<< Пред.           стр. 5 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

  Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг, регулируется Законом "О рекламе" от 18 июня 1995 г.
 
  Реклама - это информация об отдельных субъектах, их деятельности, объектах, доведенная путем популяризации в любой форме до неопределенного круга адресатов (иногда конкретных лиц) в целях наступления для рекламодателя конкретных правовых последствий.
 
  Не допускается недобросовестная, неэтичная, недостоверная, заведомо ложная и открытая реклама.
 
  Нормы Закона о рекламе рассчитаны на применение в традиционных для России сферах обращения. Он регулирует все отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что под воздействием Закона подпадают и новые сферы предпринимательства, не имеющие место в прежней экономике страны,-рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с использованием денежными средствам (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
 
  Закон работает не только на территории России. Он принимается также в тех случаях, когда действия в области рекламы, совершаемые за пределами РФ юридическим лицами или гражданами РФ, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории России либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках РФ.
 
  Наконец, Закон применяется как к российским юридическим лицам и гражданам, так и к иностранным юридическим лицам без гражданства, которые производят, размещают и распространяют на территории России. На иностранных граждан и лиц без гражданства Закон распространяется при условии, что они являются индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
 
  Вообще рекламу можно рассматривать как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК). Реклама - это результат интеллектуальной деятельности и относится к объектам авторского права.
 
  Юридическое лицо может самостоятельно осуществлять правомочия по созданию (продвижению) и пользованию, а может реализовать право на рекламу с помощью третьих лиц - исполнителей и распространителей путем заключения с ними договора на выполнение (создание) рекламы, либо о распространение уже имеющейся рекламы, либо об организации рекламной кампании, если предполагается длительное рекламирование в СМИ.
 
  Неправомерное использование чужой рекламы дает рекламодателю возможность требовать в судебном порядке прекращения использования, изменения рекламы, взыскание причиненных убытков.
 
  И последнее, средства, обеспечивающие автономию юридического лица, - так называемая, коммерческая и служебная тайна (ст. 139 ГК).
 
  Коммерческая и служебная тайна - это информация, отвечающая следующим признакам:
  * имеет потенциальную или коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
 
  * к ней нет свободного доступа на законных основаниях;
 
  * обладатель ее принимает меры к охране ее конфиденциальности.
  Ваше сведения не могут составлять коммерческую (служебную) тайну:
  * учредительные документы;
 
  * документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
 
  * сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и др.
  Подходя дифференцированно к составу коммерческой тайны, хотелось бы выделить секреты производства или деятельности (ноу-хау); конфиденциальные сведения о самом предпринимателе, конфиденциальные сведения о клиенте, контрагенте по договору и об иных, связанных с юридическим лицом субъектах и их операциях.
 
  К первой группе можно отнести технологию производства товаров, не запатентованные изобретения и пр. Вторая группа обычно включает сведения об источниках и объемах финансирования, социальных и управленческих конфликтах, расчеты цен, методы продажи товаров и др.
 
  Третью группу составляет информация, которая чаще всего называют профессиональной, например, тайна страхования для страховщика (ст.946 ГК).
 
  Право на коммерческую (служебную) тайну возникает после распространения на определенные сведения специального режима руководителям юридического лица.
 
  Юридическое лицо - обладатель коммерческой (служебной) тайны вправе требовать от своих служащих, контрагентов, партнеров сохранения тайны, вправе предоставить соответствующую информацию на определенных условиях другим лицам, вправе снять конфиденциальность.
 
  Получение, использование, разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца является проявлением недобросовестной конкуренции.
 
  Юридическое лицо, пострадавшее от этого, вправе требовать в судебном поведении взыскания причиненных убытков.
 
  Классификация юридических лиц
 
  Конструкция юридического лица весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридические лица одна из основных групп участников развитого товарного оборота. Их появление, функционирование и развитие определенных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) экономической деятельностью - рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.
 
  Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.
 
  В ее составе сохраняются поэтому преобладание в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также многие другие (некоммерческие) организации - несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними , развиваются, занимая господствующее место, обычная для рыночной экономики субъекты, акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.
 
  Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например , их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.
 
  Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.
 
  Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода "центров", "фирм" и т.п.
 
  Во-вторых, классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, "малые предприятия", подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а "совместные предприятия" (с иностранным участием) - лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же "малые" и "совместные" предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.
 
  В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50. ГК). Это, так называемые профессиональные участники оборота.
 
  К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства ). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:
  * Служить достижению поставленных перед организацией целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять издательскую деятельность, но не вправе осуществлять торгово-посредническую деятельность).
 
  * Кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целями.
  В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы:
 
  В первую группу входят юридические лица - собственники. На имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования. К ним относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - не собственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.
 
  Во вторую группу включаются юридические лица - не собственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п.2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и является следствием переходного характера отечественной экономики.
 
  К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.
 
  Различия в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающийся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица, при его ликвидации, либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.
 
  4. Возникновение и прекращение юридических лиц
 
  В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридических лиц, выделяются следующие способы образования юридических лиц:
 
  1. Распорядительный порядок - юридические лица возникают на основе одного распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации не требуется. (В таком порядке возникали государственные предприятия и учреждения в СССР).
 
  2. Явочный порядок для него характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации, которые создаются в силу самого факта намерения действовать в качестве юридического лица. В ст. 51 ГК эти два способа образования организаций в России не применяются.
 
  3. Разрешительный порядок образования юридических лиц предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (например, для создания объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа -ГКАП.; для создания страховых обществ и банков).
 
  4. При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласие каких-либо третьих лиц не требуется. (Включая государственные органы). Регистрирующей орган лишь проверяет, соответствует ли закону учредительные документы и соблюден ли установленный порядок ее образования.
 
  Правовой основой деятельности любого юридического лица, наряду с законодательством, является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
 
  Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различны. Так ООО или О доп. О, ассоциации, союзы действуют на основе - учредительного договора и устава.
 
  Хозяйственные товарищества (полных и на вере) на основе учредительного договора.
 
  Для остальных единственным учредительным документом является устав.
 
  Учредительный договор - это конссесуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица (заключается в письменной форме (простой или нотариальной), вступает в силу, как правило, с момента заключения.
 
  Устав - утверждается учредителями. Уставы, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).
 
  Устав определяет правовое положение юридического лица и реализует отношения между участниками и самим юридическим лицом. Вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
 
  Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК.
 
  Государственная регистрация - завершает этап образования юридического лица. Для регистрации представляют следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания) : свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций - документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала.
 
  Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в общее имущество при создании юридического лица, для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Уставный капитал и фактическая задолженность участников (собственников) по вкладам в Уставный капитал учитывается и отражается в отчетности развернутого по отдельным статьям пассива и актива бухгалтерского баланса. Законодательством РФ установлены минимально допустимые размеры Уставного капитала в зависимости от вида юридического лица.
 
  Уставный капитал А/О - составляется из наименьшей стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Основное значение Уставного капитала А.О. состоит в том, что он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставный капитал АО не может быть менее 100 кратного (для закрытого АО) и 1000-кратного (для открытого АО) минимального размера оплаты труда, установленного законодательством на дату государственной регистрации общества. Не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе путем зачета требований к обществу. Открытая подписка на акции не допускается до полной оплаты Уставного капитала.
 
  Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения) или ликвидации, и, как правило, носит окончательный характер.
 
  Реорганизация
 
  При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого лица или их часть переходит к иным субъектам права, то есть происходит универсальное правопреемство .
 
  Реорганизация может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, то есть смены организационно-правовой формы юридического лица.
 
  Реорганизация проводится, как правило, по решению участников юридического лица (или собственника), то есть добровольно, но в отношении коммерческих организаций закон предусматривает случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно.
 
  В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).
 
  При выделении, разделении или слиянии реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.
 
  При присоединении завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
 
  Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение "сил" товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий (п. 1 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа, в случаях слияния и присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияния или присоединения союзов или ассоциаций коммерческих организаций.
 
  Обязательным условием реорганизации является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
 
  Ликвидация юридического лица -- это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.
 
  В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации :
  * нецелесообразность дальнейшего существования;
 
  * истечение срока, на который было создано;
 
  * достижение или напротив принципиальная недостижимость уставных целей организации.
  Принудительная ликвидация проводится по решению суда, когда деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона.
 
  Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Так, например, организации (кроме казенных Предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хоз. обществ и унитарных Предприятий предусмотрено такое основание, как утрата имущества, то есть уменьшение стоимости чистых активов Предприятий ниже уровня минимального размера уставного капитала. И в том и в другом случае ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.
 
  В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников и удовлетворить требования кредиторов.
 
  После погашения долгов составляют ликвидационный баланс, утвержденный собственником или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица.
 
  Ликвидационный баланс предназначен для завершения расчетов с кредиторами.
 
  Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации. Не получившие удовлетворение, кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь до учинения такой записи; пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения кредитором считается погашенным.
 
  Для казенных Предприятий и учреждений предусмотрена следующая оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе кредиторы могут заявить требования к собственнику, закрепленного за такими предприятиями или учреждениями имущества.
 
  Требования кредиторов ликвидируемого юридического лица подлежит удовлетворению в специальной очередности, установленной ст. 64 ГК.
 
  5. Банкротство юридического лица
 
  Особенности ликвидационной процедуры, в случае "несостоятельности (банкротства) "юридического лица, установлены Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)" и рядом других нормативных актов.
 
  Согласно п. 4 ст. 61 ГК хозяйствующие товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных Предприятий, благотворительные и иные фонды могут быть признаны банкротами и ликвидированы в особом порядке, предусмотренном ст.65 ГК и Законом РФ от 10 декабря 1997 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Причем имущество любого из перечисленных юридических лиц недостаточно для полного удовлетворения всех адресованных ему требований, оно может быть ликвидировано только в этом особом порядке.
 
  Существование института несостоятельности (б) обусловлено несколькими причинами:
  * оградить экономический оборот от последствий неэффективной работы, когда неисполнение приобретает стойкий, систематический характер;
 
  * когда возникает угроза, желательно попытаться сохранить его как производителя ценностей (товаров, работ, услуг) и работодателя.
  Объявление предприятия банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу агентов (участников) рыночной экономки, осуществляющих принципы предпринимательства, т.е. ведущих хозяйствующую деятельность на свой риск и под свою ответственность.
 
  Вопрос о несостоятельности (банкротстве) юридического лица рассматривается и решается арбитражным судом.
 
  Основание для возбуждения дела в суде - неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству, вследствие превышения.
 
  Ст. 2 Закона дает следующее понятие "несостоятельности (банкротства)" - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
 
  Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником.
 
  Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника.
 
  Т.е. объявление банкротом, а также последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительная (по судебному решению), так и добровольная (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве).
 
  Основная особенность такой ликвидации состоит в обязательном соблюдении конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.
 
  Вместе с тем институт банкротства не направлен только на ликвидацию юридического лица. Ведь главную цель, которую преследуют кредиторы неплатежеспособного должника -- это возможное более полное удовлетворение своих требований, чему может служить продолжение его деятельности, если конечным результатом ее будут дополнительные доходы, а не убытки. Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в результате банкротства крайне отрицательно отражается на его работниках и имеет отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих предприятий). Поэтому оно является крайней мерой, использованию которой обычно предшествует применение иных, предупредительных мер.
 
  К их числу относится досудебная санкция (оздоровление), под которой понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его платежеспособности и погашения его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве). Она может осуществляться как учредителями (участниками) или собственником имущества юридического лица -- должника, так и его кредиторами и иными (третьими) лицами. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
 
  Второй мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 120 Закона о банкротстве). Оно принимается по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия об отсрочке и рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новаций) их содержания или прощения долга либо удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Мировое соглашение может быть признано недействительным при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 127 Закона о банкротстве), а при неисполнении должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов - расторгнуто по решению арбитражного суда (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). Причем в последнем случае кредиторы вправе предъявить требования в объеме предусмотренном мировым соглашением, а не первоначальными требованиями.
 
  В ходе разбирательства дела о банкротстве арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов может ввести внешнее управление организацией - должником (если есть основания предполагать, что его платежеспособность может быть восстановлена) ст. 68 Закона о банкротстве.
 
  На период внешнего правления вводится мораторий - отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).
 
  Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации - должника и самостоятельно распоряжается его имуществом (за исключением крупных сделок). Свою деятельность внешний управляющий строит на основании плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием кредиторов на срок не более 1 года. План может предусматривать перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности.
 
  При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.
 
  С момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий.
 
  С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 Закона о банкротстве). Цель этих мер такова - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участия в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещение эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемлять интересы кредиторов. Для соблюдения этого в государственный реестр юридические лица должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится финансовый анализ состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
 
  Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом (п. 1 ст. 97 Закона о банкротстве). Оно относится к ликвидационным процедурам, влекущее прекращение юридического лица - банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок не более 1 года.
 
  С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторам и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве).
 
  Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему, соответственно полномочия органов управления и собственника имущества должника прекращаются.
 
  Конкурсный управляющий вправе:
  * требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение имущества;
 
  * предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц;
 
  * проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, предназначенного для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). Что не включается в конкурсную массу?
  * Во- первых, находящийся на балансе должника жилищный фонд;
 
  * во-вторых, отдельные объекты социально-культурной сферы и коммунальной инфраструктуры;
 
  * в третьих, некоторые другие виды имущества (например, изъятие из оборота, ст. 103, 104 Закона о банкротстве)
  Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов на открытых (публичных) торгах. Из вырученных сумм удовлетворяются требования кредиторов, в порядке установленном п. 1-3 ст. 64 ГК; ст. 106-111 Закона о банкротстве.
 
  Вне очереди направляются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкроте, а также требования, возникающие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплутационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считается погашенным.
 
  Действия конкурсного управляющего контролируется кредиторами арбитражными судами. По завершении расчетов он представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требования кредиторов.
 
  После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд вносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для вынесения записи в реестр юридического лица о ликвидации.
 
  С момента вынесения записи в реестр конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.
 
  Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 134 Закона о банкротстве). Определение особенности имеются при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компаний и других юридических лиц.
 
  6. Виды юридических лиц
 
  По целям деятельности юридические лица делятся на:
  * коммерческие;
  * некоммерческие (ст. 50 ГК).
  Различия между ними:
  * Основная цель коммерческих организаций - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют им;
  * прибыль коммерческих организаций делится между им участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;
  * коммерческие организации обладают общей правоспособностью, некоммерческие - специальной;
  коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
 
  7. Хозяйственные товарищества и общества
 
  Хозяйственные общества и товарищества - наиболее распространенные виды коммерческих организаций, образуемые для систематического занятия предпринимательской деятельностью, как одна из форм коллективного предпринимательства. Такого рода объединения, создаваемые предпринимателями, в европейском праве обычно называются компаниями или фирмами. В американском - корпорациями. В России они ранее именовались торговыми товариществами, поскольку коммерческая деятельность отождествлялась с торговлей.
 
  Товарищества и общества имеют много общих черт:
 
  1. Все они являются коммерческими организациями, созданными на добровольной основе (договорной) на началах членства (корпоративных) и наделяются законом общей правоспособностью.
 
  2. Они становятся едиными и единственными собственниками имуществ, образованного за счет вкладов учредителей (участников), также произведенного и приобретенного в процессе их деятельности, что делает их самостоятельными полноценными участниками имущественного оборота. Закон определяет их как коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (п. 1 ст. 66 ГК). Вкладом в имущество как товарищества, так и общества, могут быть деньги, ценные бумаги, иные вещи, имущественные права , имеющие денежную оценку (точную оценку, в частности, могут иметь результаты интеллектуальной деятельности, информация, сами по себе являющиеся неимущественными благами). Как товарищества, так и общества не вправе выпускать акции.
 
  3. Они имеют однотипную структуру управления, в которой высшим органом признается собрание их участников. Последние также имеют во многом сходные права и обязанности (ст. 67 ГК). Эти права следующие: участие в управлении делами организации; получение информации о деятельности организации и ознакомление с ее бухгалтерскими сметами, иной документацией в установленном учредителями документами порядке; участие в распределении прибыли; получение в случае ликвидации организации части имущества, оставшейся после расчетов с кредиторами; др. права, предусмотренные законодательством или их учредительными документами.
 
  Их основные обязанности:
  * делать вклады в порядке, размерах и способами, в сроки, предусмотренные учредительными документами;
  * соблюдать конфиденциальность информации о деятельности организации и др. обязанности, предусмотренные учредительными документами.
  Близость этих организационно-правовых норм делает возможным их преобразование из товариществ в общества одного вида в другой вид, а также производственные кооперативы по решению общего собрания в порядке, установленном законодательством (ст. 68 ГК).
 
  Следует обратить внимание, что действующее законодательство исключает участие в товариществах и обществах государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда закон прямо допускает их участие в хозяйственных обществах или в качестве вкладчиков в товарищества на вере, как это сделано в законе о приватизации в отношении министерств по управлению государственным или муниципальным имуществом и соответствующих фондов имущества (абз. 3 п. 4 ст. 66 ГК).
 
  Закон может ограничить или исключить участие отдельных категорий граждан в товариществах и обществах (например, должностные лица органов публичной власти не вправе занимать руководящие должности в частных компаниях, но могут быть акционерами в открытых А.О.)
 
  В то же время между хозяйственными товариществами и обществами существует ряд различий. Прежде всего следует отметить, что, следуя известной европейской (германской) традиции, российский закон различает товарищества как объединение лиц (предпринимателей) и общества как объединение капиталов , то есть организации, в которых учредители участвуют лишь своими имущественными взносами; участвовать лично они не обязаны.
 
  Так лица, являющиеся полными товарищами в одном же качестве, не могут выступать в таком же качестве в другом товариществе (п. 3 ст. 82 ГК), тогда как для участников обществ такого ограничения нет.
 
  Это обстоятельство сказывается и на том, кто может быть участником хозяйственных товариществ и обществ.
 
  Поскольку учредители товариществ должны лично участвовать в его деятельности, носящей коммерческий характер, то и учредители должны быть или коммерческими юридическими лицами, или гражданами-предпринимателями (абз. 1 п. 1 ст. 66 ГК).
 
  Участниками хозяйственных обществ могут быть любые граждане и организации (абз. 2 п. 4 ст. 66 ГК).
 
  Следующее отличие - это наличие у участников товарищества (за исключением вкладчиков в товариществах на вере) неограниченной ответственности по обязательствам товарищества при недостатке у последних собственного имущества. Иначе говоря, они ручаются всем своим имуществом по долгам товарищества, а ручаться одним и тем же имуществом по долгам разных хозяйствующих субъектов недопустимо. Вместе с тем же участники товариществ, действуя от его имени, не нуждаются в специальных исполнительных органах этого юридического лица, а потому структура управления им не всегда проста (и не требует специального запрещения в уставе). Поэтому единственным учредительным документом товарищества является учредительный договор. Между товарищами возникают лично-доверительные отношения, так как число членов их по сравнению с хозяйственными обществами невелико. Это чаще всего ограничивает или исключает перемену участников или уступку ими своего членства иным лицам. Исторически товарищества возникли ранее обществ, как более простая форма коллективного предпринимательства.
 
  От хозяйственных товариществ коммерческих юридических лиц следует отличать образования, также называемые в законодательстве "товариществами"; простое товарищество (ст. 1041-1054 ГК), которое вообще не является юридическим лицом; товарищество собственников жилья, представляющее собой некоммерческую организацию, создаваемую для управления общим недвижимым имуществом (ФЗ "О товариществах собственников жилья").
 
  В обществах исключается какое-либо доверительное отношение участников, поэтому имеются гораздо большие возможности, чем в товариществах для изменения состава участников (особенно в открытых акционерных обществах). Для общества установлен минимальный размер уставного капитала, тогда как у товарищества такой нормы нет. Это делает необходимым создание специальных исполнительных органов общества, подчиняющихся воле общего собрания его участников, то есть ведет к сложной структуре управления компанией, требующей специального оформления в ее уставе, который является необходимым учредительным документом, наряду с учредительным договором). В обществах отсутствует личная ответственность их участников по делам компании (за исключением обществ с дополнительной ответственностью). Поэтому одно лицо вполне может одновременно быть участником нескольких обществ, в том числе занимающихся однородной деятельностью, что понижает для него риск возможных потерь.
 
  Хозяйственные товарищества согласно законодательству создаются в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных) (п. 2 ст. 66 ГК). Хозяйства могут создаваться в форме обществ с ограниченной или с дополнительной ответственностью и акционерных обществ (п. 3 ст. 66 ГК).
 
  Хозяйственные товарищества
 
  1. Полное товарищество - товарищество, участники которого (полными товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК).
 
  2. Товарищества на вере (коммандитное товарищество) - товарищество, в котором, наряду с полными товарищами (на которых распространяются нормы ГК о полном товариществе), участвуют вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимает участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК).
 
  Вкладчики не участвуют в управлении товариществом, они вправе только:
  * знакомится с годовым отчетом товарищества;
  * получать часть прибыли товарищества;
  * иметь преимущество перед полными товарищами и получать причитающуюся им часть после ликвидации товарищества имущества;
  * выйти из товарищества по окончании финансового года.
  В случае выхода из товарищества на вере всех коммандитистов (вкладчиков) оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем имеется хотя бы один полный товарищ или вкладчик.
 
  Хозяйственные общества
 
  Общества с ограниченной ответственностью - учреждения с одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами.
 
  Участники ООО не отвечают по его обязательствам и не несут убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87 ГК; п.1 ст. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
 
  Число участников ООО не должно превышать 50, чтобы эта конструкция не заменяла собой АО. Общество может быть создано и одним лицом (например, индивидуальным предпринимателем или публично-правовым образованием). Величина уставного капитала не должна быть меньше 100 кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, установленного на дату представления учредительных документов. Высшим органом ООО является собрание его участников, а текущее управление осуществляется выборным исполнительным органом, будь то коллегиальным (правление директоров и т.п.) или единоличным (президент, директор, генеральный директор). При этом коллегиальный исполнительный орган образуется в обществе при необходимости, а единоличный - во всех случаях.
 

<< Пред.           стр. 5 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу