<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 При осуществлении международных операций специально рас­сматривается страновой риск гаранта. Так, если гарант находится в той же стране, что и заемщик, то и к заемщику, и к гаранту будет применяться один и тот же страновой риск. Однако если гарант зарегистрирован в другой стране, то банк будет основывать свое решение на страновом риске гаранта. Например, если роди­тельская компания из развитой страны гарантирует банковский заем, получаемый дочерней фирмой-резидентом развивающейся страны, то такая гарантия может изменить первоначально небла­гоприятную оценку кредитной заявки.
 При этом банк всегда рассматривает вопрос, как можно уси­лить получаемую гарантию по законам страны гаранта. Это важ­но, так как получение платежей от гаранта в случае несостоятель­ности заемщика не является автоматическим процессом, поскольку гарант может найти много легальных способов задержать испол­нение своих обязательств.
 Наконец, в качестве дополнительной меры по защите своих интересов при предоставлении международных кредитов банки осуществляют дифференциацию между различными техниками выдачи займов, в частности, между предоставлением кредита в виде кредитной линии и в виде срочного займа.
 
 2.4. Кредитные линии и срочные займы при международном банковском кредитовании
 
 Так, многие клиенты международных департаментов банков имеют потребность профинансировать серию операций в течение некоторого периода. Для таких клиентов более приемлемо откры­тие кредитной линии, чем предоставление одноразового кредита. Например, импортерам требуется аккредитив, открываемый регу­лярно, когда они осуществляют покупки, или иностранным бан­кам-корреспондентам (из развивающихся стран) требуются кре­дитные линии от крупных банков из развитых стран для подтверж­дения аккредитивов, открываемых ими.
 При этом банк-кредитор определяет максимальную величину кредита, которую клиент может получить на протяжении некото­рого периода. Затем открывается револьверная кредитная линия, которая позволяет клиенту требовать от. банка осуществления пла­тежей по отдельным операциям внутри кредитного лимита. Пос­ле того как вся сделка будет оплачена, цикл финансирования вновь повторится. Такой порядок дает возможность банку обслуживать клиента более быстро и просто, чем посредством срочного займа, а также он оставляет за банком значительные контрольные функ­ции за расходованием кредита и его возвратом.
 Кредиты со сроком погашения более 1 года называют срочны­ми займами. К примеру, они предоставляются для строительства завода. При этом стороны договариваются о расписании выборки и возврата кредита. Для банка предпочтительнее возврат долга с помощью периодических погашении, включающих как выплаты процентов, так и основного долга, по мере того как клиент полу­чает новые потоки доходов. Менее предпочтителен для кредитора возврат основного долга в форме одной суммы платежа в конце срока займа.
 В качестве оплаты стоимости финансирования банк-кредитор получает комиссионные за обязательство между временем, когда было заключено кредитное соглашение, и временем, когда кли­ент осуществит фактические выборки кредита. Проценты нара­щиваются на непогашенную часть долга от времени, когда дела­ется каждая выборка, до установленного момента процентных платежей. В некоторых случаях возврат основного долга начина­ется после завершения проектного строительства и запуска объ­екта в эксплуатацию. Задержки такого рода называют грационным (льготным) периодом.
 Международный кредит может быть предоставлен несколькими способами. При этом цель и характер кредитуемой операции час­то определяют метод финансирования.
 
 3. ТИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО КРЕДИТА
 
 Здесь мы кратко охарактеризуем международные прямые зай­мы и внешнеторговое финансирование, евровалютные синдици­рованные кредиты, а также международное лизинговое финанси­рование.
 
 
 3.1. Международный прямой заем и торговое финансирование
 
 Наиболее часто используемым инструментом заимствования в международном банковском деле является простои вексель, под­писываемый заемщиком, в котором он признает получение денег и обязательство возвратить их с процентом по определенному рас­писанию в определенном месте. Процентные платежи уплачива­ются в установленные интервалы (например, ежеквартально) между временем предоставления денег и датой погашения всего долга. Возврат основного долга устанавливается в виде ряда инсталля­ций (например, раз в полгода или год) в течение периода погаше­ния кредита или в полной сумме. Обычно банки позволяют единоразовый возврат долга лишь для международных кредитов на год и менее.
 Если заемщик является резидентом иностранного государства, то банк должен проконтролировать, чтобы простой вексель был подписан в форме, приемлемой не только для отечественных су­дов, но и для судов страны-заемщика, поскольку заключение по делу о неуплате, вынесенное в суде страны-кредитора, может ока­заться неприводимым в исполнение, если иностранный заемщик не имеет активов в этой стране.
 В международной торговле либо импортер, который должен осуществить немедленный платеж против получения документов, либо экспортер, продающий товары в кредит (т.е. с отсрочкой платежа), нуждаются в финансировании такого рода операций. Банки традиционно предоставляли клиентам инструменты торго­вого финансирования, главным из которых являлся банковский акцепт, многие годы использовавшийся лондонскими банками. К другим формам международного торгового финансирования от­носят выставление различного типа документарных аккредити­вов, инкассовые операции, факторинг, форфейтинг.
 В случае если заемщику требуется крупный международный кредит, то один коммерческий банк может либо не желать (на­пример, в силу повышенного риска), либо не быть способным (например, из-за своих кредитных лимитов) предоставить такой кредит в полном объеме, даже при условии, что само по себе кре­дитное заявление оценивается положительно. Однако он может привлечь другие банки для предоставления совместного займа в рамках синдиката.
 
 3.2. Международное банковское синдицированное и лизинговое финансирование
 
 С точки зрения заемщика, синдицированные займы были оха­рактеризованы в гл. 6. Здесь мы охарактеризуем их с точки зрения банка. Так, обычно крупный банк получает мандат от заемщика привлечь необходимые фонды, сформировав синдикат, и выпол­нять функции его лидирующего менеджера. Этот банк предложит нескольким другим банкам стать коменеджерами. Последнее свя­зано с желанием этих банков взять на себя предоставление круп­ней доли займа, а также с желанием банка-лидера получить экс­пертную помощь в сложном процессе уторговывания деталей сдел­ки, составления документации и приглашения прочих банков войти в синдикат в качестве участников. Банк-лидер и коменеджеры по­лучат комиссионное вознаграждение за организацию операции от заемщика.
 Синдицированные кредиты обычно финансируются и предо­ставляются в евровалюте. При этом заемщик и банки-участники подписывают кредитное соглашение. Банк-лидер обычно берет на себя функции платежного агента и, соответственно, контроли­рует порядок предоставления денег заемщику, выполнение им расписания возврата долга, а также распространяет среди участ­ников финансовые отчеты заемщика.
 Малые банки из различных стран также принимают участие в международных кредитных синдикатах, предоставляя дополнитель­ный источник фондов. В свою очередь, такие банки также полу­чают ряд выгод; в частности, они получают процентный и комис­сионные доходы; диверсифицируют свой кредитный портфель; встречаются с главными финансовыми лицами ведущих банков, корпораций и правительств, имеющих отношение к операции.
 Последнее происходит при подписании кредитного соглаше­ния, которое обычно является торжественным событием. Все банки-участники перечисляются в специальном сообщении в финан­совой прессе, анонсирующей кредит. Таким образом, малые бан­ки-участники идентифицируются как международные банки, что повышает их рейтинг и привлекает новых клиентов.
 Для финансирования долгосрочных международных операций, связанных с движением инвестиционных товаров, часто исполь­зуется лизинговое кредитование. Типичная лизинговая операция может быть описана следующим образом. Во-первых, по заказу заемщика банк покупает необходимое оборудование. Далее заем­щик заключает соглашение с банком по аренде этого оборудова­ния на установленный срок, обязуясь периодически выплачивать банку (например, каждый месяц) определенные суммы денег в качестве арендной платы. Часто в конце срока лизингового дого­вора клиент может выкупить оборудование по остаточной стои­мости.
 Преимуществом лизинга для фирм является то, что при исчис­лении налогооблагаемой прибыли ежемесячные платежи рассмат­риваются как расходы. Если бы фирма купила машину за счет накопленных собственных средств или за счет банковского займа, то лишь часть ежемесячного платежа (проценты) с точки зрения налогообложения рассматривались бы как расходы. Кроме того, лизинговое финансирование обеспечивает фирму ликвидностью.
 Для банка важно то, что как собственник оборудования он учтет амортизационные и инвестиционные налоговые кредиты, связан­ные с лизингом, при исчислении своих общих налогов. При этом в международных лизинговых операциях могут участвовать не­сколько банков, также образуя синдикат.
 В целом при предоставлении международного кредита банк и заемщик подписывают определенные юридические документы. В этих документах заемщик признает получение фондов и дает обязательство возвратить эти деньги с процентами. Кроме того, заемщик предоставляет банку средства регресса, например, в форме залога или гарантии, на случай, если он будет не в состоянии возвратить долг.
 При предоставлении международных синдицированных зай­мов основным юридическим документом является кредитное со­глашение. Этот документ, как правило, бывает большим и деталь­ным. Он должен иметь юридическую силу в стране заемщика, что требует от банков-менеджеров синдиката специальных знаний за­конов данной страны. Кредитное соглашение, кроме констатации обязательства заемщика возвратить долг, описывает процедуры, условия и расписания перечисления денег банками-участниками, выборки фондов заемщиком и порядка их возврата.
 Большинство кредитных соглашений содержат специальные условия, направленные на защиту интересов кредиторов. Они описывают те нарушения контракта, которые будут констатиро­вать неплатеж заемщика, а также кросс-неплатежные оговорки. Последние означают, что если заемщик не уплатит какому-либо другому кредитору, то и рассматриваемый заем должен быть не­медленно возвращен банку (банкам). Это защищает последних, давая им равное право с другими кредиторами. В кредитном со­глашении также обычно содержится требование о том, чтобы за­емщик предоставлял промежуточные финансовые и операцион­ные отчеты. Таким образом, кредитор может установить и, воз­можно, предотвратить (совместно с заемщиком) неблагоприят­ные тенденции в функционировании заемщика на ранних этапах развития их отношений.
 
 4. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА
 
 Для банка важно не только принять решение о предоставле­нии кредита, но и управлять процессом его возврата, т.е. контро­лировать заемщика на всем "жизненном цикле" кредита (в про­цессе предоставления, использования и возврата денег).
 Так, в процессе предоставления денег банк-менеджер (для син­дицированного кредита) отслеживает, чтобы фонды переводились заемщику в соответствии с договорными условиями. Например, при срочном займе фонды предоставляются в момент, когда до­стигнут определенный этап строительства. При торговом финан­сировании кредит может предоставляться для финансирования серии операций, по мере того как товары "передвигаются" от про­давца к покупателю.
 Банк изучает информацию о финансовом состоянии заемщика для определения момента, когда последний начинает испытывать неожиданные трудности. Это может проявиться, например, в позд­них платежах по данному кредиту, по другим долгам, дальнейших просьбах клиента о краткосрочном финансировании. Для банка важно быть в курсе текущих проблем заемщика и обсуждать их с ним по мере возникновения, поскольку заблаговременное внима­ние к трудностям последнего на их ранней стадии часто предот­вращает крупные проблемы для банка.
 Это равно важно в отношении как корпоративного, так и прави­тельственного заёмщика. Часто такой контроль осуществляется в связке с другими банками, которые также (независимо друг от друга) кредитовали деньги рассматриваемому конкретному заем­щику. В целом проработка проблем предоставления и менедж­мента международного кредита не является легкой задачей, на­против, она требует от банковских работников значительных зна­ний, навыков и опыта.
 
 РЕЗЮМЕ
 
 В данной главе охарактеризован ряд аспектов предоставления банком международных кредитов, в том числе рассказано о том, какие факты о кредитуемой операции заемщика необходимо знать банку, каким образом банк оценивает полученную информацию и использует ее, чтобы защитить себя от финансовых потерь. Бан­ковский работник оценивает полученную информацию, приме­няя стандарты, установленные банком, а также согласовываясь с его кредитной политикой. Затем он принимает решение или вы­сказывает суждение (если решение должно быть принято, напри­мер, кредитным комитетом, правлением, советом директоров).
 Однако многие международные кредитные решения не явля­ются очевидными. Для того чтобы их принять, необходимо про­вести специальную экспертизу заявки на кредит, знаний, а также интуиции кредитных работников. Все это составляет предмет ра­боты кредитных менеджеров, каждый из которых учится как на собственном, так и на чужом опыте.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
 
 1) Назовите цели, для которых предоставляются международные банковские кредиты, и основных заемщиков в таких операциях.
 2) Охарактеризуйте особенности применения принципа "пяти Си" и финансового анализа при предоставлении международного кредита.
 3) Опишите основные типы валютно-финансовых рисков для бан­ков, связанных с международным кредитованием.
 4) Каковы отличия установления процентных ставок по кредиту на базе "прайм-рейт" по сравнению с установлением процент­ной ставки на базе ЛИБОР? Какие другие способы установле­ния процентной ставки вам известны?
 5) Почему обеспечение, закладываемое в банке заемщиком для поддержки своей кредитной заявки, называют "четвертым Си" кредита? Какие формы обеспечения и методы их оценки вы знаете?
 6) Кратко охарактеризуйте основные типы гарантий третьих лиц, которые предоставляются международными заемщиками бан­кам-кредиторам.
 7) Перечислите и кратко опишите базовые формы, в которых предоставляется международный кредит.
 8) Какие действия для обеспечения своевременного и полного возврата кредита предпринимает банк после принятия реше­ния о предоставлении международного кредита?
 9) Предположим, что банк А устанавливает процентную ставку на международный кредит с 6-месячным ролл-оверным периодом. При этом он пытается сделать выбор между ставкой на базе "прайм-рейт плюс" и "ЛИБОР плюс", осуществляя оценку не­обходимых компонентов цены кредита. Так, предельная ставка по 6-месячным средним депозитам у данного банка составляет 5% годовых, норма минимального обязательного резерва для таких депозитов установлена в 3%, величина страхового взноса в Федеральное агентство по страхованию депозитов - 20 ба­зисных пунктов. Накладные операционные расходы по обслу­живанию данного типа кредита банк оценивает в 50 базисных пунктов от его годового объема. Для обеспечения нормальной нормы доходности "прибыль/капитал" целевая прибыльная маржа должна составлять 60 базисных пунктов годовых. Нако­нец, премию за риск по данному заемщику банк оценивает в 90 базисных пунктов. При этом рыночный ЛИБОР по 6-ме­сячным фондам котируется сейчас как 7% годовых. Основыва­ясь на приведенных данных, рассчитайте соответствующие про­центные ставки за кредит. Какой формуле вы отдадите пред­почтение?
 
 
 
 
 Глава 16. Международные некредитные банковские услуги
 
 ЦЕЛИ
 
 · Охарактеризовать шесть агрегированных категории междуна­родных банковских услуг и основных типов банковских уч­реждений, предоставляющих данные услуги.
 · Классифицировать международные банковские услуги в рам­ках банковской матрицы "продукт-клиент" по активным, пас­сивным и внебалансовым операциям.
 · Описать такие важные виды современных некредитных международных банковских услуг, как информационные и электронные банковские услуги, а также услуги по менедж­менту корпоративных клиентских денежных средств.
 
 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
 
 Инвестиционные банковские Международные "финансовые
 функции супермаркеты"
 Информационные и электрон- Некредитные финансовые
 ные банковские услуги международные услуги
 Международные банковские и инструменты
 услуги, базирующиеся Отечественные банки, работаю-
 на обязательствах щие через международную
 Международные банковские корреспондентскую сеть
 услуги, основанные на Услуги по менеджменту ва-
 внебалансовых операциях лютных средств корпораций
 Международные услуги бан- Финансовые инновации
 ков, базирующиеся на активах "Финансовый бутик"
 
 При осуществлении международной деятельности коммерчес­кие банки, помимо валютного кредитования, предлагают много других некредитных финансовых международных услуг и инстру­ментов. В данной главе мы рассмотрим структуру и классификацию международных банковских услуг. Далее мы охарактеризуем такие важные международные услуги, предоставляемые банками, как информационное обслуживание, электронные банковские услу­ги, а также услуги по менеджменту валютных средств корпораций.
 
 1. СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
 
 Международные коммерческие банковские услуги весьма по­хожи на услуги, предоставляемые банками на отечественных рын­ках. Вместе с тем существуют значительные отличия международ­ных коммерческих банковских услуг. Последние могут быть под­разделены минимум на семь агрегированных "продуктовых" ка­тегорий, в том числе:
 а) принятие депозитов на оншорных рынках за границей и на оффшорных (евровалютных) рынках;
 б) осуществление международных дилинговых операций с ино­странной валютой, межбанковскими депозитами, драгоценными металлами, краткосрочными бумагами международного денежно­го рынка;
 в) услуги по финансированию международной торговли и денежному менеджменту;
 г) международное кредитование в разнообразных формах, в том числе евровалютные синдицированные займы, проектное финан­сирование, обеспеченное активами финансирование;
 д) международные инвестиционные банковские услуги в фор­ме андеррайтинга и торговли международными эмиссиями капи­тальных, долговых и производных ценных бумаг;
 е) трастовые услуги для институциональных клиентов и для богатых физических лиц, а также розничный международный бэнкинг в различной форме, например туристских чеков или кредит­ных карточек.
 В той или иной мере в различных разделах данного учебника мы касались характеристик перечисленных типов банковских продуктов. В целом разнообразие и сложность различных типов международных финансовых услуг достаточно впечатляющи. Не менее разнообразны и типы финансовых институтов, которые их предлагают. Они подразделяются на:
 а) международные "финансовые супермаркеты";
 б) "финансовые бутики";
 в) отечественные банки, работающие через международную кор­респондентскую сеть.
 Так, гигантские частные и государственные "финансовые супер­маркеты" продают практически полный ряд международных бан­ковских продуктов по самой широкой шкале. Малые специализи­рованные финансовые дома (или "бутики") создают позицию на международных рынках лишь по ограниченному ряду услуг. Фи­нансовые институты, преимущественно занимающиеся отечест­венными операциями, часто осуществляют существенный по объ­емам и весьма прибыльный международный бизнес через коррес­пондентские отношения с зарубежными институтами. При этом на международных финансовых рынках конкуренция часто пре­дельно интенсивна. Однако здесь, вероятно, даже более чем в дру­гих сферах бизнеса поддерживается существенный уровень ко­операции между участниками рынка, особенно при осуществлении огромных и сложных по технике операций.
 Предоставление ранее перечисленных услуг имеет для различ­ных типов клиентов банка свою специфику. Классифицируем международные банковские услуги под этим углом зрения.
 
 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
 
 В табл. 16.1 представлена классификация международных бан­ковских услуг в виде матрицы "продукт-клиент".
 Таблица 16.1. Классификация международных банковских услуг
 в виде матрицы "продукт-клиент".
 
 
 Вид услугиТип клиентов
 Правительства
 
 (1)Финансовые институты
 (2)Корпорации
 
 (3)Физические лица
 (4)
 Услуги, базирующиеся на обязательствах (1)
 Услуги, базирующиеся на активах (2)
 Услуги, базирующиеся на внебалансовых позициях (3)
 У11
 
 У21
 
 У31
 У12
 
 У22
 
 У32
 У13
 
 У23
 
 У33
 У14
 
 У24
 
 У34
 
 
 По этой классификации международные банковские услуги, базирующиеся на обязательствах, представляют собой источники фондов для кредитного института. Банки принимают депозиты в различных формах и из различных источников, в том числе:
 а) официальные валютные резервы иностранных правительств на текущих и срочных счетах (У11);
 б) валютные остатки на счетах "лоро", принадлежащие иностранным банкам-корреспондентам (У12);
 в) операционные остатки (текущие счета), срочные депозиты корпораций, соглашения о перекупке с корпоративными клиен­тами (У13);
 г) операционные остатки, срочные депозиты и сберегательные вклады, принадлежащие населению (У14).
 При этом заметим, что при осуществлении международной деятельности банки в большой степени опираются на межбанков­ские срочные депозиты и эмиссии нот с плавающей ставкой как на главные источники фундирования. Последние повышенно чув­ствительны к колебаниям процентных ставок, т.е. в значительной степени подвержены процентному риску, что требует проведения операций по хеджированию этого типа риска.
 Международные услуги банков, базирующиеся на активах, пред­ставляют собой направления использования фондов. При этом банки распределяют свои финансовые ресурсы также в различ­ных формах и различным клиентам. Так, осуществляя междуна­родную банковскую деятельность, банки активны, в частности:
 а) в предоставлении синдицированных займов иностранным правительствам (У21);
 б) в межбанковском размещении депозитов и предоставлении овердрафта для иностранных корреспондентских банков (У22);
 в) в предоставлении краткосрочных займов для финансирова­ния оборотного капитала, в торговом и проектном финансирова­нии корпораций (У23);
 г) в потребительском кредитовании (У24).
 При этом, фундируясь под плавающую ставку процента на меж­банковском рынке, банки склонны устанавливать ставки на свои международные клиентские кредиты, как мы отмечали в предыду­щей главе, на базисе стоимости фондов на межбанковском рынке плюс спред, т.е. определенная добавочная прибыльная маржа.
 С начала 80-х гг. коммерческие банки стали проявлять повы­шенный интерес к международным банковским услугам, осно­ванным на внебалансовых операциях, в первую очередь, из-за долгового кризиса стран третьего мира, а также потребностей бан­ков улучшить свои коэффициенты достаточности капитала. Внебалансовые услуги, предоставляемые банками, называют также комиссионными услугами, подчеркивая их отличие от балансо­вых (кредитно-дспозитных) услуг, которые относят к процент­ным услугам. Международные внебалансовые банковские услуги представлены, например:
 а) трастовыми услугами, услугами по менеджменту свопов для иностранных правительств (У31);
 б) инкассированием и трансферами международных фондов для иностранных банков-корреспондентов (У32);
 в) аккредитивами "стэнд-бай", процентными свопами, услуга­ми по денежному менеджменту, по менеджменту валютного рис­ка, портфельному менеджменту для корпоративных клиентов (УЗЗ);
 г) услугами по менеджменту международных инвестиций для индивидуальных инвесторов (У34).
 Кроме того, банки постоянно находятся в состоянии поиска финансовых инноваций, создавая новые (в том числе междуна­родные) банковские продукты (услуги). Более детальный пере­чень международных банковских услуг представлен далее.
 
 Субклассификация международных финансовых продуктов (услуг)
 
 1. Принятие депозитов 2. Валютный и денежный дилинг
 Депозиты до востребования Инструменты денежного рынка
 (текущие счета) Ценные бумаги фондового
 Срочные депозиты рынка
 Сберегательные депозиты и Форекс (валютный спот- и
 счета денежного рынка форвард-рынок)
 Другие Валютные и процентные свопы
 Деривативные инструменты
 (фьючерсы, опционы)
 Другие
 3. Продажа ценных бумаг банка 4. Кредиты (в отечественной
 Депозитные сертификаты и иностранной валюте)
 Обыкновенные акции Правительствам
 Привилегированные акции Корпорациям
 Ноты с плавающей ставкой Местным крупным фирмам
 (еврооблигации) Подразделениям междуна­родных компаний
 Государственным фирмам
 Местным средним фирмам
 Иностранным средним фирмам
 Банкам-корреспондентам
 Местным банкам
 Иностранным банкам
 Физическим лицам
 Владельцам крупной недвижимости
 Лицам с высокими доходами
 Розничные (потребительские, ипотечные)
 5. Специализированная дея- 6. Андеррайтинг ценных
 тельность по финансированию бумаг
 Финансирование, базированное Правительственные облигации.
 на активах Облигации правительственных
 Финансирование акционерного агентств
 капитала Муниципальные облигации
 Экспортное финансирование Ценные бумаги, поддержива-
 Проектное финансирование емые недвижимостью
 Финансирование венчурного (ипотеки)
 капитала Страховки
 Финансирование недвижимости Акции
 Финансирование слияний Другие
 и поглощений
 7. Первичное распределение 8. Консалтинговые услуги
 ценных бумаг Денежный менеджмент
 Отечественные и международные для корпораций
 С фиксированным доходом Финансовое (налоговое) пла-
 (прямые облигации) нирование для корпораций
 Акции Общие услуги по финансиро-
 Другие ванию корпораций
 Консалтинг по недвижимости
 Слияния и поглощения
 Услуги по менеджменту риска
 Процентный риск
 Инвалютный риск
 Страновой риск
 Другие
 Консалтинговые услуги по
 международной торговле
 Планирование траста и недви­жимости
 Консалтинговые услуги по юридическим
 вопросам и инвестициям
  Консалтинговые услуги по на­логообложению
 Общий финансовый консалтинг
 9. Потребительские услуги 10. Услуги по менеджменту
 Кредитные карточки активов
 Туристские чеки Для физических лиц
 Другие потребительские услуги
 Фидуциарная деятельность
 Услуги по сейфам/почтовым ящикам
 Взаимные фонды
 Для корпораций и банков-кор­респондентов
 Услуги по сейфам/почтовым ящикам Менеджмент пенсионного фонда
 Взаимные фонды
 11. Брокерские услуги 12. Платежные механизмы
 Денежный рынок Трансфер отечественных
 Евровалюты/форекс фондов
 (инвалютный рынок) Трансфер международных
 Бумаги с фиксированным доходом фондов
 (правительств и корпораций)
 Акции
 Финансовые фьючерсы
 Опционы
 Товары
 Золото
 Страхование
 13. Услуги, близкие 14. Услуги по международ-
 к страхованию ной торговле
 Аккредитивы "стэнд-бай" Международное инкассо
 Программы эмиссии евронот Документарные аккредитивы
 (NIF, RUF & MOFF) Банковские акцепты
 Револьверные кредиты Компенсационная торговля
 Страхование жизни Исследования рынков
 Имущество
 Другие
 
 Здесь мы опишем некоторые некредитные услуги, которые в последние десятилетия стали играть важную роль в общей деятель­ности международного банка.
 
 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ
 
 Инвестиционные банки традиционно специализировались и специализируются в предоставлении информационных услуг для корпоративных и правительственных клиентов (в том числе зани­мающихся международными финансовыми операциями). Такие же услуги предоставляют и коммерческие банки. В целом между­народные информационные финансовые услуги в современных условиях ранжируются по достаточно широкой шкале:
 а) от "классического" инвестиционно-банковского консалтин­га относительно новых эмиссий ценных бумаг (как капитальных, так и долговых) и схем организации слияний и поглощений всех типов до
 б) более традиционных коммерческих банковских услуг, та­ких, как поиск для корпораций наиболее доходных депозитных счетов или инструментов денежного менеджмента в различных валютах, а также консультаций корпоративных клиентов относи­тельно денежного менеджмента.
 Дополнительно к этим услугам международные банки часто предлагают своим корпоративным клиентам специальные руко­водства по оценке странового риска и но макроэкономическому прогнозированию. Кроме того, поскольку регулятивная среда в мире с конца 80-х гг. стала более открытой, коммерческие банки (особенно это касается американских банков) в возрастающей сте­пени начинают выполнять прямо инвестиционные банковские функции. В итоге информационные услуги, предлагаемые ком­мерческими банками своим корпоративным клиентам, сейчас включают консалтинг и информационное обеспечение практи­чески по полному ряду финансовых услуг, требуемых этими кли­ентами.
 
 4. ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКОВСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛУГИ
 
 Международные банки (особенно в последние два десятиле­тия) создали много новых электронных услуг, которые могут быть предоставлены клиентам. Это явилось результатом развития коммерческими банками компьютеризованных информационных и операционных сетей, которые эти банки инсталлировали в сво­их филиальных, агентских и дочерних офисах во многих странах мира.
 В целом для международных банков, которые оперируют через филиалы или другие "аффилиаты" (т.е. родственные подразделе­ния) в нескольких странах, электронные банковские услуги вклю­чают такие операции, как:
 а) "передвижение" фондов для клиентов из одного офиса бан­ка в одной стране к другому офису банка (или к другому банку - дочернему) в другой стране;
 б) предоставление клиентам одновременного доступа к воз­можностям поместить деньги на депозиты или в инструменты де­нежного рынка, а также получить финансирование в различных странах посредством операций по торговле на денежном рынке;
 в) осуществление клиринга иностранных чеков в различных зарубежных государствах;
 г) обеспечение информации о счете клиента в иных офисах банка в других странах.
 При этом большая часть электронных банковских услуг, из числа ранее перечисленных, касается информации относительно состоя­ния и перспектив развития валютно-финансовых рынков в раз­личных странах, а также относительно состояния клиентских сче­тов в различных офисах банка.
 В то же время крупнейшие международные банки интенсивно развивают дополнительные новые инновационные электронные услуги, такие, как:
 а) клиринг международных чеков;
 б) организация валютных свопов активов и обязательств для клиентов из различных стран;
 в) услуги по управлению корпоративными текущими валют­ными средствами (денежный менеджмент).
 Кратко охарактеризуем последний из указанных типов относи­тельно новых международных банковских некредитных услуг - услуги, предоставляемые банками своим корпоративным клиен­там но менеджменту текущих валютных средств.
 
 5. УСЛУГИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ
 ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ КОРПОРАЦИЙ
 
 Так, важным источником комиссионных доходов для многих крупных коммерческих банков стали в последние десятилетия доходы от трансферов клиентских фондов между странами, а так­же управление депозитами компаний для увеличения процент­ных доходов этих корпоративных клиентов. Клиенты, осущест­вляющие валютно-финансовые операции в различных странах и в различных валютах, в целом нуждаются в быстрых и эффектив­ных методах "передвижения" фондов между ними. Международ­ные банки могут предоставлять услуги по трансферу фондов через свои собственные сети филиалов и "аффилиатов", а также осу­ществляя дилинг с другими банками. Очевидно, что издержки (как денег, так и времени) для клиента будут наименьшими, если банк может предложить такие услуги, переводя валютные средства внут­ри собственной сети филиалов, а не обращаясь к другим банкам (корреспондентам) для осуществления трансферов.
 Кроме функции трансфера фондов, международные банки пре­доставляют услуги по международному менеджменту депозитов (временно избыточных средств) клиентов, которые стремятся к наивысшим из возможных доходам при использовании своих фон­дов. Такие операции банки осуществляют в соответствии с выра­женными рисковыми и ликвидными предпочтениями клиентов. Инструментами, в которые банки помещают при этом временно свободные клиентские средства, могут быть:
 а) евродолларовые депозиты в различных странах;
 б) инвалютные депозиты в различных валютах;
 в) инвестиции в такие инструменты иностранных денежных рынков, как правительственные ценные бумаги, коммерческие бу­маги, депозитные сертификаты;
 г) инвестиции в обращаемые инструменты евровалютного рын­ка, такие, как евроноты и евродепозитные сертификаты.
 Понятно, что предоставление таких услуг коммерческими банка­ми клиентам ограничено в тех странах, которые вводят многооб­разные типы рестрикций на доступ к форексу и на международные переводы фондов. Однако ценность услуг коммерческого банка для клиентов состоит, в частности, в его способности прокон­сультировать фирму относительно возможных (и доступных) пу­тей обхода барьеров, воздвигаемых мерами валютного контроля в различных странах, а также предоставить для этого соот­ветствующие схемы трансфера валютных фондов и схемы финан­сирования или инвестирования.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1) Перечислите шесть основных категорий международных бан­ковских продуктов. Дайте им краткую характеристику.
 2) Расскажите, чем отличаются международные "финансовые супермаркеты" от "финансовых бутиков" и отечественных бан­ков, работающих через сеть зарубежных банков-корреспонден­тов.
 3) Какие международные банковские услуги вы отнесете к фи­нансовым услугам, базирующимся на внебалансовых операци­ях, какие - к базирующимся на обязательствах, какие - к ба­зирующимся на активах?
 4) В чем сходства и различия между международными банковскими информационными и электронными услугами, а также услуга­ми по менеджменту клиентских денежных средств?
 5) Какие виды международных финансовых инновационных про­дуктов, появившихся в 80-90-е гг., вы могли бы перечислить?

<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу