<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
- непосредственно обращаться в ИПБ за содействием и помощью вцелях защиты профессиональных интересов;
- пользоваться консультационными, информационными и иными
услугами ИПБ на льготной основе;
- вносить замечания и предложения по улучшению работы ИПБ и
его органов;
- пользоваться всесторонней поддержкой ИПБ при рассмотрении
вопросов, затрагивающих интересы членов ИПБ в органах государственной власти и управления;
- получать информацию о деятельности ИПБ;
- использовать символику ИПБ на условиях и в порядке, определяемом президентским советом ИПБ и в соответствии с действующим законодательством;
- пользоваться в первоочередном порядке организационно-методической помощью в подготовке и переподготовке кадров профессиональных
бухгалтеров;
- публиковать в изданиях ИПБ работы, выполненные по поручению
ИПБ или получившие одобрение президентского совета;
- обращаться за содействием и получать рекомендации ИПБ для
трудоустройства и т.д.
Члены ИПБ добровольно принимают на себя обязанности:
- соблюдать положения устава ИПБ, кодекса этики профессионального бухгалтера;
- надлежаще исполнять принятые на себя обязательства по отношению к ИПБ;
- всемерно способствовать решению задач, стоящих перед ИПБ;
- выполнять решения руководящих органов;
- активно участвовать в работе ИПБ по развитию и совершенствованию бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
- ежегодно повышать профессиональную квалификацию;
- своевременно уплачивать членские взносы;
- соблюдать интересы ИПБ;
- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности
ИПБ;
- если член ИПБ в силу своего статуса, используя права Членов ИПБ,
нанес моральный или материальный ущерб организации, он обязан возместить причиненные убытки в полном объеме, в установленном Законом порядке.
3.3. Роль и место ИПБ России в деле реформирования бухгалтерского учета
Формирование в Российской Федерации Института профессиональных бухгалтеров явилось следствием осуществления реформы бухгалтерского учета в стране. С момента своего образования ИПБ активно включился в процесс реформирования учета, так как одно из основных целей его создания является разработка новой методологии и методики учета в стране. Являясь добровольным союзом квалифицированных (аттестованных) профессиональных бухгалтеров ИПБ России призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы и методы организации учета.
Учитывая уставные цели деятельности ИПБ России, его президент был введен в состав Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК), образованной Правительством РФ в 1998 г. Основной задачей МВК является разработка и контроль выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности, в указанной Программе также предусмотрено создание новой, отвечающей современным реалиям, системы регулирования бухгалтерского учета в стране, а также организация системы переподготовки бухгалтерского персонала в соответствии с разработанными правилами бухгалтерского учета.
Для решения конкретных задач, в частности для рассмотрения и определения степени готовности правил (стандартов) бухгалтерского учета, при МВК создана рабочая группа, которая состоит из представителей департаментов министерств и ведомств, пользователей финансовой отчетности и ведущих специалистов страны.
Таким образом, интересы всех пользователей финансовой отчетности учитываются еще на стадии разработки правил (стандартов) бухгалтерского учета.
С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих документов в основном из действительных членов ИПБ России на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты по методологии бухгалтерского учета.
Сначала проекты нормативных документов проходят обсуждение в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа.
Затем большинство из разработанных документов проходят экспертизу в рабочей комиссии МВК по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы с ними.
Можно сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета, которая органично сочетает работу общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
Аналогично строится работа и по созданию ряда отраслевых нормативных документов. Например, для Федеральной дорожной службы подготовлены методические рекомендации по отраслевым особенностям ведения хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях дорожной сферы.
В настоящее время Минфин России рассматривает возможность не только привлечения специалистов ИПБ к участию в разработке отдельных документов в области бухгалтерского учета и аудита, но и постепенную передачу ИПБ России ряда функций регулирования учета в стране.
Так, 26.03.01 Минфин РФ направил Правительству предложения о мерах по реализации в 2001 - 2005 г. Программы реформирования бухгалтерского учета. В них содержится ряд мероприятий, возложенных на ИПБ России, например:
- разработка и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов (совместно с МФ РФ) в период 2001- 2004 гг.;
- разработка квалификационных требований к специалистам организаций, применяющих МСФО при подготовке сквозной отчетности (совместно с МФ РФ, ФКЦБ России и Банком России) до 01.01.03 г.;
- обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит (совместно с МФ РФ и Банком
России) до 01.01.05;
- осуществление контроля за соблюдением норм профессионала
ной этики.
Следует подчеркнуть тот факт, что именно ИПБ России, в соответствии с вышеназванным документом, Правительством РФ поручено завершить процесс аттестации главных бухгалтеров организаций, попадающих под обязательный аудит. Это является признанием со стороны Правительства РФ и Минфина РФ заслуг ИПБ в подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Можно отметить, что в настоящее время ИПБ России играет главенствующую роль в этом процессе. Институтом профессиональных бухгалтеров:
- создана и постоянно обновляется программа обучения главных
бухгалтеров;
- разработана и активно действует система аттестации главных бухгалтеров на получение аттестата на звание "Профессиональный бухгалтер", позволяющего ему вступить в действительные члены ИПБ России и
ТИПЕ;
- вовлечены в процесс обучения бухгалтеров практически все ведущие экономические ВУЗы страны;
- создана система постоянного ежегодного повышения квалификации действительных членов ИПБ России и ТИПЕ для продления ими аттестата профессионального бухгалтера.
Одной из важнейших задач функционирования ИПБ является создание системы информационного обеспечения деятельности бухгалтеров.
Под системой информационного обеспечения бухгалтеров понимается информирование их о тех нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только нормативные документы бухгалтерского учета (стандарты, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы. Сюда также входит толкование (разъяснение) тех проблем, которые могут возникать на предприятии.
Сейчас нишу по информированию предприятий о нормативных документах заняли различные экономические издания: газеты - "Российская газета", "Финансовая газета", "Экономика и жизнь" и др.; журналы - "Бухгалтерский учет", "Аудиторские ведомости" и множество других. Большую роль в доведении информации до предприятий играют справочно-информационные системы "Гарант", "Консультант Плюс" и т.п.
Единая же система толкования документов (ответы на многочисленные вопросы, возникающие на предприятии), а также контроль за их правильным исполнением вообще отсутствуют. ИПБ России вместе с территориальными институтами профессиональных бухгалтеров начал создание такой системы. Основой этой системы являются экспертные советы, в которые включаются специалисты - члены ИПБ России или ТИПЕ, владеющие теми или иными вопросами, а также чиновники, от которых зависит решение поставленных вопросов (финансовые, налоговые органы).
Основная задача таких экспертных советов - прийти к консенсусу и найти решение проблемы, не доводя ее до арбитражного процесса. Практика решения вопросов с помощью таких экспертных советов показывает ее эффективность, особенно при решении сложных и конфликтных ситуаций.
Создана и развивается система ответов на вопросы, которые законодательно проработаны. Здесь основная задача со стоит в том, чтобы достичь признания ответов, предоставляемых от имени ИПБ России, органами власти. Такое признание вполне возможно, но это потребует как значительных усилий самого сообщества бухгалтеров, объединенных в ИПБ России, и территориальные институты профессиональных бухгалтеров, так и решения государственных органов о передаче части своих полномочий общественной организации.
На ближайшую перспективу ИПБ России в области информационно-технического обеспечения планирует:
- создание и внедрение систем оперативного размножения информации для членов ИПБ;
- развитие информационных связей и создание единой корпоративной сети;
- создание технической площадки ISP (Интернет-сервис провайдер),
основной целью которой является предоставление членам ИПБ России бес
платного доступа к информационным ресурсам и др.
Основные направления работы ИПБ России на ближайший период приведены в Приложении X.
Таким образом, роль ИПБ России в реформировании учета в стране нельзя недооценивать. За пять лет своего существования Институт не только пополнил ряды своих членов (более 130 тыс. человек), но и превратился в мощную профессиональную организацию, претендующую на активное участие в регулировании бухгалтерского учета в стране.
3.4. Профессиональные организации аудиторов
Существует целый ряд национальных профессиональных организаций аудиторов. Рассмотрим основные из них.
Национальная Федерация консультантов и аудиторов
В марте 2000 г. на конференции российских аудиторов, посвященной обсуждению принятого в первом чтении Проекта ФЗ "Об аудиторской деятельности" было принято решение о создании Национальной федерации консультантов и аудиторов в форме некоммерческого партнерства для решения следующих целей:
- консолидация усилий аудиторов по вопросам создания правовой
базы регулирования аудиторской деятельности в России путем ведения конструктивного диалога с органами государственного управления по поводу
содержательной части проекта рассматриваемого закона, содержащего от
дельные положения, противоречащие Конституции, действующему российскому законодательству и мировой практике регулирования аудита;
- внедрение международных стандартов аудита в профессиональную деятельность;
- создание методологических основ систем внутреннего контроля
качества;
- представление и защита интересов членов Федерации при осуществлении ими профессиональной деятельности;
- организация взаимодействия и поддержки деятельности профессиональных объединений консультантов и аудиторов.
Предметом деятельности Федерации являются:
- проведение конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий для обмена мнениями по актуальным вопросам развития аудиторско-консультационной деятельности;
- участие в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих
аудиторскую и консультационную деятельность;
- организация взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся
профессиональной деятельности Федерации;
- содействие внедрению в организациях - членах Федерации профессиональных стандартов, включая нормы профессиональной этики;
- взаимодействие с организациями, представляющими деловое сообщество, нацеленное на развитие рыночных отношений;
- содействие развитию международного профессионального сотрудничества, установлению деловых связей в области аудита и консультирования, обмену профессиональной информацией;
- участие в разработке и осуществлении проектов, направленных на
достижение целей Федерации;
- осуществление благотворительной деятельности в соответствии с
действующим законодательством;
- осуществление иных мероприятий, если они направлены на реализацию целей Федерации.
Членами Федерации могут быть юридические лица, осуществляющие в качестве одного из видов деятельности аудиторскую и (или) консультационную деятельность, признающие устав Федерации, принятые в члены Федерации в порядке, определенном в уставе и подчиняющиеся правилам Устава.
На данный момент численность федерации составляет 350 аудиторских и консультационных компаний из 60 регионов России.
Основной источник финансирования деятельности НФКА составляют членские взносы, что является одним из важных критериев оценки деятельности профессионального объединения.
В соответствии со ст. 6.2 Устава высшим органом управления НФКА является общее собрание членов Федерации, собираемое не реже одного раза в год. Для участия в общем собрании каждая организация - член Федерации направляет своего полномочного представителя. Существует также Совет НФКА, в который входят избранные общим собранием управляющие территориальными округами, Председатели профессиональных Комитетов, Заместители Председателя Совета, Председатель Совета.
Главные направления Деятельности НФКА были определены общими собраниями НФКА 21.04.2000 и 07.06.01:
Работа над проектом ФЗ "Об аудиторской деятельности" (была организована созданной совместной Рабочей Группе НФКА и РКА);
Организация работы профессиональных комитетов по выбранным направлениям. Единство целей и задач НФКА и РКА обусловило создание объединенных комитетов по налогам; профессиональной этике, спорам и апелляциям, по профессиональным стандартам и образованию.
Объединенный комитет по методологии бухгалтерского учета.
Объединенный комитет НФКА и РКА по налогам.
Комитет по правовым вопросам.
Объединенный комитет НФКА и РКА по профессиональной этике, спорам и апелляциям.
Объединенный комитет НФКА и РКА по аудиторским стандартам профессиональной деятельности.
Объединенный комитет по профессиональному образованию.
Комитет по международным связям.
Комитет по банковскому аудиту.
Комитет по страховому аудиту.
Комитет по управленческому консультированию.
Деятельность НФКА организуется в рамках указанных комитетов. Деятельность комитетов организуют назначенные Советом Председатели Комитетов. Учитывая масштабы территории России, различную "плотность" представительства аудиторов, а также возможную региональную специфику аудиторских и консультационных фирм, организованы соответствующие направления деятельности в комиссиях территориальных округов.
Создание организационной структуры НФКА в регионах.
В соответствии с п. 6.23 Устава Федерации организует свою деятельность в семи территориальных округах России, в соответствии с административным территориальным делением Российской Федерации, введенным Президентом России В.В.Путиным.
Организация сотрудничества НФКА: в истекшем периоде сотрудничество с Российской коллегией аудиторов от 31.08.2000 и с международной региональной федерацией бухгалтеров и аудиторов "Евразия".
Российская коллегия аудиторов (РКА)
Общественная организация "Российская коллегия аудиторов" (РКА) является общественной, профессиональной, добровольной организацией граждан, занимающихся аудиторской и (или) иной, связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов.
Коллегия призвана содействовать развитию и совершенствованию аудита в Российской Федерации, укреплению международных связей российских аудиторов, повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии. РКА была создана в июне 1992 г., как некоммерческая организация. Сейчас в ее составе более 900 аттестованных аудиторов из 54 регионов России.
Основными целями и задачами Коллегии являются:
- защита и представление законных интересов членов Коллегии в государственных и общественных организациях, содействие в профессиональной подготовке и оказание всесторонней поддержки членами Коллегии;
- содействие разработке основных принципов организации аудита на территории Российской Федерации, рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности;
- координация деятельности членов Коллегии.
В соответствии со своими целями и задачами Коллегии осуществляет следующие виды деятельности:
- организует и осуществляет изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности; содействует распространению знаний членов Коллегии;
- содействует организации научно-исследовательских работ, привлекая к участию в них специалистов в области аудита;
- создает различные комиссии и группы из числа Коллегии для разработки отдельных вопросов аудиторской деятельности;
- осуществляет информационно-издательскую и методическую деятельность, принимает участие в создании учебно-методических пособий
по вопросам аудита;
- участвует в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки аудиторов в Российской Федерации на основе обязательных
квалификационных требований и программ обучения;
- осуществляет консультирование членов Коллегии по вопросам повышения уровня исполнения профессиональных обязанностей;
- осуществляет консультирование по вопросам страхования профессиональных рисков аудиторов - членов Коллегии;
- участвует в создании системы правового регулирования аудиторской деятельности на территории Российской Федерации;
- организует стажировки в отечественных и зарубежных фирмах;
- создает и ведет банк деловой информации по предмету деятельности Коллегии;
- разрабатывает аудиторские стандарты на базе международных аудиторских стандартов, организует работу по их актуализации и применению
членами Коллегии;
- организует проведение конференций и семинаров по проблемам
аудита и аудиторской деятельности;
- устанавливает и развивает связи с зарубежными аудиторскими фирмами, участвует в работе международных организаций;
- содействует внедрению новой информационной техники в аудиторскую практику;
- разрабатывает и утверждает нормы профессиональной этики аудиторов - членов Коллегии;
- осуществляет контроль за соблюдением кодекса профессиональной этики аудиторами - членами Коллегии и клиентами, если для этого не
установлен иной порядок;
- в порядке, определяемом законодательством, осуществляет предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и задач
Коллегии, создает в этих целях коммерческие организации, обладающие
правами юридического лица, а также приобретает имущество для осуществления подобной предпринимательской деятельности.
Российская коллегия аудиторов имеет собственные стандарты профессиональной деятельности, разработанные в соответствии с международными стандартами аудита и прошедшими экспертную оценку в Институте аудиторов Германии. Стандарты аудита РКА рекомендованы Рабочей группой по аудиту СНГ в своих странах. Изданы отдельной книгой в июне 2000г.
Существует также кодекс этики, принятый на двенадцатом заседании Совета РКА 26.07.96.
Российская коллегия аудиторов принимает участие в органах государственного регулирования аудиторской деятельности - ЦАЛАК Центробанка РФ, Консультативный Совет при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, и т. д.
Участие в Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов "Евразия" (СНГ) и существующие позиции:
- членство в Совете;
- руководство Комитетом по вопросам членства и профессиональных этики;
- руководство Комитетом по стандартам аудита.
Члены Российской коллегии аудиторов: физические лица - аттестованные аудиторы, общественные объединения финансовых лиц. Членами Коллегии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, занимающиеся аудиторской деятельностью, разделяющие цели и задачи Коллегии, способствующие становлению, развитию и совершенствованию института аудита в Российской Федерации, признающие Устав Коллегии, активно участвующие в деятельности Коллегии и уплачивающие членские взносы. Решение о приеме в члены Коллегии принимается Советом Коллегии на его заседании на основании личного заявления вступающего.
Съезд является высшим руководящим органом Коллегии. Съезд созывается не реже одного раза в три года. Члены Коллегии письменно извещаются о созыве Съезда и необходимости выдвижения делегатов не позднее, чем за один месяц до дня его проведения. Для общего руководства деятельностью Коллегии, а также наблюдения и контроля за работой.
Исполнительной дирекцией в период между Съездами избирается Совет. Совет избирается из числа членов Коллегии. Совет избирается Съездом сроком на три года. Из числа членов Совета избираются председатель, заместители председателя и президент Коллегии.
Исполнительная дирекция является исполнительным и распорядительным органом Коллегии, осуществляющим всю оперативную деятельность, включая организационную, договорно-правовую и рекламную, направленную на выполнение главных задач Коллегии, решений съездов Совета.
Контрольным органом Коллегии является ревизионная комиссия.
РКА является членом Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов с июня 1999 г. и ассоциированным членом в Международной Федерации бухгалтеров с июня 2000 г.
Институт профессиональных аудиторов
Институт является саморегулируемой организацией и учрежден для содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Института, а также достижения следующих основных целей Института:
- осуществление саморегулирования и контроля профессиональной деятельности членов института;
- представление и защита прав и законных интересов членов Института;
- оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.
Институт действует на основе следующих принципов:
- добровольное участие в Институте и выход из Института его членов;
- равенство всех членов Института;
- принятие решений органами Института с учетом интересов всех
членов Института;
- саморегулирование;
- внутренний контроль;
- осуществление членами Института профессиональной деятельности в соответствии с принятыми Институтом правилами (стандартами) и
иными формами регулирования профессиональной деятельности членов
Института;
- соблюдение членами Института установленных Институтом этических норм;
- создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности членов Института.
Предметом деятельности Института является:
- разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной этики членов Института, иных форм (норм)
регулирования профессиональной деятельности членов Института, контрольных процедур, осуществление контроля за их соблюдением;
-применение мер воздействия к членам Института - нарушителям правил (стандартов) и иных норм регулирования профессиональной деятельности членов Института, а также к членам Института, отказавшимся или препятствовавшим осуществлению Институтом контрольных процедур в соответствии с внутренними документами Института;
- консолидация мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации профессиональной деятельности;
- представление позиции и защита интересов членов Института в
законодательных и исполнительных органах власти;
- развитие рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных
услуг в Российской Федерации;
- проведение мероприятий по связи с общественностью, направленных на повышение престижа бухгалтерской профессии и аудиторской
деятельности как вида бизнеса;
- предоставление информации о членах института всем заинтересованным лицам, за исключением сведений, являющихся коммерческой тайной, в
случаях и порядке, предусмотренном внутренними документами Института;
- установление контактов и делового партнерства в отношениях между
членами Института, руководителями и специалистами входящих с Институт организаций;
- содействие развитию международного сотрудничества, установлению деловых связей с зарубежными аудиторами и бухгалтерами, их профессиональными объединениями;
- участие в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов, касающихся вопросов аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Аудиторская палата России
Аудиторская палата России начала свою деятельность в 1995 г. и в период с 1995 по 2000 г. функционировала как ассоциация, в рядах которой в соответствии с действующим законодательством состояли только профессиональные аудиторские объединения и высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой, повышением квалификации и аттестацией аудиторов.
За это время Палата принимала участие в работе ЦАЛАК Минфина России, ЦАЛАК Банка России, консультационного совета при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, способствовала становлению и развитию системы аттестации аудиторов и лицензирования аудиторов и аудиторских фирм, разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Специалистами - членами палаты разработан и используется Кодекс профессиональной этики аудиторов.
Однако практика работы за последние три года показала, что реализация Палатой решений, принимаемых на общероссийских конференциях, сталкивается с серьезными трудностями по ряду причин, к важнейшим из которых относятся:
- невозможность в силу правового статуса ассоциации принимать в
ряды ее членов аудиторские фирмы и аудиторов;
- отсутствие в регионах структурных подразделений Аудиторской
палаты России;
- недостаточный уровень взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти и управления.
Поэтому в Москве было проведено общее собрание членов ассоциации "Аудиторская палата России", которое приняло решение о ее ликвидации и признания профессионального объединения аудиторов в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства.
Аудиторская палата России в течение 2000 г. осуществляет деятельность в форме некоммерческого партнерства (НПАПР). С момента создания Палаты е численность возросла более чем на три четверти. Члены Палаты зарегистрированы в 54 субъектах Российской Федерации, оказывают аудиторские услуги предприятиям и организациям практически на всей территории России. В составе Палаты - 19 региональных профессиональных аудиторских объединений (таких как Московская аудиторская палата, Аудиторская палата Санкт-Петербурга, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество", Кубанская палата аудиторов и др.), 14 крупных вузов занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации аудиторов; аудиторские фирмы и аудиторы, работающие без образования юридического лица; консультационные и оценочные фирмы.
Выполняя требования устава НП АПР работает в направлении совершенствования своей инфраструктуры. Создаются ее региональные представительства, являющиеся обособленными структурными подразделениями Палаты. Эти представительства могут выполнять следующие функции.
1. Планирование и организация выполнения мероприятий, направленных на развитие в регионе независимого аудита, повышение его качества, нарост престижа аудиторской профессии.
2. Представление интересов Палаты в региональных государственных, общественных и иных органах.
3. Привлечение в ряды Палаты новых членов.
4. Изучение, анализ обобщение и распространение положительного
опыта работы аудиторов и аудиторских организаций.
5. Оказание организационной консультативной помощи членам Пала
ты в получении ими квалификационных аттестатов и лицензий, в повышении квалификации, расширении рынка выполняемых аудиторских услуг.
6. Проведение в регионе семинаров и консультаций с привлечением
руководителей и специалистов министерств, ведомств по актуальным
вопросам аудиторской деятельности.
7. Организация письменных разъяснений специалистов министерств,
ведомств и соответствующих учреждений по запросам членов Палаты.
8. Информирование аудиторов и аудиторских организаций о работе
Палаты.
9. Оказание аудиторам помощи в трудоустройстве.
10. Выполнение других функций, не противоречащих уставу Палаты.
Большое внимание НП АПР уделяет работе с законодательными и исполнительными органами государственной власти. Например, для Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом по законодательству Аудиторской палаты России был проведен юридический анализ всех представленных поправок к проекту федерального закона "Об аудиторской деятельности". Юристы Палаты принимают активное участие в работе соответствующего Экспертного совета.
С Минимуществом России взаимодействие Палаты идет по двум направлениям. Первое связано с проведением среди аудиторских фирм открытых конкурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 г. № 81 "Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий". Второе - с тем, что Правительство Российской Федерации возложило на Минимущество России обязанности по лицензированию оценочной деятельности в Российской Федерации. Доля этого вида работ в объемах реализуемых аудиторскими фирмами услуг весьма значительна.
НП АПР поддерживает тесные контакты с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. В настоящее время подготовлен проект соглашения между Палатой и ФСФО России, предметом которого является оказание этой службе помощи при изучении ею финансового состояния и устойчивости предприятий, в подготовке предложений по их финансовому оздоровлению и реструктуризации.
Исполнительные органы Палаты - Информационно-консультативный центр, а также профильные комитеты - оказывают своим членам организационную, консультативную и методическую помощь. Сейчас действует семь профильных комитетов: Комитет по законодательству; Комитет по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов; Комитет по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности; Комитет по стандартизации и методологии оценочной деятельности в аудите; Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию; Комитет по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах и Комитет по профессиональной этике.
Свою работу профильные комитеты строят в соответствии с Основными направлениями деятельности Аудиторской палаты России на 2001 г., утвержденными Советом Палаты 21 декабря 2000 г.
Работа Комитета по законодательству ориентирована на выработку совместно с членами Палаты поправок и предложений к проекту федерального закона "Об аудиторской деятельности", участие в обсуждении их на заседании Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В результате совместных усилий проект федерального закона был подготовлен ко второму чтению в Госдуме Российской Федерации.
Комитет по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов по просьбе Минимущества России сформировал и возглавил рабочую группу контроля за качеством аудиторских отчетов и аудиторских заключений по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральных государственных унитарных предприятий. В настоящее время группа осуществляет оценку качества аудиторских заключений по отчетности этих предприятий за 1999 г.
Комитетом по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности содействует своевременному обеспечению текстами свежих нормативных документов, выпущенных в этой сфере, членов Палаты.
Комитет по стандартизации и методологии рыночной деятельности в аудите разработал соответствующую 40-часовую программу по повышению квалификации аудиторов, которая передана для утверждения в ЦАЛАК Минфина России.
Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию проводит работу по организации Института повышения квалификации Аудиторской палаты России.
Комитет по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах поддерживает с ними систематические контакты, организует своевременное обеспечение актуальной информацией, а также проведение консультаций. Комитетом разработано Типовое положение о региональном представительстве некоммерческого партнерства "Аудиторская палата России".
Комитет по профессиональной этике представил на рассмотрение правления Палаты кодекс профессиональной этики аудиторов, рекомендованных для практического использования.
Учитывая неплохую основу для динамичного развития Палаты, правление сочло возможным наметить в качестве перспективы перечень целевых программ по развитию Палаты в 2002г., в который вошли, в частности, программы:
создания единой системы информационного обеспечения АПР, включающей консультационно-информационный центр;
развитие региональной структуры АПР, в том числе формирование региональных представительств Палаты и новых региональных профессиональных объединений аудиторов;
повышение квалификации членов АПР, включая организацию института повышения квалификации АПР;
разработки базы внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок, а также учреждения при АПР библиотеки внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.
На повышение качества аудиторских проверок будет направлена деятельность создаваемого в настоящее время консультационного центра Аудиторской палаты России. Предполагается, что он будет функционировать на основе широкой информационно-правовой, организационно-методической базы в контакте с работниками Минфина России, МНС России, Минимущества России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Предполагается, что консультационный центр будет:
- проводить сравнительный анализ и давать толкование действующего законодательства;
- принимать участие в судебных и административных разбирательствах в связи с деятельностью юридических лиц;
- осуществлять правовую экспертизу документов предприятий и
организаций;
- проводить юридические консультации и оказывать правовую поддержку в решении прикладных задач в сферах аудита, налогообложения,
бухгалтерского учета предприятий и организаций;
- оказывать иные услуги, связанные с применением действующего законодательства.
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения Законом "Об аудиторской деятельности" вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг. Здесь использован положительный зарубежный опыт (в частности шведский) во взаимоотношениях с профессиональными аудиторскими объединениями.
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики. Осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившего аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.
Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
- разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
- проводить проверки качества работы аудиторских организаций
или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
- по итогам проведения проверок применять меры воздействия к
виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с
мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;
- ходатайствовать перед федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
- обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложения
ми по регулированию аудиторской деятельности;
- содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
- разрабатывать и издавать литературу и периодические издания
по аудиту и сопутствующим ему услугам;
- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
- осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
В настоящее время аккредитовано 7 профессиональных аудиторских объединений, в их состав вошел и Институт профессиональных бухгалтеров России.
3.5. Международные бухгалтерские профессиональные организации
Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting Standards Committee - IASC) был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.
По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окружающих социально-экономических факторов. Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компаний, но, прежде всего, они могут быть распространены на деятельность МНК.
К настоящему времени IASC издал более 40 международных учетных стандартов. Среди них: сегментированное представление финансовой информации (стандарт № 14), информация для отражения влияния изменения цен (стандарт № 15), учет влияния изменения валютных курсов (стандарт № 21), консолидированная финансовая отчетность и учет инвестирования в дочерние компании (стандарт № 27), финансовая отчетность в гиперинфляционной среде (стандарт № 29).
IASC был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран.
Работой IASC руководит совет, состоящий из представителей 13 стран, включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным. Заседания совета проводятся несколько раз в году и в различных странах, чтобы обеспечить разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам.
Стандарты IASC носят рекомендательный характер. Тем не менее, поддержка деятельности IASC и признание его стандартов расширяются.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно бухгалтерской профессии. Членами IFAC являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.
Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (International Auditing Practices Committee - IFPC) издает специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени распространено уже несколько выпусков guidelines: № 1 - цели и задачи аудирования; № 6 - анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 - информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 - подготовка аудиторского отчета; № 25 - риск и оценка надежности результатов аудирования.
Работа другого комитета - Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee)-направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти комитета также периодически публикуют guidelines по вопросам, входящим в сферу их компетенции.
Организация Объединенных Наций (ООН) также проявляет определенный интерес к проблемам учета и отчетности. Причина кроется в расширяющемся влиянии МНК на мировую экономику. В 1982 г. группа экспертов ООН выпустила новую редакцию guidelines (впервые вышли в свет в 1977г.), в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК.
В частности, предлагается в годовой отчет включать следующие документы: отчет о финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки, сведения об инвестициях в основные фонды и др. Одной из задач, стоящих перед экспертами ООН, является выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК такой информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать более полное представление о деятельности этих корпораций на их территориях.
Проблемами стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (Intergovernmental Working group of Experts on Internationa] Standards of Accounting and Reporting - ISAR).
Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD) объединяет правительства 24 стран, включая большинство индустриально развитых государств: Австралию, Австрию, Бельгию, Канаду, Данию, Финляндию, Францию, ФРГ, Грецию, Исландию, Ирландию, Италию, Японию, Люксембург, Голландию, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Испанию, Швецию, Швейцарию, Турцию, Великобританию и США. Ее цель - способствовать экономическому развитию стран -членов организации путем оказания консультационной помощи по широкому спектру проблем, таких, как, например, проблема упорядочения валютных курсов.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Европейское экономическое сообщество (European (Economic) Committee - ЕС), известное также как Европейский общий рынок, было создано в 1957 г. В него входят 12 стран: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Великобритания, Испания и Португалия. Главными задачами при создании ЕС было обеспечение: а) свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; б) единых таможенных правил; в) гармонизации права.
Для поощрения финансовой деятельности и активизации усилий по накоплению капитала эксперты ЕС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности. В рамках этой программы ЕС опубликовало ряд директив (directive), представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны-участницы должны интегрировать в системы своих национальных законов.
Африканский совет по бухгалтерскому учету (African Accounting Council) был основан в 1979 г. с целью унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.
Ассоциация бухгалтеров стран Америки (Associacion Interamericana de Contabilidad) объединяет бухгалтерские организации 21 страны американского континента. Сфера интересов ассоциации в основном ограничивается проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые 2-3 года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.
Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН Federation of Accountants) объединяет бухгалтерские организации пяти стран - членов блока: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Кроме решения основной задачи - повышения статуса бухгалтерской профессии - федерация рассматривает вопросы согласования национальных методик учета.
Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов (Confederation of Asian and Pacific Accountants) объединяет представителей более 20 стран. Ее текущая цель - координация развития учетной профессии в регионе. В будущем конфедерация планирует заняться проблемой гармонизации учета.
Федерация европейских бухгалтеров (Federation des Expert Comptables Europeens) является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций, одна из которых представляла интересы стран Общего рынка, а вторая - интересы других европейских стран. Федерация сохранила и развила европейские традиции проведения научно-исследовательской работы, организации конференций и семинаров, выпуска печатной продукции по проблемам учета. Так, в 1989 г. федерация опубликовала подробный отчет, посвященный сравнительному анализу четвертой директивы ЕС и международных стандартов, разработанных IASC.