<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  * Производство нематериальных услуг
 
  ПЛ рассматривает только процессы в сфере материального производства.
 
  Цель ПЛ - оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка. Характерная черта объектов изучение в производственной логистике - территориальная компактность.
 
  Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (участников логистического процесса на макроуровне - товарно-денежные). Логистические системы в ПЛ называются внутрипроизводственными. Примеры: промышленное предприятие, морской порт.
 
  Традиционная и логистическая концепции организация производства.
 
  Логистическая. Рынок покупателей. Основные положения:
  * Отказ от избыточных запасов;
  * Отказ от завышенного времени на выполнение основных и товарно-складских операций;
  * Отказ от изготовления продукции, не имеющей спроса;
  * Устранения простоев оборудования;
  * Обязательное устранение брака;
  * Устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
 
  Традиционная. Рынок продавца. Основные положения:
  * Никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать высокий коэффициент его использования любой ценой;
  * Изготавливать продукцию как можно большими партиями;
  * Иметь максимально большой запас материальных ресурсов.
 
  Качественная и количественная гибкость производственных систем.
 
  Производство в условиях рынка выживает только в том случае, если обеспечивается возможность быстрого изменения ассортимента и количества выпускаемой продукции.
  До 70-х годов задача решалась за счет запасов готовой продукции на складе, сегодня - за счет запаса производственной мощности.
  Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость - резерв рабочей силы и резерв оборудования.
 
  Толкающая система управления материальными потоками в производственной логистике - система организации производства, в которой предметы труда подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким производственным графиком.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Толкающие системы характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Толкающие системы имеют естественные границы своих возможностей: чем больше факторов по каждому участку предприятия должна учитывать управляющая система, тем более высокие требования предъявляются к программному, информационному и техническому обеспечению.Общий недостаток - недостаточное отслеживание спроса с обязательным созданием страховых запасов.
 
 
 
  Базовые толкающие микрологистические системы:
 
  МРП (Material Requirements Planning, MRP) - система планирования потребностей в материалах (в производстве и снабжении). МРП I или малая МРП. 50-60-е годы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Цели внедрения:
  * Повышение эффективности качества планирования потребности в ресурсах;
  * Снижение уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции;
  * Планирование производственного процесса, графика доставки, закупок;
  * Совершенствование контроля за уровнем запасов;
  * Уменьшение логистических затрат;
  * Удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции.
 
  МРП основана на заказах потребителей и производстве продукции в соответствии с жестко заданным производственным графиком. Она переводит производственное расписание в цепь требований, которые синхронизированы во времени. При изменениях в производственном графике, структуре запасов или характеристиках продукта система перепланирует последовательность требований и их покрытий.
 
  МРП II (Manufacturing Resource Planning, MRP) - система производственного планирования потребностей / ресурсов (в производстве и снабжении).
 
  Дополнительные функции:
  * Автоматическое проектирование;
  * Управление технологическими процессами;
  * Контроль и регулирование уровней запасов.
 
  Дополнительные блоки:
  * Прогнозирование и управление спросом;
  * Расчет графика производства и плана загрузки мощностей;
  * Размещение заказов и контроль закупок материальных ресурсов.
 
  Тянущая система управления материальными потоками в производственной логистике - система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Система "Канбан" (от японского "карточка") - 1972 год, "Toyota Motors". Цех-изготовитель жестко связан конкретным заказом цеха-потребителя. Подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика; отсутствует и конкретный график производства на декаду и месяц. График производства изделий формируется на основе обращения специальных карточек: карточек отбора и карточек производственного заказа.
 
  Карточка отбора - количество деталей или компонентов, которое должно быть отобрано на предшествующем участке обработки.
  Карточка производственного заказа - количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем производственном участке.
 
 
 
 Складирование деталей
 
  Маршрут карточки заказа Маршрут карточки отбора
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  План производства формируется ежедневно с учетом изменения рыночной конъюнктуры, но бумагооборот сведен к минимуму - к карточкам. Обеспечивается непрерывная работа производственных подразделений, прогнозируется и рассчитывается средняя дневная потребность в каждой детали, заказываются небольшие по размерам партии ресурсов.
 
  Эффект внедрения системы "Канбан":
  * Улучшение качества выпускаемой продукции;
  * Сокращение логистического цикла;
  * Значительное ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  * Снижение себестоимости производства;
  * Сведение страховых запасов к минимуму;
  * Уменьшение производственных запасов;
  * Снижение товарных запасов.
 
  Анализ ABC
 
  Идея метода: выделение из множества однотипных объектов наиболее значимых с точки зрения обозначенной цели. Базируется на правиле Парето (20/80, правило большого пальца).
 
  Порядок проведения анализа ABC:
  1. Формулирование цели анализа.
  2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом ABC.
  3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.
  4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.
  5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.
  6. Разделение совокупности объектов управления на 3 группы.
  7. Построение кривой ABC.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Распределительная логистика.
 
 
  Распределительная логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
 
  В экономике распределение - фаза воспроизводственного процесса: вначале производство материальных благ, затем их распределение, то есть выявление доли каждого производителя в созданном богатстве. Сами продукты между участниками производственного процесса не распределяются.
  В логистике распределение - физическое содержание процесса. Распределение прав собственности во внимание принимается, но не является основным предметом изучения и оптимизации. Главный предмет изучения распределительной логистики - рационализация процесса физического распределения.
 
  Объект изучения распределительной логистики - материальные и информационные потоки на стадии распределения и реализации готовой продукции. Рассматривается только оптовая продажа, процесс розничной продажи (не как процесс, а обслуживание покупателя) не рассматривается.
 
  Задачи распределительной логистики:
 
  1. На микроуровне:
  * Планирование процесса реализации;
  * Организация получения и обработки заказа;
  * Выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
  * Организация отгрузки продукции;
  * Организация доставки и контроль за транспортированием;
  * Организация послереализационного обслуживания.
  2. На макроуровне:
  * Выбор схемы распределения материального потока;
  * Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
  * Определение оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории.
 
  Логистические каналы и логистические цепи.
 
  Потребитель и поставщик материального потока представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом (каналом распределения).
 
  Логистический канал - частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей. Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.
 
  Логистическая цепь - линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
 
  При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения - транзитной или складской. При выборе цепи - выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, экспедитора и т.д.
 
 
 Схема распределения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 8,9 - потребитель вынужден покупать у одного поставщика большое количество одинакового товара;
 1-6 - неудобен по тоем же причинам, т.к. РЦ 1 закупает и продает большие партии однородного товара
 широкий ассортимент формирует РЦ 2
 1-7-5 - наибольший сервис потребителю, но цена самая высокая
 
 Каналы распределения продукции. Выгода производителя:
 Экономия финансовых средств на распределение продукции;
 Возможность вложения сэкономленных денег в основное производство;
 Продажа продукции более эффективными способами;
 Высокая эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
 Сокращение объема работ по распределению продукции.
 
 Системы распределения продукции:
 
 По числу торговых точек:
 
 Экстенсивное распределение - продукция размещается и продается в тех торговых точках, владельцы которых дали согласие на продажу;
 Интенсивное распределение - производитель стремится обеспечить наличие своей продукции в максимальном числе торговых точек. Метод эффективен, если потребитель придает особое значение удобству расположения (товары повседневного спроса);
 Эксклюзивное распределение - эксклюзивные права на распределение на определенной территории предоставляются ограниченному числу торговых предприятий (иногда одному). Применяется в случае, если производитель устанавливает контроль над деятельностью продавцов и уровнем обслуживания. Реализуется путем заключения эксклюзивных дистрибьюторских (дилерских) соглашений;
 Селективное (выборочное) распределение - производитель сотрудничает с ограниченным числом торговых предприятий. Рассчитано на удовлетворение особых потребностей отдельных потребителей.
 
 Горизонтальная система распределения - два и более независимых предприятия объединяют ресурсы для продвижения продукции.
 
 Вертикальная система распределения - производители, оптовые и розничные торговые предприятия функционируют, как единая система. В такой системе один из участников канала:
 Является владельцем остальных предприятий;
 Заключает с остальными участниками договор;
 Имеет влияние, достаточное для объединения участников в единую систему.
 
 Формы сбыта продукции:
 
 Самообслуживание - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранную продукцию к единому узлу расчета;
 Продажа по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают необходимую продукцию и получают ее в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.
 Индивидуальное обслуживание - продавец обслуживает каждого покупателя, консультирует по вопросам пользования, упаковывает и отпускает товар;
 Продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, а продавец проверяет качество, принимает оплату, упаковывает и отпускает товар;
 Продажа по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с образцами товаров, которые в дальнейшем доставляются ему домой или отпускаются на складе магазина
 
 Классификация торговых предприятий:
 
 универмаг - широкий ассортимент. Каждой ассортиментной группой занимается специализированный отдел;
 универсам - недорогой магазин с системой самообслуживания. Ассортимент шире, чем в специализированном магазине, но уже, чем в универмаге. Уровень дополнительного обслуживания ниже.;
 магазин продукции повседневного спроса - небольшой магазин, предлагающий ограниченный ассортимент продукции, пользующейся постоянным спросом. Располагаются в жилых районах;
 супермаркет - крупный магазин самообслуживания с низким уровнем цен и большим объемом продаж;
 специализированный магазин - магазин, предлагающий узкую ассортиментную группу продукции со значительной глубиной ассортимента;
 "убийца товарных категорий" - широкий ассортимент продукции четко определенной категории. Агрессивная ценовая политика основана на закупках значительного количества продукции и предложении ее по более низким ценам, чем у конкурентов с целью ликвидации их в данном рыночном секторе;
 торговый комплекс (гипермаркет) - площадь торговых помещений до 10000 кв. м. Совмещает в себе универсам, магазин сниженных цен и склад-магазин. В ассортимент входят мебель, электробытовые приборы и т.д.;
 торговый центр - комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания, обеспечивающий потребителям широкий выбор продукции и услуг в одном месте;
 
 Классификация посредников в каналах распределения:
 
 дилеры - оптовые, реже розничные посредники, которые работают от своего имени за свой счет. Товар приобретается по договору поставки. Дилер становится собственником продукции после ее оплаты. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В логистической цепи занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям. Эксклюзивные дилеры - единственные представители производителя в данном регионе. Авторизованные - работающие на условиях франшизы;
 дистрибьюторы - оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Дистрибьютор не является собственником продукции, а приобретает по договору право ее продажи. В логистической цепи обычно занимают положение между производителями и дилерами;
 комиссионеры -оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель остается собственником до момента передачи продукции и оплаты ее получателем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Риск случайной порчи или гибели продукции лежит на комитенте. Вознаграждение - процент или разница в цене;
 агенты - посредники, выступающие в качестве представителя основного по отношению к ним лица (принципала). Заключают сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий делятся на универсальных (любые юридические действия) и генеральных (только сделки, указанные в доверенности);
 брокеры - посредники при заключении сделки, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы и не распоряжаются продукцией, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отличие от агентов не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон и действуют на основании отдельных поручений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу