<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
 Автономия в Российской Федерации построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.
 В Российской Федерации автономия длительное время осуществлялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.
  Государственная автономия характеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной автономии не имела.
  Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации, установленных в гл. 1. В государственном устройстве Российской Федерации, которое основывается на принципе федерализма, находит одно из проявлений ее демократизм как государства.
  В России федерализм - это прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса в Республике, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.
  Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.
  Российский федерализм означает свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России. Такое развитие выражается в создании
 различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.
  Однако российский федерализм - не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной Республике, но и форма демократизации управления государством.
  Федерализм имеет существенные преимущества в этом отношении перед унитаризмом. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам - важная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в таких условиях лишается монополии на власть и потому не может употребить ее произвольно, она повсеместно встречается со "сдержками и противовесами". Открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия, установленного центром, создается единство в разнообразии, что и составляет высшую цель общественного развития.
  Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой
 Федерации, но и ее субъектов. К ним, согласно Конституции РФ (ст. 5), относятся:
 государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
  1. Государственная целостность Российской Федерации. Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.
  Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.
  2. Единство системы государственной власти. Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.
  Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
  В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.
 24. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали, т.е. разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.
  Реализуя принцип разделения властей по вертикали, что свойственно сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе право на самостоятельность субъектов Федерации, Российская Федерация не только значительно увеличивает круг реальных носителей власти, но и добивается разграничения их полномочий. Тем самым создается система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и лишь вся система в своей совокупности реализует государственную власть в целом.
 Необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти Федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании
 субъектами приоритета задач и целей Федерации, а следовательно, на ограничении субъектов в их правах.
 24. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Все
 народы в Российской Федерации пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях.
  Народы Российской Федерации пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время в Российской Федерации имеется: 21 республика, одна автономная область и 10 автономных округов. Все они являются формой объединения многих народов. Это означает, что десятки народов обрели в Российской Федерации свою государственность, а, следовательно, реализовали на практике свое право на самоопределение.
 24. Равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.
  Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты РФ вообще обладают одинаковыми правами. Республика в составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, бесспорно, равноправны все республики в составе Российской Федерации, равноправны все области и края, равноправны все города федерального значения, равноправны все автономные округа.
  Принципы государственного устройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель и практическое назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству в РФ.
  Конституционно - правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на всей своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении субъектов федерации.
  Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса РФ является её территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, состоящую из территории её субъектов и включающая сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними которые образуют материальную составляющую государственного суверенитета.
  Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Её Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей её территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
  Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа.
 Важным элементом конституционно - правового статуса Российской Федерации является её единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются её Конституцией и Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991г. " О гражданстве Российской Федерации " с изменениями и дополнениями. Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и её субъектами по вопросам гражданства.
  Конституционно - правовой статус Российской Федерации означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное собрание -представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть; Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд составляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.
 Конституционно - правовой статус Российской Федерации характеризуется также наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления и местных органов государственной власти.
  Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.
  Конституционно - правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается.
  Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территорий Российской Федерации осуществляется только Центральным банком Российской Федерации.
  К числу наиболее важных элементов конституционно - правового статуса Российской Федерации относится наличие единых Вооружённых Сил, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская Федерация определяет структуру и организацию ВС, разрабатывает и проводит оборонную политику Федерации.
  Существенным элементом конституционно - правового статуса Российской Федерации является государственный язык. В Конституции Российской Федерации установлено, что государственным языком на всей территории является русский язык.
  Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
  Российская Федерация гарантирует веем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
  К числу основных элементов конституционно - правового статуса Российской Федерации относится её право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого её субъекта.
  Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.
  Конституционно - правовой статус Российской Федерации находит своё конкретное юридическое выражение в закреплённых Конституцией Российской Федерации предметах ведения Российской Федерации реализуемых органами её государственной власти.
  Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
  В сфере государственного строительства к предметам ведения Российской Федерации относятся принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств.
  Она устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности. Формирует федеральные органы государственной власти.
  В исключительном ведении Российской Федерации находятся
 • Судоустройство
 • Прокуратура
 • Уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно -исполнительное законодательство
 • Амнистия и помилование
 • Гражданское, гражданско - процессуальное и арбитражно -процессуальное законодательство
 • Правовое регулирование интеллектуальной собственности
 • Федеральное коллизионное право.
  В её ведении находятся федеральная государственная служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития Российской Федерации.
  В сфере экономического и социально - культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся
  • федеральная государственная собственность и управление её
  • установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития Российской Федерации. Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; ведает финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, денежной эмиссией. Она устанавливает основы ценовой политики. В её исключительном ведении находятся федеральные банки.
  Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Также в её ведении находятся федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
 К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов;
 В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации её ведению подлежат
  • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации
  • вопросы войны и мира
  • внешнеэкономические отношения Российской Федерации. К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность страны; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки
 оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
 производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
  На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
  Все другие имеющиеся у неё полномочия Российская Федерация осуществляет совместно с её субъектами.
  По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы, определяющие основы правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
 
 
  Вопрос № 23. Содержание суверенитета Российской Федерации.
 
  Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
  В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость.
  Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти. Отсюда вытекает, что государство: во-первых, распространяет свою власть на всю территорию страны; во-вторых, определяет весь строй правовых отношений; в-третьих, осуществляется правовое регулирование деятельности различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; в-четвертых, устанавливает права, свободы и обязанности личности; в-пятых, регламентирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.
  Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократичном обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.
  Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.
  Независимость государственной власти есть ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Однако эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.
 
 
 
 Вопрос № 24. Раскройте механизм реализации Вашего права на образование.
 
 
  Механизм реализации Вашего права на образование в соответствии на вопрос № 20 должен быть наполнен Вашей практической деятельностью по реализации Вашего права на образование.
  Фактическое обоснование - это возникновение потребности получить образование. При этом основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Юридическим обоснованием является ст. 43 Конституции РФ "1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования".
  Наряду с этим действующее законодательство регламентирует деятельность конкретных учебных заведений.
  Субъектами данного вида деятельности являются, как само лицо получающее образование, так и все остальные субъекты, участвующие в признании, соблюдении и защите данного Вашего права.
  Цель определяется лицом, получающим образование, а задачи по организации и осуществлении образовательной деятельности наполняются конкретным содержанием в правах и обязанностях каждого из субъектов.
  Средства выделяются как из федерального, местного бюджета, так и бюджета обучаемых.
  Способ осуществления данной деятельности должен соответствовать задачам, стоящим перед каждым субъектом.
  Формой является как правоотношения, возникающие между субъектами данной деятельности, так и последовательность всей деятельности по реализации данного Вашего права.
 
 
 
 
 
 
 Муниципальное право РФ.
 
 1.Принципы и функции местного самоуправления
 
  Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления основополагающие идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им органов по управлению местными делами.
  По определению К. Ф. Шеремета, "общие принципы организации местного самоуправления составляют "правовой каркас" демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают"1.
  Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
  Выделяются следующие основные принципы местного самоуправления:
 - самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
 - -выборность органов местного самоуправления;
 - открытый и публичный характер деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
 - организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством;
 - соразмерность материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
 - ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
 - многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
 - учет исторических, национальных и иных местных традиций при формировании органов местного самоуправления и организации их деятельности;
 - соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
 - законность,
 - сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;
 - государственная поддержка местного самоуправления.
 
 Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
  Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущное).
  С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти населения, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
 
  1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
  2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
  3. Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  4. Обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  5. Охрана общественного порядка;
 1.Обеспечение участия населения
 в решении вопросов местного значения
  Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
  К этим условиям прежде всего относятся:
 24. наличие выборных органов местного самоуправления;
  2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
  3) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.
  Существуют различные формы волеизъявления, с помощью которых обеспечивается участие граждан в решении вопросов местного значения.
  Участие граждан в осуществлении местного самоуправления обеспечивается также через выборные и другие органы местного самоуправления.
  Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
  Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства.
  Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.
 2. Управление муниципальной собственностью,
 финансовыми средствами местного самоуправления
  Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами. Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
  Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов. Население муниципального образования должно получать необходимую информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют соответствующие формы контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
 24. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
  К основным целям муниципальной деятельности относится создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Для осуществления этой цели органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации и т. д. Кроме того, они обеспечивают социальную поддержку и содействие занятости населения, противопожарную безопасность в муниципальном образовании. В-третьих, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
 24. Охрана общественного порядка
  Ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Общественный порядок - это составная часть правопорядка в нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая, согласно Закону Российской Федерации "О милиции", является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. Посильную помощь по охране порядка на своей территории могут оказать и органы территориального общественного самоуправления (домкомы, уличные комитеты, советы микрорайонов, кварталов, жилищных комплексов) путем создания добровольных народных дружин.
 24. Защита интересов и прав
 местного самоуправления
  Органы местного самоуправления должны также отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления. Это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите прав и интересов населения муниципальных образований.
  Осуществлению функции представительств и защиты интересов и прав местного самоуправления способствует деятельность Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации, Совета руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Президенте Российской Федерации, а также советов по местному самоуправлению, создаваемых субъектами Российской Федерации.
  Одной из организационных форм, с помощью, которой осуществляется функция защиты прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Их деятельность выступает важным фактором государственной и общественной жизни, в том числе и в плане обеспечения законных интересов местного самоуправления на различных уровнях власти.
 
 
  2. Порядок образования, изменение и упразднения муниципальных образований.
  Ответ на данный вопрос базируется на основе Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
 24. территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
  2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  5) в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
  6) в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
  7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;
  8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
  9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;
  10) размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
  11) границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях;
  12) границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
  13) территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
  14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  16) границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.
  Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
  К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.
 
 
  Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
  Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.
  Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
  Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
  Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 процентов относительно минимальной численности населения, установленной пунктом 6 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
 
 
  Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
  Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
  Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", либо на сходах граждан.
  Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
  Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", либо на сходах граждан.
  Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
  Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
 
 24. Порядок назначения и проведения выборов в органы местного самоуправления.
  Ответ на данный вопрос базируется на основе Федерального закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
 24. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
 24. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
 24. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
 
 Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Федерации.
 Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации гарантируют проведение демократических, свободных выборов в органы местного самоуправления, защиту демократических принципов и норм избирательного права.
 При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующие избирательные комиссии составляют списки избирателей.
 В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Составление и уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов или после образования этих комиссий.
 Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
 Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
 Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
 Для проведения выборов образуются избирательные округа. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. В случае образования много мандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пяти.
 Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий из расчета не более трех тысяч избирателей на каждом участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
 Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.
 Реализацию и защиту избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии.
 Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
 При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависят от органов местного самоуправления.
 Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной соответствующими нормативными правовыми актами, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
 Органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный законодательством, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в порядке, установленном законодательством.
 Формирование избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе прежних избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления.
 Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного Представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. После регистрации кандидата избирательное объединение - общественные объединения, участвующие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое выдвинуло кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться обо всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.
 Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На их заседаниях вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные законодательством.
 В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.
 Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
 Решение избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
  Решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией.
  Решения органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
 Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
 Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Число подписей и порядок их сбора устанавливаются законодательством. Максимальное число подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать двух процентов от числа избирателей соответствующего избирательного округа.
 Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
 Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей).
 О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация этого кандидата. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
 Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
 Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
 После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации.
 Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
 
 В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
 Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.
 Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведение предвыборной агитации.
 Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
 Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов проводятся за счет средств местного бюджета.
 Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. При выборах в органы местного самоуправления избирательные объединения могут создавать избирательные фонды.
 Избирательные фонды могут создаваться за счет средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
 Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений и блоков иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, гражданам России, не достигшим возраста 18 лет, российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля этого участия в их уставном капитале превышает 30%, международным организациям и международным общественным движениям; органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям и организациям; юридическим лицам, имеющим государственную или муниципальную долю в уставном капитале, превышающую 30%; воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам; благотворительным организациям и региональным объединениям и учрежденным ими организациям; анонимным жертвователям; юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.
 Кандидат и избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее трех дней со дня его представления в избирательную комиссию.
 Голосование на выборах проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены действующим законодательством. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
 Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах необходимые данные.
 
 Территориальные (окружные) избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
 В случае признания выборов недействительными или несостоявшимися проводятся повторные выборы. Решение о проведении повторных выборов принимает территориальная избирательная комиссия. При этом она может принять решение о необходимости Проведения выборов нижестоящими избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов в сроки, предусмотренные законодательством субъектов Федерации.
 Выборное должностное лицо считается отозванным с момента обнародования результатов голосования по отзыву. Если по результатам голосования депутат считается отозванным, то соответствующий выборный орган местного самоуправления принимает решение о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с отзывом. После этого в соответствии с законом субъекта Федерации и уставом муниципального образования назначаются выборы в соответствующем избирательном округе вместо выбывшего депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица.
  Разрешение жалоб и споров, связанных с подготовкой и проведением голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, производится соответствующей комиссией по проведению голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица либо в судебном порядке.
 
 
 
 24. Порядок образования и структура представительных органов местного самоуправления.
  Данный ответ на вопрос базируется на основе Федерального закона №131 от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы и т.п. они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
  Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах населением, проживающим на территории МО.
  Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляется сходом граждан.
  Представительный орган муниципального района:
 1. может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства в порядке, определяемом законом;
 2. может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа.
 Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом МО и не может быть менее 7 человек - при численности населения менее 1000 человек и не может быть больше 35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.
  Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
  Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом МО и не может быть менее 10 человек.
  Представительный орган МО обладает правами юридического лица.
  Нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО, направляется главе МО для подписания и обнародования. Глава МО, являющийся руководителем местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течении 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
  Организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО осуществляет глава МО, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа МО, избираемый этим органом из своего состава.
 Статус депутата.
  Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
  Срок полномочий депутата устанавливается уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет.
  Депутаты представительного органа МО осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
  На постоянной работе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа МО. Полномочия представительного органа МО независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены базовым законом о МСУ. Полномочия представительного органа МО могут быть также прекращены:
 1. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;
 2. в случае вступления в силу решения суда;
 3. в случае преобразования МО.
 Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
 
 5.Порядок образования и структура исполнительных органов местного самоуправления.
  В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть определены иные органы. Их наименование, компетенция, срок полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности фиксируются в уставах муниципальных образований. Таким образом, Закон прямо не устанавливает обязательный порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления. Тем не менее трудно представить модель организации муниципальной власти без исполнительных органов.
  Таковыми являются местные администрации - органы управления в районах, городах, иных самоуправляющихся территориях. Местные администрации восприняли отдельные черты функционировавших прежде исполнительно-распорядительных комитетов местных Советов. Вместе с тем современные местные администрации обладают самостоятельными, присущими только им свойствами, отражающими их правовой статус.
  Структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное единство. Она включает в себя совокупность руководящих должностных лиц, аппарат, подразделения администрации.
  Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы подразделений определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми руководителем муниципального образования.
  Руководящие должностные лица администрации. К ним относятся глава муниципального образования и его заместители.
  Глава муниципального образования осуществляет общее руководство администрацией, непосредственно направляет работу своих заместителей, отдельных структурных подразделений.
  Руководство исполнительным органом местного самоуправления со стороны главы муниципального образования осуществляется по принципу единоначалия.
  Заместители главы муниципального образования осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации. Они выполняют иные обязанности, возложенные на них главой муниципального образования. Последний определяет число своих заместителей и направления их работы. Таковыми могут быть вопросы: жилищного и коммунального хозяйства; организации потребительского рынка; управления имуществом муниципального образования; капитального строительства; экономического и социального характера, находящиеся в сфере деятельности местной администрации.
  Аппарат местной администрации - это совокупность внутренних структурных подразделений, основное назначение которых - оказывать руководящим органам администрации содействие в работе. В юридической литературе подчеркивается, что участие аппарата в осуществлении полномочий местных органов носит функциональный характер.
  Традиционно аппарат местной администрации образуют организационный отдел (комитет), общий отдел, приемная по личным вопросам граждан, юридический отдел (комитет, управление), информационно-аналитическая служба, пресс-служба главы муниципального образования, отделы (управления) кадровой службы, советники и помощники руководства администрации. В состав аппарата включаются также секретариат, машбюро, иные подразделения, осуществляющие техническое обслуживание исполнительного органа власти.
  Организационный отдел (комитет). Перед организационными отделами (комитетами) стоят задачи организационного обеспечения деятельности администрации. Это предполагает: разработку проектов планов организационных мероприятий, квартальных планов работы местной администрации; подготовку совещаний, семинаров, обобщение информационных материалов; осуществление контроля за деятельностью других структурных подразделений администрации; проведение анализа исполнительской дисциплины аппарата, отделов, управлений администрации.
  Общий отдел выполняет функции по организационно-техническому обеспечению работы администрации. Основными задачами общих отделов являются организация и ведение делопроизводства.
  Приемные по личным вопросам граждан создаются с целью организации приема граждан руководством муниципальных образований. В каждой администрации предусмотрен график приема населения главой муниципального образования и его заместителями. Приемные контролируют работу с предложениями, жалобами и заявлениями граждан: сроки рассмотрения обращений и выполнения соответствующих мероприятий.
  На юридические отделы (комитеты, управления) возлагаются следующие функции:
 24. проверка соответствия правовых актов администрации законодательству Российской Федерации, нормативным документам ее субъектов;

<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу