<< Пред. стр. 4 (из 9) След. >>
1. Макроуровень (регион, страна, группа стран)
2. Микроуровень (отдельное предприятие):
* плановые - создаются на административном уровне управления, служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры задач:
i) создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
ii) управление малоизменяющимися данными;
iii) планирование производства;
iv) общее управление запасами;
v) управление резервами.
* диспозитивные - создаются на уровне управления складом или цехом, служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Примеры задач:
i) детальное управления запасами;
ii) распоряжение внутрискладским транспортом;
iii) отбор грузов по заказам и их комплектование.
* исполнительные - создаются на уровне административного или оперативного управления. Режим работы в реальном времени. Примеры задач:
i) оперативное управление производством;
ii) управление перемещениями;
iii) оперативный контроль запасов.
Уровень стандартизации наиболее высок в плановых системах, в исполнительных наиболее часто применяют индивидуальное программное обеспечение.
Принципы построения информационных систем в логистике.
В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Принцип последовательного продвижения по этапам издания системы должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня.
Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.
В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи "сбыт-производство-снабжение.
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами, осуществляемая посредством вертикальных информационных потоков.
Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
* возрастает скорость обмена информацией;
* уменьшается количество ошибок в учете;
* уменьшается объем непроизводительной, "бумажной" работы;
* совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы
1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
* обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
* повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
* снизить их стоимость;
* ускорить их построение.
2. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач.
3. Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек - машина".
Штриховые коды.
1. ITF-14. С прямоугольным контуром. Печатается легче других, применяется на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
2. EAN-13. В сфере обращения. 1-3 - код страны (флаг), 4-7 - индекс изготовителя, 8-12 - код товара, 13 - контрольная.
Преимущества технологии автоматической идентификации штриховых кодов:
1. На производстве:
* Создание единой системы учета и контроля движения изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
* Сокращение численности вспомогательного персонала в отчетной документации, исключение ошибок.
2. В складском хозяйстве:
* Автоматизация учета и контроля материального потока;
* Автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
* Сокращение времени на логистические операции с информационным и материальным потоком.
3. В торговле:
* Создание единой системы учета материального потока;
* Автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
* Сокращение времени обслуживания покупателей.
Этикетка EAN - маркировка грузового пакета. 148*210мм. Расположение: 450+-50мм от несущей поверхности по высоте, 50 мм от края пакета. С 4-х сторон.
1. Зона А (нижняя) - штриховой код в соответствии с символикой EAN-128 (информация о товаре, сроках хранения, однозначная идентификация данной грузовой единицы)
2. Зона В (средняя) - данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.
3. Зона С (верхняя) - по усмотрению грузоотправителя.
Преимущества:
* обеспечение однозначной и простой идентификации пакета;
* этикетка может использоваться всеми участниками логистической цепи;
* облегчается процесс коммуникации между партнерами;
* снижается время обработки грузов;
* быстрый и правильный ввод информации.
Закупочная логистика.
Закупочная логистика - управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Деятельность службы снабжения предприятия может быть рассмотрена на 3-х уровнях:
1. Как элемент, обеспечивающий связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие. Устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывает технико-экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работает в контакте со службой сбыта поставщика и транспортными организациями. Идея логистики - получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников.
2. Как элемент микрологистической системы, т.е. одно из подразделений предприятия. Обеспечивает прохождение материального потока в цепи снабжение - производство - сбыт. Задача - обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта. Цепь снабжение - производство - сбыт строится на основании современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия производства и только затем - стратегия снабжения.
3. Как самостоятельная система, имеющая элементы, структуру и самостоятельные цели.
2 варианта структуры:
Директор - дирекция по производству (производство + управление по материальным ресурсам)- дирекция по закупкам (управление по закупкам)
Управление по мат ресурсам: задачи: что закупить, сколько закупить; работы: организация складирования
Управление по закупкам: задачи: у кого закупить, на каких условиях закупить; работы: заключение договоров, контроль над исполнением договоров, организация доставки.
Директор - дирекция по производству (производство) - дирекция по материально-техническому снабжению (управление запасами, закупки, склады)
Управление запасами: задачи: что закупить, сколько закупить
Закупки: задачи: у кого закупить, на каких условиях закупить; работы: заключение договоров, контроль над исполнением договоров, организация доставки
Склады: работы: складирование
Показатели, характеризующие деятельность службы закупок предприятия:
* Совокупный торговый оборот;
* Общий объем закупок;
* Закупочные цены на продукцию;
* Средние цены на закупаемую продукцию;
* Размеры отдельных закупок;
* Затраты на оформление и передачу заказов на поставку;
* Количество запросов на оферты;
* Количество договоров на поставку;
* Количество сотрудников службы закупок;
* Количество поставщиков;
* Условия платежа;
* Условия поставки;
* Аккуратность поставок;
* Количество поставок за определенный период времени;
* Срок поставок;
* Надежность поставок.
Факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии:
* Объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания;
* Особенности приобретаемой продукции;
* Ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия.
Снабжение - деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции.
Управление снабжением - деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной стоимости для потребителей.
Задачи закупочной логистики:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. Идентификация внутрифирменных потребителей ресурсов. Устанавливаются требования к весу, размерам, сервису и другим параметрам поставок.
2. Исследование рынка закупок. Идентификация возможных поставщиков, предварительная оценка всех возможных источников.
3. Выбор поставщиков
* Поиск потенциальных поставщиков
i) Объявление конкурса. Тендер.
a Реклама
b Разработка тендерной документации
c Публикация тендерной документации
d Приемка и вскрытие тендерных предложений
e Оценка тендерных предложений
f Предложение и присуждение контракта
ii) Изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации
iii) Посещение выставок и ярмарок
iv) Переписка и личные контакты
* Анализ потенциальных поставщиков. Критерии
i) Цена + качество
ii) Удаленность от потребителя
iii) Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
iv) Наличие резервных мощностей
v) Организация управления качеством
vi) Способность обеспечить поставку запасных частей
vii) Финансовое положение поставщика
* Оценка результатов работы с поставщиками
4. Осуществление закупок (выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки)
* Закупка товара одной партией (оптовая закупка). Преимущества: простота оформления документов, оптовые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
* Регулярные закупки мелкими партиями. Заказывается определенное количество товара, которое поставляется партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, экономия складских помещений, простота документального оформления. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества, необходимость оплаты всего количества, указанного в заказе.
* Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используется при закупке дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование, своевременность поставок.
* Получение товара по мере необходимости. Отличается от регулярной закупки тем, что количество не устанавливается, а определяется приблизительно; оплачивается только поставленное количество товара; поставщики перед каждой поставкой связываются с покупателем; по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по закупке определенного количества, ускорение оборота капитала.
5. Контроль поставок (качество, сроки). Показатели:
* Совокупный торговый оборот.
* Общий объем закупок.
* Закупочные цены.
* Размер отдельных закупок.
* Затраты на оформление и передачу заказов.
* Количество договоров на поставку.
* Количество поставщиков.
* Условия платежа и поставки
* Надежность поставок.
6. Подготовка бюджета закупок. Определяются следующие виды затрат:
* Затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов.
* Затраты на транспортировку, экспедирование и страхование.
* Затраты на грузопереработку.
* Затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки.
* Затраты на приемку и проверку материальных ресурсов.
* Затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.
Задача "сделать или купить" в закупочной логистике - принятие одного из двух альтернативных решений:
1. Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы у производителя.
2. Закупать товарные ресурсы у посредника, специализирующегося на разукрупнении производственных партий и формировании широкого ассортимента.
Причины выгодности работы с посредниками:
1. Возможность приобретения широкого ассортимента небольшими партиями. Уменьшается потребность в складах.
2. Цена товара у посредника может быть ниже, чем у изготовителя.
3. Территориальный фактор.
Система поставок "точно в срок" - система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
Особенности:
1. Контроль качества у потребителя не предусмотрен.
2. Долгосрочные контракты.
3. Повышенные требования к надежности поставщика.
Традиционная система: Поставщик > выходной контроль поставщика > экспедиционный склад > склад входного контроля > основное хранилище > подготовка к потреблению > производственное потребление.
ТВС: Поставщик > выходной контроль поставщика > производственное потребление.
Производственная логистика.
Производственная логистика (ПЛ) - управление материальными и информационными потоками в процессе производства.
Общественное производство:
1. Материальное производство
* Производство материальных благ
* Производство материальных услуг
2. Нематериальное производство
* Производство нематериальных благ