<< Пред. стр. 3 (из 15) След. >>
Возможности человеческих ресурсов как фактора экономического развития в пространстве и во времени могут быть большими40
It меньшими. В этом плане изучение состояния трудового потенциала общества, территории, предприятия имеет очень важное практическое значение для сбалансирования ресурсов живого труда и числа рабочих мест с учетом всех изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.
Поскольку трудовой потенциал существенно влияет на спрос и предложение на рынке труда, возникает вопрос о возрастном ограничении состава трудового потенциала - об определении нижней и верхней границ дееспособности населения, юридически имеющего право на деятельность и отвечающего за свои поступки.
Нижние границы трудового потенциала до сих пор не определены; российские нормы, ограничивающие прием на работу некоторых групп населения, не являются эталоном. Верхние границы трудового потенциала в зависимости от сохранения работоспособности людьми можно распределить на три группы: от 60 до 65 лет Сданная группа сохраняет работоспособность на 65-70%); 65- 70 лет (работоспособность сохраняется на 50,1 - 60%); 70-75 лет и старше (эта группа людей сохраняет трудоспособность примерно на 35-40%).
Конечно, такое распределение достаточно условно, но все-таки обеспечивает дифференцированный подход к трудовому потенциалу на региональном уровне.
В настоящее время в России официальный статистический учет в исследованиях экономически активного населения ограничен возрастной группой 15 лет - 72 года. О состоянии трудового потенциала России дает представление коэффициент демографической нагрузки (табл. 1).
Таблица 1 Коэффициент демографической нагрузки по Российской Федерации
(количество лиц нетрудоспособного возраста, приходящееся на 1000 лиц трудоспособного возраста)
Годы Всего В том числе лиц в возрасте
моложе трудоспособного старше трудоспособного 1995 744 388 356 2000 660 319 341 2004 604 277 330 2005 590 267 323 41
Количественная характеристика трудового потенциала может быть представлена численностью среднегодовых работников (число человеко-лет труда). Для более детального анализа трудовой потенциал можно определить как фонд ресурсов труда (ФРТ) путем умножения среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (год, месяц, день, час):
ТП = Р ¦ Т
ср числ раб. раб. врем '
где ТП - трудовой потенциал; Pcp4itcJipa6 - среднегодовая численность работников; Т а6 вр{м - средняя продолжительность рабочего времени.
Тогда фонд ресурсов труда будет выражаться в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах.
Располагая фондом ресурсов труда и числом рабочих мест, можно довольно точно рассчитать потребную численность персонала с учетом коэффициента загруженности рабочих мест, результатов их паспортизации, рационализации и аттестации в масштабе не только предприятия, но и региона.
Качественный аспект трудового потенциала можно исследовать с помощью показателей уровня квалификации работников и полезности их знаний для производства (предприятия, фирмы).
Следовательно, качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работы, а это зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, навыков в труде и личных способностей работников.
При изучении структуры трудового потенциала все дееспособное население распределяется на две группы: полногодовые работники, которые могут и должны быть заняты трудом в общественном производстве в течение всего года, и неполногодовые работники, которые привлекаются на работу с сокращенным рабочим периодом в течение года, недели, дня и т.п.
Полногодовые и неполногодовые работники распределяются и учитываются по месту их проживания, полу, возрасту, образованию, специальности, социальному положению.
Рассматривая количественные и качественные характеристики трудового потенциала в комплексе, можно определить, в какой степени производство страны и составные части народного хозяйства обеспечены рабочей силой в соответствии с требованиями рынка, развитием сферы приложения труда с учетом структурных преобразований в производстве, а также в связи с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и конкуренции на рынке труда. Такой анализ позволяет выявить уровень занятости трудового потен-
42
циала, наметить пути его эффективного использования и обеспечить регулирование рынка труда с учетом количественных и качественных характеристик трудового потенциала в конкретном регионе.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую роль выполняет труд в жизни человека и общества?
2. Определите элементы, участвующие в трудовом процессе, и роль
каждого из них. Как человек взаимодействует с этими элемен
тами?
3. Приведите классификацию видов труда и определите ее значение
в оценке труда.
4. Охарактеризуйте основные направления обогащения социально-
экономического содержания труда.
5. Какие изменения происходят в социально-экономическом содер
жании труда на современном этапе и как они влияют на развитие
сферы труда?
6. Охарактеризуйте предпринимательство как особый вид трудовой
деятельности. Какие направления его развития наиболее эффек
тивны в экономическом и социальном аспектах?
7. Какие понятия используются в нашей стране и других странах для
выражения человеческих ресурсов? Раскройте содержание поня
тий "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал".
8. Назовите факторы, влияющие на формирование трудовых ресур
сов. В чем состоят отличия динамики трудовых ресурсов и дина
мики населения?
9. Дайте характеристику объемным и качественным показателям тру
дового потенциала.
10. Почему, на ваш взгляд, необходимо изучать региональный и отрас
левой "срезы" трудовых ресурсов?
11. В каких законодательно-нормативных документах определена
политика в сфере труда?
10.
Глава 3
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
ТРУДА
3.1. Социально-экономическая сущность занятости населения
Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход Практически занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости Занятость имеет ярко выраженный социальный характер Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребно сти при определенном уровне социально-экономического развития общества
Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требова ниям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда
Практические потребности учета трудовых ресурсов вызывают необходимость выделения различных видов занятости полной, продуктивной, рациональной, эффективной и социально полезной
Полная занятость - это такое состояние общества, когда вес, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют Она характеризует любой уровень вовлечения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребностей работника в экономически целесообразном (продуктивном) рабочем месте При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения
44
Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых Профессиональным трудом в материальном производстве к обще-'Му числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства; результатам чнтенсификации производства; результатам внедрения НТП; росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.
Рациональная занятость определяется по формуле:
1Яе Зпр - продуктивная занятость; Зп - полная занятость. ., Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе я какими путями достигается полная занятость.
Социально полезная занятость определяется числом трудоспособ-ЛЮслюдей, занятых как в общественном производстве, на военной вяужбе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домаш-Кое хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).
г Система названных показателей позволяет оценивать на макро-Цювне сущностные характеристики занятости с позиции ее эффективности, выявлять существующие проблемы, нарождающиеся закономерности в тенденциях занятости и учитывать эти процес-с>1 при формировании и реализации социально-экономической Дртитики в сфере труда.
3.2. Предпосылки, сущность безработицы и статус безработного
В условиях рыночного хозяйства безработица неизбежна. Объективной основой и определяющим фактором неизбежности возникновения и развития безработицы являются отношения собственности, наличие необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, существование системы наемного труда.
45
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) увеличивается медленнее, чем потребность в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов. Об этом свидетельствует и так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между спросом и предложением рабочей силы по квалификации, по демографическим, географическим и другим критериям).
В 1998-2005 гг. потери от неучастия в деятельности безработной рабочей силы, по оценкам различных экспертов, составили более 8 млрд долл. в год. Иными словами, при полном устранении безработицы ВВП мог бы быть на 10-15% выше. В результате ежегодно образуется недобор подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды (социального назначения) с заработной платы работников.
Таким образом, безработица - это социально-экономическое явление, при котором человек может, способен, хочет работать, но не может получить работу.
Статус безработного определен в ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации": "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней"; далее говорится, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.
Это положение не полностью совпадает с определением безработных, данным международными организациями и другими странами. Так, по определению МОТ, безработные - это люди, не имеющие работы, готовые к ней приступить и ищущие ее в течение последних четырех недель, или люди, которые уже устроились на работу, но еще не приступили к ней. В Великобритании и Японии к безработным относятся те, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа. В США безработными считаются лица, которые не были заняты в течение недели обследования, хотя' имели возможность работать, стремились найти работу в течение предыдущих четырех недель, обращались к услугам государственной службы занятости или непосредственно к работодателю.
46
Из сказанного понятно, что определение статуса безработного в России более жесткое, чем в других странах: во-первых, необходимо быть зарегистрированным в службе занятости, во-вторых, безработными не могут считаться лица моложе 16 лет и пенсионеры по старости, хотя они желают и могут работать. При этом даже те, кто официально признан безработным, не всегда имеют право на получение пособия по безработице: этого права лишены те, кто уволился по собственному желанию, кто потерял работу в течение трех месяцев и получает зарплату по месту работы, пенсионеры, лица, уволенные с работы за нарушение трудовой дисциплины, из-за участия в забастовках, отказавшиеся от работы соответствующей специальности.
В мировой практике структура безработицы в зависимости от ее причин включает четыре категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит прежде всего от фазы экономического цикла.
3.3. Виды безработицы
В большинстве учебников упоминаются три вида безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.
Фрикционная безработица в основном связана с текучестью кадров. Считается, что данный вид безработицы не только неизбежен, 40 и желателен (переход работника на более привлекательную, более продуктивную работу обусловливает получение обществом большого объема валового национального продукта - ВНП).
Структурная безработица связана с изменением структуры хозяйства. Спрос на различные виды товаров и услуг меняется, что приводит к изменению структуры производства. Спрос на некоторое виды профессий при этом сокращается или вообще исчезает, в,яа другие - возрастает или возобновляется. В результате структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест.
Различие этих видов безработицы в том, что при фрикционной безработице человек в основном ишет рабочее место, которое соответствовало бы имеющейся у него профессии и его навыкам, а структурная безработица предусматривает переквалификацию, требующую определенного времени.
Фрикционная и структурная безработица признаются неизбежными, а их уровень считается естественным уровнем безработицы. В разных странах и в разное время естественный уровень безрабо-
47
тицы оценивался по-разному - от 2 до 7%. В настоящее время в США, Германии и ряде других стран с развитой рыночной экономикой естественным считается уровень безработицы, составляющий 6%.
Методика определения естественного уровня безработицы несовершенна, поэтому единого критерия уровня естественной безработицы не существует. Одни авторы предлагают рассчитывать этот показатель как среднеарифметическую величину за 10 предшествующих лет, другие - исходить из величины фиксированного значения и средней величины пособия по безработице, что не совсем обоснованно, так как величина фиксированного значения должна быть не исходной, а производной величиной, зависящей, в частности, от естественного уровня безработицы.
Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием экономической конъюнктуры в стране. По расчетам американских специалистов, 60% прироста безработных в США в 1960- 1980 гг. приходилось на структурную безработицу, а 40% - на циклическую.
Циклическая безработица связана с сокращением производства, экономическими циклами, уменьшением спроса и числа рабочих мест. Промышленные циклы, или циклы возмещения, продолжительностью 8 - (0 лет зависят от темпов обновления основных фондов (ОФ), степени их физического износа и других причин. Циклы Кондратьева продолжительностью 40-50 лет связаны с существенными изменениями всех составных элементов производства и сменой рабочих поколений (хотя она и происходит непрерывно).
Преодоление циклической безработицы предусматривает развитие производства и создание новых рабочих мест.
В литературе встречается много других разновидностей безработицы, характеризующих ее отдельные особенности и стороны: технологическая, конверсионная, молодежная, добровольная, вынужденная, скрытая, частичная, институциональная, застойная и др.
Технологическая безработица возникает при переходе к новому поколению технического обеспечения производства, например: при автоматизации производства требуется меньше рабочих мест, что увеличивает количество безработных.
Конверсионная безработица связана с сокращением производства при переходе на выпуск новой продукции или с изменением структуры спроса на рабочую силу.
Молодежная безработица обусловлена тем, что выпускники высших или средних специальных учебных заведений не находят спро-
48
са на свой труд в силу отсутствия квалификации, опыта работы или других причин.
Добровольная безработица - это нежелание работника выполнять определенную работу за определенную заработную плату или в неблагоприятных условиях труда, или в силу других причин.
Вынужденная безработица возникает, когда работник, имея желание работать, лишен возможности это делать.
Скрытая безработица означает, что работник формально имеет рабочее место, но не получает плату за свой труд и не затребован в деятельности организации.
Частичная безработица - это занятость работника не полный рабочий день.
Институциональная безработица - это увеличение числа безработных из-за необоснованного раздувания социальных программ.
Застойной в мировой практике считается безработица продолжительностью более года. В России однозначного определения и обоснования застойной безработицы не существует. В литературе предлагалась различная дифференциация застойной безработицы по продолжительности: "продолжительная" - от 4 до 8 месяцев, "длительная" - от 8 до 18 месяцев, "застойная" - свыше 18 месяцев. Проблема застойной безработицы актуальна во всем мире.
3.4. Показатели и методы измерения состояния безработицы
Безработица характеризуется показателями ее уровня, частоты и длительности.
Уровень безработицы определяется в процентах как отношение числа безработных к числу занятых и безработных - по формуле:
где 3 - число занятых; Б - число безработных.
Частота безработицы устанавливается количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; ее рост свидетельствует о низком качестве рабочего места (РМ) и плохих условиях труда или о значительной доле разовой работы, которую только и могут найти безработные в кризисные периоды.
Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных ее категорий, территорий и т.п.
49
Существуют два основных метода определения уровня безработицы: периодически проводимые опросы семей (США, Япония и ряд других стран); подсчет числа поданных заявок в государственную службу занятости на получение пособия по безработице (Великобритания и другие страны).
В странах с развитой рыночной экономикой эти методы не характеризуются большими количественными различиями, но качественно они различаются существенно. При обследовании семей выявляются безработные, которые не регистрировались в службе занятости и не подавали заявок на пособия, поэтому метод опроса семей должен бы давать большую численность и больший уровень безработицы. Однако при использовании второго метода эти показатели увеличиваются за счет того, что среди подавших заявки на пособие по безработице немало таких, которые не искали работу и не могли или не хотели приступить к ней.
В России эти два подхода очень сильно различаются не только качественно, но и количественно.
Существует и еще более сложный метод определения уровня безработицы, рекомендуемый Международной биржей труда, при котором кроме учтенных и не учтенных органами службы занятости безработных в их число включают и частично безр'аботных (не полностью занятых), используя определенный коэффициент. При применении этого метода уровень безработицы всегда получается выше подсчитанного первыми двумя способами, хотя включать в число безработных лиц, которые являются частично безработными, т.е. все же занятыми, не совсем логично и обоснованно.
Более правильным было бы определять уровень безработицы по числу полностью безработных - как зарегистрированных, так и не зарегистрированных службами занятости. В России в 2005 г. общая численность безработных составляла 25,7 млн человек, уровень общей безработицы (рассчитанный по методологии МОТ) был равен 7,7% против 8,2% в 2004 г.; статус безработных имели 3,3 млн человек.
О существенных различиях в оценке уровня безработицы в России свидетельствуют данные табл. 2.
Таблица 2
Количество зарегистрированных и незарегистрированных безработных в России (в %)
Годы Зарегистрированные безработные Фактически полностью безработные 1992 0,17 5,2 1998 21,7 13,2 1999 13,9 12,6 2000 14,8 9,8 2005 12,8 7,7 50
В методике зарубежных стран среднемесячный уровень безработицы в течение данного года рассчитывается по формуле:
где ?" - уровень (норма) безработицы, %; (^-среднемесячная численность безработных, ЈF - численность гражданской рабочей силы.
3.5. Рынок труда
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
•< Поэтому явления, происходящие на рынке труда в России, не-'Ьбходимо изучать с двух сторон: с одной стороны - как проявление общих закономерностей, присущих рыночной экономике; 6 другой стороны - с учетом российской специфики формирования рыночной среды.
"" Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения я перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей и продажей. В узком понимании это система экономических отношений в области использования рабочей силы (воспроизводства, функционирования, социальной защиты) на различных уровнях хозяйствования. В рыночной экономике система производственных (экономических) отношений базируется на свободной купле и продаже рабочей силы, в силу чего эти отношения называются рыночными.
Рынок труда характеризуется элементами, аналогичными рынкам других ресурсов, однако именно эти элементы отличают рынок труда от рынков других ресурсов (рис. 10).
От обычных рынков товаров и услуг рынок труда отличается тем, что в нем действуют особые регуляторы.
Структура спроса и предложения рабочей силы зависит от объективных и субъективных факторов, формирующихся вне рынка труда, - НТП, состояния экономической конъюнктуры, демографи-
51
Рис 10 Элементы рынка труда
ческих процессов, потребностей личности в труде, развития инфраструктуры рынка труда, деятельности на рынке труда правитель ства, союзов предпринимателей, профсоюзов и др
Рынок труда существует не только во внешней по отношению к организации среде, но и в сфере производства, так как отношения купли-продажи не прекращаются с поступлением работника в организацию он может искать другую работу как внутри, так и вне организации, а предприниматель подбирает кадры как среди занятых, так и среди незанятых работников
В отличие от рынка обычных товаров при продаже рабочей силы работник не утрачивает праЕзо собственности на нее - он продает лишь право на использование этой рабочей силы В процессе использования рабочая сила не уничтожается и не преобразовывается в другой вид ресурсов
3.6. Механизм действия рынка труда
Механизм действия рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму
Спрос и предложение формируются под влиянием конкретной социально-экономической и политической ситуации, движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня реальных доходов населения и прожиточного минимума каждого члена семьи Влияние цены рабочей силы на состояние спроса и предложения приведено на рис 11
Спрос на труд со стороны работодателей и соответственно занятость растут по мере снижения реальной заработной платы (цены труда), а предложение труда возрастает по мере роста реальной заработной ппаты
52
Рис. 11. Воздействие цены на спрос и предложение труда
Если в точке пересечения кривых на рис. 11 спрос и предложение труда совпадают, то на рынке труда возникает ситуация равно-
(, При цене труда выше равновесной наблюдается безработица; $сди цена труда ниже равновесной, то существует дефицит рабочей 9Нлы.
.>, Эта схема составляет основу дискуссий между работодателями И профсоюзами по поводу повышения заработной платы. Работодатели утверждают, что любое повышение реальной заработной ОПаты ведет к безработице, а профсоюзы добиваются повышения заработной платы и прожиточного минимума работников. Таким Образом, цена рабочей силы (заработная плата) является важнейшим фактором движения рынка труда.
Существуют различные концептуальные подходы к оценке стоимости рабочей силы и труда.
Марксистская концепция определяет стоимость рабочей силы стоимостью жизненных средств, необходимых для ее нормального воспроизводства, т.е. стоимостью средств для жизни работника и его семьи. Согласно этой теории заработная плата определяется величиной суммарного дохода, остающегося после оплаты всех дру-ПОс факторов производства - ренты, процента и прибыли.
Сторонники теории "сделки" полагают, что уровень заработной Платы усш*авливается где-то между максимумом, который будет
53
платить работодатель, и минимумом, на который согласится работник.
Приверженцы теории "предельной производительности" утверждают, что заработная плата определяется стоимостью товаров, произведенных предельным (последним из занятых) рабочим, и что работодатель не будет нанимать другого рабочего, если стоимость дополнительных товаров, произведенных работником, меньше, чем заработная плата, которую необходимо уплатить.
В Российской Федерации наиболее точной оценкой стоимости рабочей силы могли бы служить рациональный потребительский бюджет и среднедушевой доход, однако из-за отсутствия достоверной экономической информации об их величине стоимость рабочей силы можно определить лишь приблизительно. Вместе с тем анализ отношений, связанных с использованием и оплатой наемного труда, показывает, что заработная плата в России в десятки раз ниже, чем в развитых рыночных странах, и не гарантирует ни обеспечение потребностей самого работника (при любых обстоятельствах), ни определенное качество рабочей силы.
Поэтому приближение цены рабочей силы к ее стоимости является важнейшей задачей экономики в ближайшей перспективе.
3.7. Классификация рынка труда
За рубежом выделяют два типа рынка труда - внешний (профессиональный) и внутренний. Основными их различиями являются система профессиональной подготовки, методы повышения профессионально-квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования на основе коллективного договора. Каждому типу рынков соответствуют определенные системы производственных отношений.
Внешний (профессиональный) рынок труда ориентирован на:
• законченную профподготовку, о которой свидетельствуют ди
плом и сертификат об образовании у работника;
• основную форму профподготовки - систему ученичеству;
• мобильность рабочей силы между фирмами и предприятия
ми в силу наличия у работников профессий, которые могут
использоваться разными фирмами (организациями);
• регулирование производственных отношений на жесткой клас
сификации работ, четких границах содержания каждой ра
боты, с тем чтобы сохранить профессиональную мобильность
кадров;
• организацию профсоюзов по отраслевому и профессиональ
ному признаку.
54
Внутренний рынок труда нацелен на:
• подготовку работников по профессиям и работам, специфи
ческим для конкретной фирмы;
• движение кадров внутри предприятия либо по горизонтали
(работник перемещается на новое рабочее место, сходное с
прежним по выполняемым функциям и характеру работы),
либо по вертикали (перемещение на более высокие должно
сти или разряды);
• ограничение профессиональной мобильности и текучести кад
ров, что позволяет предпринимателям ориентироваться на
более длительный период профподготовки и повышения ква
лификации работников, вкладывая значительные средства в
"системы непрерывного образования";
• регулирование производственных отношений, сосредоточен
ных на гарантиях занятости и стимулирования длительного
стажа работы на предприятии: классификация работ осно
вана на взаимосвязи рабочих мест, стажа работы на предпри
ятии и повышения профессионально-квалификационного
уровня работников; производственный процесс рассчитан на
труд работников широкого профиля;
• создание профсоюзных организаций внутри компаний.
Современные условия характеризуются ослаблением внутреннего рынка труда. Фирмы все больше ориентируются на внешние по 'отношению к ним источники кадрового обеспечения.
' Рассмотренная классификация рынка труда реализуется в зарубежных странах с учетом особенностей экономического развития "Каждой страны. Поэтому модели рынка труда по странам существенно различаются. Западные специалисты считают, что внешний (профессиональный) рынок труда отвечает потребностям циклического развития производства, а внутренний рынок труда - структурным изменениям в экономике.
На практике деление рынка труда на два типа весьма условно, поскольку общие тенденции развития производства сближают эти додели.
Сегментация рынков труда представляет собой разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами.
В зависимости от различных признаков проводится дифференциация рынков труда по их видам. По пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости различают национальный, региональный, местные (локальные) и международный рынки труда; по степени зрелости - фрагментарный (частичный), теневой (нерегулируемый) и регулируемый; по демографическим признакам - рынки труда молодежи, женщин, пожи-
55
лых трудящихся, по профессиональным признакам - рынки труда инженеров, учителей, врачей, экономистов, менеджеров и тп , по управляемости - либеральные, социально ориентированные, гибкие рынки труда, по характеру социально-трудовых отношений профессионально открытые и внутренние закрытые (ограниченные рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами)
3.8. Причины возникновения и существования внутренних рынков труда
Концепция внутренних рынков труда появилась в ходе анализа внутрифирменной мобильности работников
Внутренний рынок труда представляет собой систему социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которой назначение цены (заработной платы) рабочей силы, ее размещение и распределение определяются не спросом и предложением, а административными правилами и процедурами На мно гих предприятиях можно найти более или менее детально разработанную иерархию видов работ Каждая иерархия представляет собой цепочку продвижения, или служебную лестницу Новый работник начинает свою карьеру с самой низшей ступеньки служебной лестницы Позиция, на которой работник получает доступ к служебной лестнице, называется "входной порт", через который и происходит контакт с внешним рынком труда При найме работников на вакантные места на наименее квалифицированную работу предприятие должно конкурировать с другими фирмами, использующими схожий труд Поэтому на начальном этапе ставку заработной платы могут устанавливать рыночные силы спроса и предложения, но они заменяются административными правилами при определении заработной платы для следующих ступеней служебной лестницы
Основными причинами возникновения и существования внутренних рынков труда следует считать специальную квалификацию работников, профессиональную подготовку на рабочем месте, обьь чаи и традиции, существующие на данном предприятии, неоднородность благ, обмениваемых на рынке труда, экономию на издержках на труд, связанных с обучением и переподготовкой работников, экономию на трансакционных издержках на рынке труда
Трансакционными называются издержки на рынке труда, связанные с осуществлением сделок на этом рынке, передачей прав собственности на основной товар - труд Затраты, связанные с куплей-продажей рабочей силы, включают следующие издержки на найм или увольнение, на рекламную информацию о вакансиях или
56
поисках работы, на доступ к информационным банкам данных о спросе и предложении рабочей силы, на отбор кандидатов и др.
Практика свидетельствует об эффективности внутреннего рынка труда - он уменьшает текучесть трудовых ресурсов, сокращает трансакиионные издержки, издержки на обучение персонала. Уменьшается вероятность продвижения по службе непроизводительного работника. Принцип старшинства необязательно означает неэффективное распределение трудовых ресурсов. Работник, обладающий необходимыми способностями и стажем, быстрее продвинется по службе, чем работник, имеющий лишь большой стаж. внутренний рынок труда способствует долгосрочной эффективности; выигрыш от более эффективного использования существующих на данный момент квалификации и навыков работников является |Ёраткосрочным, в то время как выигрыш от улучшения знаний и на-шков сотрудников может быть неограниченным во времени. Существование служебной лестницы стимулирует молодых работников повышать производительность труда. Все это свидетельствует о пользе внутреннего рынка труда.
3.9. Особенности российского рынка труда
Российский рынок труда имеет ряд особенностей. Он формируется на базе фрагментарного рынка труда, действовавшего в советское время, и несет на себе отпечаток прошлых подходов к профессиональной подготовке, распределению и перераспределению рабочей силы и ее цены. Развитие российского рынка труда происходит ^условиях общего кризиса и большего удельного веса теневой эко-номики с ее теневым рынком труда. По оценкам МВД, в 1999 г. численность профессиональной теневой активности составляла примерно 9 млн человек, или около 14% всех занятых в экономике Рос-еии. Следует отмстить, что статистика не способна объективно уценить масштабы теневой занятости в стране. На современном Этапе, по разным оценкам, в России производится от 35 до 50% ВВП в теневом секторе экономики. Российский рынок труда характеризуется низким уровнем цены рабочей силы и се большим отрывом от стоимости. Наиболее явно это отражается в динамике доли фонда оплаты труда в общем объеме ВВП (табл. 3).
Таблица 3 Доля фонда оплаты труда в общем объеме ВВП
Показатель 1993 г 1995 г 1997 г 1998 г 2001 г 2002 г 2003 г. 2004 г. Доля фонда оплаты труда а ВВП, % 29 56 34,8 38,3 37,1 28,9 32,0 35,0 34,9 Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах. Эти различия обусловлены как общеэкономическим
57
состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицит-ным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту.
Рынок труда в России слабо связан с рынком капитала. Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.
В реальной экономической жизни на формирование и динамику рынка труда воздействует целый комплекс факторов (рис. 12).
Рис. 12. Классификация факторов, воздействующих на рынок труда
3.10. Методы, используемые государством для регулирования рынка труда
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.
58
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей Объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные Йеры. По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения. По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования - государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и т.п. - и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогово-*Ь пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей <Няы и т.д. По характеру воздействия на рынок труда регулирующие tfepbt можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные. По содержанию регулирующих мер |ыделяют меры экономического характера (поддержка экономиче-фи целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, ^рециализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса ||Чд.); меры административного характера (снижение пенсионно-,П? возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения "т.п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую адлитики). По уровню управленческого воздействия методы распреде-Й^вотся на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные. По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты регионов России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные). По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более).
В литературе встречаются и другие классификации методов регулирования рынка труда, например: классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих
59
мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы. Рынок труда является саморегулирующимся, вместе с тем он поддается регуляции механизмом управления занятостью населения при определенном уровне развития производительной силы общества. Регуляторами здесь являются не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические факторы, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате. Поэтому развитие рыночных реформ должно быть органически увязано с политикой правительства на рынке труда.
3.11. Роль Государственной службы занятости в регулировании рынка труда
Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.
Функции ГСЗ:
• оценка состояния и прогноз развития занятости населения,
информирование о положении на рынке труда;
• разработка и реализация федеральной, территориальных (кра
евых, областных, районных, городских) и других целевых про
грамм содействия занятости граждан, находящихся под рис
ком увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в со
циальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а рабо
тодателям в поиске необходимых работников;
• организация мероприятий активной политики занятости, при
необходимости профессиональной ориентации (рис. 13), про
фессиональной подготовки, переподготовки и повышения ква
лификации безработных граждан;
• осуществление социальных выплат в виде пособия по без
работице, стипендии в период обучения по направлению
органов службы занятости, оказание материальной и иной
помощи безработным гражданам и членам семей безработ
ных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с со
действием занятости граждан, предоставляются органами
службы занятости бесплатно.
Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
60
Рис. 13. Услуги службы занятости по профориентации
I осуществляет свою деятельность непосредственно через террито-1ьные органы и государственные учреждения службы занятости еитры занятости населения) во взаимодействии с другими федераль-ли органами исполнительной власти, органами исполнительной [ субъектов Российской Федерации, органами местного самоуп-яения, общественными объединениями и иными организациями, i г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров заня-*, имеющих возможность выхода в Интернет. Органы службы за-совместно с органами государственной власти Российской церации, органами государственной власти субъектов Российской церации и органами местного самоуправления разрабатывают и ре-азуют государственную политику в области содействия полной, про-1вной и свободно избранной занятости населения, включающую: разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест; правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения; совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения; создание и развитие инфраструктуры рынка труда;
61
внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан; оказание социальной поддержки гражданам, признанным в
установленном порядке безработными (табл. 4).
Таблица А
Основные направлении использования финансовых средств на реализацию политики занятости
Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан
Организация общественных работ
Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ а связи с назначением досрочных пенсий безработным
Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития предпринимательской деятельности безработных граждан
Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости включая мероприятий по социальной защищенности различных групп населения
Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение
Информационно-справочная и редащионно-иэдательская деятельность по вопросам занятости населения
Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения
Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости
Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально-бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб
Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости
Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий
Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики в сфере труда СЗ использует выделяемые средства федерального бюджета , средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), средства внебюджетных источников (как дополнительные),
62