<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  Комбинат имеет обеспеченность запасами, на основе которых будет действовать до 2030 - 2035 гг.
  Для поддержания объемов выпуска апатитового концентрата на текущем уровне после 2004 - 2005 гг. планируется вовлечь в отработку Ковдорское апатит-штаффелитовое месторождение.
  Специалистами комбината подготовлены бизнес-планы пятнадцати инвестиционных проектов, охватывающих основные сферы деятельности компании. Среди них:
  * техническое перевооружение карьерного автотранспорта и дорожно-строительной техники;
  * строительство второй очереди рудного дробильно-конвейерного комплекса в главном карьере;
  * строительство второй очереди циклично-поточной технологии скальной вскрыши;
  * реконструкция апатитовой флотации на основе крупнообъемных флотомашин и систем автоматизированного управления технологией;
  * техническое перевооружение бадделеитового производства, закупка и монтаж оборудования химической очистки и микронизирования бадделеита;
  * модернизация теплоэлектроцентрали с заменой паровых котлов и турбогенератора;
  * реконструкция системы гидротранспорта отходов обогащения и замкнутого водооборота в технологии обогащения комплексного сырья.
 
  ОАО "Ковдорслюда"
  На госбалансе за предприятием числятся запасы флогопита, вермикулита и часть запасов оливинитов, находящихся в контуре горного отвода.
  Обеспеченность запасами превышает нормативные сроки существования предприятия и оценивается более чем на 100 лет.
  В настоящее время ОАО "Ковдорслюда" является единственным в России производителем слюдяной продукции для строительной, электротехнической, радиотехнической, электронной, металлургической отраслей промышленности и ВПК, осуществляет поставки за рубеж.
  В период 1994 - 1996 гг. ОАО "Ковдорслюда" переориентировало свое производство в соответствии с общей тенденцией на увеличение доли выпуска дробленой и молотой слюды, удовлетворяющей по качеству требованиям потребителей. В результате спрос на продукцию предприятия возрос в 2 раза. Внутренний рынок молотой слюды и вермикулита в настоящее время расширяется и не покрывается достигнутыми объемами производства. Узким местом в настоящее время является состояние рудной базы.
  В 1999 году на базе производственных площадей ОАО "Ковдорслюда" организовано новое предприятие ООО МП "Вермиплит". Планируется производить новый вид продукции - огнезащитные составы, огнезащитные и теплоизоляционные вермикулитовые плиты и др. продукцию пожарно-технического назначения.
  ОАО "Ковдорслюда" разработаны мероприятия по повышению экономической стабильности, включающие организацию производства новых видов продукции, освоение Северо-Восточного вермикулитового карьера, производство вскрышных работ и подготовку запасов слюды по Северо-Западному флогопитовому карьеру, обновление основных фондов и реконструкцию обогатительных фабрик.
 
  ОАО "Чалмозеро"
  Основной вид деятельности - добыча и обогащение кварц-полевошпатового сырья, поставляемого для фарфоро-фаянсовой, абразивной и стекольной промышленности. На сегодняшний день ОАО "Чалмозеро" - одно из основных поставщиков этого сырья в России.
  Предприятие добывает и перерабатывает пегматитовые руды месторождения "Куру-Ваара" с получением кварц-полевошпатового концентрата и кускового полевого шпата. Запасы руды при существующих объемах добычи оцениваются более чем на 100 лет.
  В настоящее время ОАО "Чалмозеро" находится в сложном финансово-экономическом положении, в отношении предприятия введено конкурсное производство.
  Учитывая возрастающий спрос на производимую ОАО "Чалмозеро" продукцию, наличие надежной сырьевой базы, предприятие имеет все возможности для выхода из кризиса.
  Перспективы развития предприятия связаны с ростом объемов выпускаемой продукции, снижением издержек производства и организацией выпуска пользующихся повышенным спросом молотых концентратов.
 
  ОАО "Мусковит"
 
  Основной вид деятельности - добыча кускового кварц-полевошпатового сырья и в небольшом количестве слюд мусковита и флогопита.
  В настоящее время предприятие является убыточным.
  Мероприятиями по выводу ОАО "Мусковит" на уровень устойчивой финансово-экономической деятельности предусматривается увеличение объемов производства кварц-полевошпатового сырья и освоение добычи высококачественного жильного кварца на новом месторождении "Перчатка". Потребителем этой продукции будет ОАО "Кыштымский ГОК" (Челябинская область), который в дальнейшем готов инвестировать средства в развитие этого производства.
 
 Общие выводы по стратегии развития
 горнопромышленного комплекса
 
  Независимо от сроков осуществления отдельных проектов, главным результатом реализации разработанной стратегии является обеспечение стабилизации, повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования горнопромышленного комплекса в целом в рыночных условиях.
  Хотя объем производства продукции комплекса в сопоставимых ценах за 15 лет возрастает незначительно, качество и структура ее будет лучше соответствовать потребностям мирового и внутреннего рынков.
  В прогнозируемом до 2015 года периоде продолжится действие основных факторов, определивших рост спроса на продукцию ГПК в последние два года:
  * импортозамещение отдельных видов машин и оборудования;
  * обновление парка подвижного состава на железнодорожном транспорте;
  * оживление в агропромышленном комплексе;
  * освоение новых месторождений нефтегазового комплекса и строительство новых трубопроводов;
  * рост требований к качеству металлопродукции для увеличения конкурентоспособности отечественного машиностроения и создания новой техники;
  * рост спроса со стороны оборонного комплекса, в том числе вызванного ростом экспорта вооружений.
  Реализация разработанной стратегии позволит повысить конкурентоспособность производства и продукции ГПК при сохранении общего физического объема производства. Необходимые ежегодные инвестиции в основной капитал составляют порядка 3 - 5 млрд. рублей.
  Ожидаемые результаты реализации стратегии развития ГПК приведены в табл. 6.
 
  Таблица 6
  Ожидаемые результаты реализации стратегии развития ГПК
 
  Един. 2000 г. Прогноз Показатели изм. отчет 2005 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2005 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2005 г. Объем продукции в действующих ценах (без НДС и акциза) млн. руб. 29641,1 37062,7 49360 133,2 51590 139 Объем продукции в сопоставимых ценах 2000 года (без НДС и акциза) млн. руб. 29641,1 29639,0 29920,0 100,9 29802,0 100,5 Среднесписочная численность чел. 45412 45657 45585 99,8 45600 99,9 Фонд заработной платы млн. руб. 2244,0 6700,0 7652,0 114,2 10300,0 153,7 Среднемесячная заработная плата 1 работающего руб. 4064 12229 13698 112,0 18800 153,7 Уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды - всего млн. руб. 5835,73 5338,77 5597,18 104,8 5727,7 107,3 в том числе: * Федеральный бюджет млн. руб. 1844,66 1708,4 1791,1 104,8 1832,9 107,3 * Консолидированный бюджет обл. млн. руб. 2512,57 2300,0 2406,8 104,6 2463,0 107,4 * Внебюджетные фонды млн. руб. 1478,5 1334,7 1400,0 104,8 1432,0 107,3 Инвестиции в основной капитал млн. руб. 5212,29 3113,85 2433,55 78,2 3279,89 105,3
 
  Дополнительным резервом для развития ГПК являются прорабатываемые проекты организации производства редкоземельных элементов (РЗЭ) при химической переработке апатитового концентрата по сернокислотной технологии. Учеными ИХТРЭМС КНЦ РАН в опытно-промышленных условиях отрабатывается технология извлечения РЗЭ из фосфогипса.
  Имеются предпосылки и возможности организации производства дефицитного в России баритового концентрата (импортируется из Казахстана и дальнего зарубежья), используемого в качестве утяжелителя буровых растворов на основе массива Салланлатва (район Аллакурти). Часть дефицитного барита (до 50 %) может быть заменена тонкозернистым магнетитом или титаномагнетитом с выпуском утяжелителя марки магбар или титаномагбар, состоящего из смеси магнетита или титаномагнетита.
  Большие перспективы имеют разведуемые в настоящее время месторождения платиноидов Монче-плутона и Федорово-Панских тундр.
  Дополнительные направления развития Кольского ГПК, не вошедшие в базовую оптимальную стратегию, можно считать ее стратегическим резервом и в зависимости от колебаний мировой конъюнктуры использовать в дальнейшем при мониторинге и корректировке базовой стратегии ГПК по мере ее реализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.2. Топливно-энергетический комплекс
 
  Общее потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 2000 г. в области составило примерно 9,0 млн.т у. т., что соответствовало 70% от уровня 1990 г. Около половины ТЭР представляет топливо, в котором до 60% - топочный мазут. С учетом моторных топлив нефтепродукты в расходной части баланса топлива составляют более 80%. Более половины всего расходуемого в области топлива идет на производство тепла и электроэнергии и примерно 30% поступает на производственные (технологические) нужды предприятий.
  Существенную роль в приходной части топливно-энергетического баланса области играет гидроэнергия (суммарная установленная мощность ГЭС составляет около 1,6 тыс. МВт) и атомная энергия (установленная мощность Кольской АЭС - 1,76 тыс. МВт), за счет использования которых область может ежегодно производить до 20 млрд. кВт. ч электроэнергии.
  Общий экономический спад привел к уменьшению потребления электроэнергии на 23%, теплоэнергии на 26%.
  Кольская электроэнергетическая система (ЭС) относится к относительно старым комплексам (дата основания - 1936 г.). Ее основное энергетическое оборудование имеет возраст: от 15 до 20 лет - 27%, от 20 до 25 лет - 20%, от 25 лет и выше - 53%. Исчерпание проектного ресурса времени первых двух блоков Кольской АЭС мощностью 880 кВт должно произойти в 2003 - 2004 гг., третьего и четвертого - в 2011 - 2014 гг. В период 2011 - 2015 гг. потребуется демонтаж и замена основного оборудования Мурманской ТЭЦ, демонтаж одного агрегата ТЭЦ ОАО "Комбинат Североникель" и двух агрегатов на ТЭЦ ОАО "ГМК Печенганикель".
  В Кольской ЭС недостаточно развиты внутренние магистральные, в том числе и системообразующие сети, отмечается асимметрия размещения генерирующих мощностей.
  Кольская ЭС имеет относительно слабую связь с объединенной энергосистемой северо-запада России через территорию Республики Карелия.
  При недостаточной пропускной способности в ОЭС северо-запада часть мощности Кольской АЭС оказывается "запертой". Объемы "запертой" мощности возрастают при выводе в ремонт любой ЛЭП транзита Кольская ЭС - Карельская ЭС.
  Электроэнергетика - одна из немногих отраслей Мурманской области, которая при общем спаде производства увеличила численность промышленно-производственного персонала более чем на 20%. При этом наблюдался рост заработной платы, которая в 1990 - 1991 годах соответствовала средней по промышленности, в 1995 - 2000 годах превышала ее в среднем в 1,5 раза (табл.7).
  Таблица 7
 Основные показатели электроэнергетики Мурманской области
 
 Показатели Ед. изм. 1991 г. 1995 г. 2000 г. 1. Объём промышленного производства млрд. руб. 0,7* 2400* 6.6 2. Индексы физического объе-ма (к 1990 г.) % 99.1 85.6 81.4 - Удельный вес в структуре пром. производства % 7.2 19.6 13.5 - Численность промышленно-производств. персонала т.чел. 9575 11227 13045 3. Среднемесячная зарплата руб. 1063,6 1740 6645 *в неденоминированных рублях.
 
  Теплоснабжение потребителей области осуществляется от многочисленных котельных (около 200 ед. суммарной установленной мощностью около 6,5 тыс. Гкал/ч) и пяти ТЭЦ, из которых только на одной - Апатитской ТЭЦ - выработка тепла и электроэнергии осуществляется наиболее эффективным комбинированным способом.
  Для региона характерен высокий уровень централизации теплоснабжения. ТЭЦ и котельными области с единичной мощностью более 200 Гкал/ч производится около 85% теплоэнергии.
  Область не располагает собственной топливной базой и топливоснабжение практически на 100% осуществляется за счет его завоза. Поставщиками нефтепродуктов являются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Республики Коми, Ярославля, Киришей, Башкортостана, Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода.
  Основные поставки угля осуществляются из Печорского бассейна. Вместе с тем, в регионе используются угли Донецкого, Кузбасского и архипелага Шпицберген месторождений, и хотя в приходной части топливно-энергетического баланса области доля завозимого в область органического топлива существенно ниже, чем на соседних территориях (50% по сравнению с 73 и 60% для Архангельской области и Республики Карелия, соответственно) за счет использования атомной и гидравлической энергии. Проблемы надежного топливоснабжения остаются чрезвычайно актуальными, так как практически все завозимое котельно-печное топливо, составляющее до 70% от всего топлива, используется для удовлетворения потребности области в тепле.
  Большие расстояния и рост тарифов на перевозку, износ производственных фондов топливопроизводителей (по нефтеперерабатывающим заводам он достигает 80%) определяют высокие цены на привозное топливо.
  По данным основных предприятий-потребителей энергоресурсов, на долю которых приходится до 90% потребляемой электроэнергии в промышленности области, заметных изменений в электропотреблении предприятий в перспективе не предвидится. Следовательно, прогнозировать значительный рост в энергопотреблении области в перспективе не приходится.
  Вместе с тем, с учетом диверсификации промышленного производства области, ускоренного развития малого и среднего бизнеса, возрождения ВПК и флота, появления новых производств при освоении месторождений углеводородного сырья шельфа арктических морей и организации его переработки на территории области есть все основания рассчитывать на стабильный ежегодный прирост в энергопотреблении в 2,0 - 2,5%, при котором уровень 1990 г. будет достигнут в пределах 2013 - 2014 гг. При этом общее потребление ТЭР оценивается в 90% от уровня 1990 г., теплоэнергии - в 83%. Удельный вес электроэнергии в общем объеме потребляемых ТЭР возрастет с 43 до 50%.
  Потребность в моторном топливе за период 2000 - 2015 гг. возрастет на 15%.
  Таким образом, современный топливно-энергетический баланс Мурманской области характеризуется:
  * общим снижением потребления электроэнергии и топлива, которое происходит более низкими темпами, чем спад промышленного производства. В результате растет энергоемкость валового регионального продукта;
  * избытком генерирующих мощностей энергосистемы;
  * отсутствием собственных источников производства органического топлива и 100-процентным его завозом извне.
  В этих условиях основной целевой установкой является повышение энергообеспеченности региона за счет:
  * модернизации Кольской АЭС с целью продления сроков службы энергоблоков и повышения ее ядерной и радиационной безопасности;
  * реализации комплекса организационно-технических мероприятий по началу строительства КАЭС-2 не позднее 2010 года;
  * осуществления мероприятий по газификации Мурманской области и снабжению продуктами нефтепереработки за счет собственных источников;
  * стимулирования использования более чистых видов топлива и возобновляемых источников энергии (энергии воды, ветра и т. п.);
  * повышения эффективности систем теплоснабжения, в том числе и за счет широкого использования электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения.
  Для достижения целевых установок энергетической стратегии области в первую очередь необходимо:
  * сохранение созданного потенциала электро- и теплогенерирующих мощностей и систем энергоснабжения и его модернизация (реконструкция);
  * создание и развитие новых отраслей ТЭК и повышение энергообеспеченности области за счет освоения месторождений углеводородов шельфа Баренцева моря, в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода;
  * повышение роли местных энергоресурсов и малой энергетики, освоение нетрадиционных источников, а также повышение надежности функционирования систем энергоснабжения за счет развития локальных сетей;
  * повышение эффективности источников электро- и теплоснабжения за счет модернизации действующих источников, ликвидации неэффективных и создания новых, отвечающих современному техническому уровню, более высоким КПД и достаточно быстрым сроком окупаемости капиталовложений;
  * снижение потерь при производстве и распределении энергии за счет развития системообразующих и распределительных электрических сетей, улучшения теплоизоляции тепловых сетей, отрегулированности их режимов и внедрения приборов учета и контроля.
  Основным инструментом для достижения целей и приоритетов энергетической стратегии области должен стать рынок энергоресурсов, регулируемый за счет:
  * ценовой и налоговой политики для устранения дисбаланса цен на энергию и перекрестного субсидирования;
  * разработки необходимых нормативных документов регулирования рынка энергоносителей в интересах потребителей и поставщиков, с учетом социально направленной экономической политики и ухода от затратной идеологии;
  * поощрения энергосбережения и снижения энергоемкости производимой продукции;
  * поддержки инвестиций на развитие отрасли за счет самофинансирования и привлечения сторонних инвесторов, в том числе иностранных.
  В целом реализация Стратегии по предварительным оценкам позволит достичь следующих результатов.
  В период до 2015 г. в Кольской энергосистеме будет обеспечиваться бездефицитный баланс электрической энергии и мощности без существенного развития других источников. Сохранится возможность экспорта 500 МВт мощности и 3.0 - 3.5 млрд. кВт. ч электрической энергии, в том числе в систему НОРДЕЛ. Для расширения рынка продаж в проект закладывается строительство соответствующих линий электропередач.
  Учитывая, что срок строительства первого энергоблока КАЭС-2 будет составлять не менее 5 лет, предусматривается начало финансирования строительства в 2010 - 2011 годах с общим объемом инвестиций до 2015 года в сумме 22 - 23 млрд. рублей (700 - 800 млн. долл.) и вводом в эксплуатацию в 2015 - 2016 годах.
  Одновременно значение средних и малых проектов при реализации неизбежно будет возрастать.
  Таким образом, в "нулевом" варианте без ввода каких-либо дополнительных мощностей продукция комплекса будет составлять:
  Таблица 8
 Показатели Ед. изм. 2000 2005 2010 2015 1. Объем промышленного производства млн. руб. 6558 8100 9000 9000 2. Инвестиции (по пятилетиям)
  модернизация и ПСЭ
  сетевое хозяйство млн. руб. 12650
 6600
 6050 1950
 -
 1950 -
 -
 - 3. Численность персонала чел. 13045 11000 11000 11000
  В наиболее оптимистическом и потому мало вероятном варианте предполагается начало эксплуатации Штокмановского месторождения уже в 2006 году с запланированным уровнем максимальной добычи (2010 и последующие годы) 60 млрд. м3. В этом случае объем инвестиций должен составить в 2002 - 2006 годах не менее 10 млрд. долл. и в 2007 - 2010 годах еще столько же.
  По этому варианту ввод первого энергоблока АЭС-2 мощностью 645 МВт прогнозируется на 2010 год и второго - на 2015 год. Приростные характеристики в этом случае будут выглядеть следующим образом:
  Таблица 9
 Показатели 2001-2005 2006-2010 2010-2015 1. Прирост промышленной продукции (в ценах 2001 г.) за пятилетие, млн. руб.
 31800
 524300
 1075550 2. Инвестиции общие, в том числе в создание новых мощностей, млн.руб. 24650
 19600 351450
 349500 396000
 396000 3. Дополнительные рабочие места (ед.) 1500 3500 8100 4. Поступления в бюджеты всех уровней, млн.руб. 6680 110040 225900 Однако требуемые объемы инвестиций делают этот вариант маловероятным, поэтому более реалистичным выглядит следующий сценарий. В 2002 - 2015 годах идет активное освоение нефтяных месторождений Кольского шельфа, требующих на порядок более низких инвестиций, чем Штокмановское месторождение. Подготовительные работы по добыче газа на нем отодвигаются на 2012 - 2015 годы, а первая продукция будет получена не ранее 2016 года. Тогда основные сценарные объекты выглядят следующим образом:
 Таблица 10
 
 Показатели 2001-2005 2006-2010 2010-2015 1. Прирост промышленной продукции (в ценах 2000 г.), млн. руб.
  КАЭС-2
  развитие сетевого хозяйства
  нефть Кольского шельфа
  завод по переработке нефти
 
 
 10800
 
 
 
 
 
 37500
 21000
 
 800
 
 154500
  2. Инвестиции, млн. руб.
 * КАЭС-2
 * модернизация и ПСЭ
 * сетевое хозяйство
 * Штокмановское месторождение
 * нефть Кольского шельфа
 * завод по переработке нефти
 * теплотрасса Апатит.ТЭЦ-Кировск
 
 6600
 6050
 
 6000
 2000
 400
 4500
 
 1950
 
 15000
 4000
 18000
 
 
 30000
 18000 3. Рабочие места
 * КАЭС-2
 * Штокмановское месторождение
 * нефть Кольского шельфа
 * завод по переработке нефти
 
 
 1000
 100
 
 
 2400
 400
 100
 1000
 3000
 500
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.3. Рыбопромышленный комплекс
 
  Рыбопромышленный комплекс Мурманской области представлен добывающими и транспортными судами различных типов и классов, перерабатывающими береговыми предприятиями, портовыми сооружениями, соответствующей производственной инфраструктурой, а также научными учреждениями. До 1990 года комплекс давал стране до 15% всего производимого объема рыбо- и морепродукции, т. е. более 1,2 млн. тонн.
  В 2000 г. вылов рыбы и морепродуктов составил 602,6 тыс. т, что на 48,7 % меньше уровня 1990 г. Выпуск рыбной продукции береговыми предприятиями определился примерно в 20 тыс. т, что в 5 раз меньше, чем в 1990 г. (рис. 5).
 
 
  Рис.5. Динамика производства важнейших видов рыбной продукции в Мурманской области
 
  Структура флота за 90-е годы существенно изменилась: количество крупных и больших судов уменьшилось, а средних - возросло. Имеющиеся на бассейне рыбопромысловые и транспортные суда в своей массе являются высокозатратными и низкотехнологичными. Свыше 60 % судов в соответствии с существующими нормативами имеют предельный срок эксплуатации.
  На бассейне сложилась ситуация, когда среднетоннажные суда добывают в 2-3 раза меньше своих возможностей, что связано с диспропорцией между их количеством и объемом сырьевой базы.
  С прекращением экспедиционного лова в отдаленных районах промысла сократилась потребность в крупнотоннажных транспортных судах. По состоянию на 01.01.2001 г. в ОАО "Севрыбхолодфлот" осталось 24 транспортных судна со средним сроком эксплуатации более 20 лет. Все эти суда, за исключением судов типа МТР, или рефлагированы или работают в других районах и перевозят различные грузы.
  На смену им пришли небольшие транспорты, в основном переоборудованные из промысловых судов. В целом на бассейне используется еще 13 транспортных судов и часть промысловых судов Мурманского тралового флота и других промысловых организаций. Однако на уровне 2005 - 2009 годов большинство из них будет списано и при сохранении традиционных районов промысла возникнет потребность в небольших транспортах емкостью до 500 тонн для района Баренцева моря и до 3000 тонн - для более отдаленных районов промысла.
  Сложное положение сложилось в сфере переработки рыбы и морепродуктов. В начале 90-х годов выпуск продукции по сравнению с 1990 г. упал в десятки раз. В последующие годы, в основном за счет создания новых предприятий малого бизнеса, производство продукции достигло 20 тыс. т, что примерно в 5 раз меньше уровня 1990 г. Резко сузился ассортимент выпускаемой рыбопродукции.
  Практически сохранили потенциал предприятия сферы обслуживания отрасли, однако уровень судоремонта, количество выгружаемых судов и грузов в рыбном порту Мурманска резко сократились. Количество грузов, переработанных в Мурманском морском рыбном порту в 2000 г., в 3,7 раза меньше, чем в 1990.
  Вместе с тем, после убыточной работы в прошлые годы в 2000 и текущем годах порт работает прибыльно и постепенно увеличивает объемы переработок рыбной продукции. Снижение объемов судоремонта привело к банкротству основного предприятия - Мурманской судоверфи, однако в целом все судоремонтные предприятия Мурманска могут обеспечить ремонт большинства судов. Наращивание объемов судоремонта сдерживается таможенными правилами. По этим причинам более 60 % объема судоремонта осуществляется за рубежом, сдерживается модернизация судов на российских верфях. Параллельно с судоремонтом предстоит восстановить производство запасных частей на предприятиях Мурманска и Кандалакшском механическом заводе, а также более широко привлекать к организации ремонта и модернизации судов освободившиеся мощности военных судоремонтных предприятий.
  В других производствах (изготовление орудий лова и тары) структурные преобразования незначительны. Фабрика орудий лова обеспечивает промысловые организации Северного бассейна по прямым договорам. Помимо фабрики орудий лова на бассейне действуют еще 5-6 предприятий, которые вместе с иностранными заказами обеспечивают полностью потребности в орудиях лова.
  Мурманский тарный комбинат продолжает выпуск жестяной тары для выпуска консервов и пресервов, картонтару. Предприятие может обеспечить требуемые потребности в тарных материалах. Выпуск тары осуществляют еще два новых предприятия в Коле и Мурманске.
  В рыбной и обслуживающих её отраслях в настоящее время занято около 25 тыс. работников, что более чем в два раза меньше, чем несколько лет назад. На пополнение кадров работают морской колледж, МГТУ, профессиональное училище. В целом предприятия рыбной отрасли и переработки не испытывают недостатка в кадрах, более того есть избыток кадров морской профессии и переработки.
  Достаточно квалифицированными остаются кадры в научно-технической области, обеспечивающей предприятия рыбной отрасли. В целом здесь сохранен производственный потенциал и он может более активно использоваться в развитии отрасли.
  Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве Северного бассейна к началу 2001 г. показала, что в перспективе требует системного решения ряд проблем:
  1) наличие существенного дисбаланса между объемами допустимого улова водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия;
  2) увеличение пресса на водные биоресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации в связи с сокращением отечественного промысла в экономических зонах других стран и открытых районах Мирового океана;
  3) несовершенство системы распределения квот добычи (вылова) морских живых ресурсов по объектам и районам промысла между субъектами рыбохозяйственной деятельности;
  4) неполное освоение некоторых видов морских живых ресурсов, доступных для российского промысла как в отечественной экономической зоне, так и в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана;
  5) снижение объемов и эффективности искусственного воспроизводства водных биоресурсов;
  6) высокий физический износ и моральное старение основных средств, в первую очередь, промыслового флота;
  7) недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на судах и береговых предприятиях;
  8) преобладание в составе экспорта рыбных товаров низкой стадии переработки;
  9) хронический дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших высоко- затратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и технологического оборудования береговых производств;
  10) несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства страны;
  11) недостаточное развитие современной кредитно-финансовой, организационной и информационной структур;
  12) несовершенство контроля за сохранением водных биоресурсов, в том числе за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла, произведенной на российских судах за пределами таможенной территории Российской Федерации.
  Вместе с тем, рыбное хозяйство Северного бассейна имеет реальные возможности для возрождения отрасли. Это обусловлено наличием природных, ресурсных, рыночных, экономических и социальных предпосылок.
 
  Природные предпосылки. Промысловые возможности традиционных районов промысла достаточно изучены и могут быть прогнозированы на предстоящий период. Запас наиболее ценного в промысловом отношении биоресурса - трески и пикши будет возрастать на промежутке до 2005 года, а за пределами 2010 года запасы будут сокращаться. Стабильными остаются прогнозы и на промысле в Норвежском море, Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике. В этих районах промысла должно быть достигнуто разумное сочетание промысловых запасов и промысловых усилий.
  Ретроспективный анализ показывает, что при рациональном промысле облавливаемые ресурсы Северо-Восточной Атлантики могут возрасти против современного уровня на 10 - 30 %. Учитывая этот факт, а также необходимость введения более справедливых условий распределения ОДУ, Россия могла бы рассчитывать на вылов здесь в объеме 1200 - 1500 тыс. т, в том числе Северный бассейн - 1000 - 1200 тыс. т.
 
  Ресурсные предпосылки. Рыбопромышленный комплекс бассейна имеет добывающие мощности, в 2-3 раза превышающие ОДУ. Использование имеющихся судов, в том числе эксплуатируемых по договорам бербоут-чартера, позволят сохранить избыток добывающих мощностей на донных гидробионтах по крайней мере до 2005 г. Освоение пелагических объектов также может быть обеспечено при условии проведения инновационных ремонтов крупных и больших судов-фабрик и эксплуатации бербоут-чартерных траулеров, вывозящих уловы в зарубежные страны.
  В табл. 11 показана экспертная оценка промысловых запасов биологических ресурсов для Мурманской области.
 Таблица 11
 Экспертная оценка промысловых запасов в морях Северо-Европейского бассейна, Северной и Северо-Западной Атлантики организациями Мурманской области
 
 Объект промысла Доля Мурманской области в общем объеме по прогнозу ПИНРО, % 2005 г. 2010 г. 2015 г. Баренцево море и сопредельные воды Треска 60 114,0 150,0 132,0 Пикша 12,0 24,0 18,0 Окунь 6,0 6,0 6,0 Зубатки 12,0 12,0 12,0 Черный палтус 3,6 3,6 3,6 Сайда 3,0 3,0 3,0 Морская камбала 1,8 1,8 1,8 Камбала - ерш 3,6 3,6 3,6 Мойва 100 80,0 60,0 60,0 Сайка 90 58,5 31,5 36,0 Гребешок/креветка 50/100 5,0/15,0 5,0/15,0 5,0/15,0 ВСЕГО: 314,5 315,5 296,0 Норвежское море и сопредельные воды Путассу 50 85,0 85,0 85,0 Сельдь атл. 30 42,0 42,0 51,0 Скумбрия 40 24,0 28,0 28,0 ВСЕГО: 151,0 155,0 164,0 Открытая часть Северной Атлантики Окунь 30 9,0 9,0 12,0 Макрурус САХ 90 27,0 27,0 27,0 ВСЕГО: 36,0 36,0 39,0 Северо - Западная Атлантика Окунь 90,0 4,5 4,5 4,5 Черный палтус 4,5 4,5 4,5 Креветка 2,7 2,7 2,7 Кальмар 0,9 0,9 0,9 ВСЕГО: 12,6 12,6 12,6 Итого донные 215,6 263,6 239,6 Итого пелагические 298,5 255,5 272,0 ВСЕГО 514,1 519,1 511,6
  Соотношение прогнозируемых биологических ресурсов и добывающих мощностей, которыми будет располагать Мурманская область в 2005 г. при условии эксплуатации судов сверх нормативных сроков в течение 5 лет, показывает, что мощности для добычи донных гидробионтов в 2005 г. без учета их пополнения будут больше прогнозируемых запасов. При этом необходимо отметить, что наибольшим потенциалом в настоящее время обладают суда, эксплуатируемые по договорам бербоут-чартера, вывозящие уловы за рубеж. В силу этого, а также меньших налоговых поступлений от этих судов (освобождение от НДС, вывод от налогообложения части прибыли и затрат по оплате труда) эксплуатация бербоут-чартерных судов на российских квотах должна быть ограничена. В этом случае будет требоваться пополнение флота для вылова донных видов рыб, так как часть судов уже в настоящее время требует ремонта, в том числе на Класс Регистра. Кроме этого, часть среднетоннажных судов, наряду с добычей донных рыб, в течение года будет заниматься и обловом пелагических гидробионтов, что при сохранении в эксплуатации бербоут-чартерных судов уменьшит дефицит биологических ресурсов, а при их отсутствии - приведет к большему дефициту добывающих мощностей на добыче донных объектов промысла.
 
  Рыночные предпосылки. Они обусловлены достаточно высоким потенциальным спросом населения страны на рыбные товары и других отраслей народного хозяйства на кормовую и техническую продукцию; близостью емких зарубежных рынков, наметившимся ростом доходов населения и улучшением финансового состояния предприятий.
 
  Экономические предпосылки развития рыбного хозяйства связаны с предполагаемым совершенствованием налогового, таможенного и инвестиционного законодательства, в том числе за счет расширения страховых и лизинговых отношений, привлечения иностранных инвестиций; развитием среднего и малого предпринимательства; совершенствованием организационной структуры управления рыбным хозяйством; участием в международном разделении труда и развитием внешнеэкономических связей в области рыболовства.
 
  К основным социальным предпосылкам развития отрасли на Северном бассейне следует отнести ее градообразующий характер и соответствующую социальную инфраструктуру, обеспечивающую требуемый уровень социально-бытовых условий занятых в рыбном хозяйстве, их семей и смежных с ним отраслях.
  Целевые установки и задачи по развитию рыбной отрасли на федеральном и местном уровнях могут рассматриваться в двух вариантах.
  Первый вариант: рассчитывается из обеспечения ресурсами в объеме 800 - 1000 тыс. т добычи в год в квотируемых районах промысла: Баренцевом и Норвежском морях, других районах Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики. В этом случае имеющиеся мощности для освоения квот донных гидробионтов достаточны до 2005 г., для добычи пелагических рыб необходима модернизация судов-фабрик и привлечение сейнер-траулеров с RSW-танками.
  Развитие береговых предприятий рассматривается из расчета поставок около 50000 т донных пород для производства продукции на экспорт и поставок на внутренний рынок, для чего на уровне 2002 - 2003 гг. осуществляется предъявление наиболее подготовленных предприятий на соответствие санитарным требованиям КЕС, а также осуществляется дооборудование береговых предприятий под обработку пелагических пород рыбы: сельди, мойвы, скумбрии с целью снижения затрат на производство продукции и создания конкурентных условий. Осуществляется создание аукционов по продаже продукции из пелагических и донных пород рыб в Мурманске.
  Второй вариант: он исходит из безусловного выполнения всех требований первого варианта и предусматривает за пределами 2005 года начало проектирования и строительства судов океанического лова для работы в открытой части океана, в ранее освоенных районах ЦВА, ЮВА, ЮВТО, АЧА, САХе и зонах иностранных государств. Данный вариант должен базироваться на экономических и политических интересах России по промыслу в этих районах и должен предусматривать государственную поддержку строительства судов класса среднесуточного вылова и заморозки до 300 - 500 тонн в сутки, емкостью трюмов до 5000 - 7000 тонн, и длиной до 80 метров. Работа в этих районах промысла должна сопровождаться международными соглашениями и поддержкой финансирования со стороны государства.
  Расчет возможных объемов вылова рыбодобывающими судами без их пополнения показывает, что за пределами 2005 года появятся потребности в новых мощностях. Даже задержка списания части судов за счет их модернизации на 5 лет не решит проблемы дефицита в производственных мощностях добывающих судов.
  В связи с планируемым промышленным ловом краба необходимо строительство или переоборудование части малотоннажных судов под лов крабовыми ловушками.
  С учетом модернизации части флота и строительства новых судов прогнозируется снижение числа занятых в добывающей отрасли. Вместе с тем должно увеличиться число занятых в сфере переработки рыбной продукции на берегу, агентском обслуживании.
  Более глубокие изменения требуются в изменении технологии переработки продукции на берегу.
  Предприятия, предполагающие выпуск продукции на экспорт в течение 2002 - 2003 годов должны быть сертифицированы на требования КЕС и иметь определенные гарантии поставки продукции для переработки.
  Производство для внутреннего рынка может на ближайшее время развиваться на базе массовых пород рыб, добываемых судами с RSW-танками и крупными эффективными морозильными судами.
  Имеются возможности глубокой переработки сырья на выпуск рыбьего жира, различных лекарств и биологически активных веществ, а также по промыслу ценных проходных и пресноводных рыб в области. На основании долгосрочного гидрологического прогноза ПИНРО в рассматриваемый период определен ОДУ для промышленного и лицензионного лова лососевых в 700 - 750 тонн, а ОДУ горбуши в нечетные годы составляет 100 - 150 тонн. Параллельно с промыслом на внутренних водоемах возрастает эффективность искусственного разведения форели и семги на территории области. С учетом вновь созданного предприятия в губе Лиинахамари планируется увеличение выпуска продукции до 1500 тонн в 2005 году и постепенным увеличением производства к 2015 году до 15000 тонн в год.
  Заслуживает внимания развитие порта Териберка, как узлового звена по восстановлению прибрежного рыболовства, в том числе по добыче краба, водорослей, кукумарии и других объектов фауны.
  В плане сохранения интересов России в Баренцевом и Норвежском морях может быть использован и дополнен проект активизации рыбохозяйственной деятельности на архипелаге Шпицберген.
  В части совершенствования работы береговой инфраструктуры необходимо развитие Мурманского морского рыбного порта и портового хозяйства, способного обрабатывать не менее 10 судов одновременно и имеющего специальные причалы для обработки судов, доставляющих охлажденную продукцию, рыбопродукцию наливом и т. д.
  В плане модернизации и ремонта судов предлагается произвести их специализацию, исходя из производственных мощностей и потребностей в судоремонте. Необходимо провести сертификацию предприятий и организовать модернизацию судов типа "Моонзунд", "Оболонь", "Союз" и СРТМК, срок службы которых позволяет использовать их на период до 2010 года. Эти работы можно проводить на предприятиях ОАО "Мурманская судоверфь", СРЗ "Нерпа", СРЗ "Севморпуть", СРЗ ММФ.
  Модернизации могут подлежать около 40 судов путем увеличения производительности по морозке, установки новых силовых установок, траловых комплексов, переоборудования под ярусный лов и т. д., что позволит повысить их производительность и продлить срок эксплуатации. Для организации переоборудования судов на местных верфях следует изменить таможенное законодательство в части отмены таможенных пошлин на ввозимое из-за границы оборудование, аналога которому нет в России. Используя положительный опыт модернизации траулеров, целесообразно в период 2005 - 2007 годов строительство новых судов на верфях Северного бассейна, возможно в кооперации с западными поставщиками оборудования. Принимая этот вариант развития крупных судоремонтных предприятий, предстоит укрепление докового хозяйства на Мурманской судоверфи, специализация предприятий по ремонту и производству отдельных узлов.
  Группа небольших судоремонтных предприятий должна специализироваться на текущем и междурейсовом ремонтах судов и иметь приоритет перед ремонтом на иностранных верфях.
  Обновление добывающего флота Мурманской области рассматривается в соответствии с прогнозируемыми объемами вылова рыбы и морепродуктов, производительностью промысла, моральным и физическим старением действующих судов, возможными вариантами пополнения флота.
  Наиболее приемлемыми для предприятий Северного бассейна будут суда, способные вести промысел как донных, так и пелагических объектов.
  В то же время небольшими фирмами будут приобретаться суда-фабрики меньшей стоимости и, следовательно, меньших возможностей.
  Целесообразно создание на бассейне Комплексных предприятий по добыче и переработке пелагических рыб и приобретение сейнер-траулеров с RSW-танками.
  При разработке прогноза до 2015 г. принимаются во внимание намерения отдельных предприятий о строительстве и приобретении определенных типов судов для прибрежных промыслов.
  Воспроизводство добывающих мощностей можно рассматривать в 2-х вариантах в зависимости от принципиальных различий судов пополнения.
  Первый вариант - эксплуатация имеющихся судов сверх норматива на 5 лет, пополнение флота среднетоннажными морозильными судами, способными эффективно добывать как донные, так и пелагические объекты, а также морозильными судами для добычи только донных гидробионтов в Баренцевом море.
  Второй вариант отличается от первого наличием в составе судов пополнения, наряду с морозильными, сейнер-траулеров с RSW-танками для промысла пелагических рыб.
  Предстоит совершенствовать и маркетинговую деятельность в отрасли. Она должна быть доведена до уровня проведения аукционной продажи рыбопродукции как на внутренний, так и на внешний рынки с организацией в дальнейшем рыбной биржи.
  В области управления рыбной отраслью следует вернуться к разработке бассейнового принципа руководства.
  Развитие и совершенствование законодательной базы в сфере промышленного рыболовства, рационального использования биоресурсов - это актуальная задача как федерального, так и местного уровня власти. Одним из первых актов в этой области должен стать Закон "О рыболовстве", т. к. до сегодняшнего дня законодательно-правовая база регулирования промысла носит фрагментарный характер. Многие положения имеют лишь общий характер, что позволяет толковать принятые решения двояко и в целом это состояние не позволяет строить долговременные прогнозы. В Законе "О рыболовстве" должны быть четко определены критерии наделения предприятий квотами на биоресурсы, функции федеральных и местных органов власти в этой части.
  Оценка инвестиций, необходимых для освоения биологических ресурсов, выделяемых для Мурманской области, приведена в табл. 12. Из данных таблицы следует, что второй вариант развития менее капиталоемкий.

<< Пред.           стр. 2 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу