<< Пред.           стр. 15 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 С момента организации МВФ как кредитор играл скромную роль. С конца 70-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на выравнивание платежных балансов развивающихся стран, а с начала 80-х гг. - на урегулирование их внешней задолженности (табл. 21.4).
 
 Таблица 21.4. Распределение задолженности перед МВФ
 
 РегионКоличество должниковСумма долга
 (млн. дол.)
 Африка
 Азия
 Европа
 Ближний Восток
 Западное полушарие
 Весь мир41
 11
 22
 3
 20
 9710 505
 8054
 14 523
 622
 25 136
 58 840
 
 
 Примечание. Основными должниками на 1996 г. состояли 97 стран с общей суммой долга в 37,7 млрд. СДР (58,8 млрд. дол.). Пять главных заемщиков должны МВФ (Мексика, Россия, Аргентина, Индия, Венесуэла) 32,4 млрд. дол., что со­ставляет 55% от общей суммы долга всех стран. Россия должна 11% от общей суммы долга.
 
 Происходит повышение роли МВФ как координатора между­народных кредитов и гаранта платежеспособности стран-должни­ков. Заключение страной-должником кредитного соглашения с
 МВФ, главным элементом которого являются определенные эко­номические и политические условия (так называемый обуслов­ленный кредит МВФ), предъявляемые данной стране Фондом в форме программы стабилизации экономики, служит для банков-кредиторов гарантией платежеспособности, достаточной для от­срочки погашения долгов и предоставления этой стране новых кредитов. Отказ страны выполнить условия МВФ закрывает ей доступ к мировому рынку капиталов и, напротив, даже неболь­шой заем Фонда дает стране возможность полнить более круп­ный кредит в банках.
 Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, загранич­ных инвестициях и т.д. Членство в МВФ является обязательным условием при вступлении страны в Международный банк рекон­струкции и развития (МБРР) и для получения льготных кредитов Международной ассоциации развития.
 В последние годы МВФ стремится к усовершенствованию схе­мы кредитования и ставит своей задачей упростить финансирова­ние не только беднейших стран развивающегося мира (под номи­нальные процентные ставки), но и государств Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. В связи с этим МВФ подверга­ется критике за попытки выполнять функции Всемирного банка. По мнению экспертов, МВФ должен сосредоточиться на между­народной валютной системе и проблемах регулирования макро­экономики, избегая дублирования функций Всемирного банка. Кроме того, Фонд не должен больше кредитовать промышленно развитые страны.
 
 Россия и МВФ
 В связи с вступлением стран бывшего СССР в МВФ для осу­ществления с ними взаимодействия в структуре Фонда в конце 1991 г. было специально создано новое крупное подразделение - Европейский департамент II. В него вошли созданные ранее в рамках Европейского департамента I четыре отдела и вновь учреж­денный Балтийский отдел. В настоящее время эти отделы и сфера их деятельности таковы: Балтийский - страны Прибалтики; Вос­точный - государства Средней Азии и Казахстан; Западный - Белоруссия и Украина; Центральный - Российская Федерация и межреспубликанские учреждения; Южный - республики Закавказья и Молдавия (табл. 21.5). Директором департамента назна­чен англичанин Дж. Одлинг-Сми.
 
 Таблица 21.5. Квоты 15 бывших республик СССР в МВФ
 
 
 СтраныВ соответствии с девятым пересмотром квот
 в млн. СДРв %
 Азербайджан
 Армения
 Белоруссия
 Грузия
 Казахстан
 Киргизия
 Латвия
 Литва
 Молдавия
 Россия
 Таджикистан
 Туркменистан
 Узбекистан
 Украина
 Эстония
 Всего117,0
 67,5
 280,4
 111,0
 247,5
 64,5
 91,5
 103,5
 90,0
 4313,1
 60,0
 48,0
 199,5
 997,3
 46,5
 6837,30,08
 0,05
 0,20
 0,08
 0,17
 0,04
 0,06
 00,07
 0,06
 3,00
 0,04
 0,03
 0,14
 0,69
 0,03
 4,76
 
 
 Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. В ходе переговоров о вступлении России в МВФ обсуждалось предоставление ей квоты в 4%, но было не ясно, рассматривать ли товарообмен России с другими бывшими республиками СССР как ее внешнюю торгов­лю или нет. В соглашении была зафиксирована квота в 3% (6,8 млрд. дол.). Россия обязана внести средства в твердой валюте в размере 136,6 млн. дол. в течение 10 лет.
 Программа международной финансовой помощи России и дру­гим странам бывшего СССР от МВФ оценивается в 24 млрд. дол.
 Вступление в МВФ позволяет России пользоваться значитель­ными кредитами для финансовой поддержки мер по осуществле­нию экономических реформ и восстановлению равновесия торго­вого и платежного балансов. Россия по ныне действующим нор­мам имеет возможность получать валютные средства в Фонде в виде резервных кредитов в пределах 4,0 млрд. дол. (68% от квоты) вплоть до достижения максимального уровня в 17,7 млрд. дол., т.е. 350% от квоты. Фактические размеры этих кредитов опреде­ляются в ходе переговоров с Фондом, с учетом реальной эконо­мической ситуации в стране и политики ее властей, и чаще всего оказываются ниже максимально оцениваемых величин.
 В 1995 г. было согласовано предоставление России резервных кредитов МВФ на сумму, близкую к российской квоте. В марте 1995 г. было подписано соглашение между правительством, ЦБ России и МВФ, которое стало основанием для выделения кре­дитов поддержки и составило основу сотрудничества с МВФ на будущее.
 МВФ считает определяющими следующие реформы в России: резкое снижение уровня инфляции (с 17 до 1% в месяц), ужесто­чение кредитно-денежной политики, замедление прироста денеж­ной массы, сокращение вдвое бюджетного дефицита, упраздне­ние основной массы налоговых льгот, перераспределение налого­вого бремени на топливно-энергетический комплекс, либерали­зация внешней торговли, сокращение разброса ставок импортных пошлин, завершение приватизации, ускорение проведения земель­ной реформы, создание и укрепление механизмов социальной защиты населения.
 По кредитному соглашению Россия приняла на себя следую­щие обязательства:
 - Центральный банк России поддерживает ставку рефинансиро­вания на уровне, привязанном к ставке межбанковских кредитов;
 - бюджетное кредитование производства правительством ведет­ся в максимально ограниченном масштабе и по рыночным ставкам;
 - осуществляется поквартальный и ежемесячный контроль за дефицитом консолидированного госбюджета, устанавливаются его квартальные предельные значения;
 - развиваются региональные рынки государственных ценных бу­маг, проводится мобилизация сбережений, в том числе населения;
 - начинаются консультации по поводу обязательств, предус­мотренных в статье VIII Устава МВФ, т.е. о введении свободной обратимости рубля по текущим операциям;
 - валютные резервы будут удерживаться на достаточно высо­ком уровне и составят на конец финансового года не менее 11 млрд. дол.;
 - в отношениях с основными кредиторами Россия будет доби­ваться среднесрочной реструктуризации внешнего долга под кон­тролем и в тесном взаимодействии с МВФ;
 - в перспективе будет установлен национальный режим для иностранных инвесторов, участвующих в денежной приватизации;
 - в рамках либерализации внешней торговли должно быть до­стигнуто снижение средневзвешенной ввозной пошлины до 20% в 1998 г. и 15% к 2000 г., проведены консультации со Всемирной торговой организацией (ВТО).
 МВФ и Россией согласован конкретный механизм постоянно­го взаимодействия: Россия регулярно предоставляет МВФ теку­щую информацию об экономической ситуации, для чего создана специальная экспертная группа из представителей Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка РФ.
 Кроме того, МВФ предоствляет России кредиты системной трансформации - на долю России приходится 60% (3,17 млрд. дол.) таких кредитов, предоставленных к 1996 г. странам с переходной экономикой. МВФ оценивает экономическую ситуацию в России с точки зрения целесообразности предоставления очередного кре­дита системной трансформации по следующим критериям: огра­ничение бюджетных расходов и обеспечение устойчивых доходов бюджета, жесткая кредитно-денежная политика, положительный уровень ставок рефинансирования и рынка межбанковских кре­дитов, неинфляционное по преимуществу финансирование бюд­жетного дефицита, в том числе на основе развития рынка госу­дарственных долговых инструментов; структурная и институцио­нальная реформа, жесткая финансовая дисциплина для предпри­ятий, реализация правовой реформы, либерализация цен во внеш­ней торговле, снижение внешнеторговых тарифов, социальная защита уязвимых слоев населения.
 
 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
 
 Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединен­ных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). МБРР начал свою деятельность в 1945 г. Устав МБРР неоднакратно изменялся. МБРР в качестве специализиро­ванного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МБРР - Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Фран­ция), Токийское бюро - Токио (Япония).
 Всемирный банк включает четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк рекон­струкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гаран­тиям многосторонних инвестиций.
 В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государст­во. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.
 
 Цели МБРР :
 - содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производствен­ные цели;
 - поощрение частных и иностранных инвестиций посредст­вом предоставления гарантий или участия в займах и других ин­вестициях частных кредиторов;
 - стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансирован­ного платежного баланса путем международных инвестиций в раз­витие производственных ресурсов государств-членов МБРР.
 
 Структура МБРР
 Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-чле­нами управляющих (министров финансов или председателей цент­ральных банков), является высшим органом МБРР. Срок полно­мочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, со­ставляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управля­ющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполните­лям (за исключением решений о приеме новых членов, повыше­нии или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством го­лосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голо­совании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты Рос­сии и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).
 Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за те­кущую работу. Из двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Фран­ция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, ос­тальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудов­ской Аравии, которые представлены своим собственным дирек­тором-исполнителем. Директора-исполнители осуществляют воз­ложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего отсутствия.
 Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), основанный в 1974 г. в качестве политического фору­ма для предварительного обсуждения важных проблем в области сотрудничества по развитию, на основе собственных исследова­ний и анализа средне- и долгосрочных перспектив развивающих­ся стран формулирует рекомендации по распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов.
 Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.
 
 Источники финансирования
 Капитал МБРР на момент создания был образован государства­ми-членами в размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР финансирует свои кре­дитные операции из собственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американско­го рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годо­вых), государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
 
 Деятельность
 Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулиро­ванных бюджетных средств промышленно развитых стран и при­влекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвес­тиции в странах Западной Европы, экономика которых значи­тельно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизирова­лось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориенти­роваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, ко­торые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период - 5 лет) под гарантию правительств его стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает стоимость заем­ных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка сос­тавляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за период его деятельности, достигла 235 млдд. дол. (1/3 кре­дитов приходится на 1989-1993 гг.).
 Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покры­вает лишь 30% от стоимости объекта. Наибольшая часть его кре­дитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транс­порт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), здравоохране­ние и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышлен­ность, составляют менее 15%.
 До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совмест­ного финансирования, при котором инвесторы получают ряд вы­год, например, экспертизу проекта и гарантию по возврату креди­та обеспечивает МБРР. Кроме того, МБРР предоставляет гаран­тии по долгосрочным кредитам других банков. При этом он тре­бует обязательного предоставления ему информации о финансо­вом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и со­держании миссии банка, обследующей эти объекты.
 МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внеш­него долга развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользо­ваться только наиболее развитые из развивающихся стран (Мек­сика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При непосредствен­ной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось восстановить международную кредитоспособность крупнейших ми­ровых должников, внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина - 74,5 млрд. дол., Бразилия - 132,7 млрд. дол., Индонезия - 89,5 млрд. дол., Мексика - 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд. дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начи­ная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те стра­ны, которые сотрудничали с этими институтами, например Боли­вия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).
 В связи с изменившейся экономической и политической си­туацией в мире с 1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества порт­феля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должни­ку. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осущест­вляемые надолго уехавшими из страны лицами; сократились зай­мы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того, Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не ос­париваются, МБРР находится в затруднительном положении, по­скольку эти функции относятся к Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий в развивающихся странах.
 Банк выдает структурные кредиты для регулирования нацио­нальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских госу­дарств.
 Важным этапом в развитии экологического направления дея­тельности МБРР явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.).
 Целями экологической политики Банка являются:
 1) помощь членам МБРР в определении приоритетов нацио­нальных экологических политик; создание эффективной инсти­туциональной, правовой, управленческой, информационной и кад­ровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика (эко­логические проекты по линии технической помощи);
 2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффек­та", т.е. проекты, которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;
 3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении кредитно-инвестиционных операций;
 4) участие в решении глобальных экологических проблем с по­мощью Глобального экологического фонда.
 Перечислим экологические проекты, финансируемые МБРР:
 проект интегрированного управления природными ресурсами (вод­ными, лесными, рыбными и минеральными) "Mato Grosso" в Бра­зилии (стоимость проекта - 205 млн. дол.); проект интегрального управления лесами (через параллельное управление смежными ре­сурсами - почвами, водой, дикой флорой и фауной, агролесными системами) в Индии (стоимость проекта - 124 млн. дол.).
 Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Бан­ка, проходят экологическую оценку (ЭО), которая регламентиру­ется документом "Операционная директива по экологической оценке". Согласно этому документу, все проекты классифициру­ются по признаку их потенциального влияния на окружающую среду. Выделяют три категории проектов.
 Категория А. Проекты с широким спектром негативных экологи­ческих эффектов, значительно воздействующих на окружающую среду. Для подобного рода проектов необходима ЭО в полном объеме. Примеры проектов: плотины и водохранилища; лесные проекты; крупные промышленные предприятия; крупные тепло­вые и гидравлические электростанции; трубопроводы; порты; до­быча нефти и газа; производство, транспортировка и использова­ние опасных (токсичных) материалов; операции по захоронению опасных (токсичных) материалов; все проекты (независимо от от­раслевой принадлежности), которые создают потенциальную угро­зу жизни и здоровью персонала.
 Категория В. Проекты, характеризующиеся меньшими негатив­ными экологическими эффектами и меньшим воздействием на окружающую среду. Полная ЭО для них не обязательна, но требу­ется экологический анализ. Примеры проектов: предприятия об­щего машиностроения; текстильные фабрики; сельские системы водоснабжения и канализации; туризм (включая строительство и эксплуатацию гостиниц); производство конструкционных мате­риалов; линии электропередач; агропромышленные проекты (не­большие); проекты, связанные с модернизацией и приватизацией предприятий и других объектов; проекты в области телекоммуни­каций; производство энергии на базе возобновляемых источни­ков; нефте- и газопроводы (небольшие).
 Категория С. Проекты, имеющие минимальное негативное воз­действие на окружающую среду, не требующие ЭО. Примеры про­ектов: предоставление консультативных услуг; техническая по­мощь; лизинговые и факторинговые услуги.
 Согласно процедурам Банка ЭО проводит заявитель. В некото­рых случаях на эти цели может выделяться специальная техничес­кая помощь. Проектная документация вместе с ЭО проходит в МБРР экологическую экспертизу.
 Для решения глобальных экологических проблем в 1990 г. МБРР создал Глобальный экологический фонд - ГЭФ (Global Environ­ment Facility). ГЭФ стал международным институтом по финан­сированию Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.). Программа, в частности, предусматривает следующие расходы раз­вивающихся стран на период 1993-2000 гг.: защита атмосферы (21 млрд. дол.); охрана земельных ресурсов (50 млрд. дол.); защи­та лесов (31,2 млрд. дол.); борьба с опустыниванием (8,7 млрд. дол.); сохранение биоразнообразия (3,5 млрд. дол.); защита мор­ской среды (13,1 млрд. дол.); борьба с опасными отходами (4,2 млрд. дол.); ликвидация твердых отходов (23,3 млрд. дол.); обеспечение населения пресной водой (54,8 млрд. дол.).
 
 Россия и МБРР
 Официальные затраты России, связанные с вступлением в МБРР, составили 33,3 млн. дол. в обратимой валюте и 299,9 млн. дол. в рублевом эквиваленте, т.е. всего 333,2 млн. дол.
 Доля России в кредитах Всемирного банка в Европе и Централь­ной Азии составляет 35,6%, а в кредитах государствам СНГ - 69,3%. По состоянию на 1996 г. для России вступили в силу соглашения по займам: реабилитационным, непосредственно связанным с коррек­цией платежного баланса (1992 г. и 1995 г. по 600 млн. дол.); прива­тизационному (90 млн. дол.), нефтяному (610 млн. дол.), развитию служб занятости и социальной защиты (70 млн. дол.).
 МБРР участвует в совместном финансировании жилищного строительства (350 млн. дол.) на конкурсной основе: он финанси­рует 75% издержек по подготовке территории, 80% расходов на строительство и 60% на производство стройматериалов для стро­ительства. Кроме того, Банк финансирует проект по реконструк­ции предприятий, выпускающих автобусы (300 млн. дол.). МБРР планировал предоставить кредит (500 млн. дол.) для структурной адаптации угольной промышленности России. На IV квартал 1995 г. МБРР одобрил 19 займов стоимостью свыше 4,6 млрд. дол. В ок­тябре 1995 г. правительством России и МБРР была согласована программа стоимостью в 6,3 млрд. дол. по финансированию 20 кон­кретных инвестиционных проектов.
 Для экономики России кредиты МБРР играют позитивную роль, однако они узкоспециализированны, что снижает их объем по сравнению с кредитами МВФ. Объем и направления кредитов Всемирного банка России представлены в табл. 21.6.
 
 Таблица 21.6. Кредиты Всемирного банка России
 
 Финансовый годЗаемСумма
 (млн. дол.)
 1993Первый реабилитационный заем
 Заем службы занятости
 Заем на проведение приватизации
 Первый нефтяной реабилитационный заем600
 70
 90
 610
 1994Заем на ремонт шоссейных дорог
 Заем на развитие финансовых учреждений
 Заем на проведение земельной реформы
 Заем на проведение сельскохозяйственной реформы
 Заем на поддержку предприятий
 Второй нефтяной реабилитационный заем300
 200
 80
 240
 200
 500
 1995Заем на управление окружающей средой
 Заем на подготовку управленческих и финансовых кадров
 Заем на развитие проектного портфеля
 Жилищный проект
 Заем на модернизацию налоговой службы
 Чрезвычайный заем на ликвидацию нефтяного загрязнения
 Заем на восстановление газораспределительных сетей
 Заем на городской транспорт
 Второй реабилитационный заем110
 40
 40
 400
 16
 99
 106
 329
 600
 Итого4530
 
 
 Институт экономического развития МБРР организует на постоянной основе курсы для специалистов развивающихся стран и поддерживает институты в области профессионального образо­вания и научных исследований.
 Банк имеет отделения в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. В 1994 г. Банк открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио новые информационные центры, предлагающие инфор­мацию о проектах в странах-членах, одобренных исполнитель­ным директоратом после 3 января 1994 г. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйст­ве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, госу­дарственных расходах и т.д.).
 Таким образом, Всемирный банк совместно с МВФ выполняет определенные функции в отношении гармонизации сотрудниче­ства государств в сфере международных публичных и частных фи­нансов.
 
 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ
 
 Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. как дочерняя организация МБРР. Она является специа­лизированным учреждением ООН. Местопребывание - Вашинг­тон (США). В MAP входят 156 государств-членов.
 MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели - предоставление займов (кредитов)* для приоритетных, эконо­мически и технически обоснованных проектов в рамках нацио­нальной экономики. Организации различают по источникам фи­нансовых средств и условиям предоставления капитала. В то вре­мя как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, от­вечающим определенным требованиям, а именно возвращающим кредиты), MAP, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным доходом на одного человека менее 805 дол. США на 1992 г.).
 
 *Согласно терминологии, принятой в этих организациях, МБРР называет предо­ставляемые им ссуды займами, a MAP - кредитами.
 
 Цели МАР:
 - поощрение экономического развития;
 - повышение производительности труда;
 - повышение уровня жизни в государствах-членах.
 
 Стуктура
 Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и в МБРР. Административную деятельность осу­ществляет по совместительству персонал МБРР. Президент осу­ществляет текущие дела MAP. Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, плани­рование и исследования.
 
 Источники финансирования
 MAP располагает следующими источниками финансирования: при­были МБРР, взносы государств-членов (на 1993 г. - 73 млрд. дол.), а также возвращенные кредиты.
 Один раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств MAP. Решение о проведении десятого привлечения средств MAP (18 млрд. дол.), используемых прежде всего для борьбы с беднос­тью, а также проведения экономических реформ, улучшения ме­неджмента и экологической среды, было принято в 1993 г. (срок действия - до 1996 г.)
 Фонд MAP для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility-Fund) предоставляет беднейшим странам льготные кредиты для уменьшения внешней задолженности (общая величина кредитов не может превысить 100 млн. дол.).
 
 Деятельность
 Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного ис­пользования финансовой помощи.
 MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты предоставля­ются в национальной валюте государства или его территории. Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В последние 5 лет предоставлено около 40% от общей суммы кре­дитов MAP.
 В 1993 финансовом году новые кредитные обязательства в от­ношении развивающихся стран со стороны МБРР и MAP достиг­ли рекордного уровня - 23,7 млрд. дол. (в 1992 г. - 21,7 млрд. дол.). МБРР выделил в 1993 финансовом году на осуществление 122 проектов 16,9 млрд. дол.; MAP на 123 проекта ассигновала 6,8 млрд. дол. (в 1992 г. эти суммы составляли соответственно 15,2 млрд. и 6,5 млрд. дол.). Кредиты МБРР и MAP странам Восточ­ной Европы и Центральной Азии в 1993 финансовом году соста­вили 3,8 млрд. дол., резко увеличившись с 2,1 млрд. дол. в 1992 г. Часть этого увеличения связана с первыми кредитами, достигши­ми'1,63 млрд. дол., восьми странам СНГ.
 В рамках программы специальной помощи (Special Programm of Assistance) осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами.
 Директора-исполнители публикуют нормы и условия предо­ставления кредитов MAP.
 Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных отношений в развивающихся государствах.
 
 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ
 
 Международная финансовая корпорация (МФК) создана по инициативе США в 1956 г. для поощрения инвестиций частного капитала в промышленность развивающихся стран.
 МФК - член группы Всемирного банка, является юридически и финансово независимой организацией, в качестве специализи­рованного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МФК - Вашингтон (США), Бюро - Франкфурт-на-Майне (Гер­мания), Лондон (Великобритания), Париж (Франция), Токио (Япо­ния).
 В МФК в настоящее время входит 161 государство-член. Член­ство в МФК предполагает и членство в МБРР.
 МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио. Действуют представительства в Африке (Абид­жан, Аккра, Дуала, Хараре, Каир, Лагос, Найроби), Азии (Банг­кок, Пекин, Джакара, Исламабад, Стамбул, Манила, Дели), Ла­тинской Америке (Буэнос-Айрес, Мехико, Сан-Паулу) и Европе (Будапешт, Москва, Прага, Варшава, Вена), а также консульта­тивные бюро по разработке проектов (Project Development Facili­ties) в Вашингтоне, Абиджане, Аккре, Дуале, Хараре, Найроби, Бриджтауне, Сан-Хосе, Варшаве, Познани, Сиднее.
 
 Цель МФК
 Содействие экономическому росту развивающихся стран пу­тем поощрения частных предприятий в производственном секторе.
 
 Структура
 Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоя­щий из управляющих и его заместителей. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения или сниже­ния уставного капитала, изменения соглашения о МФК) дирек­торам-исполнителям. Каждый управляющий Всемирного банка (с заместителем) автоматически является управляющим МФК (если его страна является ее членом). Ежегодное собрание МФК прово­дится одновременно с собранием Всемирного банка.
 Директорат направляет текущую деятельность МФК. Он со­стоит из 24 директоров Всемирного банка, страны которых одно­временно являются членами МФК.
 Президент МФК по должности является председателем Дирек­тората МФК. МФК была реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные стратегии, совершенство­вание экспертной работы, особенно в отраслях инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей промыш­ленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отве­чает исполнительный президент.
 Банковская консультативная комиссия (Banking Advisory Panel) восемь представителей ведущих международных институтов регулярно встречается с руководством МФК для обсуждения де­ловых и политических проблем и будущей стратегии корпорации.
 Деловой консультативный совет (Business Advisory Council), в который входят ведущие промышленники, банкиры и государ­ственные деятели, встречается с руководством МФК для обмена мнениями об интересующих их экономических и финансовых вопросах.
 
 Источники финансирования
 К источникам финансирования МФК принадлежат взносы чле­нов в уставный капитал (1,4 млрд. дол.), кредиты МБРР, отчисле­ния от прибылей, средства от возвращения кредитов и привлекае­мые на международных финансовых рынках.
 
 Деятельность
 МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорента­бельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР - без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.
 В последние годы МФК наряду со своей основной задачей поощрения частных капиталовложений (участие в инвестициях в акционерный капитал частных компаний и помощь им при эмис­сии акций и долговых обязательств путем предоставления гаран­тий (до 25%) активизировала деятельность в сфере технической по­мощи. Общий объем кредитов и инвестиций составляет 7 млрд. дол.
 В 1986 г. МФК основала Консультативную службу по иностран­ным инвестициям (Foreign Investment Advisory Service) для оказа­ния помощи правительствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании иностранных инвестиций (капита­лы, технология, менеджмент) в рамках долгосрочных программ развития. Деятельность службы контролируется специальным ко­митетом (руководство: исполнительный президент МФК, вице-президент МАИГ, вице-президент МБРР по развитию частного сектора).
 
 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ГАРАНТИЯМ
 
 Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 198.8 г., является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание - Вашингтон (США). В МАИГ в насто­ящее время входит 120 государств-членов. Членство открыто для государств-членов МБРР.
 
 Цели
 - поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка;
 - предоставление гарантий, включая страхование и перестра­хование некоммерческих рисков на инвестиции одного государ­ства-члена МАИГ в другом государстве-члене.
 
 Структура
 Все полномочия по управлению МАИГ принадлежат Совету управляющих (1 управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому органу. Совет управляющих мо­жет передавать свои полномочия Директорату. Совет управляю­щих обычно собирается на ежегодную сессию, кроме того, могут быть созваны и другие совещания.
 За текущую деятельность МАИГ отвечает Директорат.
 Президент МБРР по должности является председателем Ди­ректората. Президент МАИГ назначается Директоратом по пред­ложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим над­зором Директората.
 Важнейшим источником финансирования является уставный капитал (948 млн. дол.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму в 745 млн. дол.
 
 Деятельность
 МАИГ предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90% от общего объема инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающихся странах) против потерь от некоммерческих рисков, т.е. обеспечи­вает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. К таким рискам относятся: экспроприация или аналогичные меры, трансфер валютных средств, нарушение договоров вследствие принятия правительством нормативных ак­тов, война и гражданские беспорядки, изменение социально-по­литической обстановки, революции и т.п. В 1993 г. МАИГ предо­ставило гарантии по 27 проектам на сумму 374 млн. дол., обеспе­чивающие иностранные инвестиции в размере 1,9 млрд. дол. Сре­ди стран Центральной и Восточной Европы МАИГ отдает при­оритет Польше и Чехии.
 МАИГ предлагает консультативные и рекламные услуги через Департамент политических и консультативных услуг (Policy and Advisory Services Department).
 Через Консультативную службу по иностранным инвестициям (Foreign Investment Advisory Service), эксплуатируемую совместно с МБРР и МФК, МАИГ помогает государствам-членам разраба­тывать политику и развивать инфраструктуру, необходимые для привлечения прямых иностранных инвестиций.
 МАИГ издает бюллетень MIGA News, а также публикует ежегод­ный отчет.
 Таким образом, МАИГ выступает международным гарантом для прямых капиталовложений и портфельных инвестиций государств-членов в экономику развивающихся стран.
 
 6. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
 
 Банк международных расчетов - первый межгосударственный банк, организованный в Базеле в 1930 г. как международный банк, координирующий действия национальных банков. Учредителями его были центральные банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
 Главной задачей БМР было облегчение расчетов по репатриаци-онным платежам Германии и военным долгам. В его функции входило также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.
 Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединя­ет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. Кроме того, он производит расчеты между странами-участница­ми Европейской валютной системы, выполняет функции депози­тария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а также совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР производит депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.
 Таким образом, БМР содействует межгосударственному регулированию валютно-кредитных отношений.
 
 7. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
 
 Региональные банки развития
 Региональные банки развития представлены Межамериканским банком развития (МаБР), Вашингтон; Африканским банком раз­вития (АфБР), Абиджан; Азиатским банком развития (АзБР), Манила; Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Лондон.
 
 Причины и цели создания
 Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х гг. обусловлено рядом при­чин. Среди них можно назвать внутренние причины: распад колониальной системы, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии и их борьба за новый экономический порядок; необходимость решения региональных специфических задач, ко­торые не всегда учитываются группой МБРР; развитие регио­нального сотрудничества и экономической интеграции развиваю­щихся стран в целях коллективного решения проблем националь­ной экономики и противостояния иностранной конкуренции. Кроме того, назовем внешние причины: перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в промышленно раз­витые страны, что вызывает замещение их в развивающихся стра­нах государственными инвестициями, а последних - междуна­родными; политика "регионализма" промышленно развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, на­ходящихся в сфере их влияния.
 
 Различия и общие черты
 Различия между региональными банками развития обусловле­ны уровнем экономического и культурного развития стран кон­тинентов - Латинской Америки, Азии, Африки и Европы, а так­же особенностями их исторического развития.
 Региональные банки развития имеют следующие общие черты.
 1. Банки преследуют единые цели, вытекающие из потребнос­тей стран-членов. Они призваны осуществлять долгосрочное кре­дитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом регио­нальной специфики.
 2. Одна треть членов банков развития - промышленно разви­тые страны, которые оказывают существенное влияние на их дея­тельность, например, любое решение МаБР может быть блокиро­вано США, а АзБР - Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны Африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал - Африканский фонд развития (АФР; 1972 г.) с участием 23 нереги­ональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и промышленно развитые страны.
 3. Региональные банки развития имеют одинаковые правила (аналогичные с группой МБРР) формирования пассивов, моби­лизации ресурсов в специальные фонды, реализации кредитной политики.
 
 Формирование ресурсов
 Оплаченный уставный капитал МаБР и АзБР не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом. Следовательно, подобно МБРР, эти региональные банки при фор­мировании своих обычных ресурсов рассчитывают в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облигаций. АфБР с середины 70-х гг. также выпуска­ет облигационные займы, но на небольшие суммы и более корот­кие сроки, чем другие региональные банки. Размещение этих об­лигаций гарантируется взаимосвязью региональных банков с ООН через соответствующие регональные экономические комиссии.
 
 Специальные фонды льготного кредитования
 Образование специальных фондов стало общим явлением для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономичес­кой и социальной инфраструктуры, особенно в наименее разви­тых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что MAP в группе МБРР. Преобладающая часть этих фондов фор­мируется за счет взносов промышленно-развитых стран, которые таким способом содействуют импорту своих товаров на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы обусловливает льготные кредиты с закупками импортируемых то­варов стран-кредиторов: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли более 50% средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии - Япония, внесшая 1/2 средств в Азиат­ский фонд развития (АФР). Наименьший источник льготного кре­дитования у Африки, хотя в этом регионе находится многочис­ленная группа наименее развитых стран.

<< Пред.           стр. 15 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу