<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  1. Макроуровень (регион, страна, группа стран)
  2. Микроуровень (отдельное предприятие):
  * плановые - создаются на административном уровне управления, служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры задач:
  i) создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
  ii) управление малоизменяющимися данными;
  iii) планирование производства;
  iv) общее управление запасами;
  v) управление резервами.
  * диспозитивные - создаются на уровне управления складом или цехом, служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Примеры задач:
  i) детальное управления запасами;
  ii) распоряжение внутрискладским транспортом;
  iii) отбор грузов по заказам и их комплектование.
  * исполнительные - создаются на уровне административного или оперативного управления. Режим работы в реальном времени. Примеры задач:
  i) оперативное управление производством;
  ii) управление перемещениями;
  iii) оперативный контроль запасов.
 
  Уровень стандартизации наиболее высок в плановых системах, в исполнительных наиболее часто применяют индивидуальное программное обеспечение.
 
  Принципы построения информационных систем в логистике.
 
  В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Принцип последовательного продвижения по этапам издания системы должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
 
  С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.
 
  Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
  Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
  Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
 
  В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение.
  Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
 
  Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков.
  Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
  * возрастает скорость обмена информацией;
  * уменьшается количество ошибок в учете;
  * уменьшается объем непроизводительной, "бумажной" работы;
  * совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
 
  При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы
  1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
  * обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
  * повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
  * снизить их стоимость;
  * ускорить их построение.
  2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.
  3. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
  4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
  5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек - машина".
 
  Штриховые коды.
 
  1. ITF-14. С прямоугольным контуром. Печатается легче других, применяется на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
  2. EAN-13. В сфере обращения. 1-3 - код страны (флаг), 4-7 - индекс изготовителя, 8-12 - код товара, 13 - контрольная.
 
  Преимущества технологии автоматической идентификации штриховых кодов:
 
  1. На производстве:
  * Создание единой системы учета и контроля движения изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
  * Сокращение численности вспомогательного персонала в отчетной документации, исключение ошибок.
  2. В складском хозяйстве:
  * Автоматизация учета и контроля материального потока;
  * Автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
  * Сокращение времени на логистические операции с информационным и материальным потоком.
  3. В торговле:
  * Создание единой системы учета материального потока;
  * Автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
  * Сокращение времени обслуживания покупателей.
 
  Этикетка EAN - маркировка грузового пакета. 148*210мм. Расположение: 450+-50мм от несущей поверхности по высоте, 50 мм от края пакета. С 4-х сторон.
 
  1. Зона А (нижняя) - штриховой код в соответствии с символикой EAN-128 (информация о товаре, сроках хранения, однозначная идентификация данной грузовой единицы)
  2. Зона В (средняя) - данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.
  3. Зона С (верхняя) - по усмотрению грузоотправителя.
 
  Преимущества:
 
  * обеспечение однозначной и простой идентификации пакета;
  * этикетка может использоваться всеми участниками логистической цепи;
  * облегчается процесс коммуникации между партнерами;
  * снижается время обработки грузов;
  * быстрый и правильный ввод информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Закупочная логистика.
 
  Закупочная логистика - управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
 
  Деятельность службы снабжения предприятия может быть рассмотрена на 3-х уровнях:
  1. Как элемент, обеспечивающий связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие. Устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывает технико-экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работает в контакте со службой сбыта поставщика и транспортными организациями. Идея логистики - получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников.
  2. Как элемент микрологистической системы, т.е. одно из подразделений предприятия. Обеспечивает прохождение материального потока в цепи снабжение - производство - сбыт. Задача - обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта. Цепь снабжение - производство - сбыт строится на основании современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия производства и только затем - стратегия снабжения.
  3. Как самостоятельная система, имеющая элементы, структуру и самостоятельные цели.
 
  2 варианта структуры:
 
  Директор - дирекция по производству (производство + управление по материальным ресурсам)- дирекция по закупкам (управление по закупкам)
  Управление по мат ресурсам: задачи: что закупить, сколько закупить; работы: организация складирования
  Управление по закупкам: задачи: у кого закупить, на каких условиях закупить; работы: заключение договоров, контроль над исполнением договоров, организация доставки.
 
  Директор - дирекция по производству (производство) - дирекция по материально-техническому снабжению (управление запасами, закупки, склады)
  Управление запасами: задачи: что закупить, сколько закупить
  Закупки: задачи: у кого закупить, на каких условиях закупить; работы: заключение договоров, контроль над исполнением договоров, организация доставки
  Склады: работы: складирование
 
  Показатели, характеризующие деятельность службы закупок предприятия:
  * Совокупный торговый оборот;
  * Общий объем закупок;
  * Закупочные цены на продукцию;
  * Средние цены на закупаемую продукцию;
  * Размеры отдельных закупок;
  * Затраты на оформление и передачу заказов на поставку;
  * Количество запросов на оферты;
  * Количество договоров на поставку;
  * Количество сотрудников службы закупок;
  * Количество поставщиков;
  * Условия платежа;
  * Условия поставки;
  * Аккуратность поставок;
  * Количество поставок за определенный период времени;
  * Срок поставок;
  * Надежность поставок.
 
  Факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии:
  * Объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания;
  * Особенности приобретаемой продукции;
  * Ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия.
 
  Снабжение - деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции.
  Управление снабжением - деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной стоимости для потребителей.
 
  Задачи закупочной логистики:
  1. Определение потребности в материальных ресурсах. Идентификация внутрифирменных потребителей ресурсов. Устанавливаются требования к весу, размерам, сервису и другим параметрам поставок.
  2. Исследование рынка закупок. Идентификация возможных поставщиков, предварительная оценка всех возможных источников.
  3. Выбор поставщиков
  * Поиск потенциальных поставщиков
  i) Объявление конкурса. Тендер.
  a Реклама
  b Разработка тендерной документации
  c Публикация тендерной документации
  d Приемка и вскрытие тендерных предложений
  e Оценка тендерных предложений
  f Предложение и присуждение контракта
  ii) Изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации
  iii) Посещение выставок и ярмарок
  iv) Переписка и личные контакты
  * Анализ потенциальных поставщиков. Критерии
  i) Цена + качество
  ii) Удаленность от потребителя
  iii) Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
  iv) Наличие резервных мощностей
  v) Организация управления качеством
  vi) Способность обеспечить поставку запасных частей
  vii) Финансовое положение поставщика
  * Оценка результатов работы с поставщиками
  4. Осуществление закупок (выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки)
  * Закупка товара одной партией (оптовая закупка). Преимущества: простота оформления документов, оптовые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
  * Регулярные закупки мелкими партиями. Заказывается определенное количество товара, которое поставляется партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, экономия складских помещений, простота документального оформления. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества, необходимость оплаты всего количества, указанного в заказе.
  * Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используется при закупке дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование, своевременность поставок.
  * Получение товара по мере необходимости. Отличается от регулярной закупки тем, что количество не устанавливается, а определяется приблизительно; оплачивается только поставленное количество товара; поставщики перед каждой поставкой связываются с покупателем; по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по закупке определенного количества, ускорение оборота капитала.
  5. Контроль поставок (качество, сроки). Показатели:
  * Совокупный торговый оборот.
  * Общий объем закупок.
  * Закупочные цены.
  * Размер отдельных закупок.
  * Затраты на оформление и передачу заказов.
  * Количество договоров на поставку.
  * Количество поставщиков.
  * Условия платежа и поставки
  * Надежность поставок.
  6. Подготовка бюджета закупок. Определяются следующие виды затрат:
  * Затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов.
  * Затраты на транспортировку, экспедирование и страхование.
  * Затраты на грузопереработку.
  * Затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки.
  * Затраты на приемку и проверку материальных ресурсов.
  * Затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.
 
  Задача "сделать или купить" в закупочной логистике - принятие одного из двух альтернативных решений:
  1. Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы у производителя.
  2. Закупать товарные ресурсы у посредника, специализирующегося на разукрупнении производственных партий и формировании широкого ассортимента.
 
  Причины выгодности работы с посредниками:
  1. Возможность приобретения широкого ассортимента небольшими партиями. Уменьшается потребность в складах.
  2. Цена товара у посредника может быть ниже, чем у изготовителя.
  3. Территориальный фактор.
 
  Система поставок "точно в срок" - система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
 
 
 
 
  Особенности:
 
  1. Контроль качества у потребителя не предусмотрен.
  2. Долгосрочные контракты.
  3. Повышенные требования к надежности поставщика.
 
  Традиционная система: Поставщик > выходной контроль поставщика > экспедиционный склад > склад входного контроля > основное хранилище > подготовка к потреблению > производственное потребление.
 
  ТВС: Поставщик > выходной контроль поставщика > производственное потребление.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Производственная логистика.
 
  Производственная логистика (ПЛ) - управление материальными и информационными потоками в процессе производства.
 
  Общественное производство:
  1. Материальное производство
  * Производство материальных благ
  * Производство материальных услуг
  2. Нематериальное производство
  * Производство нематериальных благ

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу