<< Пред.           стр. 7 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Здесь мысленный эксперимент становится действительным.
 
 Кант задаёт себе вопрос (для своего времени), оправданы ли привилегии дворянства или нет, и отвечает на этот вопрос "НЕТ".
 Так как эти привилегии получены за заслуги совсем другого человеком в прошлом, то они не могут передаваться по наследству потомкам. Это невозможно с генетической точки зрения.
 
 Основание:
 Привилегии не могут быть разумным основанием всеобщего закона; ни простой народ, ни господствующие слои не могли бы с этим согласиться. Это касается также дискриминаций по полу, расе, вере и т.д.
 
 Выводы: Государство должно быть построено на законах, которые имеют общий базис разумных норм и правил общественного договора на основе непротиворечивости и общности.
 
 
 
 3.3. Возрождение идеи договора Джоном Ролсом:
 Справедливость как Fairness (общество справедливости)
 
  Джон Ролс родился 21.2. 1921 в Балтиморе, штат Мериленд. На его дальнейшую жизнь, как предполагают, оказала большое влияние смерть двух его младших братьев 1928/29 от болезни, которой они заразились от Джона. 1939-1942 - учёба в Принстонском университете, 1943-1945 - он солдат-пацифист. 1949 - женитьба, четверо детей. С 1962 года он - профессор Гарвардского университета. В 1971 году вышло его главное произведение "Теория законности". В 1979 году он, будучи профессором университета, стал последователем лауреата Нобелевской премии Кеннета Арроу. В 1991 году он ушёл на пенсию, а в 1993 опубликовал свою работу "Политический либерализм".
 
 Джон Ролс стремится реабилитировать практическую философию общественного договора, суть которой была разработана ещё со времён Гоббса, Руссо, Локка и Канта в трёх описанных выше алгоритмах, а затем после Канта начался её закат. Ролс озадачил весь учёный мир тем, что он провозгласил возрождение этой философии договора, показав, что при определении политической законности идея общественного договора незаменима и имеет огромное значение. Он делает попытку показать плодотворность традиционных подходов, например, Канта, в рамках своей концепции "Законность как справедливость", выступая при этом против принятой в некоторых землях (Саксония) этики утилитаризма. Его монография "Теория законности", которая вышла в 1971, имела всемирный успех и привела к дискуссии, которая ведётся до сих пор. Крайне важные, новейшие американские философские концепции, такие как коммунитаризм (от community = общество, объединение) также входят в сферу этих рассуждений.
 
 Ролс предворяет свою книгу "Теория законности" фундаментальным философским высказыванием: "Законность - это самое первое достоинство общественных учреждений, так же как истина в системе научных идей". Тем самым он подчеркивает то, что критерием для общества является не утилитарная польза, а справедливость (что он вновь и вновь отражает в последующих главах своей работы).
 
 Чтобы убедительно доказать, что объективным критерием оценки общества является законность, а не польза для большинства, он проводит - как это принято в учении об общественном договоре - мысленный эксперимент. Так как каждый человек имеет в соответствии со своим социальным статусом (предприниматель, чиновник, учащийся, безработный и т.д.) определённые собственные интересы, то он в своей жизненной ситуации и со своей точки зрения не может объективно определить, что собственно является "справедливым". Поэтому Ролс предлагает отвлечься от своей социальной роли и мысленно создать определённую социальную ситуацию.
 
 Создание такой ситуации происходит в два этапа: (1) сначала выбирается общая социально-политическая ситуация, (2) затем в эту ситуацию вводятся лица, которые принимают на себя определённые роли. Соответственно концепции общественного договора политической философии свободный выбор осуществляется только на первом, общем, этапе, конкретная роль по Ролсу определяется жизнью или "судьбой".
 
 
 
 Выбор общей ситуации обусловлен двумя соображениями: Первое: Возможность выбора очень хорошей, если не самой лучшей жизненной позиции. Так мыслит "игрок". Или второе: выбор самой плохой, низшей жизненной позиции, то есть позиции "проигравшего". Эта позиция является одновременно позицией ответственного человека, т.к. эта позиция более реальна, чем позиция "победителя". Если нам предлагается, например, выбрать одну из общественных формаций - рабовладельческий строй, феодальное общество или демократию, то мы, предполагая для себя низшую позицию, выберем демократию, т.к. в этом обществе нам не придётся быть ни рабом, ни крепостным. Ответственность в этом смысле определяется тем, что мы не можем знать наше будущее. Поэтому, размышляя реально, следует исходить из самой плохой жизненной позиции.
 
 Этот мысленный эксперимент Ролс называет первобытным, или естественным состоянием (original position), причём конкретная ситуация скрыта под "покровом неизвестности" (veil of ignorans). Тем самым подчёркивается, что мы находимся в ситуации "принятия решения при отсутствии уверенности". В этой ситуации любой человек выберет порядок, установленный обществом, который настолько будет законным и объективным, насколько он ставит любого человека в одинаковое с другими положение. Этот "покров неизвестности" Ролс сравнивает с мысленным экспериментом, который Кант проводит со своим "категорическим императивом". "Принцип законности соответствует также принципу категоричного императива. Так как Кант понимает под этим принципы поведения, которые действительны для каждого человека как свободного, равноправного и разумного существа и не вызывают у него никаких особенных желаний и целей. Напротив, это осуществляет принцип гипотетичного императива." (J.Rawls, Eine Theorie der Gerechtigkeit, Frankfurt 1979, S.285).
 
 В ситуации общественного договора человек, как утверждает Ролс, выбирает основополагающие принципы законности, которые определяют во-первых, политическое, а во-вторых, экономическое положение общества. Политизированное общество, соответствующее этим двум принципам, он называет "обществом правопорядка".
 
 Три этапа развития - (1) первобытное, (2) общественный договор, (3) государство - характеризуются Ролсом следующим образом:
 
 
 1. Первобытное состояние
  2. Общественный договор 3. Государство Все люди Общественный договор учреждается по двум принципам законности: Это общество Ролс называет "обществом правопорядка". Оно, по Ролсу, должно выполнять три условия: ?
 ?
 ?
 
  разумны,
 равны
 и не знают зависти (т.е. не имеют интересов, направленных друг против друга). 1.
 
 
 2. Принцип равенства свобод (= область политики).
 Принцип неравенства. (область экономики). 1.
 
 
 2.
 
 
 3. Критерий законности признаётся всеми гражданами.
 Основной закон этого общества соответствует этому критерию.
 Все граждане понимают эту концепцию и следуют ей. Под "Покровом неизвестности" они заключают фиктивный общественный договор. (см. последующие страницы).
 Это предпосылка для
 создания государства.
 
 
 
 
 1. Естественное, или первобытное состояние (original position)
 Первобытное общество как "покров неизвестности" характеризуется следующим образом:
 
 Люди как свободные и равные существа выбирают принципы своего общежития под "покровом неизвестности", т.е. они не осознают собственного конкретного статуса в обществе. Так как они не знают, приведут ли выбранные ими правила жизни к лучшему, или наоборот, к худшему, то они будут учреждать - в своих личных интересах - только справедливый общественный порядок.
 
 
 
 
 ПЕРВОБЫТНОЕ
 СОСТОЯНИЕ
 
 
 Люди озабочены своей собственной выгодой, т.е. они принимают в расчёт некоторый риск. Люди стремятся к развитию таких главных ценностей, как права, свободы, собственность, взаимоуважение и т.д.
 
 "Покров неизвестности" представляет собой основной тезис в аргументации Ролса. Обсуждая на одном из семинаров вопрос, что именно подразумевается под этим выражением, мы привели следующий пример:
 "Предположим, что двое маленьких детей одной матери ревностно относятся к тому, как мать с ними обходится: не достаётся ли брату больше маминых забот, чем мне? Например, при раздаче сладкого десерта каждый следит, не досталось ли другому больше, ведь это бы означало, что мама другого любит больше, чем его и поэтому и даёт ему сладкого побольше."
 Вопрос: Как может мать самым простым способом - по Ролсу убедиться, что ни один из её детей не чувствует себя ущемлённым?
 Ответ по принципу "покров неизвестного": ·
 
 ·
 
  пусть один из детей сам разложит десерт по тарелкам (= сделать общий выбор для всех), т.е. определить возможный максимум.
 другой ребёнок пусть первым сделает выбор (= сделать конкретный выбор в действительной жизненной ситуации), а первый ребёнок берет последним, т.е. должен удовлетвориться тем, что осталось - минимум. Этот способ принятия решения называется минимакс-принцип (лат. Maximum minimorum, наивысший минимум). Здесь наивысшим минимумом являются совершенно одинаково наполненные десертные тарелки.
 Так как все присутствующие имеют своё представление о справедливости, Ролс считает гарантированным тот факт, что они и после снятия "покрова неизвестности" будут придерживаться раз избранных принципов и принятых решений. Так как Критерий справедливости может быть определён только при принятии решения в ситуации неуверенности.
 
 
 
 
 2. Общественный договор: выбор между двумя принципами справедливости.
 
 
 1. Принцип равенства свобод
  Одинаковое право каждого пользоваться обширнейшей системой прав и свобод, предназначенных для всех.
 Социальное и экономическое неравенство должно ....
 
 1. Принцип
 неравенства
 
 
 
  ...при соблюдении принципа экономии приносить наименее защищённым слоям населения наибольшую пользу. ...соотноситься с той должностью и общественным положением, которые доступны всем в силу справедливого равенства шансов для каждого.
 Принцип экономии обеспечивает справедливые взаимоотношения поколений и обязывает общество сохранять для последующих поколений не только культурные ценности и достижения цивилизации, но увеличивать и накапливать капитал.
 
 3. Государство: "Общество правопорядка"
 
 "Людей с различными жизненными целями объединяет общее для всех представление о законности, базой которого является гражданский мир." (Д. Ролс) Этот уровень развития общества, который основывается на принятии всеми гражданами двух вышеупомянутых
 принципов, Ролс называет "обществом правопорядка", построенном в соответствии с тремя обозначенными на стр. 64 критериями. В § 69 своей "Теории справедливости" он анализирует фактор времени и подчёркивает, что "общество правопорядка переживёт века", т.е. этот критерий требует политической стабильности. Поэтому необходимо знать те механизмы, которые управляют моральным сознанием людей, особенно представлением о законности, то есть вопросы генезиса морали. Ролс излагает различные теории развития представлеий о морали в процессе воспитания молодёжи от Руссо и Канта до современных теорий психологии морали Пиаже и Кольберга, не отдавая предпочтения ни одной из них. "Следует подчеркнуть, что любая концепция морали - это чрезвычайно сложная система принципов, идеалов, и правил и охватывает все стороны мышления, поведения и восприятия мира. Разумеется, что в её развитии участвуют все виды образования, от простого обычного стандарта до высшего абстрактного мышления и дифференцированного восприятия образцов." (Д.Ролс) Этими словами Ролс открывает целую область жизни общества правопорядка, а именно, воспитание и образование.
 
 
 
 Медицинская этика: этические проблемы начала жизни человека (Армин Г. Вильдфойер).
 
 4.1. Новейшие условия ограничения врачебных действий.
 
 С самого начала развития западной медицины врачи, принимая решение, главным образом ориентировались на профессиональные или сословные моральные нормы, отражённые в Клятве Гиппократа. Несмотря на то, что Клятва Гиппократа первоначально была ориентирована на сословные правовые нормы, она представляет собой и сейчас свод вечных правил и принципов, которые определяют врачебную этику и имеют непреходящее значение. Довольно просто принять решение, опираясь на эффективную и принятую всем обществом и каждым его членом мораль. Но мораль является эффективной лишь в том случае, если известны и обозримы стандартные ситуации определённых действий и поступков, а ценностные убеждения, определяющие добродеяния, существенным образом разделяют все субъекты и окружающее их общество.
 Принципы врачебных действий соответственно Клятве Гиппократа
 
 
 Salus aegoti suprema lex
 
 
 Благо больного - высший закон
 
 
 Voluntas aegroti suprema lex
 
 Воля больногo - высший закон
 
 
 Primo nil nocere
 
 Не навреди - высший закон
 
 
 Однако прежде всего: врачебные добродеяния, т.е. неукоснительное соблюдение основных принципов, готовность к помощи или соблюдение врачебной тайны, передаются от предыдущих поколений врачей к последующим поколениям, и это позволяет тому, кто ещё их не достаточно хорошо усвоил, всё равно в любой предложенной ситуации действовать правильно по примеру окружающих его коллег.
 
 
 Нововведения: Две предпосылки, которые обусловили традиционную концепцию медицинской этики как сословную и профессиональную мораль и были вполне достаточны для решения проблем, теперь, при современном уровне медицины, в изменившихся условиях существования всей структуры, влияющей на врачебную деятельность, вызывают сомнения в своей правомерности. И не удивительно, что ни одно явление в общественном развитии в последние годы не вызвало столь противоречивые в плане этики дискуссии, как расширение сферы врачебной деятельности на основе открытий биомедицинских наук. ?
 ?
 
 ?
 
 ?
 
 ? Технологизация медицины;
 Расширение сферы медицинских знаний и возможностей деятельности;
 Изменения в медицинском самосознании врачей и в структуре их деятельности;
 Изменение ценностного общественного сознания;
 Расширение правовой основы взаимодействия врача и пациента.
 
 
 
 Как же нам быть с такими явлениями, как возможность искусственного оплодотворения, донорство семени и материнства, а также с генным диагнозом и генной терапией, трансплантацией органов и продлением жизни с помощью медицинских препаратов?
 
 Хотя применение новых возможностей медицины касается пока лишь не многих членов общества, но эти проблемы волнуют почти всех. Эти проблемы еженедельно обсуждаются по телевидению, а также на первых страницах прессы. Дискуссии ведутся не только по известным, но также и по принципиальным вопросам и в некоторых областях принимают бескомпромиссные формы. В качестве общей платформы для примирения сторон можно назвать такие обстоятельства как совершенно новые возможности врачебных действий и непредвиденность их последствий, а также всё более увеличивающиеся разрыв между возможностями диагностики и возможностями врачебных действий.
 
 
 Новые виды
 врачебных действий
  Непредвиденность
 
 
 
 
  Разрыв между возможностями диагностики и врачебных действий
 
 
 Новые возможности вынуждают человека самому определять границы своих действий там, где до сих по их ставила ему природа.
 ?
 
 
 
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 
 
 
 
 
 ? В принципе и это не является чем-то новым; так как пространство человеческой деятельности всегда выходило за рамки положенного. Но ещё никогда так остро, в таком объёме и в таких сложных условиях не стоял вопрос об ограничении человеческих действий, как в настоящее время. Нельзя не учитывать силу сопротивления природы. Хотя человек и может в каком-то месте обойти природу, но она обязательно ответит в другом месте какими-то побочными явлениями, которые поставят перед ним дальнейшие вопросы.
 
 И не только эти побочные явления усложняют проблему ограничения человеческих действий. Чего нам не хватает, так это законченных образцов действий, которые бы сформировались на основе длительного опыта по примеру иных действий. То, что руководит нашими поступками, это, как известно из традиционной этики, образцы поведения, установки и добродетели, которые исторически усвоены обществом и передаются из поколения в поколение. Но формирование таких образцов требует времени, так как они - результат накопления жизненного опыта и зрелой мудрости народа. Но именно этого времени у нас и нет.
 
 В силу нетерпеливых ожиданий заинтересованных пациентов, всё увеличивающейся конкуренции в научных исследованиях, а также - вспомним о фармацевтической
 
 
 
 
 
 
 промышленности и медтехнике - конкуренции рынка современная медицина развивается в таком темпе, что уже даже фундаментальные исследования не в состоянии всесторонне объяснить, что нужно и можно применять на практике. Результаты новых исследований почти сразу применяются на практике. Не успеет оформиться сценарий одних действий как он тут же вытесняется следующим, который открывает новый спектр возможностей.
 
 
 Дилемма:
 Чем шире спектр возможности новых действий, тем более увеличивается потребность в определении их границ.
 
 Отсутствие образцов деятельности, сформировавшихся в результате опыта Так как темп инновационных открытий увеличивается, то период времени, в который могли бы сформироваться и устояться соответствующие образцы, становится всё меньше.
 
 Развитие плюрализма в современном обществе
  Вышеобозначенному требованию противостоит общество, в котором не только отсутствуют образцы нравственных действий, которые можно было бы перенести в новую ситуацию, но также отсутствует единство в оценке нравственных принципов, определяющих развитие таких образцов. В условиях плюрализма область общих ценностных ориентаций людей становится всё меньше, а приведение в соответствие сильно различающихся друг от друга убеждений становится всё труднее. Боязнь отсутствия самоограничений Что касается специфической ситуации в Германии, то там - явственнее, чем в соседних государствах - отсутствует вера в то, что правильное поведение можно регулировать уже испытанным путём на основе правовых норм, выработанных в результате профессионально-этического и общественного консенсуса. Это объясняется всей новейшей историей Германии. А может быть этот глубокий кризис веры объясняется тем, что люди боятся не новых видов действий, а неспособности конкретного общества найти для себя границы этих действий.
 Особое значение для общественной нравственности приобретают в последнее время новейшие возможности медицины в контексте их применения при зарождении человеческой жизни. Вопросы этики приобретают совершенно новое направление в области применения гендиагностики в пренатальном периоде и репродукционных технологий.
 
 Решение проблем, связанных с зарождением человеческой жизни, которые встают перед этикой, требуют ответов на следующие вопросы:
 * Какое значение придаёт этика человеческой жизни вообще?
 * На чём основывается нравственная необходимость охраны человеческой жизни?
 * Насколько принцип охраны человеческой жизни распространяется на зародыш и эмбрион и какой моральный статус имеет эмбрион?
 
 
 
 
  4.2. Охрана человеческой жизни при её зарождении.
 
 4.2.1. Насущная необходимость охраны человеческой жизни.
 
 Охрана человеческой жизни, а также его достоинства становится насущной необходимостью. Это связано не только с его естественным статусом как биологического вида homo sapiens и не с иудейско-христианским постулатом о святости человеческой жизни, а с его личностным статусом, т.е. с тем фактом, что Человек является Субъектом, обладающем нравственными ценностями и способным самостоятельно выбирать цели и принимать на себя ответственность. Так как нравственный Субъект как "Цель сама по себе" (Э. Кант) не может существовать иначе как в виде живого человеческого организма - индивидуума, а этот индивидуум отличается в первую очередь единством тела и своего Я, то - как свидетельствуют права человека - достоинство Субъекта самым необходимым образом включает в себя охрану единства тела и жизни как необходимое поле деятельности при развитии нравственной субъектности.
 
 Таким образом, для определения морального статуса ещё не родившегося человека, следует ответить на вопрос, с какого момента правомерно говорить о единстве тела и человеческого Я, о Субъекте, способном к целеполаганию и индивидуальности.
 
 Как показывает взгляд на проблему с исторической точки зрения, ответ на этот вопрос звучит по-разному, в зависимости от того, как интерпретируется с антропологической и этической точки зрения вопрос о продолжительности онтогенетического развития или вопрос о существенных моральных пробелах в этом развитии.
 
 4.2.2. Вопрос о существенных моральных пробелах в онтогенезе.
 
 а) Дискуссия о наследовании души.
 
 Если следовать аристотелевской, а также средневековой традиции, то насущная необходимость охраны человеческой жизни базируется на принципе Образа божьего и получения телом души, разума и свободы от бога, так уточняет христианство. (Genesis 1,26). При этом Онтоггенез - это развитие живого существа от момента его возникновения до полового созревания. обсуждается Субстанция (греч.ousia) , которая способствует идентификации существующего в пространстве и времени единства Человека - Субъекта деятельности (душа как формирующий принцип, как принцип движения и самостоятельности) и Человека - живого существа (тело как принцип материи). Но всё-таки нельзя сказать, что человеческая жизнь начинается с момента получения души. Так как душа по Аристотелю состоит из трёх частей: вегетативной (растительной), сензитивной (животной) и рациональной (разумной), а эмбрион проходит в своём развитии все эти три стадии последовательно. Причём в этом процессе более высокая часть души подчас принимает на себя функции более низкой. Но только со становлением разумной и духовной части души эмбрион получает полный статус специфически человеческой жизни, и здесь возникает необходимость её охраны.
 
 
 
 
 Попытки решения проблемы происхождения души с позиций теории наследования души:
 
 Преэкзистенциализм:
 Душа существует до проникновения в тело.
 
 Генерационизм:
 Душа возникает при акте зачатия.
 
 Традуцианизм:
 Душа передаётся ребёнку вместе с отцовским семенем.
 
 Креационизм:
 Душа создаётся непосредственно богом.
  Наиболее предпочтительным ответом на вопрос о происхождении души явилось учение Фомы Аквинского о том, что созданная богом душа вселяется в произведённое родителями тело (на 40-вой день в мужской и на 80-тый день в женский эмбрион. (Ford, 1991 c.39-43). Это так называемый креационизм. В средние века придерживались точки зрения Платона, основанной на дуалистском подходе - преэкзинстенциализма (существование души до вселения в тело), а также генерационизма (возникновение души в момент зачатия) и традуцианизма (передача души ребёнку семенем отца).
 В связи с проблемой охраны человеческой жизни до её рождения, особенно с проблемой прерывания беременности, возникает вопрос правового порядка и в первую очередь вопрос о сроках, который до сих пор не разрешён. И несмотря на то, что уже в 19-том веке католическое богословие имело единое мнение, выраженное в учении Альберта Магнуса, о всеобщем, едином для всех религий симультанном вселении души, которое защищает цельность и непрерывность зарождающейся жизни, в первой половине 20-го века авторы, ориентированные на ново-схоластические и субстантно-метафизические методы (Кardinal Mercier, A.D. Sertillanges, B.N. Merkelbach, A.Niedermayer) в дискуссиях с представителями гуманбиологии (H.Andre, A.Mueller, B.Steiner, H.Woltereck) вновь подняли этот вопрос. Богословских теоретизирований по поводу наследования души можно, как утверждает К. Ранер, избежать, если предположить, что душа развивается "над телом" (гоминизация). В соответствии с этим динамика божественной первопричины постоянно сопутствует непрерывному становлению и развитию целого, не вступая в противоречие с телесными родителями.
 
 б) Преформизм и эпигенизм
 В силу осознанного отрицания аристотелевско-средневекового субстантного мышления представление о наследовании души устарело уже в 17-том веке. Так например, преформизм (G.L. Aromatari, N. Hartsoeker, A. van Leeuwenhoeck, G.W.Leibniz) исходит из того, что зачатие и развитие следует рассматривать как непрерывный рост заложенного в зародыше и предусмотренного полностью в своём физическом развитии человеческого организма.
 Так как преформизм не даёт чёткого объяснения происхождению организма несмотря на появление возможностей микроскопического исследования, он вскоре вытесняется теорией эпигенизма (W.Harvey, C.F. Wolff, I.F.Blumenbach), в соответствии с которой при эмбриональном развитии происходит истинное новообразование (слияние) частей первоначально неделимого зародыша. Однако тем самым в развитии предполагаются определённые стадии, которые рассматриваются как крайне важные с точки зрения морали и в смысле поэтапно рассматриваемого права на жизнь цезуры. Этого придерживаются также современные интерпретаторы этой теории, которые утверждают, что эмбрионально-биологический процесс развития несмотря на неизменный код проходит благодаря генетической информации различные стадии от первоначально специфически видовой, через специфически индивидуализированную до окончательно специфически личностной, формирующей образ. Обе теории были отброшены биологией уже в 19 веке.
 
 
 
 Однако спор о душе с точки зрения её наследования или эпигенизма, симультанного наследия или преформизма в богословской среде продолжается до сих пор.
 
 в) Проблема крайне важных с точки зрения морали цезур в контексте новейших дискуссий о понятии личности.
 Несмотря на то, что процесс индивидуации и онтогенеза, который начинается с момента слияния яйцеклетки и сперматозоида, рассматривается современной эмбриологией как непрерывный и протекающий без каких бы то ни было цезур, всё-таки вопрос о возможности существования морально значимой цезуры в этом развитии в философских дискуссиях имеет свои перспективы, если не рассматривать в совместном развитии (коэкстенсивно) бытие человека и личности (качественно-актуалистичная концепция личности). В современных дискуссиях о личности это понятие в традициях учения Д. Локка отделяется от материалистического мышления и сводится к психической идентичности и непрерывности.
 ?
 
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 ?
 
 
 ?
 
 
 
  Соответственно позиции тех, кто считает, что личность может существовать только при полной актуализации определённых качеств, как то: минимум умственного развития, самосознания, памяти, осознания своего будущего, наличие чувства самосохранения и иных преимуществ, будет обоснована охрана её жизни. Тогда жизнь человека до рождения, а также в первые недели после рождения не будут защищена. (J. Fletcher, M. Tooley, M.A. Warren, J. Feinberg, N. Hoerster, H. Kuhse, P. Singer и др.)
 Во избежание произвольного толкования понятия личности другие авторы отождествляют субъект с нейронным субстратом, поскольку личностное бытие может начаться - по аналогии со смертью мозга - только с жизнью мозга. (M. Lockwood, M. Sass).
 Если целостность личности заключается в длительности психических состояний, то статус человеческой личности будет отрицаться у человеческого существа, у которого эта длительность отсутствует или наличествует в незначительной степени.
 Чтобы избежать контринтуитивных выводов также и из этой позиции, некоторые авторы предпочитают, ради правомерности и соблюдения запрета умерщвления (N.Hoerster) считать однозначный и признаваемый всеми факт рождения началом личностного бытия и придать младенцам статус "социальной личности" (H.T. Engelhardt), даже если личностное бытие в точном смысле слова не имеет место. Так как исключительно рождение даёт младенцу статус постепенно развивающегося субъекта общественной морали и вместе с тем объектом моральных обязательств, как например запрета на умерщвление. (E. Tugendhat). Опасность произвольного усмотрения в в рождении решающую моральную цезуру здесь однако сохраняется.
 4.2.3. Целостность онтогенетического развития и морального статуса эмбриона
 Как показывают упомянутые качественно-актуалистические концепции личности, вопрос об охране человеческой жизни до его рождения может быть решён положительно, если целостность человеческого и личностного бытия подтверждается в том смысле, что даже то человеческое существо, которое не обладает обозначенными качествами, имеет потенциальную возможность их развить в дальнейшем. При этом вовсе не имеется в виду - чтобы уж соблюсти ставшую со времён Аристотеля классическую стройность рассуждений - potentia obiektiva, т.е. единственно мыслимая возможность (пассивная или формальная потенциальность), а potentia subjektiva , которая присуща лишь одному предмету, существующему в виде живого существа и обладающему реальными способностями к развитию определённых качеств и способов деятельности (реальная или активная потенциальность). В этом смысле зародышевая клетка после слияния яйцеклетки и сперматозоида образует новое живое существо, которое начинает развиваться на основе
 
 
 
 присущих только ему, заложенных в геноме качеств, которому предопределено бытие в модусе реального становления.
 Оспаривание реальных потенций личности было бы правомерным только на фоне онтологии, которая вообще оспаривает наличие постоянной сущностности. Это, однако, противоречило бы нашей концепции личности, ориентированной на использование языка и понимание способов деятельности. С этой концепцией также согласуется историческая, диахронная идентичность тела и "Я" на протяжении всего телесного существования индивидуума с момента оплодотворения клетки. Так как на вопрос о начале собственного существования можно найти только один единственный удовлетворительный ответ, учитывая родительское зачатие. Именно поэтому осознание себя личностью экстраполируется на первоначальное событие: "Я был зачат!" Это самосознание интуитивно и очевидно переносится на всех, кто может сказать о себе "Я" и, как в случае с эмбрионом, на тех, кто обладает активными потенциальными возможностями когда-нибудь сказать себе "Я". Отсюда по И. Канту - это "необходимая и практически верная идея, в соответствии с которой акт зачатия рассматривается как нечто, благодаря чему мы производим на свет личность без её согласия и отправляем её строить свою жизнь собственными силами." (Метафизика нравственности.)
 
 В силу аргументов потенциальности и непрерывности, вполне можно исходить из того, что с момента своего зарождения плод развивается непрерывно, и это развитие не имеет морально значимых цезур, следовательно, и ещё нерожденный человек, с самого начала в морально-практическом отношении, может считаться личностью и имеет право на жизнь.
 Это также касается эмбрионов в начальной стадии образования близнецов. Хотя здесь имеются трудности теоретического определения понятий, для устранения которых неоднократно делались попытки путём разграничения генетической уникальности и онтологической индивидуальности, или генетической индивидуальности и индивидуальности развития.
 Но эти попытки не оказали никакого влияния на определение личности и тем самым на необходимость охраны эмбриона. Более того, они только показали, что для моральной оценки онтогенеза совершенно не годится как классическое понятие индивидуума, так и общепринятый, вытекающий из религиозного учения взгляд на онтогенез с самого начала развития эмбриона. Так как также из ретроспективного обследования взрослых близнецов подтверждается аргумент непрерывности развития, поскольку идентичность обоих несомненно начинает развиваться с момента зачатия "первоэмбриона". Таким образом, моральная оценка отношения к жизни ещё нерождённого ребёнка может ориентироваться на это положение.
 
 
  4.3. Этические проблемы генетики человека
 
 4.3.1. Возможности использования и условия ограничения.

<< Пред.           стр. 7 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу