<< Пред. стр. 14 (из 16) След. >>
- Договор о товарообороте и платежах между СССР и Финляндией (1979 г.);- Договор о товарообороте и платежах между Россией и Японией (1991 г.) и др
III. Международные кредитные соглашения, т.е. межгосударственные договоры о предоставлении кредита (в том числе соглашения о синдицированном кредите) в определенной валюте или международной счетной единице (ЭКЮ, СРД), или о поставке товара в кредит:
- Соглашение об урегулировании задолженности государства Камбоджа перед СССР (Россией) по государственным кредитам (1991);
- Соглашение об урегулировании задолженности государства Лаос перед СССР (Россией) по государственным кредитам (1991);
- Соглашение о государственном кредите для поставок из КНР в СССР (Россию) товаров (1991);
- Соглашение в форме обмена письмами о кредитной гарантии для экспорта сельскохозяйственных товаров и продовольствия из Европейского сообщества в Советский Союз (1991) и др.
IV. Межгосударственные соглашения об инвестициях (капиталовложениях):
- Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенные между СССР (Россией) и государствами: Испания (1990), Великобритания (1989), КНР (1990), Канада (1989), Нидерланды (1989), Финляндия (1989), Франция (1989), Германия (1989) и др.;
- Единый инвестиционный кодекс Андской группы стран;
- Сеульская конвенция об учреждении Международного агентства по гарантиям иностранных инвестиций (1985).
V. Международные соглашения об обеспечении финансовых обязательств субъектов международной финансовой деятельности:
- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988);
- Женевская конвенция об единообразном законе о переводном и простом векселе (1930);
- Женевская конвенция, разрешающая коллизии законов о переводных и простых векселях (1930);
- Женевская конвенция об единообразном законе о чеках (1931);
- Женевская конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей (1930);
- Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924);
- Брюссельский протокол к Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (1968);
- Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) (1988);
- Конвенция о международном финансовом представительстве (факторинге) (1990) и др.
VI. Межгосударственные налоговые соглашения, систематизирующие налогообложение субъектов международной деятельности и исключающие двойное налогообложение:
- Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между СССР (Россией) и Бельгией (1987) и др.
VII. Международные соглашения об экономическом сотрудничестве:
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским сообществом и его государствами-членами (1989);
- Соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и государствами Гамбия (1991), Венгрия (1990), Катар (1990), ОАЭ (1990);
- Соглашение между Правительством и Центральным банком Российской Федерации и Правительством и Национальным банком Республики Казахстан о взаимных обязательствах и взаимной поддержке в связи с введением национальных денежных знаков Республикой Казахстан (1993) и др.
VIII. Иные международные соглашения об отношениях имущественного и неимущественного характера, возникающих при функционировании субъектов международной финансовой деятельности, а также о порядке рассмотрения споров между ними:
- Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980);
- Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974), Венский протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1980);
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985);
- Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (1961);
- Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами . (1965);
- Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (1976);
- Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН (1966);
- Гаагская конвенция об облегчении международного доступа к судам (1980);
- Брюссельская конвенция о судебной подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (1968);
- Гаагская конвенция о гражданском процессе (1954);
- Гаагская конвенция о предоставлении судебных и внесудебных документов (1965);
- Гаагская конвенция о доказательствах (1970);
- Нью-йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение арбитражных решений (1958);
- Регламент Арбитражного суда Международной торговой палаты (1975; с изменениями 1988 г.) и др.
Несмотря на то, что международные соглашения, касающиеся международной финансовой деятельности, можно гармонизировать, следует отметить наличие некоторых проблем в отношении эффективности их действия.
Во-первых, международные соглашения (даже если последние не находятся в противоречии с нормами jus cogens) разделяются по степени эффективного действия в зависимости от государственного органа (президент, правительство, государственные ведомства и т.д.), от имени которого исходила воля по поводу действия соглашения: в частности, в США, согласно распространенной точке зрения, ратифицированные международные договоры и не подлежащие ратификации исполнительные соглашения, подписываемые от имени президента, имеют одинаковую юридическую силу по сравнению с иными международными соглашениями. Данная точка зрения распространяется также на действие международных обычаев, которые на основании ст.38 Статута Международного суда также являются основными источниками (средствами) достижения универсальности регулирования международных экономических и финансовых отношений, поскольку восполняют пробелы конвенционного регулирования международных отношений.
Во-вторых, сфера действия международных норм может быть ограничена в зависимости от региона, в котором признано ее действие.
В-третьих, эффективность действия международных норм, на которые могут ссылаться субъекты международной финансовой деятельности, может быть ограничена их различным статусом по отношению к системе внутреннего права различных государств:
- в одних государствах (Нидерланды, Бельгия, Люксембург) международный договор имеет исключительное верховенство над национальным правом в целом, включая конституцию;
- в других государствах (Франция, Испания, Швейцария, Португалия, Греция, Болгария, Кипр, Хорватия, Словения) признается верховенство международных договоров только по отношению к национальным законам;
- в третьих государствах (Германия, Австрия, Дания, Финляндия, Венгрия, США, Ирландия, Италия, Швеция, Великобритания, Турция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Сан-Марино, Румыния, Албания, Польша, Литва) международные договоры имеют силу национального закона;
- в иных государствах (Австрия, Швеция, Дания, Ирландия, Германия, Греция) при реализации относительно важных для государства международных договоров компетентные органы государства имеют право на трансформацию международного договора в национальную систему права посредством нормативного акта, т.е. международный договор в таких случаях подчинен национальному законодательству.
В-четвертых, эффективность действия международных норм может быть снижена в результате не единообразного их образования, т.е. в том случае, если государство заявляет о каких-либо оговорках относительно действия международных норм.
В-пятых, при реализации международных договоров, особенно при рассмотрении споров, связанных с их действием, возникают вопросы политического характера, которые имеют существенное значение для субъектов международной финансовой деятельности: в частности, согласно "доктрине политического вопроса" (США), в сферу компетенции национальных судебных органов не входят функции, относящиеся к сфере деятельности законодательной и исполнительной власти национального государства (в том числе национального банка), - соответственно суды не имеют права не только рассматривать споры между субъектами международной финансовой деятельности (особенно в области публичных финансов), например по синдицированным кредитам, займам, инвестициям и т.п., но и толковать положения международных договоров, в которых участвуют государственные органы США (президент, правительство, Федеральная резервная система, государственные ведомства).
Самоограничительные функции суда существуют не только в США, но и во Франции, Германии, Англии и некоторых других странах.
Хотя "доктрина политического вопроса" связана с действием публичных норм в международном праве, все-таки не отрицается влияние этой доктрины на характер действия частных экономико-правовых норм. Об этом свидетельствует следующий пример: в 1976 г. консорциум международных банков предоставил крупный кредит банкам Коста-Рики. В связи с тем что выплата долгов не состоялась в результате введения моратория в соответствии с законодательством Коста-Рики, суд вынес решение в пользу консорциума, поскольку право штата Нью-Йорк рейшментировало кредитное соглашение. Однако апелляционный суд в 1984 г. пересмотрел решение суда первой инстанции, мотивировав это тем, что действия государства Коста-Рика по поводу запрещения платежей по иностранным долгам соответствуют праву и политике США, как последняя сформулирована президентом и правительством. В 1985 г. решение апелляционного суда было пересмотрено (отменено) на том основании, что исполнительная власть США, принявшая участие в процессе, заявила об ошибочной позиции апелляционного суда относительно истолкования политики США: теперь законы Коста-Рики стали несовместимыми с правом и политикой США.
Как видим, международному сообществу следует предпринять важные шаги к тому, чтобы именно международное право (соответственно, международные судебные органы) регламентировало очевидные противоречия в межнациональных экономико-правовых системах, поэтому, вероятно, правильно, если государства признают доминирующие позиции международных норм по сравнению с нормами национальными.
Специалисты финансово-кредитных институтов должны также помнить о том, что общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры с участием Российской Федерации являются частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции 1993 г.) и могут быть использованы в судебно-арбитражной практике.
Международный обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянной реализации международной практики, признанное субъектами международного права в качестве международно-правовой нормы. В сфере международных публичных финансов международные обычаи практически не используются.
РЕЗЮМЕ
Основные принципы и нормы международного права оказывают существенное влияние на функционирование международных публичных финансов. Не имеется устойчивой системы кодифицированных норм международного права, применимых к системе международных публичных финансов. В области международных валютно-кредитных отношений, как правило, применяются международные договоры и конвенции; судебная практика при возникновении международных публичных споров в финансовой сфере крайне неустойчива и нуждается в регламентации согласно нормам международного права.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Охарактеризуйте сущность современного международного права.
2) Опишите нормы и источники международного финансового права.
3) Определите систему международных договоров в области международных публичных финансов.
4) Какова эффективность действия международных соглашений?
5) Что такое "доктрина политического вопроса"?
РАЗДЕЛ IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ
Международные организации, как межправительственные, так и неправительственные, оказывают определенное влияние на развитие международных финансовых рынков. Выражая волю государств, межгосударственные организации в пределах полномочий, зафиксированных в учредительных документах, наряду с государствами регламентируют статус субъектов мировых финансовых рынков и регулируют международные валютно-кредитные отношения.
В настоящем разделе (глава 20) рассматриваются статус международных организаций, проблемы, связанные с правовым регулированием и экономическим обеспечением отношений в сфере их деятельности, и в первую очередь в области международных публичных финансов. Дается анализ нормативных актов международной организации, их юридической силы, соотношения их действия с нормами национального и международного права. Производится объяснение принципа действия нормативных актов Международной торговой палаты в международной и национальной публичных сферах.
В главе 21 определяется порядок образования и функционирования международных.финансовых организаций, объясняются особенности их деятельности, констатируется роль МВФ и МБРР в системе международных публичных финансов, рассматривается позитивное взаимодействие России и международных финансовых организаций.
Глава 20. Международная организация как субъект международных
валютно-кредитных отношений
ЦЕЛИ
· Дефинировать международную организацию.
· Классифицировать международные организации.
· Определить статус нормативных актов международной организации, их юридическую силу, соотношения их действия с нормами национального и международного права.
· Объяснить действие нормативных актов Международной торговой палаты в международной и национальной публичной сферах.
· Регламентировать использование международных обычаев.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
Межгосударственная Международный обычай
организация Решение (постановление,
Международная неправитель- резолюция) международной
ственная организация организации
Международная организация Юридическая сила решений
международной организации
1. СТАТУС И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Международная организация - это объединение суверенных государств (в ЮНЕСКО наряду с суверенными государствами участвуют несамоуправляемые территории, которые имеют особый правовой статус и называются ассоциированными членами), созданное на основе международного договора и устава (ЮНЕП, ЮНИДО, ЮНКТАД были созданы в порядке исключения на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей (цель определяет правомерность организации, ее компетенцию в определенном виде деятельности, организационный механизм), имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью (способность иметь права (обязанности) или приобретать их посредством своих действий: например, право на заключение договоров, вправо на привилегии и иммунитеты, право на представительство при организации государств-членов и т.д.) и учрежденное в соответствии с международным правом (т.е. учредительные документы международной организации и ее деятельность должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и в первую очередь принципам jus cogens, согласно значению, подразумеваемому ст.53 Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 гг.).
Классификация международных организаций может быть проведена по следующим признакам: юридическая природа организаций; масштаб деятельности организаций; предмет деятельности организаций.
Можно выделить следующие виды международных организаций.
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
а) Организация Объединенных Наций (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) преследует следующие цели:
- поддерживать Международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира; улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права международные споры или ситуации (в том числе в области международных финансов), которые могут привести к нарушению мира;
- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
- быть центром для согласования действий в достижении этих общих целей;
б) Специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными организациями. Прямое или косвенное отношение к международным валютно-кредитным отношениям имеют: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP).
2. Межгосударственные организации регионального характера. Создаются государствами одного географического региона по любым вопросам, в том числе вопросам экономического и финансового характера (например, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Европейский союз и т.д).
3. Международные неправительственные организации (МНПО). В резолюции ЭКОСОС от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение организаций подобного рода: "Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией". Международные неправительственные организации, в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций, не являются субъектами международного (публичного) права, однако такие организации осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных (межгосударственных) организаций в области финансовых и валютно-кредитных отношений.
К 1914 г. существовало немногим более 200 международных неправительственных организаций, в 1977 г. из 4500 международных организаций более 3500 были международными организациями неправительственного характера, в 1988 г. насчитывалось уже более 5000 международных неправительственных организаций, а в настоящее время их количество превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
К источникам международного (публичного) права также следует относить обязательные нормативные резолюции международных организаций.
Вопрос об юридической силе постановлений, принимаемых органами международной организации, устанавливается ее учредительным актом. Отдельные постановления органа международной организации могут иметь ту или иную силу для членов этой организации. Постановления, принимаемые органами организации, не одинаковы по своей природе: они обыкновенно в зависимости от их обязательной силы подразделяются на два вида - решения, обладающие обязательной юридической силой, и рекомендации.
Первые принимаются по процедурным вопросам (например, принятие правил процедуры, утверждение бюджета организации, распределение средств по направлениям деятельности, расходов между членами, прием в члены организации, исключение из членов, выборы в органы и т.п.). Во всех международных организациях (межгосударственных и неправительственных) решения, принимаемые по таким вопросам, обязательны для государств-членов. Что же касается постановлений, которые принимаются по уставным вопросам деятельности международной организации, касающимся отношений государств-членов с организацией или государств между собой согласно предмету деятельности международной организации, их юридическая сила зависит от характера международной организации (например, рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст.66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от волеизъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.
Юридическая обязательность резолюций международной организации может быть также зафиксирована в нормах национального права.
Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с международно-правовыми или национальными нормами. Особенно это касается резолюций различных неправительственных международных организаций: постановления этих организаций имеют рекомендательный характер для субъектов международного или национального права (исключение: указанные постановления, согласно учредительным документам международной организации, могут иметь обязательную силу непосредственно для членов организации, которыми в соответствующих случаях могут быть юридические или физические лица), однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут использовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают права, с целью принятия позитивных решений.
Несмотря на то что стандарты международных организаций в основном имеют характер рекомендаций, государства, государственные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации рекомендаций международных организаций. В рекомендациях органов международной организации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая политику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, противоречащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Государство и должностные лица, как правило, обязаны оправдываться, почему они не выполняют рекомендаций международной организации (которые формируются под воздействием основных и специальных принципов и норм международного права).
Государство-член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций международной организации, потому что они, во-первых, обычно исходят от опытных и компетентных международных организаций (в подготовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов научно-исследовательских международных и национальных институтов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные международные организации); во-вторых, относятся к вопросам обеспечения и защиты национальных и международной валютно-кре-дитных систем, а также международного и национальных сообществ.
Нормативные акты Международной торговой палаты. Следует отметить некоторые документы, в которых Международной торговой палатой (МТП) кодифицированы нормы обычного права (включая деловые обыкновения), касающиеся международной деятельности финансово-кредитных институтов и применяемые также в сфере международных публичных финансов:
- Унифицированные правила по инкассо (публикация МТП № 322; 1978);
- Унифицированные правила по договорным гарантиям (публикация МТП № 325; 1978);
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП № 400; 1983);
- Международные правила толкования торговых терминов (публикация МТП № 460; 1990);
- Унифицированные правила для гарантий по первому требованию (публикация МТП № 458; 1992).
Указанные нормативные акты МТП (своды единообразных правил) имеют значение лишь рекомендаций, применение которых носит факультативный характер, хотя они частным образом кодифицируют обычаи, существующие в международной финансовой и банковской практике. Исключения представляют случаи, когда стороны выразили согласие по поводу обязательности их действия. Вместе с тем следует указать, что не все приведенные своды единообразных правил имеют одинаковое действие в различных государствах. Так, отметим следующее:
- унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов применяются более чем в 175 государствах. Их юридическая сила в Италии, США, Германии и Франции признается равной непосредственно международным обычаям, даже если в договоре не имеется обязательного указания на это (исключение составляет Великобритания);
- иные унифицированные правила и обычаи имеют меньшее распространение и не вызывают сомнений относительно юридической силы их действия.
Безусловно, следует различать действие международных финансовых и банковских обычаев и нормативных актов международных организаций: первые обязательны для применения всеми субъектами международной финансовой деятельности и имеют одинаковую юридическую силу наравне с международными договорами.
Вместе с тем статус международных обычаев по отношению к нормам национального права еще более не однозначен по сравнению с международными договорами: одни государства (Германия, Италия, Сан-Марино, Греция, Швейцария, Болгария, Португалия, Албания, Словения) прямо или косвенно признают верховенство международных обычаев над всеми национальными законами; другие государства (Великобритания, США, Швеция, Финляндия, Люксембург и т.д.) предоставляют национальным законам более высокий статус, чем международным обычаям.
Рассматриваемую дилемму можно разрешить только в том случае, если регламентировать статус международного обычая в императивных нормах общего международного права.
РЕЗЮМЕ
Международная организация представляет собой межгосударственное формирование, способное выполнять функции по регулированию отношений в сфере международных публичных финансов, если нормативные акты международной организации будут нормативны. Эффективное совершенствование как самих норм, так и системы норм, регламентирующих международную финансовую деятельность, позволит снизить затраты финансово-кредитных институтов и иных субъектов международных валют-но-кредитных отношений при осуществлении их деятельности на международных финансовых рынках, уменьшить их совокупные риски и соответственно увеличить их прибыльность. Единая регламентация международных норм в исследуемой сфере предполагает внесение стабильности в развитие международной валютной системы и международных экономических отношений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1) Определите статус международной организации в сфере международных публичных финансов.
2) Каким образом можно классифицировать международные финансовые организации?
3) Приведите примеры нормативных актов международных организаций.
4) Какова юридическая сила нормативных актов Международной торговой палаты?
Глава 21. Международные финансовые организации
ЦЕЛИ
· Определить статус международных финансовых организаций, а также порядок их образования и функционирования.
· Объяснить особенности деятельности международных финансовых организаций.
· Регламентировать международные финансовые организации по сфере действия.
· Констатировать позитивную роль МВФ и МБРР в системе международных публичных финансов.
· Выявить объективную необходимость взаимодействия России и международных финансовых организаций.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
СДР - специальные права Фонд компенсационного
заимствования финансирования и финанси-
Система финансирования рования в случае непредви-
развития сырьевых ресурсов денных обстоятельств
Совместное финансирование Фонд системной
Срочная помощь трансформации
Фонд структурной адаптации
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования международных экономических отношений, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund - IMF) - специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944 г.) и вступившего в силу 27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ - Вашингтон (США).
Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +/- 1% (с декабря 1971 г. - сверх +/- 2,25%).
Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных ограничений. На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).
Межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973 г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда: вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения" за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов.
Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976- 1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции - приостановлением права голосования - по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).
Цели МВФ:
- поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
- способствование сбалансированному росту в области валютной политики;
- способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;
- поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
- участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты;
- предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.
Функции МВФ:
- соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);
- финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
- консультирование и сотрудничество.
Принципы МВФ:
- запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования;
- обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса;
- обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои интервенции.
Членство в МВФ
В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки и на определяемых МВФ условиях. Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992 г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление - Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина.
Организационная структура МВФ
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) - квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов).
Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.
Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директора-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.
Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.
В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).
Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых - женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.
Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.
Уставный фонд МВФ и заемные средства
Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, объем экспорта и импорта, величина золотовалютных резервов и т.д. (табл. 21.1).
В 1947 г. в Фонд входили 49 стран, и общая сумма квот (капитал МВФ) составляла 7,7 млрд. дол. (наибольший размер квот имели США, Великобритания, Франция, Китай и Индия). В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд. СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США). Из этой суммы 2/3 принадлежат промышленно развитым странам, в том числе США (19,6%), Германии и Японии - по 6,1%, Франции и Великобритании - по 5,48%, Италии - 3,4%, Канаде - 3,2%, Нидерландам - 2,55%, а 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов Фонда.
Таблица 21.1. Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на 1996 г.
СтраныРазмер квот
(млн. СДР)В % к общему
количеству
Все страны
Промышленно развитые
США
Япония
Германия
Франция
Великобритания
Саудовская Аравия
Италия
Канада
Российская Федерация
Китай145318,8
88425,2
26526,8
8241,5
8241,5
7414,6
7414,6
5130,6
4590,7
4320,3
4313,1
3385,2100,0
60,9
18,3
5,7
5,7
5,1
5,1
3,5
3,2
3,0
3,0
2,3
Примечание. Величина квоты должна пересматриваться каждые пять лет.
Исходя из размеров квот, распределяются голоса между государствами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 000 СДР ее квоты. В итоге 59,6% всех голосов принадлежит США (17,7%) и странам ЕС (Германия и Япония - по 5,5%, Франция и Великобритания - по 4,9%, Италия - 3,1%), а 40,4% - иным странам, которые составляют 86% от общего количества членов МВФ. Россия имеет 2,9% голосов.
Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего времени МВФ получал международные кредиты от казначейств и центральных банков стран-членов, БМР, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался услугами частных кредиторов.
В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств - Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция и Япония, - образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о займах (General Arrangements to Borrow - GAB). Оно предусматривает предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных резервных средств на сумму до 6 млрд. дол. в национальных валютах стран-участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь, мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения, взаймы на 3-5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных вкладчиков GAB (в млн. СДР): США - 4250 (25%), Германия - 2380 (14%), Япония - 2125 (12,5%), Великобритания и Франция - по 1700 (10%). GAB было пролонгировано до 25 декабря 1998т. в объеме 17 млрд. СДР.
Кредитная деятельность МВФ
МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР), а их погашение, наоборот, производится в форме выкупа страной-заемщиком национальной валюты на иностранную (или возвращения СДР). Задолженность заемщика автоматически уменьшается, если его национальная валюта в МВФ покупается какой-либо другой страной.
Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для получения кредитов МВФ.
Обычные механизмы кредитования
МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до 4-5 лет) равными кредитными траншами (табл. 21.2).
Таблица 21.2. Кредиты МВФ
ПериодВ млрд. СДРВ %
1947 – 1961
1962 – 1976
1977 – 1991
Всего6,2
35,0
81,0
122,25,1
28,6
66,3
100,0
Размеры этих кредитов ограничиваются следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и т.д.
Специальные механизмы кредитования
В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility) МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в течение 4-10 лет (табл. 21.3).
Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)
Страны1947 - 19761977 - 1991
Промышленно развитые
Развивающиеся60,6
39,47,9
92,1
В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3-5 лет государствам-членам в случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями.
С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3-5 лет.
Срочную помощь (emergy assistance) МВФ предоставляет путем закупки товаров стран, платежный баланс которых испытывает значительные трудности в результате стихийных бедствий.
В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для реализации среднесрочных макроэкономических программ.
Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ.
Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств от стран-кредиторов и установлении контроля над страной-заемщиком в области ее валютно-финансовой политики. Так, для расширения помощи развивающимся странам в МВФ были сформированы "Доверительный фонд" (1976-1981 гг.), финансированный средствами от продажи золота на золотых аукционах; Генеральное соглашение о займах, заключенное с промышленно развитыми странами и странами ОПЕК (середина 70-х гг.); "Нефтяной фонд" (1974-1976 гг.), образованный главным образом за счет средств нефтедобывающих стран для выдачи кредитов странам-импортерам нефти для покрытия дефицита платежного баланса; Фонд Виттевеена (1979-1981 гг.), предназначенный для кредитования стран с дефицитом платежных балансов и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд в МВФ, и др.