<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 В заключительной части статьи он подытожил все свои наблюдения:
 Во-первых, промежуток времени окончательного заключения и промежуток времени мгновенной памяти накладывают строгие ограничения на количество информации, которую мы в состоянии получить, обработать и запомнить. Посредством организации стимулов на входе одновременно по нескольким направлениям и последовательно определяя очередность участков (порций), нам удается разрушить (или, по крайней мере, вытянуть) этот информационный дефицит.
  Во-вторых, процесс перекодирования очень важный в человеческой психологии и заслуживает намного более подробных исследований по сравнению с проводимыми ранее. В особенности тип лингвистического перекодирования, который, как мне кажется, люди считают источником жизненной силы для мыслительного процесса. Процедуры перекодирования постоянно волнуют клиницистов, социальных психологов, лингвистов и антропологов. Возможно, из-за того, что перекодирование менее доступно экспериментальным манипуляциям, чем бессмысленные слоги или Т-лабиринты, традиционный экспериментальный психолог вкладывает очень мало или вообще ничего в свои анализы. Тем не менее могут использоваться экспериментальные подходы, устанавливаться методы перекодирования, выявляться
 
 Появляются новые школы 107
 поведенческие индиканты. И я ожидаю, что мы найдем очень упорядоченный ряд отношений, описывающий то, что сейчас, как кажется, не отмечено на карте дикой местности индивидуальных различий.
 Эта статья явно подталкивала к новым исследованиям и созданию школы мышления, но она не вызвала немедленной реакции. Тем не менее прорыв наступил через несколько лет после ее публикации. Одно из определяющих событий произошло в 1957 году после выхода статьи В. Ф. Скиннера "Словесное поведение" (Verbal Behavior). Ссылаясь на результаты экспериментов с голубями и крысами, Скиннер пытался объяснить, как люди, по всей вероятности, учатся писать и говорить. Скиннер был (как вы уже поняли) бихевиористом и полагал, что ученым следует в основном изучать внешние и измеряемые стимулы, а также реакции на них. Он заявлял, что возникает небольшая проблема при рассмотрении того, что происходит с нашим разумом: "идеи" и "мысли" очень сложно или вообще невозможно измерить. Более того, ученым следует только определять общие принципы, которые можно применять ко всем разновидностям и типам поведения.
  Сегодня часто "известные" люди комментируют научные статьи, и эта конкретная статья не стала исключением. Правда, было немного странным, что обозревателем этой статьи оказался молодой и никому не известный ученый Ноам Чомский. Да, молодой и неизвестный, но отнюдь не застенчивый: его обзор был разгромным. Чомский отвел по 30 страниц на критику фактически каждого предложения статьи Скиннера, не пренебрег он и откровенными насмешками. Его обзор заканчивался предложением нескольких подходов, более актуальных для анализа мыслительных процессов, лежащих в основе речи и письма.
  На самом деле, несколько всемирно известных исследований предполагают, что существуют серьезные основания для изучения "всех процессов, посредством которых сенсорная информация перемещается, сокращается, тщательно обдумывается и используется". Вот два примера:
 
 108 Психология финансов
 • Исследование искусственного интеллекта в Институте Тех
 нологии Карнеги. Герберт Саймон и Аллен Ньювел показали,
 что компьютеры могут обеспечить логические доказатель
 ства и расшифровку кодов. Но, если они это могут делать и
 если это был действительно тот программный код, опреде
 ливший, как все происходит, тогда почему бы нам не изу
 чать, как люди "производят логические доказательства и
 расшифровку кодов"? Почему мы не обращаем на это вни
 мание, как бихевиористы?
 • Исследования процесса обучения детей в Швейцарии. Жан
 Льеже объяснял, что дети проходят через несколько отдель
 ных стадий когнитивного развития. Вначале они имеют чи
 сто физическое взаимодействие с миром, затем начинают
 понимать и классифицировать объекты, потом экспери
 ментировать с формальными логическими операциями. Ес
 ли у детей есть различные способы обучения в зависимости
 от возраста, тогда почему мы не пытаемся понять эти разли
 чия?
 Эти и многие другие события способствовали развитию когнитивной психологии как настоящей науки. Однако чаще всего именно Ульрику Нейссеру приписывают ее основание. Он опубликовал на эту тему свою самую важную книгу "Когнитивная психология"(Cognitive Psychology) в 1967 году. Основными областями исследований этого течения:
 • Внимание. Что облегчает или затрудняет действия человека
 при сосредоточении им внимания на данном предмете?
 Может ли внимание быть разделено? Каковы требования к
 вниманию для решения данного типа задачи?
 • Распознавание образов. Как на самом деле работает распоз
 навание образов? Какие виды когнитивных программ, су
 ществующих в нашем сознании, позволяют выявить и клас
 сифицировать информации о мире? Какая информация не
 обходима для сенсорных и когнитивных систем, для распо
 знавания образов.
 
 Появляются новые школы 109
 • Знания. Как мы храним в уме и классифицируем "информа
 ционные знания" (знания о предмете) и "процессинговые
 знания" (знания о способности что-либо делать).
 • Запоминание и забывание. Как мы запоминаем и что проис
 ходит с нашей памятью, когда нам кажется, что мы забыли?
 Как, когда и через какой промежуток времени мы забываем
 различные виды воспоминаний?
 • Язык. Как происходит овладение языком? Как учатся линг
 вистические правила?
 • Рассуждение и принятие решений. Являются ли люди на
 следственно алогичными? Когда мы применяем нелогиче
 ские системы рассуждений?
 Школа вскоре развила несколько важных направлений:
 • Наши чувства (зрение, слух, обоняние и осязание), получа
 ющие входящие сигналы
 • Нейронный код - занимается кодированием входящих сиг
 налов
 • Когнитивный код - трансформирует входящие сигналы в
 энергию, в потенциале допускающую погружение в состоя
 ние осведомленности
 • Память, в которой происходят процессы, занимающиеся
 хранением, вспоминанием и реконструкцией когнитивных
 кодов
 "Нейронный код" или "когнитивный код" не альтернативы - это два способа рассмотрения одних и тех же процессов. Однако когнитивные системы обработки информации эквиваленты компьютерной программе, тогда как нейронный код, фиксирующий события, больше подобен жесткому диску компьютера. Некоторые когнитивные коды вводят в состояние осведомленности, в то время как другие не делают этого (это основная проблема самоанализа школы структурализма).
 
 110 Психология финансов
 КРАТКИЙ ОБЗОР Основных Школ МЫШЛЕНИЯ в Психологии
 
 Школа Происхождение Область
 
 Основные Концепции
 
 
 
 Структура- Основана Виль- Исследование
 гельмом Макси- сознательного милианом Ван- опыта дом в 80-х годах XIX в.
 Основана Джо- Исследование ном Б. Ватсо- окружающих ном в 1913 году условий, которые становятся причиной определенного поведения субъекта
 лизм
 Функционализм
 Бихевиористская психология
 
 В основном, создана Вильямом Джеймсом в 1890 году, но впервые официально описана Эдвардом Брэдфордом Титчнером в 1898 году
 
 Исследование разума: как он функционирует или используется при адаптации организма к окружающей обстановке
 
 
 • основное внимание
 уделяется менталь
 ным процессам, за
 действованным в та
 ких областях, как
 слух и зрение;
 • использует самоана
 лиз как исследова
 тельский подход (оп
 рос субъектов об их
 мыслях и чувствах);
 • пытается изолиро
 вать отдельные эле
 менты рассудка для
 их отдельного изуче
 ния
 • "Невозможно понять
 дом, исследуя его
 кирпичи, необходи
 мо понимать его за
 мысел"
 
 • не обращает внима
 ния на ментальные
 процессы, так как
 предполагает, что их
 невозможно досто
 верно изучать;
 • людей можно изучать
 таким же образом,
 как и животных
 
 Появляются новые школы 111
 Школа Происхождение Область Основные Концепции
 Психоана- Основана Зиг- Исследование • большая часть ума -
 лиз мундом Фрей- психических подсознание;
 дом приблизи- заболеваний и • люди с психически-
 тельно в 1900 подсознания ми расстройствами в
 году основном страдают
 от своих подсознательных воспоминаний;
 • личность можно раз
 делить на три взаи
 модействующие час
 ти: идентификация,
 эго и суперэго
 • лечение психологи
 ческих заболеваний
 следует проводить
 через разговор
 Гештальд- В основном со- Исследование, • основное внимание
 екая пси- здана Максом как мы экстра- уделяется памяти и
 хология Вертеймером в полируем из процессу принятия
 1912 году входящей ин- решений;
 формации, ко- • существует "целое" с
 торую мы по- реальными качества-
 лучаем, чтобы ми, помимо того что
 создать более привносит части, со-
 завершенные ставляющие его;
 мыслительные • внутри нас возникает
 образы "динамически орга-
 низующий процесс". Этот процесс имеет тенденцию снижать стресс и уровень психической энергии, перемещая ощущения в простейшее и самое обычное психическое состояние
 
 112 Психология финансов
 Школа Происхождение Область Основные Концепции
 Гумани- Основана Абра- Исследование, • предполагает, что ра-
 стическая хамом Маслоу в как люди могут зум находится под
 психоло- 1943году восполнять сильным влиянием
 гая свои эмоцио- определяющих сил
 нальные по- общества и находит-требности и ся в подсознании; достигать са- • полагает, что люди мопознания наделены способностью преодолевать негативные силы посредством своей собственной силы воли и могут, таким образом, развивать свою личную компетентность и самоуважение;
 • полагает, что учиться
 брать на себя ответст
 венность за самого се
 бя - ключ к преодоле
 нию трудностей;
 • подчеркивает, что об
 щества и институты
 могут сознательно соз
 давать институцион
 ную и организацион
 ную среду, помогаю
 щую людям воспол
 нять свои эмоциональ
 ные потребности и до
 стигать самопознания
 Когни- Основана Улри- Исследование, • основное внимание
 тивная ком Нейссером в как мышление уделяется понима-
 психоло- 1967 году человека конт- нию процесса обра-
 гая ролирует его ботки информации,
 поведение памяти, восприятию,
 вниманию, распознаванию образов и принятию решений
 
 Появляются новые школы 113
 РАЗВЕТВЛЕНИЕ
 Психология - обширная тема, поскольку отчасти охватывает большую часть того, что мы делаем. Следовательно, не удивительно, что она разветвляется на все большее и большее число подобластей, рассматривающих не только такие вопросы, как мысли, поведение, восприятия и чувства, но и такие дисциплины, как менеджмент, педагогика, спорт, маркетинг, торговля и финансы. Следующая глава введет вас в области, где психология играет важную роль в финансах.
 
 Глава 9
 Психология встречается с финансами
 Общепринятое допущение в экономике состоит в том, что люди ведут себя, как разумные индивидуумы. Проникновение в психологию толпы помогает лучше понять поведение финансовых рынков, чем поведение в экономике.
 Гордон Пеппер
 Тот, кто читал о финансовых рынках в газетах, встречал выражения "массовая психология" или "психология толпы". Психология толпы это не то же самое, что психология, умноженная на количество людей, составляющих эту толпу. Необходимо уметь объяснить, как отдельный человек взаимодействует с другими и как создаются контуры обратной связи и массовые движения. Как отдельное психологическое явление взаимодействует с экономическим феноменом?
  Первую попытку применить психологию к экономической науке, по-видимому, предпринял французский психолог Габриэль Тарде. Он использовал эту концепцию в 1881 году и в 1902 году написал на эту тему книгу la Psychologic Economique1. Густав ле Бон2 (французский философ и политик, живший с 1841 по 1931 годы) в 1885 году описал элементы этой концепции в классической
 1 Экономическая психология. / Пер. с фр. - Прим. перев.
 2 Gustave Le Bon.
 
 Психология встречается с финансами 115
 книге " Толпа ", опубликованной в 1897 году. За Тарде и Ле Боном последовал Морис Кларк, опубликовавший в 1918 году книгу "Экономика и современная психология" (Economics and Modern Psychology), где писал:
 Экономист может пытаться не придавать значения психологии, но абсолютно невозможно не обращать внимания на человеческую природу.
 Позднее психология становится важным элементом в теориях австрийских экономистов Хайека, фон Мисесы и Джорджа Ка-тоны3. Последний представил ее американскому экономическому сообществу в 40-х годах XX в. и завоевал у него значительное доверие, используя в качестве основы для своих теорий хорошо документированные, эмпирическим путем собранные данные из реальной жизни. Он был первым психологом, сосредоточивший свое внимание на психологических проблемах на макроэкономическом уровне. Он ввел в общую экономическую теорию такие понятия, как "отношение к чему-либо", "настроение" и "ожидания". Катона годами колебался между терминами "экономическая психология" и "психологическая экономика", пока не остановился на последнем, опубликовав "Психологическую экономику"(PsychologicalEconomics) в 1975 году, но позже принял новый термин "поведенческая экономика". Однако термин "экономическая психология" с тех пор более распространен (и он определенно лучше, так как легче произносится).
 ОБЩАЯ МОДЕЛЬ для ЭКОНОМИЧЕСКОЙ Психологии
 Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. Один из них - ван Райджн - в 1981 году предложил одну из самых широко применяемых стандартных моделей экономической психологии, показанную на Рисунке 9. Модель рассматривает несколько объектов, имеющих отношение к экономическому психологу 3 Hayek, von Mises, George Katona.
 
 116 Психология финансов
 
 Рисунок 9 Общая модель экономической психологии. На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная ван Райдженом в 1981 году.
 (прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками - это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются:
 A. Как люди воспринимают экономические реалии
 B. Восприятия, предпочтения и мнения, соотносящиеся с пове
 дением
 C. Удовлетворение и претензии потребителя
 D. Спрос и предложение товаров и услуг
 E. Дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основан
 ных на удовлетворении требований и опыта участников
 F. Как оправданные и неоправданные ожидания изменяют ожи
 дания потребителей рынков и продукции
 
 Психология встречается с финансами 117
 G. Влияние личности, когнитивного стиля и стиля жизни на
 восприятие и классификацию экономической реальности Н. Ситуативные влияния на экономическое поведение I. Соотношение сферы потребления, экономического удовлетворения и общего благосостояния
 Некоторые из этих взаимодействий, особенно взаимоотношения А, В, D, Е, F, G и Н, касаются изучаемой нами проблемы (психологии финансов).
 РЕЛЕВАНТНЫЕ ОСНОВНЫЕ Школы Психологии
 Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
 • Бихевиористская школа (исследование окружающих условий,
 являющихся причиной того или иного поведения человека)
 • Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем
 получаемую входящую информацию для создания более за
 вершенных мысленных образов)
 • Когнитивная психологическая школа (исследование, как че
 ловеческое мышление контролирует поведение)
 • Психоаналитическая школа (исследование психических забо
 леваний и подсознания)
 Психоанализ - это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
  Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
 
 118 Психология финансов
  Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
  Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году...
 Таблица 2
 
 
 
 Основная школа
 
 Релевантный феномен
 
 Краткое описание
 
 
 
 
 
 Бихевиористская школа
 Гештальдская теория
 
 
 1. Теория перспективы
 2. Магическое мышле
 ние
 
 3. Эффект убедительно
 сти
 4. Эффект самоубежде
 ния
 5. Эффект репрезента
 тивности
 6. Адаптивная позиция
 7. Самореализующаяся
 позиция
 
 У нас есть беспричинная тенденция с меньшей готовностью делать ставки на прибыли, чем на убытки Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому никакого объяснения и когда на самом деле его нет
 Нас больше убеждает надежный источник, чем надежный аргумент Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, скорее, изменяем свое мнение, нежели принимаем реальность Мы склонны думать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся
 Мы придерживаемся тех же самых мнений, что и связанные с нами люди Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас думать, что мы являемся кем-либо
 
 Психология встречается с финансами 119
 
 
 
 Основная школа
 
 Релевантный феномен
 
 Краткое описание
 
 
 
 
 
 Школа Когнитивной психо-
 
 8. Позиция знаний
 9. Эффект ложного
 единодушия
 10. Позиция самозащи
 ты
 11. Теория соматиче
 ского маркера
 12. Социальное сравне
 ние
 13. Синдром повышен
 ной чувствительности
 14. Теория сожаления
 15. Когнитивный диссонанс
 16. Фиксация

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу