<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Логистика запасов.
 
 Материальные запасы - находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
 
 Виды затрат на создание и содержание запасов:
 * замороженные финансовые средства;
 * расходы на содержание специально оборудованных помещений;
 * оплата труда специального персонала;
 * постоянный риск порчи или хищения.
 
 Потери от отсутствия запасов:
 * потери от простоя производства;
 * потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
 * потери от закупки мелких товарных партий по боле высокой цене.
 
 Мотивы создания материальных запасов:
 * возможность колебания спроса;
 * сезонные колебания спроса некоторых видов товаров;
 * скидки за покупку крупной партии товаров;
 * спекуляция;
 * снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа (административного характера; транспортировка);
 * вероятность нарушения установленного графика поставок;
 * снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;
 * возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;
 * возможность немедленного обслуживания покупателей;
 * устранение простоев производства из-за отсутствия запасных частей;
 * упрощение процесса управления производством.
 
 Виды материальных запасов.
 1. Производственные:
  * текущие;
  * страховые;
  * сезонные.
 2. Товарные:
  * текущие;
  * страховые;
  * сезонные.
 
 Производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания - обеспечение бесперебойности производства.
 
 Товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю.
 
 Текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Их размер постоянно меняется.
 
 Страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий от контрактной; задержки в пути; непредвиденное возрастание спроса). Размер не меняется.
 
 Сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
 
 Переходящие - остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода.
 
 Подготовительные - часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием в производственном процессе.
 
 Неликвидные - длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы.
 
 Запасы в пути - запасы, находящиеся в момент учета в процессе транспортировки.
 
 
 
 
 
 Системы контроля состояния запасов.
 
 Контроль состояния запасов - изучение и регулирование уровня запасов производственно-технического назначения, потребительских изделий и др. с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
 
 Признаки классификации методов контроля:
 
 * порядок проверки: периодическая или непрерывная;
 * пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
 * величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
 
 Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение: заказывать или не заказывать и если заказывать, то какое количество единиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система пополнения запаса до максимального уровня. (!) Через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение не заказывать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Двухбункерная система. (!) В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии равен разности максимального товарного запаса и порогового уровня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сравнительная характеристика.
 
 Системы с непрерывной проверкой фактического уровня запасов. Условия применения:
 * большие потери от отсутствия запасов;
 * большие затраты по содержанию запаса;
 * высокая степень неопределенности спроса.
 
 Преимущества: экономия на затратах по содержанию запасов (финансы, работники, складская площадь).
 Недостатки: необходимость постоянного контроля размера запасов.
 
 Системы с периодической проверкой состояния запасов. Условия применения:
 * низкие затраты по содержанию запаса;
 * хорошая предсказуемость спроса.
 
 Преимущества: отсутствие необходимости постоянного контроля размера запасов.
 Недостатки: сравнительно высокий уровень среднего запаса.
 
 Определение размера запасов.
 
 Определение оптимального размера заказываемой партии.
 
 
 Оптимальный размер партии поставляемых товаров и оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
 * объем спроса (оборота);
 * транспортно-заготовительные расходы;
 * расходы по хранению запаса.
 
 Критерий оптимальности - минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. Транспортно-заготовительные расходы и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер этой зависимости разный. Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются по гиперболе. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.
 
 Аналитический способ решения задачи. Формула Уилсона.
 
 , где:
 К - транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;
 Q - величина оборота за определенный период времени (сумма в месяц);
 M - размер тарифа за хранение запаса, выраженная в доле, которую составляют издержки по хранению в стоимости среднего запаса за этот период. Например, если М=0,2, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 20% от стоимости среднего запаса за этот же период
 
 Расчеты величин К и М, входящих в формулу Уилсона, выполняют на основе составления смет транспортно-заготовительных расходов (включая все расходы, связанные с размещением и доставкой заказа) и расходов, связанных с хранением запаса.
 
 Транспортно-заготовительные расходы, в расчете на один заказ, определяют делением транспортно-заготовительных расходов прошлого периода на число размещенных за этот период заказов. Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следующие виды затрат:
 к1 - затраты, связанные с оформлением договора доставки, т.е. расходы на возможные командировки, представительские расходы на проведение переговоров, расходы, связанные с необходимостью осуществления контроля за процессом поставок, и т. п.;
 к2 - затраты на охрану груза в процессе доставки;
 к3 - затраты на страхование;
 к4 - затраты на транспортирование;
 к5 - прочие расходы, связанные с размещением и исполнением заказа.
 
  Суммарные транспортно-заготовительные расходы определяют по формуле:
 
 
 где L - количество заказов, размещенных и выполненных за определенный период.
 
 Расчет доли, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период включает:
 m1 - проценты за кредит, необходимый для оплаты стоимости запасов, определяемые по формуле:
 m1 = S/2*p*?,
 где S - размер заказа в натуральном выражении;
 р - закупочная цена единицы товара, руб.;
 ? - средняя процентная ставка за кредит;
 
 m2 - заработная плата персонала, связанного с содержанием запасов;
 m3 - амортизация зданий и оборудования, используемых для хранения запасов;
 m4 - административные расходы и коммунальные услуги;
 m5 - охрана, потери и прочие текущие расходы, связанные с содержанием запасов,
 
 
 Нормирование запасов.
 Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров. При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.
 Эвристические методы - использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод (из группы эвристических) называется опытно-статистическим. В том случае, когда поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт нескольких специалистов, Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.
 Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в расчленении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции. Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас - на случай повышения спроса, или страховой запас - на нарушение сроков завоза материалов от поставщиков. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако имеет высокую трудоемкость.
 Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом на будущее.
 У5=0,5-(2-У4+У3-У1),
 где У1, У3, У4 - уровни запаса соответственно за первый, третий и четвертый периоды; У5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
 
 Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:
 
 
 где Т3 - темп роста товарных запасов; Т0 - темп роста спроса.
 Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.
 
 Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу