<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 1.13. Годовой и месячный планы работы, план-конспект
 занятия
  Для того, что бы составить план работы на год необходимо иметь следующие документы: - учебную программу, где определено количество занятий в неделю для данной группы и их продолжительность; - расписание занятий; - два календаря /на текущий и будущий год/; календарь соревнований. Работа начинается с того, что определяется количество рабочих дней в каждом месяце, согласно расписания /праздничные дни не учитываются/. Затем умножается на продолжительность одного занятия. Так как учебный год начинается в сентябре, то расчет производится с сентября текущего года до сентября следующего. Определив общее количество часов на год, приступаем к составлению плана.
  По горизонтали план состоит из двух разделов: 1 - й теоретический, 2 - практический. По вертикали : слева - содержание разделов, справа - по месяцам количество часов отводимое на различные виды подготовки.
  На таблице 2 показана общая схема составления плана работы на год. А так как, с возрастом и уровнем подготовленности занимающихся увеличивается продолжительность одного занятия, количество тренировочных дней, часов отводимых на соревнования, перераспределяются часы на различные виды подготовки, то и планы будут различными.
  Рабочий план на месяц составляется исходя из количества часов отведенных на различные виды подготовки в данном месяце годового плана. Согласно разделов подготовки пишутся конкретные упражнения по обучению технике и тактике, общей и специальной физической подготовке. А с правой стороны пишутся номера занятий и количество времени отводимое на каждое упражнение.
  Таблица 2.
 Содержание IX X XI XII I II III IY Y YI YII YIII ТЕОРИЯ 2 2 2 2 2 Гигиена 2 Правила 2 История 2 Техника 2 Анатомия 2 ПРАКТИКА 26 24 24 24 26 22 24 24 22 24 24 26 Техника 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 Тактика 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 ОФП 6 6 6 6 10 4 6 4 4 4 4 14 СФП 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 Соревнорв-я 6 2 2 2 Контр.норм. 2 2 2 ИТОГО 26 24 24 24 26 24 24 24 22 24 24 26
  Табл.2. Примерный план работы на год для групп 1 года обучения.
 Таблица 3
 N Содержание Н о м е р а з а н я т и й 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 ОРУ 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 2 Обучение основным положениям боксера 20 20 20 20 3 Атака прямыми левой и правой в голову на месте 20 20 20 20 20 22 20 6 4 Обучение защите подставкой правой ладони 20 20 12 14 8 5 Закрепление боевой стойки 20 20 20 6 Обучение передвижениям в боевой стойке 12 12 12 7 Обучение защите шагом назад 8 8 8 10 8 Атака прямыми левой и правой в голову с шагом вперед 20 20 20 9 Обучение защите уклонами 10 10 20 20 20 10 Встречная атака прямыми левой и правой в туловище 20 14 20 20 11 Упр.на быстроту и ловкость 10 10 10 10 10 6 6 6 10 6 20 20 12 Упр.для развития силы 10 10 10 10 10 10 10 13 Всего:/в минутах/ 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 Табл. 3. Примерный план работы на месяц.
  С рабочего плана на месяц (Табл.2.) пишется конспект занятия. Так задачами конспекта первого урока, согласно нашего рабочего плана на месяц будут: 1).(образовательные: новый материал) Обучение основным положениям боксера; атаке прямым левой -правой в голову на месте; 2).Развитие быстроты и ловкости; 3).Воспитание смелости и трудолюбия.
  Исходя из указанных задач подбираются средства и методы, указывается дозировка и форма организации занимающихся в зале при выполнении упражнений. См. примерный конспект занятий (Табл.4.).
 
 
 
  Таблица 4.
 Части занятия Содержание Дозировка Организационно-методические указания Подготовительная часть;
 20мин Построение, расчет, рапорт.
 
 1. Ходьба. И.П.- кисти в замок. Круговые движения кистями, головой.
 2. Бег. Бег спиной вперед.
 3. Бег с захлестыванием голени.
 4. Бег с высоким подниманием бедра.
 
 
 5. И.П.Руки на поясе. Передвижения приставными шагами левым-правым боком.
 6. И.П.-руки вперед. 1-4 Круговые движения предплечьями внутрь и наружу.
 7. И.П.-Руки к плечам.
 8. 1-4 Круговые движения руками вперед-назад.
 9. И.П.-Руки вперед. 1-4 Круговые движения руками вперед-назад.
 10. И.П.-Руки согнуты в локтях, ладонями внутрь. 1-4 Круговые движения руками вперед-назад, поглаживая голову.
 11. И.П.-Руки на поясе1-4- Наклоны в стороны.
 
 12. И.П.-Руки перед грудью. 1-4-Ходьба выпадами с поворотами туловища в одноименную сторону.
 13. Тоже спиной вперед.
 14. И.П.- тоже. 1-2-Повороты туловища, 3-наклон вперед.
 15. Тоже спиной вперед. 5мин
 
 
 1мин
 
 
 
 1мин
 
 1мин
 
 1мин
 
 
 
 2 круга
 
 
 16 раз
 
 
 16 раз
 
 
 16 раз
 
 16 раз
 
 
 
 
 16 раз
 
 16 раз
 
 
 
 16
 15 раз
 
 16 раз Сообщение задач урока. Отметить присутствующих.
 ОРУ в движении в колонну по1.Медленно.
 
 
 Смотреть через левое плечо.
 Касаясь пятками ягодиц.
 
 Руки согнуты в локтях под прямым углом. Касаясь коленями ладоней..
 Ноги вместе не составлять, высоко не выпрыгивать..
 
 Медленно. Выпрямляя руки.
 
 
 
 
 
 
 Руки прямые.
 
 
 Касаясь ладонями и предплечьями головы.
 
 
 
 
 Усиливая наклон махом руки вверх через сторону.
 Если кто-то собьется, то надо принять исходное положение: шаг левой вперед, поворот влево. И снова начать движение.
 
 Ноги не сгибать, касаться пола рукой. Выпрямляясь, сразу выполнять поворот.
  2. Основная часть занятия
 60 мин. См. Раздел (Методика проведения первого занятия.) 3. Заключительная часть занятия.
 10 мин. 1. "Пятнашки" ногами.
 
 2. Борьба в боевой стойке.
 
 
 3. И.П. -лежа на спине. Подъем ног и касание пола за головой.
 4. И.П. -упор лежа. Сгибание-разгибание рук.
  1 х 2мин
 
 1 х 2мин
 
 
 15 раз
 
 20 раз.
 
 
 
 3 мин. Упражнения в парах. Можно положить руки на плечи противника.
 Упр. В парах. Захваты за голову и туловище. Без бросков и подножек.
 
 ОРУ на месте. Руки вдоль туловища.
 
 Руки разгибать до конца. Туловище держать прямо.
 Подведение итогов занятия.
  Табл. 4. Примерный конспект первого занятия по боксу.
 
 
  Перечень вопросов для самоконтроля:
 1. Классификация защит.
 2. Классификация ударов.
 3. Классификация средств в боксе
 4. Методические приемы обучения и организация занимающихся на занятиях.
 5. Методы создания представления о выполняемом движении
 6. Методы обучения движениям.
 7. Обучение основным положениям, ударам, защитам. /Методика проведения первых практических занятий/.
 8. Последовательность прохождения материала на первом году обучения.
 9. Обучение основам тактики бокса.
 10. Особенности обучения боксера - левши.
 11. Методическая последовательность в обучении тактике бокса.
 12. Годовой и месячный планы работы, план-конспект занятий.
 13. Периодизация спортивной тренировки в отдельном макроцикле.
 14. Построение микро- и мезоциклов.
 15. Основы чередования занятий с различными по величине и направленности нагрузками в микроцикле подготовки.
 16. Техническая подготовка боксеров. Метод усложнения условий выполнения упражнений.
 17. Техническая подготовка боксеров. Метод облегчения условий выполнения упражнений.
 18. Выполнение упражнений при различных состояниях организма боксера, затрудняющих ведение поединка.
 19. Метод сопряженных воздействий.
 20. Методика развития быстроты.
 21. Методика развития силы.
 22. Методика развития ловкости.
 23. Методика развития выносливости.
 24. Тестирование технико-тактической подготовленности.
 25. Тестирование физической подготовленности.
 26. Тестирование психофизиологических показателей.
 
 
 Глава 2. Тренировка боксеров старших спортивных
 разрядов
 2.1. Планирование спортивного совершенствования
 2.1.1. Периодизация спортивной тренировки в
 отдельном макроцикле
  Периодизация спортивной тренировки обусловлена тем, что достигнув определенных вершин (пика спортивной формы) в результате тренировочных воздействий, организм спортсмена не может долгое время работать на пределе своих возможностей, происходит снижение уровня работоспособности. По мнению ученых, количество таких пиков спортивной формы может быть у спортсмена максимум один-два в году. Поэтому задача тренера заключается в том, чтобы подвести спортсмена к пику спортивной формы тогда, когда по календарю у него главные, наиболее ответственные соревнования. Вместе с тем, тенденция к постоянному расширению календаря соревнований, в числе которых много ответственных, распределенных более или менее равномерно в течение года, вызвало появление 2-3 и более макроциклов в году. Продолжительность макроцикла зависит от их количества в году. Так при сдвоенном макроцикле, их продолжительность шесть месяцев, строенном - четыре и т.п.
  Периодизация тренировки в макроцикле. При существенной утрате спортивной формы, в первом макроцикле года, боксеру требуется около двух месяцев для приобретения первичной спортивной формы. Этот период называется подготовительным. Подготовительный период делится на два этапа: обще- и специально-подготовительный. Соотношение их продолжительности в значительной мере зависит от типа макроцикла (сдвоенный, строенный и т.п.) и квалификации спортсмена. Например при двухцикловом планировании первый макроцикл характеризуется продолжительным обще-подготовительным и относительно кратковременным специально-подготовительным этапами; во втором макроцикле соотношение противоположное. При подготовке спортсменов высокой квалификации планируется короткий обще-подготовительный этап и продолжительный специально-подготовительный; у менее квалифицированных спортсменов обратное соотношение.
  Основные задачи обще-подготовительного этапа: повышение уровня общей физической подготовленности, увеличение возможностей функциональных систем организма, развитие спортивно-технических и психических качеств. Упор делается на общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения. Достаточно большой объем и небольшую интенсивность. Доля соревновательных упражнений низкая.
  Тренировка на специально-подготовительном этапе направлена на непосредственное становление спортивной формы. Это достигается путем увеличения доли специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Решаются задачи развития комплексных физических качеств, повышения специальной работоспособности, выработки соревновательной техники.
  Основными задачами соревновательного периода тренировки являются: повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное его использование в соревнованиях. А именно, достижение пика спортивной формы к главным соревнованиям. Для чего необходимо сначала отразить в плане сетку календаря соревнований Чтобы не "промахнуться", откладывать отрезки времени (мезоциклы) необходимо в обратном порядке. Так, непосредственно предшествовать соревнованиям должен мезоцикл, где решаются задачи совершенствования технико-тактического мастерства с партнером, а перед ним может быть мезоцикл по совершенствованию специальной физической и технической подготовке. Два этих мезоцикла займут шесть недель. За полтора месяца до соревнований желательно поучаствовать в каких-либо второстепенных соревнованиях (если нет обязательных). Если по календарю ничего нет, то следует спланировать спарринги или матчевые встречи, не забывая после них вставить небольшой восстановительный микроцикл. Таким же образом планируются мезоциклы к другим предыдущим соревнованиям. Важно, чтобы главным соревнованиям предшествовали менее трудные, прикидочные соревнования. А при необходимости от ряда соревнований нужно отказаться (если есть такая возможность). Рано или поздно, в результате тренировочных и особенно соревновательных нагрузок накапливается утомление и спортсмену необходим отдых. Отдых и поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла - основные задачи переходного периода.
  Продолжительность переходного периода колеблется от 3-4 до 6-8 недель и зависит от продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности соревнований, системы планирования тренировки в течение года, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в данном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. Проводятся занятия комплексной направленности с применением средств активного отдыха и обще-подготовительных упражнений.
 
 2.1.2. Построение микро- и мезоциклов
  Тренировочным микроциклом принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки. Продолжительность микроциклов может колебаться от 3-4 до 10-И дней. Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни занимающихся. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности, формирования специфического ритма работоспособности в соответствии с конкретными условиями предстоящих ответственных соревнований.
  Типы тренировочных микроциклов. Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
  Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Они применяются на 1-м этапе подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы.
  Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объемом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, моральной, волевой, специальной психической и интегральной подготовки. В силу этого ударные, микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Широко применяются они и в соревновательном периоде.
  Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть очень разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, на которые эти микроциклы направлены, особенностей его подготовки на заключительном этапе. В соответствии с содержанием подводящих микроциклов в них могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы полноценного восстановления и психологической настройки. Нередко подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха или на основе методов и средств, резко отличающихся по особенностям воздействия на организм и по режиму работы от собственно соревновательного упражнения (Л. П. Матвеев, 1977).
  Восстановительными микроциклами обычно завершается серия ударных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Основная их роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
  Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных -видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях мероприятия, составляющие структуру этих микроциклов, направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности.
 2.1.3. Основы чередования занятий с различными по
 величине и направленности нагрузками в микроцикле
 подготовки
  Чтобы правильно построить тренировочный микроцикл, необходимо знать, какое воздействие оказывают на спортсмена нагрузки, различные по величине и направленности, каковы динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важными являются сведения о кумулятивном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможностях использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений. При планировании в течение одного дня двух, или трех занятий с различными нагрузками надо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обусловливающие.
  Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трех типов: а) максимальному, росту тренированности; б) незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию; в) переутомлению спортсмена. Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикл входит оптимальное число занятий с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикл входит незначительное число занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, возникает реакция второго типа. И наконец, злоупотребление большими нагрузками или их нерациональное чередование может привести к переутомлению спортсмена, т. с. вызвать реакцию третьего типа (Л. П. Матвеев, 1967; М. Я. Горкин и др., 1973).
  В последние годы убедительно доказало, что утомление следует рассматривать как следствие резкого снижения функциональных возможностей какого-либо компонента в сложной системе органов и функций или как нарушение взаимосвязи между ними; что ведущим звеном в развитии утомления может быть любой орган или функция при несоответствии между уровнем нагрузки и наличными функциональными ресурсами. Угнетение возможностей спортсмена в результате напряженной работы определенной направленности вовсе не означает, что он не в состоянии проявить высокую работоспособность в работе иной направленности, осуществляемой преимущественно другими органами и функциональными механизмами. Этот подход четко может быть сформулирован в свете представления о структуре функциональных систем, согласно которому системообразующим фактором является тот или иной конкретный результат деятельности системы (П. К. Анохин, 1974). И именно применительно к необходимости достижения этого результата увязываются в единый комплекс (функциональную систему) различные функциональные звенья организма. При таком подходе глубокое утомление функциональной системы, определяющей, например, уровень скоростных способностей или максимальной силы спортсмена, требующее длительных восстановительных реакций, чаще всего не означает, что уже через несколько часов спортсмен не будет в состоянии проявить высокую работоспособность при выполнении работы, связанной с предельной мобилизацией функциональной системы, определяющей, например, уровень аэробной производительности организма.
  Значимость такого подхода и перспективы, которые он открывает в рационализации чередования различных нагрузок, впервые были выдвинуты практикой спорта. В частности, Л. П. Матвеев (1965) указывал, что "необходима такая система чередования тренировочных занятий и отдыха, чтобы основные занятия проводились на фоне восстановленной или повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые включены в данные занятия".
  В литературе достаточно всесторонне обосновано положение, согласно которому в отдельных ударных микроциклах должна планироваться работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретном этапе многолетней подготовки. Творческая реализация этого положения, естественно, предусматривает более или менее выраженную преимущественную направленность отдельного микроцикла (Н. Г. Озолин, 1970; Д. Харре, 1971, 1982; В. Н. Платонов, 1980, 1984; В. Н. Платонов, С. М. Вайцеховский, 1985, и др.).
  В частных случаях преимущественная направленность микроцикла, естественно, может быть связана с технико-тактическим совершенствованием, физической или интегральной подготовкой. Концентрация нагрузок одной направленности в микроциклах при развитии отдельных качеств (особенно выносливости) у высокотренированных спортсменов может оказаться достаточно эффективной. Однако такое построение микроциклов может применяться редко лишь в видах спорта с относительно небольшим числом факторов, определяющих уровень спортивных достижений, и относительно однообразным характером соревновательной деятельности (виды спорта скоростно-силового и циклического характеpa). И конечно же нельзя возводить указанный подход в ряд принципиальных закономерностей построения микроциклов при тренировке спортсменов высокого класса. А именно такие попытки встречаются в литературе в последние годы.
  Стремление построить микроциклы на основе однонаправленных концентрированных воздействий приводит к следующим очевидным недостаткам и противоречиям: -общему снижению работоспособности спортсменов в результате прогрессирующего от занятия к занятию утомления; -невозможности предельных проявлений функциональных возможностей, что является фактором, ограничивающим эффективность спортивного совершенствования (особенно по отношению к техническому и тактическому совершенствованию, развитию скоростных качеств); -нарушению принципа сопряженности в развитии различных физических качеств и совершенствовании различных сторон подготовленности; - возрастанию опасности переутомления и перенапряжения функциональных систем, несущих основную нагрузку при выполнении программ однонаправленных микроциклов.
  Даже указанных моментов вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что микроциклы с однонаправленными концентрированными нагрузками не должны широко применяться даже в видах спорта с ограниченным составом двигательных действий в соревновательной деятельности (гребле, беге, тяжелой атлетике, метаниях и др.). Что же касается игр и единоборств, сложнокоординационных видов спорта, отличающихся исключительным разнообразием двигательных действий в соревновательной деятельности и огромным числом факторов, определяющих ее эффективность, то в них применять такие микроциклы просто недопустимо. И не следует опасаться того, что организм спортсмена в рамках одного микроцикла не сможет дифференцировать и накапливать в одно и то же время специфические реакции на разные виды нагрузок. Вся практика спорта и человеческой деятельности вообще свидетельствует об обратном.
 
  Таблица 5.
 Сочетание недельных микроциклов в мезоциклах различного типа
 Мезоциклы Т и п ы м и к р о ц и к л о в 1 2 3 4 Втягивающий Втягивающий -средняя нагрузка (занятия с большими нагрузками не планируются) Втягивающий -средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Восстановительный - малая нагрузка Базовый Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (три занятия с большими нагрузками) Ударный - большая нагрузка (пять занятия с большими нагрузками Восстановительный - малая нагрузка Контрольно-подготовительный Ударный - большая нагрузка (пять занятия
 с большими нагрузками Восстановительный - малая нагрузка Ударный - большая нагрузка (пять занятия
 с большими нагрузками Восстановительный - малая нагрузка Предсоревновательный Ударный - большая нагрузка (четыре занятия с большими нагрузками) Ударный - значительная нагрузка (два занятия с большими нагрузками) Подводящий -средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Восстановительный - малая нагрузка Соревновательный Подводящий -средняя нагрузка (одно занятие с большой нагрузкой) Соревновательный -тренировочная нагрузка малая, соревновательная зависит от уровня и программы соревнования Подводящий -малая нагрузка Соревновательный -тренировочная нагрузка малая, соревновательная зависит от уровня и программы соревнования
 2.2. Техническая подготовка
  Спортивная техника в боксе и спорте вообще направлена на повышение эффективности движений при максимальных и около максимальных усилиях, на рациональное расходование сил, увеличение быстроты, точности, выразительности движений в экстремальных условиях спортивной борьбы.
  Цель и содержание процесса совершенствования спортсмена в технике в значительной степени индивидуальны и зависят от особенностей его характера, конкретных недостатков техники, уровня физической подготовленности и от тех задач, которые возникают перед каждым боксером в плане тактического роста.
  Практика акцентирует внимание не следующих двух основных случаях:
  а) индивидуальная техника в своей основе соответствует современным представлениям и требованиям рациональной техники и в основном отвечает индивидуальным особенностям физической подготовки боксера;
  б) техника не в полной мере адекватна индивидуальным особенностям физической подготовки спортсмена и в тоже время содержит блок более или менее серьезных отклонений от рациональной структуры движений.
  Приступая к рассмотрению методических приемов совершенствования в технике следует заметить, что сам процесс совершенствования в технике квалифицированных боксеров часто содержит элементы импровизации в овладении новым вариантом приема. Естественно, в данном случае используются такие общепринятые методы обучения, как целостный или по частям, а также правила применения физических упражнений для формирования двигательного навыка, вытекающие из дидактических принципов сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, индивидуализации обучения, прочности.
  Предлагаемые ниже методы и методические приемы даются раздельно в соответствии с основными задачами совершенствования спортсменов в технике, решению которых они способствуют .
 
 2..2.1. Метод усложнения внешней обстановки.
  Постепенное увеличение сопротивления условного противника.
  Данный методический прием заключается в том, что в упражнения, которые предлагаются боксеру для совершенствования в технике, вводятся сопротивление условного противника (партнера по занятию) ограниченной, но постепенно возрастающей активности и интенсивности. Начинать совершенствование в техническом приеме следует в условиях пассивного сопротивления, которое позволял боксеру успешно выполнять технический прием, сразу направляет его действия на правильный путь, дает возможность почувствовать допущенные ошибки. Далее, в упражнение постепенно вводится активное сопротивление, которое требует от спортсменов правильного выбора исходного положения, подготовительных действий, рациональной структуры приема. Элементы борьбы с условным противником помогают боксеру эффективнее совершенствовать структуру и нужный ритм выполнения технического приема, быстрее достигнуть его стабильности и результативности.
  Пример: - боксер атакует строго определенным приемом, партнер совершенствует сначала только один прием защиты, а затем сочетание приемов: защита и ответный удар, затем одновременно зашита и контрудар и в заключение - опережение контрударом.; - боксер в замедленном темпе атакует прямыми или боковыми ударами в голову, а партнер - применяет защиту нырком или уклоном и контратакует ударами в туловище быстро, но в полсилы и т.п.
  Использование необычных исходных положений. По ходу состязания боксер может оказаться в неудобном для него исходном положении, которое не позволяет ему оперативно реагировать необходимым техническим приемом, в этом случае требуется серия действий, дающих возможность освободиться от опеки противника.
  Пример: Моделирование таких ситуаций в ринге. Когда боксер прижат к канатам или в углу ринга, ограничен маневр, противник сковывает его действия, вяжет, толкает, дистанция минимальная, противники непосредственно соприкасаются друг с другом. Аналогичная ситуация возникает, когда боксер пропускает противника за спину, когда боксер выполнил уклон, а противник придавливает его рукой, когда боксер проваливается после удачной защиты противника и т.п. Отрабатываются несколько возможных вариантов выхода из подобных ситуаций.
  Выполнение технических действий с максимальной быстротой и точностью. В большинстве видов спорта борьба за быстроту выполнения технического приема прямо или косвенно связана с борьбой за высокую точность и стабильность его выполнения. Поэтому в процессе совершенствования "скоростной" техники быстрота и точность движений должны методически увязываться в едином упражнении, причем приоритетное право на воспитание быстроты или точности зависит от задач и этапа тренировочного цикла.
  Например: боксеру задается высокий темп ударов за определенный промежуток времени - за раунд. В упражнениях используются резиновые амортизаторы, блоки с грузами, действующие в сторону ударов, и увеличивающие быстроту этого движения, применятся специальную тренажеры, позволяющие боксеру совершенствовать быстроту и точность ударного движения.
  Изменение пространства для выполнения технических действий. Усложнение условий ориентировки осуществляется путем введения ограничений, либо расширения пространства для реализации приема.
  Например: для проведения условных или вольных боев используются уменьшенный ринг или основной ринг перегораживается лентами на четыре части; в отдельных случаях допускается ведение боя в ринге двумя парами боксеров.
  Выполнение действий в необычных условиях. Спортивные двигательные навыки характеризуются набором пространственных, временных и силовых характеристик, наиболее остро проявляющихся в условиях спортивной деятельности. В процессе технического совершенствования важно "увязать" набор данных характеристик таким образом, чтобы они не выходили за пределы рациональной вариативности основного звена навыка.
  Например: совершенствование техники приемов проводится на ринге с поверхностью различной жесткости (мягкое покрытие, деревянный пол, земляное покрытие и т.д.).
 
 
 2.2.2. Выполнение упражнений при различных состояниях организма
  боксера, затрудняющих выполнение технических действий
 
  Выполнение упражнений в состоянии значительного утомления. Показателем эффективности подбора правил в совершенствовании технического мастерства является соответствие навыков и умений задачам и условиям соревновательной деятельности. Большинство ответственных задач соревновательной борьбы приходится решать в условиях экстремальной и сверх максимальной напряженности. Известно, что в условиях глубокого утомления у спортсмена в первую очередь наблюдается нарушение структуры мышечных напряжений в скоростных двигательных актах, сопряженных с большой точностью.
  Для развития и совершенствования приспособительных реакций двигательных навыков и достижения их помехоустойчивости против сбивающих влияний утомления необходимо выполнять упражнения после физической нагрузки большого объема и интенсивности. Чтобы несколько "разгрузить" при этом психику боксера, целесообразно проводить организм к утомленному состоянию не основными упражнениями вида спорта, а средствами специальной физической подготовки.
  Пример: После упражнений по ОФП или СФП боксер переходит к упражнению на "лапах"; после напряженной работы на боксерском мешке, боксер совершенствует технику излюбленных комбинаций с партнером в среднем темпе (тоже на "лапах" с тренером). В этих упражнениях уточняются, и исправляются отдельные детали движений.
  Выполнение упражнений в состоянии значительного эмоционального напряжения. Напряженная эмоциональная деятельность современного спорта предъявляет высокие требования к устойчивости психики боксера при выполнении технических приемов, которые, для их надежности, совершенствуются в условиях близких к соревновательным.
  Данные многочисленных исследований говорят о том, что объем упражнений на технику при повышенной эмоциональности (такие упражнения предъявляют высочайшие требования к центральной нервной системе, а в отдельных случаях - при завышении объема упражнений этого рода - приводит к утрате так называемой "психической" свежести) не должен превышать 30-40% от общего объема технической подготовки.
  Пример: Тренировки, вольные бои, отборочные спарринги проводятся в присутствии специально приглашенные зрителей. Сдача контрольных нормативов по боксерской технике поводится в присутствии специальной комиссии тренеров и т.п.
  Прием периодического выключения или ограничения зрения. Практика показывает, что многие спортсмены отдают предпочтение зрительному контролю за ходом и точностью выполнения технического приема. Обычно у таких спортсменов недостаточно развита способность к тонкому восприятию и оценке собственных движений. Поэтому, периодическое выключение и ограничение зрения заставляет спортсмена максимально мобилизовать все физиологические механизмы мышечного чувства для успешного выполнения упражнений. Постепенный переход от контроля зрения к мышечно-суставному чувству и чувству равновесия позволит освободить психику спортсмена (центральную нервную систему) для усиления ориентировочного компонента двигательного навыка.
  Пример: выполнение упражнений боксера в бою с "тенью" без контроля зрения и совершенствование отдельных технических приемов или излюбленных упражнений на боксерском мешке с ограничением поля зрения или полностью без контроля зрения.
  Приём формирования рабочей установки. Этот прием настраивает боксера на обязательное выполнение усовершенствованного технического приема в соревновательных условиях. Формирование рабочей установки на обязательное и решительное применение усовершенствованного приёма в экстремальных условиях должно иметь четкое смысловое содержание, мотивы которого ясны спортсмену. Здесь должны учитываться мобилизационные особенности установки, способность к распределению и переключению внимания и мышления при выполнении двигательного навыка.
  Пример: В процессе выполнения упражнения боксер акцентирует внимание на правильности и эффективности усовершенствованных технических приемов или комбинаций, на начальную или завершающую стадии движения. В условных и вольных боях за эффективное выполнение приемов боксера необходимо поощрять (начислением дополнительных баллов, отметить при разборе итогов занятия и т.п. ).
 
  2.2.3. Метод облегчения условий выполнения
  технических действий
 
  Методический приём вычленения элемента действий. В процессе спортивной деятельности выясняется, что те или иные элементы технического приема требуют существенного изменения или даже овладения ими заново (это естественное условие прогресса в совершенствовании спортивного мастерства). Чтобы ускорить процесс "модернизации" технического приема следует увеличить исток целенаправленных раздражителей, адресованных прежде всего центральной нервной системе спортсмена.
  Вычленение такой информации должно осуществляться на фоне целостных повторений измененного технического приема в разнообразных проявлениях упражнения с обязательным включением этого приема в арсенал индивидуализированной техники боксера.
  Пример: рекомендуется вычленять акцентированное ударное движение кисти, толчок ноги и поворот таза, вращательное движение туловища и плечевого пояса с последующим гармоничным соединением этих элементов.
  Приём снижения мышечных напряжений. Вариативность мышечных напряжений от максимума до минимума (через оптимум) при выполнении технического приема позволяет более тонко осуществлять коррекцию отдельных движений в двигательном навыке, наладить контроль за координацией движений, что интенсифицирует процесс совершенствования. Для снижения мышечных напряжений необходимо уменьшить быстроту выполнения приема и амплитуду движения, снизить темп, требования к результативности, эффективности приема путем варьирования весом снаряда и т.п.
  Пример: боксеры выполняют упражнение в легких тренировочных перчатках после упражнений на тяжелых боксерских мешках переходят на облегченные; с настенной ударной подушки на пневматическую грушу. При этом снижаются требования к силе удара в пользу контроля за быстротой, расслабленностью, легкостью выполнения и точностью движений.
  Прием дополнительных ориентиров и срочной информации. С целью оптимизации поиска новой структуры технического приема: уровня амплитуды, темпа и ритма, активизации процесса осознания совершаемых действий, в упражнение вводят дополнительные ориентиры, а также оперативно информируют боксера о качестве выполнения усовершенствованных частей структуры технического приема.
  Пример: на настенной подушке или боксерском мешке наносится контур человека с выделением главных точек для ударов в туловище и голову. Используются также приборы, регистрирующие силу ударов, их количество, быстроту и т.д.
  2.2.4. Метод сопряженных воздействий
  Применение специализированных динамических упражнений. Данный методический прием основан нa взаимосвязанном развитии физических качеств и двигательных навыков. Это достигается путем подбора специальных упражнений, направленных на развитие конкретных мышечных групп, при условии их полного соответствия биомеханическим и анатомо-физиологическим особенностям двигательной деятельности, характерным для бокса. В процессе тренировка учитываются не только состав работающих мышц но и величина, режим усилий в подготовительных фазах действий, в фазе максимальных напряжений и в фазе снижения и расслабления. Рекомендуется использовать в этих целях небольшие отягощения, около 3-5% от собственного веса боксера. В том случае, когда совершенствуется целостный навык, отягощения следует уменьшить; совершенствование жe отдельного элемента навыка допускает применение больших отягощений.
  Указания: Отрабатывается техника ударов на снарядах, одновременно развивается сила удара в упражнениях с преодолением резиновых амортизаторов, действующих против направления удара, различного рода отягощений (большие перчатки, гантели, и т.п.).
  Применение специализированных изометрических упражнений. В последнее время в практике спорта для развития силы стали достаточно широко применяться изометрические (статические) упражнения, причем развитие силы с помощью этих упражнений нужно проводить в определенных суставных углах, характерных для технических приемов.
  Рекомендации по дозировке изометрических упражнений: всего упражнений в занятии - от 3 до 5; количество повторений каждого упражнения 3-4 раза; продолжительность усилил- 4-6 сек; пауза между каждым повторением - 3-5 мин; в паузе выполняются упражнения на гибкость и расслабление.
  В боксе изометрические упражнения используются для развития силы рук и туловища, при различных суставных углах, характерных для структуры того или иного удара и защиты, при защитах подставками, при захватах, при освобождении от захватов и т.п..
  В заключение отметим, что каждый из рассмотренных методов и методических приемов не решают проблему совершенствования техники бокса полностью и только творческое их сочетание в органической взаимосвязи с индивидуальными особенностями спортсмена ведет к совершенству и высокой результативности двигательных навыков.
  При этом необходимо помнить, что совершенствование технико-тактического мастерства в боксе всегда должно протекать в условиях противодействия партнера. Поэтому правильный подбор спарринг-партнеров (сильных и слабых, отличных по весу, росту, уровню подготовленности, манере ведения боя и т.п.) позволяет решать большую часть задач технико-тактической подготовки.
 
  2.2.5. Методика применения боксерских "лап" на
  различных этапах обучения
  Как известно из теории и методики физического воспитания (Матвеев Л.П., 1977 и др.) процесс обучения двигательным действиям состоит из трех этапов: I - начальное разучивание, когда осваиваются основы техники; П этап - углубленное разучивание, закрепление основ техники и разучивание деталей; Ш - этап совершенствования, который заканчивается вместе со спортивной карьерой.
  По мнению специалистов (Келлер В.С.,1967 и др.) процесс совершенствования техники в единоборствах должен проходить в условия противодействия партнера.
  Педагогические наблюдения, проведенные на протяжении ряда лет, позволили выявить некоторое несоответствие данному выводу методики применения на практике боксерских "лап". Согласно классификации средств в боксе (Джероян Г.О., Худадов Н.А.,1971), упражнения на "лапах" можно отнести к разделу специально-подготовительных. "Лапы" - это универсальный снаряд тренера, который может использоваться с различными целями, т.к.:
 - совершенствование техники одиночных ударов;
 - совершенствование техники серий ударов;
 - соединение ударов и защит, последовательность их выполнения;
 - развитие физических качеств;
 - функциональной подготовки;
 - "моделирование" известного противника;
 - и. т. подобное.
  На практике, при совершенствования техники упражнений на "лапах" создаются, как правило, почти всегда, облегченные, идеальные /тепличные/ условия для выполнения упражнения. Это возможно и даже необходимо, если такой подход проводится задолго до соревнований с целью реализации принципа доступности. Но парадокс заключается в том, что по мере приближения к соревнованиям характер самой работы не изменяется, а объем, при этом, значительно увеличивается.
  От чего это происходит? На наш взгляд, причина чисто психологическая. Тренер рассуждает таким образом, что чем ближе соревнования, тем больше вниманья надо уделить спортсмену, а выражается это /внимание/ через время, которое он работает с ним на "лапах", т.к. в этом случае он (тренер) наиболее близок к спортсмену.
  Опытные тренеры, по тому как спортсмен работает на "лапах", могут определить степень его готовности к соревнованиям.
  КАКОЙ вывод, а правильнее выход, напрашивается из выше сказанного? Есть два пути:
  Первый - изменить временное соотношение, а именно - больший объем работы на "лапах" сместить на подготовительный к соревнованиям мезоцикл, с последующим снижением объема и заменой специальными упражнениями /условные и вольные бои/, где большое значение имеет умелый подбор спарринг-партнеров.
  Второй, в дополнение к первому - изменение самой методики держания "лап" по мере приближения к соревнованиям:
  а/ внести элементы неожиданности, т.е. дать спортсмену промахнуться, не подставить "лапу" под удар, дать необычные исходные положения для ударов и защит и т.п.
  б/ моделировать на "лапах" будущего конкретного /если он известен/ соперника и т.п.
  Все это, на наш взгляд, будет способствовать не только закреплению техники, но и увеличению её вариативности и лучшей приспособляемости к сопернику.
 
 2.3. Совершенствование физической подготовки
  Физическая подготовка в боксе - это процесс воспитания физических качеств и способностей, необходимых для ведения боксерского поединка. В теории бокса условно принято выделять четыре основных физических качества: быстроту, силу, выносливость и ловкость (К.В.Градополов,1965 и др.).
  2.3.1. Методика развития быстроты
  Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции (Л.П.Матвеев, А. Д. Новиков, 1976).
  При оценке проявлений быстроты различают:
  1.Латентное время двигательной реакции;
  2.Скорость одиночного движения;
  3.Частоту движений.
  Быстрота двигательной реакции оценивается латентным временем /0,14 - 0,26 сек/. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал / например - известная защита в ответ на известный удар партнера/. Время зрительно-моторной реакции у спортсменов колеблется от 0,10 сек до 0,25 сек. При воспитании быстроты простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром, реагировании на внезапном появляющийся сигнал или на изменение окружающей среды.
  А.П.Рудик (1967) отмечает наличие трех типов простых реакций, в зависимости от того, на что сосредоточено внимание боксера.
  Первый тип (сенсорный) - когда боксер сосредотачивает свое внимание на появлении сигнала (например - атака каким- либо ударом), он напряженно ждет его, мобилизовав все свое внимание, (в то время как двигательные центры его коры больших полушарий находятся в заторможенном состоянии). В этом случае спортсмен излишне скован, движения его вялы, и запаздывают в ответ на сигнал. Чаще всего это бывает в случаях, когда боксер, опасаясь, ждет сильного удара противника (В.М.Клевенко, 1968). В среднем у боксеров скрытый период сенсорного типа реакций равен 0,16 -0,22 сек.
  Второй тип реакции - моторный. В данном случае боксер сосредотачивает все свое внимание на подготовке начала движения. При этом двигательные центры коры головного мозга возбуждены и находятся в стартовом состоянии. Возбуждение доходит до двигательного участка коры больших полушарий мозга и встречают там уже подготовленные нервные формулы ответного движения, и соответствующие двигательные импульсы мгновенно устремляются к органам движениям. В результате этого исполнительный сигнал действия противника - сводится к простому "пусковому сигналу", на который срабатывает готовый ответ.
  Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассмотреть на при мере двух типов: реакции на движущийся объект (РДО) и реакции выбора..
  Реакция на движущийся объект имеет большое значение в боксе, так как цель (противник) все время находится в движении, меняет дистанцию и место положения, выполняет движения туловищем, удары, защиты. Развивается данный тип реакции в упражнениях с партнером, а также на таких боксерских снарядах, которые получают большие колебательные движения (пневматические груши, мячи на растяжках, пунктболы и т.п.) (Г.И.Шатков, А.Г.Ширяев, 1982).
  Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера. Например - противник может атаковать любым ударом, а боксер выбирает, в зависимости от этого. Нужную защиту или встречный удар.
  Реакция предугадывания имеет в своей основе способность спортсмена к вероятностному прогнозированию действий противника. К примеру - на ближней и средней дистанциях требуется меньше времени для нанесения удара, чем для выполнения защиты. Поэтому внимание молодого боксера должно быть направлено на восприятие не самого действия, а подготавливающих его движений.
  В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
  -Техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;
  -Они должны быть освоены занимающимися настолько хорошо, чтобы во время движения волевые усилия были направлены не способ, а на скорость выполнения;
  -Их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает - 10 - 15 сек.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу