<< Пред.           стр. 19 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 31 Ad vexandos homines - эти слова могут также означать "мучить людей" и относиться к свидетелям рабам, которые допрашивались с применением пытки, а последняя могла отразиться на их ценности и тем нанести ущерб собственнику.
 523
 
 но ты должен на основании мнения твоей души оценить, чему ты веришь или же что ты считаешь недостаточно доказанным". § 3. Тот же божественный Адриан дал Инию Руфину, проконсулу Македонии, рескрипт о том, что он должен верить свидетелям, а не свидетельским показаниям... § 4. Тот же принцепс дал Габинию Максиму рескрипт, составленный в таких выражениях: "Сила показаний присутствующих свидетелей иная, чем показаний, которые прочитываются; поэтому обсуди32 сам, но если ты хочешь их (свидетелей) задержать, то ты должен возместить их расходы". § 5. Юлие-вым законом о насилии предусмотрено, что по делам, возбужденным на основании этого закона, не допускались к свидетельствованию против обвиняемого: тот, кого он (обвиняемый) или его родитель отпустили из рабства на свободу, или несовершеннолетние, или тот, кто осужден государственным (уголовным) судом и не восстановлен в первоначальное состояние, тот, кто содержался в оковах или в государственной тюрьме, или тот, кто нанялся для борьбы с дикими зверьми (в цирке), или явно занимающаяся или занимавшаяся проституцией, или тот, кто осужден либо привлечен за получение денег за то, чтобы дать (ложные) свидетельские показания или не давать показаний. § 6. Свидетели не должны быть неосновательно вызываемы издалека и в еще меньшей степени должны быть отзываемы для сви-детельствования от своих знамен или занятий воины, и об этом дал рескрипт божественный Адриан...
 4. (Павел). Юлиевым законом о государственных судах предусмотрено, что никто не должен быть вызываем против своей воли для свидетельство-вания против тестя, зятя, отчима, пасынка, двоюродного брата, двоюродной сестры, двоюродного племянника и тех, кто находится в более близкой степени (родства или свойства), и что не должны быть принуждаемы давать свидетельские показания патроны против вольноотпущенников и вольноотпущенники против патронов...
 6. (Лицинний Руфин). Не считаются пригодными свидетелями лица, ,ко-торым может быть приказано, чтобы они сделались свидетелями.
 7. (Модестин). Ответу раба можно верить тогда, когда нет иного доказательства для открытия истины.
 8. (Сцевола). Не принуждаются к свидетельствованию против их воли:
 старики, или больные, или воины, или лица, которые вместе с магистратом отсутствуют по делам государства, те, которые не имеют возможности явиться (в суд)...
 10. (Помпоний). Никто не признается пригодным свидетелем по своему делу...
 12. (Ульпиан). Когда не присоединено указание на число свидетелей, то достаточно и двух; ибо когда говорится во множественном числе, то довольно и двух33.
 32 Очевидно, обсуди вопрос о том, можно ли записать показания свидетелей для использования их на будущем процессе, или же необходимо задержать свидетелей до процесса.
 33 Имеется в виду, что если в каком-либо законе сказано общим образом "свидетели", то достаточно и двух свидетелей.
 524
 
 13. (Папиниан). Я знаю, что был предложен вопрос: могут ли давать свидетельство в государственном (уголовном) суде осужденные государственным (уголовным) судом за сутяжничество (calunmia)? Но им (это) не возбраняется по Реммиеву закону (lex Remmia). И Юлиев закон о насилии, и о взятках, и о казнокрадстве (peculatus) не запретил, чтобы эти лица давали свидетельство. Однако правильно, что опущенное в законе не будет опущено совестью судьи, в обязанность которого входит оценивать достоверность их свидетельства (исходя из свидетельства), которое дал бы человек непорочной репутации.
 14. (Папиниан). Я знаю, что обсуждался вопрос о том, может ли быть привлечено (в качестве свидетеля) к составлению завещания лицо, осужденное за прелюбодеяние; конечно, исполнение обязанностей давать показания правильно возбраняется ему. Поэтому я считаю, что по цивильному праву недействительно завещание, составленное при участии такого свидетеля; так же и по преторскому праву, которое следует за цивильным правом, так что (в силу такого завещания) не может быть ни приобретено наследство, ни предоставлено (претором) владение (наследственным) имуществом.
 15. (Павел). Осужденный за взяточничество не может быть привлечен ни к (засвидетельствованию) завещания, ни к свидетельствованию. § 1. Может ли быть привлечен к завещанию (в качестве свидетеля) гермафродит, - этот вопрос решается в зависимости от качества одушевляющего его пола34.
 16. (Павел). Лица, которые дают ложные или разноречивые показания или высказываются в пользу обеих сторон, [наказываются судьями соответствующим образом]35.
 17. (Ульпиан). Отец и находящийся в его власти сын, а также два брата, которые находятся под властью одного отца, могут вместе явиться свидетелями [по одному завещанию или по одной сделке], так как нет никаких препятствий привлекать нескольких свидетелей из одного дома к посторонней сделке.
 18. (Павел). Из того факта, что Юлиев закон о прелюбодеяниях запрещает осужденной женщине давать свидетельские показания, выводится заключение, что (в других случаях) женщины имеют право давать в суде свидетельские показания.
 19. (Ульпиан). Вопреки их желанию не могут быть привлечены к свидетельствованию: публиканы36, а также тот, кто уехал не в целях уклониться от свидетельствования, и тот, кто взял какой-либо подряд для войска...
 20. (Венулей). Обвинитель не должен привлекать к свидетельствованию того, кто явится обвиняемым в государственном (уголовном) суде или кто не достиг двадцатилетнего возраста.
 34 Если в нем имеет преимущество мужской пол, то он может быть свидетелем. Cp.:D.3.5.10.
 35 У Павла было сказано, вероятно, так: или подвергаются высылке, или ссылаются на остров, или удаляются из курии (т. е. подвергаются исключению из муниципального сената). 3(1 Publicani - откупщики податей.
 525
 
 21. (Аркадий Харизий). Осужденный за составление пасквиля (carmen famosum) не способен быть свидетелем. § 1. Несомненно, что, если этого требует дело, в качестве свидетелей выступают не только частные лица, но и магистраты, если они присутствуют37. Также сенат установил, что претор должен дать свидетельское показание в суде по делу о прелюбодеянии. § 2. Если дело такого рода, что мы вынуждены привлечь в качестве свидетеля того, кто борется на арене, или подобное ему лицо38, то без пытки его показанию не придается веры. § 3. Если все свидетели являются лицами одинакового достоинства и пользуются одинаковым уважением и обстоятельства дела и убеждения судьи следуют вместе с ними, то надлежит следовать свидетельству всех; если же некоторые из этих лиц высказываются иначе, хотя бы число их не было равным 9, то надлежит верить тому, что соответствует природе сделки, и если притом нет подозрений, что это (данные показания) внушено враждой или дружбой; и судья подтверждает движение своей души40 доказательствами и свидетельскими показаниями и тем, что представляется более сообразным с делом и более близким к правде; ибо следует взирать не на множество (свидетелей), но на искреннюю достоверность свидетельских показаний и на свидетельства, которые ближе к свету истины.
 22. (Венулей). Магистраты каждой местности4' должны заботиться о том, чтобы желающим совершить сделку при свидетелях42 были предоставлены свидетели из числа их самих (магистратов) и другие свидетели либо лица, прилагающие печати43, дабы таким путем сделки совершались быстрее и дабы было обеспечено доказательство совершенных дел.
 23. (Венулей). (В пользу ответчика) не может быть привлекаем свидетель, который ранее свидетельствовал против того же ответчика.
 24. (Павел). Установлено, что не могут быть допрашиваемы свидетели, которых обвинитель привел из (своего) дома.
 25. (Аркадий Харизий). Мандатами (принцепсов) установлено, что пре-зесы должны смотреть за тем, чтобы адвокаты (patroni) не давали свидетельских показаний по делу лица, чьи интересы они защищали. [Это следует соблюдать и в отношении лиц, которые управляли (чьими-либо) делами.]
 Титул VI. О незнании права и факта (De iuris et facti ignorantia)44
 1. (Павел). Бывает незнание или факта, или права. § 1. Ибо если кто-либо не знает, что умерло лицо, наследство45 которого открывается в его
 37 Находятся в том месте, где происходит суд.
 38 В частности, раб.
 39 Хотя бы их было меньшинство.
 40 Motus animi - в смысле "внутреннее убеждение".
 41 Вероятно, имеются в виду муниципальные должностные лица.
 42 Testari. Возможно, здесь имеется в виду совершение завещания.
 43 Signatores - свидетели при сделке прилагали свои печати.
 44 0 заблуждении (или ошибке), касающейся правовых норм или фактических обета льств.
 526
 
 пользу, то начало срока (для принятия наследства) для него не наступает;
 но если он знает, что умерший был его когнатом, но не знает, что в силу близости (родства) наследство открылось в его пользу, или если он знает, что он назначен наследником в завещании, но не знает, что претор обещает предоставить владение имуществом назначенным в завещании наследникам, то срок (для принятия наследства) течет, так как он заблуждается в отношении права. Так же, если единокровный брат умершего думал бы, что мать (умершего) имеет преимущество. § 2. Если кто-либо не знает, что он является когнатом, то это лицо иногда заблуждается в отношении права, иногда - в отношении факта. Ибо если он знает, что он является свободным, и знает, кем он рожден, но не знает, что ему принадлежат права, вытекающие из когнатского родства, то он заблуждается в отношении права. Но если он, будучи подкидышем, не знает, кто его родители, и, может быть, он даже служит кому-нибудь, считая себя рабом, то он более заблуждается в отношении факта, чем в отношении права...
 2. (Нераций). Во всяком случае заблуждение в праве не должно занимать того же места, как незнание факта, так как право может и должно быть определенным, а объяснение фактов часто смущает и мудрейших людей...
 4. (Помпоний). Отрицают, что незнание права может принести пользу в отношении давности, но известно, что незнание факта приносит пользу...
 6. (Ульпиан). Незнание, обусловленное небрежностью, не должно быть прощаемо лицу, не знающему факта, причем (от этого лица) не должно требоваться точнейшее исследование; знание46 должно быть оцениваемо таким образом, что не является извинительной грубая небрежность (neglegentia crassa) или излишняя беспечность, (но) и не требуется пронырливости доносчика.
 7. (Папиниан), Незнание права не приносит пользы тем, кто желает приобрести, но не вредит тем лицам, которые требуют своего.
 8. (Папиниан). Заблуждение в отношении фактов не отражается на мужчинах в отношении вреда или выгоды, заблуждение же в отношении права не приносит пользы и женщинам в отношении выгоды; в других случаях заблуждение в праве никому не приносит вреда в отношении ущерба, проистекающего из потери своей вещи.
 9. (Павел). Имеется правило: незнание права вредит каждому, незнание факта не вредит. Рассмотрим поэтому, в каких случаях (это правило) может применяться, и предпошлем (этому рассмотрению) указание на то, что лицам, не достигшим 25 лет, дозволяется не знать права. То же говорится в некоторых случаях о женщинах по причине слабости (их) пола; и потому им не причиняется ущерб в тех случаях, когда нет деликта, но имеется незнание права... § 2. Но незнание факта лишь в том случае не вредит лицу, если это лицо не может быть обвинено в высшей небрежности. Ведь как быть, если все в общине знают то, чего не знает он один? И правильное определение
 45 Bonorum possessio - переход наследственного имущества по преторскому эдикту.
 46 Требование, чтобы лицо знало определенный факт.
 527
 
 дает Лабеон: знание не следует оценивать ни с точки зрения любопытнейшего человека, ни с точки зрения небрежнейшего, но (знание должно быть оцениваемо) с точки зрения того, кто при заботе об этом деле мог бы узнать путем внимательного исследования. § 3. Но (правило о том, что) незнание права не приносит выгоды, по мнению Лабеона, следует применять тогда, когда (лицо) имело возможность обратиться к юристу или было осведомлено в силу своей опытности, так что кому не легко было знать, тому не приносится ущерб. § 4. Если кто-либо не знал того, что продавец является собственником (вещи), то это более относится к существу дела, чем к оценке, делаемой умом; и потому, хотя бы лицо считало, что оно покупает не у собственника, оно, однако, становится собственником, если (вещь) передается ему собственником.
 10. (Папиниан). Признается, что несовершеннолетние, действующие без опекуна, ничего не могут и не знают.
 
 Титул I. О брачном сговоре' (De sponsalibus)
 1. (Флорентин). Сговор есть соглашение и обещание2 будущего брака.
 2. (Ульпиан)... У древних был обычай стипулировать себе будущих жен3...
 4. (Ульпиан). Достаточно голого согласия для совершения сговора. § 1. Также установлено, что можно совершить сговор между отсутствующим и отсутствующей, и это делается ежедневно,
 5. (Помпоний) с тем что сговор совершается с ведома тех, кто отсутствует или же если они позднее это одобрят.
 6. (Ульпиан). Если опекуны девушки послали вестника для прекращения сговора, то я не считал бы, что вестник является достаточным для оставления надежды на брак, не более как если бы они одни установили сговор, [разве что все это было сделано по воле девушки].
 7. (Павел). При сговоре не имеет никакого значения, совершен ли сговор при участии свидетелей или же кто-либо совершает сговор без составления письменных документов. § 1. При сговоре требуется согласие тех же, что и при браке. Однако Юлиан пишет, что отец дочери, (о предстоящем браке которой совершается сговор), всегда признается давшим согласие, если он не выражает ясно своего несогласия.
 8. (Гай). Более чем ясно, что безумие является препятствием к сговору, но позднее наступившее безумие не лишает сговор силы...
 10. (Ульпиан). Если дочь находится во власти отца, то отец может послать сообщение об отказе и расторгнуть сговор; если же она эманципиро-вана, то (отец) не может ни сообщить об отказе (от сговора), ни истребовать обратно то, что дано в качестве приданого, ибо сама дочь выходом замуж устанавливает наличие приданого и погашает кондикцию о возвращении того, что дано для определенной цели, если эта цель не осуществилась...
 11. (Юлиан). Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и потому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе,
 12. (Ульпиан) но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие. [§ 1. Но лишь тогда дочери предоставляется возможность
 О сговоре, предшествующем вступлению в брак.
 2 Repromissio - обещание, даваемое при стипуляции. См. ниже, фр. 2.
 3 Stipulate et spondere - устанавливать путем стипуляции обязательство которого была девушка, выдать ее замуж за контрагента по стипуляции. Пр установлено и приданое.
 То, что данное имущество является приданым
 529
 
 возражать против воли отца, когда отец выбрал ей жениха, недостойного пс своим нравам или опозоренного.]
 13. (Павел). Если сын семейства возражает, то не может быть совершен сговор, касающийся его вступления в брак.
 14. (Модестин). В отношении совершения сговора возраст контрагентов не определен в отличие от того, что установлено в отношении брака. В силу этого сговор может быть произведен и в раннем возрасте, если только оба лица (и жених и невеста) понимают, что совершается сговор [т.е. если им не меньше семи лет]...
 17. (Гай). Основательные и необходимые причины часто затягивают сговор5 не только на год или два, но даже на три и четыре года и больше, например, вследствие состояния здоровья жениха и невесты, или смерти родителей, или совершения тяжких преступлений, или длительных путешествий, совершаемых в силу необходимости.
 18. (Ульпиан). При совершении сговора имеет малое значение, совершен ли сговор самими (женихом и невестой) и в их присутствии, или через посредника, или путем письма либо же через другое лицо; и почти всегда условия устанавливаются через чье-либо посредство.
 Титул II. О совершении брака (De ritu nuptiarum)6
 1. (Модестин). Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права7.
 2. (Павел). Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т.е. тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся.
 3. (Павел). Если я имею во власти внука от одного сына и внучку от другого сына, то брак между ними может быть заключен только по моей воле;
 так пишет Помпоний, и это правильно.
 4. (Помпоний). Женщина, которой не исполнилось 12 лет, тогда станет законной женой, когда ей (находящейся у мужа) исполнится 12 лет.
 5. (Помпоний). Установлено, что женщина может быть выдана замуж за отсутствующего в силу его письма или посредством вестника8, если она вводится в его дом; но женщина, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу (ее) письма или посредством вестника, ибо необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное местожительство, а не (мужа) в дом жены...
 8. (Помпоний). Вольноотпущенник не может вступить в брак с отпущенной из рабства (своей) матерью или сестрой; такое право введено обычаем, но не законом.
 5 Затягивают исполнение сговора - совершение брака.
 6 Буквально: об обрядах, совершаемых при заключении брака.
 7 В древнерусских кормчих этот фрагмент был переведен так: "Брак есть мужеви и жене сочетание и событие во всей жизни, божественныя же и человеческия правды общение" (Градский закон, гр. 4, гл. 1).
 Вестник передает волю отсутствующего вступить в брак.
 530
 
 9. (Ульпиан)... § 1. Лицо, отец которого захвачен врагами, может же ниться, [если отец не возвращается в течение трех лет].
 10. (Павел). [Возникает основательное сомнение], что следует делать если отец отсутствует, так что неизвестно, где он и существует ли он. [И если истекло трехлетие с тех пор, как очевиднейшим образом стало неизвестно, где он (отец) проживает и находится ли он в живых, то его детям обоего пола не воспрещается вступать в законный брак.]9.
 11. (Юлиан). Если сын лица, находящегося у врагов или отсутствующего, женился [до истечения трехлетнего срока пленения или отсутствия отца] или дочь его вышла замуж, то я считаю, что брак является заключенным правильно, [если, однако, сын взял в жены такую женщину или дочь вышла замуж за такое лицо, супружество с которым (которой), ясно, не было бы отвергнуто отцом].
 12. (Ульпиан). Если женщина была моей женой, а затем, будучи разведена со мной10, вышла замуж за Сея, которого я потом адрогировал, то и этом браке нет кровосмешения. § 1. Между мной и невестой моего отца" не может быть заключен брак, хотя она не может быть названа в собственном смысле слова моей мачехой. § 2. Но и наоборот, моя невеста не может выйти замуж за моего отца, хотя она не может быть названа в собственном смысле слова невесткой (отца). § 3. Если моя жена после развода вышла замуж за другого и прижила (от него) дочь, то Юлиан считает, что (мне) следует воздержаться от брака с ней12, хотя она не является моей падчерицей...
 13. (Ульпиан). Если патрона13 настолько неблагородна, что для нее является достойным даже брак со своим вольноотпущенником, [то это (вступление в брак) не должно быть запрещено узнавшим об этом по долгу службы судьей].
 14. (Павел)... § 2. В этом праве14 следует обращать внимание и на рабское родство. Поэтому освобожденный из рабства не может взять в жены свою мать; то же является правом в отношении сестры и дочери сестры. То же следует сказать о противоположном случае, так что отец не может жениться на (своей) дочери, если они (оба) освобождены от рабства, хотя бы было сомнение, что он является отцом. И естественный отец не может взять в жены (свою) внебрачную дочь, так как при заключении брака следует соблюдать естественное право и стыдливость: противоречит стыдливости взять в жены свою дочь. § 3. И то же самое, что установлено в отношении рабского родства, следует соблюдать и в отношении рабского свойства, на-
 9 "Matrimonium" или "nuptias" - эти термины являются в позднейшем праве синонимами, но в древности первый означал, по-видимому, брак по цивильному праву, а второй - преимущественно брак согласно ius gentium.
 10 Repudiata - буквально: отторгнута, т.е. развод состоялся по моему желании " Sponsam - женщина, которая вступила с моим отцом в брачный сговор.
 12 С дочерью бывшей жены.
 13 Женщина, отпустившая раба на свободу.
 14 In hoc jure - в том отделе права, где рассматриваются вопросы о браке
 531
 
 пример ту (женщину), которая оыла в сожительстве с отцом15, я не могу взять в жены, как если бы она была (моей) мачехой, и наоборот, та (женщина), которая была в сожительстве с сыном, не может быть взята в жены отцом, как если бы она была невесткой; равным образом (нельзя взять в жены) мать той (рабыни), которую кто-либо, будучи рабом, имел женой, как если бы она была тещей. [Ибо если признается рабское родство, то почему не должно быть признаваемо и свойство? И в сомнительном случае правильнее и скромнее будет воздерживаться от такого рода брака.]...
 16. (Павел). В обращении к сенату божественного Марка предусмотрено, что если дочь сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника, то нет брака; вследствие этого обращения последовал сенатусконсульт. § 1. Если внук женится, то должен выразить согласие и сын' ; если же вступает в брак внучка, то достаточно воли и власти деда. § 2. Безумие не допускает заключения брака, так как (для брака) необходимо согласие, но (безумие) не препятствует правильно заключенному браку17...
 18. (Юлиан). Брак между теми же лицами не считается действительным, если он не возобновлен в соответствии с волей родителей18.
 19. (Марциан). В гл. 35 Юлиева закона предусмотрено, что лица, противоправно возбраняющие своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж, [или лица, не желающие дать приданое], согласно конституции божественных Севера и Антонина, принуждаются проконсулами и презесами провинций женить и выдавать замуж (своих) детей и давать приданое; рассматривается как возбраняющий (брак) и тот, кто не изыскивает возможностей устроить брак (своих детей)...
 21. (Теренций Клеменс). Сын семейства не может быть принужден взять себе жену.
 22. (Цельс). Если (сын) вследствие принуждения отца взял жену, которой он не взял бы по своей воле, то он все же заключил брак, который не заключается между нежелающими; дело рассматривается так, что он предпочел это (заключить брак).
 23. (Цельс). Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц.
 24. (Модестин). Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела...
 27. (Ульпиан). Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она не является его женой, но если он утратит (сенаторское) достоинство, то она станет его женой.
 28. (Модестин). Патрон не может взять в жены вольноотпущенницу против ее воли...
 15 Имеется в виду сожительство отца с рабыней.
 16 Отец вступающего в брак, находящийся в свою очередь под отцовской властью деда.
 17 Брак сохраняет свою силу, если один из супругов впал в безумие.
 18 Речь идет о том случае, когда супруги развелись и затем снова вступили в брак.
 532
 
 30. (Еай). Притворный брак не имеет никакой силы..
 33. (Марцелл). Многие считают, что если та же женщина возвращается к тому же мужу, то это тот же брак (который был раньше). Я присоединяюсь к этому, если (супруги) примирились не через значительный промежуток времени и в промежуточное время ни она не вышла замуж, ни он не женился, и в особенности если муж не возвратил приданого...
 35. (Папиниан). Сын семейства, являющийся воином, не заключает брака без воли отца.
 36. (Павел). Опекун [или попечитель] не может взять в жены взрослую (подопечную), разве что она была помолвлена (с ним ее) отцом, или предназначена ему, или указана в завещании и выполнила это условие...
 38. (Павел). Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство; однако не возбраняется совершение сговора, [но с тем условием, что если после сложения этим лицом своей должности женщина не захочет вступить в брак, то ей это разрешается, однако лишь в том случае, если она возвратит полученный ею предбрачный дар]. § 1. Прежнюю невесту19, находящуюся в провинции, которой управляет данное лицо, последнее может взять в жены, и данное за ней приданое не поступает в казну. § 2. Лицу, занимающему должность в провинции, не запрещается выдавать в этой провинции своих дочерей замуж и устанавливать приданое...
 41. (Марцелл). Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто. § 1. И если какая-либо женщина вступила в конкубинат не со своим патроном, а с другим лицом, то я говорю, что она не имеет достоинства матери семейства.
 42. (Модестин). В отношении (брачных) союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. § 1. Не будет брака, если дочь, внучка или правнучка сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника или за лицо, служащее для забавы других20.
 43. (Ульпиан). Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая, как это бывает, не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте. § 1. "Открыто" мы понимаем в том смысле, что (женщина) продает себя без различия, т.е. без выбора (того, кому она себя продает); сюда не подходит та женщина, которая совершила прелюбодеяние или вступила во внебрачную связь, (но подходит лишь та), которая занимает положение проститутки. § 2. Также женщина, которая связалась с одним и с другим, получив деньги, не рассматривается как открыто продающая себя. § 3. Но Октавен очень правильно говорит, что должна быть
 " Невесту, сговор с которой был совершен до занятия женихом должности в провинции. 20 Artem ludicram. Сюда относилось, в частности, драматическое искусство.
 533
 
 причислена к этим женщинам (к проституткам) даже та, которая открыто занимается проституцией, не извлекая выгоды. § 4. По закону относятся к числу тех, на коих лежит клеймо позора, не только та (женщина), которая занимается (продажей себя), но и та, которая этим занималась ранее, хотя бы и перестала заниматься: позорность действия не уничтожается тем, что это действие прекращено. § 5. Не может быть прощена та женщина, которая ведет позорную жизнь под предлогом бедности. § 6. Заниматься сводничеством не лучше, чем промышлять своим телом. § 7. Своднями мы называем тех, которые предоставляют женщин, торгующих своим телом. § 8. Сводней мы признаем и ту, которая ведет этот образ жизни под чужим именем. § 9. Если содержательница гостиницы имеет в ней продажных женщин, как многие это делают под тем предлогом, что они имеют проституток для обслуживания гостиницы21, то следует сказать, что и эта женщина объемлется названием сводни...
 44. (Павел). В Юлиевом законе (lex 'ulia de maritandis ordinibus) указано следующее: "Сенатор, или его сын, или внук по мужской линии, или правнук по мужской линии не могут сознательно, со злым умыслом взять в качестве невесты22 или жены вольноотпущенницу или женщину, которая занимается или занималась ремеслом, служащим для забавы других, или отец либо мать которой занимаются или занимались этим ремеслом. И дочь сенатора, или внучка по мужской линии, или правнучка по мужской линии не могут быть сознательно, со злым умыслом невестой или женой вольноотпущенника или лица, которое занимается или занималось ремеслом, служащим для забавы других, или отец либо мать которого занимается или занимались этим ремеслом; и никто из этих лиц не может со злым умыслом сознательно взять ее (дочь, внучку, правнучку сенатора) в качестве невесты или жены". § 2. Не является препятствием, если дед или бабка занимались ремеслом, служащим для забавы других. § 3. Не устанавливается различия в зависимости от того, находится ли дочь во власти отца или нет; однако Ок-тавен говорит, что следует разуметь законного отца, а мать - и зачавшую вне брака. § 4. Также не имеет никакого значения, является ли отец естественным отцом или отцом в силу усыновления... § 6. Если отец или мать свободнорожденной женщины впоследствии, (после выхода замуж их дочери), начали заниматься ремеслом, служащим для забавы других, то было бы несправедливейшим, если^бы нужно было отпустить ее, когда брак был заключен правильно [и, быть может, уже появились дети]. § 7. Конечно, если она сама начала заниматься ремеслом, служащим для забавы других, то она во всяком случае должна быть отпущена . § 8. Сенаторы не берут в качестве жен тех женщин, брак с которыми запрещен прочим свободнорожденным...
 21 Содержат проституток под видом служащих.
 22 Sponsam - имеется в виду невеста, с которой совершен сговор.
 23 Расторгнуть брак с этой женщиной.
 24 Брак с ней должен быть расторгнут.
 534
 
 47. (Павел). Дочь сенатора, которая продает свое тело, или занимается ремеслом, служащим для забавы других, или осуждена государственным судом, может безнаказанно выйти замуж за вольноотпущенника; не охраняется честь той, которая опустилась до такого позора...
 51. (Лицинний Руфин). Рабыня, отпущенная на свободу в целях вступления в брак, не может быть взята в качестве жены никем другим, как лицом, отпустившим ее, разве что патрон отказался от брака с ней...
 53. (Гай). Не может существовать брак между теми лицами, которые находятся в числе родителей или детей25 ближайшей или отдаленной степени -до бесконечности.
 54. (Сцевола). И не имеет никакого значения, возникло ли родство в си лу законного брака или нет; ибо запрещается всякому жениться на своей внебрачной сестре.
 55. (Гай). Считается неправомерным26 жениться на той, которая стала в силу усыновления дочерью или внучкой, - и настолько (неправомерным), что если усыновление уничтожено путем эманципации, то все же сохраняется то же право27. § 1. Я не могу жениться на матери, или сестре матери, [или внучке по мужской линии] моего усыновителя, конечно, если я сам нахожусь в составе его семьи; если же я буду им эманципирован, то несомненно нет никаких препятствий к браку, так как, разумеется, после эманципации я считаюсь посторонним.
 56. (Ульпиан). Если даже кто-либо имеет в качестве конкубины дочь сестры, хотя бы вольноотпущенницы, то совершается кровосмешение...
 59. (Павел). Сенатусконсульт, в котором предусмотрено, что опекун не может выдать подопечную замуж за своего сына или жениться на ней, относится и к внуку (опекуна)...
 61. (Папиниан). Приданое, установленное по причине брака, который является недозволенным, отбирается в казну [за вычетом необходимых расходов, которые обычно уменьшают приданое в силу самого права (ipso iure) ]; (приданое отбирается в том объеме), в котором должен выдать его муж в силу иска о приданом...
 68. (Папиниан). Префект когорты или конницы28 или трибун29 вопреки запрещению вступили в брак с женщиной из той провинции, в которой он исполнял свою должность; не будет брака. Этот случай нужно сравнить с браком (опекуна) с подопечной, так как (в обоих случаях) брак воспрещен в силу наличия власти...
 63. (Павел). Согласно праву народов (ius gentium), совершает кровосмешение тот, кто берет жену из числа восходящих или нисходящих. Если же
 25 Являются восходящими или нисходящими.
 26 Nefas - грехом.
 27т,
 27 То же правовое положение.
 211 Praefectus cohortis vel equitum - наименования военных командиров (когорта нечто вроде роты).
 Военный командир.
 535
 
 кто-либо взял в жены боковую родственницу, на которой запрещено жениться, или свойственницу, брак с которой не дозволяется, то он наказывается: более легко, если он сделал это открыто, более тяжело, если совершил это тайно. Основание этого различия таково: [в случае брака, совершенного ненадлежащим образом с боковыми родственниками], открытые нарушители избавляются от более серьезного наказания как заблуждающиеся, а совершившие это втайне караются как оказавшие неповиновение.
 Титул III. О праве, касающемся приданого (De iure dotium)
 1. (Павел). Приданое имеет постоянное назначение, и в силу обещания дающего оно устанавливается таким образом, чтобы всегда находиться у мужа.
 2. (Павел). Для государства имеет значение, чтобы женщины были обеспечены приданым, благодаря которому они могли бы выходить замуж.
 3.(Ульпиан). Наименование "приданое" не относится к тем бракам, которые не могут существовать; ибо не может быть приданого без брака. И везде, где нет брака, нет и приданого...
 5. (Ульпиан). Приданое, называемое "profecticia",- это то, которое происходит (profecta est) от отца или от (его) родителя и (предоставляется) из его имущества или путем его действий... § 5. Если отец отказался от наследства в целях установления приданого, например ввиду того, что муж был предназначенным по завещанию наследником (substitutus) или лицом, которое могло истребовать наследство в силу закона30, то, как говорил Юлиан, приданое не является "profecticia". И если отец в целях установления приданого отказался от легата, чтобы легат остался у зятя, который является наследником, то Юлиан доказывает, что приданое не произошло из имущества (отца), так как он ничего не выдал, но (лишь) не приобрел... § 7. Если отец обещал приданое и дал вместо себя поручителя или ответчика31, то я считаю, что приданое является "profecticia": ибо достаточно, чтобы отец был обязанным перед ответчиком или поручителем... § 9. Если кто-либо подарил отцу определенное количество (денег), чтобы отец дал это (в виде приданого) дочери, то это не является "profecticia", как писал Юлианов 17-й книге дигест: ибо он обязан выдать (подаренное ему) или же он отвечает в силу кондикции, если он не выдаст. Он (Юлиан) говорит, что такое же право применяется и в отношении матери: если, например, жена дает что-либо мужу под тем условием, чтобы он дал (это) зятю в приданое за дочерью; и не видно, что жена совершила дарение в пользу мужа. [Он (Юлиан) весьма правильно говорит, что по цивильному праву (в этом случае) дарение не запрещено32. Ибо жена совер-
 30 Если отец откажется от наследства, а муж будет призван к наследованию по закону.
 31 Указал должника, который обязан выдать приданое.
 32 По общему правилу дарения между супругами были запрещены.
 536
 
 шила дарение не для того, чтобы (муж) это имел, но для того, чтобы он уплатил это зятю для своей дочери; если же (муж) этого не даст, то он отвечает в силу кондикции.] Юлиан говорит, что приданое это является "adventicia"33, и это мы применяем.
 6. (Помпоний). В силу права отцу оказывается помощь таким образом, что утрата дочери уступает место утешению, так как ему возвращается данное им приданое, чтобы он не чувствовал ущерба от утраты и дочери, и денег34. § 2. Если при установлении приданого один из двух35 обманут, то следует оказать помощь и такому лицу, которому уже исполнилось 25 лет, так как не соответствует честности и справедливости получение выгоды одним лицом путем причинения ущерба другому или возложение ущерба в силу получения другим выгоды.
 77~(Ульпиан). Справедливость внушает, что плоды приданого должны принадлежать мужу, так как если он сам несет тяготы брака36, то справедливо, чтобы он и извлекал плоды. § 1. Если плоды извлечены во время существования брака, то они не входят в приданое; если же они извлечены до заключения брака, то они обращаются в приданое37, [разве что состоялось какое-либо иное соглашение между будущим мужем и предназначенной женой; тогда плоды, являющиеся как бы дарением, не возвращаются]... § 3. Если в приданое даются вещи, то я думаю, что они становятся входящими в имущество мужа и что мужу следует предоставить приращение времени (к времени, когда владение осуществлялось женой)38. Вещи становятся вещами мужа, если они даются во время существования брака. Как быть, если (вещи даны) раньше совершения брака? Если женщина дала (вещи) таким образом, чтобы они немедленно сделались вещами будущего мужа, то они такими и становятся; если же (она) дала под тем условием, что они должны стать (вещами мужа), когда она выйдет замуж, то, без сомнения, они делаются вещами мужа тогда, когда будет совершен брак...
 9. (Ульпиан). Если я дам вещи Сейе, чтобы она сама, от своего имени, дала (их) в приданое, то они становятся ее вещами, если даже и не даны (ею) в приданое; но она (в этом случае) отвечает путем кондикции... § 3. Вещи, которые жена использует в доме мужа, не давая их в приданое, обычно (жена) вносит в список и этот список предлагает мужу, чтобы тот подписал.
 10. (Ульпиан). В большинстве случаев для мужа имеет значение, чтобы вещи, (данные в приданое), не были оценены, дабы на него не возлагался риск (утраты и порчи) этих вещей, в особенности если он получил в прида-
 33 Adventieius (от advenire - приходить) - приходящий (извне), случайный. DOS adventicia -приданое, предоставленное не отцом (или дедом по отцовской линии), а другим лицом.
 34 Неоднократно высказывались предположения, что начало этого фрагмента (в частности, слова "вместо утешения") являются интерполяцией. Но твердые доказательства этого отсутствуют.
 35 Дающий приданое или муж.
 36 "Тяготы" в смысле расходов.
 37 Они увеличивают стоимость приданого.
 311 Если в то время, когда имуществом владела жена, начала свое течение в ее пользу приоб-ретательная давность, то течение давности продолжается и после перехода приданого к мужу.
 537
 
 ное животных или одежду, которой пользуется жена; ибо если вещь (одежда) оценена и жена ее износила, то тем не менее муж должен предоставить (в случае возвращения приданого) оценку (одежды). Поскольку же в приданое даются неоцененные вещи, то их улучшение и ухудшение идут за счет жены. § 1. Если произошло какое-либо приращение к неоцененным имениям, то это является прибылью жены; если что-либо исчезло, - то ущерб жены. § 2. Если у рабов, (входящих в приданое), появилось потомство, то это не является выгодой мужа. § 3. Но приплод скота, входящего в приданое, принадлежит мужу, так как это входит в состав плодов, с тем, однако, что прежде всего нужно восполнить собственность39, и когда на место издохших животных включены другие из приплода, то остаток муж имеет в качестве плодов, так как плоды приданого принадлежат ему...
 14. (Ульпиан). Если жена дала оцененную вещь в приданое, а затем допустила просрочку в передаче и вещь перестала существовать в мире вещей, то я не считаю, что она имеет иск.
 15. (Помпоний). Если же от нее это не зависело40, то она получает цену таким же образом, как будто она совершила передачу, т.е. то, что случается, возлагается на покупателя41.
 16. (Ульпиан). Поскольку в приданое дается оцененная вещь, и если вещь, (данная в приданое), отсуждена, то муж предъявляет к жене иск, вытекающий из купли, и то, что он получил в силу этого иска, он должен предоставить жене после прекращения брака на основании иска о приданом. Поэтому если муж получил двойную стоимость42, то и это должно быть возвращено жене (после прекращения брака); [это мнение справедливо, так как здесь имеется не простая продажа, а продажа в целях (установления) приданого и муж не должен обогащаться путем причинения жене ущерба;
 ибо достаточно, чтобы муж не потерпел ущерба, но не (нужно), чтобы муж извлекал выгоду].
 17. (Павел). В отношении вещей, входящих в приданое, муж должен отвечать как за умысел, так и за вину, ибо он получил приданое в своих интересах; [но он должен отвечать за такую внимательность, которую он проявляет в своих делах]. § 1. Если дана оцененная вещь, а брак не состоялся, то следует рассмотреть, что нужно истребовать обратно: вещь или оценку. Но, по-видимому, действия сторон сводились к тому, что оценка является действительной лишь тогда, когда последовало заключение брака, так как не было другой причины для заключения договора; поэтому должна быть истребована вещь, а не цена.
 18. (Помпоний). Если ты принял в качестве приданого рабов по оценке и совершен договор о том, что ты должен отдать после развода (рабов),
 39 Довести число животных до числа, данного в приданое.
 40 От жены не зависело то, что вещь не была передана - см. предыдущий фрагмент.
 41 К мужу, получающему приданое по оценке, применяются правила, установленные для покупателя.
 ~ Двойную стоимость отсуждснной вещи. В случае отсуждения продавец отвечает в двойном размере.
 538
 
 имеющих такую же оценку43, то, как говорит Лабеон, дети рабов44 остаются у тебя, так как и рабы находились на твоем риске.
 19. (Ульпиан). Если даже по приказу мужа приданое выдано другому лицу, то тем не менее муж несет обязанности, связанные с приданым...
 26. (Модестин). Мы говорим, что при существовании брака можно заменять приданое, поскольку это выгодно женщине: например деньги обращаются в вещь или вещь в деньги; это правильно...
 28. (Павел). После брака отец не может ухудшить положения дочери, так как ему не может быть возвращено приданое без согласия дочери...
 31. (Папиниан). Если развод не имел места, но вышла ссора (между супругами), то приданое будет оставаться в том же браке...
 39. (Ульпиан). Если рабыня дала рабу как бы приданое, а затем при существовании их сожительства оба получили свободу, причем пекулий не был от них отобран, дело определяется так: если какие-либо из телесных вещей, данных как и они остались в том же положении45, то это бы в приданое во время нахождения в браке, существуют, то эти вещи рассматриваются в качестве молчаливо обращенных в приданое и женщина имеет право получить их оценку. § 1. Если женщина вышла замуж за скопца46, то я считаю, что нужно различать, является ли он кастратом или нет, так как если он кастрат, то ты скажешь, что нет приданого; если же он не кастрат, то имеется и приданое, и иск о приданом, так как брак существует.
 41. (Павел). В силу обещания приданого все, (давшие обещание), являются обязанными, какого бы они ни были пола и положения. § 1. Но если брака не последовало, то нельзя предъявить иск, вытекающий из стипуля-ции, ибо надо обращать больше внимания на дело, чем на слова47. § 2. Приданое устанавливается путем заявления о получении долга (acceptilatio)48, когда мужу, являющемуся должником, делается заявление о получении долга в целях установления приданого49...
 42. (Гай). Входящие в состав приданого вещи, определяемые весом, числом, мерой, находятся на риске мужа, так как они даются для того, чтобы муж отчуждал их по своему усмотрению и чтобы потом, по прекращении брака, сам муж или его наследник возвратил другие (вещи) того же рода и качества.
 43. (Ульпиан). Хотя приданое и устанавливается путем заявления о получении долга, однако если это заявление было сделано раньше совершения брака, а брак не последовал, то, по словам Сцеволы, ничтожен факт сделанного по причине брака заявления о получении долга, и потому (прежнее) обязательство остается в силе; это мнение правильно... § 2. Конечно, если
 43 Рабов, имеющих такую же стоимость.
 44 Дега, родившиеся от рабов во время нахождения приданого у тебя.
 Сожительство продолжается и после их освобождения. 46 Здесь разумеется вообще лицо, лишенное способности к деторождению.
 По поводу приданого нужно предъявить специальный иск - actio dot".
 Имеется в виду случай, когда муж является должником лица, установивш
 И в этих случаях сумма долга является приданым.
 539
 
 брак совершился, то женщина по прекращении брака может истребовать приданое, [разве что постороннее лицо сделало заявление о получении дел-га с тем условием, что само оно будет иметь кондикцию, каким бы образом ни был прекращен брак; в этих случаях жена не будет иметь иск].
 44. (Юлиан). Если отец дал обещание установить приданое для своей дочери и эманципировал дочь до брака, то обещание не уничтожается; ибо и в тех случаях, когда отец умрет до брака, тем не менее его наследники остаются обязанными в силу его обещания...
 54. (Гай). Вещи, которые приобретены на деньги, данные в приданое, рассматриваются как вещи, входящие в приданое...
 56. (Павел)... §1. Приданое должно быть там, где имеются тяготы брака50. § 2. После смерти отца тяготы брака немедленно переходят к сыну, как и дети, как и жена5 ...
 58. (Цельс). Если еще до совершения сговора ты обещал Тицию приданое для Сейи и она не захотела выйти за него замуж, то, если впоследствии она выйдет (за него) замуж, ты обязан дать приданое, разве что тем временем был совершен другой брак52...
 61. (Теренций Клеменс). Общий попечитель53 или же попечитель, назначенный для установления приданого, дал обещание установить приданое в размере, превышающем стоимость имущества женщины. В силу самого права (ipso hire) обещание является недействительным, так как по закону не является действительным распоряжение (попечителя), сделанное по злому умыслу. Но возникает вопрос: лишается ли обязательство силы в полном объеме или же в том объеме, в котором обещание превышает то, что следовало обещать? [И более полезно сказать, что лишается силы только то, что выходит за пределы (стоимости имущества жены).]...
 66. (Помпоний). Если собственник имения дает мне в качестве приданого узуфрукт на имение, собственность на которое не принадлежала женщине, то после развода возникают трудности в отношении возвращения жене права: мы сказали, что узуфруктуарий может уступить узуфрукт лишь собственнику имения, и если узуфрукт уступается постороннему лицу, [т.е. такому лицу, которое не имеет собственности ], то к этому лицу ничего не переходит, но узуфрукт возвратится к собственнику имения. Поэтому некоторые правильно думали, что следует ввести такое средство защиты: или муж сдает этот узуфрукт жене внаем или продает его за одну монету54, так что само право остается у мужа, а извлечение плодов принадлежит жене.
 50
 Приданое должно находиться у того лица, которое несет расходы на семейную жизнь 31 При жизни отца дети и жена сына находились под властью отца.
 52 Т.е. если Сейя вышла замуж за другое лицо и по прекращении этого брака выходит за Тиция.
 53 Generalis curator - попечитель, назначенный к женщине, не достигшей 25 лет, и обладающий общими полномочиями попечителя.
 54 Nummo uno - в смысле "за грош", т.е. за такую незначительную цену, которая отнюдь не соответствует стоимости узуфрукта; уступке узуфрукта фиктивно придается вид купли.
 540
 
 67. (Прокул). Прокул приветствует своего внука55. Рабыня, которая вы шла замуж и передала деньги мужу в качестве приданого - вне зависимости от того, знала она о том, что является рабыней или нет, - не может сделат! эти деньги деньгами мужа, и деньги остаются принадлежащими тому, чьими они были, прежде чем они были переданы по указанному основанию мужу, [разве что деньги были приобретены (мужем) по давности]. И она не может изменить основания (передачи) денег и после того, как она, находясь у того же мужа, была освобождена от рабства. Поэтому и после совершения развода она не может правомерно истребовать деньги обратно ни в силу права, относящегося к приданому, ни посредством кондикции; но лицо, которому принадлежат деньги, правомерно виндицирует их. Если же муж приобрел по давности эти деньги, владея ими как своими, разумеется считая женщину свободной, то я считал бы более правильным, чтобы это шло в пользу его [во всяком случае, если он приобрел по давности раньше, чем (сожитие) стало браком]56. Я высказываю то же мнение, если он что-либо приобрел на эти деньги, [до того как они стали приданым], при том условии, что он не владеет ими и не перестал владеть ими в силу действия, совершенного с умыслом...
 69. (Папиниан)... § 4. Тесть дал зятю обещание посредством стипуляции выдать приданое по усмотрению тестя в определенный день, не указав вещей или их количества; установлено, что если и не было указания на усмотрение, то стипуляция является действительной; это не имеет подрбия с таким положением, когда при неуказании имения легат или стипуляция имения являются ничтожными, так как между способами установления приданого и неизвестным предметом имеется большое различие: ибо размер приданого может быть установлен в соответствии со средствами отца и достоинством мужа.
 70. (Павел). В сомнительных случаях лучше высказываться в пользу приданого...
 72. (Павел). Женщина дала в приданое все свое имущество; я спрашиваю: обязан ли муж отвечать за обременение, как если бы он был наследником? Павел ответил, что и тот, кто получил все имущество жены в силу обещания приданого, не несет ответственности перед ее кредиторами, но обещание имущества объемлет только то, что остается за вычетом долгов...
 73. (Павел). Немой, глухой, слепой несут обязательства, вытекающие из приданого57, так как они могут и заключать брак. § 1. Во время брака жене, не собирающейся растратить приданое, оно может быть возвращено в следующих случаях: чтобы она содержала себя и своих, чтобы она купила выгодное имение, чтобы она предоставила содержание высланному или со-
 Этот фрагмент взят из собрания писем Прокула. 6 До освобождения рабыни от рабства.
 Если одно из этих лиц является мужем и брак прекратился, то оно должно возвратить приданое и т. п.
 541
 
 ,62
 сланному на остров родителю, чтобы она поддерживала нуждающегося мужа5', брата или сестру...
 75. (Трифонин). Хотя приданое находится в имуществе мужа, но оно принадлежит жене, и правильно установлено, что если жена дала в приданое неоцененное имение, по поводу которого ей было дано обеспечение путем стипуляции об уплате двойной цены, и если это имение отсуждено от мужа, то она немедленно может предъявить иск, основанный на стипуляции...
 76. (Трифонин). Если отец женщины обещал приданое в случае своей смерти, то это обещание является действительным...
 77. (Трифонин). Женщина имела должника, долг которого был обременен процентами. И, собираясь вступить в брак с этим должником, она обещала ему в виде приданого то, что он был ей должен; после брака проценты за последующее время не входят в приданое, так как указанное выше обязательство уничтожается в полном объеме (в момент заключения брака), как если бы уплаченный этой женщине долг был дан ею в приданое.
 78. (Трифонин). Если женщина имеет узуфрукт на имение мужа и дала этот узуфрукт мужу в приданое, то хотя узуфрукт перешел (к мужу) от жены, но муж не имеет узуфрукта, а пользуется своим имением как собственник, получивший в силу приданого полную собственность на имение, без отделения от нее узуфрукта, и в силу неиспользования (узуфрукта) муж не утрачивает (его). Но когда произведен развод, то (муж) устанавливает на имение узуфрукт в пользу жены. Если же жена умрет в продолжение брака, то, по-видимому, муж не получает никакой выгоды из приданого, так как если бы он и не женился на ней, то узуфрукт, прекратившись в силу смерти узуфруктуария, возвращается в состав собственности; и потому он не затрачивает его на похороны жены... § 2. Если женщина установила на свое имение узуфрукт в пользу мужа в качестве приданого, то в этом случае у мужа имеется узуфрукт в собственном смысле слова и этот узуфрукт утрачивается в силу непользования им; если это случится, то рассмотрим,' продолжает ли женщина и после этого60 иметь приданое. И если собственность на имение принадлежит женщине, к которой возвратился узуфрукт61, то она уже ничего не имеет в качестве приданого, что она могла бы потребовать путем иска о приданом; она не может вменить (мужу в вину) то обстоятельство, [что он вследствие неиспользования утратил узуфрукт], который она сама осуществляет в свою пользу; поэтому она не имеет приданого. Если же жена отчудила собственность и собственность сделалась более полной62 без всякой выгоды для жены, то в этом случае она имеет приданое, так как по иску о приданом должен быть ответствен муж, которому было предос-
 58 Моммзен полагает, что вместо "мужа" следует читать "сына от другого мужа".
 59 Жена купила это имение у третьего лица, и продавец обязался возвратить двойную цену, если имение будет отсуждено от жены.
 60 После утраты узуфрукта мужем.
 61 В силу того что муж не осуществлял узуфрукта.
 62 Путем присоединения к ней узуфрукта, утраченного мужем уже после отчуждения собственности женой.
 542
 
 тавлено осуществление узуфрукта и который утратил его вследствие неиспользования.
 79. (Лабеон)... § 1. Отец обещал дать в приданое за дочерью и (дал это обещание) таким образом: "когда это явится удобнейшим". Атей писал, что Сервий дал ответ: (приданое) должно быть уплачено, как только оно может быть дано без позора и бесчестия.
 Титул IV. О договорах о приданом (De pactis dotalibus)
 1. (Яволен). Дозволяется заключать договоры после (совершения) брака, хотя бы раньше не было никакого соглашения...
 4. (Ульпиан). Если заключено соглашение, что плоды обращаются в приданое, то является ли такое соглашение действительным. И Марцелл в 8-й книге дигест говорит, что соглашение не является действительным: ибо в силу этого женщина делается вроде не имеющей приданого...
 5. (Павел). Но не может быть заключено соглашение об отказе от иска о нравах63 или о том, что будет истребовано больше или меньше", дабы установленное государством наказание не было отменено частным соглашением. § 1. И не должны быть защищаемы договоры о том, что не будет предъявляем иск о подаренных вещах или о вещах, похищенных одним супругом у другого, так как один из этих договоров65 поощрял бы совершение женщинами краж, а другой" договор нарушал бы цивильное право . § 2. И если будет заключено соглашение о том, что не может быть предъявлен иск о необходимых расходах, то такой договор не должен быть защищаем, [так как эти расходы уменьшают приданое в силу самого права (ipso iure)]68.
 6. (Ульпиан). Помпоний говорит, что муж не может заключить договор о том, что он отвечает лишь за свой умысел, и это установлено, разумеется, для пользы женщин, выходящих замуж; однако может быть заключено со-
 63 De moribus agatur. Имеется в виду иск о разводе, основанный на нарушении супругом-ответчиком правил нравственности и влекущий для виновного имущественные потери в виде удержания части приданого. Об этом говорит Ульпиан в "Книге правил" ("Liber singularis regularum"), дошедшей до нас в позднейшем списке: "Вследствие более тяжкого нарушения нравов удерживается одна шестая (приданого), вследствие более легкого - одна восьмая. Более тяжким нарушением нравов является только прелюбодеяние, более легким - все прочие (нарушения). В первом случае приданое должно быть возвращено мужем немедленно после развода, во втором - через шесть месяцев" (6. 12 - 13).
 м Недействительно соглашение о том, что в случае развода, основанного на нарушении нравственности, виновный уплачивает больше или меньше установленной доли.
 65 Второй.
 66 Первый.
 67 Дарения между супругами были воспрещены, и подаренное могло быть истребовано обратно.
 68 Не может быть заключен договор о том, что муж не может вычесть из приданого произведенные им необходимые расходы.
 543
 
 глашение, что на него не возлагается риск (неполучения) по обязательству должника, который дал ему обещание предоставить приданое: ибо он (Помпоний) одобряет тот взгляд, что муж может заключить договор о том, что приданое находится на риске жены и, наоборот, что приданое, которое находится на риске жены, будет находиться на риске мужа.
 7. (Помпоний). Когда дается приданое для дочери, то является наилучшим, чтобы зять заключил договор с обоими69, хотя при самом установлении приданого дающий его может установить любые условия и помимо жены. Если же он хочет заключить договор после предоставления приданого, то необходимо участие в договоре обоих, так как в это время дочь уже приобрела приданое...
 11. (Ульпиан). Если отец обещал приданое и заключил договор о том, что при его жизни приданое не может быть истребовано и что приданое не может быть истребовано при существовании брака, то этот договор70, согласно конституции божественного Севера, должен быть истолкован таким образом, как если бы было добавление: "при его жизни"; из уважения к отцовской любви и воле контрагентов этот (договор) надо понимать в том смысле, что и последняя часть соглашения рассматривается как относящаяся к жизни отца, дабы иное мнение не изъяло плодов приданого от употребления их на расходы брачной жизни; и было бы недостойнейшим, чтобы это мнение привело к тому, чтобы женщина рассматривалась как не имеющая приданого. Из этого рескрипта вытекает, что если дочь умрет при жизни отца или произойдет развод без ее вины, то во всяком случае приданое не может быть истребовано (зятем); если же супружество существует и отец умрет, то (приданое) может быть истребовано.
 12. (Павел). Если отец дал приданое и заключил договор о том, что в случае смерти дочери во время супружества приданое остается у мужа, то, по моему мнению, договор должен быть соблюдаем, хотя бы и не было детей. § 1. В договорах, которые обычно заключаются до брака или после совершения брака, некоторые части предоставляются воле (сторон), например соглашение о том, чтобы женщина содержала себя из обещанного приданого и к ней не были предъявляемы требования о приданом, пока она состоит в браке, или соглашение о том, что она предоставляет мужу определенную сумму и он должен ее (жену) содержать, и т. п.; другие (части договора) относятся к праву71, например случаи, когда предъявляется требование о приданом, каким образом оно возвращается; и в этих вопросах не всегда соблюдается воля сторон. Впрочем, если будет заключено соглашение о том, что приданое вообще не может быть истребовано (мужем от лица, установившего приданое), то женщина не будет иметь приданого...
 69 Договор должен быть заключен и с отцом, и с дочерью.
 70 Последнее условие договора.
 71 Определяются не волей сторон, а нормами права
 544
 
 14. (Павел). В отношении срока возвращения приданого (мужем) применяется такое право, что можно заключать договор о сроке возвращения, лишь бы положение женщины вследствие этого не ухудшилось,
 15. (Гай) т.е. (можно заключить договор о том), чтобы приданое было возвращено в более близкий срок.
 16. (Павел). Но не может быть заключено соглашение о том, чтобы приданое было возвращено в более отдаленный срок. Это было бы не более как соглашение о том, что приданое вовсе не возвращается72...
 18. (Юлиан). Хотя во время существования брака не может быть заключено между мужем и женой соглашение о том, что приданое возвращается в более отдаленный срок, однако после развода, если имеется основательная причина (такого) соглашения, этот договор должен быть соблюден...
 21. (Юлиан). Если женщина обещала в виде приданого определенную сумму и вместо этих денег дала в приданое рабов с тем условием, что они находятся на ее риске и что то, что родится от них, будет принадлежать ей, то следует придерживаться этого соглашения; ибо признано, что жена и муж могут вступить в соглашение о том, что приданое, внесенное деньгами, изменяется и обращается в вещи, когда это выгодно женщине...
 26. (Папиниан). Между зятем и тестем было заключено соглашение о том, что если после смерти дочери останется переживший ее годовалый сын, то приданое принадлежит мужу; если же сын умрет при жизни матери, то муж удержит часть приданого после смерти жены, приключившейся во время замужества. Женщина погибла с годовалым сыном при кораблекрушении. Так как признается правдоподобным, что ребенок погиб раньше матери73, то установлено, что муж удерживает часть приданого...
 32. (Яволен). Жена дала мужу в приданое имение, оцененное в сто, затем она заключила с мужем договор о том, что после развода муж возвращает жене имение за ту же цену; потом по воле жены муж продал это имение за двести, а (затем) произошел развод. Лабеон думает, что мужу должна быть предоставлена возможность возвратить по своей воле двести или имение и соглашение не должно освободить мужа от этого (от платежа двухсот). Я думаю, что Лабеон дал такой ответ потому, что имение было продано по воле жены; иначе во всяком случае должно быть возвращено имение...
 72 Ульпиан в "Книге правил" говорит: "Если приданое определяется весом, числом, мерой, то оно возвращается в годичный, двухлетний, трехлетний срок, разве что имелось соглашение о возвращении сразу. В других случаях приданое возвращается немедленно" (Ulpianus. Liber sineularis regularum, 6, 8).
 Применяется презумпция, что в случае совместной гибели несовершеннолетний умирает раньше взрослого.
 
 8- 1995
 545
 
 
 Титул V. Об имении, входящем в приданое (De fundo dotali)
 1. (Павел). Иногда Юлиев закон об имении, входящем в приданое74, не применяется: если сосед введен во владение имением, входящим в приданое, ввиду того, что муж не дал обеспечения на случай могущего произойти ущерба (cautio damni infecti) и что затем соседу будет приказано (претором) владеть имением; в этом случае сосед является собственником (и Юлиев закон не применятся), так как это отчуждение не было добровольным. § 1. Но если имение переходит, когда это возможно, в порядке универсального преемства (per universitatem) к другому, например к наследнику мужа, то (оно переходит) со своим правом, так что не может быть отчуждаемо.
 2. (Ульпиан). Если муж обращен в рабство, то распространяется ли на господина75 запрещение отчуждать это имение? Я считаю, что (утвердительный ответ) более правилен. Поэтому если имение переходит к фиску, то тем не менее возбраняется продавать имение, хотя фиск всегда является надежным и платежеспособным наследником76.
 3. (Павел)... § 1. Имение не может быть отчуждено (мужем) постольку, поскольку жене принадлежит или может принадлежать иск о приданом...
 5. (Ульпиан). Юлиан в 16-й книге дигест писал, что муж не может ни отказаться от сервитутов, установленных в пользу имения (входящего в приданое), ни обременить другими (новыми) сервитутами это имение...
 9. (Африкан). Если мужу, являющемуся должником, женщина обещала в качестве приданого то имение, которое он должен (предоставить), то имение становится входящим в состав приданого. § 1. Если она дала (такое) обещание о приданом мужу, который был должен (предоставить), то имение становится входящим в состав приданого. § 2. Если муж должен (предоставить) (раба) Стиха или имение и ему обещано (в качестве приданого) то, что он должен, то в этом случае после смерти Стиха в приданое входит имение...
 74 Lex lulia de fundo dotali. Имеется в виду изданный Августом закон о прелюбодеяниях (lex lulia de adulteriis), к которому была присоединена глава об имении, входящем в приданое. Об этом сказано в Сентенциях Павла: "По Юлиеву закону о прелюбодеяниях предусмотрено, что муж не должен отчуждать против воли жены имение, входящее в приданое" (11.21-в). См. также Институции Гая: "В силу Юлиева закона мужу запрещается отчуждать против воли жены имение, входящее в приданое, хотя бы это имение было его (мужа) или потому, что оно было передано ему как приданое путем манципации, или потому, что оно было получено им путем in iure cessio, или потому, что оно было приобретено им по давности" (11,63). Установленное указанным законом запрещение не относится к тем случаям, когда имение передается в приданое по оценке: в этих случаях в приданое входит не само имение, а его стоимость. См.: Cuq Ed. Manuel des Institutions juridiques des Remains. P., 1928, p. 176.
 75 На лицо, рабом которого является человек, бывший мужем и получивший приданое. 711 Не возникает опасений, что жена не получит стоимости имения.
 546
 
 12. (Павел). Даже после прекращения брака считается, что имение входит в приданое. § 1. Воля тестя в отношении отчуждения имения, входящего в приданое, является ничтожной.

<< Пред.           стр. 19 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу