<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 12. Покажите роль и функции аудита в трудовой сфере.
 13. По каким направлениям проводится аудит в трудовой сфере?
 14. Что представляет собой процесс получения социологической ин
 формации о социально-трудовых отношениях?
 15. Какие методы используются в социологическом исследовании?
 16. Раскройте роль и содержание мониторинга в сфере труда.
 10.
 Глава 9
 РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
 9.1. Сущность социально-трудовых отношений при развитии рынка труда
  Социально-трудовые отношения (СТО) - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
  Термин "социально-трудовые отношения" вошел в научный оборот и стал широко использоваться в экономике труда относительно недавно. Это объясняется рядом причин: во-первых, развитием лишь в последнее время научных и прикладных представлений о роли людей в развитии экономики; во-вторых, решением важнейших задач социально-экономической реформы в России; в-третьих, необходимостью полноценной интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
  Можно выделить два этапа представления о роли людей в развитии экономики: вначале люди воспринимались как специальный ресурс, т.е. как "трудовые ресурсы", а человек - как субъект общественного развития (понятие "человеческий фактор"); на следующем этапе развития представлений о человеке как о субъекте экономической деятельности вводится понятие "индивидуум, личность". Человек рассматривается как многогранный, многоролевой субъект СТО, а создание необходимых условий для его развития является задачей самой высокой сложности.
  Социально-экономическая реформа в России предполагает решение следующих важнейших задач: стабилизация социальной, экономической и политической обстановки в обществе; становление и развитие нового технологического производства; значительное снижение инфляции; повышение уровня жизни населения и др. Решение этих задач требует объединения всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере СТО и формирования эффективной системы социальной защиты интересов всех участников СТО.
  Для полноценной интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо иметь такую национальную систему СТО,
 185
 
 которая соответствовала бы требованиям мирового сообщества и была бы этим сообществом принята.
  Очень важно подчеркнуть, что научные теории, направленные на формирование истинно гуманных СТО, имеют конструктивное практическое применение в деятельности передовых западных фирм, что является одним из самых серьезных достижений мировой цивилизации.
  В России теория формирования и развития СТО находится в стадии становления. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работников, нередко конфликтуют между собой; советы трудовых коллективов, забастовочные комитеты зачастую претендуют на роль представителей от имени работников; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области СТО, хотя его роль в этом процессе определена законодательством.
  В формировании и развитии СТО в нашей стране можно выделить две особенности: во-первых, сохранены некоторые устойчивые старые понятия и категории, которыми оперируют ученые, практики, политики; во-вторых, идет переосмысление проблемы СТО, уточнение развития отдельных понятий применительно к новой парадигме социально-экономического развития.
  СТО как система имеют две формы существования: 1) фактические СТО, функционирующие на объективном и субъективном уровнях; 2) социально-трудовые правоотношения, которые отражают проекцию фактических СТО на институциональный, законодательной, нормотворческий уровень.
 9.2. Структурные составляющие в системе социально-трудовых отношений
 Структурные составляющие в системе СТО приведены на рис. 43.
  Взаимосвязи субъектов СТО могут быть индивидуальными, когда с работодателем взаимодействует работник, а также групповыми или коллективными, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. В связи с этим СТО разделяются на двух-, трех- и многосторонние.
  Типы СТО в чистом виде не существуют - встречаются комбинации этих типов.
  Исторический опыт показывает, что первоначально формировались новые субъекты отношений, а затем уже сами СТО. Для рыночной экономики характерны такие субъекты, как наемный работник, предприниматель, государство. Каждый субъект имеет свои характеристики и выполняет определенную роль в системе СТО.
 186
 
 
 Жизненные циклы человека и задачи, решаемые на каждом из них
 1 -я стадия, трудовое самоопределение, профориентации, профобучение
 2-я стадия: увольнение, проф- и переподготовка, оценка труда, вознаграждение за труд
 3-я стадия, послетрудовая активность, пенсионное обеспечение
 Рис, 43. Социально-трудовые отношения
  При анализе и регулировании СТО вводится понятие "уровень СТО". Он зависит от особенностей субъектов СТО и определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют эти субъекты. При индивидуальном уровне взаимосвязанными субъектами СТО могут быть: работник - работник; работник - работодатель; работодатель - работодатель. На групповом уровне проявляется взаимосвязь в СТО между объединениями работников (профсоюзами) и объединениями работодателей. На смешанном уровне - между работником и государством; работодателем и государством.
  Каждому уровню СТО присущи свои специфичные предметы отношений и взаимосвязи между предметами.
  Жизненный цикл человека включает несколько стадий: от рождения до окончания обучения; период трудовой (и/или семейной деятельности); период послетрудовой деятельности. На каждом этапе жизненного цикла человек в системе СТО будет отдавать предпочтение тем или иным целям - предметам.
  Предметы СТО представлены многообразными социально-экономическими явлениями, которые можно структурировать следующим образом: СТО занятости; касающиеся организации и эффективности труда; возникающие в связи с вознаграждением за труд. Такая структуризация весьма продуктивна, так как позволяет воздействовать на предмет СТО, учитывая рыночные отношения.
  В настоящее время в нашем обществе начался процесс формирования нового типа социального расслоения населения по жиз-
 187
 
 ненному уровню, трудовой мотивации, социальной и профессиональной ориентации, трудовому поведению, а также и по адаптации к рыночным формам хозяйствования.
  Тип СТО определяется их характером и принципами, на основе которых принимаются решения в трудовой сфере. Базисную роль в формировании типов СТО играют принципы равенства и неравенства прав и возможностей субъектов СТО. Их комбинация непосредственно формирует определенный тип СТО.
  Равные возможности в СТО обеспечиваются законодательным путем: в России - Конституцией, КЗоТом, Законами "О занятости населения в Российской Федерации", "О коллективных договорах" и другими нормативно-правовыми актами. Россия ратифицировала две из трех Конвенций МОТ о равенстве возможностей в сфере труда и занятости (Конвенции МОТ № 100 и 111).
  Таким образом, СТО сформированы на основе воздействия сочетания специфических обстоятельств и конкретных факторов.
 9.3. Показатели и критерии оценки социально-трудовых отношений
  На практике отдельные частные показатели или даже несколько показателей в совокупности не могут реально отражать состояние СТО - для этих целей используется интегральный показатель "качество трудовой жизни" (КТЖ), который позволяет оценить не только состояние, но и степень развития СТО в трудовой сфере.
  Под качеством трудовой жизни понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни и позволяющих учесть степень реализации интереса работника и использования его способностей (интеллектуальных, моральных, организаторских, физических и др.).
  Теоретические подходы к определению КТЖ в основном оформились в 60-70-х гг. XX в. Основу концепции КТЖ составляют три важнейших положения: обеспечение в ходе самореализации работника его удовлетворенности достижениями в труде - более важный мотиватор, чем зарплата и карьера; соблюдение требований трудовой демократии (развитие демократизации производства); наличие возможностей постоянного профессионального роста. При этом концепция включает два важных направления: автономию личности работника и возможность развития его разнообразных способностей, т.е. индивидуальный подход к человеку труда. Именно поэтому в крупных корпорациях организованы постоянно действующие курсы по обучению и система повышения квалификации, а некоторые корпорации оплачивают обучение работников вне
 188
 
 предприятия, устанавливают плату за знания, поощряя профессиональный рост
  В 70-е гг за рубежом стали внедряться программы КТЖ На этот процесс оказали влияние объективные факторы давление профсоюзов, экономическая ситуация, технологические изменения, внедрение автоматизации и компьютеризированной технологии
  Измерение и оценку КТЖ начали производить на основе системы показателей, полученных с помощью официальной статистической информации, специальных социологических исследований и социологических опросов, экспертных оценок Система показателей предусматривала характеристику КТЖ с позиции работника, предпринимателя (руководства предприятия) и общества Основные параметры оценки КТЖ анализировались по пяти группам технология, организация труда, личные потребности работников, рабочее место, внешняя среда и общество Параметр рассчитывался как отношение фактического состояния к нормативному значению Оценка КТЖ с позиции общества определялась по затратам на социальную защиту работников и их иждивенцев, на основе расчета коэффициентов удовлетворенности качеством трудовой жизни
  Условия труда оценивались по критериям тяжести труда Уровень организации труда определялся как интегральный показатель и т п
  В конце 1980 г в 24 странах ОЭСР стали применять для оценки
 КТЖ систему следующих показателей распределение заработка,
 использование рабочего времени (продолжительность оплачивае
 мого отпуска, средняя продолжительность рабочего времени, вре
 мя на дорогу, на работу, используемые графики работы), безопас
 ность и условия труда (нарушение нормальных условий труда,
 смертность на рабочем месте) Все эти показатели определяются и
 исследуются в разных аспектах в разрезе отраслей, профессий,
 пола, возраста, типа домохозяйства, социально-экономического
 статуса, размера населенного пункта (пол, возраст, социально-
 экономический статус работника, тип домохозяйства, учет разме
 ра населенного пункта относятся к так называемым стандартным
 показателям), а также в разрезе внутренней структурной размерен
 ности (например, оплачиваемый отпуск от до дней, время
 на дорогу от до минут, оплата труда от до дол или
 руб ) и т п
  Показатель КТЖ является определяющим в жизни человека, но это только один из элементов качества и уровня жизни людей в целом, поэтому при оценке степени развитости СТО важно понимать взаимосвязь факторов, характеризующих качество трудовой жизни, качество и уровень жизни людей и факторов развития СТО
 189
 
 9.4. Факторы, воздействующие на формирование социально-трудовых отношений
  На формирование СТО в обществе влияют многочисленные факторы политического, экономического, социокультурного и исторического характера. В качестве основных следует выделить три фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобализация экономики; уровень развития общественного труда и производства.
  Социальная политика как образ действий органов государственной власти и государственного управления, направленных на повышение качества жизни людей в обществе, выражается в системе целенаправленных мер стратегического характера, включая механизм формирования и регулирования СТО.
  Социальная политика определяет комплекс мер по формированию и развитию СТО в обществе, цель которых - улучшение ситуации на рынке труда, в области оплаты труда, охраны труда и социальной защиты, защиты наемных работников, развитие социального партнерства. При этом необходимо установить границы реализации принципов рыночной экономики в системе СТО с учетом ограничителей, к которым следует отнести ряд проблем: взаимосвязь рыночных механизмов с будущими поколениями; круг элементов СТО, определенных Конвенциями МОТ, и принятых Россией обязательств в рамках мирового сообщества, которые по своему содержанию не могут быть "рыночными".
  К примеру, такими элементами трудовых отношений являются профессиональная ориентация и консультация, трудоустройство граждан, профессиональная реабилитация инвалидов, профессиональная подготовка и переподготовка женщин, у которых закончился декретный отпуск, и др.
  Исторический опыт свидетельствует, что степень коммерциализации СТО относительно ниже в государствах с высокоразвитой экономикой, чем в слаборазвитых и развивающихся государствах, так как экономические возможности первых позволяют им привнести критерии социальной защищенности человека в более широкие СТО.
  Глобализация экономики как процесс формирования системы международного разделения труда характеризуется не только бурным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, стремительными изменениями технологических процессов, но и усилением взаимозависимости национальных финансовых рынков, увеличением валютных потоков спекулятивных операций между государствами, ростом вторичных финансовых рын-
 190
 
 ков, усилением несбалансированности в платежеспособности, торговле Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэкономическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование, что наиболее жестко проявляется в политике в сфере труда, вызывая серьезные проблемы во всем мире Как фактор формирования СТО глобализация высвобождает экономические силы, которые углубляют уже существующее неравенство в сферах производительности труда, доходов, материального благосостояния, препятствуют равенству возможностей в СТО, что способствует поддержанию устойчивого интереса к использованию в СТО политики трудового протекционизма - зашиты национальных рынков труда
  Трудовой протекционизм - это всегда синтез и следствие политического, экономического технологического, финансового и товарного протекционизма, в которых применяются такие регуляторы, как квотирование и лицензирование импорта, выбор путей технологического развития, регулирование валютных курсов и тд и которые в конечном счете направлены на защиту рабочих мест на национальном рынке труда Однако на рынке труда используются и собственные, специфические методы защиты административное ограничение притока иностранной рабочей силы, регулирование цены рабочей силы на национальном рынке труда и др
  Элементы трудового протекционизма присутствуют в экономической политике многих стран мира России только предстоит оценить воздействие последствий глобализации экономики на СТО в контексте ее новой экономической жизни В этих условиях целесообразно проводить финансовую и промышленную политику, содействующую конкурентоспособности внутреннего производства и эффективной перестройке предприятии, временно защищая при этом внутренний рынок в его наиболее уязвимых для импорта областях с низкой добавленной стоимостью Это позволит предоставить внутренним производителям некоторое время для необходимой перестройки
  Промышленную политику следует направить на стимулирование продуктивных инвестиций в предприятия, создающие новые или реанимирующие экономически целесообразные ранее существовавшие рабочие места Необходимым организационным элементом реализации такой политики является определение сфер ответственности различных правительственных органов в области разработки и проведения мер по защите и развитию национального рынка труда
  В развитии общественного труда существуют объективные закономерности разделение и кооперация труда, рост производитель-
 191
 
 ности труда, замещение труда капитаном. Разделение и кооперация труда как структурообразующие факторы в СТО выступают в их предметной и функциональной формах, в вертикальном и горизонтальном разрезах и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы и качеству труда наемных работников.
  Воздействие разделения труда на СТО в последнее десятилетие все более жестко определяется спецификой новых технологий. Современные технологии и в производстве, и в управлении все в меньшей степени представляют собой фактор, ограничивающий функции человека, и поле принятия им решений. Скорее наоборот, свобода действий при разделении труда и построении работ заложена в технических решениях и с развитием компьютерных технологий еще более возрастает. Работник-программист сам, к примеру, выбирает язык программирования, способ управления, вид диалогового режима. При этом постоянно открываются новые варианты и новые области применения новых технологий. Соответственно эти возможности отражаются и на формировании трудовых функций, видов деятельности, квалификационных требованиях, организации рабочих мест.
  Организационные формы разделения и кооперации труда все чаще определяются не только технической базой, но и (в большей мере) традициями фирмы, необходимостью контроля со стороны менеджеров, особенностями индивидуальной продукции; при этом эффективность труда выше, если персонал организации представляет собой совокупность не изолированных индивидуумов, а высокоэффективных рабочих групп, влияющих на поведение индивидуумов посредством норм, способствующих выработке определенного поведения членов группы.
  Важнейшей системной закономерностью развития общественного труда, воздействующей на СТО, является процесс замещения труда капиталом, который происходит под воздействием роста производительности труда за счет НТП, финансовых факторов, особенностей развития национальной экономики.
  Существенное значение в формировании системы СТО имеют роль и место предприятий в этой системе, особенность предприятия - его размер, тип, организационная форма, жизненный цикл развития, отраслевая принадлежность, финансовое положение и т.п.
  В российской экономике эти факторы в настоящее время играют определяющую роль, поскольку предприятия принимают на себя полную ответственность за удовлетворение спроса на производимые товары и услуги и эффективное решение всех вопросов в трудовой сфере и производственно-хозяйственной деятельно-
 192
 
 сти. Получают развитие новые организационные формы предприятий и их объединений - промышленные группы, концерны, ассоциации, набирает силу процесс образования малых и средних предприятий.
  Система СТО на уровне предприятия определяется основными рамочными элементами; концепцией и стратегией развития предприятия (организации); системой рабочих мест; кадровой политикой; трудовым поведением.
  Рамочные элементы включают основные правовые рамки, общеэкономические условия, структуру и развитие внешнего рынка труда, социокультурную среду, основные технические параметры продукции и оборудования.
  Концепции и стратегии развития определяют взаимозависимости между кадровой и другими видами политики предприятия (организации).
  Система рабочих мест формируется при последовательном выполнении в технологическом процессе работ с учетом их содержания, организации и обслуживания рабочего места, специализации и кооперации, нормирования и условий труда, установления режимов рабочего времени и других организационных элементов.
  Кадровая политика учитывает планирование и привлечение персонала, организацию заполнения рабочих мест, оценку и оплату труда работников, квалификационный рост персонала, трудовую мотивацию, социальные льготы, компенсационные выплаты, участие работников в прибылях и капитале предприятия (организации).
  Трудовое поведение формируют установки, мотивы, групповые и индивидуальные нормы трудового поведения, конфликтность, профессиональная социализация и другие элементы.
 9.5. Регулирование социально-трудовых отношений при развитии рынка труда
  Система новых СТО может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. Целенаправленное воздействие необходимо осуществлять на постоянно действующей основе с помощью системы мер общественного и государственного регулирования (рис. 44).
  При выработке подходов к регулированию СТО и выборе наиболее эффективных методов ускоренной трансформации общества, адаптированного к рыночным реформам в экономике, необходимо выделить уровни регулирования этих отношений: государственный, региональный и основное хозяйственное звено (предприятие, организация). Поскольку цели и задачи каждого уровня регулирова-
 193
 
 
 Рис 44 Система мер общественного и государственного регулирования социально-трудовых отношений
 
 ния разные, и функции и регуляторы на каждом уровне управления различаются
  В Российской Федерации законодательная база охватывает сферу регулирования СТО по следующим направлениям условия труда (оплата труда, отдых, охрана труда, социальные гарантии), социальная политика(пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхование, выплаты социальных пособий слабозашищенным слоям населения, политика поддержания уровня жизни и политика дифференциации доходов населения), занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест, профилактика безработицы, включающая "административное давление" на процесс увольнения работников, а также и инвестиционную деятельность государства), миграционная политика, регламентирующая перемещение рабочей силы и переселение населения из неблагоприятных регионов на основе "программ переселения", демографическая политика, регулирующая естественные процессы воспроизводства населения, на основе программ помощи беременным, выплаты пособий на детей, улучшения здоровья и снижения смертности и др
  Главный недостаток российской нормативно-регулирующей системы - декларативный характер многих законодательно-правовых и экономико-нормативных документов, отсутствие эффективного механизма реализации положений конкретных документов в практической деятельности
  Основным инструментом, регулирующим СТО, являются государственные программы федерального, регионального отраслевого и частного характера, разрабатываемые на основе социальных индикаторов (нормативов), используемых для постановки целей в программах и для подбора методов, обеспечивающих реализацию разработанных программ
  Воздействие на реализацию программ осуществляется административными и экономическими методами Административные методы носят регламентируемый и организационный характер Экономические методы регулируют СТО косвенным путем, с помощью проведения амортизационной, фискальной, налоговой и финансово-кредитной политики
 9.6. Роль социального партнерства
 в регулировании трудовых отношений
  Социальное партнерство - это такой тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых обеспечива-
 195
 
 ется согласование их важнейших социально-трудовых интересов Основу социального партнерства составляет не только разделение ответственности между представителями трудящихся, работодателей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоями общества В этой связи социальное партнерство для стран, вступивших в переходный период, является чрезвычайно важным и необходимым компонентом становления экономики Основная цель социального партнерства - содействие решению актуальных социальных и экономических проблем, укреплению демократии, сохранению социальной стабильности, достижению согласия между всеми участниками партнерства
  В России, в которой процесс перехода к рыночной системе хозяйствования активно начался лишь после августа 1991 г, система социального партнерства в том виде, в каком она существует в развитых странах, только формируется
  В советский период интенсивно использовалась вся атрибутика социального партнерства - заключение коллективных договоров и соглашений, участие трудящихся в управлении производством, консультации и переговоры по трудовым и социальным вопросам, - однако никто не называл эту практику социальным партнерством Считалось, что основу советского строя составляло экономическое, социально-политическое и моральное единство всех членов общества, в котором не существовало противоположных по своему содержанию интересов, а потому не было необходимости в таком механизме согласования интересов, как социальное партнерство
  С переходом к рынку отношение к социальному партнерству изменилось. С учетом опыта развитых стран в России широкое распространение получили представления о том, что рыночное хозяйство не может развиваться без отлаженной системы социального партнерства Поэтому переход к рынку в России сопровождался интенсивной работой над необходимыми правовыми актами, которые могли бы создать основу для формирования системы социального партнерства К нормативным актам в первую очередь относится Конституция Российской Федерации, провозглашающая в ст 30 ч 1 право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, и гарантирующая свободу деятельности общественных объединений Другой акт, составляющий основу действия системы социального партнерства, Указ Президента Российской Федерации "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров {конфликтов)" от 15 ноября 1991 г, признал целесообразным ввести в практику ежегодное заключение
 196
 
 генеральных и отраслевых соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей, органами государственного управления. Тем самым официально признавались более широкие возможности представителей работников и работодателей решать вопросы труда и социально-экономического развития на основе переговоров в масштабах Федерации, республики, отрасли. Решающая роль в формировании системы социального партнерства в России, в обеспечении согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений на всех уровнях принадлежит Закону Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г.
  Принято также множество других нормативных актов, регулирующих отношения в коллективно-договорной сфере: Указ Президента Российской Федерации "О некоторых вопросах деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 21 марта 1994 г. № 555; Постановление Правительства России "О службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда Российской Федерации" от 30 июля 1993 г. № 730, положения Конвенций и Рекомендаций МОТ и иные документы нормативного характера, в том числе сами соглашения и договоры.
  Законы и подзаконные акты составляют правовую базу, обеспечивающую деятельность системы социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений.
 9.7. Основные принципы и система социального партнерства
 РИС. 45. Участники в договорном процессе социального партнерства
 197
  Функционирование системы социального партнерства происходит на основе трипартизма - системы трехстороннего представительства (рис. 45).
 
 
  Элементами системы являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.
  Объект системы социального партнерства - общественные, в данном случае социально-трудовые отношения.
  Субъекты (стороны) социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений - работники, работодатели и государство. Необходимо заметить, что работники и работодатели не являются единственными участниками социального партнерства. Изменение объекта приводит и к изменению субъектов. Так, если общественные отношения складываются в целях использования и охраны окружающей среды, то субъектами партнерства могут выступать хозяйствующие субъекты и природоохранительные организации; если в целях образования - учителя и учащиеся; если в целях реализации прав граждан на самоуправление - органы государственной власти на местах в самоуправляющиеся сообщества граждан и т.д.
  С развитием рыночных структур государство в основном выполняет функции координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника, но может выступать в системе социального партнерства и как собственник имущества, и как работодатель (в тех случаях, когда речь идет о государственных предприятиях).
  Одна из важнейших функций государства - разработка правовых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сторон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.), стимулирующих переговоры между сторонами. Представление о российской системе социального партнерства дает табл. 15.
  Принципы как элемент системы социального партнерства определяют основные требования к функционированию данной системы. Главными принципами социального партнерства являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
  По мнению специалистов МОТ, в рыночной экономике должное функционирование социального диалога и социально-трудовых отношений в духе партнерства предполагает:
 • политическую и материальную независимость организаций
 трудящихся и работодателей друг от друга и от государства;
 • примерное равенство сил социальных партнеров;
 • профессиональную компетентность партнеров.
 198
 
 Система социального партнерства в Российской Федерации
 
 Таблица 15
 
 
 Уровни коллективно-договорного регулирования Объект Субъекты {участники) соглашений Органы управления Виды соглашений I. Федераль- Социаль- 1. Общероссийские 1. Трехсто- 1. Генеральное ный но-трудо- объединения проф- ронняя соглашение вые отно- союзов, общерос- комиссия 2. Отраслевое шения сийские профсою- 2. Отрасле- соглашение на уровне зы - общероссий- вая трех- 3. Профес- Федера- ские объединения сторонняя сиональное ции в работодателей - комиссия (тарифное) целом Правительство РФ. соглашение 2. Общероссийские профсоюзы - обще- российские объеди- нения работодате- лей - Минтруд РФ II. Субъект Социаль- 1. Объединение проф- 1. Трехсто- 1. Региональ- Федерации но-трудо- союзов (республик, ронняя ное согла- (республи- вые отно- краев, областей комиссия шение ка, край, шения на и т.д.)-органы 2. Отрас- 2. Отраслевое область, уровне исполнительной левая (межотрасле- округ, город субъекта власти субъекта РФ. комиссия вое) согла- федераль- РФ 2. Профсоюзы, объ- шение ного значе- единения профсою- 3. Профессио- ния, авто- зов - объединения нальное номная работодателей - (тарифное) область, органы исполни- соглашение автоном- тельной власти ный округ) субъекта РФ III. Террито- Социаль- Территориальные Комиссия Территориаль- риальный но-трудо- объединения проф- соответству- ные соглаше- (район, вые отно- союзов - территори- ющего ния (специаль- городской шения на альные объединения уровня ные) район, му- уровне работодателей - ниципаль- террито- органы исполни- ное обра- рии тельной власти или зование, местного самоуправ- и др, тер- ления территории ритории) IV. Организа- Социаль- Первичные организа- Комиссия, Коллективный ции (пред- но-трудо- ции профсоюзов, созданная договор приятия, вые отно- выступающие от лица из предста- учрежде- шения на работников, - вителей ния) уровне работодатель сторон организа- ции 199
 
  Важная особенность принципов системы заключается в том, что они должны соблюдаться на всех ее уровнях - федеральном при заключении Генерального соглашения; региональном - при заключении социальных (региональных) соглашений; отраслевом (отрасль народного хозяйства) - при заключении тарифных соглашений; местном (локальном) - при заключении коллективных договоров на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. При этом подобная многоступенчатая система подразумевает еще один важный принцип системы социального партнерства: каждый последующий уровень коллективного соглашения (договора) не может ухудшить условий более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для работников.
  Существенной проблемой, решение которой необходимо для успешного функционирования системы социального партнерства, является создание единых органов управления. В России для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения на федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят представители общероссийских профсоюзов и их объединений, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти (рис. 46).
 
 
 Экономическая политика Рынок труда и содействие занятости Доходы и уровень жизни Социальное обеспечение и социальное страхование Охрана труда и экологическая безопасность Развитие системы социального партнерства Социальная защита населения Рис. 46. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 200
 
  Основные задачи РТК ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством Российской Федерации, обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений, изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями, и др Организационная структура отраслевых, региональных, территориальных комиссий формируется исходя из специфики отрасли, региона или территории
  Формами реализации социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социально-трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон и совместный контроль за выполнением достигнутых договоренностей Предшествующие их заключению переговоры и консультации, а также последующий контроль за соблюдением достигнутых договоренностей представляют собой механизм реализации социального партнерства
  В настоящее время отмечается растущий интерес к коллективным переговорам, развитию регулирования на их основе социально-трудовых отношений со стороны администраций субъектов Российской Федерации и территориальных образований других государств, входящих в состав СНГ Во многих регионах администрацией совместно с профобъединениями принимаются постановления о взаимодействии по регулированию социально-трудовых отношений Они определяют цели и задачи социального партнерства, порядок разработки и заключения трехсторонних соглашений на уровне регионов и административно-территориальных (муниципальных) образований Одновременно в этих документах находят решение важные принципиальные вопросы, возникающие в процессе совершенствования практики трехстороннего сотрудничества
 9.8. Информационное обеспечение трудового посредничества в Российской Федерации
  Информационное обеспечение трудового посредничества заключается в предоставлении информации о существующих вакансиях рабочих мест о предложении рабочей силы, существующих профессиях, необходимой квалификации и профессиональной подготовки, правах работников (рис 47)
 201
 
 
 
 
 Рис. 47. Структуры, располагающие основными банками информации
  Государственная служба занятости бесплатно предоставляет информацию о вакансиях лицам, ищущим работу, и фирмам о предложении труда, накапливает информацию о поисках работы безработными и теми, кто хочет сменить работу и обращается за помощью в органы службы занятости.
  При недостаточной эффективности работы службы занятости предприятия и организации могут не предоставлять информацию, или заявленная потребность в рабочей силе будет меньше реально существующей. Ситуация, когда предприятия и организации предоставляют службе занятости не всю информацию о вакансиях, в настоящий момент характерна и для России.
  Информационные банки о возможностях найма или трудоустройства в средствах массовой информации по своему характеру близки к информации негосударственных посреднических организаций (рис. 48). Существуют специализированные издания, теле- и радиопрограммы, помещающие информацию только о трудоустройстве
 Негосударственные организации, занимающиеся трудовым посредничеством
 
 
 
 
 
 
 
 Созданные для содействия занятости какой-либо конкретной демографической, социальной, профессиональной группы населения и не извлекающие прибыли из этой деятельности, хотя они могут оказывать услуги и на платной основе
 
 Коммерческие организации, которые извлекают прибыль при содействии фирмам в найме рабочей силы и трудоустройстве населения и для которых это основной или один из основных видов бизнеса
 
 РИС. 48. Негосударственные организации, занимающиеся трудовым посредничеством
 202
 
 и найме, а также специальные разделы или отдельные объявления в изданиях и программах, не посвященных непосредственно трудоустройству. Такие издания могут инициироваться и учреждаться государственными и негосударственными организациями, занимающимися трудовым посредничеством, и располагать их банками данных о вакансиях и предложении рабочей силы. Размещение объявлений может осуществляться на платной или бесплатной основе.
  Особый характер имеет информация о возможностях трудоустройства или найма рабочей силы, предоставляемая органами по трудоустройству при учебных заведениях. Во-первых, учебные заведения располагают подробной информацией о своих выпускниках, т.е. о предложении рабочей силы; во-вторых, они располагают информацией о спросе на своих выпускников и могут оказывать содействие в трудоустройстве.
  В учебных заведениях могут создаваться специальные подразделения, оказывающие помощь в трудоустройстве и формирующие специализированные банки информации. Такие подразделения предоставляют свои услуги на платной или бесплатной основе. В России после отмены системы государственного распределения молодых специалистов только начинается становление в высших учебных заведениях информационных банков и структур, способствующих трудоустройству.
  Информация, которой располагают организации, осуществляющие трудовое посредничество, используется не только для поиска необходимого работника или рабочего места, но и для принятия решений в сфере бизнеса и трудовой деятельности.
 9.9. Проблемы развития социального
 партнерства в России и пути их решения
  На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
 • осуществился переход к рыночным отношениям;
 • имеется минимально необходимая правовая основа для раз
 вития социального партнерства;
 • существуют профсоюзы - организации, представляющие и
 защищающие интересы трудящихся;
 • выделился класс предпринимателей;
 • государство заявилоосвоей готовности вы ступ ить в качестве
 посредника в отношениях между наемными работниками и
 работодателя м и.
 203
 
  Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.
  Основная проблема - отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.
  Вторая серьезная проблема неэффективного социального партнерства в России - низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.
  Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что самый безответственный партнер - правительство, которое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу. Уже после подписания соглашений правительством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отказывается выделять соответствующие средства.
  Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений - отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ии работодатели к их подготовке не допускаются.
  Третья проблема в развитии социального партнерства - несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
  В совершенствовании социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений предпринимателей; 2) повышение эффективности деятельности РТК.
 204
 
  В реализации первого направления можно выделить следуюшие пути:
 • оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь
 идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей
 совещательные процедуры между профсоюзами и соответ
 ствующими отраслевыми объединениями предпринимателей
 (о применяющихся или возможных дополнительных выпла
 тах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных про
 грамм обучения по различным работам и видам деятельности,
 возможных профессиональных контактах);
 • вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния проф
 союзов прежде всего на молодежь, женщин, работников ма
 лых и средних предприятий и неформального сектора (кото
 рый в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся),
 объединение в соответствующие организационные структу
 ры предпринимателей, особенно владельцев малых и сред
 них предприятий, предприятий неформального сектора;
 • расширение международного сотрудничества профсоюзов и
 организаций работодателей в развитии международных свя
 зей, включая участие в мировых и региональных форумах, кон
 ференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с
 коллегами из других стран, в частности занятых в трансна
 циональных компаниях, что поможет обмену полезным опы
 том, укреплению связи и солидарности участников профсо
 юзного движения и созданию международной интегрирован
 ной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения,
 юридических консультаций и стратегического планирования
 для постоянно растущего круга предпринимателей;
 • формирование новых объединений. Неправительственные
 организации, союзы потребителей, объединения работода
 телей и профсоюзы, которые преследуют различные, но в чем-
 то сходные цели, становятся все более важным резервом об
 щественных сил, заинтересованных в решении комплексных
 социальных проблем, имеющих международное значение:
 обеспечение прав человека, развитие торговой политики,
 улучшение экологического состояния и защита окружающей
 среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода орга
 низаций в конечном счете поможет расширению поля соци
 ального согласия и ускорит мировой прогресс;
 • совершенствование экономико-правового механизма регули
 рования договорных условий повеем видам соглашений, что
 приведет к повышению исполнительской дисциплины всех
 субъектов социального партнерства,
 205
 
  Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социально-рыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо:
 • определить и закрепить в законодательном порядке ее статус
 и статус ее координатора;
 • способствовать становлению и расширению практики трех
 сторонних консультаций в рамках всей системы социально
 го партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию
 законодательных актов, касающихся широкого круга соци
 ально-трудовых вопросов;
 • разработать экономико-правовой механизм реализации при
 нятых решений, а также контроля и ответственности за не
 выполнение решений, принятых РТК;
 • организовать в рамках РТК группу по изучению и обобще
 нию опыта деятельности аналогичных органов за рубежом.
 Вопросы для самоконтроля
 1. Дайте определение социально-трудовых отношений и раскройте
 основы методологии их развития.
 2. Охарактеризуйте структуру элементов социально-трудовых отно
 шений.
 3. Каковы особенности социально-трудовых отношений на различ
 ных этапах трудовой жизни человека?
 4. Каковы основные типы социально-трудовых отношений и в чем их
 различия?
 5. Охарактеризуйте факторы, воздействующие на формирование и
 развитие социально-трудовых отношений: в масштабе общества,
 в рамках организации.
 6. Определите критерий оценки социально-трудовых отношений. Как
 измеряется показатель "качество трудовой жизни"?
 7. Какой механизм используется для регулирования социально-тру
 довых отношений в России?
 8. Что такое "социальное партнерство" и какой механизм использует
 ся в его развитии?
 9. Покажите роль МОТ в развитии социального партнерства в России?
 10. Каково содержание и значение тарифных соглашений и коллективных договоров?
 206

<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу