<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
 ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
 НА 2006 ГОД <*>
 
 --------------------------------
  <*> "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год" подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  Одобрено Советом директоров Банка России 14 ноября 2005 года.
 
 I. Принципы денежно-кредитной политики
 
  Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
  В 2006 году, как и в 2005 году, денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
  Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в 2006 году в целом не предполагается их значительного снижения. Соответственно, данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции будут учитывать ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
  На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики. Так, высокое положительное сальдо текущего счета платежного баланса ведет к укреплению рубля, которое обеспечивает ограничение роста внутренних цен. В то же время Банк России ограничивает темп укрепления рубля, помогая поддержанию конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках. При этом Банк России, сглаживая динамику валютного курса, снижает риски неопределенности на финансовых рынках и способствует решению задачи стабильного развития экономики.
  В то же время степень влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограниченна. Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики - снижению инфляции. Кроме того, предполагаемое использование режима инфляционного таргетирования потребует в течение ближайших лет отладить механизм, позволяющий минимизировать присутствие Банка России на внутреннем валютном рынке и перейти к режиму свободно плавающего валютного курса.
  Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно-кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограниченны.
  Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.
  Определяющее влияние на условия проведения денежно-кредитной политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.
  Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы. Хотя операционная процедура денежно-кредитной политики учитывает показатели денежной программы, динамика денежных агрегатов становится лишь ориентиром и важной характеристикой текущих монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции, а прогнозные границы прироста денежной массы не являются жестко заданными.
  Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограниченны. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.
  Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.
  Из оценки складывающейся к настоящему времени ситуации следует, что итоги 2005 года могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2006 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В связи с этим расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
  В рамках этой стратегии Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей целью снизить инфляцию к 2008 году до 4 - 5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года. При этом на 2006 год ставится цель снизить инфляцию до 7 - 8,5%.
 
 II. Особенности развития экономики России
 и денежно-кредитной политики в 2005 году
 
 II.1. Инфляция и экономический рост
 
  В 2005 году рост цен на нефть и другие сырьевые товары, поставляемые Россией за рубеж, продолжился. По оценкам, мировые цены на основные товары российского экспорта в январе - сентябре 2005 года были почти в 1,4 раза выше, чем в соответствующий период 2004 года. Несмотря на замедление по сравнению с 2004 годом, темпы роста мировой экономики и мировой торговли остаются высокими. В этих условиях российский экспорт значительно увеличивается.
  Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2005 года продолжал укрепляться. Высокие темпы накопления валютных резервов сохраняются. Приток капитала в частный сектор российской экономики растет.
  В январе - сентябре 2005 года темп прироста промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом 2004 года составил 4,0%. При этом темпы прироста продукции обрабатывающих производств примерно в 6 раз превысили темпы прироста добычи полезных ископаемых. Производство в строительстве возросло на 8,3%, грузооборот транспорта увеличился на 2,4%.
  В 2005 году продолжилось расширение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, что являлось фактором экономического роста. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствовал увеличению потребительских расходов населения. В январе - сентябре 2005 года потребительские расходы населения в реальном выражении увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2004 года, по оценке Банка России, на 10,6%. Инвестиции в основной капитал в этот период возросли на 9,9%.
  В текущем году экономический рост сопровождается увеличением численности занятого в экономике населения и снижением численности безработных. Производительность труда в первом полугодии 2005 года возросла, по оценке, на 4,5% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года.
  В 2005 году продолжилось улучшение финансового состояния организаций. По предварительным данным Росстата, положительный сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций за январь - август 2005 года возрос по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 36,6%.
  Макроэкономическая ситуация, сложившаяся за прошедший период 2005 года, свидетельствует о том, что итоги года могут быть в целом позитивными. Объем ВВП в первом полугодии 2005 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличился, по оценкам Росстата, на 5,7% (в первом полугодии 2004 года - на 7,6%). Согласно оценкам Минэкономразвития России прирост ВВП в 2005 году составит 5,9%, прирост промышленного производства - 4,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 9,4%, оборот розничной торговли - на 11,2%, а инвестиции в основной капитал - на 9,8%.
  Потребительские цены в октябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года возросли на 9,2% (в октябре 2004 года - на 9,3%). Инфляция за скользящий 12-месячный период составила в октябре 11,7%. По итогам 2005 года цены на потребительском рынке могут возрасти примерно на 11% (при ориентире 7,5 - 8,5%, предусмотренном в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год").
  Базовая инфляция в октябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 7,1% (в соответствующий период 2004 года - 8,1%). В октябре 2005 года за скользящий 12-месячный период базовая инфляция составила 9,4%, снизившись по сравнению с концом предыдущего года на 1,1 процентного пункта.
  Позитивное влияние на базовую инфляцию в январе - октябре текущего года оказало замедление по сравнению с соответствующим периодом 2004 года роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции на 2,1 процентного пункта.
  Сложившийся за прошедший период 2005 года уровень базовой инфляции говорит о том, что ее значение за год будет выше ожидавшегося уровня, по оценке Банка России, на 0,5 - 0,8 процентного пункта.
  Более существенному замедлению базовой инфляции препятствовал высокий рост цен на некоторые виды товаров, прежде всего мясные и рыбные продукты. Темпы прироста цен на мясо и птицу, а также на рыбу и морепродукты превысили инфляцию на потребительском рынке в январе - октябре текущего года в 2 и 1,3 раза соответственно.
  В текущем году динамика инфляции на потребительском рынке складывается под влиянием и других факторов, не связанных в краткосрочном аспекте с денежно-кредитной политикой. К ним относятся дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители и высокий рост цен на платные услуги населению.
  Значительный рост цен на энергоносители на мировом рынке стал фактором высоких темпов роста цен на автомобильный бензин. Темпы прироста цен на автомобильный бензин на потребительском рынке в январе - октябре 2005 года были в 3 раза выше, чем темпы прироста цен на непродовольственные товары в целом, и в 1,7 раза превысили общее увеличение потребительских цен.
  В октябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 19,3% (в октябре 2004 года - на 15,7%), особенно увеличились тарифы, регулируемые на региональном и муниципальном уровнях. За десять месяцев 2005 года они возросли, по оценке, примерно на 22% по сравнению с 17,7% за январь - октябрь 2004 года. Наиболее значительно подорожали жилищно-коммунальные услуги - на 31,7% (за январь - октябрь 2004 года - на 22,5%).
 
 Динамика инфляции на потребительском рынке
 и базовой инфляции (в % к соответствующему
 месяцу предыдущего года)
 
 
 Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой
 инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)
 
  2002 год 2003 год 2004 год 2005 год базовая
 инфляция инфляция базовая
 инфляция инфляция базовая
 инфляция инфляция базовая
 инфляция инфляция Январь 1,4 3,1 1,2 2,4 0,9 1,8 0,9 2,6 Февраль 2,2 4,3 2,1 4,1 1,7 2,8 1,6 3,9 Март 2,8 5,4 2,8 5,2 2,4 3,5 2,4 5,3 Апрель 3,4 6,6 3,4 6,2 3,2 4,6 3,3 6,5 Май 4,0 8,4 4,0 7,1 3,8 5,3 4,0 7,3 Июнь 4,4 9,0 4,7 7,9 4,3 6,1 4,4 8,0 Июль 5,3 9,8 5,4 8,7 5,1 7,1 5,0 8,5 Август 5,9 9,9 6,2 8,3 5,8 7,6 5,5 8,3 Сентябрь 6,8 10,3 7,3 8,6 6,8 8,0 6,3 8,6 Октябрь 7,7 11,5 8,9 9,7 8,1 9,3 7,1 9,2 Ноябрь 9,0 13,3 10,1 10,8 9,3 10,5 Декабрь 10,2 15,1 11,2 12,0 10,5 11,7
  В отличие от января - октября 2004 года, когда цены на плодоовощную продукцию снизились на 4,0%, за десять месяцев текущего года они возросли на 3,6%, что негативно сказалось на динамике цен на продукты питания и на инфляции в целом.
  По оценкам, суммарный вклад роста цен на мясные и рыбные продукты, плодоовощную продукцию, топливо и регулируемые услуги в общий прирост потребительских цен в январе - октябре 2005 года возрос по сравнению с аналогичным показателем 2004 года на один процентный пункт при замедлении инфляции на потребительском рынке на 0,1 процентного пункта.
  Цены производителей промышленных товаров в сентябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года повысились на 15,7% (в соответствующий период 2004 года - на 24,0%). В некоторых обрабатывающих производствах, продукция которых поступает на потребительский рынок, в январе - сентябре 2005 года ускорения роста цен по сравнению с соответствующим периодом 2004 года не произошло. В сентябре 2005 года по сравнению с декабрем предыдущего года прирост цен производителей в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака замедлился до 2,8%, в текстильном и швейном производстве - до 3,5%, в производстве кожи и изделий из кожи и обуви - до 6,3%.
  Ожидаемое по итогам 2005 года превышение целевого ориентира по инфляции обусловлено в основном краткосрочными и локальными факторами, что не является препятствием для последующего замедления темпов роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития.
 
 II.2. Платежный баланс
 
  Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2005 года продолжал укрепляться вследствие расширения спроса на товары российского экспорта, благоприятной ценовой конъюнктуры.
  По оценке, положительное сальдо счета текущих операций по итогам января - сентября 2005 года достигло 69,1 млрд. долларов США, превысив показатель соответствующего периода 2004 года в 1,7 раза.
  Экспорт товаров увеличился на 38% и составил 178,4 млрд. долларов США. Рост стоимости поставок за рубеж происходил практически по всему спектру наиболее значимых товарных позиций, в первую очередь по энергоносителям. Рост цен на топливно-энергетические товары и металлы сопровождался увеличением физических объемов их вывоза.
  Товарный импорт оценивается в 85,6 млрд. долларов США, что выше уровня января - сентября 2004 года на 28%. При этом темп роста импорта продукции машиностроения производственного назначения превысил темп роста общего импорта товаров.
  Дефицит баланса услуг увеличился до 10,3 млрд. долларов США по сравнению с 10,1 млрд. долларов США в январе - сентябре 2004 года.
  Сальдо баланса инвестиционных доходов сложилось отрицательным (-12,2 млрд. долларов США). Его увеличение относительно показателя сопоставимого периода 2004 года (-9,1 млрд. долларов США) в значительной мере было связано с активным привлечением иностранного капитала сектором нефинансовых организаций и большим объемом выплаченных дивидендов.
 
 Цены на нефть сорта "Юралс" в 2004 - 2005 годах
 (долларов США за баррель)
 
 
 Соотношение базовых параметров счета текущих операций
 в платежном балансе Российской Федерации в 1997 -
 2005 годах (млрд. долларов США)
 
 
  Внешние финансовые обязательства экономики увеличивались в январе - сентябре 2005 года существенно быстрее, чем годом ранее: их прирост оценивается в 28,8 млрд. долларов США (в сопоставимый период 2004 года - 14,4 млрд. долларов США). Это было обусловлено интенсивным ростом пассивов частного сектора. Обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования снизились на 19,5 млрд. долларов США. Осуществлено досрочное погашение задолженности перед МВФ - 3,3 млрд. долларов США, а также частичное досрочное погашение обязательств перед Парижским клубом кредиторов - 14,9 млрд. долларов США.
  Иностранные активы без учета прироста валютных резервов в январе - сентябре 2005 года увеличились на 45,0 млрд. долларов США, в сопоставимый период предыдущего года - на 32,7 млрд. долларов США. Прирост требований частного сектора к нерезидентам оценивается в 40,1 млрд. долларов США.
  Показатель чистого вывоза капитала частным сектором снизился до 2,8 млрд. долларов США с 17,5 млрд. долларов США в январе - сентябре 2004 года.
  Международные резервные активы страны (золотовалютные резервы) за девять месяцев 2005 года увеличились на 35 млрд. долларов США (в аналогичный период 2004 года - на 18,1 млрд. долларов США) и на 1 октября 2005 года составили 159,6 млрд. долларов США.
  Ожидается, что в 2005 году положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами составит 111,2 млрд. долларов США, активное сальдо счета текущих операций - 95,2 млрд. долларов США, прирост валютных резервов - 60,4 млрд. долларов США.
 
 II.3. Валютный курс
 
  Важным шагом в развитии курсовой политики Банка России в текущем году был переход с 1 февраля 2005 года к использованию в качестве нового операционного ориентира выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из доллара США и евро в пропорциях, устанавливаемых Банком России. При этом формирование курса доллара США к рублю на внутреннем валютном рынке в течение дня и периода в несколько дней приобрело более свободный характер, а операции с целью ограничения внутридневных и краткосрочных колебаний курса доллара США к рублю осуществлялись Банком России исходя из границ колебания стоимости бивалютной корзины. В то же время волатильность курса доллара США к рублю возросла, а курса евро к рублю уменьшилась. В начале использования нового ориентира курсовой политики бивалютная корзина состояла из 0,1 евро и 0,9 доллара США. По мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых условиях Банк России пересматривал состав бивалютной корзины в сторону повышения доли евро: с 15 марта она состояла из 0,2 евро и 0,8 доллара США, с 16 мая - из 0,3 евро и 0,7 доллара США, а с 1 августа - из 0,35 евро и 0,65 доллара США.
  В 2005 году соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке определялось высоким уровнем положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, обусловленным притоком в российскую экономику значительных дополнительных доходов от экспорта в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а также трансграничным движением капитала.
 
 Динамика курсов долларов США и евро
 к рублю в 2004 - 2005 годах
 
 
 Волатильность курса рубля к иностранным валютам (%) <*>
 
 --------------------------------
  <*> Измерена как корень квадратный из среднего значения квадратов ежедневных измерений курса в процентах за скользящие 30 дней.
 
  В данных условиях операции Банка России на внутреннем валютном рынке были направлены в основном на предотвращение чрезмерного повышения эффективного курса рубля под влиянием избыточного предложения иностранной валюты. Результатом этих операций была чистая покупка иностранной валюты. В частности, в феврале - октябре 2005 года Банк России выступал нетто-покупателем иностранной валюты. Однако в январе 2005 года для сглаживания резкого роста курса доллара США к рублю, обусловленного факторами внешнеэкономической конъюнктуры, объем продажи иностранной валюты Банком России существенно превысил объем ее покупки.
  Основным инструментом политики валютного курса являлись конверсионные операции "рубль/доллар США" на внутреннем валютном рынке. В августе Банк России также приступил к осуществлению конверсионных операций "рубль/евро" на биржевом рынке. Принимая решения о размере и направлении интервенций, Банк России стремился к минимизации своего вмешательства в процесс формирования курса доллара США на внутреннем валютном рынке и к обеспечению транспарентности курсовой политики.
 
 Динамика среднемесячных реальных курсов рубля
 к доллару США, евро и реального эффективного курса рубля
 в 2004 - 2005 годах (прирост к декабрю
 предыдущего года, %)
 
 
  Повышение среднемесячного реального эффективного курса рубля за 9 месяцев 2005 года к декабрю 2004 года составило 8,3%. При этом укрепление рубля к доллару США за тот же период в реальном выражении оценивается в 2,3%, к евро - в 14,2%. По итогам 2005 года (декабрь к декабрю) можно ожидать укрепления реального эффективного курса рубля на 9 - 10%. Это объясняется большим, чем прогнозировалось, повышением цен на основные товары российского экспорта, а также увеличением разницы между годовым уровнем инфляции в России и средним уровнем инфляции стран - основных торговых партнеров Российской Федерации.
  Значимыми результатами проводимой курсовой политики в 2005 году стали уменьшение волатильности курса рубля к корзине иностранных валют, снижение курсовых рисков и повышение относительной привлекательности операций в национальной валюте.
 
 II.4. Реализация денежно-кредитной политики
 
  В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год" увеличение спроса на рублевую денежную массу, соответствующее принятым основным макроэкономическим параметрам, оценивалось в 20 - 32%.
  Фактически макроэкономическая ситуация в январе - сентябре текущего года отличалась от исходных предпосылок, заложенных в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год", прежде всего более высокими по сравнению с ранее предполагавшимися мировыми ценами на энергоносители, более сильным платежным балансом, более значительным ростом регулируемых цен и тарифов.
  В первые месяцы 2005 года сохранялась тенденция к замедлению годовых темпов прироста денежной массы М2, наблюдавшаяся в течение 2004 года (с 57,4% в январе 2004 года до 29,3% в феврале 2005 года), которая, несмотря на сезонное кратковременное ускорение роста денежной массы в конце 2004 года, не формировала дополнительного давления со стороны монетарной сферы на инфляционные процессы в начале текущего года. Со II квартала 2005 года темпы роста денежной массы ускорились. В целом за январь - сентябрь текущего года прирост рублевой денежной массы (М2) составил 21,3% (за январь - сентябрь 2004 года - 16%). Возросли также по сравнению с прошлым годом и годовые темпы прироста этого денежного агрегата - до 42% в сентябре 2005 года с 35,4% в сентябре 2004 года.
  Увеличение темпов роста денежной массы в годовом выражении в течение II и III кварталов не только осложняет достижение цели по инфляции на 2005 год, но может негативно повлиять на условия формирования инфляционных процессов в первом полугодии 2006 года.
  В январе - сентябре 2005 года скорость обращения денег М2 продолжала снижаться. Однако на фоне замедления по сравнению с прошлым годом темпов роста ВВП скорость обращения денег М2 снижалась медленнее (по оценкам, на 4,3% за январь - сентябрь 2005 года), чем в соответствующий период прошлого года (на 10%).
  Динамика скорости обращения денег в существенной степени находилась под влиянием неустойчивости процесса дедолларизации. Так, в январе - марте текущего года доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы в определении денежного обзора была выше, чем в январе - марте 2004 года. В апреле - сентябре наметились тенденции к ее снижению, и в результате на 01.10.2005 она составила 18,1%, то есть была ниже, чем на соответствующую дату 2004 года (19,6%). Объем наличной иностранной валюты вне банков, по предварительным оценкам платежного баланса, за девять месяцев 2005 года сократился на 4,2 млрд. долларов США (за девять месяцев 2004 года этот показатель уменьшился на 1,3 млрд. долларов США).
  Кроме того, на снижение скорости обращения денег и динамику инфляционных процессов оказало позитивное влияние увеличение доли низколиквидных компонентов в структуре денежной массы. Удельный вес срочных депозитов в составе рублевой денежной массы на 01.10.2005 составил 36,3% по сравнению с 35,1% на аналогичную дату 2004 года.
  Основным источником роста денежной массы, рассчитанной по методологии денежного обзора, в январе - сентябре 2005 года было увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций (на 37,2%). Требования к нефинансовым организациям и населению увеличились за указанный период на 22,6% по сравнению с 27,4% за девять месяцев 2004 года.
  Ожидаемые денежно-кредитные показатели на конец 2005 года (прежде всего по денежной массе и денежной базе) наиболее близки к пятому варианту денежной программы, представленному в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год". Однако ожидается более значительный прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом выражении почти в 2 раза больше первоначального прогноза по пятому варианту программы), что обусловлено в основном превышением по сальдо счета текущих операций.
  При отсутствии существенных отклонений в прогнозируемой динамике узкой денежной базы это означает, что органам денежно-кредитного регулирования потребуется в большем объеме, чем предполагалось в программе, снизить чистые внутренние активы. В целом за 2005 год их снижение может составить 1,3 трлн. рублей, в основном за счет роста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России.
 
 Денежная масса М2 и базовая инфляция (месяц к месяцу
 предыдущего года, индекс роста)
 
 
 Прогнозные ориентиры и фактические темпы прироста
 денежного агрегата М2 (месяц к месяцу
 предыдущего года, %)
 
 
  Увеличение остатков средств расширенного правительства, главным образом за счет аккумулирования средств в Стабилизационном фонде, было основным каналом абсорбирования свободных денежных средств в 2005 году.
  В условиях сегментированности рынка межбанковских кредитов, в том числе в региональном разрезе и по группам банков, проведение Банком России операций по абсорбированию свободных денежных средств банков (депозитных операций, операций по продаже собственных облигаций) сопровождалось использованием в необходимых случаях инструментов по предоставлению им денежных средств.
  При формировании высокого уровня ликвидности в I и III кварталах текущего года кредитные организации предъявляли спрос на инструменты Банка России по размещению временно свободных денежных средств.
  Во II квартале произошло сокращение объема свободных денежных средств в банковском секторе, которое сопровождалось увеличением у части банков потребности в дополнительной ликвидности.
  В целом за первые девять месяцев 2005 года общий объем средств, абсорбированных Банком России за счет депозитных операций и операций с облигациями Банка России, увеличился на 50,4 млрд. рублей.
  Депозиты на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" привлекались по фиксированной процентной ставке в размере 0,5% годовых, на стандартных условиях "1 неделя", "спот-неделя" - 1% годовых. Ставки отсечения по депозитным аукционам со сроком привлечения средств 4 недели в текущем году находились в диапазоне от 1,9 до 2,0% годовых, со сроком 3 месяца - от 3,0 до 3,9% годовых.
  Развитие операций с собственными облигациями позволило Банку России в 2005 году отказаться от операций обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с государственными ценными бумагами.
  Формирование рынка облигаций Банка России в среднесрочной перспективе должно усилить влияние процентной политики на конъюнктуру денежного рынка. Со второй половины марта 2005 года Банк России начал ежедневно выставлять двусторонние котировки на покупку-продажу облигаций Банка России (ОБР) в целях обеспечения возможности участникам рынка размещения временно свободных денежных средств или продажи облигаций Банку России. Данная практика должна способствовать постепенному повышению ликвидности рынка ОБР и как следствие - расширению стерилизационных возможностей Банка России. Однако доходность по операциям с ОБР поддерживается Банком России на относительно невысоком уровне (преимущественно от 3,5 до 4,5% годовых), чтобы не вызвать роста ставок денежного рынка.
 
 Динамика скорости обращения денег М2 и потребительских цен
 
 
 Абсорбирование банковской ликвидности (трлн. рублей)
 
 
  Уровень доходности по всем стерилизационным инструментам Банка России ограничен сверху уровнем процентных ставок по привлечению средств на внешнем рынке, что сдерживает приток краткосрочного капитала. Риск притока краткосрочного капитала, оказывающего дополнительное повышательное давление на валютный курс рубля, не позволяет расширить объемы стерилизации дополнительного денежного предложения, формируемого вследствие валютных интервенций, при помощи инструментов денежно-кредитной политики. В связи с этим важная роль в воздействии на денежное предложение в краткосрочной перспективе будет принадлежать аккумулированию средств Правительства Российской Федерации на счетах в Банке России (в том числе в Стабилизационном фонде) и расширению долгосрочных государственных внутренних заимствований для замещения внешних.
 
 Оценка показателей денежной программы за 2005 год
 (млрд. рублей) <*>
 
 --------------------------------
  <*> Показатели, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2005 года.
 
 -----------------------------------------------T----------T----------T----------T---------¬
 ¦ ¦01.01.2005¦01.10.2005¦01.01.2006¦ Прирост ¦
 ¦ ¦ (факт) ¦ (факт) ¦ (оценка) ¦ за 2005 ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(оценка) ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦Денежная база (узкое определение) ¦ 1746 ¦ 1951 ¦ 2270 ¦ 524 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - наличные деньги в обращении (вне Банка ¦ 1670 ¦ 1856 ¦ 2166 ¦ 496 ¦
 ¦ России) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - обязательные резервы ¦ 76 ¦ 95 ¦ 105 ¦ 28 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦Чистые международные резервы ¦ 3357 ¦ 4635 ¦ 5191 ¦ 1834 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - валовые международные резервные активы ¦ 3456 ¦ 4635 ¦ 5191 ¦ 1735 ¦
 ¦ Банка России и Правительства Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - международные резервные обязательства ¦ 99 ¦ 0 ¦ 0 ¦ -99 ¦
 ¦ Правительства Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦Чистые внутренние активы ¦ -1611 ¦ -2684 ¦ -2921 ¦ -1310 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ Чистый кредит расширенному правительству ¦ -840 ¦ -2009 ¦ -2160 ¦ -1320 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - чистый кредит федеральному правительству ¦ -692 ¦ -1507 ¦ -1950 ¦ -1258 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - остатки средств на счетах субъектов ¦ -148 ¦ -502 ¦ -210 ¦ -62 ¦
 ¦ Российской Федерации, местных органов власти¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ и государственных внебюджетных фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ Чистый кредит банкам ¦ -591 ¦ -539 ¦ -633 ¦ -42 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - валовой кредит банкам ¦ 4 ¦ 0 ¦ 30 ¦ 26 ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ - корреспондентские счета кредитных ¦ -595 ¦ -539 ¦ -663 ¦ -68 ¦
 ¦ организаций, депозиты банков в Банке России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ и другие инструменты абсорбирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ свободной банковской ликвидности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+----------+----------+---------+
 ¦ Прочие чистые неклассифицированные активы ¦ -180 ¦ -136 ¦ -128 ¦ 52 ¦
 L----------------------------------------------+----------+----------+----------+----------
 
  Банк России в текущем году продолжил работу по расширению применения механизма поддержания банковской ликвидности путем предоставления кредитным организациям внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", ломбардных кредитов на аукционной основе (на срок 2 недели) и проведения операций прямого РЕПО. В апреле 2005 года была возобновлена практика проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях на срок 7 календарных дней в целях более эффективного регулирования кредитными организациями собственной ликвидности, в том числе при использовании механизма усреднения обязательных резервов.
  В текущем году Банк России принимал решения по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение при осуществлении операций рефинансирования банков (Ломбардного списка Банка России).
  В целях совершенствования операций рефинансирования под залог векселей и кредитных обязательств организаций сферы материального производства разработаны новые нормативные документы, устанавливающие порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей (прав требования по кредитным договорам) организаций, имеющих международный рейтинг, или поручительствами кредитных организаций, имеющих международный рейтинг.
  Новый порядок характеризуется возможностью более оперативно принимать решения о предоставлении кредита Банка России, дифференцированным подходом к уровню процентных ставок за пользование кредитом в зависимости от срока кредитования, дифференцированным подходом к величине применяемых к стоимости залога поправочных коэффициентов в зависимости от качества принимаемого в залог имущества (активов) и предполагает право кредитной организации на выбор способа обеспечения ее обязательств по кредиту Банка России между залогом имущества и поручительством другой кредитной организации. Более того, вновь введенный порядок предполагает возможность кредитной организации заблаговременно, до возникновения потребности в дополнительной ликвидности, сформировать залоговое обеспечение в виде векселей и прав требования по кредитным договорам.
  Процентные ставки по инструментам рефинансирования находились в диапазоне от 6 до 13%, достигая максимального значения по инструментам постоянного действия (кредиты "овернайт", сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам) и приближаясь к нижней границе по рыночным инструментам (прямое РЕПО на срок 1 день). При этом фактические процентные ставки на рынке межбанковских кредитов были ниже - средневзвешенные за месяц ставки MIACR по рублевым кредитам сроком до одной недели находились в диапазоне от 1 до 4% годовых. Вместе с тем в отдельные периоды текущего года (преимущественно к концу месяца) уровень процентных ставок на рынке межбанковских кредитов повышался: так, в последние дни октября ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам достигала 8 - 12% годовых, что было обусловлено перечислением в значительном объеме налогов в бюджеты и увеличением спроса на иностранную валюту.
  Поскольку уровень ставок по инструментам предоставления денежных средств со стороны Банка России выше уровня ставок денежного рынка, основной задачей при использовании данных инструментов фактически являлось обеспечение стабилизации ставок на денежном рынке в случае снижения уровня ликвидности банковского сектора и пополнение ликвидности. Однако эффективному выполнению указанных задач препятствовали высокая степень сегментации денежного рынка и незначительная доля залоговых бумаг в портфелях большинства кредитных организаций.
  Фактически процентная политика Банка России в прошедшие месяцы текущего года была направлена на поддержание сформированного ранее коридора процентных ставок по операциям Банка России. Нижний уровень коридора определяла ставка по депозитам "том-некст", которые имели наибольший удельный вес в общем объеме привлеченных в депозиты средств кредитных организаций (ставка составляла 0,5% годовых). Верхнюю границу коридора формировала ставка по кредитам "овернайт" Банка России (13% годовых). Процентные ставки денежного рынка и ставки по операциям коммерческих банков за первые девять месяцев 2005 года находились в рамках коридора процентных ставок Банка России. Стоимость заемных ресурсов для реального сектора в текущем году была ниже, чем в соответствующий период прошлого года, и колебалась в достаточно узком диапазоне (около 10 - 11% годовых), что характеризовало умеренные инфляционные ожидания.
  В целях регулирования текущей ликвидности кредитные организации активно использовали механизм усреднения обязательных резервов, то есть выполняли часть резервных требований путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка на корреспондентском счете головного офиса, открытом в Банке России, а начиная с 1 июня 2005 года - и на корреспондентских субсчетах филиалов, открытых в Банке России.
 
 Ставки по операциям Банка России и однодневная ставка
 MIACR (% годовых)
 
 
 III. Сценарии макроэкономического развития в 2006 году
 
 III.1. Варианты макроэкономического прогноза
 
  Согласно оценке Международного валютного фонда (МВФ) производство товаров и услуг в мире в 2006 году, как и в 2005 году, увеличится на 4,3%. Рост мировой торговли товарами и услугами оценивается в 7,4% (в 2005 году - в 7,0%).
  По оценкам ведущих международных финансовых и экономических организаций (МВФ, Всемирный банк, ОЭСР), в 2006 году процентные ставки на мировых рынках будут повышаться. Так, по прогнозу МВФ, ставка LIBOR по шестимесячным депозитам в долларах США увеличится с 3,6% в 2005 году до 4,5% в 2006 году, ставка LIBOR по трехмесячным депозитам в евро возрастет с 2,1 до 2,4%.
  Международные организации (МВФ, Агентство энергетической информации США) прогнозируют повышение цен на нефть на мировом рынке в 2006 году. Вместе с тем нельзя исключить понижение цен на нефть, которое может быть связано с приближением ее коммерческих запасов в странах ОЭСР, и прежде всего в США, к максимальному за последние пять лет уровню.
  В зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов прогноз Правительства Российской Федерации социально-экономического развития Российской Федерации разработан на вариантной основе исходя из уровней цен на российскую нефть сорта "Юралс" 28 и 40 долларов США за баррель. Кроме того, Банк России рассмотрел еще два варианта исходя из уровней цен на нефть 50 и 60 долларов США за баррель. Банк России готов проводить денежно-кредитную политику в условиях любого из вариантов.
  В рамках первого варианта предполагается значительное по сравнению с 2005 годом ухудшение ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта на мировых рынках. Несмотря на замедление роста импорта товаров и услуг в 2006 году, существенное сокращение их экспорта приведет к значительному уменьшению активного сальдо баланса торговли товарами и услугами и сокращению положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2,7 раза. В этом случае накопление международных резервных активов продолжится, однако их прирост существенно замедлится (в 2,9 раза).
  Согласно этому варианту предполагается уменьшение доходов экспортеров, что ограничит возможности инвестирования. Темпы прироста инвестиций в основной капитал будут ниже, чем в 2005 году, и составят 5,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 7,3%. Таким образом, расширение внутреннего спроса будет происходить более низкими темпами, чем в предшествующем году. В условиях менее благоприятной, чем годом ранее, внешнеэкономической конъюнктуры темпы экономического роста замедлятся до 4,0%.
  В рамках второго варианта цены на мировом рынке энергоносителей в 2006 году по сравнению с предыдущим годом снизятся, но останутся на относительно высоком уровне. Активное сальдо баланса торговли товарами и услугами снизится относительно 2005 года, но меньше, чем в первом варианте. Положительное сальдо счета текущих операций сократится почти на треть. Чистый отток капитала из частного сектора может несколько сократиться по сравнению с предыдущим годом. Прирост валютных резервов в 2006 году согласно этому варианту прогноза будет почти на 9 млрд. долларов США меньше, чем в 2005 году.
  Реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 8,9%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 11,1%. В этом случае увеличение ВВП составит 5,8%.
  В рамках третьего варианта предполагается, что цены на мировом рынке энергоносителей в 2006 году останутся примерно на уровне 2005 года.
  Экспорт товаров и услуг будет расти медленнее, чем их импорт. Это обусловит некоторое сокращение в 2006 году по сравнению с 2005 годом активного сальдо счета текущих операций. Прирост валютных резервов может быть в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.
  Расширятся возможности для наращивания инвестиционной деятельности и роста доходов населения. Объем инвестиций в основной капитал может возрасти на 12,0%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 9,2%. В этом случае темп прироста ВВП может быть выше, чем в предшествующем году, и может составить 6,0%.
  В рамках четвертого варианта предполагается рост цен на энергетические товары на мировом рынке в 2006 году по сравнению с 2005 годом.
  Увеличение экспорта товаров и услуг в 2006 году приведет к росту активного сальдо счета текущих операций. Можно ожидать существенного прироста валютных резервов - в 1,7 раза больше, чем в 2005 году.
  Внешние и внутренние условия будут способствовать дальнейшему расширению внутреннего спроса. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут превысить уровень предыдущего года на 9,3%, инвестиции в основной капитал - на 12,2%. В условиях более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры ВВП может возрасти на 6,1%.
 
 III.2. Прогноз платежного баланса
 
  Конъюнктура на мировых рынках, ожидаемые темпы роста российской и мировой экономики дают основание полагать, что платежный баланс страны в 2006 году будет оставаться устойчивым. Его состояние по-прежнему будет зависеть прежде всего от динамики мировых цен на топливно-энергетические товары.
  Положительное сальдо счета текущих операций изменяется по вариантам от 35,2 до 118,6 млрд. долларов США. Россия остается чистым кредитором остального мира: отрицательное сальдо финансового счета находится в пределах 13 - 14 млрд. долларов США (без валютных резервов). Прирост валютных резервов составит от 21,0 млрд. долларов США в первом варианте до 104,4 млрд. долларов США в четвертом варианте.
  При прогнозировании платежного баланса Банк России полагал, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост импорта товаров и услуг во всех вариантах замедлится, экспорт товаров и услуг в первом и втором вариантах сократится, в третьем и четвертом вариантах увеличится. Следствием этих процессов будут различные темпы сокращения положительного сальдо торговли товарами и услугами в первых трех вариантах и его рост в четвертом варианте.
 
 Прогноз платежного баланса Российской Федерации
 на 2005 - 2006 годы (млрд. долларов США)
 
 -----------------------T------T-----------T-----------T-----------T-----------T-----------¬
 ¦ ¦ 2004 ¦ 2005 г. - ¦ 2006 г. - ¦ 2006 г. - ¦ 2006 г. - ¦ 2006 г. - ¦
 ¦ ¦ г. ¦ оценка ¦ прогноз ¦ прогноз ¦ прогноз ¦ прогноз ¦
 ¦ ¦ ¦ (цена на ¦ (цена на ¦ (цена на ¦ (цена на ¦ (цена на ¦
 ¦ ¦ ¦нефть сорта¦нефть сорта¦нефть сорта¦нефть сорта¦нефть сорта¦
 ¦ ¦ ¦ "Юралс" - ¦ "Юралс" - ¦ "Юралс" - ¦ "Юралс" - ¦ "Юралс" - ¦
 ¦ ¦ ¦ 50 долл. ¦ 28 долл. ¦ 40 долл. ¦ 50 долл. ¦ 60 долл. ¦
 ¦ ¦ ¦ США ¦ США ¦ США ¦ США ¦ США ¦
 ¦ ¦ ¦за баррель)¦за баррель)¦за баррель)¦за баррель)¦за баррель)¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦Счет текущих операций ¦59,9 ¦ 95,2 ¦ 35,2 ¦ 65,8 ¦ 92,9 ¦ 118,6 ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Баланс товаров и ¦73,6 ¦ 111,2 ¦ 48,1 ¦ 78,8 ¦ 106,0 ¦ 132,0 ¦
 ¦ услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Экспорт товаров и ¦203,7 ¦ 271,2 ¦ 223,2 ¦ 262,0 ¦ 291,8 ¦ 319,6 ¦
 ¦ услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Импорт товаров и ¦-130,1¦ -160,1 ¦ -175,1 ¦ -183,2 ¦ -185,8 ¦ -187,5 ¦
 ¦ услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Баланс доходов ¦-13,7 ¦ -16,0 ¦ -12,9 ¦ -13,0 ¦ -13,2 ¦ -13,4 ¦
 ¦ и текущих трансфертов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦Счет операций с ¦-14,7 ¦ -34,8 ¦ -14,2 ¦ -14,2 ¦ -14,2 ¦ -14,2 ¦
 ¦капиталом и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦финансовыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦инструментами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Финансовый счет ¦-13,1 ¦ -33,2 ¦ -13,8 ¦ -13,8 ¦ -13,8 ¦ -13,8 ¦
 ¦ (кроме резервных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ активов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Сектор ¦-3,7 ¦ -24,8 ¦ -6,3 ¦ -6,3 ¦ -6,3 ¦ -6,3 ¦
 ¦ государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ управления и органы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ денежно-кредитного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ регулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦ Частный сектор ¦-9,3 ¦ -8,5 ¦ -7,5 ¦ -7,5 ¦ -7,5 ¦ -7,5 ¦
 ¦ (включая чистые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ ошибки и пропуски) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+-----------+
 ¦Изменение валютных ¦-45,2 ¦ -60,4 ¦ -21,0 ¦ -51,7 ¦ -78,7 ¦ -104,4 ¦
 ¦резервов ("+" - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦снижение, "-" - рост) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 L----------------------+------+-----------+-----------+-----------+-----------+------------
 
  Примечания.
  1. Знак "-" означает чистый вывоз капитала, знак "+" - чистый ввоз.
  2. Из активов нефинансового сектора исключается задолженность по товарным поставкам на основе межправительственных соглашений.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу