<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Руссо вел беспокойную жизнь. Покой он находил чаще всего в домах, которые предоставляли ему богатые покровители, где его работе никто не мешал. После того как он в 1728 году по рекомендации разместился у мадам де Варенс в Аннеце в области Саввойя, которая при финансовой поддержке короля Сардинии и Саввойи опекала швейцарских кальвинистов, желающих принять католицизм. Эта встреча становится для него судьбоносной. В 23 года он получает от нее в свое распоряжение поместье Les Charmettes, где он сам как самоучка приобретает те знания, которые он позднее использует в своих книгах. После разрыва с мадам де Варенс и возвращения к Женевскому кальвинизму и после других мест проживания он за три года будет сочинять "Общественный договор" и "Эмиль" севернее от Парижа в Montmorency и в конце в замке герцога Люксембургского. Это были произведения, которые сделали его знаменитым до сегодняшних дней.
 
 
 
 Les charmettes
 Швейцария поместье мадам де Варенс. Здесь Руссо живет в возрасте от 23 до 30 лет и занимается самообразованием.
 
 
 
  Montmorency около Парижа.
 Замок герцога Люксембургского. Здесь
 сочиняются "Общественный договор" и "Эмиль". В то
 время ему около 50 лет.
 
 
 
 Руссо во втором трактате "Рассуждения о происхождении неравенства среди людей" начинает критику невыносимых условий современного государства его времени с Гоббса и его конструкции легитимного государства: "Заблуждение Гоббса состоит, таким образом, не в том, что он определяет состояние войн между независимыми и объединившимися в общество людьми, а в том, что это состояние принимается как вид природного и оно выдается за причину пороков, под воздействием которых возникает это состояние".
 
 
 Таким образом, он упрекает, Гоббса в том, что он путает причину и следствие.
 
 
 Руссо также как и Гоббс исходит из природного состояния:
 * Но если у Гоббса это природное состояние изображается принципиально негативным,
 * Руссо соединяет с этим представление позитивного состояния. Два предложения из Contrat sozial и Emille программно отражают эту точку зрения:
 
 
 
 Природное состояние
 
 
 
 
 "Человек рожден свободным,
 но повсюду он находится в оковах
 "L'Homme est ne libre, et patriout il est dans les fers"
 (Contrat sozial 1-ое предложение первой главы) "Все хорошо, что исходит из рук
 создателя, все меняется в руках
 человека"
 (Emille, 1-ое предложение первой книги)
 
 Это предложение из начала Contraсt sozial 1762 года о первоначальной свободе всех людей встречается в том же смысле в американской Virginia Bill of Rights от 12 июня 1776 года и во французской декларации прав человека и гражданина от 26-го августа 1789 ("Deklaration ...), а также во французской конституции от 1791 и 1793 годов.
 
 
 
 Америка
 Virginia Bill of Rights
 1776
 Франция
 Декларация прав человека и граждан
 1789
 Ст.1
 "Что все люди от природы одинаково свободны и имеют определенные присущие им права [...]"
 Ст.1
 Люди от рождения и в течение своей жизни свободны и равны в правах. Общественные различия могут быть оправданы только исходя из всеобщей пользы.
 
 
 
 Руссо развивает свои мысли, отклоняя формальную схему Гоббса, а также контрастируя с ним в содержательном плане.
 * Если у Гоббса люди, находясь в государственном состоянии, остаются по своей природе такими же рационально приспосабливающимися эгоистами, как и в природном состоянии,
 * Руссо развивает концепцию, в которой утверждается, что природная доброта человеческой натуры, изменившаяся из-за социальных процессов в худшую сторону, в новом государственном состоянии может быть восстановлена в своей естественной доброте. Здесь очевидно просматривается уже процитированное много раз предложение: "Назад к природе". Однако этого предложения у Руссо нигде нет, но оно всегда используется для характеристики его политической и этической философии. Но уже потому, что в этической традиции быть плохим или хорошим с моральной точки зрения определялось по воли, то люди изменяются за счет этого в морально-этическом плане.
 
 Итак, что изменяется при переходе от природного состояния через договор в государственное состояние?
 
 * У Гоббса изменяются только внешние условия (мир и благосостояние вместо войны и нищеты), человеческая природа в государственном состоянии, т.е. человек есть и остается рациональным эгоистом. Договор является взаимным договором подчинения, для того, что бы ввести внешнее новое состояние и вообще по этой причине не может изменить (внутреннюю) природу заключающего договор.
 * У Руссо, наоборот, при переходе от природного состояния в государственное за счет принятого договора (volonti generale) изменяется также человеческая природа.
 Основная мысль заключается в следующем:
 Все люди "заключающие договор" отдают свою эгоистичную единичную волю и принимают ту волю, которая является средней величиной содержания отдельной воли всех, взятой вместе. За счет этого они внутри образуют новую волю, которую с этого момента имеют все заключающие договор люди. Этим они добровольно отказываются от эгоистических индивидуалистских интересов.
 
 Руссо развивает свою этико-политическую философию в двух произведениях
 * во втором трактате о неравенстве среди людей и
 * в "Общественном договоре".
 
 1. Согласно аргументации, изложенной во втором трактате о неравенстве среди людей, Руссо делит состояние среди людей на две фазы: первоначальное природное состояние и состояние, к которому они приходят в результате прогрессивного развития.
 Природа в первоначальном состоянии является той фазой, в которой люди живут экономически независимо в аграрном обществе и сами производят все необходимое для жизни. Сосед находится на большом расстоянии и не выступает поэтому как конкурент.
 По Руссо это изменяется только тогда, когда за счет роста населения люди начинают жить друг с другом плотнее и за счет этого появляется новый образ мышления, а именно сравнение с другими. Только сейчас в прогрессивном состоянии возникает новая ориентация, которая больше не центрируется на экономической независимости каждого отдельного человека, а складывается главным образом из соображения о том, какую позицию занимает другой, что он думает о ком-то и т.д. В это время по Руссо возникает также конкурентное мышление, разделение труда и за счет этого частная собственность.
 
 
 
 Объяснение Руссо перехода из фазы 1 к фазе 2 внутри природного состояния:
 То, что заложено в человеке от природы и то, что поддерживает, по Руссо, это состояние есть Perfectibilite, способность каждого отдельного человека к совершенствованию. Сейчас становится необходимым государство. Основатели государств являются собственниками, которые хотят защищать свою собственность. Но тем самым по Руссо в государственный договор закладывается неравенство. Такой договор, который заключается среди неравных, не является нравственным.
 Здесь интересно, как это часто бывает у Руссо, то, что он опровергает распространенные схемы интерпретаций.
 * В греческой античности, например, у Платона софисты, а именно Калликл и Тразимах, представляли тезис о том, что слабые объединяются против сильных, чтобы иметь возможность превратить свою слабость в силу.
 * У Руссо это не слабые, а богатые, которые объединяются против бедных. Этим у Руссо еще более отчетливо, чем у античных философов вводится уже в языковую сферу экономический фактор.
 2. "Продолжение" этой истории природы человека содержит "Общественный договор". Он начинается словами: "Человек рожден свободным, но все же он находится в оковах".
 К этому состоянию, в котором богатые связывают бедных гоббсовским нравственно неприемлемым договором обращено высказывание Руссо: "Человек рожден свободным, но все же находится в оковах". К нравственному договору по Руссо можно прийти только тогда, когда заключающих договор можно будет рассматривать как Свободных и Равных. В "Общественном договоре" Руссо развивает теорию, как из порочных и эгоистичных Borgeois можно стать добродетельными Citoyans, которые любят свое отечество и следуют закону не только с утилитарной точки зрения, но и по своему желанию.
 
 
 
 Ответом Руссо является новая теория воли volonte generale, общая политическая воля граждан государства. Он различает при этом две воли:
 * Каждый гражданин имеет субъективную индивидуальную волю и суммой этих субъективных волеизъявлений является volonte de trous граждан, связанных с экономикой и думающих о своей выгоде (bourgeosu).
 * Но если из этого числа взять ту среднюю величину, которая является общей волей всех людей как граждан государства (citoyens), то получается volonte generale. Эта всеобщая политическая воля представляет то, чего действительно хотят все граждане государства, хотя каждый гражданин имеет еще и субъективные интересы и имеет право на их преследование. Эта всеобщая воля содержит общее благосостояние.
 Идея этического превращения воли людей из негативного в позитивное состояние развита Кантом и побудила его к формулировке категорического императива морали, к тому, что он выразил в "революции образа мышления"
 
 
 
 
  Заключение
 
 
 1. Природное состояние
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. Договор
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Государство
 
  1-вая фаза
 По Руссо, люди сначала живут, руководствуясь только чувством. Разум, в отличие от Гоббса еще не играет никакой роли.
 Существует
 * не золотое правило, как правило разума,
 * а только эмоциональное состояние
 
 2-я фаза
 За счет природной установки к Perfectibilite люди приходят по случайным внешним обстоятельствам (рост населения) к обществу конкуренции с разделением труда. Здесь богатые могут потерять больше чем бедные. Поэтому богатые "одурачивают" бедных, заключая в государстве своего рода "обманный договор". Это государство является государством Гоббса. На это место Руссо ставит общественный договор.
 
 Общественный договор (Contrat sozial) имеет целью превращение жителей, находящихся в первоначальном природном состоянии (bourgeois) в людей государственного состояния (citoyens). Основная формула звучит следующим образом: Люди изменяют свою эгоистическую индивидуальную волю (volonnte de tous) на всеобщую волю (volonte generale).
 Так как по старой традиции этики из воли складываются цели действия, изменяются тем самым в действительности цели поступков конкретных людей. Договор больше не является, как у Гоббса, только договором подчинения для управления внешними обстоятельствами, а договором подчинения и одновременно договором господства. Этим заключающие договор люди являются как господами (договор господства), так и подчиненными и подданными (договор подчинения). За счет этого их состояние улучшается теоретически по сравнению с государством Гоббса на 50 %.
 
 Народ за счет договора является теперь как законодателем, так подданным своего собственного законодательства.
 * В статусе законодателя закреплено природное требование свободы.
 * С формулой о подданном связана первоначальная идея мира.
 Критика разгорится из-за так называемого волюнтаризма государственной конструкции Руссо. Только Кант превратит волюнтаризм Руссо в этический интеллектуализм.
 
 
 
 
 Руссо
 
 1. природное состояние
  2. договор 3. государство * В первобытном состоянии люди свободны и живут друг с другом по доброй воле.
 * Только за счет обобществления - обоснованного возникновением частной собственности - люди стали жадными, честолюбивыми и злыми. "Человек рождается свободным, но находится всюду в оковах". (Конфликты первобытного состояния происходят не от природы, как у Гоббса, а являются следствием обобществления людей. Человечество выходит из своего естественного состояния и в процессе развития приходит к состоянию, которое больше не может гарантировать права природы). Есть ли, несмотря на это возможность создания справедливого общества?
 * Предпосылки: все люди обладают способностью действовать согласно своим внутренним представлениям о цели; таким образом, они обладают свободой произвола, и, в силу этого, все равны.
 * Далее человек обладает способностью пользоваться своим разумом, что бы познать всеобщую волю, т. е. человек может отказаться от своих личных интересов и возложить на себя обязанность служить всеобщему благу.
 * Из страха пред неопределенностью он готов отказаться от жизни по законам природы и решиться на то, что бы быть гражданином государства. * Заключение договора (Contrat sozial) является соглашением всех людей.
 * В нем люди отличаются друг от друга, их свобода произвола отдается в пользу правового сообщества и свободы, защищенной им.
 * Договор имеет проявление во всеобщей воле (volonte generale), которая, однако не является волей всех. Она не является ни суммой содержания воли всех, ни волей господина. Она также не является выражением интересов общества, так как это общество могло бы преследовать неморальную цель.
 * Всеобщая воля является абсолютной единицей, а именно, единицей народной воли и проявляется в равноправном участии всех.
 * Поэтому все решения всеобщей воли нацелены на общее благо.
 * Из основы договора volonte generale по Руссо вытекает необходимость государственного состояния.
 
 
 
 
 
 
 
 
  * Законы, которые выпускаются от имени volonte generale, являются необходимыми справедливыми законами, так как их ограничение свободы находится в интересах всех.
 * Право, а также господство определяется всеобщей волей.
 * Право, которое общественный договор дает главе государства над подчиненными, не должно переступать границы общего блага.
 * Структура, которая имеет проявление в общественном порядке, всегда связана с договором.
 * Государство Руссо гарантирует каждому гражданину защищенное законом пространство свободы и гарантирует ему права по отношению к его согражданам, а также по отношению к самому государству.
 * Подданные одобряют государственный порядок и легитимируют его своим одобрением.
 
 
 
 Кант (1724-1804)
 
  Эммануил Кант родился в Кёнигсберге в 1724-м году. Он изучал философию, Математику и естествознание в Кёнигсбергском университете, где он затем получил место профессора. Он умер в 1804 году у себя на родине, которую он почти не покидал в течение всей своей жизни. Он был известен своей упорядоченной жизнью, но также и своим открытым и расположенным к людям характером.
 Кант сделал попытку показать, что уже известные нам три элемента теории договора взаимосвязаны определёнными отношениями.
 Этот переход был определён его предшественниками Гоббсом и Руссо всего лишь как шаг, необходимый для перехода: 1.
 
 2. У Гоббса основой договора является только первый переход от первобытного состояния (война всех против всех).
 У Руссо только второй переход от договора (volonte generale) к государственности.
 
 СПРАВЕДЛИВЫЙ
 ПОРЯДОК ПРАВ и СВОБОД следствие
  необходимости ДОГОВОР
  следствие
  необходимости ПЕРВОБЫТНОЕ
  СОСТОЯНИЕ
 Кант, так же как и его предшественники исходит из трёх ступеней развития общества: первобытное состояние, общественный договор, государственность, но он значительно упрощает аргументацию.
 1. Люди в первобытном обществе жили в состоянии постоянной угрозы опасности (по Гоббсу), так как не было никаких установленных законом учреждений, разбирающих спорные вопросы. Неважно, каков генезис этих спорных вопросов (они могут быть обусловлены либо природой человека, как предполагает Гоббс, либо иметь социальный характер - как утверждает Руссо). 2. Человек как общественное и разумное существо нуждается для образования государства в общественном договоре, что является выражением его практического разума 3. Учреждённое, таким образом, государство - не только просто государство, но также правовое государство, издающее законы, которые могут при разумном подходе удовлетворить всех его граждан.
 
 
 
 Кант различает (иначе, чем Руссо) "свободу произвола", который царит в первобытном обществе, и "свободу воли", которая может быть реализована только путём общественного договора в соответствии с практическим разумом. Эта свобода приобретает границы там, где существует угроза ограничения или нарушения свободы другого. Сюда относится также потребность во взаимности, которую Раульс называет "Fairness" (справедливость) и которая вошла в свод Золотых Правил.
 
 Произвол
  Свобода воли
  -
 -
 
 -
  это понятие эмпирическое.
 не является свободой разумной воли в понимании Канта.
 это низший вид свободы, так как цели так сказать заданы извне. -
 
 
 -
 
 - означает возможность поступать по собственным правилам.
 в моральном смысле - это непреложный императив.
 это умение дистанцироваться от желания действовать по произволу и отличать добро от зла.
 Поступать по правилам означает поступать разумно, так как разум - это "стремление к правилу". Именно в этом Кант усматривает свободу человека: умение привести собственные желания и цели в соответствие с самостоятельно установленными правилами, а не действовать по произволу. Эта способность к автономии и есть основа разумной воли, которую Кант называет также практическим разумом. Единственный закон в смысле законов разума, которому должна быть подчинена воля, это т.н. категорический императив, вытекающий из свободы человеческого разума. Поэтому его можно также назвать законом свободы. Но так как человек должен соотносить собственную свободу с желаниями и целями других людей, этот социальный статут "conditio humana" требует разумного закона, который отражает всестороннее признание другого человека точно таким же разумным существом, то есть признаёт его Личностью. Только то государство, в котором люди воспринимают друг друга как Личности, является по Канту государством, достойным внимания. Это свободное правовое государство.
 
 Путь к этой цели является испытанием жизненных установок человека на их соответствие категоричному императиву. Так как Кант отличает область Морали или (соответственно) Этики от области Права, то он различает также
 - Максиму воли (Этический закон) и - Максиму поступка (Принцип права), что изображено на графической схеме на следующей странице.
 Категорический императив исчерпывающе отражают государственные законы. Свобода определяется всеобщим законом. Правовая структура по Канту должна быть построена исключительно на основе воли (а не произвола с его определёнными целевыми установками). Категоричный императив Права содержит идеи единства Воли всех. Он требует такой структуры, при которой каждый человек может встать на позицию другого человека.
 
 
 
  Кант
 2 вида
 максим
 
 
 
 МАКСИМА ВОЛИ
 МАКСИМА ПОСТУПКА
 
 
 
 
 Этика
 Право
 
 
 
 
 
 Категорический императив этики
 
 "Поступай так, чтобы твоя максима воли могла стать всеобщим законом."
 Категорический императив права
 
 "Поступай с другими так, чтобы твое свободное обращение с произволом могло сочетаться со свободой каждого по всеобщему закону."
 
 
 ... являются критерием морального поступка. Поэтому государство не должно навязывать гражданам свою волю в вопросах морали и совести.
 
 
 
 
 Мотивы поступка... ... не имеет значения для законности поступка. Поэтому государство должно требовать от всех граждан в этой сфере послушания.
 
 
  Простое соответствие или несоответствие поступка букве закона без учета его движущей силы называют законностью (правомерностью), а также соответствия, в которых идея долга, вытекающая из закона, является одновременно их движущей силой, называются моральностью (нравственностью) этих поступков.
 
 
 
 
 
 
 Кант
 
 1. Первобытное состояние
 
 2. Договор
 3. Государство
 Первобытное состояние - это состояние господства произвола, отсутствия правовых норм и правил, а также отсутствия конституционного порядка.
 
 Каждый может делать, что хочет, никто в этом состоянии не имеет права управлять никем. То есть, нет никакого определённого законом судьи. то не обязательно состояние "фактической" войны, как определяет Гоббс, а состояние "скрытой войны"- постоянной вражды. При этом не имеет значение, является ли человек эгоистом от природы (Гоббс) или он стал им по причине развития общества (Руссо). Каждый может делать, что хочет, никто в этом состоянии не имеет права управлять никем. То есть, раз нет никакого определённого законом судьи, то не обязательно должно быть состояние "фактической" войны, как определяет Гоббс, возможно и состояние "скрытой войны"- постоянной вражды. При этом не имеет значение, является ли человек эгоистом от природы (Гоббс) или он стал им по причине развития общества (Руссо).
 Сюда относится также конфликт, обусловленный использованием общего жизненного пространства. Люди вынуждены в силу необходимости ущемлять друг друга.
 Выводы: Первобытное состояние - это состояние постоянной вражды, так как общество не имеет установленных законом (признанных всеми) правил разрешения конфликтов и споров. Спорные случаи лишь тогда решаются мирным путём, если обе стороны мирно настроены по отношению друг к другу.
 
 Таким образом, возникает необходимость перехода к "Общественному договору".
 По этой причине Кант отрицает право сопротивления законной власти, так как это может привести к гражданской войне и тем самым - назад к первобытному состоянию.
 Общественный договор по Канту направлен на регулирование способов разрешения конфликтов. Это должно осуществляться при наличии " всеобщей воли".
 
 Эта воля есть выражение практического разума, т.е. того разума, который испытывает поступки человека на их разумность, следовательно, на их всеобщую и непротиворечивую обоснованность.
 
 Этот практический разум является здесь универсальной правовой идеей (в смысле разумного права) и обусловливает вопрос о способности к согласованным действиям всех людей.
 
 Содержание этого общественного договора - это проверка взаимного уважения друг друга как личности.
 
 Выводы: Необходима проверка мысленным экспериментом, способны ли все участвующие (здесь: все граждане государства) согласиться с принятым решением.
 

<< Пред.           стр. 6 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу