<< Пред.           стр. 20 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу

 13. (Ульпиан)... § 3. Наследнику жены будет оказана такая же помощь (в отношении возвращения приданого), которая оказывается жене...
 17. (Марциан). Муж продал и передал имение, входящее в приданое; если женщина умерла, состоя в браке, и приданое отошло в пользу мужа, то имение не может быть отнято у покупателя.
 
 Титул I. О дарении между мужем и жене (De donationibus inter virum et uxorem)
 1. (Ульпиан). В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя,
 2. (Павел) и дабы не утратилось стремление прежде всего воспитывать детей. Секст Цецилий присоединил и другую причину: часто происходило, что браки расторгались, если тот, кто имел возможность, не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являлись продажными.
 3. (Ульпиан). Это основание приводится и в обращении к сенату нашего императора Антонина Августа: ибо (император) сказал так: "Наши предки запретили дарения между мужем и женой; они оценивали достойную уважения любовь лишь на основании душевного настроения и заботились о репутации супругов, дабы (супружеское) согласие не имело вид приобретенного посредством цены и дабы лучший не впал в бедность, а худший не обогатился". § 1. Посмотрим, между кем запрещены дарения. И если брак установлен на основании наших обычаев и законов, то дарение не имеет силы. Но если имело место какое-либо препятствие, так что вообще нет брака, то дарение будет иметь силу. Поэтому если дочь сенатора вышла замуж за вольноотпущенника в нарушение сенатусконсульта или женщина, являющаяся жительницей какой-либо провинции, (вышла замуж) вопреки мандату за того, кто управляет провинцией или там служит, то дарение является действительным, так как нет брака. Но не является пристойным (fas), чтобы эти дарения имели силу, дабы положение тех, которые поступили противоправно, не было более хорошим. Однако божественный Север по делу вольноотпущенницы Понтия Паулина вынес противоположное постановление, так как эта (вольноотпущенница) находилась в положении не жены, а скорее конкубины. § 2. Лицам, находящимся во власти одного (лица), запрещается делать друг другу дарения, например брат мужа, который находится во власти свекра жены'... § 4. Вследствие этого если мать совершает дарение в пользу сына, который находится но власти отца, то дарение не имеет никакого значения, так как это приобретается отцом; но если она совершила дарение в пользу сына, идущего на военную службу, то дарение рассматривается как действительное, так как это приобретается сыном и входит в его военный пекулий (peculium castrense). Поэтому если сын, или пасынок, или кто-либо другой, подчиненный власти мужа, совершил даре-
 ' Жена не должна получать дарений от брата ее мужа. 548
 
 ние из своего военного пекулия, то дарение не является недействительным. § 5. И тому, кто находится во власти тестя, запрещается совершать дарения в пользу жены и невестки, если только муж находится под властью своего отца... § 9. Муж, жена и прочие лица не могут совершать дарений не только непосредственно, но и через подставное лицо...
 5. (Ульпиан)... § 3. Если должник мужа дал по приказу, мужа обещание жене (уплатить) деньги, то ничего не произошло. § 4. Если жена в целях совершения дарения дала обещание кредитору мужа (уплатить долг, лежащий на муже), и представила поручителя, то, по словам Юлиана, ни муж не является свободным (от обязательства), ни жена или поручитель не являются обязанными и дело рассматривается таким образом, как если бы она ничего не обещала. § 5. В отношении продажи, совершенной за меньшую цену2, Юлиан говорит, что (эта продажа) не имеет никакого значения. Но Нераций, мнение которого не опровергает Помпоний, (говорит), что продажа, совершенная между мужем и женой в целях дарения, не имеет никакого значения, если муж не имел намерения продать и совершил мнимую продажу, чтобы подарить; если же он, имея намерение продать, сделал скидку с цены, то продажа имеет силу, а скидка не имеет силы в тех пределах, в которых жена обогатилась. Поэтому если вещь, стоящая пятнадцать, продана за пять, а в настоящее время стоит десять, то нужно уплатить только пять, ибо жена рассматривается как обогатившаяся на эту сумму... § 8. Предоставляется делать дарение в целях погребения, ибо известно, что жена может подарить мужу участок для погребения3, или наоборот, и если будет произведено погребение, то участок станет религиозным. Это устанавливается в силу того, что только те дарения являются запрещенными, которые делают дарителя более бедным, а получившего дарение более богатым; и здесь не видно, что имеет место обогащение в силу получения той вещи, которая посвящена религии... § 9. Это дело понимается таким образом, что если муж подарил жене (участок) в целях погребения, то считается, что участок только тогда начнет принадлежать женщине, когда погребено тело;
 до тех пор пока он (участок) не станет религиозным, он остается принадлежащим дарящему; поэтому если женщина отчудит (участок), то он остается принадлежащим дарителю. § 10. Из этого следует, что если муж подарит своей жене чистый надгробный памятник, весьма ценный, то дарение будет иметь силу, [но таким образом, что оно явится действительным, когда памятник сделается религиозной вещью]5... § 13. Если муж, будучи назначен наследником6, откажется от наследства в целях совершения дарения, то, как пишет Юлиан в 17-й книге дигест, дарение имеет силу; ибо становится более бедным не тот, который не приобретает, а тот, который выдал что-
 2 За цену, не соответствующую стоимости продаваемого.
 3 Жена дарит мужу участок, чтобы на этом участке был похоронен муж или кто-либо другой.
 4 Могильное сооружение, в которое еще не положено тело.
 5 Когда в нем будет погребено тело.
 6 По завещанию какого-либо третьего лица.
 549
 
 Либо из своего имущества; отказ мужа (от наследства) идет в пользу жены, если она является подназначенным наследником или же будет наследником по закону... § 16. Итак, когда ничего не израсходовано из имущества, то правильно говорится, что дарение имеет силу. Таким образом, во всех тех случаях, когда совершивший дарение не уменьшает своего имущества, дарение имеет силу, или если даже он уменьшит (свое имущество), но принявший подаренное не сделается богаче, то дарение имеет силу. § 17. Мар-целл в 7-й книге дигест разбирает вопрос: если женщина получила от мужа деньги и внесла их за своего когната в качестве сбора при вступлении его в муниципальный совет, то имеет ли дарение силу? И (Марцелл) говорит, что (дарение) имеет силу; и не видно, чтобы женщина обогатилась, хотя она взяла деньги и израсходовала на свойственника (мужа). § 18. В случае совершения запрещенных цивильным правом дарений дарение истребуется обратно от того или от той, в чью пользу совершено дарение, следующим образом: если вещь еще имеется в наличности, то она виндицируется, если же вещь потреблена, то предъявляется кондикция в объеме обогащения одного из них (супругов)...
 7. (Ульпиан)... § 1. Если муж дал жене деньги на мази, а она этими деньгами уплатила (свой долг) кредитору, а вскоре затем купила мази на свои деньги, то, как пишет Марцелл в 7-й книге дигест, она не рассматривается как обогатившаяся. Так же, если муж по той же причине дал ей чашу, а она удержала чашу у себя и купила мази на свои деньги, то не применяется виндикация (чаши), ибо не обогатилась та женщина, которая израсходовала столько же на мертвые вещи7...
 9. (Ульпиан)... § 2. Дарения между мужем и женой на случай смерти являются принятыми8,
 10. (Гай) так как результат дарения падает на то время, когда они уже перестали быть мужем и женой.
 11. (Ульпиан). [Однако вещи не делаются немедленно принадлежащими тому, кому они подарены, но лишь тогда, когда наступила смерть.] Поэтому в промежуточное время собственность остается у того, кто совершил дарение. § 1. Но сказанное о действительности дарений на случай смерти между мужем и женой является правильным в том смысле, что [не только] те дарения являются, согласно Юлиану, действительными, которые делаются с намерением, чтобы вещь сделалась принадлежащей жене или мужу, когда наступит смерть, [но всякое дарение на случай смерти...]...
 14. (Павел). Если здания, принадлежащие жене, уничтожены пожаром и муж дал жене деньги на восстановление строений, то дарение является действительным в той сумме, которая требуется для постройки здания.
 15. (Ульпиан). Из тех денег, которые муж дает жене (на ведение хозяйства) на год или на месяц, может быть истребовано излишнее в том случае
 7 In re mortua - имеются в виду потребляемые вещи.
 8 Имеют силу.
 550
 
 если эти выдачи чрезмерны, т.е. выходят за пределы приданого. § 1. Если муж дал жене деньги, а она извлекла из данных ей денег проценты, то это идет в ее пользу...
 26. (Павел). Если я прикажу лицу, которое продало мне вещь, передать ее моей жене и он передаст (ей) владение по моему приказу, то он будет освобожден9, так как хотя жена и не признается владеющей по цивильному праву10, однако продавец не имеет ничего, что он мог бы передать...
 27. (Модестин). Между лицами, намеревающимися вступить в брак, дарение, совершенное до брака, соответствует праву, хотя бы брак последовал в тот же день.
 28. (Павел)... § 2. Если рабы мужа выполнили какую-либо работу для жены или наоборот, то более правильно признать, что этому не уделяется внимания; и, конечно, право, устанавливающее воспрещение дарения, не должно быть применяемо строго, и не так, как если бы речь шла о взаимоотношениях враждебных лиц, но (право должно быть применяемо) сообразно с взаимоотношениями лиц, связанных великой любовью и боящихся лишь бедности. § 3. Если жена на подаренные ей десять купила себе раба и стоимость его составляет пять, то можно истребовать" пять, как указано у Плавция; таким же образом, если он (раб) умер, то ничего не может быть истребовано; если же раб стоит пятнадцать, то может быть истребовано не более чем десять, так как на эту сумму обеднел даритель...
 29. (Помпоний)... § 1. Если муж подарил жене шерсть и жена сделала себе из этой шерсти одежду, то Лабеон говорит, что одежда принадлежит жене,
 30. (Гай) [однако мужу принадлежит actio utilis].
 31. (Помпоний). Но если муж сделал из принадлежащей ему шерсти одежду для жены, то хотя бы эта одежда была сделана для жены и жена заботилась об ее изготовлении, однако одежда принадлежит мужу и не является препятствием для мужа то, что жена в этом деле выступила в качестве как бы хозяйки ткачих12 и заботилась о делах мужа. § 1. Если жена сделала женскую одежду для себя из принадлежащей ей шерсти, но использовала труд рабынь мужа, то одежда принадлежит жене и она ничего не должна предоставить мужу за труд рабынь, но если сделана мужская одежда для мужа, то одежда принадлежит мужу с тем, что он предоставляет жене цену шерсти... § 8. Если муж дал жене чрезмерный подарок в мартовские календы 3 или в день рождения, то это является дарением; не будет дарения, если
 9 Продавец будет признаваться выполнившим в отношении меня обязательства, вытекающие из продажи.
 10 Ввиду запрещения дарений между супругами жена не осуществляет правомерно владения, могущего дать ей собственность в силу истечения давности. " Муж может истребовать.
 12 Например, выдавала шерсть рабыням и т. п.
 13 1 марта - этот день был посвящен воспоминанию о мире между римлянами и сабинянами, у которых, по преданию, римляне похитили девушек и взяли их себе в жены. Отсюда обычай делать в этот день подарки женам.
 551
 
 (муж) возместил расходы, которые жена сделала для того, чтобы более прилично содержать себя. § 9. Женщина не рассматривается как обогатившаяся, если она израсходовала подаренные ей деньги на съестные припасы, или на мази, или на пищу для рабов. § 10. Не может быть истребовано то, что муж дал жене для питания рабов и животных, которые находятся в общем пользовании; если же он питал домашних рабов жены или рабов, предназначенных для продажи, то я считаю, что нужно придерживаться противоположного взгляда.
 32. (Ульпиан)14... § 1. Обращение нашего императора о подтверждении дарений относится не только к тому, что приобретено мужем для жены, но ко всем дарениям, совершенным между мужем и женой, так что со смертью дарителя вещи становятся в силу самого права принадлежащими тому, кому они подарены, и имеется цивильное обязательство, и в подлежащих случаях следует рассмотреть вопрос о Фальцидиевой четверти; это, по моему мнению, имеет место таким образом, как если бы завещанием было подтверждено то, что подарено... § 3. Обращение говорит: "Является пристойным, что тот, кто подарил, может в этом раскаяться 5; но было бы проявлением жестокости и жадности, если бы подаренное было отнято наследниками, может быть, вопреки последней воле совершившего дарение"... § 7. Если муж совершил дарение в пользу жены и покончил свою жизнь вследствие того, что на его совести лежало злодеяние, то если после его (мужа) смерти память его была проклята, то дарение истребуется обратно; хотя совершенные им в пользу других лиц дарения имеют силу, если он не совершил дарения на случай смерти... § 10. Если после совершения дарения произошел развод или принявший дар умер раньше (дарителя), то остается прежнее право, [т.е. если муж желает, чтобы (данное им) было подарено жене, то дарение имеет силу; если же не желает, то дарение уничтожается, ибо одни расходятся16 с хорошими чувствами, другие - с душевным гневом и оскорбленными]... § 13. Если женщина и муж длительно жили раздельно, но взаимно воздавали честь, связанную с браком, что, как мы знаем, иногда случается и с лицами консульского достоинства, то я считаю, что дарения не имеют силы, как если бы длился брак; ибо не совокупление совершает брак, но супружеская любовь; если, однако, даритель умрет первым, то дарение будет иметь силу...
 40. (Ульпиан). То, что предоставлено женой мужу для получения (им) почетной должности, является действительным постольку, поскольку это необходимо для расходов по должности,
 41. (Лицинний Руф) ибо и император Антонин постановил, что жена может дарить мужу для продвижения последнего17.
 14 В начале фр. 32 указывается, что император Антонин Каракалла (в 206 г. н. э.) предложил сенату смягчить строгость правил о запрещении дарений между мужем и женой.
 15 Требовать подаренное обратно.
 16 Имеются в виду супруги, которые разводятся.
 17 Для получения мужем почетных должностей.
 552
 
 42. (Гай). Недавно по милости принцепса Антонина признано еще дру roe основание дарения, которое мы называем дарением для почета (honori causa); например если жена совершает дарение в пользу мужа ввиду того что тот испрашивает себе пурпуровую полосу на тунику' , или для того чтобы муж вступил в сословие всадников, либо для устройства зрелищ19.
 43. (Павел). Между мужем и женой может быть совершаемо дарение по причине изгнания20...
 51. (Помпоний). Квинт Муций говорит: когда происходит спор, откуда поступило что-либо к женщине, то при отсутствии указания на источник, из которого это поступило, более соответствует истине и пристойности считать, что это поступило к ней от мужа или от того, кто был во власти мужа. [По-видимому, Квинт Муций установил это для того, чтобы избежать (подозрения) в совершении женщиной позорного приобретения.]
 52. (Папиниан). Если муж в целях дарения сдал жене внаем вещь за слишком низкую цену, то наем является ничтожным; если же между теми же лицами заключен договор хранения и сданная на хранение вещь оценена в целях совершения дарения слишком низко, то имеется (договор) хранения. Это различие обусловливается тем, что наем не может быть заключен без определения наемной платы, а сдача на хранение может быть произведена и без оценки...
 53. (Папиниан). Установлено, что дарение, совершенное тестем или свекром на случай своей смерти в пользу зятя или невестки, является недействительным, так как в силу смерти тестя (или свекра) брак не прекращается; и не имеет значения, лишил ли отец21 своего сына или свою дочь наследства; в силу тех же оснований иное решение получает вопрос о действительности дарения на случай развода...
 60. (Гермогениан)... § 1. Дарения между мужем и женой на случай развода разрешены, ибо часто случается, что вследствие принятия (мужем) жреческого сана, или же бесплодия жены,
 61. (Гай) или же старости или болезни, или военной службы22 брак не может быть надлежащим образом сохранен
 62. (Гермогениан) и в силу этого брак расторгается мирным путем... 64. (Яволен). По совершении развода муж подарил нечто женщине, чтобы она вернулась; женщина возвратилась и затем (вновь) совершила развод. Лабеон (говорит): по делу Теренции и Мецената Требаций ответил в том смысле, что если развод был настоящим, то дарение получает силу; если развод был притворным, то наоборот. Но правильно думают Прокул и Цецилий: развод является настоящим и дарение вследствие развода получает
 111 Latus clavus - знак принадлежности к сенаторскому сословию.
 19 Зрелища для народа устраивались высшими должностными лицами.
 20 Если один из супругов подвергся изгнанию и другой супруг дает ему средства для суще ствования.
 21 Лицо, совершившее дарение в пользу зятя или невестки.
 22 Поступления на военную службу.
 553
 
 силу в том случае, если последовал другой брак или же если жена столь долгое время находилась без мужа, что брак несомненно является чуждым ей; в других случаях дарение не будет иметь никакой силы...
 66. (Сцевола). Сейя должна была выйти замуж за Семпрония в определенный день; раньше, чем она была введена в дом (мужа) и был подписан документ о приданом, она подарила Семпронию столько-то золотых монет. Спрашивается: является ли дарение действительным? (Сцевола ответил): не имеет значения вопрос о том, в какое время было совершено дарение:
 раньше ли введения в дом и подписания документа, что часто происходит и после заключения брака; поэтому дарение не имеет силы, кроме тех случаев, когда оно совершено раньше заключения брака, признаваемого (при на-дичии) согласия. § 1. Девушка (невеста) была введена в сады (жениха) за три дня до совершения там брака и проживала отдельно от него в доме в саду; он (жених) предложил ей в дар 10 золотых монет в день свадьбы и до того, как она перешла к нему и была принята посредством воды и огня23, [т.е. прежде чем был совершен обряд брака]. Спрашивается: после того как брак был заключен и развод совершен, может ли быть истребована обратно подаренная сумма? Ответил: в этом случае подаренная сумма не может быть вычтена из приданого24.
 Титул II. О разводах и заявлениях о расторжении брака (De divortiis et repudiis)
 1. (Павел). Брак прекращается разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из них (супругов).
 2. (Гай). Слово "развод" происходит от различия или от того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны25. § 1. При заявлении о прекращении брака (repudium), [т.е. при отказе от брака], употребляются такие выражения: "имей у себя твои вещи" или же "возьми с собой твои веши"26. § 2. Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ;
 в этом деле принято такое выражение: "я не следую твоей участи". § 3. Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит (супруг).
 23 Имеется в виду обряд совершения брака. Грамматик IV в. Мавр Сервий Гонорат в комментариях к "Энеиде" Вергилия указывает, что невеста, употребив (в доме мужа) воду и огонь -"два важнейших элемента", связывает с мужем свою природу (Servius in Aen. 4, 103). "Принятие воды и огня" означало, что женщина вступает в новую семью и является участницей семейного культа. Подробностей этой церемонии мы не знаем. См.: BItlmner H. Die romischen PrivataltertUmer. MUnchen, 1911, S. 360.
 24 Муж не может удержать этой суммы при возвращении приданого.
 25 Гай сближает слово "divortium" (развод) с "diversitas" (различие) и с "diversae partes" (разные стороны).
 26 Первое выражение (tuas res tibi habeto) употребляется уходящей женой по адресу мужа, второе (tuas res tibi agito) - мужем по адресу уходящей жены. Возможно, эти выражения искажены в рукописи и должны читаться так: tuas res tibi, abeo (твои вещи тебе - я ухожу) и tuas res tibi, abeo (твои вещи тебе - я изгоняю тебя).
 554
 
 3. (Павел). Нет развода, если он не является настоящим27, т.е. совершается с намерением установить прекращение (брака) навсегда. Поэтому если что-либо сделано или сказано в пылу гнева, то (развод) является действительным не прежде, чем упорство (в высказанном намерении) установит, что это суждение души; поэтому если женщина в пылу заявит об отказе (от брака) и быстро возвратится (к мужу), то она не рассматривается как расторгнувшая брак.
 4. (Ульпиан). Юлиан в 18-й книге дигест разбирает вопрос: может ли безумная послать заявление о прекращении брака или может ли ей быть заявлено об этом? И пишет, что можно отказаться от брака с безумной, так как она занимает место находящейся в неведении, но заявить о прекращении брака не может ни она сама вследствие безумия, ни ее попечитель, но ее отец может послать об этом сообщение. Он (Юлиан) не разбирал бы вопроса о возможности заявить о прекращении брака (с безумной), если бы не было известно, что брак (с безумной) сохраняется; это мнение представляется мне правильным.
 6. (Юлиан). Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающие положение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйти замуж за других. [И следует дать общее определение: пока известно, что находящийся в плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружество, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака28. Если же неизвестно, находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть, то по истечении пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступить в другое супружество, но с тем, однако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами29 и каждый (из бывших супругов) сохраняет свое право без всякого ущемления30; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине, а жена захвачена в плен.]...
 8. (Папиниан). Тот, кто привел с улицы в свой дом чужую жену и от себя послал ее мужу заявление о расторжении брака, был выслан божественным Адрианом на три года.
 9. (Павел). Никакой развод не является действительным, если не привлечено (в качестве свидетелей) семь взрослых римских граждан, за исключением вольноотпущенника лица, совершающего развод. Мы считаем вольноотпущенником и того, кто освобожден от рабства отцом, дедом, прадедом и прочими (родственниками) по восходящей линии.
 10. (Модестин). Вольноотпущенница не может расторгнуть брак без согласия патрона, с которым она состояла в браке, [разве что она была отпущена из рабства в силу фидеикоммисса: в этом случае она может
 27 Verum - правдивым, истинным.
 28 Создать повод к разводу.
 29 Без вины кого-либо из супругов.
 30 Не несет никаких имущественных потерь вследс-
 555
 
 (расторгнуть брак), хотя бы она была вольноотпущенницей его (своего му жа)].
 11. (Ульпиан). Указание закона "у вольноотпущенницы, которая вы шла замуж за патрона, нет власти совершить развод", по-видимому, не де лает недействительным развод, который, согласно цивильному праву, прекращает брак. Поэтому мы не можем сказать, что брак сохраняется, когда произошло разделение, но брак не расторгнут целиком. Следовательно, пишет Юлиан, (вольноотпущенница) не имеет иска о приданом. Таким образом, пока патрон хочет иметь ее в качестве жены, она не может правомерно вступить в брак ни с кем другим. Признавая, что в силу действий вольноотпущенницы брак является как бы расторгнутым, законодатель (вместе с тем) отобрал у нее право вступить в брак с другим. Поэтому, за кого бы она ни вышла замуж, она считается незамужней. Юлиан идет дальше и считает, что она не может находиться в конкубинате с другим патроном. § 1. Закон говорит: "пока патрон хочет иметь ее в качестве жены". И он должен хотеть иметь ее в качестве жены и продолжать быть патроном. Поэтому если он перестал быть патроном или перестал желать (иметь ее своей женой), то сила закона оканчивается...
 Титул III. Каким образом приданое может быть истребовано по прекращении брака (Soluto matrimonio dos quemadmodum petatur)
 1. (Помпоний). Отношения, связанные с приданым, [всегда и везде] имеют особое значение; ибо государство заинтересовано в том, чтобы были сохраняемы приданые женщин, так как [для появления потомства и для пополнения государства детьми] весьма необходимо, чтобы женщины имели приданое.
 2. (Ульпиан). После прекращения брака приданое должно быть уплачено женщине...
 3. (Павел). Если приданое принадлежит совместно отцу и дочери, то воля обоих должна быть исследуема не только при истребовании приданого, но и при уплате его, и один не может ухудшать положения другого. Но если деньги, которые получила дочь, достались отцу, то уничтожается иск обоих о приданом.
 4. (Помпоний). Если отец истребовал приданое от мужа без согласия дочери, дал то же приданое другому мужу32 и после смерти отца дочь предъявляла иск к первому мужу, то (ее требование) устраняется эксцепцией о злом умысле...
 7. (Ульпиан). Известно, что плодами является то, что остается за вычетом расходов; Сцевола относит это к расходам и мужа и жены. Ибо если
 31 Имеется в виду lex lulia et Papia. Настоящей фрагмент взят из комментария Ульпиана к этому закону.
 32 Имеется в виду тот случай, когда дочь развелась и вступила затем во второй брак.
 556
 
 жена дала в приданое виноградник, а затем вслед за сбором мужем винограда развелась, то (Сцевола) не думает, что ей должны быть возвращены плоды только за одиннадцать месяцев33, но (ей должны быть возмещены и расходы, понесенные ею на виноградник), которые должны быть вычтены до распределения долей плодов. Поэтому если и муж что-либо израсходовал в этом же году, то должен быть произведен взаимный расчет расходов обоих...
 9. (Помпоний). Если женщина допустила просрочку, в силу которой она не получила (своевременно) приданого обратно, то муж в этом деле должен отвечать только за злой умысел, а не за вину, дабы он не был принужден в силу действия женщины принять на себя навсегда заботу об ее имении; однако плоды, которые поступят к мужу, подлежат возвращению.
 10. (Помпоний). Если попала в плен к врагам дочь, которая была замужем и имела приданое, предоставленное ее отцом, и она там (в плену) умерла, то, по моему мнению, следует сказать, что должно быть соблюдаемо все, как если бы она умерла, будучи замужем; поэтому, если даже она не была во власти отца, предоставленное отцом приданое должно быть ему возвращено. § 1. Если муж убьет свою жену, то, по словам Прокула, иск о приданом должен быть предоставлен наследникам жены, и это правильно:
 было бы несправедливым, если бы муж надеялся на то, что в силу своего преступного деяния он может получить выгоду из приданого; [ то же нужно установить и в противоположном случае34 ].
 11. (Помпоний). Если женщина сознательно дала в приданое чужую вещь, то эта вещь должна быть возвращена ей, как если бы она дала свою вещь и плоды за часть года, в течение которого произошел развод.
 12. (Ульпиан). Несомненно, что муж присуждается к уплате (лишь того, что он имеет возможность уплатить); но это не предоставляется наследникам,
 13. (Павел) так как это благодеяние (beneficium) имеет личный характер и погашается вместе со смертью лица35.
 14. ( Ульпиан)... § 1. Помпоний в книге 15-й "К Сабину" правильно рассматривает вопрос: если муж заключил договор о том, что он может быть присужден к уплате не в размере своих возможностей, но в размере долга, то должен ли быть соблюдаем этот договор? И он отрицает, что нужно соблюдать (такой договор), и мне это представляется правильным. Ибо лучше сказать, что этот договор идет против добрых нравов [так как ясно, что он противоречит почтению, которое должно быть оказываемо мужу].
 15. (Павел)... § 2. И свекру, к которому сноха предъявила иск о приданом, предоставляется та же часть, так что он присуждается к уплате в размере своих возможностей,
 16. (Помпоний) так как свекор занимает место родителя.
 17. (Павел)... § 2. Если при рассмотрении иска о приданом судья, допустив вследствие своего незнания ошибку в праве, присудил мужа к уплате в
 33 Сбор винограда длился один месяц.
 34 Если жена убьет мужа, то иск о приданом переходит к наследникам мужа.
 35 Погашается смертью.
 557
 
 полном объеме, то, как говорят Нераций и Сабин, он (муж) должен использовать эксцепцию об умысле и этим путем его интересы будут охранены.
 20. (Павел). Если женщина во время существования брака получает приданое36 не для уплаты долгов и не для покупки выгодных имений, но хотя бы для помощи нуждающимся детям от другого мужа, или братьям, или родителям, или для выкупа их от врагов, то это получение не считается дурным, так как имеется справедливая и честная причина, и потому ей правильно выплачивается (приданое); то же соблюдается в отношении дочери семейства.
 21. (Ульпиан). Но если и муж произвел из приданого расходы на выкуп от разбойников родственников женщины или на то, чтобы женщина освободила из оков кого-либо из своих родственников, то израсходованное вычитается (из приданого) и иск о приданом погашается: если (израсходована) часть имущества - то в соответствующей части; если (израсходовано) все приданое - то целиком.
 22. (Ульпиан)... [§ 7. Если во время существования брака муж или жена впали в безумие, то рассмотрим вопрос о том, что следует сделать. И, без сомнения, следует придерживаться того, что лицо, которым овладело безумие, не может послать сообщение о разводе, так как не имеет разума; но может ли этому лицу быть направлено сообщение о разводе - это следует рассмотреть. И если безумие имеет перерывы или же болезнь, хотя и является постоянной, но может быть переносима теми, кто находится вокруг больного, то никоим образом не следует уничтожать брак; и если лицо, которое находится в рассудке, пошлет сообщение о разводе (супругу), который находится, как указано, в безумии, то пусть это лицо знает, что по его вине расторгнут брак. Ибо что является столь человечным, как участие мужа в случайном несчастии жены или участие жены в случайном несчастии мужа. Если, однако, безумие столь велико, столь необузданно, столь опасно, что не остается никакой надежды на выздоровление; (если безумие) устрашает служителей и, может быть, другое лицо (супруг) вследствие диких выходок безумного (желает расторгнуть брак) или, не имея детей, испытывает желание иметь потомство, то лицо, находящееся в рассудке (супруг), может послать безумному сообщение о разводе, причем брак не рассматривается как расторгнутый по чьей-либо вине и ни на одну из сторон не возлагается (ответственность) за ущерб.]...
 24. (Ульпиан)... § 5. Если муж жестоко обращался с рабами, входящими в состав приданого, то следует рассмотреть, может ли к нему быть предъявлен иск на этом основании. И если он был жесток лишь в отношении рабов жены, то установлено, что он в силу этого несет ответственность37. Если же и в отношении своих (рабов) его характер был таким же, то и в этом случае следует сказать, что его неумеренная жестокость должна быть наказана путем этого иска; [хотя жена требует от него лишь той внимательности, которую он проявляет в своих делах, и не может требовать большего,
 •'° Берет деньги из приданого. 37 Ответственность за ухудшение рабов, за их обесценение.
 558
 
 однако жестокость, которая и в отношении своих рабов должна быть поставлена в вину, подлежит наказанию, если она проявляется и в отношении чужих (рабов), т.е. входящих в приданое].
 25. (Павел)... § 1. В отношении возвращения приданого муж должен дать обеспечение (убытков, причиненных) по его злому умыслу и по его вине. Если он сделал что-либо по злому умыслу и в силу этого не может возвратить (приданое), то он должен быть осужден в размере, указанном женой на суде под присягой, [так как другое лицо не должно удерживать наши вещи против нашей воли]. § 2. Если после развода вещи, входящие в приданое, ухудшились и муж допустил просрочку в возвращении приданого, то он во всяком случае сам отвечает за ущерб...
 26. (Павел). Если (мужем) была допущена просрочка и затем муж предложил жене получить входящего в приданое раба, а жена не пожелала его принять и если раб умер, то муж или его наследник не является должником в отношении цены раба, дабы он не потерпел ущерба вследствие того, что жена не пожелала взять раба, который ей потом38 был предложен...
 31. (Юлиан). Если муж был осужден государственным (уголовным) судом и какая-либо часть его имущества была конфискована, то фиск находится в необходимости удовлетворить (в соответствующей части) его кредиторов, среди которых находится и жена...
 36. (Павел). Если муж не может дать полного удовлетворения (по требованиям, связанным с приданым), и приданое конфисковано39, то муж присуждается в пользу фиска в пределах своих возможностей, дабы женщина не была наказана с возложением ущерба на мужа...
 39. (Папиниан). Когда муж и жена предъявляют взаимные обвинения в (нарушении) нравов, то было решено, что каждый из них создал основание для прекращения брака. Это следует понимать таким образом, что ни один из них не может быть наказан на основании того закона, который они оба презрели, ибо равные деликты погашаются взаимным зачетом...
 47. (Сцевола). Если жена совершила прелюбодеяние вследствие сводничества мужа, то ничего не удерживается (мужем) из приданого; ибо как муж может порицать нравы40, если он сам нарушил их или затем одобрил (их нарушение). Если же кто-либо из разума закона сделает тот вывод, что муж, который занимался сводничеством жены, не может обвинять41, то он должен быть выслушан...
 66. (Яволен). В отношении тех вещей, которые муж имеет в составе приданого, кроме наличных денег, муж, как говорит Сервий, отвечает за злой умысел и вину. Это мнение Публия Муция: по делу Лициннии, жены Гракха, он установил, что вещи, входящие в приданое, погибли при том восстании, во время которого Гракх был убит, и так как это восстание произошло по вине Гракха, то Лициннии должны быть предоставлены (эти вещи).
 8 После того как муж допустил просрочку.
 ' Например, вследствие преступления, совершенного женой
 э Обвинять жену в безнравственности.
 ' Обвинять жену в совершении прелюбодеяния.
 559
 
 Титул I. О расходах, произведенных на вещи, вз (De inpensis in res dotales factis)
 1. (Ульпиан). Некоторые расходы являются необходимыми, некоторые -полезными, некоторые производятся для удовольствия. § 1. Необходимыми расходами называются те, которые содержат в себе необходимость производства расхода; если же не было никакой необходимости (в производстве расходов), то они (расходы) рассматриваются по другому праву'. § 1. О необходимых расходах нужно знать, что лишь те расходы уменьшают приданое, которые произведены на приданое2; если же они не произведены на приданое, то они не могут быть вычтены (из приданого). § 3. Среди необходимых расходов Лабеон упоминает (расходы, произведенные) на сооружение дамбы в море или на реке; и если по необходимости выстроена мельница или амбар, то (Лабеон) говорит, что это нужно отнести к необходимым расходам. Поэтому Фульциний говорит, что если (муж) отремонтировал разрушающееся здание, иметь которое было полезным для жены, или укрепил поваленные оливковые деревья, или выполнил какие-либо работы в силу стипуляции об обеспечении на случай угрожающей опасности (cautio damni infecti), чтобы не наступила ответственность по стипуляции,
 2. (Павел) или произвел расходы на (восстановление) здоровья рабов,
 3. (Ульпиан) или заменил старые виноградные лозы, или проявил заботу о деревьях, или устроил склады семян для пользы поля, то (муж) рассматривается сделавшим необходимые расходы. § 1. Мы дадим общее определение: имеет большое значение, (произведены ли расходы) для постоянной пользы поля, т.е. для такой пользы, которая не относится (лишь) к настоящему времени, или же для плодов текущего года; если для текущего (года), то (расходы) погашаются из плодов; если же расход приносит пользу не только для настоящего времени, то его следует включить в необходимые расходы.
 4. (Павел). И вообще входят в состав необходимых расходов такие расходы, которые в случае непроизводства их мужем вызывают присуждение мужа судьей к уплате того интереса, который жена имела в том, чтобы эти расходы были произведены.
 5. (Ульпиан). Правило о том, что необходимые расходы уменьшают приданое, должно быть применяемо следующим образом: как говорит Помпоний, не сами вещи телесно уменьшаются, как например, имение или какой-либо другой предмет; ибо было бы бессмысленным, чтобы вследствие денег3 производилось уменьшение предмета. Это приводило бы к тому,
 ' Регулируются другими нормами.
 2 На вещи, входящие в приданое.
 3 Денежного требования.
 
 что имение или часть его переставали бы входить в состав приданого. Поэтому муж удерживает вещи, пока он не будет удовлетворен: производится уменьшение в силу самого права не предметов, но приданого. [В каких же случаях мы признаем, что уменьшение приданого производится в силу самого права? Там, где имеются не телесные вещи, но деньги; ибо в отношении денег разум допускает производство уменьшения. Поэтому если в приданое даны оцененные вещи, то в силу самого права приданое уменьшается вследствие производства необходимых расходов]... § 2. Если приданое целиком выплачено(возвращено) без учета расходов, то следует рассмотреть, может ли быть предъявлена кондикция по поводу того, что следует представить к зачету в качестве необходимых расходов4. И Марцелл допускает, что имеет место кондикция, [ и хотя многие это отрицают, однако исходя из справедливости следует принять мнение Марцелла.] § 3. Полезными являются те расходы, которые муж произвел с пользой и улучшил вещь жены (приданое),
 6. (Павел) например если в имении произведены новые насаждения или если (муж) присоединил к дому мельницу или лавку, если обучил рабов ремеслу.
 7. (Ульпиан). Расходами, произведенными для удовольствия, являются те, которые муж сделал для (своего) удовольствия и которые украшают предмет. И из числа этих расходов полезные расходы [не уменьшают приданого в силу самого права. Однако они дают основание для истребования их по суду].
 8. (Павел). Некоторые говорят, что вследствие производства полезных расходов может быть сделан вычет (из приданого), если эти расходы про-изведеные по воле жены: ибо несправедливо заставить жену продать вещь, чтобы уплатить произведенные на эту вещь расходы, если она не может уплатить их из других источников; это подтверждается высшим основанием справедливости.
 9. (Ульпиан) В отношении расходов, произведенных для удовольствия, [допускается взыскание их судебным порядком, если жена не готова допустить мужа убрать5. Ибо если жена хочет сохранить (то, что возведено мужем для удовольствия), то она должна возвратить мужу то, что израсходовано; если же она этого не желает, то она должна допустить мужа убрать, если, однако, это может быть отделено; если же отделено быть не может, то должно быть оставлено]; должно быть разрешено мужу снять украшения, которые он поместил, если то, что он снял, будет принадлежать ему6..
 4 Если муж не вычел из приданого произведенных им необходимых расходов, то может ли он предъявить кондикцию о возвращении ему произведенных им расходов?
 5 Убрать то, что возведено мужем для своего удовольствия.
 6 Вероятно, эти слова имеют тот смысл, что снятое мужем должно иметь пользу для него, войти в состав его имущества. К этому случаю не относится, например, соскабливание картины со стены - в этом случае ничто не становится принадлежащим мужу.
 561
 
 13. (Павел). Муж не может требовать от жены ни поземельных сборов, ни налогов, взысканных с имения, входящего в приданое; ибо эти расходы являются бременем, налагаемым на плоды.
 14. (Ульпиан). Необходимые расходы суть такие, что если бы они не были произведены, то приданое ухудшилось бы7.
 Титул II. Об иске о похищенных вещах8 (De actione rerum amotarum)
 1. (Павел). Иск о похищенных вещах был введен в качестве особого иска против той, которая была женой, так как не было признано, что против нее может быть предъявлен иск, вытекающий из воровства; некоторые, как, например, Нерва и Кассий, считали, что она не совершает воровства, так как общность жизни сделала ее некоторым образом собственницей (имущества мужа); другие, как, например, Сабин и Прокул, (считали), что хотя она и совершает воровство, как совершает (воровство) дочь у отца, но в силу установленного права нет иска, вытекающего из воровства, этого мнения [весьма правильно] (придерживается) и Юлиан,
 2. (Гай) ибо для воздаяния чести браку отрицают (возможность предъявления) к жене позорящего иска,
 3. (Павел) и потому если (женщина) похитила те же вещи после развода, то она отвечает за воровство... § 3. Правильно говорит Офилий, что и те вещи, которые во время развода женщина прожила, продала, подарила, (вообще) каким-либо образом потребила, объемлются иском о похищенных вещах...
 7. (Ульпиан). Жена будет иметь к мужу иск о похищенных вещах и может зачесть свое требование в счет иска, который хочет предъявить муж по поводу похищенных вещей9,
 8. (Помпоний)... когда нет никакого приданого, (все же) дается этот иск... 11. (Ульпиан). Марцелл пишет в 3-й книге дигест, что если муж выгонит из дома жену или жена выгонит мужа и они (при этом) украдут вещи, то они несут ответственность по иску о похищенных вещах...
 15. (Ульпиан). Не имеет значения, проживали ли (супруги) вместе или раздельно, так как иск о похищенных вещах может быть предъявлен и к той, которая совершила похищение из того дома, в котором она не жила совместно с мужем. § 1. [Жена, и] невестка, и жена внука могут совершить воровство [у мужа], у свекра и деда мужа, но не отвечают по иску, вытекающему из воровства (actio furti). [Если же сын был эманципирован, то не-
 7 Уменьшилась бы стоимость приданого.
 8 Имеются в виду вещи, похищенные одним супругом у другого супруга. Это похищение не признавалось воровством (furtum), а потому и соответствующий иск не входил в общую категорию (actio furti), но носил специальное название (actio rerum amotarum).
 9 Требование жены о похищенных вещах может быть предъявлено к зачету при предъявлении такого же требования мужем.
 562
 
 вестка может совершить воровство у его отца и отвечает по иску, вытекающему из воровства.]
 16. (Гермогениан). Когда имущество мужа перешло к фиску, то жена отвечает за похищенные вещи в однократном размере, хотя другие лица присуждаются в четырехкратном размере10.
 17. (Ульпиан). Если похитит вещи конкубина, то мы применяем такое право, что она отвечает за воровство; вследствие этого мы скажем, что во всех тех случаях, когда отсутствует брак, например если женщина вышла замуж за своего опекуна, или вступила в брак вопреки мандату", или брак прекратился в каком-либо ином случае, отпадает иск о похищенных вещах, так как имеется иск, вытекающий из воровства. § 1. Мы считаем, что по причине развода являются похищенными не только те вещи, которые женщина похитила ввиду того, что она возымела намерение развестись, но и те вещи, которые похитила замужняя женщина12 если она скрыла их, когда происходил развод. § 2. Юлиан говорит, что предметом иска о похищенных вещах являются не только те вещи, которые существуют, но и те вещи, которые перестали существовать в мире вещей. (Юлиан) говорит, что (и эти последние вещи) одинаково могут быть истребованы посредством condictio certi...
 19. (Ульпиан). Но если жена во время развода ввела воров в дом мужа и похитила вещи посредством этих воров, так что сама она не крала, то она отвечает по иску о похищенных вещах. И потому правильно написанное Лабеоном, что жена отвечает по иску о похищенных вещах, хотя бы к ней вещи не поступили...
 21. (Павел). Если женщина, потеряв надежду на то, что муж ее останется в живых, украла какие-либо вещи и (затем) совершила развод, то мужу, если он выздоровеет, предоставляется actio utilis по поводу похищенных вещей... § 5. Хотя этот иск рождается из деликта, однако он имеет вещный характер13 и потому не утрачивается по истечении года, так же как и кон-дикция, предъявляемая по поводу украденных вещей; кроме того, он принадлежит и наследникам. § 6. В этом иске ни мужу, ни жене не приносит пользы то обстоятельство, что они не имеют средств получить удовлетворение по иску14; ибо этот иск основывается на воровстве...
 26. (Гай). Иск по поводу похищенных вещей является кондикцией...
 29. (Трифонин). Оценка похищенных вещей должна производиться исходя из времени, когда они похищены15, ибо на самом деле (в этих случаях) совершается воровство, хотя женщина и наказывается мягче.
 10 При совершении явного воровства (furtum manifestum) вор присуждается к уплате учетверенной стоимости украденной веши. " См., например: D.23.2.38.
 12 Женщина похитила во время состояния в браке.
 13 Rei persecutionem continet - буквально: содержит в себе преследование вещи.
 14 При присуждении по этому иску не принимается во внимание, имеет ли ответчик средства для его удовлетворения. Иное дело - при иске, вытекающем из приданого.
 15 Следует установить, какую стоимость имели веши во время их похищения.
 563
 
 Титул III. О признании и содержании детей, или родителей, или патронов, или вольноотпущенников (De agnoscendis et alendis liberis vel parentibus vel patronis vel libertis)
 1. (Ульпиан). Сенатусконсульт, который состоялся по поводу признания детей, охватывает два случая: один относится к тем, кто признает детей, другой - к тем (женщинам), которые подменивают ребенка 16. § 1. Если женщина считает себя беременной, то ей, или родителю, в чьей власти она находится, или лицу, которому они дали соответствующее поручение, (сенатусконсульт) разрешает заявить об этом в течение 30 дней, исчисляемых со времени развода, самому мужу или родителю, в чьей власти он находится, или заявить в дом (мужа), если она не может застать никого из указанных лиц... § 3. Женщина должна заявить только о том, что она беременна от него (мужа). Поэтому она не делает заявления о том, чтобы муж послал наблюдателей17, ибо достаточно, чтобы женщина сообщила, что она беременна, и зависит от мужа послать (к ней) наблюдателей или заявить ей, что она беременна не от него; и это разрешается сделать или самому мужу, или другому лицу от его имени. § 4. Наказанием мужа является то, что, если он не послал наблюдателей или не заявил вопреки (заявлению женщины), что она беременна не от него, муж обязан признать ребенка, и если не признает, то он принуждается к этому в чрезвычайном порядке. Поэтому (муж) должен ответить или сообщить ответ через другое лицо, что (женщина) беременна не от него; если это было сделано, то он находится в необходимости признать (рожденного женщиной ребенка своим) лишь тогда, когда (рожденный) будет действительно его сыном. § 5. Следует отметить, что заявление сначала делается не мужем, а женщиной. § 6. Но если муж без заявления женщины предложил наблюдателей, а женщина их не приняла и если она не сделала заявления или если она сделала заявление, но наблюдателей по решению судьи не приняла, то на волю мужа или его родителя предоставляется не признать ребенка. § 7. Если женщина в течение 30 дней не заявила, что она беременна, а заявила (об этом) позднее, то по исследовании дела она должна быть выслушана. § 8. Если даже она совершенно не сделала заявления, то, по словам Юлиана, это не приносит никакого вреда тому, кто родится... § 10. У Юлиана в 19-й книге дигест разбирается тонкий вопрос: если в течение 30 дней женщина не сделала заявления мужу и в течение (этих же) 30 дней она родит ребенка, то применяется ли сенатусконсульт? И (Юлиан) говорит, что Планцианов сенатусконсульт не применяется, так как, по-видимому, (сенатусконсульт) не думает о ребенке, который рождается до 30 дня, так как сенат предоставил 30 дней для того, чтобы сделать заявление.
 16 Имеется в виду Senatusconsultum Plancianum (см. фр. 1, § 10 и фо. 3, § 1 настоящего титула). Год издания этого сенатусконсульта неизвестен; вероятно, он был издан в правление Вес-пасиана или Траяна.
 17 Custodes - буквально: стражей. Имеются в виду лица, которые должны присутствовать при родах, чтобы удостоверить рождение ребенка.
 564
 
 3. (Ульпиан)... § 1. Так как Планцианов сенатусконсульт касается тех детей, которые рождаются после развода, то другой сенатусконсульт, состоявшийся во времена божественного Адриана, устанавливает, что если даже ребенок родился во время брака, то может быть предъявлен иск его призна-
 ния18..
 4. (Павел). Рассматривается как убивший ребенка не только тот, кто его удушает, но и тот, кто его выбрасывает, отказывает ему в содержании или подкидывает его в общественное место для того, чтобы он возбудил (у других) жалость, которой лишен сам (подбросивший).
 5. (Ульпиан). Если кто-либо требует, чтобы дети питали его или если дети (требуют), чтобы их содержал родитель, судья исследует это дело. § 1. Но следует рассмотреть, обязывается ли кто-либо содержать только тех детей, которые находятся в (его) власти, или же и эманципированных детей, или тех, которые в силу другой причины стали лицами своего права. И я думаю, что больше оснований прийти к выводу, что, если даже дети не находятся во власти родителей, родители (все же) должны их содержать и, наоборот, дети должны содержать родителей. § 2. Следует рассмотреть, являемся ли мы обязанными содержать только отца или деда по мужской линии, или прадеда по мужской линии, или прочих прародителей мужского пола, или же и мать и прочих родственников, связь с которыми устанавливается по женской линии. И более правильно мнение, что судья вмешивается в обоих случаях без затруднений, приходя на помощь бедности одних, болезни других; и так как это дело основывается на справедливости и на кровной любви, то нужно, чтобы судья тщательно исследовал требования отдельных лиц. § 3. То же следует сказать и о детях, которых должны содержать родители. § 4. Поэтому мы обязываем и мать преимущественно содержать внебрачных детей, и (обязываем) внебрачных детей содержать мать. § 5. И божественный Пий указывает, что и дед'9 по материнской линии должен содержать20. § 6. Он же дал рескрипт в том смысле, чтобы отец содержал свою дочь, если в суде установлено, что она законно родилась от него. § 7. Но если сын может содержать себя, то судьи должны оценить, не следует ли отказать в присуждении ему содержания. И тот же Пий дал такой рескрипт: "Компетентные судьи, к которым ты обратился, прикажут, чтобы отец предоставлял тебе содержание в соответствии с его средствами;
 но так как ты говоришь, что являешься ремесленником, то (ты вправе получать содержание) лишь при том условии, что по состоянию твоего здоровья ты не можешь прожить на твою работу". § 8. Если родитель отказывается от сына и вследствие этого утверждает, что он не должен содержать сына, или если сын отказывается от родителя, то судьи должны исследовать это дело в суммарном порядке. Если будет установлено, что (отказывающийся) является сыном или родителем, то они прикажут давать алименты; если же
 11 Более конкретных сведений об этом сенатусконсульте до нас не дошло.
 19 Quasi avus - как бы дед.
 20 Содержать внебрачных детей своей дочери, т.е. своих внуков.
 565
 
 это не будет установлено, то они не присудят алиментов. § 9. Но следует помнить: если даже (судьи) вынесут решение, что нужно давать алименты, то из этого, однако, не проистекает нарушение истины: ибо решение суда было не о том, что (истец) является сыном, но о том, что ему должно быть даваемо содержание; в этом смысле дал рескрипт и божественный Марк. § 10. Если кто-либо из этих (обязанных давать содержание) отказывается, то алименты устанавливаются в соответствии с имущественным положением;
 если же алименты не предоставляются, то обязанный) принуждается к выполнению решения путем отобрания у него залогов и продажи их. § 11. Тот же судья должен выяснить, не имеет ли родитель или отец каких-либо (причин), в силу которых он основательно не желает содержать своих сыновей: Марину Требацию был дан рескрипт в том смысле, что отец основательно не хочет его (Требация) содержать, так как он возвел (на отца) обвинение в преступлении. § 12. В рескриптах даны указания, что отец принуждается судьей покрывать не только расходы на пропитание, но и расходы на другие потребности21. § 13. Если эманципированный сын является несовершеннолетним, то он (все же) принуждается содержать неимущего отца:
 ибо нужно основательно сказать, что было бы несправедливейшим, если бы отец находился в нужде, когда сын обладает средствами... § 15. Сын, являющийся военнослужащим и обладающий средствами, должен в силу сыновней любви содержать своих родителей. § 16. Хотя в силу естественного разума родитель должен получать содержание от сына, однако сын, как указано в рескрипте, не принуждается уплачивать его (отца) долги. § 17. В рескрипте указано также, что наследники сына не могут быть принуждены против их воли давать то, что сын, будучи в живых, давал по долгу сыновней любви, [разве что отец впал в крайнюю бедность]. § 18. Судьи производят исследование дел между патронами и вольноотпущенниками, если предъявлено требование о предоставлении им алиментов; поэтому если они отрицают тот факт, что они являются вольноотпущенниками, то нужно это исследовать; если будет установлено, что они вольноотпущенники, то лишь тогда следует присудить их к предоставлению алиментов. Однако решение о предоставлении алиментов не отнимает у вольноотпущенника возможности бороться против решения путем преюдициального разбирательства, если он отрицает тот факт, что он является вольноотпущенником. § 19. Алименты должны быть предоставляемы сообразно с имущественным положением, а именно нуждающимся патронам; впрочем, если у них имеется возможность самим содержать себя, то обязанности судьи прекращаются. § 20. Может составить предмет обсуждения, должны ли быть предоставляемы алименты только патронам или же и детям патронов. И я думаю, что по исследовании дела судья должен постановить о предоставлении алиментов и детям патронов - но не столь легко, как патронам, но иногда нужно постановить о предоставлении алиментов им самим22, ибо вольноотпущенники должны
 21 Onera - тяготы, бремя.
 22 Детям патронов.
 
 оказывать повиновение (obsequium) не только патронам, но и их детям. § 21. И вольноотпущенник, освобожденный от рабства матерью, обязывается предоставлять алименты (и ее детям)... § 24. И вольноотпущенница обязывается предоставлять алименты патрону. § 25. Судья (arbiter) должен вынести решение об алиментах в пользу патрона, установив, какой размер (алиментов) соответствует имущественному положению... и алименты предоставляются до тех пор, пока у вольноотпущенника имеется излишек, а у патрона - недостаток.
 6. (Модестин). Если патрон не предоставляет алиментов вольноотпущеннику, который требует их, то патрон наказывается утратой права на то, что возложено на вольноотпущенника вследствие предоставления ему свободы23, и права на наследство вольноотпущенника; он не находится в необходимости предоставить алименты, хотя бы и мог24. § 1. Приводится такая конституция императора Коммода: "Когда доказано, что патроны подвергались насилию со стороны бесчестных вольноотпущенников, или что им нанесены удары жестокой рукой (вольноотпущенника), или же что (патроны) покинуты в трудном положении, обусловленном бедностью или болезнью, то прежде всего (вольноотпущенники) возвращаются под власть патронов и принуждаются служить господам; если же этого недостаточно, чтобы напомнить им (об их обязанности), то презес присуждает их покупателю и цена предоставляется патрону"...
 9. (Павел). На имущество находящихся в живых вольноотпущенников патроны или дети патронов не имеют вообще никакого права; лишь в тех случаях, когда они докажут презесам, что они слабы и больны, имеется основание для оказания им помощи путем предоставления им ежемесячных алиментов их вольноотпущенниками; это право видно из многочисленных конституций принцепсов.
 Титул IV. Об осмотре беременной женщины и об охране ребенка (De inspiciendo ventre25 custodiendoque partu)
 1.(Ульпиан). Во времена божественных братьев (императоров Марка Аврелия и Люция Вера) произошел такой случай, что муж утверждал, что его жена беременна, а жена это отрицала, и божественные братья, у которых просили решения, дали Валерию Присциану, городскому претору, рескрипт в следующих словах: "Рутилий Север предъявляет требование по вопросу, который, по-видимому, является новым, и он желает, чтобы был приставлен наблюдатель к его жене, которая с ним развелась и которая утверждает, что она не является беременной; и поэтому никто не удивится,
 23 Имеется в виду право патрона на послушание, почтение и услуги со стороны вольноот пущенника.
 24 Взыскание алиментов с патронов не производится принудительно. Последствием непредоставления патроном алиментов является лишь утрата им перечисленных выше прав.
 25 Venter - чрево, плод, находящийся в утробе матери.
 567
 
 если мы дадим решение и новое средство помощи. Если он будет настаивать на своем требовании, то является удобнейшим, чтобы был избран дом вполне честной женщины, в который явилась бы Домиция, чтобы там осмотрели ее три повивальные бабки, испытанные в своем деле и честности, которые будут тобой назначены; и если все они или двое из них заявят, что она представляется беременной, то следует убедить женщину, чтобы она допустила наблюдателя, как если бы она сама это требовала... Если же все или большинство (повивальных бабок) заявляют, что она не беременна, то не будет никакой причины для наблюдения". § 1. Из этого рескрипта явственно вытекает, что не применяется сенатусконсульт о признании детей в тех случаях, когда женщина скрывает или даже отрицает свою беременность. И это является основательным: ибо плод чрева до рождения является частью женщины или (ее) чрева; после же того, как ребенок рожден женщиной, муж в силу своего права может путем интердикта требовать от женщины (своего) сына или (требовать), чтобы он ему был предъявлен или чтобы ему было разрешено увести с собой (сына)... § 2. Согласно этому рескрипту, женщина может быть вызвана к претору и может быть там спрошена, считает ли она себя беременной, [и она может быть принуждена дать ответ]. § 3. Как быть, если она не ответит или не явится к претору? Подвергнем ли мы ее наказанию, указанному в сенатусконсульте, т.е. мужу будет разрешено не признать (ребенка своим)? Но предположим, что муж не будет этим удовлетворен, так как он более желает быть отцом, чем быть лишенным сына. Поэтому она должна быть принуждаема имеющимися у претора средствами явиться в суд (in ius ) и, если явится, дать ответ; от нее могут быть взяты залоги и проданы, если она окажет неповиновение, или же на нее могут быть наложены штрафы. § 4. Как быть, если, будучи спрошенной, она скажет, что беременна? Должен быть соблюден порядок, указанный в сенатусконсульте; если же она будет отрицать, то претор, согласно этому рескрипту, должен назначить повивальных бабок. § 6. Также претор должен избрать дом честной матроны, в который женщина должна прибыть, чтобы она могла быть (там) осмотрена. § 7. Как быть, если она не допустит осмотра или не придет в дом? Равным образом претор должен вмешаться в силу своей власти. § 10. Об осмотре беременной женщины и об охране того, кто родится, претор говорит так: "Если женщина после смерти мужа говорит, что она беременна, то она должна озаботиться, чтобы дважды в месяц было сделано заявление тем, к кому относится это дело, или их прокураторам, - дабы они могли послать в случае желания (лиц) для осмотра беременной женщины. Посылаются свободные женщины в числе лишь пяти, и они совместно производят осмотр, с тем чтобы ни одна из них во время осмотра не касалась живота женщины против ее воли. Женщина должна находиться во время родов в доме честнейшей женщины, которую я назначаю. Женщина должна за 30 дней до предполагаемого ею срока родов сообщить это дело тем, к кому это относится, или их прокураторам, дабы они послали в случае желания (лиц) для охраны ребенка. В комнате, где женщина будет рожать, не должно быть более одного выхода; если будет
 568
 
 больше, то (все выходы, кроме одного), должны быть заколочены досками с обеих сторон. А перед входной дверью должны нести стражу три свободных мужчины и три свободные женщины с двумя часовыми. Если женщина пойдет в эту комнату, (где находятся наблюдатели), или в какую-либо иную, или в баню, то наблюдающие, если захотят, осматривают заранее это (помещение) и обследуют тех, кто туда входит. Наблюдавшие, помещенные перед комнатой, если захотят, обследуют всех, кто входит в комнату или в дом. Когда начинаются роды, то женщина сообщает тем, к кому относится это дело, или их прокураторам, дабы они послали, если желают, (лиц) для присутствия при родах. Посылаются свободные женщины в числе лишь пяти, с тем чтобы, кроме двух повивальных бабок, в этой комнате было не более десяти свободных женщин, а рабынь - не более шести. Те, которые должны быть внутри этой комнаты, обследуют всех, находящихся в этой комнате, (для выяснения), не является ли кто-либо из них беременной. Там находится не менее трех светильников, так как потемки создают удобство для подмены (ребенка)26. Ребенка, который родится, показывают тем, к кому относится это дело, или их прокураторам, если они захотят. Ребенок воспитывается у того, кому это приказал родитель (умерший отец). Если же родитель не сделал никакого распоряжения или то лицо, у которого согласно распоряжению отца должен воспитываться (ребенок), не примет на себя этой заботы, то я по исследовании дела установлю, у кого должен воспитываться (ребенок). Лицо, у которого будет воспитываться ребенок, показывает его в том месте, в котором оно пожелает это сделать: до достижения ребенком трех месяцев - дважды в месяц, с этого времени до достижения шести месяцев - раз в месяц, с момента достижения ребенком шести месяцев до годичного возраста - раз в два месяца, с момента достижения ребенком годичного возраста до того времени, как ребенок начнет говорить,раз в шесть месяцев. Если кому-либо не будет дозволено производить осмотр беременной женщины27, или быть наблюдателем, или присутствовать при родах, или будет совершено какое-либо действие, в силу которого не будет иметь места то, что изложено выше, то по исследовании дела я не дам родившемуся ребенку владения. Или же если не будет дозволено осмотреть ребенка, как это предусмотрено выше, то я обещаю дать иски тем, которым по моему эдикту дается владение (наследственным имуществом), если я признаю наличие уважительной причины; ему же (ребенку) не дам (исков) ". [Хотя (этот) эдикт претора является весьма ясным, однако не следует оставлять без внимания его толкования.] § 12. Женщина, конечно, должна сделать заявление тем, кто заинтересован в том, чтобы не было рождения ребенка, так как они намереваются получить все наследство или часть его в порядке законного наследования или по завещанию. § 13. Но если и раб назначен наследником на случай, что никто не родится, то, как пишет Аристон, и этому рабу должно быть предоставлено по усмотрению претора хо-
 26 Слова "так как... подмены", вероятно, не входят в текст эдикта и принадлежат Ульпиану.
 27 Сама беременная женщина не допустит осмотра.
 569
 
 тя не все28, но кое-что относящееся к наблюдению за рождением. Я считаю это мнение правильным. Ибо представляет государственный интерес, чтобы ребенок не был подменен, чтобы было ограждено достоинство сословий и семейств. Поэтому и указанный раб, которому дана надежда на наследство, каков бы он ни был, должен быть выслушан, так как он ведет дело и общественное и свое... § 15. Сказанное претором о том, что по исследовании дела он не даст владения (наследственным имуществом) или откажет в исках, имеет и то значение, что если в силу неопытности что-либо из долженствующего быть выполненным согласно указанию претора будет опущено, то это может и не вредить ребенку. Ибо какое будет положение, если не будет совершено нечто незначительное из того, что указал претор, и ребенку будет отказано во владении имуществом; следует рассмотреть обычай (mos) (данной) области, и сообразно с этим обычаем следует установить наблюдение и за беременной женщиной, и за рождающимся ребенком.
 Титул V. Если женщина введена во владение (наследственным имуществом) для ребенка, находящегося в утробе, и будет указано, что это владение перешло к другому в силу злого умысла (Si ventris nomine muliere in possessionem missa eadem possessio dolo malo ad alium translata esse dicatur)
 1. (Ульпиан). Посредством этого эдикта претор весьма правильно заботится о том, чтобы, в то время как он обещает владение в интересах ребенка, другим не было дано возможности учинения грабежа. § 1. Поэтому он установил иск к женщине, которая по злому умыслу передала это владение другому лицу. Претор наказывает не только женщину, но и того, в чьей власти она находилась, конечно, если по их умыслу другое лицо было допущено к владению; и (претор) обещает иск к этим лицам в такой сумме, которая соответствует убыткам предъявившего иск. § 2. Претор делает необходимое дополнение: кто получит владение путем умысла, тот принуждается оставить владение; он (претор) принуждает его оставить владение [не] своей преторской властью или силой служащих (претора), [но он поступит лучше и справедливее, если он передаст дело в обычный суд посредством интердикта...].
 Титул VI. Если указывается, что женщина путем ложного требования получила владение для ребенка, находящегося в утробе (Si mulier ventris nomine in possessione calumniae causa esse dicetur)
 1. (Ульпиан)....Настоящий эдикт исходит из того же основания, как предыдущий. Подобно тому как женщине легко дается владение имуществом для ребенка, находящегося в утробе, так же претор не должен оставлял
 " Не все права, предоставляемые претором лицам, заинтересованным в получении наследства, если рождение не произойдет.
 570
 
 безнаказанным ее ложное требование. § 2. Считается получившей владение в силу ложного требования женщина, которая знала, что она не является беременной, и пожелала получить владение.
 Титул VII. О конкубинах (De concubinis)
 1. (Ульпиан). Женщина, состоящая в конкубинате29, может ли уйти против воли патрона и вступить в брак или в конкубинат с другим лицом? В отношении конкубины я одобряю тот взгляд, что ей следует отказать в браке30, если она покинула патрона против его воли, так как более соответствует чести патрона иметь вольноотпущенницу в качестве конкубины, чем в качестве матери семейства31. § 1. Я соглашаюсь с Атилицином и думаю, что можно, не опасаясь совершения преступления, иметь в качестве конкубин только тех женщин, над которыми не совершается растления. § 2. Если кто-либо имел в качестве конкубины женщину, осужденную за прелюбодеяние, то я не считаю, что он несет ответственность по Юлиеву закону о прелюбодеяниях, хотя если бы он сделал эту женщину своей женой, то он несет ответственность. § 3. Если женщина была конкубиной патрона, а затем стала конкубиной (его) сына или внука либо наоборот, то я не считаю, что она поступает правильно, ибо такого рода союз является почти греховным и потому такого рода преступление должно быть запрещено. § 4 Ясно, что можно иметь конкубину любого возраста, если ей не меньше 12 лет.
 3. (Марциан). Находиться в конкубинате может и вольноотпущенница другого лица, и свободнорожденная, [и главным образом такая (женщина), место рождения которой неясно или которая продавала свое тело. Если же кто-либо предпочтет иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорожденную, то это не разрешается без заявления перед свидетелями. Но необходимо или взять эту женщину в качестве жены, или же при отказе от этого вступить с нею во внебрачную связь]32...
 4. (Павел). Является ли женщина конкубиной,- этот вопрос разрешается лишь на основании направления воли.
 5. (Павел). Тот, кто занимает какую-либо должность в провинции, может иметь конкубину из этой провинции.
 29 Речь идет о вольноотпущеннице, состоящей в конкубинате с пац
 30 За ней не признается право вступить в брак.
 31 Давно отмечена несогласованность двух частей этого фрагмента.
 32 Stuprum - это слово означает всякого рода сожительство со сво( брака. Слово это в зависимости от контекста может означать также и
 571
 
 Титул I. Об опека (De tutelis)
 1. (Павел). Как определяет Сервий, опека есть установленная и разрешаемая цивильным правом сила и власть над свободным лицом для защиты того, кто вследствие возраста не в состоянии защищаться самостоятельно... § 2. Немой не может быть назначен опекуном, так как он не может совершать утверждения . § 3. Глухой не может быть назначен опекуном, и многие, в том числе и Помпоний в 69-й книге Комментария к эдикту, доказывают это тем, что опекун должен не только говорить, но и слушать...
 3. (Ульпиан)... § 2. Если подопечный или подопечная желают вести судебное дело против своего опекуна, назначенного в законном порядке, или если опекун хочет вести против них судебное дело и испрашивается для этой цели назначение попечителя, то назначается ли попечитель по требованию их самих (подопечных) или же и по требованию противника? И нужно знать, что при предъявлении ими иска или при предъявлении иска к ним может быть назначен попечитель, но не иначе, как если бы об этом просил тот, к кому следует назначить попечителя. Далее Кассий в 6-й книге ("Книг о цивильном праве") писал, что в качестве такого попечителя может быть назначен только присутствующий и попечитель может быть назначен только к лицу, присутствующему и заявляющему об этом требование, а потому попечитель не может быть назначен к ребенку2. Тот же Кассий говорит, что если подопечный не хочет просить о назначении попечителя, чтобы избегнуть предъявления к себе иска, то он должен быть принужден претором...
 6. (Ульпиан)... § 1. Установлено, что презесы провинций не могут назначить опекуна под условием, и если опекун назначен (под условием), то это назначение не имеет никакой силы. Так говорит Помпоний; дополнение же, которое делают презесы провинций: "я назначаю опекуном, если (назначаемый) представит обеспечение", содержит в себе не условие, но напоминание о том, что данному лицу не иначе будет предоставлено опекунство, как если он представит обеспечение, [т.е. ему будет разрешено вести дела не иначе, как если он обеспечит сохранность имущества и целости]. § 2. Назначение опекуна не является атрибутом высшей власти (imperium) или юрисдикции, но может быть производимо тем, кому это специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или принцепсом. § 3. Несовершеннолетнему глухому может быть назначен опекун. § 4. Ясно, что опекун не может быть назначен к лицу, отец которого находится во власти врагов; но если (опекун) назначен, то может возникнуть вопрос, не
 ' Auctoritas - утверждение опекуном юридических актов, совершаемых подопечным 2 Infanti - имеется в виду ребенок, не достигший семи лет.
 572
 
 является ли назначение неопределенным3. И я не думаю, что назначение имеет силу; ведь после возвращения отца (сын или дочь) вновь поступают под его власть, как если бы отец никогда не был в плену у врагов. Но к имуществу должен быть назначен попечитель, чтобы имущество не погибло за этот промежуток времени4.
 7. (Ульпиан). Если претор назначил сына семейства опекуном и если отец признал опекунство, то он отвечает в полном объеме; если же не признал, то (отвечает) лишь в объеме пекулия. Считается признавшим (опекунство) тот, кто или вел дела, или дал согласие сыну, ведущему дела, или вообще касался дел опеки. Поэтому если некто написал сыну, чтобы тот заботливо вел дела опеки, "так как, сказал он, ты должен знать, что ущерб возлагается на нас", то я сказал, что это лицо считается признавшим (опекунство). Конечно, если он лишь напоминал5 сыну, то он не считается признавшим...
 13. (Помпоний). Может быть назначен и попечитель к лицу, имеющему опекуна, по причине болезни опекуна или его старческого возраста;
 назначенный признается скорее управляющим делами, чем попечителем. § 1. Имеется и помощник по опекунству, назначать которого претор обычно разрешает опекунам, которые не имеют возможности справиться с управлением опекой; однако (разрешение дается) с тем, что они (опекуны) назначают (помощника) на свою ответственность.
 14. (Ульпиан). Если несовершеннолетние усыновлены или подопечные подвергнуты высылке, то они перестают иметь опекунов. § 1. Так же, если подопечный обращен в рабство, то опека заканчивается. § 2. Также и другими способами опекуны перестают быть (опекунами), если, например, кто-либо захвачен в плен врагами - будь то подопечный или опекун. § 3. Если кто-либо был назначен на время, то с истечением (этого) времени опекун перестает быть опекуном. § 4. Кроме того, перестает быть опекуном тот, кто устранен (от опекунства) как подозрительный. § 5. И если кто-либо был назначен под определенным условием , то равным образом при осуществлении условия он перестает быть опекуном...
 16. (Гай). [По большей части] опекунство является обязанностью мужчин. § 1. И следует знать, что никакая опека не переходит на другое лицо в силу наследственного права: но опекунство, учреждаемое в силу закона, переходит к [совершеннолетним] детям мужского пола; другие опекунства не переходят.
 17. (Павел). Существуют многочисленные сенатусконсульты о том, что вместо безумного, и немого, и глухого опекуна назначаются другие опекуны.
 3 Не зависит ли действительность назначения от последующих событий, в частности от возвращения отца из плена.
 4 За промежуток времени между взятием отца в плен и его возвращением
 5 Давал советы.
 6 Был назначен опекуном до наступления какого-либо события.
 573
 
 18. (Нераций). Женщины не могут быть назначены опекунами, так как это обязанность мужчины, [разве что они (женщины) особенно просили принцепса предоставить им опекунство над их детьми].
 Титул II. О завещательной опеке (De testamentaria tulela)
 1. (Гай). По закону XII таблиц родителям (отцам семейств) разрешено назначать в завещании опекунов к своим детям как женского, так и мужского пола, если только (дети) находятся в их власти7. § 1. Мы должны также знать, что родителям разрешается назначать по завещанию опекунов к детям, которые родятся после смерти родителей8, или к внукам, или к прочим детям, которые находятся в таком положении, что если бы они родились при жизни отца, то они поступили бы под его власть, и если завещание не явится недействительным...
 4. (Модестин). Отец может назначить опекуна к сыну, незначенному наследником или лишенному наследства; мать же - лишь к сыну, назначенному наследником, и признается, что она назначает опеку скорее над имуществом, чем над личностью. Но нужно произвести исследование о лице, назначенном опекуном по завещанию матери9, тогда как опекун, назначенный отцом, хотя бы он был назначен не сообразно с правом, утверждается без производства исследования, разве что то основание, в силу которого он, по-видимому, был назначен, изменилось, например если он из друга обратился во врага или из богатого сделался бедным...
 10. (Ульпиан)... § 4. Чужой раб может быть назначен опекуном таким образом: "если он будет свободным, то он будет опекуном". Если даже он назначен без указания условия, то считается, что содержится условие:
 "когда будет свободен"...
 12. (Ульпиан). В силу завещания опекун не может быть назначен (для заведования) определенными предметами или делами и (не может быть назначен) с устранением его от управления имуществом10,
 13. (Помпоний) и если будет назначен (таким образом), то все назначение не имеет никакой силы,
 14. (Марциан) ибо (опекун) назначается к личности, а не к предмету или к делу.
 15. (Ульпиан). Если, однако," опекун назначается для (заведования) имуществом, находящимся в Африке или в Сирии, то назначение допускается, ибо такое право мы применяем.
 7 В книге "Правил" Ульпиана сказано: "Назначенные в завещании поименно опекуны утверждаются в силу того же закона XII таблиц, слова которого таковы: "Как распорядится о своем имуществе (pecunia) и об опеке над своими делами, так и будет правом" (II, 14). По современным реконструкциям это правило включается в 5-ю таблицу.
 8 Если после смерти отца осталась беременная жена.
 9 Исследование о пригодности этого лица.
 10 Опекун не может быть назначен только к личности подопечного.
 574
 
 16. (Ульпиан). Если кто-либо назначает опекуна таким образом: "я на значаю опекуна к моим сыновьям", то он находится в таком положении, что он рассматривается как назначивший опекуна и к сыновьям и к дочерям ибо названием "сыновья" объемлются и дочери...
 17. (Ульпиан). Несомненно, что опекуны, назначенные по завещанию, не принуждаются предоставить обеспечение в том, что имущество будет сохранено; но тем не менее если кто-либо предлагает обеспечение с тем, чтобы он один управлял (опекой), то он должен быть выслушан, как это предусмотрено в эдикте. Но претор правильно объявляет и другим ' об указанном условии на случай, если и они захотят предоставить обеспечение, [ибо если и они готовы предоставить обеспечение, то они не должны быть устранены (от опекунства) в силу предложения другого лица12. Но, конечно, если все предоставили обеспечение, то все заведуют (опекунством). § 1. Но не во всех случаях предпочтение должно быть оказываемо тому, кто дает обеспечение: ибо что происходит, если это лицо является подозрительным лицом или лицом, заклейменным позором, которому не должно быть предоставлено опекунство даже при условии предоставления им обеспечения? Или если лицо уже допустило много бесчестных поступков, будучи опекуном? Но должен ли он быть отстранен и отброшен от опекунства, вместо того чтобы быть единственным управителем? И опекуны, не дающие обеспечения, не должны необдуманно быть отстраняемы (от опекунства), так как в большинстве случаев не должны быть отбрасываемы дельные и состоятельные и честные опекуны, хотя бы они не предоставили обеспечения;
 действительно, им не должен быть отдаваем приказ предоставить обеспечение]...
 18. (Каллистрат). Если несколько лиц готовы предоставить обеспечение, то предпочтение должно быть отдано более состоятельному, так что производится сравнение личностей опекунов и поручителей...
 20. (Павел)... § 1. В силу завещания мы можем назначать опекуном кого угодно, будь то претор или консул, так как закон XII таблиц это подтверждает...
 26. (Папиниан). Согласно нашему праву, напрасным является завещательное распоряжение отца, в силу которого матери вверяется опека над их общими детьми. И если презес провинции в силу своей неопытности распорядился о выполнении (такой) воли отца, то его преемник правильно не следует этому распоряжению, которое не признается нашими законами...
 29. (Папиниан). По мысли Либонианова сенатусконсульта13 не явится опекуном тот, кто сам вписал себя в завещании опекуном над подопечным. Если же воля отца, [объявившего об этом своею рукой], является несомненной14, то я дал ответ такого содержания: следует назначить его попе-
 '' Назначенным по завещанию опекунам.
 12 Ввиду того что другое лицо предложило предоставить обеспечение.
 13 Senatusconsultum Libonianum состоялся в 16 г.
 14 Воля отца, выразившаяся в подписании завещания, если установле была сделана сознательно.
 575
 

<< Пред.           стр. 20 (из 22)           След. >>

Список литературы по разделу