<< Пред.           стр. 6 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

  ООО вправе по единогласному решению всех его участников преобразоваться в АО или производственный кооператив.
 
  Общество с дополнительной ответственностью - учрежденное с одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого поделен на доли определенных учредительными документами размеров.
 
  Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к их стоимости их вкладов, определяемом учредительным документом общества. К ОДО применяются нормы ГК об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 97 ГК).
 
  Акционерное общество
 
  Акционерными признаются хозяйственные общества - объединение капиталов, уставный капитал которых разделен на определенное количество одинаковых долей, а каждый из них выражается ценной бумагой - акцией.
 
  Поэтому акции единого выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость. Обладатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков -утраты стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК).
 
  По этим признакам АО ближе к ООО, хотя имеется ряд существенных различий. Так, АО иная организация уставного капитала - здесь налицо полное равенство долей и их обязательное оформление акциями. Только АО разрешено выпускать акции (п. 7 ст. 66 ГК).
 
  Оформление прав акционеров акциями означает, что осуществление и передача этих прав другим лицам возможны только с помощью акций или путем их передачи. Поэтому при выходе из АО его участник не может потребовать от самого общества никаких выплат или выдач, причитающихся на его долю. Ведь осуществить этот выход можно лишь одним способом - продав, уступив или иным образом передав свои акции (или акцию) другому лицу.
 
  Следовательно, АО, в отличие от общества с ограниченной ответственностью, гарантировано от уменьшения своего имущества при выходе из него участников.
 
  АО как форма объединения капиталов, рассчитано на крупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями. АО не лимитируется по количеству участников.
 
  ГК содержит наиболее общие правила об АО, основная регламентация их правового положения развернута в Федеральном Законе "Об акционерных обществах". При этом нормы ГК и закона не распространяются на правовые положения различных АО, созданных в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, ибо в их статусе достаточно детально определены специальным законодательством о приватизации. В ходе приватизации акционерная форма организации предпринимательства была использована в целях распределения, а не для концентрации капиталов.
 
  АО может быть создано одним лицом либо состоять из одного участника (абз. 1 п. 6 ст. 98 ГК). Таким образом, может быть "компанией 1-го лица".
 
  ГК запрещает иметь АО в качестве единственного участника другую "компанию 1-го лица".
 
  В соответствии с п. 3 ст. 98 ГК единственным учредительным документом АО является его устав. В уставе должны быть зафиксированы сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количества, о размере уставного капитала, о правах акционерах и компетенции органов управления, включая вопросы, по которым решение должно быть принято единогласно или квалифицированным большинством. Уставный капитал - "это минимальная гарантия удовлетворения имущественных требований кредиторов".
 
  Решение о реорганизации или ликвидации АО принимает только общее собрание, так как это относится к его исключительной компетенции. Согласно ст. 104 (п. 2) установлены ограничения на преобразование АО: оно может принять форму другого общества (с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью) либо производственного кооператива.
 
  При реорганизации АО необходимо учитывать особенности акционерного капитала, выраженного соответствующими ценными бумагами. Они требуют помимо обычных реорганизационных процедур, участия и погашения акций реорганизационных обществ и их замены (обмена) акциями вновь образуемых обществ.
 
  Правовое положение АО
 
  1. АО - признается как коммерческая организация, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
 
  Акционеры несут риск убытков в пределах стоимости акций, не отвечают по обязательствам общества.
 
  Акционеры, с неполностью оплачиваемыми акциями, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
 
  2. Общество является юридическим лицом, имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельном балансе.
 
  3. Общество имеет гражданские права и несет обязанности необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законодательством.
 
  Отдельными видами деятельности общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). На занятия определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельности как исключительной. Общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных разрешением и им сопутствующих.
 
  4. Общество считается созданным как юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Общество создается без ограничения срока, если иное не предусмотрено его уставом.
 
  5. Вправе открывать банковские счета. Должны иметь круглую печать, содержащую фирменное наименование.
  Ст. 3. Ответственность общества
  1. Несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом.
 
  2. Не отвечает по обязательствам акционеров.
 
  3. Если несостоятельность общества вызвана действиями акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания, то в случае недостаточность имущества, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по их обязательствам.
 
  Банкротство общества считается вызванной действиями акционеров или других лиц, если они заведомо знали, что вследствие этого наступит несостоятельность общества.
 
  4. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество по обязательствам государства.
 
  Акции удостоверяют долю акционера в уставном капитале. Простые акции дают право на участие в управлении обществом. Привилегированные акции не дают право на участие в управлении обществом, но предоставляют право на преимущественное получение части имущества АО, оставшееся после ликвидации общества.
 
  Высшим органом АО является общее собрание акционеров. Текущее управление осуществляется избираемым исполнительным органом. В АО с числом акционеров более 50 обязательно создание наблюдательного Совета (совета директоров).
 
  АО бывают 2-х видов:
  * открытого
  * закрытого типа.
  Различия между открытыми и закрытыми АО:
  * закрытое общество не может производить открытую эмиссию акций;
  * в закрытом АО у акционеров существует преимущественное право покупки акций общества;
  * число акционеров закрытого АО не может быть больше 50;
  * минимальный размер уставного капитала открытого АО - 1000 минимальных размеров оплаты труда; а закрытого - 100;
  * открытое АО обязано публиковать для всеобщего обозрения свой годовой отчет.
  Любое АО обязано вести реестр акционеров.
 
  АО ликвидируется, если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится значение установленного минимального размера уставного капитала.
 
  Унитарные предприятия - коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (п. 1 ст. 113 ГК).
 
  Унитарные предприятия могут учреждаться только РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, которые являются собственниками закрепленного за унитарными предприятиями имущества.
 
  Унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью.
 
  Выделяют предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (так называемые казенные предприятия).
 
  Различия между ними следующие:
  * казенное предприятие может быть создано только РФ;
  * субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия несет РФ;
  * казенное предприятие не может быть признано банкротом;
  * казенное предприятие не вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами;
  * собственник закрепленного за казенным предприятием имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.
  Собственник закрепленного за унитарным предприятием имущества вправе:
  * создавать, ликвидировать предприятие;
  * определять цели деятельности и утверждать устав предприятия;
  * назначать органы управления (директора) предприятия;
  * получать часть прибыли предприятия.
  Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан по принципу членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК, ФЗ "О производственных кооперативах"; "О сельскохозяйственной кооперации").
 
  Число членов не должно быть менее 5.
 
  Каждый член кооператива имеет один голос, независимо от параметра паевого взноса, если уставом не предусмотрено иное. Прибыль и оставшиеся после ликвидации кооператива имущество делится между участниками в зависимости от трудового участия.
 
  Члены кооператива несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам кооператива.
 
  Возможно участие в производственном кооперативе только комитетам (без трудового участия), однако оно не должно быть более 25% паевого фонда кооператива. Члены производственного кооператива имеют право преимущественной покупки пая в имуществе кооператива.
 
 
  Высший орган кооператива - общее собрание членов, орган текущего управления - правления (или) председатель. В кооперативе с числом участников больше 50 создается наблюдательный Совет. Производственный кооператив может быть преобразован по единогласному решению его членов в хозяйственное товарищество или общество.
 
  ГК РФ дал исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, ни в каких других формах коммерческие организации существовать не могут.
 
  Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных как в ГК, так иными федеральными законами. Гражданский Кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций, как:
 
  Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК).
 
  В случае образования у кооперативов убытков, его члены обязаны их покрыть путем дополнительных взносов. Члены кооператива несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.
 
  Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественные цели (ст. 118 ГК; ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).
 
  Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
 
  Учреждение обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности дополнительную (субсидиарную) ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).
 
  Общественные и религиозные организации (объединения) - добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК).
 
  Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, создаваемые юридическими лицами для координации их деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации или союзы (ст. 121, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Самостоятельной разновидностью ассоциации является торгово-промышленная палата.
 
  ТПП представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданных ими с целью содействия развития предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов (ст. 1 и 3 Закона о торгово-промышленных палатах в Российской Федерации).
 
  Иные законы предусматривают возможность создания таких юридических лиц в форме:
  * некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций;
  * торгово-промышленных палат;
  * товарных бирж;
  * товариществ собственников жилья.
  Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, представляют собой корпорации, построенные на началах членства.
 
  Однако среди некоммерческих организаций чаще встречаются юридические лица, не являющиеся корпорациями. К последним относятся фонды, учреждения и автономные некоммерческие организации (ст. 121 ГК; ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).
 
  Товариществом собственников жилья признается организация, созданная на началах членства гражданами или иными собственниками жилья для совместного использования находящихся в их общей собственности объектов недвижимости, обслуживающих принадлежащие им жилые помещения (ст. 1, 24, 25 Закона о товариществах собственников жилья).
 
  Некоммерческим партнерством признается основанное на членстве объединения граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своими членами в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 и 8 Закона о некоммерческих организациях).
 
  Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
 
  Товарной биржей - признается основанное на началах членства объединения предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных товаров (ст. 2 Закона о товарных биржах и биржевой торговле).
 
  8. Дочерние и зависимые общества
 
  Участие в обществах других обществ и товариществ может привести к тому, что последние, обладая контрольным пакетом акций (или большинством долей) и определяя, в силу этого, все действия контролируемого общества, формально остаются в стороне от возможных отрицательных результатов своего руководства, например, от последствий неудачно совершенных контролируемым обществом сделок.
 
  В роли контролируемых, дочерних компаний могут выступать только хозяйственные общества, в роли контролирующих, основных ("материнских") компаний могут выступать как общества, так и товарищества.
 
  Дочерним признается хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом, либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п. 2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
 
  В силу этого, взаимоотношения двух компаний могут быть признаны взаимоотношениями "материнской" и дочерней компаний при наличии хотя бы одного из трех условий.
 
  Во-первых, речь идет о преобладающем участии одной компании в уставном капитале другой, что дает ей решающий голос в управлении делами. Закон не требует при этом заведомо контрольного пакета акций (например, 50% плюс одна акция ) или долей участия, поскольку преобладание -- вопрос факта. Известно, что в некоторых крупных компаниях с большим количеством акционеров для контроля может оказаться достаточным и 5 -- 10% акций.
 
  Во-вторых, возможно наличие договора о подчинении одной компании другой, например, в виде соглашения с управляющей компанией, которой передаются полномочия исключительного органа общества.
 
  В-третьих, имеется в виду любая возможность одной компании иным образом определять решения другой компании, например, навязать ей свою волю на совершение одной конкретной сделки.
 
  Из всего этого видно, что дочерние общество не является какой-либо особой организационно-правовой формой или разновидностью хозяйственных обществ. Всякое хозяйственное общество может быть признано дочерним при доказательстве хотя бы одной из названных выше ситуаций, в том числе только в отношении конкретной сделки. Дочерние общества нельзя отождествлять с дочерними предприятиями, являющимися разновидностью унитарных предприятий (п. 7 ст . 114 ГК), а не государственных обществ.
 
  Последствия признания общества дочерним (и "материнским") двоякие.
 
  Во-первых, общество, которое вправе давать дочернему обществу обязательные указания, отвечают солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным во исполнении таких указаний (что дает возможность кредиторам обратить взыскание сразу на имущество "материнской" компании). Такое право, безусловно, принадлежит как компании с преобладающим участием в уставном капитале, так и компании, управляющей другой (дочерней) компанией по договору. Нельзя исключать возможность доказательства наличия такого права в иных ситуациях.
 
  Во-вторых, при доказанности вины основного общества в банкротстве дочернего, возникает его субсидиарная ответственность перед кредиторами дочерней компании. Дочернее же общество ни при каких условиях не отвечает по долгам "материнской" компании, ибо оно не может оказать влияние на формирование ее воли.
 
  Что касается защиты интересов меньшинства участников дочерней компании то, им предоставляется возможность требовать непосредственно от основного общества возмещения убытков, причиненных по его вине дочерней компании, поскольку в результате этого у них, в частности, может понизиться размер дивиденда.
 
  Зависимым признается хозяйственное общество, в уставном капитале которого другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% участия (голосующих акций или долей) (п. 1 ст. 106 ГК; п.4 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п. 4 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
 
  Закон устанавливает 2 последствия такой зависимости:
  * преобладающее общество должно публично объявить о своем участии в зависимом обществе для сведения всех других участников имущественного оборота. Это может означать публичную информацию об учреждениях того или иного общества и о размере их участия в его уставном капитале.
 
  * антимонопольное законодательство, законодательство о банках, страховых и инвестиционных компаниях может предусматривать ограничения (пределы) такого участия, в том числе взаимного, в частности для того, чтобы не допустить отстранение мелких участников обществ от реального участия в управлении их делами.
  Зависимыми (и преобладающими) в данном смысле может быть только хозяйственные общества, но не товарищества. Как дочерние общества, они также не составляют какой-либо самостоятельной организационно-правовой формы или разновидности хозяйственных обществ.
 
 
  [sl.gif]
 
  Вопросы для самопроверки
 
  1. Что такое юридическое лицо и каковы его признаки?
 
  2. Каковы порядок и способы создания юридического лица?
 
  3. Как классифицируются юридические лица?
 
  4. В чем состоит отличие правоспособности и дееспособности юридических лиц от правоспособности и дееспособности граждан (физических лиц).
 
  5. Каков гражданско-правовой статус филиалов и представительств юридического лица?
 
  6. Каким образом производится прекращение деятельности юридического лица ?
 
  7. Что такое дочернее общество, зависимое общество?
 
  8. В чем состоит отличие реорганизации от ликвидации юридического лица?
 
  9. Что такое несостоятельность (банкротство)?
 
  10. В чем состоит разница между коммерческими и некоммерческими юридическими лицами?
 
  11. Кто и в каком порядке осуществляет регистрацию фирменного наименования?
 
  12. Какие права имеет юридическое лицо, зарегистрировавшее свое фирменное наименование?
 
  13. Что понимается под товарным знаков (знаком обслуживания), каковы его функции и виды?
 
  14. В каком порядке оформляются права на товарный знак?
 
  15. Какие права и в течение какого срока имеет владелец товарного знака?
 
  16. Что понимается под наименованием места происхождения товара?
 
  17. Какова ответственность за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара?
 
  18. Что такое деловая репутация?
 
 
  Тема 6. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
 
  [st.gif]
 
  Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права
 
  1. Особенности правосубъектности
 
  В перечень объектов гражданского правоотношения наряду с гражданами и юридическими лицами (ст. 2. 124 ГК), закон называет РФ, субъекты и муниципальные образования.
 
  Выделяется особая категория субъектов гражданского права: государство - РФ; субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования - городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление (ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
 
  РФ, субъекты, муниципальных образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:
  1. организационное единство - характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения , наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;
 
  2. обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);
 
  3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);
 
  4. возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде (ст. 126 ГК).
  Характеризуя правосубъектность, закон устанавливает, что следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях регулирующих гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).
 
  Но это не означает полную схожесть правосубъектности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с правосубъектностью юридических лиц.
 
  Так нельзя эту группу субъектов гражданского права считать юридическими лицами.
 
  РФ, субъекты, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений .
 
  Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК), не применимы к РФ, субъектам муниципальных образований. Это касается норм:
  * о порядке возникновения и прекращения юридических лиц;
  * о учредительных документах;
  * о видах юридических лиц;
  * иначе решены вопросы ответственности по обязательствам (сравнить п. 1 ст. 56 со ст. 126 ГК).
  Внутренние, присущие гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. Они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.
 
  Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.
 
  2. Участие РФ, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
 
  В соответствии со ст. 125 ГК участие субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.
 
  Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
 
  На федеральном уровне от имени государства могут выступать в суде органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.
 
  Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.
 
  Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем.
  Осуществляет:
 
  передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров.
  Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключает от имени государства договоры на продажу переданных ему министерством по управлению имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности.
 
  До момента продажи осуществляет все полномочия РФ как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков); получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации; выступает учредителем хозяйственных обществ (товариществ) приобретает доли участия (паи, акции) в капитале хозяйственных обществ (товариществ).
 
  От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.
 
  Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).
 
  Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать и совершать иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").
 
  Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению в гражданских правоотношениях могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
 
  Случай и порядок таких выступлений должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный акт, допускающий такую возможность и доверенность соответствующего субъекта.
 
  Сфера участия государства, субъектов, муниципального образования определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом).
 
  Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.
 
  РФ принадлежит та часть государственной собственности, которую закон именует федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности муниципальной осуществляется в порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованием, является муниципальной собственностью.
 
  РФ, субъекты, муниципальные образования являются участниками обязательственных отношений.
 
  От имени РФ действует Федеральное казначейство совместно с Центральным банком при размещении на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства, а также Минфина, когда выпускает государственные займы.
 
  Государство гарантирует сохранность денежных средств, внесенных гражданами в виде вкладов в Сбербанк РФ.
 
  Выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты вправе органы местного самоуправления (ст. 42 Закона "Об общих началах местного самоуправления в РФ).

<< Пред.           стр. 6 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу