<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Для воспитания частоты движения (количества движений в ед. времени) рекомендуется задавать темп выполнения упражнения голосом (проговаривая - "та-та-та", "раз-два-три" и т.п.) чем спортсмен быстрее сможет проговорить, тем быстрее выполнит.
  Быстрота в боксе проявляется при выполнении одиночных ударов в атаке и контратаке, выполнении защит, серий ударов, соединении ударов и защит, подготовительных и ложных действиях, передвижениях и перемещениях, переключениях от одних действий к другим.
 2.3.2. Методика развития силы
  Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.
  Принято выделять такие виды силовых способностей:
  1.Собственно силовые (в статических и медленных режимах). В боксе это могут быть захваты противника в ближнем бою, освобождение от захватов, подставки рук пол сильные улары противника, напряжение мышц брюшного пресса при ударах по туловищу, давление противника и т.п.
  2. Скоростно-силовые способности. При воспитании способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений широко используют метод повторно-прогрессирующего упражнения. В данном случае максимальное силовое напряжение создается посредством перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. Важную разновидность составляет "взрывная сила" - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (например - удар в боксе). Таким образом, силовые качества у боксеров тесно связаны с быстротой и выносливостью. Силовые качества зависят от деятельности центральной нервной системы, поперечного сечения мышечных волокон, их эластичности, биохимических процессов происходящих в мышцах. Немалая роль в проявлении мышечной силы принадлежит волевым усилиям.
  Средствами воспитания силы являются упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения делятся на две группы (Л.П.Матвеев, 1976).
 1. Упражнения внешнего сопротивления обычно используют:
 а) вес предметов;
 б) противодействие партнера;
 в) сопротивление упругих предметов;
 г) сопротивление внешней среды;
  Упражнения, отягощенные весом собственного тела.
  Упражнения с тяжестями удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать.
  Наряду с приведенной классификацией силовых упражнений нужно учитывать деление их по степени избирательности воздействия, а также по режиму функционирования мышц - статические и динамические, собственно силовые и скоростно-силовые, преодолевающие и уступающие. Одной из важнейших проблем при воспитании силовых способностей заключается в выборе величины сопротивления, оптимальном темпе выполнения упражнений, скорости.
  Максимальное силовое напряжение может быть создано различными путями:
 1.Преодолением непредельных отягощений с предельных числом повторений;
  2.Предельным увеличением внешнего сопротивления;
  3.Преодолением сопротивлений с предельной скоростью;
  В первом направлении - использование непредельных отягощений с предельным числом повторений, работа выполняется "до отказа". Как в шутку говорят тренеры "такие упражнения спортсмен выполняет, сколько сможет и после этого еще три раза".
  Величину отягощений (сопротивлений) можно дозировать по следующим критериям:
 - в процентах к максимальному весу;
  - по разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса);
  - по числу возможных повторений в одном подходе /вес, который можно поднять максимум 10 раз и т.п.).(Табл.6).
 
 
 Таблица 6.
 № п/п Обозначение веса (сопротивления) Число возможных повторений в одном подходе (ПМ) 1. Предельный 1 2. Околопредельный 2-3 3. Большой 4-7 4. Умеренно большой 8-12 5. Средний 13-18 6. Малый 19-25 7. Очень малый Свыше 25 "Работа до отказа" не выгодна в энергетическом отношении, кроме того приходится выполнять большую механическую работу, чем при повышенных отягощениях, чтобы получить такой же тренирующий эффект. Вместе с тем такая работа имеет и свои достоинства:
  1.Большая степень энерготрат может быть полезной, если занятия проводятся с оздоровительной направленностью;
  2.Упражнения с непредельными нагрузками дают большие возможности
 контролировать технику;
  3.Позволяют избежать травм;
  Существенно, наконец, что на первых порах эффективность воспитания силы почти не зависит от величины сопротивления, коль скоро эта величина превосходит определенный минимум (40% от максимума).
  С увеличением продолжительности занятий преимущество максимальных отягощений сказывается все более четко. В тренировке высококвалифицированных спортсменов непредельные отягощения используются как дополнительные методы. Например: величина сопротивления устанавливается в пределах "большой" и "умеренно большой". По мере развития силы величина сопротивления соответственно изменяется, если ученик отжимается в упоре лежа с опорой о гимнастическую скамейку и его сила возрастает настолько, что он выполняет упражнение 10-12 раз, то упражнение нужно усложнить так, чтобы его можно было выполнить лишь 4-7 раз (скажем, делать сгибание - разгибание рук в упоре лежа на полу, затем тоже с опорой ногами о гимнастическую скамейку и т.п.).
  Второе направление - использование предельных и околопредельных отягощений. Предельный тренировочный вес, это тот наибольший вес, который можно поднять без значительного эмоционального возбуждения (это вес обычно на 10-15 % меньше максимального).
 2.3.3. Методика развития выносливости
  Выносливостью называется способность противостоять утомлению и поддерживать высокую работоспособность на протяжении всего боксерского поединка. Одним из критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. При прямом способе испытуемому предлагают вести бой в высоком темпе в течение всех пяти раундов. Для полдержания высокой плотности поединка партнеры боксируют по одному раунду (всякий раунд - "свежий" партнер). Но этот способ практически не всегда удобен. Для измерения выносливости в соревновательных условиях пользуются косвенными способами. Для этого производят расчет коэффициента выносливости:
  Коэф.выносл.= КЭБД за 3 раунд/КЭБД за весь бой
  (Коэффициент эффективности боевых действий)
  КЭБД = КЭА + КЭЗ
  (Коэффициент эффективности атаки) КЭА = Кол-во уд-в достигших цели/Общее количество уларов
  (Коэффициент эффективности защиты) КЭЗ = Число парированных ударов/Общее кол-во ударов
  В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости. Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходиться продолжать упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления. В бою боксер испытывает высокую эмоциональную нагрузку (особенно в длительных турнирах) ему приходиться решать тактические задачи, все время фиксируя движения противника. Во время боя работают активно не менее 2/3 мыши, что вызывает большой расход энергии и предъявляет высокие требования к органам дыхания и кровообращения. О состоянии и возможности развития выносливости можно сулить по таким показателям: как минутный объем дыхания, максимальная легочная вентиляция, жизненная емкость легких, минутный и ударный объем сердца, частота сердечных сокращений, скорость кровотока, содержание гемоглобина в крови.
  Основой выносливости у боксеров является хорошая общефизическая подготовка, отлично поставленное дыхание, умение расслаблять мышцы между активными ударными "взрывными" действиями и совершенствование технических приемов, т.к. чем больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц участвует в выполнении движения (М.И.Романенко, 1985).
  На процесс утомления боксера влияют несколько факторов:
  1)Интенсивность действий;
  2)Частота их повторений;
  3)Продолжительность действий;
  4)Характер интервалов между ними;
  5)Стиль и манера ведения боя противником;
  6)Действие свивающих факторов, в том числе и полученных ударов.
 2.3.4. Методика развития ловкости
  Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Критериями ловкости могут служить координационная сложность двигательных действий и точность движений. В боксе ловкость проявляется в быстроте преобразования (перестройки) движений в соответствии с требованиями изменившихся условий поединка.
  По мере углубления спортивной специализации ведущей линией методики воспитания координационных способностей становится введение фактора необычности при выполнении привычных действий, с тем, чтобы обеспечить возрастающие требования к координации движений.
  Таблица 7.
 
 № Содержание методического приема (по Л.П.Матвееву, А.Д.Новикову)
 Примеры 1. Введение необычных исходных положений. Ведение боя в разных стойках: высокая, низкая, лево-право-сторонняя. Веление боя не в своей стойке. 2. "Зеркальное" выполнение упражнений. Ведение боя в разных стойках: высокая, низкая, лево-право-сторонняя. Веление боя не в своей стойке. 3. Изменение скорости или темпа движений. Выполнение боевых действий с различной скоростью и в разном темпе. 4. Изменение пространственных границ в которых выполняется упражнение. Проведение тренировки в зале и на открытом воздухе. Проведение спаррингов на уменьшенном (разделенном канатами) ринге. Спортивные игры на уменьшенной площадке 5. Смена способов выполнения упражнения. Выполнение ударов, зашит, передвижений различными способами. 6. Осложнение упражнений дополнительными движениями Выполнение серий ударов: в прыжке, после прыжка с поворотом на 360?; после нескольких кувырков через голову; после серии поворотов и т., п. 7. Изменение противодействия занимающихся в парных или групповых упражнениях. Ведения боя с различными по стилю, (весу, росту и т.п. партнерами. Ведение боя с двумя партнерами; "стенка на стенку". Применение разных тактических комбинаций. 8. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях. Выполнение боевых действий в различных сочетаниях, ранее неизвестных 9. Усложнение координации движений с помощью заданий типа жонглирования. Жонглирование теннисным мячом:
 в - ведение теннисного мяча об п пол;
 - - броски и ловля об стенку:
 - ловля теннисного мяча, отпущенного другой рукой и т.п. 10. Варьирование тактических условий. Ведения боя с различными спарринг партнерами. 11. Введение дополнительных объектов действия и специальных раздражителей, требующих срочной перемены действий. Бой с использованием партнерами "стенка на стенку"; игровые упражнения с увеличенным числом мячей; проведение тренировок при зрителях 12. Направленное варьирование внешних отягощений. Работа с молотками, гантелями, в перчатках различного веса, с утяжелителями, амортизаторами и т.п. 13. Использование различных материально-технических и естественно-средовых условий занятий для расширения диапазона вариативности двигательных навыков. Выполнение упражнений на различных снарядах (пневматических и насыпных грушах, мешках, чередование мест занятий)на свежем воздухе и в зале, на разных спортивных сооружениях) Упражнения, направленные для развития ловкости, довольно быстро приводят к утомлению. В тоже время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения следует выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.
  Проявление ловкости во многом зависит от умения спортсмена расслаблять мышцы. Напряженность, скованность движений отрицательно сказывается на результат. Мышечная напряженность проявляется в трех формах: 1. повышенное напряжение в мышцах в условиях покоя /тоническая напряженность/; 2. недостаточная скорость расслабления /скоростная напряженность/; 3. в фазе расслабления мышца остается возбужденной вследствие несовершенной двигательной координации /координационная напряженность/.
  Для борьбы с тонической напряженностью применяют упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем /типа потряхиваний, свободных махов и т.п./, упражнения на растягивание, плавание, массаж. Для увеличения скорости расслабления мышц используют упражнения, такие как: метание, броски и ловля набивных мячей, рывок и толчок штанги, сильные удары на снарядах.
  Координационная напряженность постепенно преодолевается следующими путями: 1. Разъяснение необходимости выполнять движения на напряженнее,легко, свободно. 2.. Применение специальных упражнений на расслабление: /По И.В.Левицкой/ а/ упражнения, в процессе выполнения которых мышцы переходят от напряженного состояния к расслабленному; б/ упражнения, в которых расслабление одних мышц сочетаются с напряжением других; в/ упражнения, в которых требуется поддерживать движение по инерции расслабленной части тела за счет движения других частей; г/ упражнения, по ходу которых занимающимся предлагают самим определить моменты отдыха и за это время максимально расслаблять мышцы. При выполнении упражнений на расслабление напряжение мышц должно сочетаться со вдохом и задержкой дыхания, расслабление - с активным вдохом. Для того, чтобы движение было свободным, не напряженным рекомендуется при его выполнении петь, улыбаться, закрыть на мгновение глаза, следить за мимикой /напряженность четко выражается в мимике/. При выполнении движений нужно напрячь мышцы всего тела /с задержкой дыхания/, потом резко расслабится /с форсированным выдохом/ и немедленно начать движение. Полезно выполнять упражнение в состоянии утомления, т.к. утомление заставляет концентрировать усилия лишь в необходимые моменты.
  Проявление ловкости обуславливается и способностью боксера поддерживать равновесие. Воспитывать способность к поддержанию равновесия можно двумя путями: первый путь - применение упражнений на равновесие. Второй - применение упражнений к прямолинейным и угловым ускорениями /кувырки, спурты, прыжки с поворотом, уклоны и нырки с большой амплитудой и т.п./Во многом ловкость зависит от умений боксера оценивать расстояние до какого-нибудь предмета / противника, канатов ринга и т.п./.
 2.4. Программа педагогического тестирования боксеров
 с целью отбора в сборные команды
 2.4.1.Технико-тактическая подготовленность
 Таблица 8
 № СОДЕРЖАНИЕ
 (модельные характеристики) Оценки 5 4 3 2 1 Коэффициент эффективности атаки 0,26-0,28 0,20-0,25 0,15-0,19 Менее 0,15 2 Коэффициент эффективности защиты 0,70-0,75 0,60-0,69 0,50-0,59 0,50 3 Коэффициент эффективности боевых действий 0,90-0,99 0,80-0,89 0,70-0,79 0,70 4 Коэффициент эффективности подготовительных действий 0,65-0,75 0,60-0,64 0,50-0,59 0,50 5 Коэффициент эффективности ситуативных действий 0,80-0,85 0,70-0,79 0,60-0,69 0,60 6 Коэффициент выносливости (количественные показатели) 1,00-1,02 0,90-0,99 0,80-0,89 0,80 7 Количество ударов за бой (4х2) 180-210 150-179 130-149 130 8 Количество серий ударов 15-18 10-14 5-9 5 9 Разнообразие технико-тактических приемов 20-24 15-19 10-14 10
 2.4.2. Физическая подготовленность
 Таблица 9
 
 
 №
 Содер- жание Оц-ка ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ 48-51 54-57 60-64 69-75 81-91 91+ Рез-т Рез-т Рез-т Рез-т Рез-т Рез-т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Бег 30 м (с) 5 4,2 -//- -//- -//- -//- -//- 4 4,3 -//- -//- -//- -//- -//- 3 4,4 -//- -//- -//- -//- -//- 2 Бег 100м (с) 5 13,0 12,7 12,6 12,8 13,0 13,1 4 13,1 12,9 12,8 13,0 13,1 13,3 3 13,3 13,0 13,1 13,2 13,4 13,5 3 Бег 11 мин (м) 5 3300 3400 3500 3450 3350 3250 4 3150 3250 3300 3300 3200 3100 3 3050 3150 3150 3150 3100 3000 4 Бег 4х2 мин (м) 5 700 -//- -//- -//- -//- -//- 4 600 -//- -//- -//- -//- -//- 3 500 -//- -//- -//- -//- -//- 5 Прыжок в длину с места (м) 5 Св.2,30 Св.2,45 Св.2,55 Св.2,65 Св.2,75 Св.2,80 4 2,25-2,30 2,35-2,45 2,45-2,55 2,55-2,65 2,60-2,75 2,75-2,80 3 2,20-2,25 2,25-2,35 2,30-2,45 2,35-2,55 2,45-2,60 2,50-2,75 6 Толчок штанги М-собств. вес + кг 5 м+9,0 м+12,0 м+15,0 м+18,0 м+21,0 м+10,0 4 м+6,0 м+8,0 м+10,0 м+12,0 м+14,0 м+8,0 3 М+3,0 М+4,0 М+5,0 М+6,0 М+7,0 М+6,0 7 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 5 30 33 35 33 30 25 4 25 30 30 30 25 20 3 20 25 23 25 22 18 8 Подъем ног к перекладине (кол-во р) 5 45 -//- -//- -//- -//- -//- 4 30 -//- -//- -//- -//- -//- 3 15 -//- -//- -//- -//- -//- 9 Сгибание рук в упоре (кол-во раз) 5 90 -//- 100 -//- 90 -//- 4 80 -//- 90 -//- 80 -//- 3 70 -//- 80 -//- 70 -//- 10 Ядро. Слаб рук. (м) 5 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 4 8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 3 8,0 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 11 Ядро.
 Сильной рукой (м) 5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 15,5 4 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 3 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 14,5 12 Подтягивание на перекладине 10 раз (сек) 5 8 8 9 10 11 12 4 9 9 10 11 12 13 3 10 10 11 12 13 14
 
 2.4.3. Психофизиологические показатели
 Таблица 10
 № Содержание оценки 5 4 3 2 1 Время двигательной реакции (мс) 270-294 295-318 319-344 Более 343 2 Латентный компонент (мс) 180-184 185-188 189-193 Более 193 3 Моторный компонент (мс) 90-110 111-130 131-150 Более 150 4 Максимальная частота движений (кол-во движений)
 за 5 сек
 за 10 сек
 за 20 сек 70-65 64-59 58-55 Менее 55 135-120 119-110 109-100 Менее 100 240-235 229-220 219-210 Менее 210 5 Время ошибок РДО (мс) 10-15 16-20 21-26 Более 26
 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
 1. Коэффициент эффективности атаки определяется отношением ударов, достигших цели, к числу нанесенных ударов (Фролов О.П.,1966)
  2. Коэффициент эффективности - защиты - отношением числа парированных ударов к общему числу ударов.
  3. Коэффициент эффективности боевых действий - сумма коэффициентов атаки и защиты.
  4. Коэффициент эффективности подготовительных и ситуативных действий рассчитывается аналогичным образом.
  5. Коэффициент выносливости определяется отношением коэффициента боевых действий в 4-м раунде к аналогичному коэффициенту за весь бой.
  6. Время реакции и ее латентный и моторный компоненты изучаются на приборе КОПФ по методике К.К. Платонова экспериментатор включал одновременно два секундомера, что служило сигналом для испытуемого, который Должен был как можно быстрее и кратчайшим путем перенести руку с одной специальной площадки на другую, находящуюся на РАСстоянии 50см от первой. После снятия руки с первой площадки останавливался секундомер, который показывал время латентного компонента реакции, другой секундомер останавливался после нажатия испытуемым рукой на площадку, показывал общее время двигательной реакции. Разница величинами общего времени реакции и латентного компонента составляла величину времени моторного компонента.
  7. Точность РПО определяется на одном из секундомеров установки КОПФ. Перед испытуемым ставилась задача: остановить стрелку точно на заданном делении секундомера. Из полученных для каждого испытуемого данных вычислялись следующие показатели: количество точных определении: количество преждевременных реакций (- ошибка): количество запаздывающих реакций (+ ошибка); размах вариаций времени ошибки; коэффициент точности (%- отношение суммы точных ответов +/- 0,01 сек к общему количеству определений); средняя величина ошибки; дисперсия; среднее квадратическое отклонение: ошибка средней арифметической величины: коэффициент вариации.
  8. Максимальная частота движений определяется на приборе КОПФ, где испытуемый передвигает электрический контакт в прорези длиной 3 см. Количество движений регистрировалось электрическим счетчиком.
  Для повышения качества педагогических наблюдений необходимо использовать видеотехнику.
 
 2.5. Основы многолетней подготовки единоборцев
  Многолетняя подготовка единоборцев - это педагогический процесс постепенного превращения начинающего спортсмена в мастера спорта международного класса. Процесс многолетней подготовки единоборцев высокой квалификации сложен и трудно управляем, несмотря на это, специалисты выделяют как минимум три концепции решения этой проблемы: искусственно-естественного отбора, организационно-управленческую и деятельностную (Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов, 1999). В реальной практике в чистом виде они встречаются редко. Как правило, каждый тренер формирует собственную концепцию, стараясь взять все лучшее из опыта предшественников, однако при этом не всегда удается избежать и ошибок.
  Основная идея искусственно-естественного отбора сводится к следующему. Необходимо найти талантливого единоборца, создать ему хорошие условия для жизни и регулярных тренировок, обеспечить сильными спарринг-партнерами и тренировать его, используя большие по объему и интенсивности нагрузки. При этом часто сознательно идут на усложнение "жизни" молодым талантливым спортсменам, привлекая их, без скидок на возраст, к тренировкам единоборцев более высокой квалификации. Такую систему называют "волчий круг". Тренеры убеждены: если спортсмен выдержит это, он будет непобедим. Сторонников такого подхода не так мало, поскольку благодаря нему (а может быть и вопреки) было подготовлено немало выдающихся спортсменов.
  Несколько отличается от первой концепции, но все же к ней очень близка та, которую назвали организационно-управленческой. Авторы ее (Бауэр В.Г., 1994; Туманян Г.С.,1985,1989 и др.) также считают необходимым работать с талантливыми спортсменами, но в отличие от сторонников искусственно-естественного отбора они предлагают организовать планомерное и последовательное прохождение учебных программ с ежегодным переводом успевающих спортсменов в старшие группы.
  Поскольку эти концепции весьма близки, отмечают их общие недостатки:
  1.Спорт, организованный таким образом, перестает быть средством приобщения огромной массы людей к ценностям физической культуры. Тренерам платят за спортивные результаты их учеников, и те стремятся работать только с перспективными спортсменами, отлучая от спорта всех остальных.
  2. В спорт высших результатов, несмотря на низкую вероятность достижения успеха, втягивают не оправдано большое число молодежи. (Пилоян Р.А., 1990,1998 и др.).
  З. В том и в другом случае в спорте доминирует "борьба" между тренерами за "золотую рыбку", роль которой отводят перспективным спортсменам.
  Предпосылкой формирования деятельностной концепции многолетней подготовки единоборцев послужили: анализ спорта с позиции теории деятельности (Демин В.А.,1975; Пилоян Р.А., 1985; Пилоян Р.А., Шахмурадов Ю.А., 1997 и др.), обобщение передового практического опыта работы тренеров.
  Многолетняя подготовка единоборцев состоит из четырех этапов, каждый из которых содержит решение задач, направленных на овладение соответствующими разделами деятельности спортсмена в конкретном виде единоборств. Выделенные этапы и задачи, решаемые на них, связаны между собой педагогической логикой овладения сложной деятельностью, а также содержат критерии определения той степени мастерства, которую достиг на данный момент конкретный спортсмен. Для продвижения спортсменов по этапам многолетней подготовки, особенно при отборе в группу высшего мастерства, рекомендуется ориентироваться не только на возраст, спортивные разряды и другие квалификационные признаки, но, прежде всего, на успешность решения поставленных, на каждом этапе, задач.
  В таблице 11 представлена деятельностная концепция многолетней подготовки единоборцев в виде этапов этого длительного процесса, задач, стоящих перед тренером и целей, к которым должен стремиться спортсмен.
 
 
 
 
 
  иТаблица 11.
 
 
 Этапы
 
 Задачи, решаемые тренером
 
 Цель спортсмена Временной диапазон (кол-во лет) Начальной подготовки 1.Привить и сохранить интерес и привязанность избранному виду спорта.
 2. Добиться всесторонней психофизической подготовленности спортсменов.
 3. Обучить учеников основам ведения поединков. Овладеть школой конкретного вида единоборств. 2-5 Углубленного совершенствования 1.Выявить и закрепить индивидуальный арсенал коронных атакующих действий.
 2.Привить вкус к комбинационному единоборству.
 3.Создать предпосылки овладения тактикой ведения поединка.
 4.Подводить спортсмена к главным соревнованиям года в состоянии наивысшей готовности.
 5.Сформировать мотивацию спортивной деятельности.
  Попасть в число перспективных спортсменов города, области, республики, страны. 2-5 Реализация индивидуальных возможностей 1.Сформировать у единоборцев мотивацию достижения высшего результата.
 2.Закрепить индивидуальный стиль ведения поединка.
 3.Сформировать собственную тактику участия в крупнейших соревнованиях. Добиться наивысшего результата на Российских и международных соревнованиях среди взрослых 1-10 Выход из спортивной деятельности Организовать безболезненный переход спортсмена к другой деятельности. Полнее реализовать себя, свой опыт и потенциал, накопленный в спорте До конца жизни
  Поясняя таблицу 11, отметим, что в нее включены лишь специфические задачи по обучению, совершенствованию и формированию личности. Что же касается задач общевоспитательного, образовательного и развивающего плана, их тренер решает совместно с семьей и школой. При этом могут возникать противоречия, которые, как правило, касаются мотивационной сферы и будут затронуты в соответствующих разделах.
 
 2.5.1. Этап начальной подготовки
  Первая проблема, с которой сталкивается любой тренер, связана с комплектованием группы начальной подготовки. По этому вопросу существует множество работ, однако, из них выделяется одна написанная Е.И. Гамалем и Ю.Г. Бураковым (1991). Авторы авторитетно утверждают, что выявить талант можно только, удержав ребенка в группе и научив его основам единоборств. Более того, истинный талант нельзя раскрыть даже после нескольких лет занятий спортом, поскольку никакие тесты, ни тренерский опыт не позволяют разглядеть даже в зрелом спортсмене, не говоря уже о новичке, будущего чемпиона. История единоборств хранит печальные примеры того, как будущим чемпионам вешали ярлыки бесперспективных. Таланты нужно не только искать, но и готовить так, чтобы полнее раскрыть их индивидуальность.
  К сожалению, в нашей стране работа спортивных школ организована таким образом, что отбором начинают заниматься при первом знакомстве с будущими учениками. Мы убеждены, что его надо проводить только при зачислении в группы высшего мастерства, когда начинается профессиональная подготовка спортсмена.
  Потребности детей, набор и сохранение групп занимающихся. Для успешного решения этих задач следует знать, что приводит детей и подростков в спортивные залы, где идут тренировки по конкретным видам спорта. Их приводит та или иная потребность, а возможно и целый комплекс из нескольких потребностей. Потребностная сфера весьма сложна и мало изучена, но главное заключается в том, что именно разобравшись с основами знаний о потребностях людей, тренер начинает постигать психологию, а, следовательно, и становится настоящим педагогом (Леонтьев А.Н.,1971; Пилоян Р.А.,1984).
  Потребности - это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Наличие их является серьезной предпосылкой активности индивида. Самая простейшая классификация позволяет все потребности разделить на две группы: биологические и социальные. В первую входит потребность в кислороде, воде, пище, продолжении рода, движении и т.п. Они очень важны, но напрямую почти не влияют на приход потенциального ученика в спортивный зал. Пожалуй, исключение составляет потребность в движении, поскольку именно она подчас приводит двигательно-активных (моторных) детей в спорт. Во вторую группу входят так называемые социальные потребности: в познании, общении, оценке окружающих людей, самоутверждении, самореализации и т.п. Они возникли на заре развития человека как вида, в период объединения с другими себе подобными людьми, в родоплеменное сообщество с целью совместного выживания.
  Главное, что нужно знать тренеру о потребностях, это об их предметной основе. Дело в том, что потребность как бы дремлет в человеке и начинает активно направлять его мысли и поступки только после того, как найдет предмет своего удовлетворения. Психологи называют этот момент опредмечиванием потребности, началом формирования мотивации (Леонтьев А.Н.,1971).
  Важно подчеркнуть, что в основе ее формирования лежат потребности, причем не сами по себе, а нашедшие предмет собственного удовлетворения. Знание данной особенности потребностной сферы очень важно для понимания причин безудержного стремления детей и подростков в спортивную секцию по конкретному виду спорта. Именно, исходя из этих знаний, при наборе не следует ограничиваться лишь вывешиванием объявлений. Необходимо прийти в общеобразовательную школу со своими учениками и наглядно показать, что могут делать те, кто занимается данным видом спорта. Не следует надеяться на случай и телевидение, а самому показать перспективу овладения боксом, карате, борьбой и другими видами единоборств.
  Далее тренер должен знать, что потребности по мере их удовлетворения гаснут, а при невозможности их удовлетворения ребенок находит другой путь, вплоть до смены места занятия и даже вида спорта. Поэтому очень важно проводить тренировки разнообразно, насыщенно с тем, чтобы они соответствовали потребности и тех, кто испытывает нужду в общении и тех, кто нуждается в новых знаниях, а также желающих завоевать уважение в школе, микрорайоне или семье. В связи с проблемой сохранения групп тренеру следует знать, что потребности в общении, познании, движении могут привести ребенка и даже на некоторое время удержать в стенах спортивного клуба, особенно последняя из них. Однако если стремиться к тому, чтобы конкретный вид спорта вошел в жизнь ученика надолго, даже может быть навсегда, следует актуализировать в его сознании потребность в оценке окружающих людей. Во-первых, эта потребность, которую иногда еще называют самовыражением, самоутверждением, сыграла огромную роль в развитии человеческого общества. Многие открытия в науке и культуре, гражданские подвиги в производственной сфере были достигнуты благодаря именно этой потребности. Во-вторых, здоровое честолюбие присуще всем без исключения людям. Главное его актуализировать (пробудить), то есть связать в сознании индивида потребность в самоутверждении со спортивным результатом, как главной составляющей предмета спортивной деятельности. Успешное решение этой задачи приведет к тому, что для конкретного подростка единоборство на долгие годы станет любимым занятием, он преодолеет все трудности на пути к овладению любимым видом спорта, полнее раскроет свои потенциальные способности.
  Интерес и привязанность к конкретному виду единоборств - это лишь первый шаг к формированию мотивации спортивной деятельности. Оба эти процесса взаимосвязаны, поскольку в их основе лежит один и тот же механизм. Следует отметить разницу между увлечением единоборствами, как интересной игрой, и занятие ими как деятельностью. В первом случае достаточно лишь интереса и привязанности, а единоборства следует рассматривать как дополнение к учебе и другим увлечениям ребенка. Во втором, необходима устойчивая мотивация, поскольку с талантливым учеником начнется профессиональная работа.
  Всесторонняя психофизическая подготовка единоборцев. В тренерской практике часто используют два близких по звучанию, но разных по смыслу словосочетания: физическая подготовка и физическая подготовленность. Первое означает - педагогический процесс повышения психофизических возможностей людей, а второе подразумевает результат психофизической подготовки, который выражается в уровне развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости и других показателей (здоровье, осанка, строение тела и т.п.). Кроме того, тренер должен знать определения всех пяти психофизических качеств, уметь доступными методами измерять их уровень и владеть средствами и методами повышения двигательных кондиций своих учеников.
  Под силой принято понимать способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему за счет мышечных усилий. Тесно с силой взаимосвязана быстрота, под которой обычно понимают способность человека совершать действия или операции в минимальный, для данных условий, отрезок времени. Быстроту характеризуют три показателя: скрытое время простой двигательной реакции, время выполнения действия или операции, а также частота движений.
  Следует подчеркнуть, что пять психофизических качеств, выделены достаточно условно. Они довольно тесно взаимосвязаны между собой. Особенно наглядно это проявляется в ловкости, под которой рассматривают способность человека точно и быстро выполнять координационно-сложные действия. По существу ловкость берет на себя функцию управления.
  Выносливостью называют способность человека к длительному выполнению каких-либо действий без снижения их эффективности. Она зависит от согласованного функционирования многих органов и систем организма. (Коблев Я.К.,1990).
  И, наконец, последнее качеств - это гибкость, под которой подразумевают способность человека выполнить движения с большой амплитудой. Она зависит от состояния связок, суставов и хрящевых сочленений. Кроме того, на проявление гибкости влияют многие факторы (разминка, температура в зале, возраст и мотивация спортсмена и т.п.).
  Способы измерения уровня развития перечисленных качеств всегда волновали специалистов, поскольку наглядная демонстрация психофизических возможностей спортсмена, помимо прочего, имеет огромное педагогическое значение для повышения эффективности процесса тренировки.
  Тренер должен иметь собственный набор простейших упражнений, тестов и измерительных процедур, чтобы в ходе учебно-тренировочного занятия, по мере надобности, быстро и объективно выявить, насколько успешно идет процесс повышения физических кондиций учеников. Правильно организованное, в виде соревнований, тестирование помогает тренеру и ученикам судить о качестве тренировочного процесса и способствует повышению его эффективности, поскольку содержит большой эмоциональный заряд.
  Методика психофизической подготовки единоборцев должна, прежде всего, способствовать всестороннему развитию всех качеств, так как без этой базы нельзя рассчитывать на успешное овладение основами ведения единоборств. Лучше если она носит специализированный характер, поскольку спортсмену дано не много времени, чтобы максимально проявить себя в конкретном виде единоборств, поэтому, каждое, качество, следует, повышать, в условиях, близких к тому, что будет в соревнованиях. В вопросе выбора средств психофизической подготовки тренер должен опираться на концепцию сопряженного развития всех качеств в тех двигательных режимах, в каких они проявляются во время соревнований (Дьячков В.М.,1980). Допустим, следует совершенствовать не просто силу, а взрывную. К тому же не вообще, а при нанесении удара в боксе, карате или нанесении укола и удара в фехтовании и т. п.
  Уже на этом этапе следует приглядываться к индивидуальным особенностям психофизического развития учеников с тем, чтобы наиболее активно совершенствовать ведущие качества и подтягивать до оптимального уровня отстающие. Индивидуальные особенности детей тесно связаны с их мотивационной сферой. Если предложить для продолжения занятия на выбор несколько вариантов, то ловкие пойдут играть в футбол или баскетбол, выносливые выберут бег на длинную дистанцию, сильные пойдут в зал для поднятия тяжестей и т.п. Дело в том, что человек так устроен. Он любит делать то, что у него получается лучше. Надо поощрять это на начальном этапе, чтобы в дальнейшем на тех или иных преимуществах строить индивидуальное единоборство.
  Обучение основам ведения единоборств. Выделяют три направления обучения основам единоборств: на базе атакующих действий, поэлементный способ и построенный на основе понимания законов достижения победы в единоборствах. Это выделение также носит достаточно условный характер, так как, строго говоря, первые два подхода в чистом виде встречаются редко.
  Суть первого направления состоит в следующем. Прежде всего, тренер систематизирует все атакующие действия, имеющиеся в конкретном виде единоборства. Затем стремиться к тому, чтобы его ученики за два-три года овладели ими до уровня умений. Далее в течение последующих двух-трех лет тренер внимательно наблюдает за поединками своего ученика и фиксирует атакующие действия, которыми он побеждает. Очень важны два момента: -атакующие действия должны приносить успех на соревнованиях; -реализация их не может быть связана с ошибками соперника, а является следствием умелого введения противника в заблуждение.
  Необходимо указать на одну важную особенность обучения в единоборствах. Атакующее действие состоит из двух компонентов: подготовительного и результирующего. Совершенно ясно, что обучение приемам удара, броска и т.п. не является задачей большой педагогической сложности, поскольку существуют апробированные методы постепенного доведения этого элемента до автоматизма. В то же время, чтобы удар, бросок и т.п. были проведены на соревнованиях, этого недостаточно. Необходимо оснастить данный прием подготовительным элементом, в результате которого появится удобная для нанесения удара, укола, броска и т.п. ситуация. То есть необходимо, чтобы спортсмен владел не только приемом, но и целостным действием.
  Теперь вернемся к процессу овладения основами единоборств. В нем наступает решающий этап. Тренер вместе с учеником тщательно подбирает, к уже освоенному и приносящему победу приему, как можно, большее число тактических подготовок, превращая его в коронное атакующее действие. Как только это действие начинает приносить устойчивые результаты в соревновательных поединках с равными и более сильными единоборцами, процесс овладения основами единоборств считается завершенным.
  Это направление работы на начальном этапе имеет массу достоинств, начиная с прогрессивной опоры на атаку и, кончая возможностью не навязывать спортсмену действия, которые будут у него коронными, а позволяет ему как бы выбрать те способы атаки, которые подходят ему по особенностям психики, морфологии и физиологии.
  Суть поэлементного метода заключается в том, что двигательный состав конкретного вида единоборств разбивают на мельчайшие операции, их совокупности отдельные действия, комбинации и связки. Затем от простого к сложному овладевают этим арсеналом до уровня навыков. Считают, что единоборец, овладевший базовым набором перечисленных элементов и их сочетаний, может успешно вести поединки и добиваться победы, поскольку владеет основами единоборств.
  В отличие от первого подхода, поэлементный привлекает творческой возможностью, как бы, лепить мастера, из разумно подобранных элементов и это серьезное преимущество. Вместе с тем, ему присущи и недостатки. Поскольку жесткие автоматизмы не всегда сочленяются друг с другом, как требует соревновательное противоборство. В итоге может получиться так, что спортсмен, владеющий большим числом операций и действий на уровне навыков, в условиях соревнований будет проигрывать сопернику, поскольку не сможет их объединить в целостное противоборство.
  Прежде чем перейти к описанию третьего подхода, который основан на знаниях законов победы в единоборствах, остановимся на главной особенности, которая отличает эту группу видов спорта от всех остальных. Дело в том, что только в единоборствах спортсмен вынужден иметь одновременно две цели: атаковать и не быть атакованным. Эту особенность единоборств назвали законом двух целей (Пилоян Р.А.,1985). Необходимость учитывать этот закон усложняет процесс обучения и совершенствования, сводя порой на нет усилия тренера и спортсмена. Следующий закон авторы назвали законом отвлечения. Суть его в том, что вероятность атаки минимальна, если ей не предшествуют операции, направленные на соперника (угроза, вызов и т.п.) с целью отвлечь его от хода поединка или спровоцировать на неоправданные действия. Дело в том, что соперник, вынужденный защищаться, как правило, атаковать не может, поэтому, благодаря тактической подготовке, удается снять неопределенность (сложность) функционирования в условиях двойного выбора. Таким образом, любое отвлечение соперника от хода противоборства является ключом не только к нанесению удара, но и к победе в целом. Единоборец, владеющий не одним отвлечением, а целой системой, может не только нейтрализовать противника, но и навязать ему свои условия ведения боя. Одним словом, обучение, построенное с учетом этих двух законов, только и может решать эту задачу, связанную с овладением основами ведения единоборств.
  Суть предлагаемого подхода сводится к следующему. Тренер на начальном этапе должен процесс обучения и совершенствования вести в двух направлениях. Первое - связано с овладением всеми имеющимися, в конкретном виде единоборств, приемами атаки на уровне умений. Второе - сопряжено с овладением, на уровне навыков, как можно большим числом способов отвлечения соперника от хода ведения поединка с тем, чтобы научить спортсмена создавать благоприятные ситуации для проведения ударов в условиях соревновательного противоборства.
  Перечень вопросов для подготовки к зачету:
 1. Как организовать работу по набору в группы начальной подготовки ?
 2. Формирование любви и привязанности к боксу.
 3. Педагогические средства сохранения группы начальной подготовки.
 4. Общие представления о физической подготовке боксеров-новичков.
 5. Поэлементный метод обучения основам ведения боксерского поединка.
 6. Обучение основам ведения боксерского поединка через овладение атакующими действиями.
 7. Обучение ведению поединка на основе законов двух целей и отвлечения.
 
 2.5.2. Этап углубленного совершенствования
  Данный период многолетней подготовки единоборцев во многом оказывается решающим в становлении индивидуального мастерства спортсменов. С одной стороны, в это время спорт все больше вторгается в жизнь учеников, требуя профессионального отношения к себе. С другой, решающую роль начинает играть то, что принято называть способностями (Рубинштейн С.Л.,1976).
  Прежде всего, способности следует рассматривать как сочетание двух взаимосвязанных компонентов. Внешним являются операции, их совокупности и действия, которыми владеет спортсмен. К внутреннему компоненту способностей относятся психические процессы их регуляции в ходе деятельности (чувствительность анализаторных систем, межмышечная координация и т.п.). Это сложное строение способностей предопределяет и трудности, с которыми сталкивается тренер при их выявлении. Зачастую за более способного принимают того, у кого первый компонент развит лучше. Он благополучно усвоил способы ведения единоборств и это приводит к победам на начальном этапе. Гораздо сложнее судить о качестве процессов регуляции операциями и действиями. В дальнейшем ошибка, конечно, выяснится, но может быть слишком поздно, поскольку тот, кого тренер недооценивал, уже бросил спорт, а на того, которого переоценивал, впустую были затрачены время и силы. Поэтому на этапе углубленного совершенствования, по прежнему необходимо большие усилия прилагать для сохранения контингента занимающихся. Не делать скоропалительных выводов о степени талантливости учеников, пока они не освоят секреты спортивного мастерства. На завершающей стадии второго этапа можно будет судить о том, есть ли смысл единоборцу посвятить себя спорту профессионально. Причем этот вывод можно будет делать не только на основе спортивных достижений, но и опираясь на качество решения педагогических задач, стоящих на этапе углубленного совершенствования.
  Формирование коронных атакующих действий. На начальном этапе спортсмены овладели на уровне умений всеми приемами атаки из арсенала конкретного вида единоборств. Кроме этого у них есть устойчивые навыки отвлечения соперника от хода соревновательной борьбы (угрозы, выведения из равновесия, сковывания, теснения и т.п.). Теперь необходимо соединить эти компоненты атаки в целостные атакующие действия. Это направление процесса тренировки связано с реализацией трех законов единоборств: -закон коронной атаки, закон вариативности и стабильности атакующих действий и закон повторения без повторений.
  Суть первого сводится к тому, что без наличия в арсенале единоборца хотя бы одного коронного атакующего действия, не может быть мастера спорта международной квалификации.
  Второй заключается в том, что начальный компонент коронного атакующего действия должен быть максимально вариативен (спортсмен должен иметь множество способов отвлечения соперника). В то время как результирующий компонент коронного атакующего действия (укол, удар, бросок и т.п.), который принято называть приемом, должен быть минимально вариативен, то есть его основные переменные (время, пространство и сила) должны быть стабильны в оптимальном диапазоне изменения. Так, например, сам удар следует наносить максимально быстро и сильно по кратчайшей траектории с тем, чтобы всегда опережать защитные действия соперника. В спортивной борьбе А.А. Новиков действие этого закона назвал "принципом воронки".
  Третий, из перечисленных законов, был открыт Н.А. Бернштейном и суть его заключается в том, что даже самое простое действие человек выполняет каждый раз по новому. Так что устойчивость двигательного навыка зависит не от числа самих повторений, а от разнообразия условий, в которых эти повторения осуществляет спортсмен. Так, в единоборствах, если мы хотим, чтобы действие приносило успех в соревнованиях, мы должны его повторять в самых разных условиях, постепенно приближающихся к соревновательному противоборству. Вначале на месте, затем в движении и только после этого, постепенно увеличивая сопротивление партнера.
  Здесь необходимо остановиться еще на одной специфической особенности единоборств, связанной с законом повторения без повторений. У тренера по большинству видов единоборств очень мало рычагов для изменения условий, в которых спортсмен совершенствует действие или его элементы. По существу, этот рычаг связан с изменением степени сопротивления партнера и во многом зависит от многих факторов, таких как его квалификация, способность достоверно воспроизводить ситуацию единоборств, наконец, от заинтересованности помочь товарищу. И, тем не менее, самым эффективным приемом, позволяющим постоянно менять условия, в которых единоборец совершенствует атакующие и другие действия, остается смена спарринг-партнеров. Причем, важно подчеркнуть, что, на этапе углубленного совершенствования, каждый партнер получает задание - единоборство во время спарринга осуществлять в полную силу. Задача же тренера сводится к следующему. В зависимости от того, насколько успешно идет освоение отдельных элементов и действия в целом, менять более слабого партнера на более сильного или наоборот, сохраняя при этом накал подлинного поединка. На этапе профессиональной подготовки все меньше места остается "игре в поддавки".
  Теперь вернемся к задаче, связанной с формированием арсенала коронных атакующих действий. Тренер, внимательно наблюдая своего ученика на соревнованиях и анализируя его соревновательные поединки, снятые на видеокамеру, должен особое внимание обращать на те способы атаки, которые приносят ему успех не случайно. Они подходят ученику в связи с особенностями его психики, телосложения и физических возможностей. При этом он не просто использует ошибки соперника, а сам заставляет его ошибаться. Вот эти атаки, скорее всего и следует в дальнейшем совершенствовать, чтобы они стали коронными атакующими действиями. Если быть кратким, то следует, во-первых, расширять арсенал способов отвлечения соперника для нанесения удара, укола или осуществления броска; во-вторых, сокращать время удара, при максимуме взрывного усилия. И, наконец, в-третьих, все это совершенствовать в спаррингах, с различными по силе, весу и квалификации, партнерами.
  Основы формирования комбинационного стиля ведения боя. Специалисты по единоборствам знают, что комбинация это сложное технико-тактическое действие, состоящее из двух и более атак. Первая - заставляет соперника защищаться и тем самым создавать удобную ситуацию для неожиданного проведения другой неотразимой атаки. Таким образом формулируется очередной закон единоборств - закон комбинаций. Суть его сводится к тому, что комбинация всегда начинается с коронной атаки. Поэтому без наличия в арсенале единоборца коронных атакующих действий не может быть комбинационного стиля. Сказанное не означает, что комбинация не может быть завершена коронной атакой, просто она должна начинаться с другого атакующего действия, освоенного до того уровня автоматизма, который позволяет и его отнести к числу коронных или излюбленных атак.
  В общих чертах стратегия формирования комбинационного стиля сводится к следующему. Тренер вместе с учеником глубоко изучают все возможные варианты продолжения коронного атакующего действия, в случае возникновения непреодолимой защиты на всех стадиях его осуществления (в ходе подготовки, при сближении, во время реализации приема (удар, бросок т.п.). Найдя приемлемые варианты продолжения, их следует освоить в условиях, моделирующих поединок.
  Предпосылки овладения тактикой ведения боя. Тактика ведения поединка - это, по существу, способ выстраивания собственного поведения в бою с учетом особенностей соперника, своих двигательных возможностей, правил соревнований и складывающихся обстоятельств, с целью достичь победы с минимальными физическими и психическими издержками. Важной стороной тактики является наличие у спортсмена плана ведения поединка и способности его практически реализовать в ходе соревнования.
  Обучение тактике ведения поединков следует начинать с овладения всеми перечисленными действиями. Причем, в основе любого действия лежат сформированные еще на начальном этапе навыки отвлечения соперника от хода поединка. При помощи них можно повысить успешность не только атаки, но и других действий (разведка, защита, демонстрация активности, восстановление сил, удержание преимущества и т.п.). Так что, уже на начальном этапе закладывают фундамент будущего технико-тактического мастерства.
  Спортсмен при помощи перемещений, угроз атаки, выведения из равновесия, вызовов на атаку, сковывания и т.п., может, если требуют обстоятельства, провести разведку, нейтрализовать активность соперника, восстановить собственные силы или даже удержать преимущество. Причем, все это он должен делать настолько безупречно и убедительно, чтобы судьи не наказали его за нарушение правил. Помимо совершенствования действий атаки и контратаки, тренер значительное время должен отводить формированию навыков разведки, демонстрации активности, восстановления сил, удержания преимущества и т.п. Следует помнить, что в соревнованиях спортсмен будет делать лишь только то, что оттачивал на тренировке, в учебно-тренировочных поединках с разными, сопротивляющимися в полную силу партнерами.
  Тактика ведения поединка зависит не только от возможностей самого спортсмена, но ее, во многом, определяют особенности соперника. В большей мере это касается выбора дистанции противоборства. Противнику следует навязывать ту, на которой он чувствует себя менее уверено. Правда это правило касается только соревнований, на тренировках лучше поступать наоборот, ставя себя в невыгодные условия.
  Тактика ведения поединка не ограничивается кругом перечисленных вопросов. Она, прежде всего, связана с планированием собственных действий и умением эти планы выполнять на соревнованиях. В полной мере эта задача будет освещена при описании этапа реализации индивидуальных возможностей единоборцев. Здесь же, еще раз подчеркнем, что навязывать свою волю сопернику может лишь только тот единоборец, который владеет разнообразными способами решения любых задач, возникающих в ходе соревновательного поединка, чему и следует его научить на этапе углубленного совершенствования.
  Особенности подведения единоборцев к состоянию наивысшей (на данный период) готовности. На этапе углубленного совершенствования, подготовку спортсмена все больше и больше соотносят с годичным календарем соревнований. Кстати, на этапе реализации индивидуальных возможностей, этот процесс еще больше углубляют и порой подготовку спортсмена строят, ориентируясь на главное соревнование не только года, но и более протяженного цикла. Так, например, в единоборствах, входящих в программу Олимпийских игр, упор делают на четырехлетний цикл. При этом всегда преследуют цель - показать лучший результат на главном соревновании года или четырехлетия. В то же время, поскольку на главные соревнования года попадают не все спортсмены, а только, выигравшие отборочные соревнования, очень важно так строить подготовку единоборца, чтобы его готовность позволила пройти отбор и достигла пика на главных соревнованиях года или четырехлетия. Добиваются этого путем рационального построения тренировки, как в годичном цикле, так и при непосредственной подготовке к соревнованиям. Покажем это на примере годичной подготовки на этапе углубленного совершенствования.
  Прежде всего, следует выделить для конкретного спортсмена главное и отборочное соревнование года. Кстати сказать, это важно не только для спортсменов и тренеров, но и для организаторов спорта, поскольку календарь соревнований и четкое выделение главных и отборочных соревнований для спортсменов различной квалификации, это основной рычаг управления развитием вида спорта.
  Очень важно, сколько дней отделяют друг от друга отборочные и главные соревнования года. Опыт подсказывает, что у спортсменов высокой квалификации оптимальным является время от полутора до двух с половиной месяцев. Меньший диапазон может не позволить отдельным спортсменам восстановиться после напряжения отборочного турнира, что отразиться на конечном результате. Удаленность главного соревнования от отборочного на время более двух с половиной месяца, также неприемлема. Время изменяет соотношение сил среди конкурентов, что может потребовать дополнительного отбора в отдельных весовых категориях, а это, как известно, повод для нездорового ажиотажа среди тренеров и дополнительное психическое напряжение для спортсменов.
  Все остальные соревнования для конкретного спортсмена следует рассматривать как подводящие (подготовительные), на них спортивный результат не должен быть главным. Гораздо важнее разнообразие и качество ведения единоборства.
  Участие в каждом соревновании, не зависимо от его цели, следует предварять специальной подготовкой и завершать серьезным анализом и восстановлением спортсмена. Саму подготовку следует планировать, опираясь на недельные микроциклы трех разновидностей: входа в подготовку, основной тренировочной работы и выхода из подготовки. Обоснование разумности такого подхода базируется на работе А.М. Дякина (1978) и строится с учетом закона ударной нагрузки. Согласно ему, эффект сверх восстановления в единоборствах, а следовательно и состояние высокой степени готовности достигают тогда, когда спортсмены за 7-10 дней до начала турнира получают нагрузку (по объему и интенсивности) равную или превышающую, ту что будет в предстоящем соревновании. С учетом закона ударной нагрузки, тренеры планируют содержание всех перечисленных микроциклов. Микроцикл входа в подготовку - это продукт централизованной тренировки. Часто на сбор приезжают спортсмены разного уровня подготовленности, имеющие неодинаковые мотивационные установки. Одни вернулись с очередного соревнования, другие только что залечили травмы, кто-то женился, у кого-то родился ребенок, а между тем необходимо создать в команде микроклимат нацеленности на серьезную подготовку к турниру. Эту задачу и призван решить микроцикл входа в подготовку, который чаще всего бывает меньше недели, поскольку составляет период с первого дня сбора по воскресенье включительно. За эти несколько дней тренеру предстоит, используя различные средства, сплотить коллектив и психологически настроить на нелегкую, требующую максимальной отдачи, тренировочную работу, которая будет реализована в микроциклах, называемых - основными.
  Их в зависимости от материальных возможностей клуба, может быть от одного до трех. Причем, независимо от их числа, принято придерживаться следующего правила. За семь-десять дней до начала соревнований следует планировать ударную тренировку, моделирующую предстоящий турнир (ударный микроцикл). Естественно, в дни, предшествующие этому, необходимо чередовать тренировки специального и общего характера, причем, используя последние не только как средство активного восстановления, но и как избавление от монотонии.
  Заключительный микроцикл - выхода из подготовки (сбора) может, в зависимости от ранга (трудности) предстоящего турнира, быть меньше или больше семи дней. В ходе него решаются следующие задачи: восстановление после ударной нагрузки, сгонка веса, шлифовка коронных действий, комбинаций, связок и элементов тактики ведения поединка. В этот период подготовки очень важно помнить о законе тренирующего эффекта соревнований. Согласно ему на соревнованиях лучше выступать недостаточно подготовленным, но отдохнувшим, чем измотанным от перенапряжения и перегрузок. В первом случае велика вероятность того, что ваш ученик от поединка к поединку будет прибавлять и к финалу достигнет высокого уровня подготовленности. Во втором, ему обеспечено резкое снижение функционального состояния уже после первого боя. Конечно, оптимален вариант, когда спортсмен в хорошей форме начинает турнир, тогда во встрече с основным соперником даже в первом круге он сможет проявить все на что готов в данный момент и победит, чего может не случиться, если он недостаточно подготовлен. Однако из двух зол выбирают меньшее, поскольку начинать соревнования на грани перетренированности это, значит, обрекать себя на неудачу. Поскольку даже выигрыш, ценой невероятного напряжения, у основного конкурента, в первом круге, обернется поражениями от более слабых соперников на последующих стадиях турнира.
  Формирование мотивации спортивной деятельности и психических качеств. Если раньше говорилось о необходимости привить ученикам любовь и привязанность к конкретному виду единоборств, то на этапе углубленного совершенствования задача ставится более конкретно - сформировать мотивацию спортивной деятельности.
  Опыт и научные знания показывают, что поведение человека, его действия, поступки и деятельность в целом носят не спонтанный характер. Они обусловлены особым устойчивым состоянием человека, которое принято называть мотивацией. Благодаря мотивации человек преодолевает трудности повседневной жизни, действует или наоборот, бездействует в тех или иных обстоятельствах, посвящает всю свою жизнь тому или другому делу. Одним словом мотивация незримо присутствует в каждом действии и поступке человека и ведет его по жизни от одной цели к другой.
  Мотивация это особое устойчивое состояние человека, возникающее в результате непроизвольного, подсознательного соотнесения им своих потребностей и способностей с предметом конкретной деятельности. Совпадение этих начал активности приводит человека к постижению смысла занятия конкретной деятельностью и ведет к возникновению системы целей, направленных на овладение ее предметом.
  Как видно из приведенного определения, узловыми в понимании мотивации являются несколько понятий. Прежде всего - это предмет деятельности. Любая деятельность имеет свой предмет, под которым понимают то, на что направлена активность человека. В спорте в качестве предмета выступает спортивный результат. Другое понятие - это потребности. Под потребностями обычно понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо.
  Что же касается способностей, то под ними следует понимать умственный и физический потенциал, заложенный в человеке или приобретенный в предшествующей жизни, позволяющий овладеть конкретной деятельностью.
  Раскрыв суть основных понятий, попытаемся показать какие стадии проходит процесс формирования мотивации спортивной деятельности. Для того, чтобы внести ясность в это сложное явление, разберем несколько упрощенную ситуацию и представим, что конкретный индивид реализует в спорте одну единственную потребность, связанную с самоутверждением. Потребность в самоутверждении (получение оценки со стороны окружающих людей) является очень серьезной предпосылкой формирования мотивации, однако наличие потребности само по себе еще не является гарантом того, что человек начнет действовать. Потребность - это лишь условие возникновения мотивации. Мотивация появляется только тогда, когда потребность, допустим в самоутверждении, найдет себя в предмете конкретной деятельности. В нашем случае эта потребность должна совпадать с предметом спортивных единоборств. То есть, человек в какой-то момент вдруг ощущает непреодолимую тягу к занятиям тем или иным видом единоборств. Происходит это потому, что в его подсознании произошло как бы опредмечивание потребности в самоутверждении. Он словно почувствовал, что хочет самоутверждаться ни в учебе, ни в труде, а именно в спорте.
  Совпадение потребности с предметом спортивной деятельности - это первая стадия формирования мотивации. Период ее слабой устойчивости, поскольку еще не ясно, в какой мере субъект обладает потенцией к овладению конкретной деятельностью. Эта стадия психологически характеризуется осознанием субъектом личностного смысла занятий конкретной деятельностью и тем, что в его сознании возникают цели, ведущие к овладению предметом данной деятельности.
  Приведенные стадии формирования мотивации, соответствуют этапам многолетней подготовки единоборцев. Есть все основания предполагать, что на начальном этапе мотивационная сфера характеризуется лишь совпадением потребностей занимающегося с предметом спортивных единоборств. Но поскольку сам предмет деятельности в сознании подростка еще представлен весьма смутно, да еще и не ясны способности индивида в овладении им, приходится пока еще говорить не о мотивации, а лишь о формировании любви и привязанности к конкретному виду спорта. В этот период обычно наблюдается большая текучесть состава групп занимающихся, обусловленная неустойчивостью мотивационной сферы.
  На следующей стадии формируется такое психическое состояние, которое с полным основанием можно определить как мотивация к конкретной деятельности. Оно, прежде всего психологически характеризуется устойчивостью и целеустремленностью субъекта, благодаря осознанию им личностного смысла, серьезного занятия конкретной деятельностью, в частности, спортивными единоборствами. Правда этим не ограничивается процесс формирования мотивации. Существует еще более высокая стадия, именуемая в спорте как мотивация достижения высшего результата. Это наиболее устойчивое состояние личности обычно свойственное этапу реализации индивидуальных возможностей. Его характеризует наиболее полное совпадение потребностей и способностей спортсмена с самым высоким спортивным результатом.
  Теперь вернемся непосредственно к вопросу формирования мотивации спортивной деятельности. Вся сложность решения этой задачи заключается в том, что на этапе углубленного совершенствования практически не срабатывают те потребности, которые удерживали подростка в группе начальной подготовки. С одной стороны потребности, как правило, имеют свойство исчезать по мере их удовлетворения, с другой, растут требования, которые предъявляют спортивные единоборства к самому спортсмену. На втором этапе спорт забирает у атлета не только больше времени, он постепенно поглощает его всего полностью и, естественно, эта полная самоотдача не может быть реализована лишь на основе потребности быть сильным и здоровым или потребности в познании или общении. Дело в том, что после двух-пяти лет занятий единоборствами подросток превратится в крепкого юношу, давно удовлетворившего свои потребности в силе, здоровье, новых впечатлениях и т.п. Поэтому, если тренер собирается дальше с ним работать и вести его к трудным вершинам высшего спортивного мастерства, то он обязан (если не сделал этого еще раньше) пробудить в своем ученике главную социальную потребность - это потребность в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга, которая, по существу, может быть названа как потребность в положительной оценке окружающими людьми.
  Учитывая сказанное, тренер, если он рассчитывает подготовить из своего ученика мастера международного класса, должен на этапе углубленного совершенствования (а может быть и еще раньше) актуализировать в его сознании потребность в самоутверждении через спорт. (Демин В.А.,1975; Ермак Н.Р., Пилоян Р.А., 1998; Пилоян Р.А.,1990, 1991 и др.). Тренер должен убедить родителей в том, что спорт позволит юноше полностью самореализоваться, раскрыться как общественно-полезной, уникальной личности. Более того, спорт для талантливого человека может стать предметом удовлетворения его материальных потребностей, поскольку на этапе углубленного совершенствования общество, понимая трудность достижения высоких результатов в спорте и их общественную ценность, начинает активно стимулировать тех, кто посвящает себя этой непростой деятельности.
  Формирование мотивации спортивной деятельности не ограничивается актуализацией (опредмечиванием через спорт) ведущих потребностей спортсмена. Не меньшее значение имеет и расширение его способностей. Под этим мы понимаем не только его физические кондиции, умения и навыки, то, что у С.Л. Рубинштейна (1976) названо внешними способностями, но, прежде всего постижение секретов самого единоборства. В этом вопросе роль тренера не заменима. Правда есть тип наставников, которые свою задачу видят лишь в том, чтобы указывать ученику на ошибки или подсказывать, как следует действовать в той или иной ситуации. Они не знают, что от слов до дела, от понимания до исполнения лежит огромная дистанция. Задача тренера так строить процесс подготовки, чтобы ученик не просто знал о том или другом возможном решении двигательной задачи, а сам решал эти задачи в условиях, близких к соревновательным или даже еще более трудных. Одним словом, тренеру следует умело организовать процесс тренировки, чтобы спортсмен не теоретически, а практически разбирался во всех тонкостях единоборств. Это послужит сильным стимулом формирования устойчивой мотивации спортивной деятельности.
  Таким образом, тренер, работающий на этапе углубленного совершенствования должен уметь активно формировать устойчивую мотивацию к занятиям единоборствами. Для этого ему необходимо проводить работу по актуализации (опредмечиванию через спорт) потребностей в моральной оценке со стороны общества, а также по углублению профессионального владения конкретным видом единоборства.
  В психологии спорта сложилось не совсем правильное понимание того, от чего зависит формирование у спортсмена необходимых для данной деятельности психических качеств, таких как смелость, целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность и многих других. Ошибка заключается в том, что вопрос развития перечисленных качеств рассматривают в отрыве от мотивации. Из приведенного понятия "мотивация" видно, что целеустремленность как факт наличия в сознании индивида цели и ее выраженности, полностью зависит от характера и уровня мотивации человека. Дело в том, что цель - постоянный атрибут мотивации, ее реальное проявление в сознании и деятельности. Точно также от характера и уровня мотивации зависят и другие психические качества. Если человек мотивирован, то значит, он осознает личный смысл того, что он делает, следовательно, он будет и решителен, и смел и проявит все другие психические свойства, которые нужны для победы. Это суждение, конечно, не исключает необходимости специальной работы по формированию важных для единоборца психических качеств, но она принесет пользу только в том случае, когда у спортсмена есть мотивация серьезного, профессионального овладения конкретным видом единоборств. Иначе эти усилия не дадут результата.
  Другая важная особенность психики связана с тем, что все важнейшие качества формируются только в самой деятельности и в связи с этим имеют свою специфику. Покажем это на примере такого важного для спортсмена свойства как смелость. В практике даже бытует убеждение, что смелость - это врожденное свойство характера. Сколько ярлыков о не перспективности было роздано спортсменам при обнаружении на соревнованиях отдельных признаков страха, растерянности, нерешительности? В то время как доказано, что неуверенность, страх, как правило, являются следствием неподготовленности конкретного спортсмена к выступлению на данном соревновании. Они спутники того спортсмена, у которого есть пробелы в мастерстве, есть серьезные, возможно не выявленные, недостатки в подготовленности (Симонов П.В.,1981 и др.). Мысль о том, что смелость не врожденное, а определяемое условиями деятельности качество, подтверждают многочисленные примеры, когда один и тот же человек в одних условиях может оказаться трусом, а в других, отчаянно смелым бойцом. Поэтому, вместо того, чтобы вешать ярлыки, тренеру необходимо разобраться в причинах отрицательных психических состояний спортсмена и путем целенаправленного устранения пробелов в подготовленности, в мастерстве сформировать чувство уверенности в своих силах, смелость и решительность.
  Перечень вопросов для зачета:
 1. Проблема способностей в боксе.
 2. Методика формирования коронного атакующего действия.
 3. Тактика ведения поединка.
 4. Методика формирования комбинационного стиля ведения поединка.
 5. Составить годичный план подготовки боксеров на этапе углубленного совершенствования. Подробно описать мезоцикл перед главным соревнованием.
 6. Сущность, компоненты и пути формирования спортивной мотивации.
 
  2.5.3. Этап реализации индивидуальных возможностей
  единоборцев
 
  Данный этап многолетней подготовки единоборцев является кульминационным в карьере спортсмена. В ходе него решается вопрос о том, на что способен атлет. Впишет ли он свое имя золотыми буквами в историю конкретного вида единоборств или оставит короткую память о нереализованных собственных возможностях и несбывшихся надеждах. В конце концов, на этом этапе проверку практикой проходят не только способности и чисто человеческие свойства спортсмена, но и тренерская концепция наставника, его профессионализм. Организационно, этап реализации индивидуальных возможностей, связан с пребыванием спортсменов в группах высшего спортивного мастерства ШВСМ, ЦОП или СДЮШОР и может длиться от года до десяти и более лет. Основной смысл этого этапа показать, на сколько это возможно, высший результат на различных чемпионатах. Подготовка спортсмена становится все более индивидуальной, однако, среди решаемых задач есть те, которые носят общий характер.
  Совершенствование тактики ведения поединков. Успешность тактики ведения поединка напрямую зависит от того, насколько спортсмен владеет способами решения всех двигательных задач, возникающих в ходе поединка (разведка, атака, защита, контратака, восстановления сил и др.). Каждый единоборец еще на этапе углубленного совершенствования должен овладеть собственным арсеналом действий, позволяющих ему грамотно и эффективно вести себя в ходе соревновательного поединка с любым соперником в любой самой трудной ситуации. Достигают этого путем применения метода заданий (Громыко В.В.,1993 и др.), при помощи которого в тренировке моделируют фрагменты соревновательного поединка. На этапе реализации индивидуальных возможностей дальнейшее совершенствование тактики ведения поединка связывается с тем, чтобы спортсмен умел не только атаковать, контратаковать, удерживать и наращивать преимущество. Очень важно диктовать противнику ход развития поединка, как бы навязывая ему собственную волю. Этим разделом мастерства единоборцев, как правило, овладевают с большим трудом. Между тем, в основе такой линии поведения спортсмена в соревновательном поединке лежит умение эффективно переходить от одних действий к другим. От атаки к защите, от контратаки к подавлению инициативы соперника, от разведки к преодолению его глухой защиты. Причем важно, чтобы спортсмен это делал осознанно. Совершенствуют это умение при помощи того же метода заданий, ставя перед спортсменом не одну целевую установку, а две-три последовательные цели. Причем, добиваясь того, чтобы к последующей цели атлет переходил только после того, как достигнет предыдущую. Подобная модификация метода заданий получила название алгоритмических связок (Джапаралиев В.Т.,1981; Курбанов Х.К.,1985 и др.) или двойных - тройных заданий. Единоборцу можно давать следующие варианты двойных заданий: провести разведку, затем успешную атаку; провести успешную атаку, удержать полученное преимущество; провести успешную атаку, затем перейти к наращиванию его, за счет контратак; уступить сопернику один-два удара, затем отыграть их и т.п. При этом, партнер получает противоположное задание за счет чего тренер усложняет условия тренировки.
  После того, как спортсмены стали справляться с двойными заданиями, можно переходить к более сложным - тройным. Например: провести разведку, успешную атаку, удержать преимущество; провести успешную атаку, увеличить преимущество за счет контратаки, продемонстрировать активность; контратаковать, уйти в глухую защиту, добиться преимущества за счет непрерывных атак и т.п. Набор заданий может быть самый разнообразный. Главное они должны быть близки к тем, которые реально возникают в поединках по конкретному виду единоборств. Данную форму тренировки следует сопровождать тщательным анализом итогов выполнения поставленных заданий.
  Важным элементом тактики ведения поединка является умение составлять план, а оно в свою очередь базируется на глубоком анализе сильных и слабых сторон, подготовленности соперника, своих возможностей и складывающихся в соревнованиях условий.
  Овладение тактикой участия в соревнованиях. Так как, тактика участия в соревнованиях - это сознательное выстраивание отдельных поведенческих комплексов в ходе соревнования в последовательности, приводящей к достижению намеченного результата, то представляется важным показать, какие именно задачи стоят перед единоборцем в ходе соревнования и какова наиболее рациональная последовательность их решения.
  В соревнованиях единоборцы реализуют поведенческие комплексы двух видов. Первые - это, жестко детерминированные правилами соревнований и традицией: взвешивание, предварительные, полуфинальные и финальные поединки, разминка. Причем их количество, время и последовательность регламентированы правилами. Второй вид поведенческих комплексов спортсмен реализует в зависимости от своего опыта. Индивидуальная подготовка к поединку (включает: разминку и настройку), планирование дальнейшей борьбы (включает: анализ жеребьевки и проведенных поединков, просмотр поединков соперников, составление плана на предстоящий поединок), отвлечение от хода соревнований, восстановление сил и потерянной энергии.
  В процессе подготовки пытаются создать модель предстоящих соревнований, где единоборцы отрабатывают оптимальную последовательность реализации поведенческих комплексов, позволяющих с наименьшей затратой сил и энергии, успешно выступить в турнире. По окончании дня поединков, проводят вместе со спортсменами теоретический разбор проведенной тренировки, выявляют отрицательные моменты, которые не дали возможности спортсмену достичь конечной цели, для того, чтобы внести коррективы в деятельность спортсменов на предстоящих состязаниях. Для изучения и коррекции тактики участия в соревнованиях в специальный протокол необходимо заносить указанную в ней информацию. Если не ясна цель спортсмена, ее следует уточнить путем опроса.
  В результате регистрации всех подробностей поведения спортсмена на соревнованиях можно выяснить так ли, как нужно готовился к поединкам, правильно ли провел их, рационально ли использовал время между ними.
  Пути формирования мотивации достижения наивысшего спортивного результата. Критерием наличия у спортсмена мотивации достижения наивысшего результата является его готовность совершить подвиг ради завоевания победы на крупнейших международных соревнованиях. Тот, кто хотя бы раз был близко около ринга, во время финалов на Олимпийских играх или чемпионатах мира, безусловно, проникся тем психическим напряжением, которое излучают участники предстоящего поединка, готовые ради победы на все, даже, кажется, на смерть. И в этой ситуации не дрогнет, не испугается только тот спортсмен, который имеет ту форму мотивации, которую называют - мотивация достижения наивысшего результата.
  Спортсмены, как правило, проигрывают поединок еще до его начала. Во время соревнований различного масштаба непосредственно перед поединком количественно оценивали и фиксировали целевые установки двоих спортсменов. Анализ результатов исследования показал, что целевые установки победителей статистически достоверно выше, чем у проигравших. (Х.К. Курбанов, 1985).
  Как уже было сказано мотивация - это, прежде всего понимание личностью смысла достижения наивысшего результата. Спортсмен должен осознать какую пользу получит общество, он сам и его близкие от того, что он станет чемпионом мира или Олимпийских игр. К сожалению, по причине недостаточной осведомленности организаторов спорта, а, следовательно, тренеров и спортсменов, смысл спортивных побед часто сводят к получаемым призовым вознаграждениям. Вместе с тем, совершенно очевидно, что высшие достижения в олимпийском и некоммерческом типах спорта являются объективным показателем генофонда народа, который представляет спортсмен. По существу победа на крупнейших соревнованиях это яркое свидетельство мирных инициатив государства, которое его воспитало.
  Важным рычагом формирования мотивации достижения наивысшего результата является семья спортсмена. Многие выдающиеся тренеры успешно его использовали. Однако здесь не должно быть формализма и некомпетентности. А для того, чтобы этот рычаг управления сработал, нужно кропотливо работать со спортсменом вне спортивного зала. Знать его нужды, проблемы, подробности семейной жизни.
  Очень важно на этапе реализации индивидуальных возможностей никогда не обманывать спортсмена. А это очень часто происходит из-за отсутствия контрактов с равной ответственностью сторон за конечный результат деятельности. Их заменяют устные договоренности между спортсменом и тренером или организатором, которые порой не выполняют, особенно в части вознаграждения за победу. Пагубное влияние таких поступков на мотивацию этого и, особенно, последующих поколений трудно переоценить.
  И, наконец, нельзя не сказать о факторе, самым пагубным образом, влияющим на мотивацию спортсменов. Это различные прикидки и отборочные поединки накануне основных стартов. Так, в истории бокса был печальный опыт при подготовке к Олимпийским играм в Сеуле. Тогда весь сбор был насыщен отборочными поединками. В каждой весовой категории выявляли лучших боксеров. Эта ошибка привела к тому, что одна из сильнейших за все годы команда выступила слабо. Беседы с некоторыми участниками того сбора, показали, что они были мотивированы не на олимпийский результат, а лишь на завоевание права поехать на игры. Чтобы не возникали подобные проблемы, еще в начале календарного года должны быть оговорены условия попадания на чемпионат мира и Олимпийские игры. Для этого необходимо строго договориться какое соревнование или серия их будет отборочными. Причем их должен отделять от главного состязания временной отрезок не меньше и не больше полутора-двух с половиной месяцев. Тем более, недопустимо оставлять решение вопроса отбора на конец заключительного сбора. Подобное решение будет действовать разрушительно на мотивацию спортсменов.
 
 
 
 
 
 
 
  Перечень вопросов для подготовки к зачету:
 1. Совершенствование тактики ведения боя.
 2. Тактика участи в соревнованиях.
 3. Формирование мотивации достижения наивысшего результата с целью повышения эффективности тренировки и соревнований.
 
 2.5.4. Законы победы в единоборствах
 - Закон двух целей. Только в единоборствах спортсмен должен одновременно решать две задачи: атаковать соперника и не быть атакованным им;
 - Закон отвлечения. Для успешной реализации атаки ей должно предшествовать отвлечение соперника от хода противоборства. За счет отвлечения спортсмен лишает соперника возможности успешно атаковать и тем самым снимает отрицательные последствия действия закона двух целей.
 1. Законы формирования высшего спортивного мастерства
 - Закон коронного атакующего действия. Без наличия в арсенале единоборца коронных атакующих действий не может быть мастера спорта международной квалификации;
 - Закон вариативности и стабильности коронных атакующих действий. Начальный компонент атакующего действия (тактические подготовки, отвлечения) должны быть максимально вариативны (множество способов отвлечения соперника), а который принято называть приемом, должен быть минимально вариативен, т.е. стабилен;
 - Закон повторения без повторений. Даже самое простое действие человек выполняет каждый раз по разному. Следовательно, формирование навыков единоборства зависит не от числа повторений, а от количества повторений в различных условиях, постепенно приближающихся к условиям соревновательного поединка.
 - Закон комбинаций. Суть его сводится к тому, что комбинация всегда начинается с коронной атаки, поэтому без наличия в арсенале единоборца коронных атакующих действий не может быть и комбинационного стиля. (Пилоян Р.А.,Суханов А.Д.,1999)
 
 
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 25
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу