<< Пред. стр. 6 (из 11) След. >>
Первая группа• Европейский союз
Объем ассигнований по программе ТАСИС за 1991–1995 гг. составил для России 794,89 млн. ЭКЮ (около 1 млрд. дол.).
Однако это является лишь первичным показателем технической помощи;
конечным показателем реальной помощи должна стать оценка эффективности самих проектов. ЕС осуществляет мониторинг и оценку результативности консультационных и тренинговых проектов в рамках технической помощи по собственной методике, выделяя для этого группы соответствующих консультантов-инспекторов.
Наиболее крупными проектами технической помощи, принятыми для России со стороны ЕС, являлись:
поддержка Российского центра приватизации – 10 млн. ЭКЮ;
консультирование в области банковского дела – 5 млн. ЭКЮ;
поддерживающие центры для предприятий Западной Сибири – 7 млн. ЭКЮ;
поддерживающие центры для предприятий городов "золотого кольца" – 4,5 млн. ЭКЮ;
проект развития финансовых институтов – 5,5 млн. ЭКЮ;
поддерживающие центры для предприятий Юго - Запада России (Ростов – на - Дону, Краснодар) – 7 млн. ЭКЮ.
В Индикативной программе ТАСИС для России выделялись следующие приоритетные направления:
1) реорганизация и развитие предприятий;
2) поддержка сельскохозяйственного сектора;
3) капитализация военной конверсии;
4) человеческие ресурсы;
5) энергетика;
6) экология;
7) наука;
8) транспорт.
• Мировой банк (Международный банк реконструкции и развития – МБРР) Начав активно осуществлять проекты технической помощи России на первом этапе и выделив на эти цели сразу достаточно крупные суммы (в 1992 г. – около 200 млн. дол.), Мировой банк продолжал наращивать их и на последующих этапах.
Крупнейшим из всех проектов технической помощи России со стороны Мирового банка является программа "Подготовка кадров для рыночной экономики". На него на первом этапе (1995–1996 гг.) было выделено около 41 млн. дол., в 1997–1998 гг. было добавлено еще 70 млн. дол. (так называемый "образовательный заем"). Подготовительные работы продлились с середины 1992 г. по конец 1994 г., т.е. заняли два с половиной года и потребовали больших усилий зарубежных и российских экспертов (был подготовлен ряд промежуточных докладов, проведены обследования и т.д.).
• Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
ЕБРР осуществляет свою деятельность в тесном контакте с программой ТАСИС. Ряд проектов в рамках ТАСИС финансируется непосредственно через ЕБРР (например, центры поддержки предприятий). Отличие деятельности ЕБРР от ЕС в этой области состоит в том, что Банк финансирует не только техническую помощь, но и непосредственно инвестиции в российскую экономику (через систему венчурных фондов), рассматривая консалтинговые и тренинговые услуги как меры по созданию условий для таких инвестиций.
• Международная организация труда (МОТ) МОТ оказывала на втором этапе помощь в исследовании вопросов менеджмента и консалтинга, а также в издании книг по этим вопросам.
Вторая группа
• Правительство Великобритании осуществляет деятельность через Британский правительственный фонд ноу-хау.
• Правительство Германии работает в области тренинга. В частности, оно осуществило в сотрудничестве с программой ТАСИС крупный проект в сфере переподготовки офицеров, увольняющихся в запас из Российской Армии.
• Правительство США проводит свою деятельность через три основных правительственных органа:
1) Агентство США по международному развитию (AMP США);
2) Информационную службу США (ЮСИС);
3) Американский корпус мира.
AMP США является наиболее масштабным каналом технической помощи России со стороны правительства США. В 1993 г. по его каналам было выделено на эти цели 234 млрд. дол., в 1994 г. – 1,3 млрд. дол. Однако в 1995 г. объем помощи был резко снижен (в частности, под влиянием критики в Конгрессе со стороны республиканцев) и составил 287 млн. дол., т.е. вернулся к уровню 1993 г. В 1996 г. этот объем составил не более 120 млн. дол.
Отличие проектов технической помощи, осуществляемых через AMP, от проектов в рамках программ ЕС и Всемирного банка заключается, в частности, в более быстром ее предоставлении. Срок от получения заявки до предоставления финансирования по линии AMP в России составляет около 6 месяцев ( в отличие от ЕС и Всемирного банка, в которых этот срок составляет 2–2,5 года).
Другое отличие предоставления технической помощи через AMP – более крупный, чем по линии ТАСИС, размер субсидирования проектов. Например, на проект реформирования системы здравоохранения в России было выделено 44 млн. дол. (почти столько же, сколько по всем шести крупнейшим проектам ТАСИС, перечисленным выше), на реформу российской юридической системы было предоставлено 12,2 млн. дол. и т.д.
• Корпус мира США. Через него осуществляются проекты технической помощи, финансируемые правительством США, но использующие труд добровольцев (т.е. лиц, не получающих непосредственно гонораров за свою работу, им выплачиваются только командировочные). В России Корпус мира имеет отделения в Москве, Саратове и Владивостоке.
• Правительство Японии активизировало свою деятельность на втором этапе. В 1993–1994 гг. были осуществлены тренинговые программы поддержки новых экономических структур и малого бизнеса (в сотрудничестве между Российским антимонопольным комитетом и японским Министерством промышленности и внешней торговли), а 27 ноября 1994 г. был подписан Меморандум о техническом содействии правительства Японии проводимым в Российской Федерации реформам по переходу к рыночной экономике.
• Правительство Канады оказывало техническую помощь на двусторонней основе, в основном не напрямую, а через КЕСО – Канадскую службу технического содействия, имеющую статус неправительственной некоммерческой организации, но частично финансируемой Канадским агентством международного развития (канадский аналог ЮСЕЙДа).
Третья группа
Неправительственные организации как источник технической помощи России представлены частными фондами и другими некоммерческими организациями, в основном из США и Германии.
• В США насчитывается 69 американских неправительственных организаций, оказывающих техническую помощь России. Примеры их деятельности
• Фонд Сороса (США):
1) выделил 100 млн. дол. на развитие научных исследований в России;
2) спонсировал открытие Российской экономической школы на базе ЦЭМИ РАН и Московского университета;
3) в 1996 г. выделил 200 млн. дол. на развитие университетов в российских регионах.
• Корпус граждан за демократию (США) – неправительственная организация, в которую входит ряд корпораций США и отдельных граждан. Осуществил две программы для России: 1) программу технического сотрудничества и 2) программу развития предпринимательства.
• Американская ассоциация юристов объединяет 15 тыс. юристов США. Подготовлены две программы: 1) "Инициатива по развитию демократии" для России и СНГ; 2) законодательные реформы в России и СНГ. В этих программах предполагаются на некоммерческой основе разработка проектов законов, консультирование по созданию общественных организаций и реформам управления.
• Германия:
Фонд Эберта;
Фонд Аденауэра.
• Канада:
Канадская служба технического содействия (КЕСО).
В каждой из перечисленных организаций разработаны специальная процедура подачи и правила отбора заявок на техническую помощь. Рассмотрим их на примере ЕС.
В ЕС разработан специальный формуляр заявки от конечного получателя технической помощи из России. Заявки на получение технической помощи подаются в Российское бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС потенциальными конечными получателями помощи, т.е. только российскими организациями и гражданами, а не европейскими фирмами и учреждениями, которые будут ее осуществлять. Подателями заявки из России могут быть:
правительственные учреждения на государственном или местном уровне;
кооперативы или ассоциации;
частные предприятия;
государственные предприятия;
университеты и другие учебные и научные заведения;
любые законным образом зарегистрированные индивидуальные предприниматели.
Существует ряд критериев, которым должны соответствовать отобранные проекты:
1) соблюдение "буквы и духа" Индикативной программы технической помощи ЕС;
2) интегрируемость проекта, т.е. возможность увязки его с другими;
3) воздействие проекта на процесс экономических преобразований на макроэкономическом уровне;
4) вклад проекта в передачу профессиональных навыков и ноу-хау, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики;
5) смягчение острых социальных проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе преобразований общества в целом;
6) мультипликативный (умножающий) эффект оказываемого проектом воздействия: возможность переноса опыта.
Сама процедура выбора проектов осуществляется следующим образом.
Этап 1. Сбор и первичная оценка заявок в Российском бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС. Российское бюро укомплектовано специалистами, как из России, так и из стран ЕС, а также включает представителей руководящего звена соответствующих российских министерств и ведомств. Деятельность бюро подотчетна национальному координатору, который назначается по согласованию между правительством РФ и Комиссией ЕС из числа членов российского правительства.
В процессе первичной оценки проводятся проверка правильности заполнения формуляра и составления пояснительной записки и определение соответствия представленного проекта Индикативной программе, а также могут уточняться и корректироваться отдельные параметры проекта.
После этого сотрудниками бюро заполняются регистрационные карточки проекта, которые заносятся в компьютер под соответствующим регистрационным номером.
Как показывает опыт, на первом этапе принимаются практически все заявки, соответствующие приоритетным направлениям Индикативной программы.
Зарегистрированные заявки направляются в Генеральную дирекцию по внешним отношениям (DG-1) Европейской комиссии (ЕК).
Этап 2. Отбор и адаптация проектов для включения в секторальные программы действий. Отбор осуществляется отделом ТАСИС в Генеральной дирекции по внешним отношениям и Комитетом ТАСИС, состоящим из представителей стран–членов ЕС. Комитет высказывает свое мнение о проектах решений ЕК по вопросам технической помощи, особенно в том, что касается их реализации в целом, руководства программой и координации.
Однако за окончательный отбор проектов, которые будут финансироваться в рамках Индикативной программы, отвечает ЕК.
Используя Индикативную программу и поступившие заявки потенциальных российских получателей помощи, ЕК (в сотрудничестве с государственными органами РФ) составляет программы действий по соответствующим секторам помощи, выделенным в Индикативной программе. В программах действий излагается комплексная стратегия в выбранных секторах, и определяются основные мероприятия, по которым должна быть оказана поддержка. При этом заявки от потенциальных российских получателей помощи учитываются, но мероприятия могут разрабатываться и независимо от них.
После разработки каждая программа действий представляется в форме финансового предложения на утверждение представителей стран–членов ЕС в составе Комитета управления. Затем ЕК принимает окончательное решение о ее финансировании.
Этап 3. Подписание меморандума о финансировании Секторальной программы действий между ЕК и правительством РФ.
Этап 4. Проведение отбора исполнителей проектов и подписание контрактов с ними. На этом этапе отбираются консультационные и учебные организации, которые будут реализовывать передачу ноу-хау в рамках мероприятий, включенных в секторальные программы, на что, собственно, и выплачиваются (по контрактам с ЕК) средства, выделенные на техническую помощь. Кроме того, заключаются контракты на поставку оборудования, необходимого для осуществления соответствующих учебных и консалтинговых функций (компьютеры, демонстрационное оборудование, литература и т.д.).
Следуя своим принципам, ЕС предъявляет несколько основных требований для участия консультантов в реализации Программы технической помощи России:
участие открыто на равных условиях для всех физических и юридических лиц и компаний, имеющих национальность, или зарегистрированных головных организаций, или имеющих деловую прописку в одной из стран–членов ЕС либо в стране происхождения; закупаемое оборудование может поступать либо из страны, получающей помощь, т.е. России, либо из стран ЕС в соответствии с общей концепцией ЕС о стране происхождения;
комиссия должна удостовериться в том, что предложение, выбранное для любой операции, является наиболее экономически целесообразным, особенно учитывая уровень квалификации и гарантии, предоставляемые подателями предложений, стоимость и качество услуг, характер и условия их предоставления, расходы на их использование и их ожидаемую эффективность;
цены должны приводиться в европейской валютной единице (ЭКЮ), а расчеты должны производиться либо в ЭКЮ, либо в рублях.
Отбор исполнителей проектов и поставщиков оборудования проводится в следующих формах:
1) прямые (неконкурсные) соглашения;
2) открытый тендер;
3) ограниченный (закрытый) тендер.
Для контрактов о поставке оборудования используется прямое соглашение (до 50 тыс. ЭКЮ) или открытый тендер (свыше 50 тыс. ЭКЮ). В открытом тендере все заинтересованные стороны из ЕС и из стран–получателей содействия могут принять участие на равных основаниях. Приглашения к тендеру публикуются в соответствующих официальных изданиях, при этом сокращенное "Уведомление о тендере" публикуется в официальной газете ЕС на всех официальных языках Сообщества.
Поскольку в центре внимания Программы ТАСИС находится передача знаний и опыта, контракты о поставке оборудования субсидируются лишь в ограниченной степени (не более 10–15% стоимости проекта).
От общей суммы заказа зависит, каким способом принимается решение о финансировании контрактов о предоставлении консалтинговых услуг – посредством прямого соглашения или ограниченной тендерной процедуры. Ниже установленного предела (по условиям Программы ТАСИС его величина составляла 300 000 ЭКЮ) присуждение контрактам финансирования может осуществляться через прямое соглашение. В этом случае Комиссия на основе своих полномочий после проведения неофициального исследования нескольких конкурентов принимает решение о том, какой из консалтинговых фирм будет поручено выполнение определенного проекта.
Для операций по оказанию услуг, стоимость которых превышает установленный потолок, проводится ограниченный (закрытый) тендер. Весьма специальный характер большей части знаний и профессионального мастерства, требуемых в каждом отдельном случае, делает, по мнению ЕС, более целесообразным ограничение контрактов и тендеров кругом фирм или лиц, которые уже зарекомендовали себя благодаря своему успеху и опыту, накопленному в соответствующих областях. Генеральная дирекция по внешним сношениям ЕС составляет список подходящих кандидатур и активно пытается расширить эту базу, получая и принимая заявки от консультационных фирм и других потенциальных партнеров, кандидатуры которых подлежат рассмотрению. Эти заявки, сопровождаемые соответствующими презентациями, должным образом регистрируются с целью возможного использования. На основе этих источников составляется "короткий список" фирм для любого ограниченного тендера в рамках технического содействия.
Как только короткие списки и другие виды договорных документов утверждаются службами ЕК, начинается проведение тендерных процедур.
Предложения потенциальных исполнителей оцениваются только на основе качества и цены. Таким образом, хотя короткие списки составляются с должным учетом национального баланса в ЕС, при отборе предложений нет никаких ограничений, связанных с национальной квотой.
После окончательного отбора исполнителя ЕК принимает решение о финансировании контракта и подписывает его.
В контракте указывается дата начала выполнения работ по соответствующему проекту. Ее можно считать началом получения помощи по поданной заявке. Эффект же от этой помощи достигается лишь в процессе выполнения работ по проекту, причем его уровень зависит от умения использовать предоставленных специалистов.
Можно выделить ряд недостатков в осуществлении международной технической помощи России.
• Зарубежные и отечественные эксперты отмечают излишнюю "забюрократизированность" процессов принятия решений при отборе проектов, рассмотрении заявок и выделении финансовых ресурсов. В ряде случаев сроки выделения средств затягиваются до двух и более лет.
• Центр тяжести решений по объектам, субъектам и методам консультационно-технического содействия приходится на зарубежную сторону (проекты, по которым оказывается содействие, их исполнители – консалтинговые фирмы и учебные заведения, а также форма реализации проектов определяются органом, финансирующим эту помощь). Влияние же российской стороны на отбор проектов остается минимальным. Окончательные решения принимаются в штаб-квартирах международных экономических организаций и соответствующих ведомствах стран-доноров, что не всегда позволяет направлять помощь в те сферы, в которых особенно заинтересована российская сторона.
• Следует выделить и еще одну существенную, до конца не решенную проблему: если практически все представители российской стороны, а также ЕС и других международных организаций (МОТ, МБРР) отмечают целесообразность совместной, равноправной работы западных и российских консультантов по осуществлению проектов технической помощи, то представители западных коммерческих консалтинговых фирм чаще всего такую возможность отрицают, используя, правда, не содержательные, а формальные аргументы (якобы такое участие запрещено правилами ЕС и соответствующими правительствами). Во многих случаях при осуществлении проектов технической помощи западные консультанты стремятся работать автономно, без использования российских специалистов. В результате Россия превратилась в крупного импортера консалтинговых услуг при недостаточном использовании собственного научно-внедренческого потенциала*.
*Определенные положительные сдвиги в этом направлении стали происходить лишь в последнее время. Многие международные организации (ЕС, Мировой банк, ЕБРР и т.д.) допускают теперь к участию в тендерах и российские консалтинговые фирмы – непосредственно или в партнерстве с западными.
• Техническая помощь могла бы более активно использоваться для подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований проектов, направленных на привлечение иностранных инвестиций. Известно, что сейчас руководители ряда западных фирм высказываются за переориентацию программ технической помощи России с программ передачи опыта на программы, формулирующие условия для поддержки торговых и инвестиционных проектов, осуществляемых западными корпорациями*.
*В качестве положительного примера можно привести деятельность региональных венчурных фондов ЕБРР и Российско-американского фонда предпринимательства (РАЕФ), которые осуществляют консультационные проекты, направленные на привлечение зарубежных инвестиций.
Как западная, так и российская стороны отмечают определенную неподготовленность российских менеджеров и предпринимателей к приему технической помощи, непонимание ее консультационной сути, стремление получить не столько консультацию, сколько деньги и оборудование.
В целом же в современных условиях, характеризующихся, с одной стороны, нехваткой средств, как у государства, так и у предприятий на инновационную деятельность и переподготовку кадров, а с другой, – высокой объективной потребностью в освоении знаний и опыта в области рыночной экономики, получение Россией международной технической помощи представляется необходимым условием ее развития.
Внутренняя техническая помощь в настоящее время недостаточно развита в России, что объясняется двумя основными причинами: 1) нехваткой у правительства денежных средств; 2) несформированностью "вкуса" к российской технической помощи у российских менеджеров и предпринимателей (при получении зарубежной технической помощи важную роль играют такие факторы, как возможности получения оборудования, зарубежных поездок и т.д.).
Внутреннюю техническую помощь в России оказывают государственные и полугосударственные организации – Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Российский центр приватизации. Московское агентство развития предпринимательства, Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров и т.д. Однако их финансирование обеспечивается пока в основном, как и международная техническая помощь, за счет зарубежных источников финансирования: Мирового банка, ЕБРР, ЕС и т.д. (правда, в основном в форме кредитов под гарантии Российского правительства).
4. Процесс обучения консультантов по экономике и управлению
Консультант должен иметь высшее образование по одной или нескольким областям, классификация которых приведена в табл. 1. Однако профессия консультанта требует, кроме того, методической подготовки, дополнительной к знаниям, полученным по специальности (предмету). Это объясняется тремя причинами.
Во-первых, давать консультации о том, как работать, – это совершенно не то, что фактически выполнять эту работу. В процессе методической подготовки консультант должен приобрести навыки, специфические для консультирования.
Во-вторых, широта и глубина специальных знаний, необходимых для того, чтобы давать советы клиентам, обычно выходят за пределы, которых можно было достичь за время предыдущей учебы и работы.
В-третьих, консультант становится сотрудником фирмы, которая выбрала определенную философию и стратегию консультирования. Это касается таких вопросов, как цели, методы и применяемая технология, степень участия клиентов, а также этические соображения. Консультант, принятый на работу в ту или иную фирму, должен освоить практикуемый ею профессиональный подход и воспринять ее философию.
Этот принцип поддерживают и профессиональные ассоциации консультантов. Например, устав Ассоциации консультантов по управлению Великобритании гласит, что "каждый новичок должен пройти курс официального обучения, прежде чем ему будет поручено выполнение задания". Аналогичные положения есть и в уставах других национальных ассоциаций консультантов.
Однако образование консультанта не исчерпывается курсом начального обучения. "Менее всего консультант может позволить себе думать, что старые методы выполнения работы достаточно хороши... Для него ученичество продолжается всю жизнь", – писал Е. М. Шейс, президент американского Института консультантов по управлению.
Начальное обучение профессии консультанта осуществляется в школах менеджмента и на специальных курсах консультантов, функционирующих в рамках последипломного образования ряда зарубежных университетов (например, последипломный курс "Консультант по менеджменту" при Свободном университете Амстердама и др.), учебных центров крупнейших консалтинговых фирм (например, "Купере энд Лайбренд", лондонское отделение) и при национальных ассоциациях консультантов. Сертификацией консультантов занимается Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада), объединяющий национальные институты консульгантов стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Индии, а также национальные ассоциации консалтинговых фирм.
В России система подготовки и сертификации консультантов по экономике и управлению начала формироваться лишь в последние годы. В рамках проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) "Улучшение качества консалтинговой профессии в России" Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) совместно с Голландской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (ROA) впервые в России приступила к осуществлению комплексной программы обучения и сертификации консультантов и консалтинговых фирм.
В соответствии с проектом проводятся обучающие семинары и организовывается система сертификации консультантов по экономике и управлению по международным стандартам качества консалтинговых услуг ISO-9001.
Обучающая программа проекта включает три модуля:
1) обеспечение качества консалтинговых услуг;
2) управление консалтинговой фирмой и маркетинг консалтинговых услуг;
3) построение отношений консультанта с клиентом.
Обучение проводится совместно голландскими и российскими преподавателями, имеющими опыт практической работы в сфере консалтинга. При этом применяются активные методы обучения: деловые игры, разбор кейсов участников, групповая работа, обсуждение проблем и т.д.
Ассоциацией ведутся также спецкурсы "Основы консультирования по экономике и управлению" (16 ч) в ряде образовательных учреждений России и разработана программа подготовки консультантов на 144 ч (базовый курс) и 108 ч (курс специализации). Содержание указанных программ приводится в приложениях 2.1–2.3.
Обучение консультантов экспертному консультированию по направлениям их попредметной специализации, таким, как маркетинг, финансовый менеджмент, управление персоналом, управление проектами, антикризисное управление, бухгалтерский учет и т.д., ведется Академией менеджмента и рынка. Академией разработаны соответствующие "методические пакеты" по поддержке различных областей консультирования.
Кроме того, функционирует Школа консультантов по управлению при Академии народного хозяйства, готовящая консультантов по организационному развитию.
Целью подготовки консультантов является формирование у них не только знаний, но и личностных характеристик, соответствующих требованиям профессии. Первая существенная попытка сформулировать их полный набор была предпринята в 1957 г. Американской ассоциацией консультантов (АКМЕ). В последующие годы характеристики консультантов разрабатывались другими ассоциациями, фирмами и специалистами. Обобщенный перечень требований к консультанту был разработан М. Кубром (Международная организация труда).
Он приведен ниже.
Ключевые интеллектуальные способности и личностные качества консультанта по вопросам управления (по М. Кубру)
1. Интеллектуальные способности:
• способность усваивать материал быстро и легко;
• способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;
• здравые суждения;
• индуктивный и дедуктивный логический ход мысли;
• способность к синтезу и обобщению;
• творческое воображение, оригинальное мышление.
2. Способность понимать людей и работать с ними:
• уважение к мнению других людей, терпимость;
• способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции;
• легкость в налаживании человеческих контактов;
• способность завоевать доверие и уважение;
• вежливость и хорошие манеры;
• способность выслушивать собеседника;
• умение вести устное и письменное общение;
• способность учить и обучать людей;
• способность убедить и создать мотивы для действий.
3. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
• стабильность в поведении и действиях;
• независимость в выводах;
• способность противостоять давлению извне и справиться с фрустрацией и неуверенностью;
• способность действовать уравновешенно и в спокойной объективной манере;
• самоконтроль во всех ситуациях;
• гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
4. Личная напористость и инициатива:
• нужная степень самоуверенности;
• здоровое честолюбие;
• дух предпринимательства;
• мужество, инициатива и самообладание в действии.
5. Этика и честность:
• искреннее желание помочь другим;
• исключительная честность;
• способность осознать границы собственной компетентности;
• способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.
6. Физическое и умственное здоровье:
• способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки консультантов по вопросам управления.
Цель начального обучения – обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консалтинга, достаточным для того, чтобы он смог работать в рамках консалтингового проекта.
Эту общую цель начального обучения можно разбить на следующие четыре подцели:
1. Добиться, чтобы консультант смог изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения. Это требует умения собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя воображение и творческие способности.
2. Добиться, чтобы консультант мог установить отношения сотрудничества с клиентом, получить его согласие на предлагаемые изменения и компетентно их внедрить. Умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих или мешающих внедрению изменений, глубокое знание методов общения и убеждения, хорошие взаимоотношения с людьми в период внедрения предлагаемых мер являются самым важным оружием в арсенале консультанта. Именно эти качества подчеркиваются, укрепляются и вырабатываются во время начального обучения.
3. Добиться высокого мастерства в области будущей работы. Сюда входит знание всех технических аспектов своей отрасли, с рядом которых ему не приходилось сталкиваться в предыдущей деятельности, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента.
4. Добиться способности работать результативно в незнакомой обстановке и под давлением. Это требует выработки навыков, с одной стороны, приспособления к условиям каждой новой клиентной организации, и, с другой, – не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипов и сопротивлению нововведениям.
Поскольку консалтинг является не только интеллектуальной, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено, скорее, по принципу "творческой мастерской", чем по принципу "технического вуза". В максимальной степени должны применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций, игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении "ремесла", т.е. технологии профессии.
Примером методики обучения консультантов в форме творческой мастерской является так называемая лаборатория консультирования (Л К).
Лаборатория консультирования – это методика тренинга консультантов на примере проекта обслуживания реального клиента. Время ее проведения зависит от продолжительности программы, но в сущности Л К – это ролевая игра, в рамках которой отрабатываются навыки постановки целей, формирования отношений с клиентом, сбора и использования данных, стратегии внедрения на рынок, отношений в команде, завершение и оценка результатов. Работа в лаборатории используется как средство для подачи теории, дискуссий по конкретным проблемам, их обобщения и обмена опытом при обучении.
Для осуществления обучения консультантов методом Л К используется форма, подобная описанному выше методу Т-групп (см. п. 2.7).
Норма, с которой сравнивают способности консультанта, представляет собой стандарт, которому он должен соответствовать при выполнении первого задания. При этом необходимо ответить на один вопрос: "Показывая такие успехи, как сейчас, будет ли консультант готов приступить к работе после завершения обучения?"
В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.
Для оценки успешности освоения программы подготовки целесообразно использовать не только традиционный зачетно - экзаменационный метод, но и метод личной оценки, позволяющий определить, достигает ли обучаемый конечной цели обучения. Она осуществляется как преподавателем, так и наставником в начале, середине и конце обучения. Возможная форма такой личной оценки приведена в табл. 9.
После завершения программы начального обучения дальнейшее развитие и повышение квалификации консультанта являются необходимыми элементами его становления как носителя интеллектуального капитала. Это развитие идет по следующим четырем направлениям:
1) освоение новых знаний по предмету специализации консультанта;
2) овладение новыми областями специализации (переподготовка);
3) освоение новых знаний и навыков в области методологии консультирования;
4) освоение новых знаний и навыков в сфере менеджмента и маркетинга консалтинговых услуг.
Таблица 9
Форма отчета о ходе обучения консультанта (по М. Кубру)
Повышение квалификации консультантов может осуществляться в следующих
формах:
1) участие в различных курсах, семинарах и конференциях;
2) проведение самостоятельных исследований;
3) изучение литературы по профессии.
При этом следует учитывать, что "в консультировании больше, чем в каком-либо другом занятии, человек полностью отвечает за собственное развитие. Повышение профессиональной квалификации консультанта – это, прежде всего, самоусовершенствование..."*.
*Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии. С. 314.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Некоторые нормативные документы, регулирующие предоставление консалтинговых услуг в России
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 декабря 1992 г. № 2363-р г. Москва
1. Рабочему центру экономических реформ при Правительстве Российской Федерации совместно с Миннауки России с привлечением Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) и других заинтересованных организаций в 4-месячный срок подготовить программу развития в Российской Федерации профессионального консультирования по экономике и управлению и представить ее на утверждение в Правительство Российской Федерации.
2. Минтруду России ускорить разработку общероссийской программы подготовки кадров для рыночной экономики, предусмотрев в ней обучение профессиональных кадров консультантов и аудиторов.
ОБ УЧАСТИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом
от 2 октября 1992 г. № 507-р
В целях ускорения приватизации государственных и муниципальных предприятий, повышения качества работ по приватизации и сокращения сроков разработки планов приватизации Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом решил:
1. Считать целесообразным широкое привлечение к участию в проведении приватизации консультационных фирм и индивидуальных консультантов и создание системы их сертификации.
2. Утвердить Временное положение о сертификации консультационных фирм и индивидуальных консультантов, участвующих в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (приложение 1).
3. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований организовать сертификацию консультационных фирм и индивидуальных консультантов в соответствии с указанным Временным положением.
4. В целях обеспечения указанной работы создать Совет по организации сертификации консультантов по приватизации в составе, приведенном в приложении 2*.
*Приложение 2 в данной работе не приводится.
Приложение 1
к Распоряжению Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом
от 2 октября 1992 г. № 507-р
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЕРТИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ_И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ PАБОТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение устанавливает порядок получения консультационными фирмами и индивидуальными консультантами (далее по тексту – консультанты) сертификатов при проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
2. Сертификат – документ, выдаваемый консультанту Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, его территориальным агентством, комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- и административно - территориального образования (далее по тексту – Комитет) и удостоверяющий, что его обладатель – консультант имеет необходимую квалификацию, в состоянии обеспечить высокий уровень проведения работ по подготовке приватизации предприятия и может привлекаться к этой работе на договорной основе соответствующим комитетом.
3. Государственные и муниципальные предприятия, другие юридические лица и граждане вправе привлекать к работе по подготовке приватизации государственных и муниципальных предприятии на договорной основе консультантов, не имеющих указанных сертификатов. Отсутствие у консультанта сертификата не препятствует Комитету заключить с ним договор на выполнение любых разработок.
4. Консультанты, получившие сертификаты в установленном настоящим Положением порядке, могут привлекаться к проведению работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий комитетами, выдавшими им эти сертификаты, с целью:
подготовки проектов планов приватизации предприятий, в том числе планов приватизации, являющихся проспектами эмиссии акционерных обществ, создаваемых путем преобразования государственных и муниципальных предприятий;
проведения оценки, инвентаризации имущества приватизируемых предприятии, подготовки учредительных документов акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
подготовки проекта информационного сообщения о приватизируемом предприятии, выпуске акций акционерного общества;
разработки проектов договоров купли-продажи на приватизируемые предприятия, договоров траста;
рассмотрения и подготовки предложений Комитету по результатам рассмотрения проектов материалов по приватизации, подготовленных и представленных в Комитет трудовым и коллективами, гражданами и юридическими лицами.
5. Консультанты, имеющие сертификат и привлекаемые к участию в приватизации государственных и муниципальных предприятий, несут ответственность за достоверность разработанных ими документов, их соответствие требованиям законодательства. Ответственность консультантов устанавливается в договоре, заключаемом Комитетом с консультантом в соответствии с действующим законодательством.
6. Консультанты, получившие сертификат, имеют право на:
первоочередное получение методических и инструктивных материалов по вопросам приватизации;
указание в своих рекламных материалах сведений о получении сертификата от соответствующего Комитета на проведение работ по приватизации;
получение заказов от комитетов по рассмотрению и проведению экспертизы документов по приватизации, представляемых в Комитет трудовыми коллективами, юридическими и физическими лицами.
7. Сертификация консультантов осуществляется Госкомимуществом по представлению Совета по организации сертификации консультантов (далее по тексту – Совет), Комитетами по управлению имуществом национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований.
7.1. Для получения сертификата консультационная фирма должна представить следующие документы в Совет:
заявку по прилагаемой форме;
копии учредительных документов;
свидетельство о регистрации;
справку за подписью руководства фирмы об образовательном уровне и стаже консультационной работы штатных сотрудников фирмы (с приложением копий дипломов);
документ об окончании сотрудниками фирмы курса обучения, организованного Госкомимуществом России, комитетом.
Кроме того, необходимо подписать обязательство о соблюдении Кодекса деловой этики консультанта (приложение 5).
7.2. Для получения сертификата индивидуальные консультанты представляют аналогичный набор документов, но за собственной подписью, а вместо учредительных документов и свидетельства о регистрации представляются необходимые сведения о физическом лице–консультанте.
8. Квалификационными требованиями, которым должны соответствовать консультанты, являются:
8.1. Для фирм:
не менее 50% руководства и штатных сотрудников должны иметь высшее экономическое образование, либо высшее образование по смежным специальностям (социология, хозяйственное право и т д.), либо ученую степень и другие свидетельства их формальной квалификации по указанным специальностям на уровне не ниже высшего образования (удостоверяется копиями дипломов);
фирма в целом должна иметь положительный опыт осуществления не менее двух приватизационных проектов, который удостоверяется справкой руководства фирмы с указанием наименований проектов и адресных данных заказчиков.
8.2. К индивидуальным консультантам предъявляются те же квалификационные требования, что и для консультационных фирм, с учетом того, что обязательным является требование к консультанту иметь высшее экономическое или юридическое образование, либо высшее образование по смежным специальностям, либо ученую степень и другие свидетельства формальной квалификации консультанта.
8.3. Свидетельства об окончании различных курсов по обучению методике приватизации должны рассматриваться как положительный момент при рассмотрении материалов консультанта (при прочих равных условиях), но не как основание для выдачи или невыдачи сертификата.
9. Совет по организации сертификации консультантов рассматривает заявки консультантов и представляемые ими документы, устанавливает соответствие консультантов установленным квалификационным требованиям и представляет в Госкомимущество России рекомендацию о соответствии консультанта этим требованиям.
На основании этой рекомендации Госкомимущество России принимает решение о выдаче консультанту сертификата установленного образца.
В аналогичном порядке осуществляется выдача сертификатов комитетами по управлению имуществом национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований.
10. Первоначальный срок действия сертификата – 1 год со дня выдачи. По истечении указанного срока фирма или индивидуальный консультант обязаны повторно пройти процедуру, установленную настоящим Положением, представив соответствующие документы и отзывы комитетов и других заказчиков по проведенным за период после выдачи сертификата работам по приватизации. Сертификат не подлежит передаче правопреемникам или иным лицам.
11. Консультанты, получившие сертификат, вносятся Госкомимуществом, комитетами по управлению имуществом в специальный реестр, который доводится до сведения территориальных органов Госкомимущества, фондов имущества. Реестры составляются в двух экземплярах и хранятся в комитетах, осуществивших выдачу сертификатов.
12. Расходы на проведение работ по сертификации консультантов оплачиваются за счет их собственных средств, вносимых на счет Госкомимущества России, соответствующих комитетов по управлению имуществом в размерах, устанавливаемых Госкомимуществом России.
13. Члены Совета по организации сертификации консультантов по приватизации, а также фирмы, в которых они принимают непосредственное участие, либо являются их акционерами (пайщиками), либо в которых они являются должностными лицами, не имеют право получать сертификаты консультантов по приватизации.
14. Консультант, получивший сертификат, обязан выполнять следующие обязательства:
извещать обо всех изменениях, касающихся внесенных в сертификат и заявку данных;
вернуть сертификат по требованию Комитета.
15. Выданный консультанту сертификат может быть аннулирован до истечения срока его действия в следующих случаях:
несоблюдение обладателем сертификата требований законодательства Российской Федерации, действующих нормативных актов;
несоблюдение обладателем сертификата квалификационных и иных требований, установленных настоящим Временным положением;
неоднократное отклонение комитетами разработанных обладателем сертификата проектов документов.
Приложение 2
к Распоряжению Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом
О ПОРЯДКЕ СЕРТИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ФИРМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом
от 24 февраля 1993 г. № 346-р
В соответствии с Распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 507-р «Об участии консультационных фирм и индивидуальных консультантов в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий» установить:
1. Расходы на проведение работ по сертификации консультантов оплачиваются за счет их собственных средств в следующих размерах:
– для консультационных фирм ~ в размере 4 установленных законодательно минимальных размеров месячной оплаты труда;
– для индивидуальных консультантов – в размере 2 установленных законодательно минимальных размеров месячной оплаты труда.
Средства вносятся на счет Госкомимущества России № 3451791 в коммерческом «Кредобанке» РКЦГУ Центрального банка Российской Федерации г. Москвы, корреспондентский счет № 161007 МФО 201791, а также на счета соответствующих комитетов по управлению имуществом.
Указанные средства направляются на покрытие расходов Совета по организации сертификации в соответствии со сметой Совета, утвержденной Госкомимуществом России.
2. Решение о предоставлении Советом в Госкомимущество рекомендации о выдаче сертификата или мотивированном отказе заявителю принимается не менее чем 50% голосов от общего числа членов Совета на его заседании непосредственно членами Совета или уполномоченными ими лицами по письменной доверенности и фиксируется в протоколе заседания Совета.
3. Установить, что консультационная фирма считается успешно прошедшей собеседование в случае, если его успешно прошли не менее 1/3 штатных консультантов фирмы, в контрактах которых оговорено проведение консалтинговых работ по приватизации.
В этом случае каждый успешно прошедший собеседование сотрудник фирмы может получить также индивидуальный сертификат (после подачи соответствующей индивидуальной заявки и документов).
4. Утвердить процедуру сертификации консультационных фирм и индивидуальных консультантов (приложение).
Процедура сертификации консультационных фирм и индивидуальных консультантов, участвующих в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
Приложение 2
Кодекс деловой этики консультанта при проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
1. Консультант обязан строго соблюдать независимость и объективность по отношению к клиентам, и частности, должен информировать клиентов о любых обстоятельствах, которые могли бы повлиять на независимость и объективность консультаций (обслуживание конкурентов и т.п.).
2. Консультант обязан строго соблюдать конфиденциальность полученной от клиента информации.
3. Консультант может давать консультации только будучи уверенным, что это принесет пользу клиенту.
4. Консультант должен быть уверен в своей компетентности в области проведения работ по приватизации, а также обязан сообщать клиенту о любых сомнениях, которые у него имеются в отношении возможности с пользой применять полученные консультации (возможные изменения законодательства, недостаточная квалификация персонала клиента и т.п.).