<< Пред.           стр. 11 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 возникает впечатление, что болезнь и инвалидность можно предотвратить,
 в гендиагностике пропагандируется понятие "здоровый" в смысле геннетической нормы и насаждается ответственность за здоровье потомства,
 при всё новых открытиях в области генома водораздел между качеством, несущим болезнь и качеством, определяющим норму становится всё более искусственным,
 при прерывании беременности по критериям гендиагностики обычное понятие заболеваня ставится под сомнение, оно связывается с субъективными страданиями пациента; кроме таких, как например, синдром Дауна,
 понимание болезни и здоровья обществом ориентировано в первую очередь на трудоспособность и является скорее инструментом отторжения, чем интеграции.
  ?
 ?
 
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ? стирается понятие болезни,
 заболевание становится индивидуальной, генетически обусловленной судьбой человека, с которой он должен справляться в одиночку,
 с распространением гендиагностики ориентация инвалидов на активное преодоление недуга и участие в жизни общества потеряет свой смысл и станет как жизненная позиция непонятной,
 высокая ценность здоровья в сочетании с представлением о возможности его сделать приведёт к евгенике "качества жизни", что изменит определение социума - как формирующего образ и естественные целевые установки человека,
 вероятно, будет определена стандартная "норма", которую все будут стремиться достигнуть; и тогда будет открыт путь к евгенике и селекции человека.
 Следующие положения призваны противодействовать угрозе редукционистского сужения вышеописанных понятий:
 -
 
 -
 
 
 
 -
 
 
 
 -
  болезнь и здоровье не могут устанавливаться по статистическим или якобы объективным медицинским критериям,
 в понятие болезни может войти особая группа недостатков рождения - карликовость, низкий коэффициент интеллекта, склонность к депрессиям, а также "особенности индивидуума в рамках нормального человеческого развития", что сейчас заболеваниями не считается,
 нельзя считать всего лишь отклонение от генетической нормы заболеванием или наследственной ущербностью в медицинском смысле: " Любое произвольно определяемое отклонение от нормы не может служить критерием наполнения понятия "болезнь",
 жизнь человека неразрывно связана с многообразием проявлений, отклонениями от нормы и болезнями,
 
 
 
 
 - естествознание может всего лишь констатировать, а не безошибочно определять, где здоровье, а где болезнь.
 Д. Изменение рамочных условий врачебных действий.
 
 В рамках применения ПД со стороны врачей могут возникнуть опасения, что Риск ПД существует также и там, где имеется угроза автономии пациента, это происходит, если ?
 
 
 
 
 
 
 ?
  зависимость направленности врачебных действий от анализов при предполагаемом увеличении спроса на тесты может повлечь за собой возникновение сети лабораторий, а медицинским консультированием уже невозможно будет охватить всех,
 цели врачебных действий сместятся от помощи и лечения к обеспечению всеобщего благоприятного социального и психического климата, от концепции лечащего врача к оказанию сервисного обслуживания для исполнения общего желания получить наиболее совершенное потомство.
  ?
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 ? зависимость от показателей теста может ограничить свободу принятия решения использовать диагностику, так как тем самым определённое решение уже как бы известно заранее,
 ПД приведёт к вынужденному принятию решения и нарушению права на знание и незнание; принцип доброй воли будет вытеснен социальным давлением,
 появится возможность злоупотребления полученными данными.
 
 Е. Основное положение этики: принцип уважения достоинства человека.
 
 Как и при обсуждении возможностей исследования эмбриона, автаназии и применения гумангенетики в связи с ПД возникают опасения, что Относительно вышесказанного можно выдвинуть следующие возражения: ?
 
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 ?
 
 
 
 ?
 
 
 
 ?
  человек - это не существо, которым можно манипулировать в зависимости от его генетического устройства, а существо, генетическое устройство которого следует уважать в купе с правом на физическую уникальность,
 достоинство человека - это кроме прочего его генетическая идентичность и интегрированность, случайность зачатия, индивидуальность, несовершенство,
 достоинство человека - это его подобие образу божьему и прежде всего то, что бог принимает любую даже ещё неродившуюся и нездоровую жизнь,
 достоинство человека в огромной мере основывается на его способности родиться, развиваться естественным путём среди других людей,
 его независимость и самоценность в том, что он является случайным продуктом природы.
  ?
 
 
 ?
 
 ? самоценность жизни больше не будет считаться абсолютом, а будет зависеть от размера "генетических дефектов",
 сущность человека будет сведена к генетическому фонду,
 разум человека как социального существа в силу возможности генетического диагностирования расстройств его повседневного функционирования будет рассматриваться как механическая работа совокупности молекул.
 
 
 
 
 Отсюда - недопустимо любое вмешательство, которое нарушает принцип уважения достоинства человека и препятствует его человеческому развитию.
 
 
 
 
 4) Выводы: плюсы и минусы пренатальной диагностики (ПД)
 
 Обобщая всё выше сказанное, следует констатировать, что применение гумангенетики в рамках ПД оценивается общественностью в принципе положительно. Обоснованием этого служат следующие положения:
 
  Основания для положительной оценки ПД:
 
 
 
 
  1.
 
 
 2.
 
 
 3.
 
 
 4. снятие чувства страха и неуверенности в тех семьях, где имеется риск рождения больного ребёнка, и предотвращение избавления от здорового ребёнка;
 увеличение возможности охраны жизни и здоровья с помощью целевой пренатальной и постнатальной терапии насколько это сегодня возможно;
 возможность избежать больного потомства путём отказа от беременности и снижение частоты генетически обусловленных аномалий;
 (поскольку прерывание беременности - вопрос этики) возможность избежать угрызений совести родителей из-за ПБ, причем "спокойная совесть" может означать отсутствие этих переживаний как для родителей, так и для детей.
 
 Наряду с плюсами, которые открывает применение методик ПД, актуализируются, хотя и с различной интенсивностью, связанные с этим риск, опасности и этические проблемы. Относительно этики проблематичным видится:
 
 
 
 
 Следующие проблемы ПД имеют под собой серьезные основания:
  1.
 
 2.
 
 3.
 
 4.
 
 5.
 
 6. опасность генетического детерминизма или генетического редукционизма со стороны того, кто нуждается в консультации,
 дискриминация и неприятие обществом личности с заболеваниями, обусловленными генетическими отклонениями,
 тенденция рассматривать генетически обусловленность предрасположенностей к заболеванию как само заболевание,
 вероятность возникновения тенденции распространения ПД на непатологические генетические признаки,
 опасность, связанная с переложением ответственности за мать на ответственность за ребёнка при использовании ПД и ПБ, и
 связанная с этим опасность сомнительного разделения жизни на имеющую и неимеющую ценность (селекция), а также опасность "неонатальной автоназии" и евгеники.
 
 
 
 
 
 
 Следующая проблема состоит в том, что может быть подвергнута под сомнение зависимость применения гумангенетики и пренатальной диагностики (ПД) от нормативных понятий здоровье/болезнь и инвалидность.
 
 Для этого имеются три следующих причины:
 
 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.
 
 
 
 
 3. Первая причина - понятие "болезнь" из-за того, что факторы, обусловливающие её течение будут слишком сложными утратит своё нормативное значение не только относительно заболеваний, обусловленных генетически. А если к тому же в случае гумангенетики долбавляется то обстоятельство, что диагноз должен охватывать не только моногенные предрасположенности к заболеваниям, но полигенные или мультифакторные и даже признаки, которые не относятся к заболеваниям, и может увеличиться опасность, что понятие "болезнь" станет гораздо шире, а границы прозрачнее, то в сферу рассмотрения могут быть привлечены качества, которые не обусловливают заболевание, а просто не принимаются индивидуумом или обществом. Если сюда прибавить сильное общественное давление, то не исключается опасность того, что вместо понятия "здоровье" появится понятие "генетическая норма", а вместо понятия "болезнь" - понятие "полноценная жизнь" ("wrongful life). Тем самым ориентированная на терапевтические цели роль врача изменится и на их место придёт исключительно биологическая интерпретация человека. В связи с всё увеличивающимися возможностями ПД будет гораздо важнее отличать вариативность генетических предрасположенностей от действительных заболеваний и возможных отклонений в развитии и давать им оценку в зависимости от тяжести аномалии и возможности лечения.
 Вторая причина заключается в том, что правило, в соответствии с которым то, что невозможно вылечить, не диагностируется, может сохраниться лишь тогда, когда - как в случае с прерыванием беременности (ПБ) - лечебные мероприятия не являются лечением ребёнка. Эта проблема ещё более обострится, если ПБ больше не будет совершаться в пользу матери, а только в пользу ребёнка.
 Третья причина снижения значимости понятия "болезнь" при использовании гумангенетики в рамках ПД - это определение статуса эмбриона. Если эмбриону придать "доличностный" статус, то прерывание беременности будет рассматриваться как терапевтическое мероприятие и зарождающаяся жизнь будет подвержена процессу обсуждения и принятия решения, что по своей сути ориентировано на понятие "качество жизни". А если эмбрион будет находиться под охраной закона, то гумангенетика в виде ПД будет призвана для разрешения спорного случая на право выбора мероприятий либо в пользу жизни матери, либо в пользу жизни ребёнка.
 Для решения насущных этических проблем рекомендуется, опираясь на заключение врача, прибегать к пренатальной диагностике лишь по таким показаниям, в основе которых лежит понятие болезни в самом сущностном смысле слова в отличие от предрасположенности к заболеванию. здесь также существует опасность смешения понятий "болезнь" и "предрасположенность к заболеванию" из-за всё увеличивающейся тенденции к разъяснению населению возможностей и границ ПД. Современная гумангенетика в первую очередь обращает наше внимание на то, что большая часть связанных с ней опасений основывается на неверной интерпретации естественнонаучных фактов и их взаимосвязей, и как раз современная генетика чётко показывает, насколько сложными являются полигенные и мультифакторные взаимосвязи, определяющие прежде всего положительно оцениваемые качества человека.
 
 
 
 Неверные интерпретации естественнонаучных фактов и взаимосвязей - это:
 -
 
 
 
 
 
 -
 
 
 - открытия современной генетики, осветив вариативность и генетический полиморфизм, а также сложные взаимосвязи влияющих на эти процессы факторов, продемонстрировали явления, противоречащие генетическому детерминизму. Более всего это касается положительно оцениваемых способностей человека, таких как интеллект, жизненные планы или физические данные. Всё это обусловлено полигенными или мультифакторными моментами и не сводится просто к одной случайности генетического характера,
 кроме того генетическая вариативность так ярко выражена, что никто в смысле свободы соответствующих генетических предрасположенностей не может считаться совершенно здоровым,
 как показала практика генетических консультаций, что родители ни в коем случае не ориентируются на "генетические игры", якобы гарантирующие появление на свет детей с благоприятным генофондом, и что только в 1% случаев эти консультации приводят к
 прерыванию беременности, но генной предотвращают многие ПБ.
 
 4.4 Этические проблемы репродуктивной медицины:
 
 В связи с генной терапией возникает вопрос, не снизится ли вследствие ставшей возможной качественной оценки жизни уважение к ней и не потеряется ли оно вовсе.
 -
 
 -
 
 -
 
 - Исследования в этой области должны учитывать, что эксперименты следует проводить не за счёт "объекта исследования", как например, человеческого эмбриона.
 Будущее успехи медицины зависят от принципа неприкосновенности достоинства человека. Уважение личности человека - превыше всего.
 Вмешательства, которые не отделяют друг от друга теоретические исследования и прикладные манипуляции с этической точки зрения в принципе нельзя оправдать.
 Генная инженерия может стать силой, захватившей власть над поколениями: установить господство смерти над жизнью.
 Биоэтическая конвенция Совета Европы призвана охранять человеческое достоинство и идентичность человека. Она вырабатывает критерии, в соответствии с которыми устанавливаются рамочные условия предотвращения злоупотреблений.
 В ФРГ примерно 10-15% супружеских пар в детородном возрасте не могут иметь детей, причём причины бесплодия зависят от того и другого пола в равной мере. При этом примерно 30% женщин страдают от расстройства функции плодных труб. В этих случаях оплодотворение in vitro с последующим имплантацией эмбриона может помочь супругам завести своего ребёнка и предотвратить обусловленный бесплодием женщины распад семьи.
 
 Для проведения этих мероприятий у женщины после предварительного гормонального стимулирования оперативным путём извлекается яйцеклетка. Она оплодотворяется спермой мужа вне тела жены (in vitro). После примерно двух делений клетки, т.е. черех 48 часов после оплодотворения эмбрион, полученный вне тела матери вводится в её матку. При этом, как правило, выращиваются и имплантируются несколько эмбрионов, чтобы увеличить вероятность наступления беременности.
 
 
 
 В правовом отношении ребёнок, зачатый in vitro, после своего рождения абсолютно равноправен, ребёнку, зачатому естественным путём.
 
 У донора и матери, вынашивающей ребёнка, могут возникнуть три соображения, которые требуют этического толкования:
 
 1. Гомологенное оплодотворение:
 О гомологенном оплодотворении говорят, когда и яйцеклетку, и сперму берут у супругов и эмбрион имплантируют супруге.
 
 2. Гетерологенное оплодотворение:
 О гетерологенном оплодотворении идёт речь, когда сперма берётся у неизвестного донора и эмбрион имплантируется супруге.
 Немалое число супругов не могут иметь детей также и по вине мужа. Поэтому эти манипуляции вполне возможны, чтобы супруги получили ребёнка, имеющего генетические признаки если не отца, то хотя бы матери.
 Если у женщины в силу каких-либо заболеваний не образуются яйцеклетки, то можно взять яйцеклетку другой женщины и, оплодотворив её спермой супруга, имплантировать её его жене.
 Если же оба не могут произвести детородных клеток, то яйцеклетка посторонней женщины оплодотворяется семенем постороннего мужчины in vitro и имплантируется супруге.
 
 3. Суррогатное материнство:
 О суррогатном материнстве (материнстве внаём) говорят тогда, когда
 -
 
 -
 
 
 - когда посторонняя женщина оплодотворяется спермой чужого мужчины и вынашивает ребёнка, которого он затем усыновляет вместе со своей законной супругой,
 когда женщина подвергается гетерологенному оплодотворению семенем чужого мужчины и вынашивает ребёнка, которого он затем усыновляет вместе со своей законной супругой,
 или так называемая суррогатная мать вынашивает генетический эмбрион супружеской пары. В первом случае речь идёт об искусственном оплодотворении in utero.
 В основе третьего случая лежит имплантация эмбриона после оплодотворения in vitro.
 
 
 Этическая характеристика целеполагания:
 При гомологенном оплодотворении in vitro разумеется преследуется добрая цель, поэтому с точки зрения этики никаких возражений против этой технологии не имеется.
 
 
 
 Его цель заключается в преодолении неизлечимого недуга - бесплодия супругов.
 ?
 
 
 ? бездетность может привести к психическим и социальным расстройствам в смысле физической и духовной интегрированности человека в общество, а также к распаду семьи.
 При исполнении желания иметь ребёнка укрепится семья и любовь.
 Осторожно: Право на желание иметь ребенка не может быть санкционировано врачом!
 
 Этическая оценка методик:
 Оплодотворение in vitro с последующей имплантацией эмбриона с точки зрения этики в результате современных дискуссий среди представителей медицины и этических знаний можно считать правомерным:
 ?
 
 
 
 ?
 ? Оплодотворение вне тела матери должно быть последней возможностью родить собственного ребёнка. Часто наблюдаемые случаи рождения недоношенных и переношенных детей после оплодотворения in vitro дают повод к дискуссиям о возможных нежелательных последствиях этого метода для развития ребёнка.
 Яйцеклетку и сперму следует брать у супругов. (гомологенное оплодотворение)
 Все оплодотворённые яйцеклетки должны имплантироваться, какие бы то ни было манипуляции должны быть исключены. Против оплодотворения нескольких яйцеклеток возражений нет, так как они все должны имплантироваться.
 С точки зрения этики следует осудить:
 ?
 
 ?
 
 ? получение in vitro человеческой жизни не предполагая её дальнейшего развития (например, для статистических исследований или биологических экспериментов).

<< Пред.           стр. 11 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу