<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Контрольная среда влияет на эффективность отдельных средств контроля и включает в себя составляющие:
 1) Стиль и основные принципы управления
 2) Оргструктура
 3) Распределение ответственности и полномочий
 4) Осуществляемая кадровая политика
 5) Порядок подготовки ФО для внешних пользователей
 6) Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей
 7) Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства
 8) Наличие и особенности организации работы внутреннего аудита в составе орагнов управления организации.
  К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:
 * Подотчетность одних работников другим
 * Внутренние проверки и сверки по вопросам финансово-хозяйственной деятельности
 * Инвентаризация
 * Сравнения данных из внутренних источников с данными из внешних источников инфо
 * Осуществление контроля за прикладными программами к компьютерным системам в т.ч. посредством контроля за:
 > Обновлением компьютерных программ
 > Доступом к файлам и данным
 > Правом доступа к вводу и выводу инфо из системы
 * Ограничение доступа к активам и запасам
 * Сравнение и анализ финансовых показателей с плановыми
  В ходе оценки СВК аудитор устанавливает:
 1) Места ВК на данном п/п
 2) Компетентность внутренних аудиторов
 3) Процедуры контроля
  Служба аудита может подчиняться только руководителю и собственникам.
 
 №2. Понятие существенности в аудите
  Проводя проверку аудитор должен быть уверен, что представленная ФО даст правдивое отражение положения дел в организации, т.е. не содержит существенных искажений. Оценка достоверности ФО в аспекте существенности вызвана вынужденной необходимостью выборочного проведения аудиторских проверок. Требования к оценке существенности сформулированы в ФСА №4 "Существенность в аудите".
  Аудитору следует оценивать существенность при:
 * Определении характеров, сроков и объема аудиторских процедур
 * Оценке последствий искажений
  Определение того, что является существенным, представляет собой субъективный процесс, основанный на суждении конкретного аудитора.
  Существенность - свойство инфо, которое делает ее способной влиять на экономические решения пользователей этой инфо.
  Оценка существенности включает в себя как объем, так и характер искажения. Например, недостача 1000 руб. --> С количественной точки зрения - несущественна; с качественной точки зрения - плохая организация СБУ и СВК.
  С точки зрения качественной характеристики аудитор должен использовать свое профессиональное суждение, чтобы определить, носят или нет существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения от установленных требований.
  С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли обнаруженные отклонения по отдельности или в сумме тот количественный критерий, который определяется через уровень существенности.
  Под уровнем существенности понимается максимально допустимое количество ошибок или искажений, которое может быть в инфо, содержащейся в БФО, и которое не введет квалифицированных заинтересованных пользователей в заблуждение по поводу этой инфо.
  Аудитор рассматривает существенность как на уровне БФО в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам БУ, группам однотипных операций, а также случаев раскрытия инфо. В зависимости от рассматриваемого аспекта ФО возможны различные уровни существенности. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной аудиторской проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждое из которых должно быть предназначено для оценки какой-то определенной группы счетов БУ, отдельных статей баланса, показателей других форм отчетности.
  При определении уровня существенности учитывают 2 фактора: абсолютную и относительную величину ошибки.
  Абсолютная величина - это субъективное мнение аудитора о том, что ошибка в определенной сумме может признаваться существенной ввиду значимости суммы независимо от других обстоятельств.
  Относительная величина определяется в процентном отношении к соответствующей принятой базовой величине.
  При разработке метода выбора существенности аудитору нужно решить 2 задачи:
 1. Выбрать показатели БО
 2. Установить значение уровня существенности для них
  На практике используются следующие методы определения уровня существенности:
 1) Выбор показателей с наибольшей суммой
 2) Выбор показателей, характеризующихся наибольшей вероятностью появления в них ошибок
 3) Выбор показателей, ошибка в которых, даже несущественная, может вызвать существенные последствия.
  Существует 2 основных метода определения уровня существенности:
 * Оценочный - заключается в том, что аудитор, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяет, что является существенным и устанавливает его уровень.
 * Расчетный - предполагает наличие расчетной величины уровня существенности.
  Порядок определения уровня существенности:
  Общая абсолютная величина существенности рассчитывается аудитором как % от основного базового показателя отчетности по состоянию на конец отчетного года. Обычно существенной признается общая погрешность БО в размере от 4 до 8%.
 
 №3. Аудиторский риск и его оценка
  Аудиторский риск - это риск того, что аудитор выразит ошибочное мнение в случае, когда в ФО содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает следующие составляющие:
  Неотъемлемый риск - означает подверженность учета искажениям в связи со спецификой бизнеса клиента при условии отсутствия соответствующих средств ВК.
  Риск средств контроля - риск того, что искажения не будут предотвращены, выявлены и своевременно исправлены с помощью СБУ и СВК.
  Риск необнаружения - риск того, что выполняемые процедуры не позволят обнаружить существенные искажения.
  Риски оцениваются с помощью профессионального суждения, но есть и расчетные способы:
 Аудиторский риск (АР) = неотъемлемый риск (НР)*риск средств контроля (РСК)*риск необнаружения (РН)
  Причем, РН - самое главное, что нужно установить аудитору. Чем ниже РН, тем больший объем инфы аудитор должен проверить
 
  Подробнее --> см. ФПСАД №8
 
 №4. Аудиторская выборка
  Цель выборочной проверки - сокращение времени или стоимости аудита при обеспечении должного его качества.
  Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятностей, согласно которым возможно получить достаточно точные данные о целом по его относительно малой части. В выборку включена только часть объектов проверяемой или генеральной совокупности.
  Генеральная совокупность - это полный набор элементов, по которым аудитор отбирает совокупность, и в отношении которой он хочет сделать выводы. Генеральная совокупность может подразделяться на страты (подмножества), где каждая страта проверяется отдельно.
  Стратификация - это процесс деления генеральной совокупности на подмножества, каждое из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками. Порядок формирования выборки и оценка ее результатов определен ФСА №16 "Аудиторская выборка".
  Важнейшее требование, которое должно быть соблюдено при формировании выборки - это обеспечение ее репрезентативности, т.е. равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудиторы могут использовать следующие методы:
 1) Случайный отбор, который может проводиться по таблице случайных чисел
 2) Систематический отбор - может предполагать отбор элементов через некоторый постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа
 3) Комбинированный - представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
  Выбор метода или сочетания методов зависит от обстоятельств проверки (аудиторский риск и эффективность собственного аудита). При этом аудитор должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с т.з. получения достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств.
  При разработке аудиторских процедур аудитор может отобрать:
 > Все элементы
 > Специфические элементы
 > Отдельные элементы, т.е. сформировать выборку.
  При рассмотрении элементов, попавших в выборку, фиксируются все ошибки, независимо от их величины, т.к. результаты выборки будут распространены на всю проверяемую совокупность.
  При использовании выборки, основанной на денежных единицах (стоимости) важен не столько абсолютный размер ошибки, сколько соотношение ошибки и величины элемента совокупности.
  В ходе анализа документов устанавливается удельный вес неправильно оформленных или отсутствующих документов.
  При выработке порядка проведения проверки конкретного раздела БО, аудиторы должны определить цель проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь этой цели. Затем они должны определить возможные ошибки, оценить доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность изучаемых данных. В специальной литературе выделяют 2 вида выборочной проверки:
 1. Проверка на соответствие - предназначена для тестирования процедур ВК. Ее задача заключается в установлении тех фактов, как часто в проверяемом периоде нарушались нормы ВК. Проверка проводится по следующим направлениям:
 * Действительность совершения хозяйственных операций и их подтверждение документами
 * Полнота отражения в учете всех операций
 * Законность операций и т.д.
 2. Проверка по существу - направлена на подтверждение достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам. Ее задача состоит в оценке правильности учета отдельных сумм по отдельным операциям, оборотов и сальдо по счетам.
  При определении объема выборки аудитором должны быть установлены риск выборки и допустимая ошибка выборки. Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по одному и тому же вопросу, составленному на основе выборочных данных и изучения всей совокупности, могут отличаться. Различают 2 типа риска, связанного с использованием аудиторской выборки:
 1. Риск того, что аудитор
 > Придет к выводу о том, что риск средств ВК ниже, чем в действительности
 > Придет к выводу о том, что существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть
 Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.
 2. Риск того, что аудитор
 > Придет к выводу о том, что риск средств ВК выше, чем в действительности
 > Придет к выводу о том, что имеет место существенная ошибка, хотя в действительности ее нет.
 Риск данного типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.
  Допустимая ошибка выборки - это максимальный размер ошибки генеральной совокупности, который аудитор считает приемлемым. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования в соответствии с выбранным уровнем существенности. Размер выборки определяется величиной допустимой ошибки. Чем меньше ее величина, тем больше необходимый объем выборки.
  Задача определения необходимого и достаточного объема выборки решается в зависимости от вида проверки. После определения объема выборки и применения к ее элементам процедур контроля, необходимо полученные итоги проверки распространить на всю генеральную совокупность.
  Для интерпретации результатов выборочной проверки аудиторы должны выполнить следующие действия:
 1) Проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку. При обнаружении ошибок следует установить их характер, сущность, причины возникновения, влияние на другие операции и показатели отчетности. Кроме того, важно выявить, носят эти ошибки случайный характер или вызваны недостатками организации СВК и системы управления в целом. Характер и причина ошибки влияют на ее значимость для оценки достоверности данных всей совокупности.
 2) Экстраполировать полученные результаты на всю совокупность. При этом методы распространения результатов должны соответствовать методам построения выборки.
 3) Оценить риски выборки. Аудиторам необходимо убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины. Для этого сравнивается ошибка совокупности, полученная посредством экстраполяции, с допустимой ошибкой. Если первая ошибка превысит допустимую, то следует повторно оценить риски выборки или расширить круг аудиторских процедур, или применить альтернативные процедуры.
  Все стадии проведения выборки и анализ ее результатов аудиторы обязаны фиксировать в своих рабочих документах.
 
 
 Тема №4. Планирование аудита
 №1. Согласование условий проведения аудита
  ФСА №12 устанавливает единые требования к порядку, в котором условия проверки должны согласовываться с аудируемым лицом. В договоренности рекомендуется включать договор на оказание аудиторских услуг либо предшествующее письмо о проведении аудита.
  Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.
  Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита. Это документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита. Письмо предназначено для подтверждения сторонами договоренности, достигнутой на переговорах и для понимания взаимных обязательств и ответственности по представлению проверки.
  Целью письма является исключение возможности неправильного понимания сторонами условия представления договора на проведение аудиторской проверки. Стороны должны одинаково трактовать цели, содержание и характер работ.
  Форма и содержание договора (писем) для различных аудируемых лиц может иметь особенности. Как письмо, так и договор могут содержать обязательную и дополнительную инфо.
  Как правило, в обязательном порядке в договоре оказания аудиторских услуг указывается следующая инфо:
 1) По условиям проверки:
 * Цель аудита, объем аудита, включая ссылки на з/д-во и ФСА
 * Цена проведения аудита либо способ ее определения, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов
 2) По обязательствам аудиторской организации:
 * О форме отчетности по результатам проведенной аудитором работы
 * О наличии риска необнаружения аудитором искажений в связи с ограничениями, свойственными аудиту, а также несовершенством СБУ и СВК аудируемого лица
 3) По обязательствам аудируемого лица:
 * Ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление БФО
 * Об обеспечении свободного доступа к любой инфо, необходимой для проведения аудиторской проверки.
  В договоре (письме) могут быть также дополнительно указаны:
 1) Договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого лица в ходе планирования аудита
 2) Право аудитора получать от руководства аудируемого лица письменные заявления, сделанные в связи с аудитом
 3) Обязательства руководства аудируемого лица содействовать направлению запроса контрагенту с целью получения инфо, необходимой для проведения аудита
 4) Обязательства руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.
 
  №2. Понимание деятельности аудиторской организации
  ФПСАД №15 + внимательно посмотреть приложение!
  Знать факторы, которые аудитор рассматривает в ходе проверки.
 
  ...
  №3. Подготовка плана и программы аудита
  ...
  а) ПООБЪЕКТНЫЙ
 при данном подходе каждый раздел аудита практически совпадает с данными БУ по каждому значимому для аудита счету. При таком подходе аудит каждой хоз. операции приводится без выявления взаимосвязей между ними на этапе сбора аудиторских доказательств.
 После завершения аудита каждого бухгалтерского счета в целях обобщения инфы необходимо провести анализ взаимосвязей между хоз. операциями
  б) ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД
 проверка оборотов по счетам осуществляется в разрезе круга, или цикла, хоз. операций, которые являются составной частью основных бизнес-процессов.
 При этом подходе к проверке у одного аудитора фиксируется различная инфа в рамках одной хоз. операции, отраженной на разных счетах и другим аудиторам нет необходимости ее проверять.
 
  Порядок подготовки аудита по разделу "аудит процесса, или цикла, приобретения" в рамках сегмента "основные средства"
  Круг основных хоз. операций, связанных с поступлением основных средств зависит от источников их поступления, которые в свою очередь определяют правоотношения, возникающие между контрагентами по поводу поступления данных активов.
  К таким операциям относятся:
 1. поступление основных средств за плату по договору купли/продажи, мены
 2. поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал
 3. поступление основных средств по договору аренды
 4. поступление основных средств по договору лизинга
 5. поступление основных средств по договору дарения и других безвозмездных случаях
 6. принятие к учету ранее неучтенных объектов и т.д.
  Перечисленные укрупненные хоз. операции состоят из более мелких (частных) операций (формирование первоначальной стоимости, налогов, принятие к учету и т.д.)
  Каждую такую операцию должен проверить отдельный аудитор. В программе аудита должны быть расписаны процедуры, действия аудитора по проверке как основных, так и частных хоз. операций, относящихся к проверяемому сегменту в рамках соответствующего цикла или раздела аудита.
  При этом процедуры проверки целесообразно группировать в рамках следующих направлений:
 1. проверка соблюдения требований действующего гражданского специального законодательства
 2. проверка правильности отражения операций в БУ
 3. проверка правильности формирования показателей отчетности
  Данные направления определяются целью аудиту, а также требованиям ФПСАД №3.
  Кроме того, в программу аудита ФПСАД №3 рекомендует включать проверяемые предпосылки проверяемой отчетности по каждой из статей аудита. Следовательно, возможны два подхода к группировке в программе аудита процедур проверки по разделам и областям проверки:
 1. процедуры проверки группируются по направлениям проверки с указанием предпосылок, которые проверяются в результате осуществления поверки этих процедур
 2. процедуры проверки группируются по предпосылкам подготовки БФО
  Программа проверки операций, связанных с поступлением основных средств, может быть представлена следующим образом:
 Код процедуры Перечень направлений процедур проверки Источники инфы Период проведения исполнитель 1 Проверка соблюдения требований гражданского специального законодательства (предпосылка права и обязанности) Договор, учредительные документы, по результатам инвентаризации 2 Проверка правильности отражения операций в БУ 2.1. Проверить наличие, правильность и своевременность оформления первичных учетных документов, а также точность содержащихся в них показателей (предпосылки возникновения права и обязанностей, полнота, точность измерения) Первичные учетные документы по принятию основных средств к учету 2.2. Проверить правильность оценки основных средств (стоимостная оценка) Документы, подтверждающие правильность стоимостной оценки 2.3. Проверить правильность отражения операций в СБУ (предпосылки полноты, однозначности раскрытия, возникновения) Регистры БУ по счету 01 3 Проверка правильности формирования отчетных показателей (предпосылки полноты, существования, раскрытия, стоимостной оценки) Регистры ББ и приложения к ББ
  Тема №5. Техника и технология аудита
 №1. Рабочие документы аудитора, их назначение
  Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, исходя из требований ФСА №2.
  Под термином документация понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.
  Наличие рабочей документации позволяет анализировать действия аудиторов и, следовательно, организовать как внутрифирменный, так и внешний контроль качества их работы. На основе рабочей документации аудиторская фирма может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий клиентов по поводу низкого качества проведенного аудита.
  Рабочие документы должны обеспечивать подтверждение того, что проверка проведена надлежащим образом, должны раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения. Они также должны содержать пояснения о том, что в регистрах БУ отражены (не отражены) совершенные операции в соответствии с действующим з/д-вом РФ. Кроме того, должно быть документальным образом подтверждено, что проверка была надлежащим образом спланирована, реализация плана аудита регулярно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, а также, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
  Рабочие документы должны позволять аудитору, возглавляющему проверку, и руководству аудиторской фирмы оценить работу как группы в целом, так и каждого аудитора по отдельности, и определить, не требуется ли изменить условия проверки в последующих периодах.
  В рабочих документах отражается инфо:
 * О планировании аудиторской работы
 * О характере, временных рамках, объеме выполненных аудиторских процедур и результатах
 * О выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
  Также в рабочих документах должно содержаться обоснование аудитора всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение вместе с выводами аудитора. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы включаются факты, которые были известны аудитору на момент формирования вывода, и необходимая аргументация.
 
 №2. Виды рабочей документации, порядок хранения и использования
  Объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке определяется аудиторами самостоятельно на основе профессионального мнения. Вместе с тем объем рабочих документов должен быть таков, чтобы на основе данной документации можно было понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.
  Рабочая документация состоит из:
 1) Отдельных заполненных таблиц и других подобных рабочих документов
 2) Объяснений, пояснений и заявлений руководителей и исполнительных работников аудируемой организации
 3) Копий, в т.ч. фотокопий, документов проверяемой организации, приложенных к соответствующим формам рабочих документов, составленным аудитором
 4) Других документов, имеющих существенное значение по мнению руководителя проверки или аудиторов, принимающих участие в данной проверке.
  Рабочая документация оформляется в виде бланков, стандартных форм таблиц или в свободном изложении. Стандартная форма рабочих документов должна утверждаться аудиторской фирмой в качестве приложений к внутрифирменному стандарту и может корректироваться по мере необходимости.
  По каждому разделу или сегменту проверки обычно заполняется отдельный комплект рабочей документации. Форма и содержание рабочих документов определяется такимим факторами как:
 * Характер аудиторского задания
 * Характер деятельности аудируемого лица
 * Необходимость давать указания ассистентам аудитора, осуществлять за ними контроль, проверять выполненную ими работу
 * Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита
  Документы, входящие в состав рабочей документации, по обязательности их составления можно разделить на обязательные и дополнительные. К обязательным относят:
 1) План проведения аудита и изменения к плану;
 2) Программа проведения аудита и изменения к ней;
 3) Оценка аудиторских рисков и любые корректировки к ним;
 4) Оценка существенности;
 5) Инфо о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
 6) Инфо о юридической или организационной структуре аудируемого лица;
 7) Выдержки или копии необходимых юридических документов и договоров;
 8) Инфо об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
 9) Анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам БУ;
 10) Сведенья об исполнителях, характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
 11) Описание методов проверки, объема и параметров выборки;
 12) Документы, подтверждающие осуществление контроля за работой экспертов;
 13) Подробная инфо в отношении той части проверки, которая выполнялась другой организацией;
 14) Копии сообщений, направляемых другим аудиторам, экспертам, третьим лицам, и полученных от них ответов;
 15) Выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам, включая ошибки и необычные обстоятельства, и сведенья о действиях, предпринятых аудитором, в этой связи;
 16) Доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная сотрудниками, осуществлялась под контролем специалистов и была проверена;
 17) Копии БО и аудиторского заключения.
  Другие документы включаются в состав рабочей документации в качестве дополнительных, если они считаются существенными для данной проверки.
 
 Рабочая документация по разделам аудита может содержать следующие данные:
 * Наименование аудируемого лица;
 * Проверяемый отчетный период;
 * Дата составления документа;
 * Проверяемый раздел;
 * ФИО проверяющего;
 * Проводимые процедуры, в т.ч. объем выборки;
 * Описание нарушения;
 * Ссылки на первичные документы, где были обнаружены нарушения;
 * Личная подпись и расшифровка.
  Рабочие документы должны составляться на бумажных носителях. Сохранность не менее 5 лет.
  По окончании проверки рабочая документация собирается в 1 папку и сдается в архив аудиторской организации. Порядок хранения документации, сроки, ограничение доступа к ней для различных лиц и категорий персонала аудиторской фирмы должны быть установлены отдельно внутрифирменным стандартом.
  Рабочая документация, подготовленная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации. Аудиторские организации не обязаны предоставлять рабочую документацию клиенту, в отношении которого проводилась проверка, а также не имеют права и не обязаны предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные госорганы, кроме случаев, предусмотренных з/д-вом РФ.
 
 №3. Аудиторские доказательства, виды и источники
  Аудиторские доказательства - это инфо, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной инфо, на котором основывается мнение аудитора.
  При получении аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур по существу, аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих документов наряду с доказательствами, полученными в результате тестов СБУ и СВК с целью подтверждения предпосылок подготовки БФО.
  Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной этих доказательств. Эта характеристика определяет совпадение полученного аудиторского доказательства с конкретной предпосылкой подготовки БФО и ее достоверности.
  Предпосылки подготовки ФО - это сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в БФО. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы [ФСА №5]:
 1. Существование. Утверждение существования обычно можно подтвердить путем проверки сальдо по отдельным счетам.
 2. Права и обязанности. Утверждение прав и обязанностей касается юридического оформления активов и пассивов экономического субъекта. Обязательства эк. S, отраженные в пассиве баланса, должны подтверждаться договорами, контрактами и другими подобными документами, имеющими юридическую силу.
 3. Возникновение. Предпосылка аналогична существованию, но если существование относится к таким объектам, как сальдо по счетам, то возникновение относится к оборотам по счетам.
 4. Полнота. Данная предпосылка соответствует требованию полноты учетной политики, установленному в БУ. На практике соблюдение данной предпосылки связано с установлением 2 условий:
 * Все операции, подлежащие учету, отражены в регистрах БУ
 * Все включенные в учетные регистры сальдо и обороты в полном объеме отражены в БО.
 5. Стоимостная оценка. При установлении соответствия БО утверждению оценки необходимо подтвердить, что все статьи отчетности оценены в соответствии с требованиями нормативных документов и выбраны учетной политикой.
 6. Точное измерение. Утверждение точности корреспондирует с принятым в БУ допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
 7. Представление и раскрытие. Все совершенные операции должны быть представлены в отчетности в соответствии с определенной системой правил. В РФ достоверной считается отчетность, составленная в соответствии с требованиями системы нормативного регулирования СБУ. При установлении соответствия отчетности данному утверждению, следует получить доказательства как в отношении отдельных показателей, так и в отношении БО как комплекса взаимосвязанных показателей.
  Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки БФО. А характер, временные рамки и объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки.
  Аудиторские доказательства классифицируют в зависимости от:
 1) Вида:
 * Письменные
 * Устные
 2) Источника получения:
 * Внутренние
 * Внешние
 * Смешанные
  Источниками являются:
 * Первичные документы
 * Регистры БУ
 * Результаты анализа
 * Устные высказывания сотрудников и 3-х лиц
 * Результаты инвентаризации
 * БО и т.д.
  Качество документов зависит от источников их получения. Наиболее ценными и достоверными являются доказательства, полученные аудитором в результате непосредственного наблюдения и исследования операций. Низкой доказательной силой обладает инфо, состоящая из документов инфо системы клиента.
 
  См. --> аудиторские процедуры ФСА №19-25
  №4. Методы получения аудиторских доказательств
  см. ФПСАД №5 (процедуры) на самостоятельное изучение
 
 №5. Учет требований нормативно-правовых актов в ходе аудита (ФПСАД №14)
  Аудитор должен осознавать, что несоблюдение аудируемым лицом з/д-ва РФ может оказать существенное влияние на БФО. Это должно учитываться как при планировании и выполнении процедур аудита, так и при оценке и оформлении результатов аудита. При этом под термином "несоблюдение" понимается как преднамеренное, так и непреднамеренное действие или бездействие аудируемого лица, которое противоречит закону.
  Аудитор не несет ответственности за нарушения аудируемого лица. Ответственность за соблюдение аудируемым лицом з/д-ва, а также за предотвращение и обнаружение фактов несоблюдения з/д-ва несет руководство аудируемого лица.
  Для предотвращения и обнаружения фактов несоблюдения з/д-ва руководству аудируемого лица рекомендуется осуществлять следующие процедуры:
 1) Отслеживать изменения з/д-ва в установленной сфере деятельности;
 2) Обеспечить гарантии того, что финансово-хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует установленным требованиям;
 3) Разработать и обеспечить функционирование надлежащей СВК;
 4) Разработать, утвердить и обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников;
 5) Создать условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;
 6) Осуществить контроль за соблюдением установленных правил и применять дисциплинарные меры к работникам, не соблюдающим указанные правила;
 7) Привлекать специалистов в области права для отслеживания изменений з/д-ва РФ;
 8) Вести реестр нормативно-правовых актов РФ, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.
  Аудитор в целях формирования общего понимания з/д-ва, касающегося специфики деятельности, должен:
 1) Использовать имеющуюся инфо о деятельности аудируемого лица и сфере его деятельности;
 2) Получить у руководства аудируемого лица сведенья о требованиях з/д-ва, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность аудируемого лица;
 3) Проанализировать с руководством аудируемого лица политику или процедуры, принятые для выявления оценки и отражения в учете судебных исков и санкций.
  Для выявления случаев несоблюдения з/д-ва аудитор должен выполнить следующие процедуры:
 1) Запросить руководство о том, соблюдаются ли в деятельности аудируемого лица соответствующие нормативно-правовые акты;
 2) Проанализировать переписку аудируемого лица с соответствующими полномочными госорганами власти по вопросам соблюдения з/д-ва;
 3) Получить официальное письмо-разъяснение руководства аудируемого лица о том, что аудитору сообщили все известные факты несоблюдения нормативно-правовых актов, влияние которых должно учитываться при подготовке БФО.
  Аудитору необходимо дать оценку возможного влияния несоблюдения требований нормативно-правовых актов на БФО. При этом он должен принимать во внимание следующее:
 * Возможные финансовые последствия;
 * Необходимость раскрытия в ФО инфо о возможных финансовых последствиях для аудируемого лица несоблюдения з/д-ва;
 * Необходимость поставить под сомнение достоверность всей ФО в случае, если последствия несоблюдения з/д-ва являются существенными для аудируемого лица.
  Если аудитор пришел к выводу, что факт несоблюдения з/д-ва оказывает существенное влияние на отчетность, и он не был надлежащим образом отражен в ней, то аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. Если аудируемое лицо препятствует получению аудиторских доказательств, подтверждающих, что факты несоблюдения з/д-ва имели место, то аудитору следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения из-за ограниченного объема аудита.
 
 №6. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита (МСА 240)
  Под ошибками понимается непреднамеренное искажение ФО.
  Недобросовестные действия - это преднамеренные поступки, совершенные с помощью незаконных действий в целях извлечения незаконных выгод представителями собственника, руководством и сотрудниками аудируемого лица. Они приводят к 2 типам преднамеренных искажений ФО:
 * Искажения, возникающие в процессе недобросовестного составления БФО;
 * Искажения, возникающие в результате присвоения активов.
  Искажения 1-го типа являются фальсификацией - изменение учетных данных и документов, преднамеренное неверное отражение событий и хозяйственных операций или их преднамеренное исключение из ФО, а также преднамеренное нарушение принципов БУ.
  Причинами искажений 2-го типа могут быть присвоение денежных средств, материальных и нематериальных активов, оплата аудируемым лицом несуществующих товаров и услуг.
  Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий и ошибок несут руководство аудируемого лица и представители собственника.
 
 
 Тема №6. Применение финансового анализа в аудите
 
 №1. Место и роль финансового анализа в аудите
 №2. Методы финансового анализа, применяемые в аудите

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу