<< Пред. стр. 1 (из 5) След. >>
ГЛАВА IОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА
1.1. Сущность и содержание бухгалтерского дела
В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.
Таким образом, решение перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в области бухгалтерского учета базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, а также основных принципов и требований, получения знаний о строении форм и методов учета, что в целом и составляет сущность бухгалтерского дела.
При организации бухгалтерского дела следует учитывать развитие хозяйственных связей между российскими и зарубежными предприятиями, а также возможность привлечения средств зарубежных инвесторов. Это обусловливает необходимость организации бухгалтерского дела в соответствии с принципами, максимально приближенными к международным стандартам бухгалтерской отчетности.
В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления бухгалтерского дела. Таким образом, подсистема бухгалтерского дела является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы.
Бухгалтерская информация широко используется при проведении мероприятий экономического и финансового анализа, планирования деятельности хозяйствующих субъектов и прогнозирования их развития, контроля за количественными и качественными показателями предпринимательской или иной деятельности.
В настоящее время решение данных задач существенно осложняется проблемами становления и развития рыночных отношений и связанной с этим многоукладностью экономики.
Все это обуславливает создание широкой сети негосударственных структур и существенно меняет роль такого традиционного для всех учреждений, организаций и предприятий структурного подразделения, как бухгалтерия. Вместо простого учетного органа бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющим финансовую стратегию предприятия и влияющим на развитие его хозяйственной деятельности.
Учетная политика любого предприятия независимо от форм собственности, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами - это принципиальные, ключевые моменты в работе любой организации, обладающей полной самостоятельностью и выживающей в условиях острой конкурентной борьбы.
Эффективность функционирования предприятия требует постоянного совершенствования организации и деятельности бухгалтерии, улучшения ее кадрового состава, внедрения прогрессивных информационных технологий обработки экономической информации.
Важным направлениям улучшения работы любой бухгалтерии является совершенствование организации и ведения делопроизводства - как одного из основных составляющих метода бухгалтерского дела.
Бухгалтерское дело - это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.
Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовых, расчетно-денежных, первичных учетных, отчетно-статистических, организационно-распорядительных) - "продукты" труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования.
Таким образом, деятельность бухгалтерской службы по сбору регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения -составляет сущность бухгалтерского дела.
Ведение бухгалтерского дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Основными задачами организации бухгалтерского учета являются:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним
и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
• обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и
их целесообразностью;
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
При этом в сферу бухгалтерского дела включаются:
1. Прием, регистрация входящей и исходящей корреспонденции и ее
отправка по назначению.
2. Прием документов на рассмотрение и подписание администрацией.
3. Распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения и ознакомления сотрудников с директивными актами.
4. Учет стадий прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности.
5. Сдача дел в архив и обеспечения их хранения,
Часть бухгалтерского дела, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Особое место среди документов бухгалтерии занимает немногочисленная, но исключительно важная для этого подразделения организационно-распорядительная документация, обеспечивающая как организацию работы бухгалтерии (положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудникам бухгалтерии), так и нормативно-правовую основу многих финансовых и расчетно-денежных операций (приказы и распоряжения по основной деятельности, гарантийные письма, акты ревизий, протоколы заседаний и т.д.). Правильное составление и оформление этих документов в соответствии с действующими нормативными актами - один из важнейших элементов бухгалтерского дела. Другой существенной стороной организации ведения бухгалтерского дела является систематизация и хранение всех образующихся в бухгалтерии документов, необходимых впоследствии не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и для предъявления этих документов при аудиторской или налоговой проверке.
Порядок ведения специфической бухгалтерской документации (ее составление, оформление, хранение и пр.) детально описан в нормативных актах Минфина, МНС и Центробанка РФ.
Руководители предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия.
Принципиально важными для решения вопросов взаимодействия предприятий с архивными учреждениями являются "Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах" и "Положение об Архивном фонде РФ", утвержденные Указом Президента РФ от 17.03.94 № 552.
В соответствии с действующим законодательством по архивному делу органы управления на местах принимают меры по улучшению работы с документацией на предприятиях. Предусмотрен штраф до семидесяти минимальных окладов за утрату дел постоянного и долговременного хранения (гибель документов, незаконное их уничтожение) и за оставление архивов в бесхозном неучтенном состоянии; до тридцати пяти минимальных окладов - за необоснованный отказ от передачи документов в государственный архив; до двадцати восьми минимальных окладов - за несоблюдение сроков упорядочения документов постоянного и долговременного хранения (проведение экспертизы ценности документов, их научно-техническая обработка, составление описей дел).
Помочь бухгалтеру избежать негативных моментов при общении с любыми контролирующими органами (налоговая инспекция, архивная служба, аудит) и призвано правильное ведение бухгалтерского дела.
1.2. Связь бухгалтерского дела с другими науками
Бухгалтерское дело является составляющей частью управления и представляет собой сложную систему отражения и познания различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Сущность же указанных процессов и явлений раскрывается экономической теорией. Поэтому общей теоретической основой познания объектов бухгалтерского дела является экономическая теория, изучающая экономические законы производства и распределения материальных благ в обществе.
Информация бухгалтерского дела широко используется для характеристики экономики различных организаций и отраслей народного хозяйства, расчета различных показателей экономической эффективности процессов воспроизводства материальных благ. Отсюда следует, что бухгалтерское дело тесно связано с такими науками, как макро- и микроэкономика (организаций различных отраслей народного хозяйства).
Данные бухгалтерского дела используются в планировании (бюджетировании), прогнозировании, контроле и анализе хозяйственно-финансовой деятельности организации.
Планирование как функция управления немыслима без теснейшей связи с бухгалтерским делом. Так, планирование представляет собой совокупность целей и задач дальнейшего эффективного развития предприятия и выбор наиболее оптимального варианта достижения поставленных целей. В процессе этой работы в качестве исходной базы используются экономические данные бухгалтерского учета предшествующих периодов. Данные же бухгалтерского учета текущего периода используются для контроля за выполнением плановых показателей, а также являются основой для корректировки планов, нормативов и прогнозов.
Экономические данные управления и производства широко используются при составлении различных производственных смет, текущих и перспективных планов (бюджетов) продаж, затрат на производство и себестоимости продукции и т.п.
Информация бухгалтерского дела содержит сведения, необходимые для осуществления такой функции управления, как контроль. Так, внутрихозяйственный контроль (аудит) изучает в основном хозяйственные операции с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимизации финансовой политики и достижению качественных результатов ее деятельности. В процессе контроля выявляются отклонения от планов, смет, нормативов и т.п., выявляются нарушения законодательных актов и документов внутренней регламентации.
Для выполнения всех перечисленных контрольных работ в качестве фактических результатов для сравнения, выявления отклонений и нарушений используются данные бухгалтерского дела.
В общий комплекс экономических наук входит и экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности. Экономический анализ, используя специальные способы и приемы, призван изучать всю систему принятия и выполнения управленческих решений, выявлять причины отрицательных отклонений и разрабатывать мероприятия по мобилизации выявленных резервов. В процессе экономического анализа комплексно используются экономические показатели, которые дают наиболее полную и достоверную характеристику деятельности организации. Кроме того, экономический анализ осуществляется в основном работниками бухгалтерии (профессиональными бухгалтерами - бухгалтерами-аналитиками, экспертами, финансовыми менеджерами). Таким образом, экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности напрямую связан с бухгалтерским делом.
Непосредственная связь бухгалтерского дела и аудита заключается в том, что проведение ревизий и аудиторских проверок осуществляется в основном по данным бухгалтерского дела. Выявленные в ходе проверки отдельные результаты в свою очередь используются для исправления и корректировки учетных записей (при выявлении ошибок, недостач или излишков ценностей и т.п.).
Тесная связь существует также между бухгалтерским делом и финансовыми дисциплинами (финансы, финансовый менеджмент, деньги, кредит, банки, биржевое дело, налоги и налогообложение). Показатели бухгалтерского дела используются при составлении финансовых бюджетов, бизнес-планов, расчетов по налогам и налоговых деклараций. В свою очередь указанные дисциплины изучают определенные стороны хозяйственных процессов, в них исследуется сущность и закономерности определенных хозяйственных явлений.
В бухгалтерском деле отражаются эти же хозяйственные явления для их контроля и управления ими. Например, по данным показателям бухгалтерского дела осуществляется контроль за выполнением финансовых планов, целевым использованием кредитов, правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов в бюджет и т.д.
Использование показателей бухгалтерского дела для статистических обобщений обеспечивают тесную связь бухгалтерского дела с экономической статистикой.
Данные бухгалтерского дела в организациях используются не только для контроля экономических расчетов, но и при проверке законности функционирования организации. Отсюда следует, что бухгалтерское дело неразрывно связано и с такой наукой, как правоведение.
Информация бухгалтерского дела широко используется в процессе: осуществления маркетинговых исследований; проведения работ по проектированию научной организации труда и производства; осуществления экономико-математического моделирования отдельных процессов и хозяйственных результатов. На базе всех указанных научных разработок и проектных работ администрация организации может принимать обоснованные управленческие решения на всех уровнях и участках хозяйственной деятельности экономического субъекта. В тоже время функция обратной связи бухгалтерского дела обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования способов получения полезной, уместной и надежной информации для решения управленческих задач. Вот почему бухгалтерское дело тесно связано с такими дисциплинами, как менеджмент, маркетинг, научная организация производств, экономика труда, экономико-математическое моделирование и программирование.
Оперативность получения информации, а также ее качество и эффективность использования в управлении хозяйственными процессами организации значительно повышается в условиях автоматизации бухгалтерского дела. Использование ЭВМ предполагает применение различных приемов и способов систем компьютерной обработки данных (КОД). Поэтому уровень подготовки бухгалтера должен быть достаточно высоким в области информационных технологий для выполнения работ по обработке информации, необходимой для организации бухгалтерского дела. Отсюда следует, что бухгалтерское дело связано также с информатикой, компьютеризацией учетно-аналитических вопросов и информационными системами в экономике.
1.3. Реформирование бухгалтерского учета в России
Переход экономики нашей страны в условия рыночных отношений, появление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым операциям - и радикальных изменений в системе бухгалтерского учета. Появление акций и других ценных бумаг, использование иностранной валюты при выходе на международный рынок, инфляционные признаки в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразования, новые виды расчетов между организациями и многие другие аспекты рыночных отношений потребовали соответствующих изменений в методологии учета.
В России на протяжении длительного времени сложились свои традиции в постановке бухгалтерского учета и содержании бухгалтерской отчетности. Даже в условиях централизованного руководства в бухгалтерском учете отражались своего рода коммерческие (рыночные) отношения между предприятиями (поставщиками и покупателями, подрядчиками и заказчиками), подсчитывались финансовые результаты (прибыль и убытки). Таким образом, в российском учете имелись все необходимые предпосылки для применения положительного опыта практики фирм и компаний стран с развитой рыночной экономикой.
Формирование рыночной инфраструктуры и развитие российской экономики невозможны без надлежащей организации системы бухгалтерского учета. Недаром Правительством Российской Федерации в 1998 г. были приняты решения, посвященные комплексу мер, связанных с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Постановление от 06.03.98 № 283, распоряжения от 21.03.98 № 382-р йот 22.05:98 № 587-р). Еще в 1997 г. важнейшей составляющей реформы предприятия было признано улучшение постановки бухгалтерского учета на хозяйствующих субъектах (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.97 № 1373).
Среди принятых правительственных решений необходимо выделить утверждение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. При разработке данной Программы было признано, что изменения, происходяшие в ходе общего процесса экономических реформ, требуют адекватной трансформации бухгалтерского учета. Поэтому в программе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета как приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики, международными стандартами финансовой отчетности и определены задачи, поставленные для достижения этой цели:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
При подготовке Программы и других решений Правительства РФ встал вопрос о том, чтобы взять за основу при проведении работы по реорганизации бухгалтерского учета - правила бухгалтерского учета какой-то конкретной страны или международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых и принимаемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
Выбор МСФО был предопределен:
1) превращением экономики России в органическую составляющую
мирохозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход российских хозяйствующих субъектов
на мировые рынки капитала, совместный бизнес российских и зарубежных организаций);
2) возможностью использовать уже имеющийся в мире опыт формирования правил, принимаемых государственными органами или профессиональными организациями, регламентирующими национальные правила бухгалтерского учета в большинстве стран, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.
При ориентации на МСФО имелось в виду, что они изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств представляемой финансовой отчетности хозяйствующими субъектами в первую очередь транснациональными корпорациями.
Исходя из этого было признано целесообразным использовать МСФО:
1) при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России для обеспечения сопоставимости бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями и 2) в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету - в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике. Данный подход используется большинством экономически развитых стран мира. Недаром структура построения положений по бухгалтерскому учету, принимаемых в России, во многом аналогична схеме построения международных стандартов.
Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность быстрого перехода обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих этот переход реальным. В частности требуются коррективы в законодательстве, прежде всего, в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующий учет, должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета в отчетности, включая серьезные изменения в налоговых декларациях.
В этих условиях следует отметить, что соблюдение принципов гармонизации российского бухгалтерского учета с межнациональными идеями, заложенными МСФО, позволяет при разработке ПБУ использовать все положительное, что содержится в МСФО, и все рациональное, что имелось в прежних централизованных указаниях по организации учета. Безусловно, развитие международных экономических связей, возникновение мирового рынка, глобализация в мировом масштабе в последующем приведут к дальней гармонизации в методологии и постановке бухгалтерского учета и единообразию в содержании бухгалтерской (финансовой) отчетности всех стран мира.
Основные направления реформы учета в стране определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997г. и опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10-15 лет.
Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих органов. Действовавшая система государственного контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета и разрабатываемых на ее основе правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как и контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определили основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, использовала опыт стран с развитой рыночной экономикой и отвечает международно признанным принципам учета и отчетности.
Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:
- обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
- быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- быть в основе принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
- помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании
данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Концепция не заменяет никакие нормативные акты по бухгалтерскому учету.
Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта. Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм.
1.4. Цель и основы организации бухгалтерского дела
Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтерского учета в современных условиях является государственное руководство бухгалтерским учетом. Государственное руководство бухгалтерским учетом обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унификацию учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.
Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров, например, Институту профессиональных бухгалтеров, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопросам методического руководства можно отнести: разработку методологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т.п.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Методологическим же центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, который разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями.
Органы, которым федеральными законами представлено право регулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, федеральные службы по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения организациями учета
хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской от
четности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам
бухгалтерского учета.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методологический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов, содействие их реализации и др.
В работе вышеназванных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные организации и, прежде всего, ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и.аудиту в РФ. Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.
Бухгалтерское дело, являясь по сути составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает организационные и технические аспекты сбора, обработки и формирования в учете информации для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что бухгалтерский учет формирует информацию, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в процессе организации бухгалтерского дела, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Поэтому информация для внешних пользователей удовлетворяет лишь потребности, являющиеся общими для всех пользователей.
В частности, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, а также времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки возможно установить способность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, государству.
В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.
Бухгалтерское дело обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.
При этом следует иметь в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.
Для реализации поставленных задач при организации бухгалтерского дела предполагается, что:
- имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этой 'организации и других организаций (допущение имущественной обособленности организации);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом
будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации
или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства
будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности
деятельности организации);
- выбранная организацией учетная политика применяется последовательно - от одного отчетного года к другому, в рамках одной организации (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому
отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с
этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйствен
ной деятельности).
При формировании информации интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского дела ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых возможно сформировать показатели, необходимые для налогообложения.
Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации, которое несет и ответственность за достоверность информации и ее представление заинтересованным пользователям.
Таким образом, эффективная и рациональная организация бухгалтерской деятельности на предприятии является необходимым условием функционирования всей системы бухгалтерского учета, от которой зависит возможность получения и представления заинтересованным пользователям всей необходимой информации.
ГЛАВА III
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ
3.1. Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России)
В апреле 1997 г. в Российской Федерации было создано некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России" (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.
ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.
В соответствии с Уставом ИПБ России является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на правах собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, в том числе и валютный, в учреждениях банков, эмблему, печать, штампы, бланки со своим наименованием на русском и английском языках.
ИПБ России имеет право от своего имени заключать договоры и контракты, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде, третейском суде и осуществлять другие действия, не противоречащие действующему законодательству.
Институт осуществляет, согласно действующему законодательству, владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Имущество ИПБ составляют материальные и финансовые ресурсы и нематериальные активы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью ИПБ.
Источником формирования имущества ИПБ в денежных и иных формах являются:
- вступительные и членские взносы, целевые поступления, едино
временные взносы;
- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
- выручка от реализации работ, услуг, товаров;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, принадлежащим ИПБ;
- доходы, получаемые от собственности ИПБ;
- добровольные денежные и имущественные взносы и пожертвования;
- доходы от мероприятий, проводимых ИПБ;
- иные поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Доходы от всех видов деятельности ИПБ могут быть использованы исключительно на реализацию его уставных целей и задач, распределению между его членами не подлежат.
ИПБ самостоятельно определяет порядок использования своих доходов, в соответствии с действующим законодательством и Уставом.
Убытки, причиненные ИПБ России в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются по решению суда или арбитражного суда.
Имущество ИПБ может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда.
ИПБ России отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое, в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Институт не отвечает по обязательствам государства и своих членов, равно как государство и члены ИПБ не отвечают по обязательствам ИПБ.
ИПБ создает филиалы и открывает представительства. Филиалы и представительства входят в единую структуру Института.
Филиалы ИПБ являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места его нахождения и осуществляющими все его функции или часть их, в том числе функции представительства.
Представительства ИПБ являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения Института, представляющими интересы ИПБ и осуществляющими защиту его интересов в месте своего нахождения.
Филиалы и представительства ИПБ не являются юридическими лицами, наделяются имуществом и действуют на основании Положения, утверждаемого Президентским Советом. Имущество филиалов и представительств учитывается на отдельном балансе и на балансе ИПБ.
Руководители филиалов и представительств назначаются компетентным органом управления ИПБ и действуют на основании доверенности.
Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Института. Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет ИПБ.
В структуру ИПБ входят постоянно действующие Комитеты, Комиссии, Советы, создаваемые целевым назначением в статусе структурных подразделений, в том числе обособленных. Структурные подразделения независимо от статуса, действуют на основании Положений, утверждаемых Президентским Советом.
Основными целями и задачами ИПБ России являются:
- объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации
финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента,
и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
- организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;
- разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
- создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об
изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета,
экономического анализа и аудита;
- совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п., защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита;
- внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности;
- формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям;
- представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ,
оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.
В своей работе ИПБ России учитывает интересы как территорий Российской Федерации, так и отдельных отраслей народного хозяйства. Отраслевое направление работы Института призвано восстановить регулирование бухгалтерского учета в организациях страны П9 вертикали по отраслевому признаку. Основными задачами в этой связи являются:
- разработка нормативных актов бухгалтерского учета, учитывающих отраслевую специфику;
- организация обучения бухгалтеров и аудиторов отраслевым особенностям бухгалтерского учета;
- организация толкования отраслевых нормативных документов.
Органами управления ИПБ являются:
- Общее Собрание членов ИПБ;
- Президентский Совет ИПБ;
- Дирекция ИПБ.
Высшим органом Управления ИПБ является Общее Собрание Членов ИПБ в дальнейшем - Собрание. Собрание собирается не реже одного раза в 3 года.
Из числа своих членов, сроком на три года оно выбирает Председателя Собрания (Президента ИПБ). Президент может быть избран только на один срок.
Исключительной компетенцией Собрания являются:
- внесение изменений и дополнений в Устав ИПБ;
- утверждение процедуры собрания;
- определение приоритетных направлений деятельности ИПБ
принципов формирования и использования его имущества;
- выборы президента ИПБ и вице-президентов ИПБ;
- образование дирекции ИПБ;
- утверждение отчетов о результатах деятельности Президентского
Совета ИПБ, заключений аудитора;
- реорганизация и ликвидация ИПБ;
- принятие окончательного решения о прекращении членства в ИПБ;
- определение процедуры избрания и утверждение количественно
го и персонального состава президентского совета.
Решения принимаются большинством голосов членов, присутствующих на Собрании, а по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Собрания - 2/3 голосов членов, присутствующих на Собрании. Решение о преобразовании или ликвидации ИПБ принимается единогласно.
В промежутках между собраниями высшим распорядительным органом ИПБ является президентский совет. Он избирается собранием из числа действительных членов ИПБ сроком на три года. Члены совета могут быть переизбраны неограниченное число раз. Количественный и персональный состав президентского совета определяется общим собранием членов ИПБ.
Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Процедура проведения заседаний Совета принимается на заседании совета простым большинством голосов от общего числа членов Совета.
К компетенции президентского совета относится:
- утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- создание филиалов и открытие представительств и назначения их
руководства;
- разработка и представление на утверждение Собрания стратегических программ и направлений деятельности ИПБ;
- принятие решения о размерах вступительных и членских взносов,
сроков и порядка их внесения;
утверждение "Положения о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров России", "Положения о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров".
Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ИПБ осуществляется аудитором, назначаемым по решению президентского совета ИПБ.
Годовой отчет и баланс ИПБ утверждается собранием только при наличии заключения аудитора.
Для регулирования бухгалтерского учета по отраслевому признаку в Институте организуются экспертные советы по бухгалтерскому учету. В настоящее время созданы следующие экспертные советы:
- по методологии бухгалтерского учета предприятий и организаций
черной металлургии;
- по методологии бухгалтерского учета некоммерческих организаций;
- по методологии бухгалтерского учета страховых организаций;
- по методологии бухгалтерского учета бюджетных организаций;
- по методологии бухгалтерского учета на предприятиях строительного комплекса;
- по оценке;
- по методологии автоматизации бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа и др.
Сейчас проводится работа по организации экспертных советов для регулирования бухгалтерского учета и в других отраслях народного хозяйства.
Поскольку знание бухгалтерского учета является основой ряда профессий: бухгалтер, аудитор, ревизор, контролер, налоговый консультант, финансовый менеджер и т.д., в Институте профессиональных бухгалтеров образованы следующие комитеты:
- Комитет по бухгалтерскому учету;
- Комитет по налогообложению;
- Комитет по аудиту;
- Комитет по финансовому менеджменту;
- Совет по профессиональному образованию.
Структура ИПБ России представлена на рис. 3.1.
Региональная система ИПБ России построена в соответствии с административно-территориальным делением России. В России на сегодняшний день 89 федеральных образований, из них 77 носят самостоятельный характер, а 11 входят в состав республик, краев и областей.
При участии ИПБ России на сегодняшний день создано 67 территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), что позволяет проводить большинство мероприятий непосредственно в местах проживания членов Института.
Основной задачей ТИПБ является консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению бухгалтерским учетом в своих регионах. В настоящее время, в связи с тем, что ряд ТИПБ обслуживает громадные территории, начался процесс образования в них филиалов (представительств), которым ТИПБ делигирует часть своих полномочий.
Совет по профессиональному образованию Президентский совет ИПБ России Комитет по вопросам членства и профессиональной этики Комитет по бухгалтерскому учету Комитет по налогообложению Комитет по аудиту Комитет по финансовому менеджменту Экспортные советы по бухгалтерскому учету Экспортные советы по налогообложению Экспертные совету по аудиту Экспертные советы по финансовому менеджменту Комиссия по аттестации и контролю Комиссия по апелляции Конфлик-тная комиссия Рабочие группы Рис. 3.1. Структура института профессиональных бухгалтеров России
3.2. Членство в Институте профессиональных бухгалтеров России
Членами ИПБ являются физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач ИПБ России и достижении его Уставных целей оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями и документами, позволяющими учитывать количество членов ИПБ России.
В ИПБ России предусмотрены следующие виды членства:
ассоциированные Члены ИПБ России:
претендент,
преподаватель,
бухгалтер-экономист коммерческой организации;
действительные Члены ИПБ России;
корпоративные Члены ИПБ России;
ассоциативные Члены ИПБ России;
почетные Члены ИПБ России.
Статус ассоциированного члена ИПБ России - претендента получают физические лица, желающие получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера в порядке и на условиях, определяемых "Положением об аттестации ассоциированных членов ИПБ России -претендентов".
Статус ассоциированного члена ИПБ России - преподавателя получают преподаватели, осуществляющие подготовку и повышение квалификации ассоциированных и действительных членов ИПБ России в порядке и на условиях, определяемых "Положением об аттестации Ассоциированных Членов ИПБ России - преподавателей".
Статус ассоциированного члена ИПБ России - бухгалтера-экономиста коммерческой организации получают ассоциированные члены ИПБ России, не набравшие при сдаче экзаменов на квалификационный аттестат профессионального бухгалтера минимальное количество баллов и не получившие ни по одному из разделов экзаменационного билета неудовлетворительную оценку, в порядке и на условиях, определяемых "Положением об аттестации ассоциированных членов ИПБ России - бухгалтеров-экономистов коммерческих организаций".
Статус действительного члена ИПБ России получают физические лица, имеющие квалификационный аттестат профессионального бухгалтера; квалификационный аттестат аудитора;
аттестат преподавателя Института профессиональных бухгалтеров России;
диплом доктора экономических или юридических наук, аттестат профессора по профильным специальностям.
Статус действительного члена ИПБ России получают преподаватели, имеющие аттестат преподавателя ИПБ России или диплом доктора экономических или юридических наук (аттестат профессора по профильным специальностям), ведущие занятия по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров или по программам повышения квалификации профессиональных бухгалтеров по дисциплинам: бухгалтерский учет, финансовый (экономический) анализ, налогообложение, хозяйственное право, финансовый менеджмент и другим профильным дисциплинам.
Статус корпоративного члена ИПБ России получают юридические лица:
организации, фирмы, предприятия, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита;
территориальные институты профессиональных бухгалтеров (далее -ТИПБ);
учебные заведения, готовящие специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита;
учебно-методические центры по подготовке профессиональных бухгалтеров (далее - УМЦ);
учредители ИПБ России.
Статус ассоциативного члена ИПБ России получают юридические лица, основная деятельность которых не связана с экономикой и финансами и которые выражают поддержку целям данной организации и (или) ее конкретным акциям.
Статус почетного члена ИПБ России присваивается членам ИПБ России, внесшим значительный вклад в достижение целей и решения задач ИПБ России. Решение о присвоении статуса почетного члена принимается президентским советом ИПБ России.
В целях объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов 17 ноября 1998 г. президентским советом ИПБ России было принято решение о приеме в члены Института аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, по их заявлениям. Аудиторы, ставшие членами Института, получают одинаковые права с членами ИПБ, имеющими аттестат профессионального бухгалтера, включая право подписи бухгалтерской отчетности.
Однако членство в ИПБ России не дает право аудитору получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера без дополнительного обучения. Для его получения аудитору необходимо пройти обучение по продвинутому курсу и сдать квалификационный экзамен на аттестат профессионального бухгалтера.
Аудиторы, как члены ИПБ России, могут принимать участие в работе комитетов, экспертных советов, рабочих групп, созданных при ИПБ.
Членство в ИПБ России не накладывает на его членов никаких ограничений в их основной и любой другой деятельности.
Юридические лица осуществляют членство в ИПБ России через своих полномочных представителей.
Члены ИПБ имеют право:
- участвовать в управлении делами ИПБ и его структурных подразделений;
- вносить предложения по совершенствованию законодательства и
нормативной базы в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и других вопросов, связанных с деятельностью ИПБ;
- участвовать в разработке документов, определяющих основные
направления деятельности ИПБ;
- участвовать на льготных условиях в мероприятиях, проводимых
ИПБ, в частности, в конкурсах, семинарах, конференциях, симпозиумах,
съездах и т.д.;
<< Пред. стр. 1 (из 5) След. >>