<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  В зависимости от места возникновения различают дефекты:
 
 
 технологические предреализационные послереализа-
  ционные
 
  Технологические дефекты - дефекты, вызванные недостатками при разработке продукции и несоблюдении производственных процессов.
  Предреализационные дефекты - возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже и реализации товаров.
  Пример: бой посуды, микробиологическая порча товаров при хранении, деформация и т.п.
  Послереализационные дефекты - возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.
  Причины этих дефектов:
  - нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, или потребления;
  - проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.
  Права потребителей и ответственность изготовителей и продавцов регламентируются Федеральным Законом "О защите прав потребителей".
 
  5.4 Управление качеством
 
  Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, эксплуатации и потреблении. Управление осуществляется путем планирования качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. Одним из важных мероприятий в этом направлении является сертификация продукции.
  Сертификация - это комплекс действий, в результате которых с помощью специального документа - сертификата (или знака соответствия) ? подтверждается соответствие товара требованиям государственных стандартов. Существует добровольная и обязательная сертификация.
  Добровольная сертификация - проводится по инициативе предприятия- изготовителя, преследуется цель повысить конкурентоспособность товара.
  Обязательная сертификация - проводится по инициативе государства и преследуется цель обеспечить безопасность и экологичность товара.
 
  Контрольные вопросы к теме 5
 
  1. Охарактеризуйте основные понятия в области качества товаров.
  2. В каких направлениях осуществляется управление качеством продукции?
  3. Назовите основные потребительские свойства продовольственных товаров.
  4. Охарактеризуйте потребительские свойства потребительских товаров.
  5. Какое значение для организма человека имеют минеральные вещества?
  6. Какое влияние на организм человека оказывают витамины?
  7. Назовите основные потребительские свойства непродовольственных товаров.
  8. Дайте характеристику потребительским свойствам непродовольственных товаров.
  9. Что отражают такие понятия, как градация, класс, сорт?
  10. Какой товар относится к стандартному?
  11. Охарактеризуйте товары в зависимости от классов.
  12. Что является основной задачей оценки качества товаров?
  13. Дайте характеристику дефицитов по степени значимости.
  14. Какова цель сертификации товаров?
  15. Что означает понятие "управление качеством"?
  Контрольные задания к теме 5
 
  1. Впишите пропущенные слова:
  Деление на сорта осуществляется в зависимости от наличия ____________ и отклонений по одному или нескольким ______ потребительских свойств.
  2. Ситуация № 1.
  К директору магазина "Хлеб" ТОО "Колос" обратилась возмущенная покупательница и положила на стол директора разрезанную булку хлеба столового, в которой на срезе видны нити от мешковины.
  Что должен предпринять директор магазина?
  3. Ситуация № 2.
  Покупательница Полянская В.П., проживающая в г. Зарайске Московской области, купила в магазине № 23 фирмы "Фея" стенку "Авангард" за 500 у.е., привезенная на дом стенка оказалась бракованной. Заменить стенку магазин отказался.
  Как покупатель должен защитить свои интересы?
  4. Ситуация № 3.
  Индийский чай высшего сорта хранился на складе в течение года в светлом помещении. При оценке качества органолептическим методом результаты оценки показали, что чай в процессе хранения по своим показателям не соответствует высшему сорту, а только первому сорту.
  Объясните причину пересортицы товара с точки зрения товароведения.
  5. Задача.
  В магазин поступила партия риса шлифованного, первого сорта без сертификата соответствия. Директор магазина отправил одну пачку крупы в испытательную лабораторию на анализ. При проверке качества в лаборатории в __________ 10 г обнаружено 0,3 г ________ зерен и 0,01 г _________ зерен.
  Соответствует ли фактическое качество риса указанному сорту?
  Может ли быть сертифицирована данная партия риса?
 
 
 Тема 6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРОВ
 
  6.1 Основные количественные характеристики
 
  Количественные характеристики относятся к одним из основополагающих в товароведении. При их определении следует различать понятия: единичные товары и их совокупность, товарные партии, общие и специфичные количественные характеристики товаров.
  Единичный экземпляр - отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами.
  Например: пара обуви, 1 автомобиль, 1 яблоко, 1 арбуз.
  К единичным не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик печенья, ящик гвоздей), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.
  Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц, объединенных по определенному признаку. Наиболее распространено такое определение: товарная партия - это продукция одного вида, сорта и наименования, выработанная за одну смену и оформленная одним документом о качестве.
  Например: партия хлеба, поступившая из цеха, выработанная в 1 смену.
  Общие количественные характеристики - масса, длина, температура, объем.
  Специфичные количественные характеристики - пористость, пластичность, гигроскопичность, твердость, сыпучесть, вязкость, эластичность и другие.
  Особенностью специфичных количественных характеристик товаров является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик, т.е. служат показателями качества.
  Например: пористость мякиша хлеба и его эластичность говорит о качестве этого хлеба.
 
  Количественные характеристики выражаются через основные и производные физические величины и единицы их измерения. Они служат показателями физических свойств товаров и многих физико-химических показателей качества.
 
  6.2 Физические свойства товаров
 
  Физические свойства товаров выражаются через физические величины. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и производных единицах измерения, устанавливаемых Международной системой единиц (СИ).
  Общие физические свойства товаров:
  - Масса.
  - Длина.
  - Площадь.
  - Объем.
  - Температура.
  - Теплоемкость.
  - Теплопроводность.
 
  Масса - количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производной величине (мг, г, цт, т и др.)
  Длина - основная физическая величина, выражаемая в метрах.
  Площадь - производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длина и ширина).
  Объем - производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длина, ширина, высота).
  Температура - основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние товаров.
  Теплоемкость - количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенный промежуток времени.
  Теплопроводность - количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время.
 
 
  Специфические физические свойства товаров:
  - Механические.
  - Теплофизические.
  - Электрофизические.
  - Оптические.
  - Акустические.
  Механические свойства - особенности товаров, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях, характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным к ним внешним силам или изменяться под воздействием. К ним относятся:
  - прочность;
  - твердость;
  - упругость;
  - эластичность;
  - пластичность;
  - вязкость;
  - деформация.
 
  Теплофизические свойства - характеризуют индивидуальное термодинамическое состояние товаров. К ним относятся:
  - температура плавления и застывания;
  - температура замерзания.
 
  Электрофизические свойства - способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. К ним относятся:
  - электопроводность;
  - диэлектрическая проницаемость.
 
  Оптические свойства - способность товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К ним относятся:
  - цвет;
  - цветовой тон;
  - яркость цвета;
  - насыщенность цвета;
  - прозрачность;
  - преломляемость.
 
  Акустические свойства - способность товаров издавать, поглощать, проводить звук. К ним относятся:
  - спектр звука;
  - скорость звука;
  - сила звука;
  - тон звука;
  - резонанс.
 
  Контрольные вопросы к теме 6
 
  1. Охарактеризуйте основные понятия в области количественных характеристик товаров.
  2. Назовите основные отличия между понятиями "партия" и "единичный экземпляр".
  3. Перечислите общие количественные характеристики товаров.
  4. Перечислите специфичные количественные характеристики товаров.
  5. Назовите общие физические свойства товаров.
  6. Назовите специфические физические свойства товаров.
  7. Для чего нужны такие количественные характеристики товаров, как длина, площадь и объем?
  8. К каким физическим свойствам товаров относится температура?
  9. В чем разница между температурой, температурой плавления и температурой замерзания?
  10. Для чего необходимо знать диэлектрическую проницаемость товаров?
  11. Какие товары относятся к звукопроводящим?
  12. Какие товары относятся к звукоизоляционным?
 
  Контрольные задания к теме 6
 
  1. Продолжите определение: комплексная упаковочная единица - это___________________________________________________
  2. Дайте правильный ответ:
  Товарная партия:
  1) товары, обладающие целостностью;
  2) совокупность комплексных упаковочных единиц;
  3) товары, выработанные на одном предприятии.
  3. Какие общие физические свойства товаров существуют?
  ______________________
  _______________________
  _______________________
  _______________________
  4. Дайте правильный ответ.
  Теплоемкость - это
  1) количество тепла, проходящее через товары;
  2) величина, характеризующая теплодинамическое состояние объекта;
  3) количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта в период времени.
  5. Продолжите высказывание:
  Особенность специфичных количественных характеристик товаров является______________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема 7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ТОВАРОВ
 
  7.1 Стадии технологического цикла
 
  Основные стадии технологического цикла:
  1) предтоварная стадия,
  2) товарная стадия,
  3) стадия утилизации отходов товаров.
  На предтоварной стадии проектируется, разрабатывается, производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей.
  Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения и целостности по количеству и качеству.
  Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товарных отходов и контроль за их отправкой в специализированные организации по уничтожению отходов осуществляют органы санитарно-эпидемиологического надзора.
 
  7.2 Контроль качества и количества товарных партий
 
  Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб.
  Проба (образец) - минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества.
  Выборка - определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы.
  Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами.
 
 
 
 
  Точечная проба - единичная проба определенного размера, отбираемая из одного места товарной партии.
  Точечная проба при оценке качества товарной пробы картофеля - не менее 3 кг, а корнеплодов - 1 кг.
  Объединенная проба - совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии.
  Пример: от товарной партии картофеля (100 т) необходимо отобрать 30 точечных проб массой по 3 кг. Объединенная проба составляет 90 кг. Гост 7194-81 картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества.
  В случае неоднородности качества образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом приемочное и браковочное числа.
  Приемочное число - максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, позволяющие принять решение о приеме товарной партии по качеству.
  Браковочное число - минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы, являющиеся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.
 
 Таблица 7.1 ? Приемочные и браковочные числа для фасованных кондитерских изделий
 
 Масса нетто упаковочных единиц, г Объем выборки, шт. Приемочное число Браковочное число до 50 включительно
 от 51 до 200 включительно
 от 201 до 500
 от 501 до 750
 от 751 до 1000 50
 32
 20
 13
 8 7
 5
 3
 2
 1 8
 6
 4
 3
 2
  7.3 Фальсификация и идентификация товаров
 
  Фальсификация - подделка, подмена в процессе изготовления продукции определенного качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию, и реализация ее в корыстных целях.
 
  Фальсификацией во всем мире занимаются давно, подделывают все - от одежды и обуви известных фирм до денежных купюр.
 
  В зависимости от метода подделки различают фальсификацию:
  - ассортиментную;
  - качественную;
  - количественную;
  - стоимостную;
  - информационную.
 
  Ассортиментная фальсификация - подделка путем замены одного товара другим с сохранением определенного сходства.
  В качестве заменителя используется вода, низкокачественный натуральный (пищевой) или ненатуральный (непищевой) компонент, различные имитаторы.
 
  Качественная фальсификация - подделка товаров с помощью различных добавок, которые улучшают внешний вид продукта, но понижают его качественные показатели.
  Используют различные красящие и ароматизирующие вещества, подсластители (спитый чай, кофе без кофеина).
 
  Информационная фальсификация - обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре.
  Этот вид фальсификации встречается в наше время сплошь и рядом, начиная от средств массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы) до конкретной маркировки товара.
  Особенно подвержены фальсификации следующие виды пищевых продуктов импортного и отечественного производства:
  1) алкогольные напитки;
  2) вкусовые продуты (кофе, чай);
  3) мед и кондитерские изделия (шоколад);
  4) соки натуральные;
  5) растительные масла и животные жиры;
  6) мясные консервы;
  7) макароны.
 
  Инструментом для определения фальсификации является идентификация.
  Идентификация - это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо.
  Идентификация товара - установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.
  Проведение качественной идентификации - очень сложный, емкий, дорогостоящий процесс, требующий использования не только специальных физических, химических методов анализа, но и новых эффективных способов определения фальсификации и идентификации.
  Одним из ярких примеров фальсификации является фальсификация кофе марок Jacobs, Nescafe, Cofe Pele.
  Настоящий кофе "Пеле" выпускают в длинных стеклянных банках с талией, а также в небольших жестяных банках с бумажной этикеткой. Фальсифицированный кофе упакован в необычную плоскую баночку, на этикетке которой написано: "Cafe Pele Brazil".
  При анализе фальсифицированного кофе установлено следующее:
  1) содержание крупинок чистого кофеина (что опасно для здоровья),
  2) горящие добавки (солома),
  3) сам псевдокофе представляет собой отходы кофейного производства.
  Одним из приемов использования новых эффективных методов определения идентификации являются электронные носы, которые используют ведущие фирмы мира ("Coca-cola", "Whitbread"). Наличие базы данных запахов позволяет этим прибором всего за 10 секунд "узнавать" продукты по запаху.
 
  Контрольные вопросы к теме 7
 
  1. Назовите основные стадии технологического цикла.
  2. Объясните как осуществляется контроль качества в торговых организациях?
  3. Что такое фальсификация и какие ее виды вы знаете?
  4. Для чего применяется идентификация товаров?
  5. Назовите собственные примеры фальсификации товаров.
 
  Контрольные задания к теме 7
 
  1. В магазин повседневного спроса поступила партия товара: 60 мешков сахара-песка, масса нетто 50 кг.
  Из скольких мешков необходимо отобрать средний образец для проверки качества? Ответ обоснуйте.
  2. На межрайбазу поступил товар в поврежденной таре.
  Каким образом должна производиться приемка товаров по количеству и по качеству. Какая документация оформляется и в какие сроки?
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу