<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сн+Рл-Ле
  На = Сн х В х 100
 
  При способе уменьш. остатка годовая сумма аморт. опред. исходя из ост. стоимости объекта на нач. отч. года и нормы аморт., исходя из срока, полезного исп. объекта.
 
  При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезн. использ. опред. исходя из первонач. стоимости ОС и год. соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.
 
  Сн = 120000
  В = 5 лет
 
  1. 5 2. 4 3. 3 4. 2 5. 1
  15 15 15 15 15
 
  5+4+3+2+1
 
  1. 120000 х 5/15 = 40000
  2. 120000 х 4/15 = 32000
  3. 120000 х 3/15 =
 
  При способе списания стоимости пропорц. объему прод. опред. исходя из нат. показателя объема прод. (работ, услуг) в отч. периоде и соотнош. первонач. стоимости и планир. объема прод (работ, услуг) за весь период по использованию этого объекта.
  Выбранный способ амортизации в течение всего срока эксплуатации не изменяется. В течение отчетного года аморт. по объектам ОС начисл. ежемесячно, не зависит от прим. способа всего срока пол. исп - ния объекта, начисл. амортиз. не приостанавливается, кроме случаев их нахожд. на реконстр. и модерн. по решению руководит. и по ОС переданным на консервацию на срок более 3 месяцев.
  При начисл. аморт. по объектам, приобрет. с исп. бюдж. ассигнований в рассчет приним. стоим. объекта за минусом получ. ассигнов.
 Начисл. аморт. начинают произв. 1-ого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к БУ и начисл. амортиз. до полного погашения стоимости объекта. Прекращение начисления амортизации с 1-ого числа, следующего за мес. полного погашения стоимости, либо его списания с БУ.
 
 Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств
 Методические указания по учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:
 1. единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;
 2. равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:
 o создания резерва на ремонт основных средств;
 o использования счета учета расходов будущих периодов.
 Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва.
 
 Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются.
 
 Согласно Налоговому кодексу расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Для обеспечения равномерного признания расходов организация вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств.
 
 В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года.
 
 Если по итогам налогового периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то- разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в состав доходов организации.
 
 Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.
 
 В зависимости от выбранного способа отражения затрат в бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Расходы на ремонт списываются единовременно 20,25,26,44 10,70,69,60 2. Образование и использование ремонтного фонда 2.1 Ежемесячные отчисления в ремонтный фонд 20,25,26,44 96 2.2 Списание затрат за счет ремонтного фонда 96 10,70,69,60 2.3 Списание суммы превышения фактических затрат 97 10,70,69,60 2.4 Списание суммы превышения ремонтного фонда 20,25,26,44 96 3. Отнесение затрат на расходы будущих периодов 3.1 Списывается сумма фактических затрат на ремонт 97 10,70,69,60 3.2 жемесячное списание затрат на себестоимость продукции 20,25,26,44 97
 Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции. (ст. 257 НК РФ)
 
 Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации, автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. (ст. 257 НК РФ)
 
 Проще говоря, модернизация и реконструкция проводятся с целью улучшения качественных характеристик основных средст. Затраты на их осуществление относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств.
 
 После проведения ремонта, реконструкции или модернизации необходимо оформить Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3, который служит основанием для изменения первоначальной стоимости основного средства.
 
 Выбытие (списание) основных средств
 Основные средства выбывают из организации в случаях:
 1. списания по причине непригодности к дальнейшему использованию
 2. продажи на сторону
 3. безвозмездной передачи
 4. передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации
 5. сдачи имущества в аренду, лизинг
 6. реализации по договорам мены и т.д.
 Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.
 
 По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.
 
 Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В "Выбытие основных средств".
 
 Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".
 № Содержание операции Дебет Кредит 1. Списание основного средства за непригодностью 1.1. Списание первоначальной стоимости 01-В 01 1.2. Списание амортизации 02 01-В 1.3. Списание остаточной стоимости 91 01-В 2. Продажа имущества 2.1. Списание первоначальной стоимости 01-В 01 2.2. Списание амортизации 02 01-В 2.3. Списание остаточной стоимости 91 01-В 2.4. Получена выручка от продажи 62 91 2.5. Учтен НДС от продажи 91 68 3. Безвозмездня передача имущества 3.1. Списание первоначальной стоимости 01-В 01 3.2. Списание амортизации 02 01-В 3.3. Списание остаточной стоимости 91 01-В 3.4. Списание расходов, связанных с передачей 91 10,70,69... 4. Передача в счет вклада в уставный капитал 4.1. Списание первоначальной стоимости 01-В 01 4.2. Списание амортизации 02 01-В 4.3. Списание остаточной стоимости 91 01-В 4.4. Учтены финансовые вложения 58 91
 
 Для целей налогообложения доходы и расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).
 
 Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.
 
 Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).
 
 Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.
 
 Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б).
 
 Аренда основных средств (текущая аренда, лизинг)
 
 
 Имущество передается в аренду (лизинг) по соответствующему договору. По договору аренды (лизинга) арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, которая состоит из амортизации, сдаваемого в аренду имущества и прибыли арендодателя.
 
 Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе).
 Дт.91 Кт 62
 
 Аренндодатель начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре.
 Дт91Кт02
 
 Учет объектов основных средств, переданных в аренду ведется на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства".
 
 Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете 001
 
 
 
 
 Нематериальные активы
 Понятие нематериальных активов, их виды
 Объекты признаются нематериальными активами в случае, если выполняются условия:
 1. предполагается использование этих объектов в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (больше12 месяцев);
 2. объекты обладают способностью приносить организации доход;
 3. существуют надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование актива.
 В соответствии с ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" нематериальные активы подразделяются на группы:
 1. объекты интеллектуальной собственности:
 o исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;
 o исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
 o имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем
 o исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров
 o исключительное право патентообладателя на селекционные достижения
 2. деловая репутация организации - разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов.
 Разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительную деловую репутацию расматривают как отдельный инвентарный объект. Отрицательную - как доходы будущих периодов.
 3. организационные расходы - расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации:
 o затраты по созданию пакета учредительных документов и расчетов по обоснованию направлений его деятельности;
 o гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги по регистрации фирмы;
 o расходы по оплате услуг посреднических и консультационных фирм;
 o оплата сборов и пошлин, в размере, признанном в соответствии с учредительными документами.
 
 Оценка нематериальных активов
 Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, под которой, в соответствии с ПБУ 14/2000, понимается сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
 
 При этом фактическими расходами на приобретение признают:
 * суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
 * суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
 * регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя
 * невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов
 * вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов
 * иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов
 Для определения первоначальной стоимости нематериальных активов используется "Справка о затратах, включенных в первоначальную стоимость нематериального актива".
 
 Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
 
 На балансе нематериальные активы учитываются по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией.
 Поступление нематериальных активов
 Поступление нематериальных активов в организацию происходит в следующих случаях:
 1. Приобретение нематериальных активов за плату
 2. Создание нематериальных активов собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей
 3. Внесение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал
 4. Получение нематериальных ативов на безвозмездной основе
 5. Приобретение нематериальных активов по договору мены
 Аналитический учет наличия и движения нематериальных активов ведется в бухгалтерии по карточкам учета нематериальных активов (ф. № НМА-1). В налоговом учете нематериальных активов может применяться регистр для учета амортизации нематериальных активов. В случае, если отсутствуют объекты нематериальных активов, по которым есть различия по составу объектов и порядку начисления амортизации, то целесообразно использовать одну разработочную таблицу (ведомость) и для целей бухгалтерского, и налогового учета.
 
 Объекты, не перечисленные в ПБУ 14/2000, не должны учитываться в качестве нематериальных активов. К такого рода активам относятся: компьютерные программы, информационные базы данных и другие. Затраты по приобретению программных продуктов должны учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов".
 Приобретение нематериальных активов за плату
 При покупке нематериальных активов основанием для записей на счетах служат наличные первичные документы, полученные от поставщика: договор, накладная, счет-фактура. Расходы на приобретение (начисление поставщикам; оплата за сопутствующие услуги;невозмещаемые налоги) отражаются как внеоборотные активы на счете 08. Также на этом счете отражаются расходы на доведения объекта до состояния, пригодного для эксплуатации.
 
 После принятия на учет приобретенных нематериальных активов сформированная первоначальная стоимость списывается со счета 08 на счет 04 "Нематериальные активы".
 
 НДС по приобретенным или созданным нематериальным активам учитывается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" субсчет 2 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам" в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками и подрядчиками и прочими дебиторами и кредиторами. После принятия на учет нематериальных активов суммы НДС списываются в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
 
 Корреспонденция счетов в таблице:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Стоимость приобретенных нематериальных активов 08-5 76 2 НДС по приобретенным нематериальным активам 19-2 76 3 Отражены затраты по доведению нематериальных активов до состояния, пригодного к использованию: 3.1 материальные 08-5 10 3.2 на оплату труда 08-5 70 3.2 по отчислениям в бюджет 08-5 69 4 Оплачены полученные нематериальные активы 76 51 5 Оприходованы объекты нематериальных активов 04 08-5 6 Зачет суммы НДС 68 19-2
 Создание нематериальных активов собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей
 Нематериальные активы считаются созданными в случаях:
 * исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю;
 * исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику;
 * свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара выдано на имя организации
 Созданные в организации нематериальные активы могут являться служебными произведениями в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об авторском праве". Специфика этих произведений состоит в том, что исключительное право на их использование принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, то есть его работодателю. Не всякое произведение, созданное работником организации может считаться служебным. Таковым произведение может считаться тогда, когда имело место служебное задание на его создание.
 
 Трудовой договор (контракт) с работником, творческий труд которого эксплуатируется должен содержать положения, предусматривающие подобные задания. Работник имеет право выплаты трудового вознаграждения за создание служебного произведения помимо обычной заработной платы.
 
 Расходы по созданию нематериальных активов на предприятии также как и расходы по их приобретению относятся к долгосрочным инвестициям. Их постановка на учет производится через применение счета вложений во внеоборотные активы - 08. При создании нематериальных активов на этом счете отражаются: материалы, заработная плата разработчиков, отчисления с заработной платы в виде ЕСН, накладные расходы, относящиеся к работам по разработке.
 
 После ввода объекта в эксплуатацию его стоимость списывается со счета 08 в дебет счета 04 "Нематериальные активы".
 
 Корреспонденция счетов в таблице:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Стоимость потребленных материалов 08-5 10 2 Заработная плата 08-5 70 3 Отчисления на социальные нужды 08-5 69 4 Оплата подрядчикам за выполненные работы, услуги по созданию нематериальных активов 08-5 60 5 Оплата сторонним организациям за выполненные работы, услуги по созданию нематериальных активов 08-5 76 6 Расходы вспомогательных производств по созданию нематериальных активов 08-5 23 7 Начисление НДС по суммам фактических затрат, связанных с созданием нематериальных активов 08-5 68
 
 
 Внесение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал
 В соответствии с действующим законодательством объект нематериальных активов может быть внесен в качестве вклада в уставный капитал организации. При этом фактическое поступление вклада учредителя в виде внеоборотных активов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал в оценке, согласованной с учредителями (задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал отражают записями по кредиту счета 80 "Уставный капитал").
 
 Основанием являются учредительные документы, а также акт приемки-передачи нематериальных активов. Средства учредителей, вносимые в уставный капитал в порядке, установленном действующим законодательством, освобождены от НДС. Данное положение не действует в случае, когда поступившие нематериальные активы используются в организации для производства продукции (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС.
 
 Корреспонденция счетов в таблице:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал 75-1 80 2 Внесены нематериальные активы в счет вклада в уставный капитал 08-5 75-1 3 Приняты к учету нематериальные активы 04 08-5
 
 Получение нематериальных активов на безвозмездной основе
 Нематериальные активы, полученные организацией безвозмездно, отражаются по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Активы, полученные безвозмездно, учитываются в составе внереализационных доходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации. Организация самостоятельно выбирает способ отражения в учете безвозмездно полученных нематериальных активов:
 1. непосредственно в момент принятия к учету стоимость нематериальных активов относят на увеличение прочих доходов
 2. по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования безвозмездно полученные объекты отражаются как прочие доходы, с использованием счета доходов будущих периодов.
 Основанием для записей на счетах служит акт (накладная) приемки -передачи. Признание внереализационных доходов, связанных с безвозмездным получением нематериальных активов, в учете отражается по дебету счета доходов будущих периодов в корреспонденции с кредитом счета прочих доходов и расходов.
 
 Постановка на учет полученных по договору дарения (безвозмездно) нематериальных активов также отражается через применение счета капитальных вложением с последующим списанием с него стоимости объектов на счет нематериальных активов.
 
 Корреспонденция счетов приведена в таблице:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Безвозмездное поступление нематериальных активов 1.1 без использования счета 98 "Доходы будущих периодов" 08-5 91-1 1.2 с использованием счета 98 "Доходы будущих периодов" 08-5 98-2 1.2 признание внереализационных доходов 98-2 91-1
 Приобретение нематериальных активов по договору мены
 Приобретение нематериальных активов по договору мены, предусматривающем оплату неденежными средствами. Стоимость полученных нематериальных активов отражается по дебету счета капитальных вложений в корреспонденции со счетом прочих дебиторов и кредиторов. В соответствии с п.3 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 выбытие активов в связи с приобретением (созданием) нематериальных активов не признается расходами организации
 
 Амортизация нематериальных активов
 Амортизация исчисляется по нормам, установленным самой организацией исходя из стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования.
 
 Срок полезного использования - это срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Срок определяется организцией самостоятельно исходя из:
 1. срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
 2. ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход)
 3. количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта
 В случае, когда срок полезного использования определить не возможно, он признается равным: для целей бухгалтерского учета - 20 годам, для целей налогового учета - 10 годам (но не более срока деятельности организации).
 
 Начисление амортизации производится ежемесячно и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета.
 
 Для целей бухгалтерского учета используются три способа начисления амортизации:
 1. линейный;
 2. уменьшаемого остатка;
 3. списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
 Для целей налогообложения организация выбирает из линейного и нелинейного способов.
 
 Методика расчета амортизационных отчислений по каждому из способов аналогична соответствующим способам расчета амортизации по основным средствам.
 
 Способы отражения амортизационных отчислений на счетах бухгалтерского учета:
 1. путем накопления сумм амортизации на отдельном счете (счет 05 "Амортизация нематериальных активов")
 2. путем уменьшения первоначальной стоимости объекта на счете 04.
 В зависимости от выбора организации операции на счетах бухгалтерского учета будут отражаться следующим образом:
 № Содержание операции Дебет Кредит 1 Принят к учету объект нематериальных активов 04 80 2 По итогам месяца начислена амортизация по объекту нематериальных активов 2.1 с использованием счета для учета амортизации 20, 44... 05 2.2 без использования счета для учета амортизации 20, 44... 04
 Выбытие нематериальных активов
 Выбытие объектов нематериальных активов происходит в следующих случаях:
 1. Списание объекта нематериальных активов за непригодностью в связи с полной амортизацией и потерей доходных качеств.
 Основание для списания - акты передачи нематериальных активов, акты на списание нематериальных активов, протоколы собрания акционеров или участников совместной деятельности, приказы.
 2. Продажа нематериальных активов
 3. Безвозмездная передача нематериальных активов
 4. Внесение объекта нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал других организаций
 5. Передача объектов нематериальных активов по договору мены
 При выбытии нематериальных активов в результате продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается с кредита счета учета нематериальных активов в дебет счета амортизации нематериальных активов. Остаточная стоимость списывается в дебет счета прочих доходов и расходов. Туда же относят и все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и суммы НДС по проданным и безвозмездно переданным объектам. Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете прибылей и убытков.
 Продажа нематериальных активов
 Продается, как правило, не сам объект нематериальных активов, а право на его использование. При реализации нематериальных активов основанием для записей на счетах являются счет, выписываемый покупателю, и акт (накладная) приемки-передачи.
 
 В бухгалтерском учете отражается выручка от продажи. Если сумма выручки превышает остаточную стоимость нематериальных активов и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредит счета 99 "Прибыли и убытки".
 
 Если же остаточная стоимость не возмещается выручкой от реализации, то разницу списывают с кредита счета прочих доходов и расходов в дебет счета прибылей и убытков. Сам объект и начисленная по нему амортизация не изменяются.
 
 Если продается сам нематериальный актив в бухгалтерском учете отражается одновременно списание объекта и начисленной по нему амортизации, а остаточная стоимость относится на счет прочих доходов и расходов.
 
 Оборот по продаже нематериальных активов облагается НДС. Для определения сумм НДС по проданным нематериальным активам нужно выяснить факты приобретения нематериальных активов - с НДС или без него.
 Безвозмездная передача нематериальных активов
 В бухгалтерском учете отражается списание первоначальной стоимости, амортизации и отражение остаточной стоимости.
 
 В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ передача прав собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и облагается НДС. В данном случае выбытия плательщиком НДС является передающая сторона.
 Внесение объекта нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал других организаций
 Остаточная стоимость нематериальных активов списывается с их счета в дебет счета учета финансовых вложений. Также подлежит списанию сумма амортизации. Превышение согласованной стоимости над остаточной по переданным нематериальным активам отражают по дебету счета финансовых вложений в корреспонденции со счетом прочих доходов и расходов. Обратная разница отражается в обратном порядке.
 
 Передача объектов нематериальных активов по договору мены
 Передача объектов нематериальных активов в обмен на другое, кроме денежного, имущество, чаще всего в обмен на ценные бумаги и поэтому рассматривается как финансовые вложения. Нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в пользование другой организации при сохранении первой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат особому отражению в бухгалтерском учете у организации-правообладателя. Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится предприятием-правообладателем.
 
 
 
 Запасы, товары, готовая продукция
 Сырье и материалы: понятие, классификация
 Материалы- предметы, срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся к предметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации.
 
 Материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию.
 
 Классификация материалов:
 Группа Характеристика Сырье и основные материалы Образуют вещественную основу готовой продукции.
 Сырье - ранее не обрабатываемый продукт добывающей промышленности и сельского хозяйства
 Основные материалы - продукция обрабатывающей промышленности Полуфабрикаты собственного производства Не являются материально-производственными запасами, относятся к незавершенному производству Покупные полуфабрикаты Материалы, которые уже подвергались обработке на других предприятиях Вспомогательные материалы Добавки, смазочные материалы, возвратные отходы Тара Вспомогательный материал, предназначенный для транспортировки и хранения материалов и готовой продукции Топливо По агрегатному состоянию: твердое, жидкое, газообразное
 По целям использования: энергетическое, технологическое, для хозяйственных нужд Запасные части Целевое назначение - поддержание механизмов в рабочем состоянии, осуществление ремонтов Строительные материалы Целевое назначение - строительство зданий и сооружений Хозяйственный инвентарь и принадлежности Средства труда, которые не могут относиться к основным средствам: канцелярские принадлежности и расходные материалы и т.д.
 
 Поступление материалов
 Материалы, как правило, поступают в организацию от поставщиков путем приобретения за плату. Также возможно поступление из собственного производства, от учредителей, при демонтаже оборудования, по бартерным операциям и т.д.
 
 На поступающие от поставщиков материалы на основании сопроводительных документов (накладная, счет-фактура) на складе выписывают Приходный ордер (форма № М-4). Сведения из приходного ордера кладовщики заносят в Карточку учета материалов (форма № М-17).
 
 Если при приемке материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах (количество, качество и т.д.) или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется Акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимают на ответственное хранение, при выявлении недостачи по вине поставщика ему направляется претензия.
 
 Если организация получает материалы на складе поставщика, то экспедитору (шоферу) нужно выписать Доверенность (по форме № М-2 или № М-2а)
 
 Поступление материалов на склад из собственного производства оформляют Требованием-накладной (форма № М-11). При поступлении материалов при демонтаже оформляется Акт по форме № М-35.
 
 После приемки материалов все документы передаются в бухгалтерию.
 
 В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:
 * по фактической стоимости приобретения (заготовления)
 * по учетным ценам.
 Учетные цены - цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство.
 Фактические цены - суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (подрядчикам) за минусом возмещаемых налогов, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарно-материальных запасов, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги.
 
 Первый вариант, как правило, используют организации, работающие с небольшой номенклатурой материалов. При этом все затраты по приобретению материалов отражаются на одноименном счете 10 "Материалы"
 
 Пример:
 ООО "Пассив" покупает канцелярские принадлежности для сотрудников бухгалтерии на сумму 118 000 рублей в т.ч. НДС.
 
 Проводки:
 Д 60 К 51 на сумму 118 000 - оплачен счет поставщика
 Д 10 К 60 на сумму 100 000 - поступили канцелярские принадлежности в организацию
 Д 19 К 60 на сумму 18 000 - принят к учету "входящий" НДС
 Д 26 К 10 на сумму 100 000 - канцелярские принадлежности выданы сотрудникам
 
 При втором способе обязательно применение счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", по дебету которого отражаются фактические затраты на приобретение (заготовление) материальных ценностей, а по кредиту - учетная стоимость поступивших в организацию и оприходованных запасов. Разница между учетной и фактической стоимостью списывается со счета 15 на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.
 
 Пример:
 ООО "Пассив" покупает бумагу для сотрудников бухгалтерии (100 пачек). Учетная цена пачки 90 рублей. Поставщик выставил счет за бумагу на сумму 11 800 (в т.ч. НДС 1 800) рублей.
 
 Проводки:
 Д 60 К 51 на сумму 11 800 - оплачен счет поставщика
 Д 10 К 15 на сумму 9 000 - принята к учету бумага по учетной цене
 Д 15 К 60 на сумму 10 000 - принята к учету бумага по фактической цене
 Д 19 К 60 на сумму 1 800 - принят к учету "входящий" НДС
 
 Учетная стоимость бумаги 9 000 рублей, фактическая - 10 000 рублей, следовательно:
 

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу