<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>
- Во-вторых, в отношении обвинений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в совершении ими правонарушений в связи с реализацией депутатского статуса, т. е. осуществлением публично-правовой, политической функции - гарантии принципа парламентской (депутатской) неприкосновенности выше. По обвинениям такой категории согласие Палаты Федерального Собрания на лишение его парламентариев депутатской неприкосновенности требуется не только для передачи дела с суд, не только для начала судебного разбирательства; но это согласие, как указывалось, требуется уже на самых ранних стадиях "преследования" члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы - на стадиях ведения дознания, предварительного следствия в их отношении.- В-третьих: "отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущем прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств" (п. 3 ст. 20 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы от 5 июля 1999 г.).
2). Гарантии высокого материального обеспечения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (индемнитет).
2.1). Денежные вознаграждения. Материальное обеспечение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы складывается из шести видов денежных вознаграждений:
а) Ежемесячная денежная компенсация - это ежемесячное денежное вознаграждение, которое оплачивается должностным лицам Совета Федерации и членам комитетов (комиссий); но иные члены Совета Федерации ее не получают - в силу того, что Совет Федерации работает в режиме не постоянных, а периодических заседаний и в осуществлении полномочий Совета Федерации более "задействованы" указанные категории лиц.
Ежемесячная денежная компенсация исчисляется в процентном соотношении к денежному вознаграждению должностных лиц и членов Правительства. Так членам Совета Федерации устанавливается компенсация:
- Председателю Совета Федерации - в размере 80 % денежного вознаграждения Председателя Правительства РФ;
- заместителю Председателя Совета Федерации в размере 60 % денежного вознаграждения Первого заместителя Председателя Правительства РФ;
- председателю комитета (комиссии) Совета Федерации - в размере 60 % денежного вознаграждения Заместителя Председателя Правительства РФ;
- заместителю председателя комитета (комиссии) Совета Федерации - в размере 50 % денежного вознаграждения федерального министра - члена Президиума Правительства РФ;
- члену комитета (комиссии) Совета Федерации - в размере 50 % денежного вознаграждения федерального министра (п. 1 ст. 27 Закона 5 июля 1999 г.).
б) Ежемесячное денежное вознаграждение - заработная плата. Ее получают все депутаты Государственной Думы. Причем, всем депутатам Государственной Думы, независимо от занимаемой должности в Государственной Думе, начисляется одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение - по своему размеру оно приравнено к ежемесячному вознаграждению федерального министра (п.п.3, 4 ст. 27 Закона от 5 июля 1999 г.). Председателю Государственной Думы установлено ежемесячное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения Председателя Правительства РФ (п. 5 ст. 27 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы).
в) Возмещение расходов, понесенных в связи в осуществлением своих полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания. Этот вид регулярных выплат членам Совета Федерации предполагает, что им возмещаются расходы на проживание в гостинице и суточные, связанные с их проживанием вне постоянного места жительства в связи с осуществлением ими своих полномочий (п. 2 ст. 27 Закона от 5 июля 1999 г.).
г) Возмещение члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы дополнительных ежемесячных расходов, связанных с осуществлением ими своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. Очевидно, речь идет о так называемых "представительских" расходах. Этот вид денежных выплат начисляется "в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда" (п. 6. ст. 27 Закона 1999 г.).
д) Возмещение депутату Государственной Думы и членам его семьи расходов, связанных с переездом в г. Москву для осуществления своих депутатских полномочий и тем же лицам - в связи с возвращением к месту постоянного жительства после прекращения депутатских полномочий. Это единовременное денежное пособие, оно назначается: " депутату - в размере 0,5, каждому члену его семьи - по 0,25 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы" (п. 8 ст. 27 Закона 1999 г.).
е) Единовременное денежное вознаграждение депутату Государственной Думы в случае неизбрания его в Государственную Думу нового созыва. Начисляется и выплачивается в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата (п. 9 ст. 27 Закона 1999 г.).
2.2). Гарантии права на отдых члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы представляется наиболее продолжительный ежегодный оплачиваемый отпуск: его протяженность - 48 рабочих дней; кроме этого, "в случаях, предусмотренных законодательством РФ" отпуск депутата Государственной Думы может быть продлен "сверх этой планки" (ст. 28 Закона от 5 июля 1999 г.).
В связи с осуществлением своего права на отдых, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеет право еще на один вид денежного вознаграждения (который дополняет приведенный выше перечень из шести наименований) - они получают пособие на лечение в размере двойного ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы (п. 1 ст. 28 Закона 1999 г.).
2.3). Гарантии пенсионных прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Согласно Закону о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 5 июля 1999 г., члены Федерального Собрания имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии. Эта доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы: от одного года до трех лет - 55 %; а свыше трех лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. (п. п. 3, 8, ст. 29 Закона от 5 июля 1999 г.).
При этом для депутатов Государственной Думы в качестве условия такого льготного пенсионного обеспечения называется минимальное требование - чтобы он проработал депутатом Государственной Думы "не менее одного года" (п. 2 ст. 29 Закона 1999 г.).
Обратим также внимание, что доплата к пенсии для члена Совета Федерации определялась из того же расчета, что и для депутата Государственной Думы, но в Законе 5 июля 1999 г. предусмотрено, что член Совета Федерации может выбрать и иной способ пенсионного обеспечения: "на условиях, предусмотренных в субъекте РФ, который он представлял в Совете Федерации (п. 8 ст. 29).
2.4). Гарантии жилищных прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
В соответствии с Законом о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы от 5 июля 1999 г., члену Федерального Собрания, не имеющему в г. Москве жилой площади, на основе его заявления, в трехмесячный срок предоставляется жилье в г. Москве. Законодатель различает три вида жилых помещений, предоставляемых члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы:
- "жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в депутатском (парламентском) жилом доме, имеющем статус общежития";
- "жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в служебном жилом фонде в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством";
- "отдельный номер в гостинице разряда "Высший - А" - на весь срок полномочий" (пп. 1, 4 ст. 34 Закона 5 июля 1999 г.).
Причем, первые два вида жилья предоставляются члену Совета Федерации для его проживания, а депутату Государственной Думы - для проживания его и членов его семьи. Все три вида занимаемого жилья должны быть освобождены членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы "не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий" (п. 6 ст. 34). Важной гарантией жилищных прав в этой связи является то, что жилое помещение, которое депутат Государственной Думы занимал до его избрания в состав Государственной Думы, бронируется на все время его отсутствия в связи с осуществлением им своих депутатских полномочий, т. е. на четыре года (п. 5 ст. 34 Закон от 5 июля 1999 г.)
2.5). Гарантии прав члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на использование средств связи, на телефонные переговоры. почтовые и телеграфные отправления, иные виды связи. Особые гарантии использования парламентариями средств связи, позволяющие беспрепятственно осуществлять депутатские полномочия заключаются в следующем:
- Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право "бесплатного пользования правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (в т. ч. гостиницы) на территории РФ";
- Члены Федерального Собрания "пользуются правом внеочередного получения услуг связи";
- "Все виды почтовых и телеграфных отправлений члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы... пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных";
- "Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеет право бесплатно пользоваться телефонной связью".
Обратим внимание, что особые гарантии на пользование средствами связи предоставляются членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы не как личная привилегия, а в публично-правовых интересах - для осуществления ими своих парламентских полномочий (ст. 31 Закона от 5 июля 1999 г.).
2.6). Гарантии права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание
Как гласит Закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы от 5 июля 1999 г., члены Федерального Собрания РФ имеют, во-первых, особые льготы при пользовании общегражданским транспортом: член Совета Федерации и депутат Государственной Думы на территории РФ наделены правом на бесплатное пользование воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов (п. 1 ст. 32 Закона).
Проездные билеты предоставляют вне очереди и бесплатно, на одно место, агентствами и билетными кассами гражданской авиации (аэропорта), железнодорожных и морских вокзалов и пристаней по предъявлению удостоверения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы для поездки в самолете, вертолете, на поезде (в спальном или купейном вагоне), на морских, речных судах (билеты должны быть в каютах 1-2-го класса) (п. п. 1-4 ст. 32 Закона от 5 июля 1999 г.).
Во-вторых, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют право на пользование служебным автотранспортом органов государственной власти РФ и субъектов РФ: "Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы для поездок в связи с осуществлением ими своих полномочий на территории РФ служебный транспорт предоставляется по вызову члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы исполнительными органами субъекта РФ, а для поездок по г. Москве и Московской области - соответствующими федеральными органами государственной власти" (п. 7 ст. 32 Закона 1999 г.).
При этом предоставляемый служебный автотранспорт, либо личный автотранспорт, используемый членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы для осуществления своих полномочий, оборудуется особыми государственными регистрационными знаками (п. 8 ст. 32 Закона от 5 июля 1999 г.).
2.7). Иные гарантии статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Помимо проанализированных выше, статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы характеризуют следующие гарантии:
- особое медицинское и бытовое обеспечение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы;
- члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляется служебное помещение для осуществления своих полномочий в здании соответствующей Палаты Федерального Собрания РФ;
- член Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеет право на внеочередное поселение в гостинице (право на отдельный номер с телефоном) при поездках по стране;
- членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы на весь срок их полномочий выдается дипломатический паспорт (ст.ст. 29, 30, 33, 36 Закона о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы от 5 июля 1999 г.).
2.8). Организационные гарантии деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
В соответствии с Законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы от 5 июля 1999 г., член Совета Федерации и депутат Государственной Думы вправе иметь:
а) до пяти помощников, работающих по трудовому договору (контракту) и б) до тридцати помощников, работающих на общественных началах (п. 1 ст. 37 Закона от 5 июля 1999 г.).
Из этого числа (35 работников) член Федерального Собрания вправе использовать:
- для работы в Палате Федерального Собрания - не более 2-ух помощников, работающих по трудовому договору (контракту); предельное число помощников , работающих на общественных началах в Палате Федерального Собрания в законе не оговорено;
- остальные помощники, как работающие по трудовому договору (контракту) (оставшиеся три), так и на общественных началах (в пределах общей численности - тридцать) предназначены, чтобы использовать их труд для работы в субъекте РФ (если речь идет о помощниках члена Совета Федерации); либо в одномандатном и многомандатном территориальных округах (функции помощников депутата Государственной Думы). При этом число помощников тех депутатов, которые были избраны по многомандатному избирательному округу, т. е. по партийным спискам - определяется соответствующей депутатской фракцией в Государственной Думе. Эти помощники предназначены для работы в субъекте (субъектах) РФ как представители от партийной фракции в Государственной Думе.
Правовой статус помощников члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, работающих по трудовому договору (контракту) : работающих в Палате Федерального Собрания РФ, либо в избирательном округе или субъекте РФ - обстоятельно отрегулирован в Законе о статусе члена Совета Федераци; статусе депутата Государственной Думы от 5 июля 1999 г. (ст. ст. 37 - 40).
Учебное издание
Овсепян Жанна Иосифовна, профессор, доктор юридических наук
Становление парламента в России
Учебное пособие
Издательство Северо-Кавказской академии государственной службы
1 См.: Крылова Н. С. Конституционные модели законодательной власти. // В книге: Сравнительное конституционное право. М. 1996 г. С. 505-506.
2 См.: Мишин А. А. "Центральные органы власти буржуазных государств". МГУ. 1972.
3 Там же.
4 Стращун Б. А.. Рыжов В. А. Законодательная власть: Парламент. // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. М. 1995. С. 95.
5 Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.
6 Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.
7 Страшун Б. А. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 97.
8 Мишин А. А. Указ. Работа.
9 Мишин А. А. Указ. работа
10 Мишин А. А. Указ. работа
11 Мишин А. А. Указ. работа
12 См. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М. 1988. С. 352.
13 Стародубский Б. А.. Туманов В. А. Парламент. // В кн.: Современное буржуазное государственное право. Основные институты. Т. 2. / Отв. ред. В. А. Туманов. М. Наука. 1987. С. 243 - 251.
14 Парламенты. М. 1988. С. 38-39.
15 Стародубский Б. А.. Туманов В. А. Указ. Работа. С. 246.
16 См.: Страшун Б. А.. Рыжов В. А. Указ. работа, С. 101; Могунова М. А. Парламент в буржуазных и освободившихся странах. // Государственное право буржуазных и освободившихся стран. М. 1988. / Под ред. И. П. Ильинского, Л. М. Энтина С. 360; др.
17 Могунова М. А. Указ. Работа. С. 360.
18 Органические законы принимаются Парламентом Франции, но в значительно более сложном порядке в сравнении с обычными (ординарными) законами. Эта процедура регламентирована ст. 46 Конституции Франции 1958 г.
19 Страшун Б. А.. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 102.
20 Страшун Б. А.. Рыжов В. А. Указ. работа. С. 103.
21 Там же. С. 102-103.
22 См.: Могунова М. А. Указ. работа. С. 360.
23 Там же.
24 Там же.
25 Пахоленко Н. Б. К характеристике "Думского периода" в истории Российского государства. // В сб.: Становление конституционного государства в пост-тоталитарной России. Отв. ред. В. А. Четвернин. С. 83.
26 ПСЗ. Собр. 3-е. Т. ХХV. Отд. 1 № 26803.
27 Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность, 1997. С. 40; Чистяков 0. И. Введение к т. 9 издания " Российское законодательство Х - XX веков". М. 1994. С. 12 - 13; Пахоленко Н. Б. Указ. статья. С. 87.
28 Чистяков 0. И. Указ. статья. С. 19.
29 Цит. По Пахоленко Н. Б. Указ. Статья. С. 87.
30 Казанцев С. М. Указ. работа. С. 54.
31 Чистяков О. И. Указанная работа С. 18.
32 Чистяков О. И. Указанная работа С. 18.
33 Пахоленко Н. Б. Указанная работа с. 86.
34 Чистяков О. И. Указанные труды с. 18.
35 Авакьян С. А. Указанная монография с. 40.
36 Чистяков О. И. Указ. труды. С. 20.
37 Там же. С. 20.
38 См. : Лазаревский Н. И. Русское государственное право. Т. 1. СПб. 1913. с. 480.
39 Степанов И. М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. М., 1996. с. 10, 13.
40 Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. 9. с. 130.
41 Политические партии России в контексте ее истории. Вып. I. Ростов-на-Дону. 1996. С. 167.
42 Там же. С. 168 - 169.
43 Там же. С. 170.
44 Политические партии России в контексте ее истории С. 172.
45 Там же. С. 172.
46 Барабашев Г. В. , Старовойтов Н. Г., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М. , 1987. С. 6.
47 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 188.
48 Там же. Т.38. С. 90.
49 Там же. Т.38. С. 110.
50 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 481.
51 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 342.
52 См. : Ильинский И. П. Социалистическое самоуправление народа. М. 1987.
53 Ржевский В. А. Общественно-политический строй СССР как воплощение суверенитета советского народа. Изд-во Ростовского университета. 1974. С. 79.
54 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 500.
55 См. об этом: Ржевский В. А. Общественный строй развитого социализма. Конституционное содержание, структура, регулирование. М., 1983. С. 162 - 163.
56 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 106.
57 Тексты этих актов см.: "Сборник нормативных актов по советскому государственному праву". / Составитель и автор предисловия С. А. Авакьян. / М. 1984.
58 Тексты см. в названном источнике.
59 См. названный источник.
60 См: Ржевский В. А., Овсепян Ж. И. Программа курса "Российское конституционное (государственное) право". Ростов-на-Дону . 1996. С. 40 - 41.
61 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. ст. 18; № 50. ст. 2968; 1992 г. № 18. ст. 980; 1991 г. № 44. ст. 1438.
62 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. ст. 320, 321; 1992 г. № 10. ст. 465; № 34. ст.1966; № 12. ст. 611; № 13. ст. 660; № 30. ст. 1786.
63 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 29. ст. 1010, 1011; 1992 г. № 46. ст. 2615; 1992 г. № 12. ст. 615.
64 Ведомости Верховного Совета СССР. 1988 г. № 49. ст. 729.
65 Ведомости Верховного Совета СССР. 1989 г. № 44. ст. 1303; 1306; 1991 №. 21 ст. 697.
66 Российская газета 1993 г. 23 сентября ; См. также: Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ / Составитель Овсепян Ж. И. Ростов-Дон "Феникс" - Москва "Зевс" 1997.
67 Аргументы и факты. 1992. № 12 (597 (с. 4).
68 Сельская жизнь. 1993. 4 мая.
69 Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ /Сост. Овсепян Ж. И. - М. 1997. С. 70 - 71.
70 Газета Молот. 30 сентября.
71 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 8 ст. 112.
72 Ведомость Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 6. Ст. 97.
73 Российская газета. 1992. 30 октября.
74 Собрание законодательства РФ. 1995 № 50 ст. 4869.
75 Российская газета. 1999. 1 июля.
76 См. Молот. 1993. 23 октября.
77 Собрание законодательства РФ. 1995. № 50 ст. 4869.
78 Собрание законодательства РФ. 1996. № 7 ст. 655, либо "Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ (Составитель Овсепян Ж. И. - Ростов-на-Дону: "Феникс", - Москва: "Зевс" 1997.
79 Козырева А. Неудобные стулья. До сих пор не решен вопрос о том, кто же станет членом Совета Федерации // Российская газета. 1995. 16 сентября.
80 См. : Об изменениях Закона "О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ", предлагается депутатом Николаем Медведевым // Российская газета. 1999. 12 февраля.
81 Козырев А. Указ. статья.
82 См. : Об изменениях Закона "О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ", предлагается депутатом Николаем Медведевым // Российская газета. 1999. 12 февраля.
83 Там же.
84 Российская газета. 1993. 8 октября; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41 ст. 3907.
85 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26 ст.2398.
86 Российская газета. 1999. 1 июля.
87 Собрание законодательства РФ. 1994. № 33 ст. 3406.
88 Собрание законодательства РФ. 1997 № 38 ст. 4339; 1999. № 14 ст. 1653.
89 См.: Российская газета. 1998. 8 декабря.
90 См.: Российская газета. 1995. 6 декабря.
91 См. : Российская газета. 1995. 22 августа.
92 Российская газета. 1993. 8 октября.
93 Российская газета. 1999. 16 декабря.
94 Собрание законодательства РФ 1995. № 17 ст. 1473; № 22 ст. 1984.
95 Собрание законодательства РФ .1996. № 7 ст. 655 ; 1999. № 47 ст. 5630; см. так же в кн. : Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации /Составитель Овсепян Ж. И. Ростов-на-Дону. "Феникс". Москва "Зевс". 1997. С. 469 - 525.
96 Сборник законодательства РФ.1998. № 10 ст. 1146.
97 Российская газета. 1999. 22 июня.
98 Ведомости Федерального Собрания РФ. 1994. № 3 ст. 160; № 4 ст. 202, 203; Собрание законодательства РФ. 1994. № 14 ст. 1541, 1544; 1995 № 18 ст. 1613; См. также: Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву РФ / Составитель Овсепян Ж. И. /Ростов-на-Дону, "Феникс", Москва "Зевс". 1997. С. 528 - 572.
99 Собрание законодательства РФ. 1999. № 43 ст. 5124; 1994. № 8 ст. 801.
100 См. Российская газета. 1999. 8 июля.
101 Собрание законодательства РФ.1995 № 31 ст. 2290.
102 Российская газета. 1999. 8 июля.
103 Собрание законодательства РФ. 1994. № 2 ст. 74; 1996. № 12 ст. 1039; № 34 ст. 4029.
104 Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 2
??
??
??
??
1
<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>