными стали 1957 и 1958 годы, когда Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас провели в Детройте две встречи с участием многих психологов, где обсудили создание профессиональной ассоциации, разрабатывающей новый подход к психологии. Этот подход акцентировал свое внимание на самопознании, здоровье, созидательное(tm), внутреннем мире, индивидуальности и осмысленности. Несколько лет спустя, в 1961 году, они создали Американскую Ассоциацию Гуманистической психологии, которая в тот же год стала выпускать свой собственный журнал "Журнал Гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology). Ассоциация провела свою первую конференцию в 1964 году, на которой обсуждалось, почему два господствующих направления в психологии не рассматривают человека именно как человека и не придают значения реальным проблемам человеческой жизни. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, присутствующие на этой конференции, стали лидерами движения, а Маслоу часто называют "основателем" движения. Основные идеи Маслоу изложены в работе "Иерархия Теории потребностей"12, впервые опубликованной в 1943 году в "Психологическом обзоре Соединенных Штатов" (Psychological Review). Позже она превратилась в книгу "Мотивация и личность "" (1954). Иерархия включала в себя:
 12 Hierarchy of Needs Theory.
 13 Motivation and Personality.
 
 104 Психология финансов
 • Основные потребности для выживания, принятые группой
 • Эмоциональные потребности для интеллектуального роста
 • Самоактуализацию, полностью осознанную, и гармонию с
 собой и с жизнью
 Гуманистическая психология сохраняла свое влияние на протяжении десятилетий. Основные положения этого направления:
 • Разум в подсознании находится под сильным влиянием оп
 ределяющих сил общества
 • Некоторые из этих сил негативные и разрушительные
 • Люди наделены способностью преодолевать негативные
 силы посредством своей собственной силы воли и могут, та
 ким образом, развивать свою личную компетентность и са
 моуважение
 • Учиться брать на себя ответственность за самого себя -
 ключ к преодолению трудностей
 • Общества и институты могут сознательно создавать инсти
 туционную и организационную среду, чтобы помогать лю
 дям в достижении "полностью осознанной самоактуализа
 ции, а также гармонии с самим собой и жизнью"
 Теории в основе гуманистической психологии предлагали общий подход к пониманию человеческого поведения, но уже на ранней стадии стало ясно, что они особенно полезны при осмыслении мотивации в рабочей среде. Если бы у этой школы был девиз, он звучал бы так: "Жизнь такова, какой ты сам ее делаешь".
  КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОНИМАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
 Слово "когнитивная" происходит от греческого слова gnosco ("знать") и латинского слова cogito ("я думаю"). Когнитивная психология в основном изучает то, как мы думаем и создаем знания. Более широкое определение дал психолог Улрик Нейссер:
 
 Появляются новые школы 105
 Когнитивная психология рассматривает все процессы, посредством которых сенсорная информация перемещается, сокращается, тщательно обдумывается, хранится, воссоздается и используется.
 Исследование - как мы думаем и накапливаем знания - проводилось на протяжении долгого периода времени. Одними из первых этим вопросом стали интересоваться Сэр Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Галилео Галилей (1564-1642), Томас Хоббс (1588- 1679), Рене Декарт (1596-1650), Джон Лок (1632-1704), Дэвид Хьюм (1711-1776) и Эммануил Кант (1724-1804).
  Современная когнитивная психология получила развитие сразу после создания Гарвардского Центра Когнитивных исследований в 1955 году. Другое важное событие - симпозиум по теории информации, проведенный годом позже в Массачусет-ском Технологическом институте. Джордж Миллер из Гарвардского университета представил на нем свою статью "Магическая цифра семь, плюс или минус два: некоторые ограничения в нашей способности обрабатывать информацию"" (Миллер, 1956). Эта знаменитая статья обобщала результаты нескольких психологических экспериментов. Они давали новую интересную информацию о том, как мы обрабатываем входящие данные:
 ...мы должны осознать важность распределения или организации входящих данных по частям или участкам. Так как объем памяти определяется фиксированным количеством участков памяти, мы можем увеличить число бит информации, которые она содержит, построением все большего и большего числа участков, каждый из которых будет содержать больше информации, чем прежде.
 Таким образом, заключил Миллер, мы наделены способностью уплотнять получаемую информацию, чтобы иметь возможность справляться с большим ее объемом в короткий промежуток времени. Он приводил пример:
 Человек, только что начавший изучать радиотелеграфный код, слышит каждые точку и тире как отдельные порции информации. Вскоре он уже может организовывать эти звуки в буквы и
 "The Magical Number Seven Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information'.
 
 106 Психология финансов
 тоже воспринимать их как порции. Затем буквы организовывают самих себя в слова, составляющие еще большие порции, и он начинает слышать целые фразы. Я не имею в виду, что каждый шаг дискретный процесс или что пологие участки должны появиться в его кривой обучения - естественно, уровни организации достигаются с различной скоростью и перекрывают друг друга в процессе обучения. Я просто указываю на очевидный факт, что точки и тире организовываются посредством обучения в модели и что по мере того, как заполняются большие участки, объем сообщения, который оператор может запомнить, соответственно увеличивается. В показателях, которые я предлагаю использовать, оператор учится увеличивать число бит на участок.
  На языке теории связи этот процесс назывался бы перекодированием. Вводимые данные даются в виде кода, содержащего много порций с несколькими бит в каждой порции. Оператор перекодирует данные в другой код, содержащий меньшее количество порций с большим количеством бит в каждой порции. Существует множество способов перекодирования. Пожалуй, самый простой - это группирование входящих данных, присвоение этой группе новое имя и затем использование нового имени, а не первоначально вводимых данных.

<< Пред.           стр. 4 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу