<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Движение капитала частного сектора по данным платежного
 баланса (млрд. долларов США)
 
 
  Международная инвестиционная позиция государственного сектора при выполнении всех обязательств по внешнему долгу во всех вариантах улучшится примерно на 6,3 млрд. долларов США.
  Ожидается, что состояние мирового рынка капиталов и положительные внутриэкономические процессы будут способствовать сохранению значительных объемов притока иностранных инвестиций в страну. В этих условиях чистый отток капитала частного сектора в 2006 году сократится по сравнению с 2005 годом и, по оценкам, составит 7,5 млрд. долларов США. Предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в 2006 году по-прежнему будет превышать спрос на нее, что создаст условия для дальнейшего накопления валютных резервов. Прирост валютных резервов в 2006 году в первом и втором вариантах будет меньше, чем в 2005 году, а в третьем и четвертом вариантах - больше.
 
 III.3. Спрос на деньги
 
  Экономический рост, снижение инфляции и увеличение денежных доходов во всех секторах экономики способствуют повышению спроса на национальную валюту. Действие этих факторов сохранится и в 2006 году, определяя дальнейший рост спроса на деньги. В то же время возможное снижение в 2006 году темпов экономического роста может привести к замедлению роста спроса на деньги.
  В последние годы в условиях масштабного притока в страну иностранной валюты при существующем режиме управляемого плавающего валютного курса спрос на национальную валюту в значительной степени зависел от процессов замещения валют, результатом которых стали заметные колебания спроса со стороны экономических агентов на национальную и иностранную валюту (как в наличной, так и в безналичной форме).
  В 2006 году предполагается продолжение тенденции роста доли срочных рублевых вкладов в структуре денежного агрегата М2, что способствует снижению скорости обращения денег. Рост вкладов населения в национальной валюте во многом будет зависеть от стабильной курсовой динамики и мер, направленных на повышение стабильности и надежности работы российского банковского сектора, в том числе на обеспечение эффективного функционирования системы страхования вкладов.
  С учетом результирующего действия вышеотмеченных факторов в 2006 году понижательные тенденции в динамике скорости обращения денег сохранятся, однако ее снижение, вероятнее всего, будет происходить медленнее, чем в 2005 году.
 
 Темпы прироста денежных агрегатов (месяц к месяцу
 предыдущего года, %)
 
 
 Скорость обращения денег по различным агрегатам
 денежной массы
 
 
  В первом варианте возможно некоторое ослабление номинального эффективного курса национальной валюты по сравнению с 2005 годом, что может привести к более высокому росту доходности по активам, номинированным в иностранной валюте, по сравнению с рублевыми активами. Это будет способствовать повышению привлекательности сбережений в иностранной валюте, снижая таким образом темпы дедолларизации экономики. Снижение скорости обращения М2 скорее всего в этом случае будет менее интенсивным, чем в 2005 году. С учетом более низких темпов экономического роста диапазон изменения темпов прироста спроса на деньги М2 может составить 19 - 21%.
  Условия развития экономики страны по второму варианту предполагают стабильность номинального эффективного курса рубля. В этом случае может не проявляться явных тенденций как к росту, так и к снижению спроса экономических агентов на иностранную валюту. Замедление скорости обращения денег М2 в этой ситуации скорее всего будет таким же, как и в 2005 году, и оценка темпов прироста спроса на деньги М2 составляет около 21 - 24%.
  В условиях третьего и четвертого вариантов на фоне существенного накопления золотовалютных резервов возможно укрепление номинального эффективного курса рубля. При этом снижение спроса на иностранную валюту и увеличение спроса на национальную валюту будет способствовать продолжению процесса дедолларизации и быстрому росту срочных рублевых депозитов. В этой ситуации рост экономической активности будет сопровождаться таким же, как и в 2005 году, или более интенсивным снижением скорости обращения денег. При этом диапазон изменения темпов прироста спроса на деньги М2 в условиях третьего и четвертого вариантов может составить 22 - 25% и 25 - 28% соответственно.
  Банк России не рассматривает расчетные параметры роста спроса на деньги по указанным вариантам как жестко заданные интервалы для роста денежной массы и не исключает возможности выхода за эти границы.
 
 IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
 в 2006 году
 
 IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной
 политики и денежная программа
 
  Банк России исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2006 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7 - 8,5%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 6 - 7,5%.
  В соответствии со сценариями прогноза развития российской экономики на 2006 год Банк России разработал денежную программу в четырех вариантах.
  Темпы прироста денежной базы в узком определении, соответствующие целевому ориентиру по инфляции на 2006 год, в зависимости от варианта оцениваются на уровне 17 - 23%.
  Основным источником увеличения денежного предложения в каждом из вариантов является прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Первый вариант денежной программы исходит из значительно меньшего, чем в 2005 году, прироста чистых международных резервов - 0,6 трлн. рублей по сравнению с 1,8 трлн. рублей.
  Второй вариант программы соответствует параметрам второго сценария прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год. Увеличение чистых международных резервов при реализации данного сценария, по расчетам, может составить 1,4 трлн. рублей.
  По третьему варианту прогнозируемый прирост чистых международных резервов может составить 2,2 трлн. рублей. В соответствии с четвертым вариантом денежной программы предполагается наиболее существенный прирост чистых международных резервов, равный 2,9 трлн. рублей.
  Расчеты показывают, что по каждому из указанных вариантов прогнозируемый прирост денежного предложения за счет увеличения чистых международных резервов превышает допустимый с точки зрения ориентира по инфляции прирост денежной базы. В связи с этим органам денежно-кредитного регулирования с целью недопущения развития инфляционных процессов потребуется обеспечить снижение объема чистых внутренних активов по каждому из вариантов. Поскольку соотношение прироста чистых международных резервов к приросту узкой денежной базы возрастает с 1,5 до 5,6 раза от первого к четвертому варианту, требуемое сокращение чистых внутренних активов будет более существенным в четвертом варианте денежной программы и составит 2,4 трлн. рублей против 0,2 трлн. рублей по первому варианту, 1 трлн. рублей по второму варианту и 1,7 трлн. рублей по третьему варианту.
  В 2006 году сохранится важная роль бюджетного канала в абсорбировании денежного предложения. Исходя из представленных вариантов цены на нефть и действующего порядка формирования Стабилизационного фонда предполагается рост остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России, величина которого увеличивается от первого к четвертому варианту денежной программы и является основным фактором, определяющим динамику чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования расширенному правительству. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству оценивается на уровне 0,2 - 2,1 трлн. рублей в зависимости от варианта программы. При этом второй вариант программы соответствует показателям проекта федерального бюджета на 2006 год.
  В условиях реализации первого варианта денежной программы может потребоваться увеличение чистого кредита банкам, которое оценивается на уровне 34 млрд. рублей.
 
 Показатели денежной программы
 на 2006 год (млрд. рублей) <*>
 
 --------------------------------
  <*> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2005 года.
 
 -----------------------------------------------T----------T-------------------------------¬
 ¦ ¦01.01.2006¦ 01.01.2007 ¦
 ¦ ¦ (оценка) +-------T-------T-------T-------+
 ¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦
 ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦Денежная база (узкое определение) ¦ 2270 ¦ 2658 ¦ 2702 ¦ 2724 ¦ 2791 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - наличные деньги в обращении (вне Банка ¦ 2166 ¦ 2531 ¦ 2573 ¦ 2594 ¦ 2657 ¦
 ¦ России) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - обязательные резервы ¦ 105 ¦ 127 ¦ 129 ¦ 130 ¦ 134 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦Чистые международные резервы ¦ 5191 ¦ 5774 ¦ 6626 ¦ 7375 ¦ 8088 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - валовые международные резервные активы ¦ 5191 ¦ 5774 ¦ 6626 ¦ 7375 ¦ 8585 ¦
 ¦ Банка России и Правительства Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - международные резервные обязательства ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦ 0 ¦
 ¦ Правительства Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦Чистые внутренние активы ¦ -2921 ¦ -3116 ¦ -3923 ¦ -4650 ¦ -5297 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ Чистый кредит расширенному правительству ¦ -2160 ¦ -2397 ¦ -3105 ¦ -3719 ¦ -4295 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - чистый кредит федеральному правительству ¦ -1950 ¦ -2227 ¦ -2925 ¦ -3529 ¦ -4095 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - остатки средств на счетах субъектов ¦ -210 ¦ -170 ¦ -180 ¦ -190 ¦ -200 ¦
 ¦ Российской Федерации, местных органов власти¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ и государственных внебюджетных фондов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ Чистый кредит банкам ¦ -633 ¦ -599 ¦ -715 ¦ -808 ¦ -859 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - валовой кредит банкам ¦ 30 ¦ 40 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 5 ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ - корреспондентские счета кредитных ¦ -663 ¦ -639 ¦ -735 ¦ -813 ¦ -864 ¦
 ¦ организаций, депозиты банков в Банке России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ и другие инструменты абсорбирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 ¦ свободной банковской ликвидности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+-------+
 ¦ Прочие чистые неклассифицированные активы ¦ -128 ¦ -120 ¦ -104 ¦ -123 ¦ -144 ¦
 L----------------------------------------------+----------+-------+-------+-------+--------
 
  По второму, третьему и четвертому вариантам применение механизма Стабилизационного фонда может оказаться недостаточным для требуемого абсорбирования денежного предложения, формируемого по каналу прироста чистых международных резервов. В связи с этим по данным вариантам предполагается стерилизация свободной ликвидности за счет проведения операций Банком России (включая депозитные операции, выпуск собственных облигаций и операций с ними, а также при необходимости продажу государственных ценных бумаг из своего портфеля). Общий прирост денежных средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, а также за счет операций Банка России по абсорбированию свободной банковской ликвидности оценивается на уровне 70 - 200 млрд. рублей. Кроме того, по второму, третьему и четвертому вариантам программы прогнозируется снижение валового кредита банкам.
  В случае более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Центральном банке Российской Федерации Банк России готов скорректировать объемы собственных операций по регулированию денежного предложения и в необходимых ситуациях использовать инструменты по предоставлению дополнительной ликвидности кредитным организациям.
  Банк России исходит из того, что показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости в целях достижения конечной цели денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, динамики притока/оттока капитала, а также изменения других факторов. Кроме того, показатели денежной программы в 2006 году будут во многом определяться их динамикой до конца текущего года, что может потребовать уточнения денежной программы на 2006 год.
 
 IV.2. Политика валютного курса
 
  В 2006 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.
  В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2006 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволит при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости может быть скорректирован.
  В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 году Банк России своей перспективной задачей видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
  С учетом условий различных сценариев социально-экономического развития в 2006 году Банк России считает, что прирост реального эффективного курса рубля не превысит 9%, при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет меньше указанной величины.
 
 IV.3. Инструменты денежно-кредитной политики
 и их использование
 
  В 2006 году Банк России намерен продолжить работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, чтобы оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере при различных сценариях социально-экономического развития с учетом необходимости предотвращения возможных угроз для финансовой стабильности, обусловленных действием как внешних, так и внутренних факторов.
  Несмотря на то, что в следующем году прогнозные показатели платежного баланса по всем сценариям социально-экономического развития характеризуются заметным приростом международных резервов Российской Федерации и сохраняется устойчивость состояния бюджетной сферы, конкретный набор инструментов денежно-кредитной политики, которые будут востребованы в этот период, в существенной мере будет зависеть от факторов, имеющих высокую степень неопределенности: состояния международных рынков товаров и капиталов, курсов основных мировых валют, экономических ожиданий участников внутреннего финансового рынка, направления и масштабов капитальных потоков в платежном балансе страны, динамики внутреннего и внешнего спроса.
  В этих условиях Банк России будет обеспечивать применение инструментов как по абсорбированию свободных денежных средств в банковском секторе, так и по предоставлению ликвидности кредитным организациям. Вместе с тем действия Банка России, направленные на формирование условий для развития межбанковского рынка и постепенного перехода к более гибкому курсообразованию и системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, предопределяют совершенствование и развитие инструментов денежно-кредитной политики с учетом приоритета рыночных инструментов в сочетании с использованием инструментов постоянного действия.
  Учитывая значительную роль Стабилизационного фонда в абсорбировании денежных средств банковского сектора, необходимо повысить уровень согласованности при проведении денежно-кредитной и бюджетной политики, в том числе за счет обеспечения большей равномерности в осуществлении бюджетных расходов в течение года.
  Прогнозы показателей денежной программы на 2006 год показывают, что в зависимости от варианта может потребоваться использование инструментов как предоставления, так и изъятия свободной ликвидности. По второму, третьему и четвертому вариантам вероятно сохранение относительно высокого уровня свободной ликвидности в банковском секторе. В этих условиях в целях сдерживания инфляционных процессов будут использоваться операции, направленные на ограничение роста денежного предложения.
  В 2006 году Банк России продолжит использование операций с собственными облигациями в качестве инструмента стерилизации избыточного денежного предложения. В результате принятия федерального закона, упрощающего процедуру эмиссии облигаций Банка России, возможности Банка России по использованию данного инструмента стерилизации денежного предложения существенно возрастают. В частности, в этом направлении Банк России планирует следующие мероприятия:
  - размещение собственных облигаций будет проводиться на стандартный срок (6 месяцев) и в соответствии с унифицированным графиком (15-е число последнего месяца каждого квартала) с последующим регулярным доразмещением;
  - на аукционах новые выпуски ОБР будут размещаться как на основе продажи за денежные средства, так и путем обмена уже обращающихся выпусков ОБР. Данная схема предполагает поддержку постоянного срока обращения выпусков и аккумуляцию ликвидности в ограниченном числе выпусков облигаций Банка России;
  - в период обращения выпуска ОБР со сроком до погашения от 3 до 6 месяцев Банк России будет выставлять двусторонние котировки купли-продажи ОБР, тем самым осуществляя функции маркетмейкера. В результате участникам рынка будет предоставлена возможность покупки выпуска из не размещенного ранее остатка, а также в случае необходимости продажи выпуска Банку России.
  Такая политика обеспечит минимальный стартовый уровень ликвидности выпусков, а также будет способствовать дальнейшей активизации операций кредитных организаций с ОБР.
  Банк России в следующем году также будет использовать депозитные операции в качестве инструмента связывания свободных денежных средств кредитных организаций на краткосрочном сегменте рынка. Депозитные операции с кредитными организациями будут проводиться как на аукционной основе, так и по фиксированным процентным ставкам с использованием системы "Рейтерс-Дилинг" и Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи (СЭТ ММВБ). При этом предполагается приступить к проведению депозитных операций на стандартном условии "до востребования" с использованием СЭТ ММВБ.
  В условиях режима управляемого плавающего валютного курса возможности Банка России в использовании инструментов процентной политики в известной степени ограниченны. В связи с этим во избежание масштабного притока краткосрочного капитала процентные ставки по стерилизационным операциям Банка России будут установлены на сопоставимом или более низком уровне по сравнению со ставками привлечения средств на внешнем рынке. Исходя из данного условия ставки по размещению шестимесячных ОБР, по предварительным оценкам, будут находиться в диапазоне от 4 до 6% годовых.
  В качестве вспомогательной меры по повышению эффективности процентной политики на фоне масштабного притока капитала в исключительных случаях могут применяться меры валютного регулирования.
  Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В 2006 году для обеспечения расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью в условиях ее дефицита и/или выраженных колебаний ее уровня в течение месяца возможно увеличение коэффициента усреднения обязательных резервов.
  Вместе с тем в ситуации значительного роста банковской ликвидности, если применение рыночных инструментов и инструментов постоянного действия не сможет оказать должного стерилизационного эффекта, Банк России не исключает возможности изменения нормативов обязательных резервов.
  В 2006 году Банк России будет применять рыночные инструменты и инструменты постоянного действия для предоставления денежных средств кредитным организациям. В качестве основных инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям будут выступать операции Банка России на открытом рынке (аукционы прямого РЕПО и ломбардные кредитные аукционы). Банк России также продолжит использование инструментов постоянного действия (сделок "валютный своп", ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам). Внутридневные кредиты и кредиты "овернайт" Банка России, предоставляемые кредитным организациям, будут использоваться для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов.
  В случае необходимости Банк России будет применять операции "тонкой настройки" как для предоставления денежных средств банковскому сектору, так и для изъятия. В качестве данных операций будут использоваться операции на открытом рынке по покупке-продаже государственных облигаций, а также облигаций Банка России.
  Сохраняющаяся сегментированность банковского сектора, выраженные сезонные и внутримесячные колебания в динамике спроса на деньги обусловливают необходимость развития рынка межбанковского РЕПО. Позитивную роль в этом направлении должно сыграть внесение поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих совершенствование процедуры налогообложения операций РЕПО. Вступление в силу указанных поправок с 01.01.2006 в совокупности с осуществляемой Банком России работой по совершенствованию регулирования и бухгалтерского учета операций РЕПО создаст предпосылки к развитию рынка межбанковского РЕПО, в результате рынок получит эффективный (особенно в ситуации низкого взаимного кредитования) инструмент перераспределения ликвидности внутри банковского сектора.
  Банк России намерен последовательно реализовывать принцип обеспечения равного доступа кредитных организаций к инструментам и операциям по регулированию ликвидности. В 2006 году планируется продолжать работу по расширению перечня имущества (активов), принимаемого в обеспечение по кредитам Банка России и операциям РЕПО, в том числе за счет включения в Ломбардный список облигаций резидентов Российской Федерации, обладающих международным рейтингом инвестиционного класса, а также осуществлять операции ломбардного кредитования с использованием СЭТ ММВБ. В предстоящем году предполагается дальнейшее развитие и распространение технических средств, обеспечивающих участие региональных банков в операциях Банка России, совершенствование механизма предоставления банкам кредитов, обеспеченных залогом векселей (прав требования по кредитным договорам) организаций или поручительствами кредитных организаций.
  В 2006 году действия Банка России будут направлены на дальнейшую унификацию, совершенствование и повышение доступности механизмов предоставления и изъятия ликвидности. Эффективности воздействия указанных инструментов денежно-кредитной политики на ситуацию в банковском секторе России во многом будет способствовать дальнейшее развитие платежной системы и финансового рынка.
 
 V. Приложение
 
 V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию
 банковской системы и банковского надзора
 в 2006 году
 
  В 2006 году банковский сектор продолжит свое поступательное развитие. Рост банковского сектора будет обусловлен продолжающимся ростом российской экономики и опережающим расширением спроса на банковские услуги.
  Вместе с тем российский банковский сектор будет испытывать увеличивающееся конкурентное давление как среди российских кредитных организаций, так и со стороны иностранных поставщиков банковских услуг. Причинами усиления конкуренции будут являться новые возможности трансграничного оказания банковских услуг иностранными финансовыми институтами российским клиентам в связи с продолжающейся валютной либерализацией, а также постепенное заполнение всех сегментов внутреннего рынка банковских услуг более качественными, сложными, но и более затратоемкими банковскими продуктами.
  Рост востребованности банковских услуг в сочетании с усилением конкуренции на банковском рынке приведет к ускорению следующих процессов в российском банковском секторе. Во-первых, будет продолжаться опережающее развитие крупных универсальных банков, уже занимающих заметные рыночные позиции. Продолжится активное развитие этими банками своих филиальных сетей. Во-вторых, многие устойчивые средние и малые банки будут выбирать стратегию добровольной специализации на определенных клиентских сегментах и банковских продуктах. В-третьих, кредитные организации со стабильным капиталом, устойчивой клиентской базой, хорошими системами риск-менеджмента, внутреннего контроля, финансового и стратегического планирования будут укреплять свое положение на рынке, в то время как финансово слабые, плохо управляемые и недобросовестные кредитные организации будут выбывать с рынка банковских услуг. В-четвертых, опережающий (по сравнению с темпами роста экономики) рост объемов кредитования будет вести к накоплению кредитных рисков в банковском секторе, что потребует особого внимания к совершенствованию риск-менеджмента. В-пятых, несколько увеличится участие иностранных банков в капиталах российских кредитных организаций как за счет увеличения капитала уже существующих банков с иностранным участием, так и за счет приобретения иностранными инвесторами тех банков, которые имеют хорошие перспективы на российском рынке банковских услуг.
  Банк России в ходе работы по совершенствованию банковского сектора и банковского надзора в 2006 году будет руководствоваться Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.
  Деятельность Банка России по реализации этой Стратегии будет осуществляться по трем направлениям. Во-первых, это - участие в разработке соответствующих законодательных решений и принятие собственных нормативных актов, направленных на повышение финансовой устойчивости, увеличение конкурентоспособности российских кредитных организаций, усиление защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков, укрепление доверия к банковскому сектору. Во-вторых, это - продолжение реализации мер, направленных на совершенствование банковского надзора, в первую очередь на развитие содержательного риск-ориентированного надзора, на повышение качества оценки финансовой устойчивости кредитных организаций. В-третьих, это последовательная реализация законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
  В числе приоритетных перед Банком России стоят следующие вопросы:
  - контроль за эффективностью функционирования системы страхования вкладов граждан в банках Российской Федерации, включая текущий надзор за соблюдением банками требований к участию в системе страхования вкладов, координация деятельности с ГК "Агентство по страхованию вкладов";
  - проведение работ по подготовке к внедрению международных подходов к оценке достаточности капитала кредитных организаций, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках Консультативного документа "Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (Базель II), опубликованного в июне 2004 года;
  - выявление ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы;
  - расширение в целях эффективного надзора понятия "связанные заемщики" за счет внедрения экономических критериев связанности в дополнение к существующим юридическим критериям;
  - внедрение новых подходов к составлению и анализу пруденциальной отчетности (по итогам проекта ЕС/ТАСИС), оптимизации процедур ее сбора, хранения и обработки;
  - уточнение рекомендаций по порядку составления финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и по анализу данной отчетности, участие в работе по законодательному закреплению статуса указанной отчетности, обеспечивающего ее применение в целях банковского надзора;
  - продолжение политики транспарентности банковского сектора, в частности, продолжение публикации ежемесячных данных о состоянии банковского сектора (макропруденциальных показателей) в сети Интернет, анализ совокупных показателей обеспеченности банковскими услугами регионов, совершенствование методов определения финансовой устойчивости банковского сектора, издание очередного годового "Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора";
  - развитие нормативной базы, регулирующей процедуры слияний и присоединений, направленное на снятие излишних административных процедур, оптимизацию процессов консолидации при должном уровне защиты прав кредиторов и вкладчиков;
  - обеспечение функционирования Центрального каталога кредитных историй, осуществляющего сбор и хранение титульных частей всех кредитных историй, которые собирают бюро кредитных историй на территории Российской Федерации;
  - продолжение работы по реализации положений Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";
  - концентрация основного внимания надзора и инспекционных проверок на вопросах качества систем управления, эффективности организации внутреннего контроля, системы управления рисками, особенно в крупных и многофилиальных банках, на вопросах обеспечения транспарентности банковской деятельности, оценки величины и достаточности собственных средств (капитала) и оценки качества активов кредитных организаций, на вопросах соблюдения кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
 
 V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию
 финансовых рынков в 2006 году
 
  Для создания конкурентоспособной инфраструктуры финансового рынка Банк России планирует продолжить участие в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего финансовый рынок, его институты и инструменты:
  а) в целях создания независимой, эффективной и конкурентоспособной учетной (депозитарной) системы планируется участвовать в процессе законодательного закрепления правовых основ деятельности централизованного учетного института (центрального депозитария), его функций и полномочий;
  б) с целью создания эффективной системы управления рисками и гарантий исполнения сделок Банк России продолжит работу по развитию клиринговой системы и клиринговой инфраструктуры на валютном рынке и рынке федеральных государственных ценных бумаг, а также будет участвовать в работе по законодательному регулированию клиринга и деятельности его субъектов;
  в) Банк России планирует продолжить участие в работе по унификации подходов к регулированию деятельности институтов, обеспечивающих трейдинговые процессы (бирж и внебиржевых организаторов торговли);
  г) Банк России намерен участвовать в построении системы секьюритизации активов, механизмов секьюритизации и соответствующих им институтов рынка.
  С целью расширения спектра финансовых инструментов Банк России:
  а) подготовит предложения по совершенствованию условий допуска на организованный рынок ценных бумаг иностранных эмитентов;
  б) подготовит предложения по изменению банковского законодательства в части закрепления возможности осуществления кредитными организациями операций со складскими и залоговыми свидетельствами (варрантами);
  в) продолжит участие в законотворческом процессе, направленном на упрощение процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  г) продолжит участие в работе по законодательному определению производных финансовых инструментов.
 
 V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию
 платежной системы в 2006 году
 
  Деятельность Банка России по совершенствованию платежной системы в 2006 году будет направлена на обеспечение финансовой стабильности и реализацию денежно-кредитной политики.
  Банк России будет продолжать работу по развитию методологической базы в области платежных систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, внедрению современных технологий и методов передачи информации, обеспечению эффективного, надежного и безопасного обслуживания всех участников расчетов. Указанная работа будет проводиться с учетом международных стандартов и практики зарубежных центральных банков.
  Ключевым моментом в развитии платежной системы Банка России будет осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам как важного фактора для эффективного и стабильного финансового и экономического развития страны.
  Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, а также клиринговые (неттинговые) расчеты, осуществляемые небанковскими кредитными организациями.
  Будут также поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать их распространению в Российской Федерации.
  Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.
  Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных платежей, внедрения современных платежных услуг.
  Банк России намерен продолжить осуществление мониторинга состояния розничных платежей в экономике, в том числе проводимых посредством расчетов наличными деньгами.
  В соответствии с современными международными подходами Банк России намерен совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства Российской Федерации и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок сбора информации и формы аналитической работы.
  Учитывая существующие международные тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование технической инфраструктуры платежной системы Банка России. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для обработки платежных сообщений территориальных учреждений, что позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно-программные платформы, сократить количество используемых учетно-операционных комплексов.
 
 V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2006 год
 по совершенствованию банковской системы Российской
 Федерации, банковского надзора, финансовых рынков
 и платежной системы
 
 Содержание мероприятий Срок исполнения Банковская система и банковский надзор 1. Участие в подготовке изменений в Федеральные
 законы "О банках и банковской деятельности", "О
 Центральном банке Российской Федерации (Банке
 России)" в части:
 - выравнивания условий доступа российских и
 иностранных банков на российский рынок банковских
 услуг, включая введение уведомительного порядка
 приобретения резидентами и нерезидентами свыше 1
 процента и разрешительного свыше 10 процентов акций
 (долей) кредитных организаций;
 - повышения уровня защиты интересов потребителей
 финансовых услуг, совершенствования регулирования
 вопросов концентрации услуг при слияниях,
 присоединениях, преобразованиях кредитных организаций IV квартал 2. Участие в подготовке изменений и дополнений в
 Федеральный закон "О Центральном банке Российской
 Федерации (Банке России)" в части:
 - определения полномочий Банка России по применению
 "мотивированного (профессионального) суждения", в том
 числе уполномоченных представителей Банка России при
 проведении проверок кредитных организаций;
 - определения полномочий Банка России на проведение
 проверок банковских групп (банковских холдингов) IV квартал 3. Участие в подготовке изменений и дополнений в
 российское законодательство (Гражданский кодекс
 Российской Федерации и Федеральный закон "О
 противодействии легализации (отмыванию) доходов,
 полученных преступным путем, и финансированию
 терроризма"), предусматривающих, в частности,
 определение оснований для расторжения по инициативе
 кредитной организации договора банковского счета
 (вклада) I - IV кварталы 4. Участие в подготовке проектов федеральных законов,
 направленных на:
 - совершенствование нормативной базы по вопросам
 регулирования рисков, принимаемых кредитными
 организациями при осуществлении операций и сделок
 кредитного характера со связанными с ними лицами, а
 также с экономически связанными между собой
 заемщиками;
 - развитие процессов секьюритизации банковских
 активов I - IV кварталы 5. Участие в подготовке проекта Федерального закона
 "О внесении изменений в Федеральные законы "О
 Центральном банке Российской Федерации (Банке
 России)" и "О банках и банковской деятельности" в
 части внедрения в надзорную практику международно
 признанных принципов консолидированного надзора I - IV кварталы 6. Участие в подготовке изменений и дополнений в
 Федеральные законы "О банках и банковской
 деятельности" и "О Центральном банке Российской
 Федерации (Банке России)" в части установления
 требования об усилении роли и ответственности совета
 директоров (наблюдательного совета) кредитной
 организации, определения перечня вопросов, отнесенных
 к его исключительной компетенции, а также
 целесообразности определения в уставах кредитных
 организаций требований к составу совета директоров,
 включая вопрос о введении в его состав "независимых
 директоров" I - IV кварталы 7. Участие в подготовке изменений и дополнений в
 Федеральные законы "О банках и банковской
 деятельности" и "О Центральном банке Российской
 Федерации (Банке России)" в части наделения Банка
 России полномочиями по проведению оценки качества
 управления в кредитных организациях и принятия при
 необходимости в их отношении решений надзорного
 характера I - IV кварталы 8. Разработка нормативных актов Банка России,
 устанавливающих:
 - критерии оценки деловой репутации учредителей
 кредитных организаций и лиц, приобретающих более 10
 процентов акций (долей) кредитных организаций,
 должностных лиц, занимающих руководящие должности в
 кредитных организациях, членов советов директоров
 (наблюдательных советов) кредитных организаций;
 - на основании законодательных норм порядок
 представления сведений о реальных владельцах
 кредитных организаций в кредитные организации и в
 Банк России I - IV кварталы 9. Разработка нормативного акта Банка России,
 предусматривающего особенности проведения проверок
 многофилиальных банков I - IV кварталы 10. Разработка нормативного акта Банка России,
 определяющего особенности взаимодействия структурных
 подразделений Банка России при организации и
 проведении проверок банков с участием служащих
 государственной корпорации "Агентство по страхованию
 вкладов" I - III кварталы 11. Разработка нормативных и иных документов Банка
 России в части методического обеспечения
 предварительной подготовки к проведению и проведения
 проверок кредитных организаций, в том числе по
 вопросам оценки достоверности учета (отчетности)
 кредитных организаций, оценки системы управления
 рисками в кредитных организациях, оценки величины и
 достаточности собственных средств (капитала)
 кредитных организаций, оценки качества активов
 кредитных организаций I - IV кварталы 12. Осуществление Банком России выплат по вкладам
 физических лиц в признанных банкротами банках, не
 участвующих в системе обязательного страхования
 вкладов физических лиц в банках Российской Федерации I - IV кварталы 13. Разработка концептуальных подходов к проведению
 проверок кредитных организаций с привлечением
 аудиторских организаций I квартал 14. Совершенствование пруденциальных форм отчетности,
 содержательное изменение подходов к порядку
 составления отдельных действующих форм отчетности
 (включая консолидированную) I - IV кварталы 15. Подготовка совместно с банковским сообществом
 проектов нормативных документов Банка России,
 направленных на внедрение Базеля II в практику
 российской банковской системы I - IV кварталы Финансовые рынки 16. Участие в подготовке и последующей доработке
 проекта федерального закона об организованных рынках
 и деятельности организаторов торговли для унификации
 биржевого законодательства I - II кварталы 17. Участие в подготовке и последующей доработке
 проекта федерального закона, регламентирующего
 клиринг и клиринговую деятельность I - II кварталы 18. Участие в подготовке изменений в Федеральный
 закон "О банках и банковской деятельности",
 предусматривающих осуществление кредитными
 организациями операций с товарно-распорядительными
 документами (варрантами) II квартал 19. Разработка предложений по внесению изменений в
 Федеральный закон "О Центральном банке Российской
 Федерации (Банке России)", предусматривающих
 использование краткосрочных операций с ценными
 бумагами для целей рефинансирования кредитных
 организаций и унификацию отдельных видов активов по

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу