<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Лекция №1
  Основы организации бухгалтерского учета на предприятии
  План:
  1. Общие принципы организации бухгалтерского учета.
  2. Факты, влияющие на организацию учета на предприятии.
  3. Вопросы адаптации бухгалтерского учета в РФ к международным стандартам.
 
  1. Общие принципы организации бухгалтерского учета
  Под организацией бухгалтерского учета понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятий, о движении имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйственных операций.
  Соответственно, исходя из этого определения, объектами бухгалтерского учета на предприятии являются:
  * имущество,
  * обязательства,
  * хозяйственные операции, осуществляемые предприятием в процессе своей деятельности.
  В бухгалтерском учете имущество определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов предприятия. При этом к оборотным активам относятся денежные средства или продукция, которые могут быть обращены в денежные средства или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла. Если этот цикл более одного года, то такое имущество оборотным не считается. Итак, к оборотным активам относятся:
  * наличные деньги в кассе предприятия,
  * денежные средства, хранящиеся на счетах предприятия в банках,
  * легко реализуемык ценные бумаги, то есть краткосрочные финансовые вложения,
  * дебеторская задолженность,
  * запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции,
  * текущая часть расходов будущих периодов.
  К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года. В состав внеоборотных включабтся:
  * основные средства,
  * земельные участки,
  * объекты природопользования,
  * капитальные вложения,
  * долгосрочные финансовые вложения,
  * нематериальные активы,
  * делавая репутация предприятия и др.
  Обязательства - это долговые обязательства, которые должны быть оплачены предприятием в течение обычного операционного цикла (одного года), так называемые текущие обязательства. Если долги оплачиваются в течение срока, превышающего 1 год, то это долгосрочные обязательства. К понятию обязательства не относится дебеторская задолженность.
  Обычный операционны период означает период времени от момента инвестирования денежных средств до их возвращения в какой-либо форме.
  Хозяйственные операции - факты предпринимательской и иной деятельности предприятия, оказывающие влияние на имущество, обязательства, величину денежных результатов.
  Организация бухгалтерского учета преследует выполнение следующих основных задач:
  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения: информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям.
  2. Обеспечение информацией пользователец бух. отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хоз. операций, за целесообразностью операций. наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.
  3. Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспеч. фин. устойчивости.
 
  При организаации БУ исходя из функций БУ: информационной. и контрольной,. и самого БУ как функции управления организацией. БУ на предприятии должно иисходить из основных правил организации бух. учета.
 
  Осн. правила:
  1. Нормативное регулирование БУ.
 Государство в лице законодательно и исполнительной власти в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, их доходах и расходах: информация для пользователей бух. отчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.
 Органы, которые имеют право регулировать орг-ции БУ: Минфин, ЦБ, Росгосстрахнадзор, в пред. своей компетенции регламентируют единообразный подход к отражению в БУ хоз. процессов, принципы оценки, обязанности, права и ответственность уч. (учетного) аппарата, разрабатывают План счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
  2. Сочетание гос. регулирование с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс орг-ся самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики.Предприятие несет ответственность за организацию БУ, выполнение законодательства и выполнение хоз. операций.
  3. Последовательное повышение роли БУ в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений : информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.
  4. Обеспечение информативности и оперативности и аналитичности, что позв. выявлять влияние различных факторов, способствовать эффективности пр-ва, повыш.
  5. Динамичность организации бух.учета, совершенствование БУ, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение БУ.
  6. Исользование в БУ общих принципов управления, системный подход, использование ЭММ, принципов прог. целевого метода и т.д.
 
  При организации БУ должны соблюдаться
 основные требования, установленные законом:
 
  1. БУ имущества и т.д. ведется в рублях;
 
  2. Имущество, явл. собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества др. юр. лиц;
 
  3. БУ должен вестись непрерывно с момента регистрации предприятия как юридического лица до ликвидации/ реорганизации этого предприятия;
 
  4. Все хоз. операции, провод. предприятием, должны документально оформляться, что служит основанием для заполнения учетных регистров.
 
  5. Для отражения имущество и обязат. подлежат оценке путем суммирования практически произведенных расходов. Применение др. видов оценок - только в случаях, предусмотренных законодательством и соответств. органами.
 
  6. Все хоз. операции и результаты инвентаризации (что обязательно) подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без пропусков (изъятий).
 
  7. При организации БУ имущества и хоз. операций учет ведется с помощью двойной записи на счетах из рабочего плана счетов.
 
  8. В БУ текущие затраты на произаодсттво и кап. вложения должны учитываться раздельно.
 
  9. Формирование учетной политики осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями в соответствии с
 ПБУ 1/94. Понятие допущения в некоторой степени соответствует основополагающим принципам БУ в зап. странах.
 
  В нашей системе "допущение" относится к правилам ведения БУ и составления отчетности.
  Указанные в ПБУ 1/94 "допущения" не ообязательно должны объявляться пред-тием, т.к. это установлено законодательством.
 
  В системе нормативного регулирования есть следующие допущения:
 
 
  Лекция №2
  Допущения в системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации:
  1) Допущение имущественной обособленности, которое означает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других организаций.
  2) Допущение непрерывности деятельности предприятия, что означает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства предприятия будут погашены в установленном порядке.
  3) Допущение последовательного применения учетной политики, что означает, что выработанная предприятием учетная политика применяется от одного отчетного периода к другому.
  4) Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предприятия, которое означает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от факта поступления или выплаты денежных средств.
  Такое допущение имеет важное значение для построения системы бухгалтерского учета во всех странах с рыночной экономикой. Оно означает, что отражение операций в бухгалтерском учете может производиться по системе учета с начислением. При этой системе все доходы и расходы регистрируются немедленно, то есть доходы признаются в тех случаях, когда деньги ещё не поступили, а в расходы включаются и те затраты, по которым денежные выплаты ещё не произведены.
  Это допущение признает такую систему учета, как кассовая, то есть доходы признаются только те, по которым были поступления денег, а расходы - те, по которым были произведены выплаты.
  В Российской практике это допущение ассоциируется с режимом налогообложения по методу отгрузки, то есть перехода права собственности на произведенную предприятием продукцию в момент ее отгрузки покупателю.
  До 1992 года в России применялась только система кассового учета. Сейчас предприятиям разрешено работать по методу отгрузки. Эта система начисления позволяет увязывать во времени доходы и расходы.
  При формировании нормативной базы бухгалтерского учета Российской Федерации регулирующие органы исходят из зафиксированных в законодательстве основных требований, применяемых в международной практике как принципы учета.
  Требования:
  1) Требование полноты. Оно предусматривает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
  2) Требование осмотрительности, осторожности, консерватизма. Оно означает большую готовность к бухгалтерскому учету потерь и пассивов, чем возможных доходов и активов, недопускание создания скрытых резервов. В западной практике одним из конкретных примеров проявления этого требования является асимметричный учет прибылей и убытков, то есть прибыль отражается в бухгалтерском учете только после совершения хозяйственной операции, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения его возможности, что пока не допускается в нашей учетной практике. Для покрытия таких убытков создаются резервы по сомнительным долгам - в западной практике в момент образования такой задолженности. В нашей практике - только по окончании отчетного года на основе инвентаризации не погашенной в срок дебиторской задолженности. Такой порядок создания резервов по сомнительным долгам означает, что требование осмотрительности не используется в полной мере.
  3) Требование приоритетности содержания над формой. Это требование означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности отражаются исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем предприятия крупных сумм ссуд не является незаконным, но если выдача этих сумм осуществляется при неустойчивом финансовом положении предприятия или при задолженности по выплате зарплаты сотрудникам, то такую операцию нельзя считать правомерной.
  4) Требование непрерывности. Это требование обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим синтетическим счетам на каждое первое число месяца, а также показателям бухгалтерской отчетности данных аналитического и синтетического учета.
  5) Требование рациональности. Оно означает рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины предприятия.
  Сама организация бухгалтерского учета на предприятии включает в себя несколько стадий учетного процесса:
  1) Организация учета осуществляется текущим наблюдением, контроль, регистрация и документирование хозяйственных операций.
  2) Систематизация и группировка учетной информации, содержащейся в учетных документах.
  На первой и второй стадиях реализуются контрольные функции аппарата бухгалтерии, то есть проводится оперативный, текущий и последовательный учет, производится проверка достоверности содержащейся в документах информации и качество данных на основе инвентаризации имущества и обязательств.
  3) Составление бухгалтерской отчетности. Эта стадия является завершающим этап учетного процесса в части ведения учета. Отчетность представляет собой совокупность показателей, приведенных в определенную систему, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия за определенный период времени.
  4) Осуществление использования учетной и отчетной информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия и принятие обоснованных экономических управленческих решений.
  Рассматривая общие методологические правила организации бухгалтерского учета в РФ, следует назвать и систему руководства по бухгалтерскому учету в стране.
  Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет правительство РФ. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.
  На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих предприятиях, учреждениях организациях и др.
  При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный при Минфине Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности, который формируется из представителей государственных органов, академических институтов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.
  Основными задачами этого методологического совета являются:
  * разработка концепций бухгалтерского учета и отчетности в стране,
  * разработка проектов закона о бухгалтерском учете и отчетности,
  * разработка национальных бухгалтерских стандартов
  * содействие внедрению нормативных актов в учетную практику и обобщение опыта применения этих нормативных актов,
  * разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию нормативных актов и улучшению бухгалтерского образования
  В законодательном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе Российской Федерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету. В 1994 году в составе Думы создан экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Он создан при комитете Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Экспертный совет формируется из специалистов, экспертов по бухгалтерскому учету и др.
  Экспертный совет занимается разработкой концепций построения законодательства и дает экономическое обоснование этих проектов, проводит экспертизу и дает заключения по этим законопроектам.
  Большую помощь в работе совета оказывают общественные организации:
  * ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ,
  * ассоциация бухгалтеров и аудиторов стран СНГ,
  * Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ, который оказывает большую помощь в разработке законодательных актов по бухгалтерскому учету и аудиту в условиях рыночной экономики, содействует в гармонизации отечественных и международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
  Сами ассоциации бухгалтеров и аудиторов призваны оказывать содействие при создании норм профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Ассоциации оказывают содействие в организации профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.
  В РФ в 1997 году создан институт профессиональных бухгалтеров, целями которого являются:
  * объединение профессиональных бухгалтеров и обеспечение с их помощью реформирования бухгалтерского учета на предприятиях с использованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии,
  * защита интересов бухгалтеров в органах законодательной и исполнительной власти,
  * оказание квалифицированной помощи и консультационных услуг по организации бухгалтерского учета, формированию налогооблагаемой базы, новых форм бухгалтерского учета и др.
  При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизация учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии:
  * формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия,
  * разнообразие видов предпринимательской деятельности,
  * отраслевая специфика,
  * структура предприятия и др.
  Прежде всего нужно отметить, что бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица не зависимо от организационно-правовой формы, а физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.
  В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.48 - 123) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс.
  Коммерческие организации - юридические лица, имеющие основной целью своей деятельности получение прибыли и распределения её между участниками, некоммерческие организации не имеют основной целю получение прибыли (благотворительные фонды и др.)
  Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.
  Хозяйственные товарищества:
  - полное
  - на вере (коммандитное)
  участники - коммерческие организации или частные лица
  Общества: ООО, АО, ОДО - и в зависимости от участия одних обществ в других: зависимые и дочерние.
  Формы некоммерческих организаций:
  - потребительские организации
  - общественные и религиозные
  - благотворительные фонды и др.
  Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь постольку поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
  Допускается создания объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций или союзов.
  Все юридические лица подлежат государственной регистрации. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается созданным не с момента принятия решения об образовании юридического лица, а с момента государственной регистрации. Юридическое лицо действует на основании устава и/или учредительного договора.
  В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков.
  У предприятий других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, амортизации, кредитов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.
  Все это вызывает особенности бухгалтерского учета формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и инвесторами.
  Создание совместных предприятий потребовало переход российских предприятий на унифицированные стандарты, так как отношения между предприятием с участием иностранного капитала, иностранными инвестициями и его финансовыми кредиторами существенно меняются с выходом его на международные рынки. В этом случае при организации учета на предприятии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.
  На организацию учета на предприятии оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обращать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной деятельностью предприятия.
  На организацию учета на предприятии оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, дочерних предприятий и др., выделенных на отдельный (самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлять сводную консолидированную отчетность.
  Предприятию предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае должен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.
  Кроме производственных подразделений, на предприятии могут быть непромышленные производства и хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для контроля за сметами расходов.
  В зависимости от величины предприятия по-разному организуется структура бухгалтерской службы.
  Таким образом, среди основных факторов, влияющих на организацию бухгалтерского учета на том или ином предприятии можно выделить:
  * многообразие форм собственности,
  * отраслевую специфику,
  * уровень внешнеэкономических связей.
 
 
 
 
 
 
 Основные средства
 Учет | Законы | Документы |
 Понятие, виды (группы) объектов основных средств
 Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 мес) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях.
 
 Имущество учитывается в составе основных средств организации при единовременном выполнении следующих условий:
 1. имущество используется в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
 2. имущество используется в течение длительного времени, (продолжительностью свыше 12 мес или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес);
 3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
 4. имущество способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
 В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов в бухгалтерском учете к основным средствам:
 Относятся Не относятся * здания,
 * сооружения,
 * рабочие и силовые машины и оборудование,
 * измерительные и регулирующие приборы и устройства,
 * вычислительная техника,
 * транспортные средства,
 * инструмент,
 * производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности,
 * рабочий, продуктивный и племенной скот,
 * многолетние насаждения,
 * внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
 * капитальные вложения на коренное улучшение земель;
 * капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;
 * земельные участки и объекты природопользования. * предметы, служащие менее 1 года,
 * предметы дешевле 10000 рублей,
 * орудия лова,
 * инструменты целевого назначения,
 * специальная и фирменная одежда и обувь,
 * постельные принадлежности,
 * временные сооружения,
 * молодняк, подопытные животные,
 * многолетние насаждения в питомниках.
 
 Для целей налогового учета Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002г. №1 утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
 Оценка основных средств (в т.ч. единовременное списание)
 Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.
 
 Первоначальная стоимость - стоимость объектов основных средст, по которой они принимаются к учету.
 
 Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
 
 Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.
 
 Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость.
 
 В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит еще и при переоценке основных средств.
 
 Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.
 
 Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.
 
 В бухгалтерском учете основные средства, стоимостью до 10 000 рублей едновременно списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
 
 Для целей налогообложения объекты стоимостью до 10 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы.
 
 Порядок учета единовременного списания основных средств отражен в таблице:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Приобретено основное средство стоимостью до 10 000 рублей 08 60 2 Принят к учету объект основных средств 01 08 3 При введении в эксплуатацию списана стоимость объекта основных средств 20,26,44 01
 
  Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств
 Основные средства поступают в организацию:
 1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал
 2. в результате строительства
 3. путем приобретения за плату
 4. путем безвозмездной передачи
 5. по договору мены
 При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 отражаются вложения во внеоборотные активы. При вводе основных средств в эксплуатацию формируется первоначальная стоимость объектов оснвоных средств, учитываемая на счете 01 "Основные средства".
 
 Ввод в эксплуатацию основных средств осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.
 
 Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).
 
 Принятые объекты основных средств учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.
 № Содержание операции Дебет Кредит 1. Получены основные средства от учредителей 1.1. Сформирована задолженность учредителей по вкладам 75-1 80 1.2. Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал 08 75-1 2. Построены основные средства 2.1. подрядным способом 2.1.1. Сформирована стоимость подрядных работ 08 60 2.1.2. Учтена стоимость подрядных работ 01 08 2.2. хозяйственным способом 2.2.1. Списаны материалы на строительство 08 10 2.2.2. Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата 08 70 2.2.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств 01 08 3.Приобретены основные средства 3.1. не требующие монтажа 3.1.1. Начислено поставщику по счету 08 60 3.1.2. Учтены расходы на доставку 08 76,60,23... 3.1.3. Введен в эксплуатацию объект основных средств 01 08 3.2. требующие монтажа 3.2.1. Начислено поставщику за оборудование 07 60 3.2.2. Оборудование передано в монтаж 08 07 3.2.3. Списаны затраты на монтаж 08 10,70,69... 3.2.4. Введен в эксплуатацию объект основных средств 01 08 4. Получены безвозмездно основные средства 4.1. Приняты к учету основные средства (счет 91) 01 91 4.2. Приняты к учету основные средства (счет 98) 01 98-2 4.3. Начислена амотризация основных средств (счет 98) 20
 02 98-2
 91 5. Получены по договору мены основные средства 5.1. Реализованы материалы по договору мены 62 91 5.2. Списана стоимость материалов 91 10 5.3. Оприходовано основное средство 08 60 5.4. Произведен зачет стоимости материалов и основного средства 60 62
 
 Переоценка основных средств
 Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
 
 Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года) по документально подтвержденным рыночным ценам.
 
 Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике.
 
 Если принято решение о переоценке, в приказе нужно отразить:
 * какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
 * способ проведения переоценки: индексация или прямой пересчет;
 * методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета.
 После переоценки восстановительную стомость принимают за первоначальну стоимость.
 
 Результатом переоценки является уценка или дооценка стоимости имущества.
 
 В целях налогового учета при проведении организацией переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств, положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.
 
 Варианты отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета рассмотрены в таблице:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1. Сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал 1.1. Увеличена первоначальная стоимость основных средств 01 83 1.2. Увеличена начисленная амортизация основных средств 83 02 2. Сумма дооценки зачисляется в операционные доходы 2.1. Увеличена первоначальная стоимость основных средств 01 91 2.2. Увеличена начисленная амортизация основных средств 91 02 3. Сумма уценки относиться на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) 3.1. Уменьшена первоначальная стоимость основных средств 84 01 3.2. Уменьшена начисленная амортизация основных средств 02 84 4. Сумма уценки относиться на уменьшение добавочного капитала 4.1. Уменьшена первоначальная стоимость основных средств 83 01 4.2. Уменьшена начисленная амортизация основных средств 02 83
 
 Амортизация основных средств
 Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
 
 Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.
 
 Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для объекта исходя из его срока полезного использования.
 
 Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету.
 
 В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.
 
 Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.
 
 В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относиться.
 
 Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице.
 Для целей бухгалтерского учета Для целей налогового учета 1. линейный способ;
 2. способ уменьшаемого остатка;
 3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
 4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); 1. линейный
 2. нелинейный методы.
 
 Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
 
 Также амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, по продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
 
 По указанным объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.
 
 Практика начисления амортизации приведена в таблице: Сравнительная характеристика способов и методов начисления амортизации >>
 
 Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств"
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Начислена амортизация основных средств 20,23.26,44... 02 2 Произведена переоценка (дооценка амортизации) 83 02 3 Произведена переоценка (уценка амортизации) 02 83,84 4 Списана амортизация 02 01-В 5 Начислен износ 001
  Аморт. ОС может начисляться по одному из способов:
  - линейный
  - уменьш. остатка
  - списания стоимости по сумме чисел лет срока пол. исп-ния
  - пропорционально объему продукции
  Эти способы предст. в ПБУ 6/ 97 и исп. в межд. практике
  Для начисления аморт. на предприятиях произв. рассчет год. суммы амортизации.
  При лин. способе год. сумма опред. исходя из первонач. стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисл. исходя из срока полезн. исп. объекта. Раньше считали норму.

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу