<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 Ачкасов А.И. Типы валютных операции и другие виды сделок на между­народных денежных рынках. Сер. Международный банковский бизнес. - М.: Консалтбанкир, 1994.
 Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в "России. - М.: Финансы и статистика, 1994.
 Банковское дело / Под. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Банковский и бир­жевой научно-консультационный центр, 1992.
 Банковское дело: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 1996.
 Банковское дело в России. - Т. 6. - Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Московское финансовое объединение - Вече, 1994.
 Бункина М.К. Валютный рынок. - М.: Дис, 1995.
 Валютный портфель / Ред. колл. Ю.Б.Рубин, Е.Д.Платонов. - М.: СО-МИНТЭК, 1995.
 Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных ак­тов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля / Под ред. Т.П. Базаровой. - М.: ИО ЮНИТИ, 1996.
 Доллан Э. Дж. Деньги, банковская деятельность и кредитно-денежная политика: Пер. с англ. - СПб.: Санкт-Петербургский Оркестр, 1994.
 Котелкин С.В., Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финан-совых и кредитных отношений: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского УЭФ, 1997.
 Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: Учеб­ник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
 Международные расчеты по коммерческим операциям.- М.: Консалт­банкир, 1994.
 Настольная книга валютного дилера. - М.: Верба, 1992.
 Носкова И.Я. Международные валютно-кредитные отношения. - М.: ИО ЮНИТИ, 1995.
 Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые от­ношения: Пер. с франц. / Общ. ред. Н.С. Бабинцевой. - М.: Про­гресс-Универс, 1994.
 Пискулов Д.Ю. Теория и практика валютного дилинга: Прикладное по­собие. - М.: ИНФРА-М, 1995.
 Роуз П. С. Банковский менеджмент: Пер. с англ. - М.: Дело Лтд, 1995.
 Рынок ценных бумаг и его финансовые институты.: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Торкановского. - СПб.: АО "Комплект", 1994.
 Севрук В.Т. Банковские риски. - М.: Дело Лтд, 1995.
 Синки Д.Ф. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. - М.: Catallaxy, 1994.
 Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и опера­ции. - М.: Все для Вас, 1993.
 Финансово-кредитный механизм и банковские операции / Под ред. В.И. Букато, М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 1991.
 Хэррис Дж. Мэнвилл. Международные финансы: Пер. с англ. - М.: Филинъ,1996. International Banking Handbook. Ed. by W.H.Baughn, D.R.Mandich. - Homewood: Dow Jones-Irwin, 1993. Melvin М. International money & finance, 4th ed. - Harper Collins, N.Y.C., 1994.
 
 ЧАСТЬ IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ
 
 Проблема деятельности финансово-кредитных институтов в международных отношениях имеет политические, экономические, социальные, юридические и иные аспекты. Так, большое количе­ство национальных банков и кредитных институтов осуществля­ют операции в валюте более чем 200 государств, а также в между­народных счетных единицах. Деятельность национальных кредит­ных институтов распространяется не только на территорию наци­ональных государств, где они зарегистрированы, но и на террито­рии иностранных государств. Данная деятельность будет регла­ментироваться как нормами национального права, так и нормами международного и иностранного права (публичного и (или) част­ного). Однако к субъектам международных финансов относятся не только субъекты, занимающиеся коммерческой деятельностью в сфере национальных и иностранных отношений юридических и физических лиц, но и субъекты, традиционно оперирующие в области международных публичных финансов.
 Субъектами международных публичных финансов являются лица, признанные таковыми согласно нормам международного (публичного) права, а именно суверенные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации; государственноподобные обра­зования (например, Ватикан); вольный город.
 В отличие от международных публичных финансов субъекта­ми, деятельность которых осуществляется в области националь­ных финансовых и кредитных отношений, согласно нормам нацио­нального права, являются физические и юридические лица, органы государства, в том числе органы местной государственной власти.
 В сфере отношений международных частных финансов основ­ными субъектами являются национальные и иностранные физи­ческие и юридические лица, государства (и их органы), иные субъ­екты международного публичного права, а также лица, образованные субъектами международного публичного и частного права (например, при предоставлении синдицированных кредитов).
 В данной части учебника рассматриваются проблемы деятель­ности публичных институтов в системе международных валютно-кредитных отношений. Взаимодействуя с коммерческими инсти­тутами на мировых финансовых рынках, международные публич­ные институты имеют при этом специфический статус, связан­ный с юрисдикционным иммунитетом при осуществлении опера­ций в сфере публичных финансов. Субъекты международных пуб­личных финансовых отношений посредством правового регули­рования оказывают позитивное влияние на состояние регио­нальных, национальных и международных финансово-кредитных рынков.
 В разделе VIII рассматриваются статус государств в международ­ной публичной сфере; вопросы правопреемства государства в отношении госсобственности, госархивов и госдолгов; проблемы, связанные с иммунитетом государства и его органов от действия иностранных властей; права государств в сфере международных финансов; основные принципы сотрудничества государств в пуб­личной финансовой сфере; межгосударственные кредиты и меж­правительственные займы в историческом развитии системы меж­дународных публичных финансов; международное финансирова­ние и кредитование развивающихся государств; кризисы плате­жеспособности и международные механизмы урегулирования внешних долгов государств; факторы, связанные с образованием, трансформацией и погашением внешнего долга СССР (России); валютные клиринги и платежные союзы; положение центральных банков государств при осуществлении различных видов деятель­ности на международном и национальных финансовых рынках; соотношение норм международного публичного и частного фи­нансового права, эффективность их действия; судебная практика в области международных публичных финансов.
 Международные организации (как межправительственные, так и неправительственные) оказывают влияние на развитие между­народных финансовых рынков. Выражая волю государств, межго­сударственные организации в пределах полномочий, выраженных в учредительных документах, наряду с государствами регламенти­руют статус субъектов мировых финансовых рынков и регулиру­ют международные валютно-кредитные отношения.
 Здесь же характеризуется правовая система, регулирующая отно­шения в области международных публичных финансов. Кроме того, дается определение нормы международного права, производится сравнение международного публичного и частного права, анали­зируется эффективность действия норм международного и наци­онального права. Также дается характеристика международного обычая и договора, проводится классификация международных договоров в зависимости от отношений, регулируемых ими в об­ласти международных публичных финансов, рассматривается су­дебная практика в области международных публичных финансов.
 В разделе IX рассматриваются статус международных финан­совых организаций и проблемы, связанные с их деятельностью в области международных публичных финансов; нормативные акты международных финансовых организаций, их юридическая сила, соотношение с нормами национального и международного права; роль МВФ и МБРР; взаимодействие России и международных финансовых организаций.
 
 РАЗДЕЛ VIII. СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ
 
 Государство и его органы, а также международные организа­ции являются основными субъектами, участвующими в реализа­ции международных валютно-кредитных отношений. Взаимодей­ствуя с коммерческими институтами на мировых финансовых рынках, международные публичные институты имеют при этом специфический статус, связанный с юрисдикционным иммуните­том при осуществлении операций в сфере публичных финансов. Субъекты международных публичных финансовых отношений посредством правового регулирования оказывают позитивное вли­яние на состояние региональных, национальных и международ­ных финансово-кредитных рынков.
 
 Глава 17. Государство как субъект международных публичных финансов
 
 ЦЕЛИ
 
 · Определить правовое положение государства в международ­ной публичной сфере.
 · Дефинировать иммунитет государств.
 · Определить процедуры правопреемства в отношении госу­дарственной собственности, госархивов и госдолгов.
 · Регламентировать права и обязанности государств в области международных финансов.
 · Определить принципы сотрудничества государств в сфере меж­дународных финансов.
 
 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
 
 Права и обязанности госу- Правосубъектность государства
 дарств в финансовой сфере Основные принципы сотруд-
 Правопреемство государств в ничества государств
 отношении договоров, гос- Юрисдикционный иммунитет
 собственности и госдолгов
 
 1. ГОСУДАРСТВО - СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
 Суверенное государство является основным субъектом междуна­родного права, функционирующим в области международных пуб­личных финансов, и представляет собой страну в международных отношениях (в том числе экономических и финансовых), обла­дающую способностью осуществлять международные права и обя­занности.
 К основным критериям, характеризующим государство как субъ­ект международного публичного права (и международных пуб­личных финансов), относятся следующие: территория, население, публичная власть и способность вступать в отношения с другими государствами и субъектами международного права.
 Правосубъектность государства согласно нормам международ­ного права включает правоспособность (способность иметь права и обязанности) и дееспособность (способность независимо от иных субъектов осуществлять права и обязанности). Международная правоспособность и дееспособность государства неразделимы, однако в истории международных отношений были случаи, когда государство, сохраняя статус субъекта международного права, было полностью или частично недееспособным (например в период второй мировой войны государства, оккупированные Германией, сохраняли свою правоспособность, однако дееспособность в ог­раниченной мере осуществлялась эмигрировавшими правитель­ствами; подобная ситуация наблюдалась и в период оккупации Кувейта Ираком).
 Права и обязанности различных государств одинаковы незави­симо от их размеров, экономического и военного могущества и иных различий; они обусловлены природой государства и харак­тером международного сообщества на определенный историчес­кий период развития и взаимосвязаны. Основные права государств связаны с суверенитетом, что их существенно отличает от иных субъектов международного публичного или частного права. Пра­ва государств соответственно ограничены правами других госу­дарств и должны использоваться в соответствии с основными прин­ципами и нормами международного права.
 Иммунитет государства. Участникам международных публич­ных и частных финансовых отношений следует учесть, что юрис­дикция государства должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет про­исходит из принципа суверенного равенства, т.е. равный над рав­ным власти не имеет (par in parem imperium non habet).
 Исторически иммунитет был абсолютным и являлся необходи­мостью взаимодействия суверенных государств на территории друг друга (постоянные дипломатические представительства, миссии, делегации и т.п.). Абсолютный иммунитет действовал как в пуб­личной, так и в частной сфере. С течением времени государство кроме публичных функций стало развивать функции коммерчес­кого и частноправового характера (торговля, приобретение товаров, движимого и недвижимого имущества, участие в финансо­вых операциях и т.д.). В настоящее время признается концепция не абсолютного, а ограниченного иммунитета, т.е. иммунитет огра­ничивается лишь теми отношениями, в которых государство вы­ступает как носитель суверенной (публичной) власти, а также действиями, совершаемыми в силу (и в интересах) государствен­ной власти (jure imperii); государство не обладает иммунитетом в правоотношениях коммерческого (непубличного) характера (jure gestionis), так как юридические и физические лица, вступающие с иностранным государством в такого рода отношения, не могут быть лишены правовой защиты согласно нормам национального (гражданского, финансового, банковского и т.д.) и международ­ного частного права.
 Таким образом, иностранное государство осуществляет свою юрисдикцию с соблюдением юрисдикционного иммунитета госу­дарств.
 Правопреемство государств. При осуществлении операций на международных, региональных и национальных валютно-кредит­ных рынках каждому лицу, участвующему в сделках, необходимо помнить, что сторона сделки - государство - может быть заме­нена (или выбыть из сделки) в результате правопреемства. Безус­ловно, это может повлиять на эффективное исполнение обяза­тельств сторонами, реализацию прав и объем ответственности.
 Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим относительно ответственности за международные отношения какой-либо территории (например, при разделении одного государства на два и более; при образова­нии нового государства на части территории; при переходе части территории от одного государства к другому).
 Нормы международного права в отношении правопреемства содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопре­емстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., кото­рые касаются только случаев правомерного правопреемства, осу­ществляемого в соответствии с международным правом.
 Правопреемство в отношении договоров. Правопреемство не за­трагивает договоров, установивших границы и их режим, а также обязательств относительно пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного государства. При переходе части территории от одного государства к другому государству действует принцип подвижности границ, в соответствии с кото­рым пределы действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами государства.
 При объединении государств все их договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного государства, в отношении которой они находи­лись в силе в момент правопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую Республику (ОАР) это поло­жение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958 г. Правомерность такого решения была признана другими государ­ствами, вместе с тем в 1960 г. между СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-сирийского согла­шения об экономическом и техническом сотрудничестве (т.е. не­которые государства в подобных случаях имеют практику урегу­лирования отношений в области экономики, финансов и в иных областях посредством специальных соглашений).
 Приведенные правила применяются и при присоединении одно­го государства к другому, которое сохраняет свою правосубъектность. Исключением является вхождение ГДР в ФРГ: ГДР утра­тила свою правосубъектность, ФРГ - сохранила (проблема со­стояла в том, что общественно-политические, финансовые и пра­вовые системы этих государств, а также их международные обяза­тельства существенно отличались). По согласованию между госу­дарствами договоры с участием ГДР подлежали сохранению, пере­смотру или аннулированию в зависимости от обеспечения дове­рия, интересов участвующих государств и договорных обязательств ФРГ, а также с учетом интересов государств-членов ЕС, соответ­ствия принципам свободного, демократического и правового го­сударственного устройства. Международные договоры с участием ФРГ сохранили свою силу и распространили свое действие на территорию бывшей ГДР, что было закреплено в договоре об объ­единении Германии в 1990 г.
 Если при разделении государства одна из его частей продолжа­ет существовать как государство-предшественник, то в его дого­ворных отношениях не происходит изменений, за исключением тех договоров, которые непосредственно связаны с отошедшей территорией (что относится как к членству в ООН, так и в отно­шении членских взносов и иных финансовых обязательств).
 Относительно государства, образовавшегося на отделившейся территории, имеются две различные концепции.
 1) Новое государство не несет обязательств по договорам госу­дарства-предшественника. В 1947 г. при отделении Пакистана от Индии Секретариат ООН заявил, что в "международном статусе Индии нет изменении и она продолжает существовать как госу­дарство со всеми договорными правами и обязанностями и, сле­довательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН. Паки­стан будет новым государством и не будет обладать правами и обязанностями прежнего государства и, разумеется, не будет чле­ном ООН".
 2) Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для государств-преемников (ст. 34 п. 1 Венской конвенции о правопреемстве в отношении договоров).
 Роль политических факторов в решении вопросов правопре­емства является существенной. После распада Югославии вновь образованные государства были приняты в члены ООН. Вместе с тем в резолюции Совета Безопасности ООН от 30 мая 1992 г. говорилось о том, что "претензия Федеративной Республики Юго­славия (Сербия и Черногория) на автоматическое продолжение членства СФРЮ в ООН не является общепринятой". В другой резолюции Совет Безопасности ООН указал, что "государство СФРЮ прекратило свое существование".
 Распад СССР, закрепленный рядом нормативных документов, является специфическим правопреемством. Например, в Алма-Атинской декларации стран СНГ 1991 г. указано: "С образовани­ем Содружества Независимых Государств СССР прекращает свое существование"; участники СНГ гарантируют "...выполнение меж­дународных обязательств, вытекающих из договоров и соглаше­ний бывшего СССР". Однако на практике генеральным право­преемником СССР, согласно концепции, признанной большин­ством государств, стала Россия, и именно на нее была возложена ответственность за выполнение международных обязательств СССР. Все правопреемники СССР становятся участниками за­ключенных им многосторонних договоров. Двусторонние догово­ры сохраняются за Россией (исключение составляют те договоры, которые непосредственно связаны с территорией государства-пра­вопреемника).
 Новое независимое государство (территория которого являлась зависимой территорией) не обязано соблюдать какой-либо дого­вор государства-предшественника, который в момент правопре­емства имел силу в отношении его территории. Венская конвен­ция о правопреемстве в отношении договоров 1978 г. определила право нового независимого государства путем уведомления опре­делять свой статус в отношении многосторонних договоров (в до­говорах с ограниченным числом участников новое независимое государство может стать участником договора только с согласия всех участников договора). Двусторонние договоры остаются в силе только в случае согласия как новой стороны по договору, так и прежнего участника.
 На практике новые независимые государства заявляют о пол­ном правопреемстве в отношении договоров, чтобы не оказаться в экономико-правовом вакууме.
 Следует отметить, что международное право связывает право­преемство только с изменением территории. Конституционные и даже неконституционные перемены в форме правления (монар­хия - республика), перемены в форме государственного устрой­ства (федерация - унитарное государство) не влияют на обяза­тельную силу международных обязательств государства. Вместе с тем другая сторона международного договора вправе отказаться от продолжения отношений по договору, ссылаясь на норму от­носительно коренного изменения обстоятельств как основание для прекращения договора ("наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора" - ст. 62, п. 1 Венской конвенции о правопре­емстве в отношении договоров).
 Правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. Государственная собственность может выступать объектом, обеспечивающим международные обязатель­ства (в том числе финансовые) государства. Нормы международ­ного права по данному вопросу содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной соб­ственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. и касаются только государственной собственности госу­дарства-предшественника. Режим правопреемства не распростра­няется на права и обязательства юридических и физических лиц. Государственная собственность государства-предшественника, со­гласно ст. 8 Конвенции, - это "имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, со­гласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству". Согласно общему правилу, переход государственной собственности осуществляется без компенсации, если стороны не договорились об ином (ст. 11).
 Собственность объединяющихся государств переходит к объеди­ненному государству. При передаче части территории государства недвижимая собственность государства-предшественника, являю­щаяся объектом правопреемства, переходит к государству-право­преемнику; движимая собственность (например, самолеты, авто­мобили, подвижной состав железных дорог, другие транспортные средства, оружие) переходит к государству-правопреемнику, если собственность была связана с деятельностью государства-предше­ственника в отношении передаваемой территории (ст. 14). Анало­гичные правила применяются и в других случаях: при отделении части территории и образовании на ней государства, а также при разделении государства. Закрепление имущества производится по­средством специальных соглашений. Движимая и недвижимая соб­ственность государства-предшественника, находящаяся за грани­цей государства, переходит к государствам-преемникам на основе справедливости или на компенсационной основе.
 Архивы представляют большую ценность для организации госу­дарства (в том числе при организации денежно-кредитной систе­мы в национальных или международных отношениях), а также для исполнения обязательств при возникновении споров. Госу­дарственные архивы - это совокупность документов любой дав­ности, произведенных или приобретенных государством-предше­ственником, которые принадлежат ему согласно его внутреннему праву и хранятся им. По общему правилу, переход архивов не сопровождается компенсацией (ст. 23). Правопреемство не каса­ется архивов, которые находятся на территории государства-пред­шественника, но принадлежат третьему государству, согласно внут­реннему праву государства-предшественника. Не подлежат пра­вопреемству архивы третьих стран, являющиеся предметом между­народного договора. При правопреемстве соблюдается принцип целостности архивов. При объединении государств архивы пере­ходят к объединенному государству. Для иных ситуаций часть ар­хивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в интересах нормального управления его территорией, переходит к этому преемнику; часть архивов, имеющая непосредственное отношение к территории государства-преемника, также переходит к последнему.
 Правопреемство в отношении государственных долгов. Венская конвенция 1983 г. регламентирует отношения, связанные с государственными долгами, к которым отнесены любые финан­совые обязательства государства-предшественника в отношении другого субъекта международного публичного права, возникшие в соответствии с международным публичным правом. Финансо­вые обязательства государства в отношении физических и юриди­ческих лиц, возникшие при взаимодействии на международных, региональных и национальном финансовых рынках, остаются вне сферы предмета Конвенции и регламентируются нормами нацио­нального (гражданского, финансового, банковского и т.п.) и меж­дународного частного права. Вместе с тем и такие долги являются предметом правопреемства.
 Решение проблем внутреннего долга бывшего СССР было определено специальным соглашением 1992 г. Участники приня­ли на себя обязательства по погашению государственного долга СССР перед населением в суммах пропорционально остатку за­долженности, числящейся на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из них. Остальная задолженность Госбанку СССР, Госстраху СССР и т.д. должна быть возвращена из соответствующей доли каждого участника в произведенном на­циональном доходе и использованном объеме капитальных вло­жений из союзного бюджета.
 Основным принципом Венской конвенции стал следующий: "Правопреемство государств ...не затрагивает прав и обязательств кредиторов" (ст. 36). Общее правило правопреемства: долг госу­дарства-предшественника переходит к правопреемникам в спра­ведливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему государству-правопреемнику в связи с данным государственным долгом. (По поводу государственных долгов СССР между союзными респуб­ликами был заключен многостронний Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР 1991 г., который определил понятие внешнего государственного долга и активов, однако долг не был распределен пропорционально, что обостри­ло отношения с иностранными государствами и международны­ми организациями. Россия предложила (постановление Прави­тельства от 17 мая 1993 г.), чтобы доли бывших союзных респуб­лик определялись с учетом фактического количества государств, подписавших Договор 1991 г.; доли неучаствующих государств пере­распределяются между участниками; республики передают Рос­сии обязательства по выплате доли этих государств; в целях ком­пенсации республики передают России свои доли в активах быв­шего СССР.)
 Венская конвенция 1983 г. установила, что никакой государст­венный долг государства-предшественника не переходит к ново­му независимому государству, если не имеется специального со­гласия последнего, выраженного в договоре.
 Таким образом, субъекты международных публичных финан­сов обязаны учитывать нормы и практику, касающиеся правопре­емства государств в отношении договоров (связанных, например, с международными кредитами и займами), собственности, архи­вов и государственных долгов при операциях на международных финансовых рынках.
 
 2. ПРАВА ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВ
 
 В области международных публичных финансов государство в лице государственных органов (например, Правительство, Мини­стерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство торговли, Министерство финансов, Цент­ральный банк и т.д.) и официальных должностных лиц (прези­дент, премьер-министр) имеет право осуществлять следующие виды деятельности: участвовать в международных экономических и финансовых конференциях; участвовать в деятельности междуна­родных (межгосударственных) организаций; заключать межгосу­дарственные договоры в отношении экспорта-импорта товаров и услуг; участвовать в клиринговых, платежных и валютных согла­шениях; заключать межгосударственные договоры аренды движи­мого и недвижимого имущества, залога, ипотеки и т.п.; заключать межгосударственные договоры, в том числе по предоставлению (получению) кредитов, займов, инвестированию, финансирова­нию; осуществлять операции с золотом и драгоценными металла­ми; эмитировать государственные казначейские обязательства, ценные бумаги; обеспечивать финансовыми и иными гарантиями сделки различных юридических и иных лиц; предоставлять без­возмездную финансовую помощь и т.д.
 Таким образом, государство осуществляет любые виды деятель­ности при осуществлении операций на национальном, иностран­ных, региональных и международном финансовых рынках.
 
 РЕЗЮМЕ
 
 Государство является основным субъектом международных валютно-кредитных отношений. Государство и его органы имеют юрисдикционный иммунитет от действий иностранных властей, если их функции исполняются в публичной сфере. Государства имеют неограниченные права как в публичной, так и в частной области в сфере международных финансов. Взаимовыгодное со­трудничество государств в международной публичной сфере осу­ществляется на основе принципов международного права.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
 
 1) Какие права имеет государство в сфере международных фи­нансов?
 2) Раскройте сущность основных принципов сотрудничества государств в сфере международных публичных финансов.
 3) Как вы понимаете юрисдикционный иммунитет государства?
 4) Какие виды правопреемства государств вы знаете?
 
 Глава 18. Центральные банки в системе международных финансов
 
 ЦЕЛИ
 
 · Изучить правовое положение центрального банка государ­ства.
 · Проанализировать функции центрального банка при осущест­влении различных видов деятельности на международном и национальных финансовых рынках.
 · Рассмотреть международные стандарты банковской деятель­ности.
 
 1. СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
 
 Традиционно в системе международных экономических отно­шений центральные банки государств действовали и в основном действуют согласно нормам национального права, которые, как правило, выражены в форме законов, например, Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ "О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России)"; Закон о Федеральной ре­зервной системе США; Закон Ирландии 1989 г. "О Центральном банке"; Закон Австралии 1959 г."0 Резервном банке"; Закон Герма­нии 1957 г. "О Федеральном банке" и т.д.
 Организационная структура государственных органов, выпол­няющих функцию банковского контроля и надзора, характеризу­ется значительным разнообразием, однако, как правило, централь­ное место в ней занимает именно национальный банк страны. В Великобритании, Италии и Нидерландах контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков непосредственно осущест­вляют национальные центральные банки (в России функции над­зора выполняет Контрольно-ревизионное управление Централь­ного банка Российской Федерации, осуществляющее ревизии глав­ных территориальных управлений Центрального банка, Департа­мент банковского надзора и Управление инспектирования ком­мерческих банков). В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по контролю и надзору с иными органами государст­ва. Только в Канаде и Швейцарии государственные органы кон­троля и надзора за деятельностью финансово-кредитных инсти­тутов на территории государства отделены от центральных бан­ков.
 Будучи "банком банков", каждый национальный банк имеет следующие цели:
 - защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
 - развитие и укрепление финансово-кредитной системы на­ционального государства;
 - обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов;
 - регулирование, контроль и надзор за деятельностью нацио­нальных и иностранных финансово-кредитных институтов.
 Национальный банк является юридическим лицом, находится в государственной собственности и в соответствии с уставными целями осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка. Изъятие и обременение обя­зательствами имущества национального банка без его согласия не допускаются. Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Как правило, центральный банк подотчетен парла­менту.
 Центральный банк выполняет следующие функции:
 1) во взаимодействии с правительством разрабатывает и прово­дит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости националь­ной валюты;
 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и орга­низует их обращение;
 3) является кредитором в последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
 4) устанавливает правила осуществления расчетов;
 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организа­ций и организаций, занимающихся их аудитом;
 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа­ций;
 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа­циями в соответствии с федеральными законами;
 9) осуществляет самостоятельно или по поручению все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка;
 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
 11) организует и осуществляет валютный контроль;
 12) принимает участие в составлении платежного баланса;
 13) проводит анализ и прогнозирование состояния националь­ной экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публи­кует соответствующие материалы и статистические данные.
 Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетен­ции, издает нормативные акты, обязательные для органов госу­дарственной власти, всех юридических и физических лиц. Для осуществления своих функций центральный банк имеет право за­прашивать и получать у кредитных организаций и федеральных органов исполнительной власти необходимую информацию.
 Центральный банк имеет право участвовать в капиталах и дея­тельности международных организаций, которые занимаются раз­витием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банков­ской сферах, в том числе между центральными банками иностран­ных государств. Взаимоотношения центрального банка с кредит­ными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами, национальным пра­вом, а также межбанковскими соглашениями.
 Центральный банк представляет интересы государства во взаи­моотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валют­но-финансовых организациях.
 Центральный банк выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных бан­ков, а также осуществляет аккредитацию представительств кре­дитных организаций иностранных государств на национальной территории в соответствии с порядком, установленным нацио­нальным правом.
 Центральный банк устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к национальной валюте, является органом государственного валютного регулиро­вания и валютного контроля (Банк России осуществляет эту функ­цию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валют­ном регулировании и валютном контроле" 1991 г. и федеральны­ми законами).
 Для осуществления международных функций центральный банк имеет право открывать представительства за границей.
 Центральный банк является органом банковского регулирова­ния и надзора за деятельностью кредитных организаций и осу­ществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными орга­низациями банковского законодательства и нормативных актов.
 Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержа­ние стабильности банковской системы, защита интересов вклад­чиков и кредиторов. Центральный банк, как правило, не вмеши­вается в оперативную деятельность кредитных организаций.
 Надзор и контроль центрального банка осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности коммерческих банков.
 Центральный банк устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
 В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций центральный банк может устанавливать им следующие обязатель­ные нормативы:
 - минимальный размер уставного капитала для вновь создава­емых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
 - предельный размер неденежной части уставного капитала;
 - максимальный размер риска на одного заемщика или груп­пу связанных заемщиков;
 - максимальный размер крупных кредитных рисков;
 - максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
 - нормативы ликвидности кредитной организации;
 - нормативы достаточности капитала;
 - максимальный размер привлеченных денежных вкладов (де­позитов) населения;
 - размеры валютного, процентного и иных видов риска;
 - минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
 - нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
 - максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
 В случае нарушения кредитной организацией законов, нор­мативных актов и предписаний центрального банка, непредостав­ления информации, предоставления неполной или недостовер­ной информации центральный банк имеет право требовать от кре­дитной организации устранения выявленных нарушений и при­менить санкции (например, ограничить проведение отдельных опе­раций на определенный срок; реорганизовать кредитную органи­зацию или изменить для нее обязательные нормативы; назначить временную администрацию по управлению кредитной организа­цией; отозвать лицензию на осуществление банковских операций).
 На центральный банк также возложены контроль и ответствен­ность за нарушения правил коммерческими банками, которые вызвали кризис ликвидности или кризис международной банков­ской системы. Банком международных расчетов был утвержден принцип индивидуальной и коллективной ответственности цент­ральных банков за финансирование банков, производящих опе­рации на еврорынках, однако для таких интервенций не была пред­усмотрена автоматичность: финансовую помощь центральные бан­ки могли предоставлять только банкам, ставшим банкротами объ­ективно в результате ухудшения рыночной ситуации, в отличие от тех банков, которые стали банкротами по субъективным при­чинам - в результате активных спекулятивных операций (напри­мер, банк "Herstatt") на мировых финансовых рынках. Данный принцип был применен на практике: Федеральная резервная сис­тема США привлекла государственные фонды, чтобы банкротст­во "Continental Illinois", восьмого американского банка, произо­шедшее в апреле 1984 г., не поставило в затруднительное положе­ние международные банки, обеспечивающие значительную часть его финансирования; Банк Франции и французские банки в 1988 г. решили организовать спасение размещавшегося в Париже ино­странного банка "Al Saudi Bank" для того, чтобы избежать про­блем возврата кредитов, предоставленных этому банку из иностранных финансовых центров.
 Центральные банки ответственны за общий риск ликвидности банков в их национальной валюте. Например, в 1987 г. нацио­нальные центральные банки промышленно развитых государств предоставили достаточные ликвидные средства для ликвидации биржевого кризиса.
 Таким образом, при выполнении функций по контролю и над­зору центральные банки осуществляют нормативное регулирова­ние и финансовое обеспечение национальных и международных финансово-кредитных отношений, т.е. центральный банк госу­дарства осуществляет властно-волевое воздействие по отношению ко всем субъектам, связанным с национальной финансово-кре­дитной системой.
 Коммерческая деятельность центральных банков. Несмотря на перечисленные функции по контролю и надзору за банковской деятельностью, при реализации которых национальные банки выступают в качестве органа государства, центральные банки имеют право осуществлять коммерческие операции. Клиентами централь­ных банков являются национальное и иностранные правительст­ва, коммерческие банки, международные организации и иные лица.
 При осуществлении коммерческих операций центральный банк получает прибыль (только в 1985 г. прибыль Банка Англии соста­вила около 106 млн. ф. ст.). Получение прибыли не является целью деятельности центрального банка (банк не является налого­плательщиком), как правило, она направляется в федеральный бюджет (согласно Федеральному закону от 05.06.96 № 62-ФЗ "О перечислении прибыли Центрального банка РФ" прибыль Центрального банка РФ (уставный капитал - 3 млрд. руб.) за 1994 г. в размере 5,0 трлн. руб. была направлена в федеральный бюджет).
 Центральные банки оказывают примерно те же услуги своим клиентам, что и коммерческие банки и финансово-кредитные ин­ституты (предоставление кредитов, займов, проведение консуль­таций и т.д.), например, Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитны­ми организациями:
 1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обес­печение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о федеральном бюджете;
 2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более 6 месяцев;
 3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
 4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года;
 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платеж­ные документы и обязательства в иностранной валюте, выстав­ленные российскими и иностранными кредитными организациями;
 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
 7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
 8) выдавать гарантии и поручительства;
 9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
 10) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностран­ных государств;
 11) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
 12) осуществлять другие банковские операции от своего име­ни, если это не запрещено законом.
 При этом Банк России имеет право осуществлять операции на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотрен­ных федеральными законами.
 Обеспечением для кредитов Центрального банка могут высту­пать золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до 6 месяцев; государственные ценные бума­ги; иные ценности, а также гарантии и поручительства.
 Кроме основных операций по предоставлению кредитов и зай­мов, в настоящее время центральные банки осуществляют и но­вые операции, которые были легализованы на рынках евровалют.
 
 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
 
 Изменяется ли статус центрального банка, если он осуществляет свою деятельность на международных финансово-кредитных рын­ках за пределами юрисдикции национального государства (и иногда вне сферы юрисдикции иностранного государства)?
 Предметом отношений, возникающих в результате междуна­родной деятельности как центральных, так и коммерческих бан­ков, являются: национальная или иностранная валюты, коллек­тивная валюта (к основным относятся: международная - СДР и европейская - ЭКЮ, евро), золото и иные драгоценные металлы; платежные документы (аккредитивы, векселя и т.д.) и ценные бумаги (акции, облигации и т.п.) в иностранной или коллектив­ной валютах и иные ценности, функционирующие в международ­ных валютно-кредитных операциях и международных расчетах.
 Таким образом, происхождение предмета отношений между­народной банковской деятельности не связано непосредственно с функционированием конкретного центрального банка какого-либо государства. Судьба предмета отношений международной банков­ской деятельности зависит от совокупных действий всех лиц ми­рового финансово-кредитного рынка, и в первую очередь от эми­тентов, как правило, центральных банков или международных организаций.
 В результате анализа развития мировых финансовых рынков можно прийти к выводу о том, что участниками валютно-кредит­ных, расчетных и иных отношений, возникающих в результате функционирования мирового хозяйства, являются субъекты как международного публичного права (национальные государства в лице различных государственных органов (в том числе централь­ные банки) и межгосударственные (международные, региональ­ные и иные) организации, так и субъекты международного част­ного права (национальные и иностранные юридические лица (фи­нансово-кредитные институты, коммерческие банки, транснаци­ональные корпорации, биржи и т.п.) и физические лица.
 Казалось бы, что статус указанных субъектов достаточно точно определен приведенными подсистемами международного права. Однако некоторые ученые, в частности Г.К. Дмитриева, выделя­ют особенные "предприятия", возникающие в силу международно­го договора (Международный банк реконструкции и развития - МБРР) или на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным догово­ром (Банк международных расчетов - БМР), определяя их как международные юридические лица.
 Данная позиция заслуживает особого внимания: МБРР и БМР, а также иные подобные им образования (например, Европейский фонд валютно-экономического сотрудничества - ЕФВЭС) име­ют основные элементы, которые могли бы в некоторой мере оп­ределять новый вид субъекта международного права (соответст­венно, международных публичных финансов), - международное юридическое лицо. Это объясняется, во-первых, тем, что они со­зданы на основе норм международного публичного и междуна­родного частного права; во-вторых, указанные лица не имеют на­циональности (они не имеют одного государства регистрации, со­гласно которому можно было бы определить национальность и личный статут образованного лица); в-третьих, их деятельность на международных финансовых рынках имеет международный ха­рактер, хотя и в определенной мере учитывает интересы нацио­нальных государств; в-четвертых, функционирование международ­ных юридических лиц регламентировано нормами как междуна­родного (публичного и частного) права, так и нормами нацио­нального права различных государств и обусловлено эко­номической целесообразностью.
 Как видим, международные юридические лица, часто учреж­денные национальными центральными банками государств и ины­ми лицами (например, учредителями БМР являются не прави­тельства, а центральные банки Великобритании, Бельгии, Герма­нии, Италии, Японии и американские частные кредитные инсти­туты "J.P. Morgan", "First National Bank of Chicago", "Bank of New York"), имеют ограниченные свойства и способности (правосубъектность) субъектов международного публичного права (в основ­ном равные правам международных экономических организаций: очевидно, например, право Европейского фонда валютно-эконо­мического сотрудничества (прообраза будущего Европейского цент­рального банка) на заключение международных соглашений по поводу регулирования европейской валютной системы, соглаше­ний об организации и принципах сотрудничества с государства­ми, не являющимися членами ЕС, соглашений с государствами-членами ЕС относительно управления специальными фондами, издание рекомендательных и обязательных для исполнения раз­личными субъектами, в том числе государствами, международных нормативных актов и т.д.), а также уникальные (универсальные) правоспособность и дееспособность юридических лиц субъектов международного частного права (в некоторой степени националь­ного гражданского и финансового права).
 Вместе с тем представляется несколько односторонней пози­ция А.Б. Альтшулера, которая состоит в том, что только матери­альные и процессуальные нормы национального гражданского права могут регламентировать поведение рассматриваемых меж­дународных юридических лиц на международных финансовых рынках. Этого в настоящее время недостаточно, так как регули­рование различных видов международных экономико-правовых отношений, в первую очередь на европейском рынке (регламен­тация валютных курсов, валютная интервенция, правила предо­ставления синдицированных кредитов и т.д.), регламентируется как нормами национального (гражданского, государственного, валютного и административного) права государств-членов ЕС, так и нормами общего международного и европейского права пуб­лично- и частноправового характера.
 Исследуя данную проблему, можно сделать заключение о том, что отношения, возникающие между указанными ранее субъекта­ми, включают в себя совокупность как экономических, так и пра­вовых отношений, а именно национальных и международных эко­номических отношений (отношений в системе мирового хозяйст­ва, международных финансов, денежного обращения, кредита и др.), а также национальных и международных правоотношений, регламентирующих развитие системы мирового хозяйства (гражданско-правовых, государственно-правовых, валютно-правовых, административно-правовых и международно-правовых отноше­ний).
 Резюмируя данный тезис, следует подчеркнуть, что источни­ками регулирования указанных отношений будут не только нор­мы международного публичного и частного права, выраженные в форме международных договоров, обычаев, единообразных меж­дународных законов, кодексов поведения и т.д. (включая в опре­деленных случаях и коллизионные нормы), но и объективные за­коны и принципы экономического развития системы мирового хозяйства (последние Е.П. Андреев несколько неточно называет, определяя их как "нормы объективного права"), которые могут быть отражены в нормативных актах международных организа­ций, регламентирующих деятельность центральных банков госу­дарств на международных финансовых рынках.
 Таким образом, существование международных юридических лиц, образуемых центральными банками, объективно предпола­гает, что они по своей природе являются субъектами общей сис­темы международного права (в которой основными равноправ­ными подсистемами являются международное публичное право и международное частное право), объективно и многосторонне рег­ламентирующей прогрессивное развитие международных эконо­мических отношений, в том числе отношений, возникающих в сфере международных публичных финансов.
 
 3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 С конца 60-х гг. эксперты центральных банков предлагали со­здать систему международного контроля за международными фи­нансовыми рынками, поскольку деятельность коммерческих бан­ков подрывала валютную политику центральных банков и орга­нов валютного контроля.
 Однако введение системы международного контроля противо­речило бы принципам Бреттон-Вудских соглашений или ОЭСР в части свободы международного движения капиталов.
 С начала 80-х гг. в международных финансовых центрах (Гон­конг, Сингапур, Каймановы острова и др.) самопроизвольно на­чался процесс дерегламентации, который сопровождался посте­пенной отменой национальных норм в сфере валютного контроля.
 Идея международного контроля трансформировалась в согласованные действия центральных банков, производимые на консультационной основе. Центральные банки стали укреплять устойчивость международной банковской системы не посредст­вом международного кодекса контроля, а посредством системати­зации национальных правил и практики в форме рекомендаций.
 До этого времени усилия центральных банков были сконцентри­рованы на повышении степени прозрачности рынков; приспо­соблении техники и сферы предварительного наблюдения за рын­ками и банками для того, чтобы обеспечить эффективность на международном уровне; укреплении балансов кредитных учреж­дений (особенно собственных средств); уменьшении на нацио­нальном уровне рисков кризиса, которые могли быть следствием неплатежеспособности банков или недостаточной ликвидности рынка,
 С 1965 г. БМР по поручению центральных банков наблюдал за статистикой эволюции международных рынков капитала. Ежеквартальные отчеты БМР и необходимость осуществления эффективного контроля способствовали унификации националь­ных правил бухгалтерского учета и статистической отчетности в финансово-кредитной сфере.
 В 1974 г., после срыва в работе трех крупных банков, - "Нег-statt" (Германия), "Banca Privata Italiana" (Италия) и "Franklin National Bank" (США), - был создан Наблюдательный комитет (объединяющий экспертов центральных банков основных промышленно развитых стран), который выработал "принципы для кон­троля за банковскими учреждениями за границей" - Базельский конкордат (1975 г.).
 Целью Базельского конкордата было усиление контроля за дея­тельностью банков путем организации распределения задач меж­ду центральными банками таким образом, чтобы ни одно загра­ничное отделение крупного международного банка не могло из­бежать соответствующего контроля со стороны хотя бы одного эмиссионного института. На практике центральным банкам ре­комендуется распространять наблюдение за платежеспособностью своих национальных банков и на их иностранные отделения, в особенности с использованием консолидированных бухгалтерских документов. Кроме того, контроль за ликвидностью отделений и филиалов иностранных банков следует осуществлять, в первую очередь, центральным банкам по месту нахождения иностранных отделений и филиалов коммерческих банков.
 Эти рекомендации были дополнены в 80-е гг. Наблюдатель­ный комитет рекомендовал центральным банкам наблюдать за эво­люцией забалансовых операций банков, подверженных особым рискам; предложил систему классификации, позволяющую оце­нивать новые риски банковских операций, и рекомендовал наци­ональным центральным банкам наблюдать за этими операциями на мировых финансовых рынках.
 Основное достижение Наблюдательного комитета состоит в том, что при его содействии и участии центральных банков промышленно развитых стран было заключено Базельское соглашение 1988 г.
 Соглашение предусматривает, что все международные банки . будут действовать в одном режиме (это касается их собственного капитала). Соглашение дает определение собственного капитала, который должен формироваться наполовину из капитала и резе­рвов, отображенных в финансовых отчетах, возможного сальдо скрытых резервов, некоторых резервов на покрытие долгов и сме­шанных финансово-долговых инструментов. Соглашение опреде­ляет рисковые активы (все банковские активы, в том числе заба­лансовые обязательства, при этом каждый тип активов взвешен в соответствии с уровнем риска), а также формулирует минималь­ный коэффициент рисковых активов для кредитных учреждений: собственные средства каждого учреждения должны составлять (с 1991 г.) по меньшей мере 8% от активов, взвешенных в соответ­ствии с уровнем риска, причем рассчитывать эти коэффициенты по каждому банку было поручено национальным центральным банкам. Соглашение указывает, что центральные банки, соблюдая установленные минимумы, будут использовать определенные в нем правила в международной и национальной практике и имплементировать их в национальную систему права.
 Базельское соглашение знаменует собой основной этап в меж­дународной финансовой и банковской системах: впервые стали применяться идентичные правила минимальной платежеспособ­ности ко всем крупным международным банкам.
 В настоящее время Наблюдательный комитет занимается так­же иными проблемами банковской практики: методами форми­рования резервов для покрытия долгов, правилами бухгалтерско­го учета рисков по свопам, контролем ликвидности и т.д.
 Таким образом, центральные банки при содействии междуна­родных организаций внедряют в национальную практику между­народные правила, сформированные на основе согласованных координационных действий центральных банков на международ­ном уровне.
 
 РЕЗЮМЕ
 
 Государство активно регламентирует предоставление междуна­родных кредитов и займов, используя при этом различные фор­мы. Развивается тенденция предоставления международных кре­дитов по линии международных организаций (МВФ, МБРР и т.д.) с использованием финансовых средств мировых финансовых рын­ков. Межгосударственное сотрудничество в сфере многосторон­них клиринговых, платежных и валютных союзов позволяет госу­дарствам на коллективной основе позитивно решать проблемы в международной валютной и финансовой областях.
 Центральные банки, образованные согласно нормам националь­ного права, являются основным звеном управления международными, региональными и финансовыми рынками, несмотря на су­ществование иных субъектов международного права, влияющих на их развитие. В международных финансах статус каждого цент­рального банка должен отражать определенную независимость от иных лиц в целях выполнения функций по обеспечению стабиль­ного развития международной, региональных и национальных валютных систем. Статус центральных банков будет изменяться и уже изменяется, о чем свидетельствует эффективная деятельность ЕФВЭС, интегрирующего деятельность европейской системы цент­ральных банков.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
 
 1) Определите статус центрального банка на основе норм нацио­нального и международного права.
 2) Опишите особенности коммерческой деятельности централь­ных банков.
 3) Что включают в себя международные стандарты банковской деятельности?
 
 Глава 19. Правовое регулирование международных
 валютно-кредитных отношений
 
 ЦЕЛИ
 
 · Дефинировать нормы международного права.
 · Определить соотношения международного публичного и част­ного права.
 · Регламентировать принципы сотрудничества государств в пуб­личной финансовой сфере.
 · Объяснить понятия "международный обычай" и "конвенция", классифицировать международные договоры в зависимости от отношений, регулируемых ими в области международных публичных финансов.
 · Обобщить соотношения действия норм международного и национального права.
 · Изучить судебную практику в области международных публич­ных финансов и применение "доктрины политического во­проса".
 
 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
 
 Доктрина политического Источник международного
 вопроса права
 Императивные нормы и Международная конвенция
 диспозитивные нормы Международный обычай
 Международное право
 Норма международного права
 
 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
 
 Международное право является особой системой права, сущест­венно отличающейся от национальных систем права: в ней не имеется высшей власти, которой были бы подчинены все лица и субъекты национального или международного права, не имеется законодательных, исполнительных и судебных органов, подобных тем, которые существуют в отдельных государствах. Международное право отличается от национального права по социальной сущ­ности, по субъектам, способу образования норм, по объектам ре­гулирования, по способам функционирования и т.д.
 Международное право по социальной сущности имеет обще­демократический характер, поскольку его нормы создаются путем согласования воли субъектов международного права и не зависят от социальной сущности государств.
 Субъектами международного (публичного) права являются суве­ренные государства; нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства; межгосударственные организации и некоторые государственноподобные образования, в частности Ватикан. В отличие от этого субъектами национального права являются физические и юридические лица, а также государствен­ные органы.
 Международное право регулирует отношения международного характера и оказывает косвенное влияние на регламентацию от­ношений внутри государств, если последние не выразили согла­сия по поводу прямого регулирования указанных отношений. Национальное право распространяет свое действие только в пре­делах юрисдикции национального государства; национальное право посредством норм может регламентировать только поведение субъ­ектов национального' права в межгосударственной системе (одна­ко такие нормы национального права не являются нормами меж­дународного права).
 Исходя из изложенного, международное (публичное) право можно определить как систему правовых норм, которая создается субъектами международного права в процессе согласования их воли, регулирующих международные отношения. Соблюдение этих норм обеспечивается в случае необходимости принуждением, осу­ществляемым субъектами международного права, как правило, го­сударствами и (или) межгосударственными организациями.
 В отличие от международного публичного права (обычно име­нуемого международным правом), международное частное право находится в основном вне межгосударственной системы отноше­ний, его нормы регулируют гражданско-правовые, финансовые, имущественные, семейные, трудовые и иные частноправовые от­ношения с участием как национальных, так и иностранных или международных лиц.
 Деятельность различных видов государственных и негосудар­ственных финансово-кредитных институтов связана с публичны­ми и частными персоналиями, поэтому на развитие их деятель­ности оказывают влияние и международное публичное право, и международное частное право, являющиеся подсистемами специ­фической системы права - международного права.
 
 2. НОРМЫ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ
 
 В теории права правовая норма дефинируется как обобщенное правило поведения. Норма международного права - это правило поведения, которое регулирует отношения на международном, ре­гиональном или локальном уровнях определенных субъектов меж­дународного права.
 Нормы международного права, как и национального права, яв­ляются юридически обязательными, в этом состоит их главное отличие от норм социальных, моральных, религиозных и иных, функционирующих в международных и национальных отноше­ниях. Они подразделяются на диспозитивные (нормы, от которых субъекты международного права могут отступать по взаимному согласию) и императивные или jus cogens.
 Таким образом, при установлении, изменении и реализации диспозитивных норм субъекты международного права не стано­вятся правонарушителями международного права, несмотря на то, что по предмету их регулирования могут действовать иные нормы международного права. Когда устанавливаются или реализуются императивные нормы международного права, то последние не должны противоречить уже имеющимся нормам jus cogens, иначе субъекты, их устанавливающие или реализующие, будут призна­ны правонарушителями.
 Впервые положения относительно императивных международ­но-правовых норм были зафиксированы в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в ст. 53 которой сказано: "Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного пра­ва... императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным со­обществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последую­щей нормой общего международного права, носящей такой же характер".
 Для обеспечения реализации норм международного права существуют санкции. Применение санкций - весьма слабое мес­то в международном праве, поскольку в межгосударственных от­ношениях нет таких институтов (идентичных внутригосударствен­ным), которые могли бы (адекватно внутренним действиям госу­дарств) гарантировать осуществление международных норм. Меж­дународное право предусматривает применение санкций самими государствами индивидуально или коллективно, а также между­народными организациями, которые наделяются все более значи­тельными полномочиями в указанной сфере. Количество видов санкций, которые могут применяться субъектами международного права, постоянно уменьшается, но вместе с тем государства име­ют право применять различные действия дипломатического ха­рактера, включая разрыв дипломатических отношений, ограниче­ния экономических, финансовых, научно-технических и иных связей, а также частичный или полный отказ от предоставления информации о деятельности государства, ограничения по поводу доступа к информации и ее использованию и т.д.
 Нормы международного права существуют в различных международно-правовых источниках. Несмотря на различие тео­ретических концепций относительно видов и статуса источников международного права, по этому вопросу имеется международное соглашение, участниками которого являются большинство госу­дарств. В ст.38 Статута Международного суда прямо указано, что: "... Суд, который обязан решать переданные ему споры на осно­вании международного права, применяет:
 - общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями;
 - международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
 - международный обычай как доказательство всеобщей прак­тики, признанной в качестве правовой нормы;
 - с оговоркой, указанной в ст.59, судебные решения и доктри­ны наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".
 Основные принципы международного права можно определить как общепризнанные нормы, имеющие существенное, наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирова­ния межгосударственной системы отношений. В Декларации о принципах международного права 1970 г., в которой упоминается о действии семи принципов международного права, указывается, что "добросовестное соблюдение принципов международного пра­ва, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное исполнение государствами обя­зательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных На­ций".
 Кроме Устава ООН и Декларации о принципах международ­ного права 1970 г., основные принципы международного права содержатся также в Заключительном акте Хельсинкского совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
 Основные принципы международного права можно условно классифицировать на три группы:
 1) принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем;
 2) принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности: принцип неприменения силы или угрозы силой; принцип мирного разрешения междуна­родных споров; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости послевоенных границ;
 3) общие принципы международного сотрудничества: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества государств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выполнения обязательств.
 Субъекты международного права, а также все лица, осуществля­ющие международную финансовую и денежно-кредитную деятель­ность, безусловно обязаны соблюдать основные принципы меж­дународного права.
 Международные конвенции (договоры) - это явно выражен­ные соглашения между субъектами международного права, призванные регулировать их отношения посредством создания вза­имных прав и обязанностей. В зависимости от уровня, на кото­ром заключен договор, заключаются договоры межгосударствен­ные, межправительственные и межведомственные. В зависимости от количества участников различают двусторонние и многосто­ронние договоры (среди последних договоры с ограниченным кругом участников и общие (универсальные) договоры). Ограни­чения по поводу участия в универсальном международном дого­воре недопустимы, за исключением (в некоторых случаях) учас­тия международных организаций (например, в Венской конвен­ции о праве договоров 1986 г. указывается, что к ней может присоединиться любая международная организация, которая об­ладает правоспособностью заключать международные договоры, о чем должно быть указано в самом договоре).
 В зависимости от объекта международные договоры подразделя­ются на политические (Устав ООН), экономические (Римский договор о создании ЕЭС в 1957 г.) и по специальным вопросам в области финансов, транспорта, связи, информации, образования, научного сотрудничества, правовой помощи, социального обес­печения и т.д. Объектами договоров между международными ор­ганизациями являются, как правило, специальные вопросы, вхо­дящие в компетенцию международных организаций согласно их учредительным документам.
 В связи с тем что предметы многосторонних конвенций в об­ласти международных валютно-кредитных отношений существенно дифференцированы, следует произвести их классификацию. Сис­тему международных договоров, касающихся международной фи­нансовой деятельности, можно определить следующим образом.
 I. Соглашения о создании международных (региональных) орга­низаций, основным предметом деятельности которых является обеспечение международных валютно-кредитных отношений (включая нормы, изложенные в уставах указанных организаций):
 1) межгосударственных международных и региональных орга­низаций:
 -Договор о создании Международного валютного фонда (1944);
 - Договор об учреждении Европейского экономического сооб­щества (1957), Договор об учреждении Европейского фонда ва­лютного сотрудничеста (1973), Единый Европейский акт (1985);
 Договор о Европейском союзе (1993);
 - Договор о создании Арабского валютного фонда (1977);
 - Договор об учреждении Валютного союза Центральной Аф­рики (1972) и др.
 2) международных (региональных) межгосударственных банков:
 - Договор о создании Международного банка реконструкции и развития (1944);
 - Договор о создании Банка международных расчетов (1930);
 - договоры о создании Азиатского банка развития (1965), Арабско-Африканского международного банка (1964), Арабо-латиноамериканского банка (1977), Арабского банка экономичес­кого развития Африки (1973), Африканского банка развития (1963), Банка развития государств Центральной Африки (1975), Западно­африканского банка развития (1973), Западноафриканской кли­ринговой палаты (1975), Европейского инвестиционного банка (1957), Европейского банка реконструкции и развития (1989), Исламского банка развития (1974), Карибского банка развития (1969), Межамериканского банка развития (1959), Центрально­американского банка экономической интеграции (I960), Черно­морского банка торговли и развития (1994) и др.
 II. Соглашения о международных расчетах, т.е. о порядке осу­ществления расчетов за торговые и неторговые операции в сфере . международных экономических отношений:
 1) платежные соглашения, в которых государства выражают свою волю относительно платежей в свободно или ограниченно конвер­тируемых валютах в соответствии с законодательством, действу­ющим в странах - участницах соглашений:
 - Договор о товарообороте и платежах между СССР (Россией) и Японией (1991), Финляндией (1989), Болгарией (1990);
 - Протокол об урегулировании расчетов и платежей между Россией и КНР (1990);
 2) клиринговые соглашения, предусматривающие взаимный за­чет долгов и требований по внешнеэкономическим операциям между договаривающимися государствами без перевода валюты: договоры СССР с некоторыми государствами Европы, например, с Италией (до 1957 г.), с Францией (до I960 г.), с Норвегией и Швецией (до 1965 г.) и др.;
 3) платежно-клиринговые соглашения:

<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу