<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Контрольные вопросы к теме 4
 
  1. Назовите основные классификационные признаки ассортимента товаров.
  2. Охарактеризуйте ассортимент товаров в зависимости от широты охвата товаров.
  3. Какие свойства ассортимента товаров вы знаете?
  4. Каково отношение потребителя к широте ассортимента?
  5. Какое значение имеет показатель полноты ассортимента?
  6. Для чего необходимо соблюдение ассортиментного минимума?
  7. Какие факторы формирования ассортимента вы знаете?
  8. Какова цель и основные направления ассортиментной политики организации?
 
  Контрольные задания к теме 4
 
  1. Назовите виды ассортимента:
  а) набор товаров, выпускаемый производственной фирмой;
  б) набор товаров, формируемый в торговом предприятии;
  в) набор товаров, представленный значительным количеством групп, подгрупп, видов.
  2. Классификационными признаками ассортимента товаров являются:
  а) местонахождение товаров;
  б) структура товаров;
  в) степень удовлетворения потребителей;
  г) полнота ассортимента;
  д) широта охвата товаров.
  3. Ассортиментный минимум (перечень) товаров - это:
  а) удельная доля каждого вида или наименования товара в общем наборе;
  б) перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения;
  в) минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
  4. Ассортимент товаров не регламентируют следующие нормативные документы:
  а) единый государственный каталог;
  б) государственные стандарты Российской Федерации;
  в) сертификат соответствия;
  г) прейскуранты, прайс-листы.
  5. Вы - товаровед специализированного магазина "Обувь". Составьте ассортиментный минимум (перечень) товаров.
  а) магазин Sторгового зала = 100 м2;
  б) имеет складское помещение S = 50 м2;
  в) магазин расположен на пути покупательских потоков.
 
 Тема 5. КАЧЕСТВО ТОВАРОВ
 
  5.1 Основные понятия в области качества
 
  За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилам гарантийного обслуживания, безвредности и безопасности продукции для потребителя, а также внешнему оформлению и соответствию направлению моды потребительских товаров.
  Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
  Отдельные виды товаров обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо измерить и установить.
  Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
  Действия, осуществляемые при создании и потреблении продукции в целях обеспечения необходимого уровня качества, называются управлением качеством продукции.
  Управление качеством продукции осуществляется в 3 направлениях:
  1) оценка уровня качества;
  2) оценка конкурентоспособности;
  3) контроль качества продукции.
 
  Уровень качества продукции - относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей.
  Технический уровень качества - относительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сопоставлении действительных значений показателей с базовыми.
  Применяется для характеристики сложнотехнических товаров, товаров машиностроительного комплекса.
  Конкурентоспособность продукции - характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
  Контроль качества товаров осуществляется на всех стадиях производства и эксплуатации (разработка, проектирование, производство, потребление).
  Контроль качества товаров при продаже осуществляют работники торговли при приемке по количеству и качеству товаров, работники Госторгинспекции и Госстандарта.
 
 5.2 Потребительские свойства продовольственных и непродовольственных товаров
 
  Номенклатура потребительских свойств и показателей - совокупность свойств и показателей, обуславливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей.
  Эта номенклатура определяет качественные характеристики потребительских товаров.
 
  Продовольственные товары
 
  Питание - жизненно необходимый процесс, который обеспечивает оптимальный рост и развитие человеческого организма, его трудоспособность, здоровье и продолжительность жизни.
  Полезность продуктов питания в товароведении определяется основными потребительскими свойствами:
  - пищевая ценность;
  - биологическая ценность;
  - энергетическая ценность;
  - физиологическая ценность.
  Пищевая ценность - характеризует полноту полезных свойств продукта, т.е. доброкачественность, усвояемость, содержание питательных (белков, жиров, углеводов) и биологически активных веществ (витаминов, минеральных веществ, аминокислот).
  Высокой пищевой ценностью обладают: мясо, рыба, яйца, икра рыб, молочные продукты.
  Биологическая ценность - характеризуется наличием в продуктах биологически активных веществ: витаминов, макро- и микроэлементов, аминокислот и полиненасыщенных кислот.
  Высокое содержание Ca в плавленых сырах, пастеризованном молоке. Значительное содержание витаминов в капусте белокочанной, черной смородине, клюкве.
  Физиологическая ценность - способность продуктов оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую, пищеварительную системы человека.
  Этой способностью обладают: чай, кофе, ликероводочные изделия, пряности и др.
  Энергетическая ценность - определяется содержанием в продуктах жиров, белков, углеводов и их усвояемостью.
  Белки, жиры и углеводы - энергетические вещества пищи.
  Белки - главная составная часть пищи.
  Недостаточность белков в пищевом рационе является одной из основных причин повышения восприимчивости организма к инфекционным заболеваниям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Углеводы - наиболее дешевый источник энергии.
  Углеводы поступают в организм вместе с растительными продуктами - хлебом, мукой, крупами, картофелем, овощами, фруктами.
  Избыток углеводов приводит к образованию и отложению в теле жира. Каждые лишние 25 гр углеводов приводят к образованию 10 гр жира в организме и его накоплению.
  К углеводам относятся:
  - крахмал, глюкоза,
  - клетчатка,
  - жиры.
  Крахмал усваивается организмом постепенно и создает благоприятные условия для полного использования организмом.
  Наиболее богаты крахмалом зерна злаковых:
  - в пшенице - 70%,
  - в рисе - 80%,
  - в картофеле - 24%.
  Клетчатка - основной компонент неусвояемых углеводов.
  Нормализует деятельность кишечника и способствует нормальному перевариванию пищи.
  Наибольшее количество клетчатки содержится в сушеных овощах и фруктах (1,6-6,1%); свежих ягодах (2-5%); овощах (1-1,5%).
 
  Жиры - концентрированный источник энергии (30-35% калорий пищи).
  Влияют на усвояемость белков, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
  Жир содержится практически во всех пищевых продуктах, но в разных количествах.
  Много жира - в масле, жире, маргарине, свинине, баранине, сычужных сырах, грецких орехах и др. Мало жира - в овощах, плодах, рыбе.
  Животные жиры - источник витаминов А и D.
  Растительные жиры - источник витаминов Е и ?-каротина.
  Минеральные вещества - биологически активные вещества.
  Входят в состав клеток и тканей организма.
  Источниками минеральных элементов являются продукты растительного и животного происхождения, питьевая вода.
  Особенно богаты минеральными солями: овощи, плоды, зерномучные, продукты моря и др.
  Данные о наиболее важных минеральных веществах приведены в таблице 5.1.
 
 
 
 
 
 
 Таблица 5.1
 
 Некоторые сведения о минеральных веществах пищи Минеральное
 вещество Где содержится Суточная
 потребность Значение для
 организма Кальций Молоко, сыр, желток яйца, зеленые овощи
 0,8 - 1 г Костеобразование, влияние на нервную и сосудистую систему Фосфор Молоко, мясо, рыба, яйца, сыр, орехи 1,5 г Костеобразование, обмен веществ Йод Продукты моря, морская рыба, овощи, фрукты 0,15 - 0,3 мг Обеспечивает нормальную деятельность щитовидной железы Железо Печень, мясо, зелень, помидоры, клубника 12 мг Образование гемоглобина в крови Магний Злаки, орехи, овощи, бобовые, отруби 0,15 г Влияние на кровяное давление, выведение холестерина Калий Злаки, фрукты, овощи, сушеный виноград 2 -4 г
 (в пищевом рационе недостаточно) Влияние на сердечно-сосудистую систему, водный обмен Медь Печень, орехи, сухие фрукты, бобовые 1 -2 мг Синтез гемоглобина, усвоение железа
  Витамины - класс незаменимых пищевых веществ.
  Обладают очень высокой биологической активностью, требуются организму в небольших количествах; участвуют в процессе усвоения организмом других пищевых веществ. Пища, не содержащая одного или нескольких витаминов, называется авитаминозной.
  Наиболее ценные источники:
  Витамина С - картофель, овощи, плоды, ягоды;
  В1 - хлебобулочные изделия;
  В2 - молоко, яйца, субпродукты;
  РР - мясо;
  А - печень, морковь, помидоры.
  Подробные сведения о витаминах представлены в таблице 5.2.
 
 Таблица 5.2
 
 Некоторые сведения о витаминах пищи Витамины Где содержится Содержание Влияние на организм при отсутствии или недостатке В1 Отруби рисовые, отруби пшеничн., почки,
  свинина,
  капуста 0,6 - 1,5
 0,8 - 1,5
 0,4 - 0,7
 0,4
 0,16 - 0,24 Нарушение процессов углеводного обмена, поражение нервной системы В6 Отруби рисовые,
 дрожжи пекарн.,
 треска,
 картофель 5,0
 2,5 - 5,0
 1,0
 0,22 Воспалительные процессы кожи (дерматиты) С Смородина черн.,
 петрушка,
 капуста,
 яблоки,
 печень 100 - 400
 100 - 190
 25 - 100
 20 - 40
 10 - 40 Заболевание цингой, нарушение процесса обмена веществ А Печень КРС
 Масло сливочное
 Желток яичный
 Морковь 30
 1,2
 2,5 - 15
 9 Поражение кожи и слизистых оболочек; куриная слепота; полная слепота К Шпинат
 Крапива
 Капуста
 Яйца 4,40
 3,20
 3,20
 0,08 Снижение свертываемости крови
  Органические кислоты обладают низкой энергетической ценностью (2,4-2,5 ккал/г).
  Влияют на процесс пищеварения, придают продуктам специфический вкус, способствуют их лучшему усвоению.
  Содержатся кислоты в овощах, фруктах, ягодах (лимонная, яблочная, молочная, щавелевая).
  Кислотность имеет большое значение для оценки качества пищевых продуктов.
  Ароматические вещества:
  - улучшают вкус пищи;
  - повышают усвояемость пищи;
  - активизируют деятельность пищеварительных органов.
  Играют решающую роль при оценке качества пищевых продуктов.
  К ароматическим веществам относятся: душистый перец, гвоздика, лавровый лист, укроп, тмин, анис, ваниль и др.
  Красящие вещества - хлорофилл, каротин, ксантофилл.
  Дубильные вещества - участвуют в образовании вкуса плодов, придают вяжущий вкус. Содержатся в терне, алыче, хурме и др.
  Вода - входит в состав продуктов питания.
  Все процессы обмена веществ протекают только при достаточном содержании воды в клетках.
  Вода составляет 65 - 70% массы человека.
  Продукты, содержащие много воды, относятся к скоропортящимся и подвергаются быстрой порче (гниению, брожению).
  В зависимости от особенностей продуктов, условий внешней среды установлены правила хранения продовольственных товаров.
 
  Непродовольственные товары
 
  Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению, называются потребительскими и характеризуются показателями качества.
  К потребительским свойствам непродовольственных товаров относятся:
  - социальные,
  - функциональные,
  - эргономические;
  - эстетические,
  - надежности,
  - экологические,
  - безопасности.
 
  Социальные - включают показатели социального адреса и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального старения.
  Для характеристики показателей социального адреса и потребительского класса используют следующие данные:
  - соответствие товара требованиям потребителя, для которых он предназначен;
  - соответствие признаков комфортности изделия;
  - соответствие его технической оснащенности;
  - розничной цены.
  Пример: выпуск одежды, обуви массового спроса и эксклюзивных изделий, которые вырабатываются в едином экземпляре для покупателей с высоким уровнем доходов.
  При характеристике морального износа товара учитывается:
  - снижение качества товара вследствие появления новых товаров;
  - сокращение срока службы товаров, вызванного изменениями моды, стиля.
  Функциональные свойства - способность товара выполнять свою основную и вспомогательную функцию.
 
 Показатели функциональных свойств
 
  состава и структуры технического совершенства
 
 
  Состав и структура различны в зависимости от вида продукции.
  Пример: в тканях ? % содержания текстильных волокон и структура ткацких переплетений.
  Показатели технического совершенства - соответствие товаров достигнутому научному и техническому уровню.
  Важнейшие - прочность материалов на разрыв;
  ? способность поглощать и отдавать влагу;
  ? способность проводить тепло;
  ? способность отражать световые лучи.
  Эргономические свойства - это способность товара создавать ощущения удобства, комфортности в соответствии с антропометрическими, психологическими характеристиками человека.
 
  Основные свойства:
  - масса, размер, напряженность магнитного, электрического полей;
  - удобство контроля за подготовкой изделия к использованию, хранению, транспортированию;
  - соответствие изделия силовым, скоростным возможностям человека.
 
  Эстетические свойства - характеризуются информационной выразительностью, рациональностью формы и совершенством производственного исполнения.
  Информационная выразительность:
  - знаковость,
  - оригинальность,
  - стилевое соответствие,
  - соответствие направлению моды.
 
  Надежность - это способность товара сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления/эксплуатации в течение заранее оговоренного срока.
  Экологичность - это способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.
  Безотказность - способность товаров непрерывно сохранять свою работоспособность в течение определенного времени.
  Показатели безотказности применяются при оценке качества сложно технических изделий (электротовары, средства механизации, радиоэлектронные товары).
  Безопасность - это состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.
  Показатели безопасности:
  1) содержание токсичных веществ в товарах бытовой химии, стеклянных, керамических товарах;
  2) содержание химических волокон в тканях, трикотажных изделиях;
  3) гибкость и прочность крепления каблуков в обуви;
  4) устойчивость окраски тканей к трению, стирке, поту.
  Показатели безопасности обязательно определяются при экологической сертификации.
 
  5.3 Градация качества
 
  Градация, класс, сорт - категория или разряд, присвоенные объектам, отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству.
  Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем показателям.
  Нестандартный товар - это товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или нескольким показателям, но это несоответствие не является опасным.
  Например: влажность хлеба выше установленной нормы.
  Брак - товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями.
 
 Товары по назначению делятся на классы
 
 
  первый класс второй класс третий класс
 
  Первый класс - товары, пригодные к использованию по назначению.
  Второй класс - товары, условно пригодные для использования по назначению.
  Третий класс - опасные товары, непригодные для использования по назначению.
  В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первого класса. Товары второго и третьего классов не допускаются к реализации.
  Сортамент товаров - совокупность сортов, относящихся к одноименному товару.
  Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами.
  Сорт - это категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой значениями показателей.
  Различают сортамент природный и товарный.
  Например: природный сортамент яблок включает более 200 сортов, каждый сорт имеет свое название - Белый налив, Джонатан, Симеринка и др., отличающиеся формой, окраской и т.д.
  Товарный ассортимент чая: экстра, высший, первый, второй, третий.
  Задачей оценки качества товаров является выявление несоответствий, или дефектов.
  Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.
 
 По степени значимости дефекты различают:
 
 
  критические значительные малозначительные
 
  Критические дефекты - несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде.
  Например: загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, т.к. они содержат вредные для организма вещества (микротоксины).
 
  Значительные дефекты - несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя.
  Пример: ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид яблок, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды могут быть использованы по назначению.
 
  Малозначительные дефекты - несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
  При оценке качества яблок к малозначительным дефектам относятся отклонения от формы, размера, окраски.
  В зависимости от наличия методов и средств обнаружения различают дефекты
 
 
  явные скрытые (бомбаж)

<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу