<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 41. Познание в философии Спинозы
 42. Жизнь и творчество Никола Мальбранша
 43. Окказионализм в нововременной философии
 44. Познание в учении Мальбранша
 45. Проблема души в философии Мальбранша
 46. Жизнь и творчество Блеза Паскаля
 47. Наука в философской системе Паскаля
 48. Паскалевское понимание прогресса
 49. Доводы разума и сердца в философии Паскаля
 50. Антропология Паскаля
 51. Величие человека в антропологии Паскаля
 52. Ничтожество человека в антропологии Паскаля
 53. Человек как “мыслящий тростник” в учении Паскаля о человеке.
 54. Готфрид Вильгельм Лейбниц: жизнь и творчество
 55. Методология Лейбница
 56. Доводы Лейбница против материализма
 57. Плюрализм в философии Нового времени
 58. Лейбницевская теория “предустановленной гармонии”
 59. Укажите спорные моменты в философии Лейбница
 60. Зло в философии Лейбница
 61. Идея “репрезентации” в логике Лейбница
 62. Логика Лейбница
 63. Жизнь и творчество Христиана Вольфа
 64. Какие средства, по мнению Вольфа, необходимы для воспитания человека?
 65. Главная цель метафизики в философии Вольфа
 66. Систематизация философии Лейбница Вольфом
 67. Значение философии Вольфа
 68. Джамбаттиста Вико: жизнь и творчество
 69. Концепция истории в философии Вико
 70. Теория трёх циклов Вико.
 
 Экзаменационные ответы
 1. Проблема разума в нововременной философии
 Мыслители Нового времени были убеждены в том, что рассуждать о разуме значило, таким образом, анализировать коренные проблемы философии. В XVIII в. философы чаще всего понимали “разум” как одну из присущих человеку познавательных способностей, благодаря которой он мыслит, формирует понятия, оперирует ими. В рациональной деятельности они выделяли два аспекта — мыслительную деятельность, основанную на опыте, то есть мышление посредством рассуждения, доказательства, расчёта и т. д., и деятельность мысли, превосходящую опыт.
 2. Важнейшие черты философии Нового времени
 Важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой – это новаторство. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность унаследованные знания. Критика “идолов” у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: пересматривалось старое знание, для нового звания отыскивались прочные рациональные основания. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии Нового времени.
 3. Роль метода в нововременной философии
 Метод — оружие не одной только науки. Когда Декарт писал о правилах, он не случайно вспоминал труд обойщиков, ткачей. А можно было бы говорить и о строителях, создателях машин — словом обо всех, в чью деятельность новая эпоха вносила эффективность, порядок, организацию. XVII в. иногда называют “веком Декарта”. Дело в том, что полемика вокруг его идей была в центре духовной жизни этого столетия. Не могут ошибаться исследователи, указывающие на связь декартовских идей метода, рационального порядка, организации и того стиля архитектуры, быта, жизнеустроения, который именуется “барокко”.
 4. Жизнь и творчество Рене Декарта
 Рене Декарт (1596 – 1650) родился в знатной семье. Окончив престижную иезуитскую школу, Декарт поступил на военную службу. Именно там проявилось его увлечение математикой. В 1629 году философ переезжает в Голландию, где занимается научными трудами. В 1649 году принимает приглашение шведской королевы Христины и едет в Швецию, где помогает в основании Академии Наук. Декарт разработал теорию метода, внёс неоценимый вклад в математику, геометрию.
 5. Методология Декарта
 Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному древу, корни которого – метафизика, ствол – физика а ветви — механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой оно увенчивается. Таков общий архитектонический проект здания науки и философии, предложенный Декартом
 6. Истоки методического сомнения Декарта
 Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания, в том числе и те, относительно истинности которых имеется давнее и прочное согласие (что в особенности относится к математическим истинам) подлежат проверке сомнением. Причём теологические суждения о Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо — по крайней мере временно — оставить в стороне суждения о тех предметах и целокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям.
 7. Смысл методического сомнения Декарта
 Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое высказывание: в нём пойдет речь о чём-то таком, в существовании чего уже никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Его цель — отнюдь не частные, второстепенные по значению знания. В итоге сомнения и — парадоксальным образом, несмотря на сомнение, — должны выстроиться, причём в строго обоснованной последовательности, несомненные, общезначимые принципы знаний о природе и человеке.
 8. Раскройте смысл изречения Декарта: “Я мыслю, следовательно, я существу”.
 Знаменитое cogito ergo sum – я мыслю, следовательно, я есть, я существую - рождается, таким образом, из картезианского сомнения и в то же время становится одним из позитивных первооснований, первопринципов его философии. В момент, когда мы отвергаем. всё то, в чём можем усомниться, не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем: действительно, нежелание признать это Не может помешать нам, несмотря на всю необычность такого предположения, поверить, что заключение “я мыслю, следовательно, я существую” истинно, и это — первое и самое надежное, что предстает перед организованной мыслью.
 9. Как Декарт объяснял правила собственного метода?
 Декарт по правилам метода получает первую определённость cogito. Однако эта определённость не просто одна из многих истин. Это истина, которая, будучи постигнута, сама формирует правила, ведь она обнаруживает природу человеческого сознания как res cogitans, прозрачного для себя самого. Всякая другая истина будет воспринята только в той мере, в какой приравнивается и сближается с этой предельной самоочевидностью. Отныне и впредь любое знание найдёт опору в этом методе не потому, что он обоснован математически, а потому, что метод обосновывает математику, как и любую другую науку
 10. Метафизика Декарта
 Метафизическая система Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанции: протяжённой и мыслящей, что является основой дуализма. К вопросу о существовании материального мира Декарт переходит, углубляя идеи, полученные из внешней реальности. Что существование материального мира возможно, следует из факта, что он является объектом геометрических доказательств, основанных на идее протяжённости (extensa), тем более, что сознание не вторит а хранит его. К тому же в нас проявляется способность, не сводимая к разуму, – способность воображения и чувства.
 11. Дуализм Декарта
 Основание картезианского дуализма заключается в том, что метафизическая картина состоит из мира духовного (res cogitans) и материального мира (res extensa). Они равноправны, независимы и между res cogitans и res extensa не существует промежуточных ступеней. Как человеческое тело, так и царство животных должны получить наравне с физическим миром удовлетворительное объяснение в терминах механики, вне какой бы то ни было иррациональной доктрины. Декарт утверждает: “Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определённый цвет или воздействующих на наши чувства каким-нибудь способом, но лишь в том, что это – субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину”.
 12. Как Декарт понимал сущность человека?
 Антропологии или учению о человеке Декарт особое место в своей философской системе. В отличие от всех существ человек объединяет в себе две субстанции, res cogitans и res extensa, являясь местом встречи двух миров или, в традиционных терминах, души и тела. Гетерогенность res cogitans относительно res extensa означает прежде всего, что душа не отождествляется с жизнью в градации её типов от растительной до чувствующей и рациональной.. Душа и тело – две реальности, не имеющие ничего общего.
 13. Проблема души в философии Декарта
 Душа – это мысль, а не жизнь, и отделение её от тела не означает смерть, которая обусловлена причинами физиологического порядка. Душа непротяженна. Душа и тело – две реальности, не имеющие ничего общего. Однако наш опыт свидетельствует о постоянном души и тела как видно из факта произвольных перемещений тел и ощущений, отражаемых в душе. Декарт пишет: “Недостаточно представление, что она (душа) в теле, как боцман на корабле; она неизбежно должна быть соединена с ним более тесно”. Это взаимопроникновение происходит в шишковидной железе.
 14. Этическая система Декарта
 Смысл картезианской этики – медленное и методичное подчинение воли разуму. Идентифицируя добродетель с разумом, Декарт предлагает “выполнять подсказываемое разумом, даже если чувства говорят об обратном”. Изучение страстей и их проекций в душе делает более реальным примат разума над волей и страстями. Свобода воли реализуется только подчинением логике порядка. “В картезианском универсуме порядок и свобода не являются двумя взаимоисключающими терминами. Ясность и отчетливость, гарантирующие порядок, – в то же время условие объяснения свободы.
 15. Основы декартовской физики
 Основной принцип декартовской физики – это принцип сохранения, согласно которому количество движения остается постоянным, вопреки деградации энергии, или энтропии. Второй – принцип инерции. Исключив из материи все свойства, Декарт объясняет любое изменение направления только толчком со стороны других тел. Тело не остановится и не замедлит своего движения, если только его не остановит другое тело. Движение само по себе стремится сохранить направление, приобретенное в самом начале.
 16. Жизнь и творчество Томаса Гоббса
 Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье приходского священника. Гоббс в совершенстве выучил греческий и латинский языки По окончании Оксфордского университета Гоббс с 1608 г. наставником Чарлза Стюарта (будущего короля Карла II). Долгие годы он жил и творил во Франции. Последние годы жизни учёного были омрачены жесточайшими спорами и критикой его весьма смелого для той эпохи философского учения, гонениями со стороны крайних клерикалов и роялистов, а, главное, обвинениями в ереси и атеизме, от которых ему пришлось защищаться. Гоббс умер в декабре 1679 г. на 92 году.
 17. Как Гоббс понимал смысл и назначение философии?
 Прежде чем говорить непосредственно о философии природы Гоббса, необходимо вначале выяснить его понимание философии. Философия, согласно Гоббсу, “врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах”. Но лишь немногие отваживаются обратиться к философии новой, оставившей позади прежние предрассудки. Философия, - по определению Гоббса, - есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действии”.
 18. Понятие тела в философии Гоббса
 Одно из центральных понятий философии Гоббса это понятие – тела. “Телом” согласно Гоббсу, может быть названа и большая совокупность вещей и явлений - например, можно говорить о “государственном теле. “Тело” – это то, что имеет свойства, что подвержено возникновению или уничтожению. Опираясь на такое понимание, Гоббс прежде всего изгоняет из философии целые разделы, которые прежде в неё включались: философия исключает теологию, учение об ангелах, всякое знание, “имеющее своим источником божественное внушение или откровение”.
 19. Истина в трактовке Гоббса
 “Истина, – говорит Гоббс, – не есть свойство вещей; она присуща одному только языку”. Если мышление сводится к произвольному обозначению вещей и сочетанию имён в предположениях, то истина неизбежно превращается в особое свойство высказываний, предложений, в свойство языка. При этом речь идёт не о “принципах”, “истинах” здравого смысла, но об основах тогдашней науки. Вопрос, следовательно, стоит иначе, чем у Гоббса: каковы свойства истины (и истинного познания), которые только обнаруживаются, а не формируются в процессе коммуникации, т. е. в процессе “обмена” знаниями и познаниями.
 20. Методология Гоббса
 Методологически Гоббс разделяет философию на две основные части – на философию природы (она охватывает предметы и явления, которые называют естественными, поскольку они являются предметами природы”) и философию государства, в свою очередь подразделяемую на этику (которая трактует о склонностях и нравах людей”) и политику. Философия государства охватывает “предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей” .
 21. Философия природы Гоббса
 В первой части философии природы Гоббс рассуждает о движении, где главенствует философия механистической физики и геометрии. Эта первая часть также сводится к применению таких категорий, как причина и действие, возможность и действительность. Для Гоббса это скорее “материалистическая”, чем собственно физическая часть философии природы. И он начинается опять не с тел физики, а с раздела “Об ощущении и животном движении”. Задача исследования тут определяется так: “исходя из явлений или действий природы, познаваемых нашими чувствами, исследовать, каким образом они если и не были, то хотя бы могли быть произведены”. “Феноменом же, или явлением, называется то, что видимо, или то, что представляет нам природа”.
 22. Человек в философии Гоббса
 Человек является частью природы и не может не подчиняться её законам. Эту истину, ставшую аксиомой для философии его века, Гоббс тоже считает фундаментальной и вполне ясной. Поэтому надо начать, рассуждает философ, с утверждения таких свойств человека, которые принадлежат его телу как телу природы. А затем плавно совершить переход от рассмотрения человека как тела природы к природе человека, т. е. его сущностном свойстве. Телу человека, как и любому телу природы, присущи: способность двигаться, обладать формой, занимать место в пространстве и времени
 23. Этическая концепция Гоббса
 Этические взгляды Гоббса основываются на “естественном законе”. “Естественный закон (lex naturalis), – пишет Гоббс, – есть предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни”.
 24. Политическая философия Гоббса
 Итак, от утверждения естественного равенства Гоббс переходит к мысли о неискоренимости войны всех против всех. Резкость и, можно сказать, безжалостность, с какой Гоббс сформулировал эту мысль, отталкивала его современников. Но на деле их согласие с Гоббсом было глубоким: ведь все крупные философы тоже считали, что люди “от природы” скорее заботятся о себе, чем об общем благе, скорее вступают в борьбу, чем воздерживаются от конфликта, и что направленность на благо других людей в индивиде необходимо особо воспитывать, прибегая к доводам разума, к различным государственным мерам и т. д.
 25. Гоббсовское понимание государства
 Гоббс представляет государство в виде Левиафана, “искусственного человека”, повествование о котором ведётся в Библии в сороковой книге Иова. Это страшное чудовище противостоит Богу и олицетворяет внеприродные силы. Гоббс считал необходимым с самого начала рассмотреть “материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека”.
 26. Разъясните смысл высказывания Гоббса: “Война всех против всех”.
 Таким образом, одной из основных категорий социально-политический системы Гоббса является категория равенства. “Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами”, – пишет Гоббс. Поэтому естественное состояние человека – это война. Война всех против всех (bella omnia contra omnes). Для предотвращения постоянных войн человеку необходима защита, которую он может найти только лишь в лице государства.
 27. Жизнь и творчество Бенедикта Спинозы
 Бенедикт Спиноза (1632-1677) – знаменитый философ из Голландии родился в семье еврейского купца. За свои смелые взгляды был отлучён от синагоги. Спасаясь от преследований фанатиков, жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифованием линз. Создал собственную мощную систему, придерживался монистических взглядов. Основные произведения: “Богословско-политический трактат”, “Этика”. Умер в городе Рейнсбурге (Голландия)
 28. Метафизическая картина мира Бенедикта Спинозы
 Метафизику Спинозы, таким образом, можно определить как – целостное учение, долженствующее философски представить единство мира и разработана она была в его трактате “Этика”. “Этика” включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе, субстанции, Боге, о человеке – его теле и душе, чувствах и разуме, а также и о собственно этико-нравственных проблемах. Но к этике в узком смысле она не сводится. Для понимания этой работы Спинозы, как, впрочем, и ряда других его произведений, следует учесть, как именно развертывается в них философствование
 29. Субстанция в философской системе Спинозы
 В части I “Этики”, посвящённой Богу, Спиноза вводит и развивает понятие субстанции (causa sui) – причины самого себя. “Под причиною самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, чья природа может быть представлена не иначе, как существующею”. От этого исходного утверждения о причине, causa sui, о спонтанной первопричине Спиноза поведет рассуждение к объединению понятий Бог, природа и субстанция
 30. Раскройте смысл монизма
 Философское учение, рассматривающее многообразие явлений мира с точки зрения единой основы (субстанции) всего существующего. Монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало – субстанция. Иными словами, дуализму Декарта или всякому иному возможному дуализму Спиноза решительно противопоставляет тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции – природе, что и является основанием монизма.
 31. Как Спиноза определяет основное дело философии?
 Спиноза разделяет мнение Декарта что главное дело философии состоит в доказательстве существования Бога. И что с такого доказательства надо начинать философию. Спиноза в определённой степени опирается на уже сделанное Декартом, уточняя и дополняя его аргументацию. Как и Декарт, Спиноза отправляется от “данности” нам (по Декарту, врожденности) идеи Бога. А если идея Бога дана, то отсюда для доказательства существования Бога следует, согласно Спинозе, ввести правила.
 32. Бог в системе Спинозы
 Бог Спинозы – это библейский Бог, на котором философ с юности сосредоточил свое внимание, но не личностный Бог с волей и разумом. Можно предположить, что Спиноза силой внедрил Его в схемы метафизики и определённых картезианских гипотез; философ считает, что воспринимать Бога как личность означало бы сделать его антропоморфным. Аналогичным образом Бог не творит по свободному выбору нечто отличное от себя; будучи не “действующей извне причиной”, а скорее “имманентной”, он, следовательно, неотделим от вещей, исходящих от его. Он не Провидение в традиционном смысле, но представляет собой безличную абсолютную необходимость.
 33. Атрибут в спинозизме
 Спиноза определяет атрибут как нечто, что ум представляет в субстанции, как принадлежащее ей. Из бесчисленного множества атрибутов мы, люди, знаем только два: “мышление” и “протяженность”. Именно эти две сотворенные субстанции (“res cogitans и res extensa”), признанные Декартом, Спиноза сводит к атрибутам.
 Кроме того, теоретически достоинства атрибутов равны, однако “мышление”, способность думать самостоятельно, должно было бы отличаться от всех других атрибутов, быть привилегированным.
 34. Понятие модуса в философии Спинозы
 Кроме “субстанций” и “атрибутов” в философской системе Спинозы существуют “модусы”. Спиноза дает следующее определение: “Под “модусом “я понимаю состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется”. Без субстанции и её атрибутов не было бы “модусов”, а мы не смогли бы их воспринимать. Точнее, следовало бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов.
 35. Отношение мира и Бога в философии Бенедикта Спинозы
 Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, не в качестве чуждой ему сущности. Он – в самом мире, “имманентен”, т. е. внутренне присущ и родственен ему. Такое толкование Бога – как причины самого себя, как имманентной причины всего сущего – позволяет Спинозе, в соответствии с традициями философского понимания, объявить Бога также и субстанцией. “Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность”.
 36. Смысл спинозовского учения о человека
 Учение о человеке, как считает Спиноза, должно помочь людям открыть такую “человеческую природу”, которая свойственна всем людям. К выполнению благородной цели, “а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству”, Спиноза и стремится направить все науки, начиная от механики, медицины и кончая моральной философией и учением о воспитании детей. Для этого необходимы не только науки. Следует, согласно Спинозе “образовать такое общество, какое желательно, чтобы как можно более многие, как можно легче и вернее пришли к этому”. Итак, у Спинозы философия благодаря учению о человеке концентрируется вокруг блага человека, его нравственного обновления и тесно связывается с изменением общества на гуманистических началах.
 37. Понятие свободы в философии Спинозы
 В антропологии Спинозы одну из важнейших ролей играет понятие свободы. Вопрос о свободе воли, разрабатывающийся в философии прошлого, решается у Спинозы весьма просто: мыслитель отождествляет волю с разумом, а потому отрицает саму необходимость вести длинные и запутанные рассуждения о свободе воли. Да и вообще абстрактные “лозунги”, касающиеся свободы, сколь бы они ни казались Спинозе привлекательными, интересуют его меньше, чем тщательная работа – уже в рамках философии человека, общества, политики - над более конкретными аспектами проблемы свободы
 38. Этическая система Спинозы
 Этическое учение Спинозы построено на моральном идеале. Воплощение его в жизнь берёт начало в метафизических и гносеологических предпосылках и предполагает этапы, которые можно сгруппировать следующим образом: 1) беспристрастное и трезвое толкование человеческих страстей; 2) переоценка понятий совершенства и несовершенства, добра и зла; 3) прогресс морали, поставленный в связь с познанием; 4) высший идеал человека – любовь к Богу. Все же страсти, пороки и безумства людей Спиноза анализирует при помощи геометрического метода.
 39. Видение Спинозой мира социальных отношений
 Человек, по мнению Спинозы, следует “законам разума”, т. е. выступает как человек в подлинном смысле слова, он является существом общественным, – такова исходная, основополагающая идея Спинозы. Выражения “разумный” и “стремящийся к общению с другими людьми человек” звучат для Спинозы как синонимы. “То, что заставляет людей жить согласно, заставляет их вместе с тем жить по руководству разума”, – таково его убеждение. Люди, живущие в соответствии с принципами разума, в глубоком смысле этого слова едины, подобны друг другу; поэтому-то они постоянно стремятся к взаимному общению.
 40. Проблема души в философии Спинозы
 В учении об аффектах у Спинозы, как и у других мыслителей XVII в., ключевым является понятие души. Вводя это понятие, Спиноза снова подчёркивает значимость методологического правила: никогда не забывать о начальной причине всех духовных реакций, а именно о воздействии тел природы на человеческое тело. Понятие “душа” приобретает у Спинозы особое, достаточно конкретное содержание. Душой он называет именно процессы осознания человеком состояний собственного тела, определяемых воздействием вещей природы, процессы, которые затем оказывают немалое влияние на всю духовную жизнь
 41. Познание в философии Спинозы
 По мнению Спинозы существует три рода познания: первый род познания – чувственный. Второй род познания – это познание рациональное. “Основы разума (ratio) составляют понятия”. Оно и есть дело ratio (разума) и intellectus (интеллекта, разума в высшем значении слова). Образцами такого познания, т. е. оперирования истинными, адекватными понятиями, Спиноза по примеру Декарта считает математику и логику. И все же интуиция, третий род познания, ставится ещё выше чисто рационального познания.
 42. Жизнь и творчество Никола Мальбранша
 Никола Мальбранш родился в 1638 г. в Париже. Он учился в Коллеж-де-ля-Марш и в Сорбонне, а после окончания учёбы Мальбранш в 1660 г. вступил в религиозную конгрегацию “Padri dell'Oratorio”, в течение нескольких лет изучал Священное Писание и труды Блаженного Августина, а в 1664 г. принял сан священника. Прочитав трактат Декарта “Трактат о человеке”, он был настолько потрясен, что решил посвятить несколько лет систематическому изучению картезианства. В 1674—1675 гг. Мальбранш опубликовал работу “Разыскания истины”, посвященную правильному методу исследования, в 1680-м — “Трактат о Природе и Благодати”, а в 1684-м — “Трактат о морали”. Изданные в 1688 г. “Беседы о метафизике и религии” представляют собой ясное изложение философии Мальбранша. Философ умер в 1715 году.
 43. Окказионализм в нововременной философии
 Развивая предпосылки картезианства, некоторые философы обострили дуализм “мышления” и “протяженности”, отрицая возможность взаимовлияния этих двух субстанций, а в качестве единственного решения проблемы взаимоотношения между ними предложили прибегнуть к Богу. Человеческая воля и мышление непосредственно на тела не воздействуют, представляя собой повод (occasio) для того, чтобы Бог принял участие в осуществлении соответствующих воздействий, таким же образом и движения тел являются случайными причинами вмешательства Бога. Эта теория была названа “окказионализмом”.
 44. Познание в учении Мальбранша
 Мальбранш развил мысль Декарта о том, что мы познаём только “идеи”, поскольку лишь они ведомы нашему разуму сами по себе, в то время как “предметы” остаются невидимыми для духа, “ибо они не могут ни воздействовать на него, ни предстать пред ним”. Все вещи, которые мы видим, являются идеями и только идеями. Не стоит возражать, что мы чувствуем сопротивление, давление тел и тому подобное; но на самом деле сопротивление, удар, давление и т. п. являются не чем иным, как “ощущениями” и “идеями”.
 45. Проблема души в философии Мальбранша
 Мыслитель не принимает традиционное понимание души как формы тела, однако при всём этом пытается развить дуализм Декарта. Между душой и телом нет метафизического единства, а следовательно, нет и взаимодействия. Душа мыслит свое тело, и она теснейшим образом связана с Богом. Любые действия души на тело в реальности представляют собой окказиональные причины, т. е. указывающие на участие воли Бога.
 46. Жизнь и творчество Блеза Паскаля
 Блез Паскаль родился в Клермон-Ферране 19 июня 1623 г. Его сестра Жильберта Перье написала замечательную биографию брата, из которой мы узнаём, что ещё подростком он удивлял всех своими вопросами и ответами относительно природы вещей. В самом начале парижской жизни Блез овладел геометрией, дойдя до 32 теоремы первой книги Евклида. В возрасте шестнадцати лет Паскаль стал автором “Опыта о конических сечениях”. В 18 лет он изобрел нечто вроде современного калькулятора, основные математические операции. В 1656 г. ещё две недели в Пор-Рояле Паскаль провел в полемике с противниками янсенизма. Паскаль умер 19 августа 1662 г. в возрасте 39 лет. Основные философские произведения: “Мысли”, “Письма к провинциалу”.
 47. Наука в философской системе Паскаля
 Во введении к “Трактату о пустоте” Паскаль подчёркивает специфические характеристики эмпирических наук и теологии. В рациональном исследовании нет места принципу авторитета. Приписывать значимость лишь древним книгам, не доверяя собственным суждениям, глупо. Реальность такова, что основы веры запредельны для природы и разума. Ум человеческий слишком слаб, чтобы достичь своими силами вершин, на которые возносит сила всемогущая и сверхъестественная”.
 48. Паскалевское понимание прогресса
 Философ считает безрассудством неприятие различных новшеств, ибо это приводит к регрессу. Именно в прогрессе знание состоит нарастание человечности: чем старше, тем мудрее. Те, кого мы зовем древними, на деле подростки, античность — детство человечества. К их мудрости мы присоединили познания следующих веков, сделав всё своим.
 49. Доводы разума и сердца в философии Паскаля
 В вопросе о границе науки существуют, по мнению Паскаля, “доводы сердца” и “доводы разума”. Паскаль пишет, что “У сердца есть свои основания (raisons), которые разум (raison) не знает”. Мыслитель считает, что порядок сердца противоположен порядку разума и иногда отождествляется с волей, интуицией, инстинктом. Паскаль убеждён, что не следует в научном познании пренебрегать доводами сердца, “тем, что идёт от сердца”, напротив, необходимо обращать внимание на эти данные. Таким образом, разум в философии Паскаля сенсализируется и иррационализируется, что является отличительной чертой его гносеологии в сравнении с гносеологией Декарта.
 50. Антропология Паскаля
 Как и для Монтеня, человек у Паскаля — главный предмет философской рефлексии. “Человек рожден, чтобы мыслить: в этом его достоинство и назначение, думать как следует — его долг. Порядок мышления состоит в том, чтобы начать с начала, с себя как цели”. Философия утверждает, а мышление доказывает величие человека.
 51. Величие человека в антропологии Паскаля
 Но и в самом ничтожестве человека заключена возможность его величия. Паскаль связывает её с мыслительной способностью, которая высоко поднимает человека над всеми другими творениями. “Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает... Человек чувствует себя ничтожным, ибо понимает, что он ничтожен: этим он и велик”. Человек, повторяет Паскаль, — не ангел, но и не животное. Некоторые люди тщетно пытаются погасить в себе страсти, чтобы приблизиться к ангелам. Другие же хотят отказаться от разума и на этом пути уподобляются тупым животным, — совсем уж позорная жизнь.
 52. Ничтожество человека в антропологии Паскаля
 Паскаль говорит и об онтологическом ничтожестве человека. “Что такое человек? Относительно бесконечности — ничто, и всё — в сравнении с ничем, а значит, нечто среднее между всем и ничем. Бесконечно далекий от целей и начал вещей, скрытых в непроглядной дали. человек равным образом не способен понять, откуда он пришёл, понять бесконечное, которое поглотит его”. Таковы наши реальные условия — быть между точным знанием и абсолютным невежеством. Мы жаждем порядка стабильного, основы прочнейшей, чтобы построить башню до небес, но рано или поздно фундамент дает трещину, и пропасть открывается нашему взору.
 53. Человек как “мыслящий тростник” в учении Паскаля о человеке.
 Паскаль формирует свой знаменитый образ человека как “мыслящего тростника” (roseau pensant) – одного из наиболее слабых созданий природы. “Человек не просто тростник, слабое порождение природы: он — мыслящий тростник. Нетрудно уничтожить его, но если все же суждено человеку быть раздавленным, то он умеет и в смерти быть на высоте; у него есть понимание превосходства вселенной, но такого понимания нет у вселенной”. “Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды”.
 54. Готфрид Вильгельм Лейбниц: жизнь и творчество
 Лейбниц Готфрид (1646-1716) немецкий философ, математик, физик, изобретатель. Изучил юриспруденцию в Лейпцигском и Йенском университетах. С 1676 года состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря и придворного историографа и советника юстиции. Основные произведения – “Монадология”, “Рассуждение о метафизике”, “Теодицея” и др.
 55. Методология Лейбница
 Методологически, структура принципов философии у Лейбница такова что они согласуются и дополняют друг друга, причём в ряде случаев не путем простого продолжения, а в смысле противопоставления акцентов. Можно утверждать: принципы в целом образуют в его философии подвижное, напряженное, диалектическое единство что для философии XVII в. было большим новшеством Это по Лейбницу, и принципы научно-философского познания и всеобщие законы самого Богом творимого и устрояемого мира. Лейбниц высоко ценил и глубоко изучал математику и естествознание своего времени. Не покидая почвы механистической физики, он старался сделать всё, чтобы наука смогла продвинуться к более динамичной картине мира.
 56. Доводы Лейбница против материализма
 Лейбниц был убежденным противником материализма. Для идеалиста Лейбница непреложно, что в рамках философии дух имеет первенство перед материей, дух, вернее души – перед телами. С помощью материального как принципа нельзя, по Лейбницу, удовлетворительно объяснить единство, универсальность, непрерывность мира: это значило бы свести дух, души к материи, к телесному. Между тем духовное, по Лейбницу, имеет свои особые законы, которые ставят души выше изменений, происходящих в материи. А вот благодаря имматериальной, духовной субстанции и принципу неосознанных восприятии универсум как бы собирается в прочное одухотворенное, значит, живое единство, которым легко управляет Бог.
 57. Плюрализм в философии Нового времени
 Лейбниц считает наиболее разумным допустить что кроме Бога, этого высшего деятельного начала, существует “множество отдельных деятелей”, которые не могут быть приписаны лишь одному субъекту. Эти отдельные “деятели” и названы Лейбницем “монадами”. Таким образом утвержден принцип плюральности (плюрализма), или множественности субстанции, противопоставленный всем философским трактовкам субстанции как простого, нерасчлененного единства (дуализм, монизм). “Монада, о которой мы будем здесь говорить, – пишет Лейбниц – есть не что иное как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая, значит, не имеющая частей”, – так начинает Лейбниц свою работу “Монадология”.
 58. Лейбницевская теория “предустановленной гармонии”
 Вещи и явления являются такими, а не иными потому, что способ их бытия — наилучший из возможных способов существования, а гармония в мире предустановлена самим Творцом. Вообще могло бы существовать множество миров (множество способов бытия), но создан только один, этот, наш. “Из высочайшего совершенства Бога следует, что при творении универсума Он избрал план наилучший, соединяющий в себе величайшее многообразие вместе с величайшим порядком. Наиболее экономичным образом распорядился Он местом, пространством, временем; при помощи наипростейших средств Он произвел наибольшие действия — наибольшее могущество, наибольшее знание, наибольшее счастье и наибольшую благость в творениях, какие только доступны универсуму.
 59. Укажите спорные моменты в философии Лейбница
 Идея “предустановленной гармонии” в философской системе Лейбница вызывает наибольшее количество споров. Во-первых, задается вопрос: свободен ли Бог в выборе мира или, наоборот, он стоит перед необходимостью, не имея возможности выбрать лучший? По Лейбницу, речь не о метафизической необходимости, согласно которой любой другой выбор немыслим из-за своей противоречивости, а следовательно, невозможен. В этом случае речь идёт о моральной необходимости воплощения самого большого блага и максимального совершенства.
 60. Зло в философии Лейбница
 Лейбниц выделяет в “Теодицее” (в подобном различении заметно влияние Августина) три типа зла: I) метафизическое; 2) моральное; 3) физическое. Метафизическое зло связано с конечностью смертных существ, а следовательно, их несовершенством. Моральное зло — это совершаемый человеком грех, когда он не выполняет целей, для которых предназначен. И причина такого зла не в Боге, а в человеке. Однако в общем плане сотворения выбор мира, в котором предусмотрено существование Адама, могущего грешить, должен рассматриваться в сравнении с другими возможными вариантами по позитивности.
 61. Идея “репрезентации” в логике Лейбница
 Из божественного попечительства над миром философ выводит универсальную, неразрывную связь всего со всем Одно тело не отделено и не отделено от остальных. Оно – кирпичик в едином здании мира. И душу, по Лейбницу Бог с самого начала создал так, что она “представляет” происходящее в теле; а тело в свою очередь сотворено так, что выполняет “распоряжения души. Идея “репрезентации”, т. е. изображения и воплощения в каждом сущем всего мира, лейтмотивом проходит через философию великого мыслителя.
 62. Логика Лейбница
 Следуя традициям логики, философ трактует его как закон противоречия, точнее, непротиворечивости, запрета на противоречия. Последний же переливается в “великий закон достаточного основания”, как его называет Лейбниц. Вот как он сам объясняет смысл и связь этих принципов: “Великой основой математики является принцип противоречия, или тождества, т. е. положение о том, что суждение не может быть истинным и ложным одновременно, что, следовательно, А есть А и не может быть не-А. Один этот закон достаточен для того, чтобы вывести всю арифметику и всю геометрию, а стало быть, все математические принципы.
 63. Жизнь и творчество Христиана Вольфа
 Наиболее значительным представителем философии немецкого просвещения, а по существу отцом или родоначальником философского просвещения в Германии был Христиан Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны практически все исследователи, как единодушны они и в критике односторонности и противоречивости вольфианской метафизики, в её оценке как “плоской и скучной”, сыгравшей неоднозначную роль в составе философии Нового времени и века Просвещения.
 64. Какие средства, по мнению Вольфа, необходимы для воспитания человека?
 Основное средство просвещения и воспитания человека Вольф видел в мыслящем рассудке и достигаемом им знании, с чем он связывал главную цель своей философии. В своей философии он всегда стремился к достоверному познанию того, что служит благу человеческого рода, к применению найденных им истин для пользы людей. Мысль о том, что философ служит человечеству, встречается во всех его работах. Девизом своей философии он избрал латинское изречение “Ad usum vitae” (“для житейской надобности”).
 65. Главная цель метафизики в философии Вольфа
 Главная цель метафизики, как полагал Вольф – счастье людей – не будет достигнута, пока в ней отсутствуют основательные, ясные, отчётливые и подтверждаемые в опыте понятия о каждой вещи. В более поздней работе он отмечает, что вопрос о счастье – отнюдь не собственная часть философии: задача философии – служить фундаментом других наук, доставлять им надежные принципы, точные методы достижения истинного знания и его критерии. Мыслитель понимал философию как “мудрость для мира” или “мировой мудрости”, Вольф связывал с необходимостью рассудочного, научного объяснения мира, построения целостного, доказательного и систематического знания о нём.
 66. Систематизация философии Лейбница Вольфом
 Философию Вольфа зачастую оценивают как “плоскую” и “скудоумную” систематизацию наследия Лейбница, утратившую многие гениальные идеи, догадки и прозрения великого учителя. Эта оценка во многом несправедлива. Предприняв грандиозную попытку построения универсальной системы метафизики на основе единого математического метода и в соответствии с логическим идеалом знания, Вольф исходил из идеи самого Лейбница, стремился реализовать неосуществленный замысел этого мыслителя. Следуя просветительскому подходу к науке, её пониманию как средства образования и воспитания людей, Вольф пытался обобщить и систематизировать не только наследие Лейбница, но едва ли не всю совокупность современных ему научных и философских знаний, подвести их под единые принципы познания и представить в виде дедуктивной системы “разумных мыслей о всех вещах”.
 67. Значение философии Вольфа
 Христиану Вольфу выпала печальная участь стать носителем и выразителем общего кризиса традиционной метафизики. Но в этом состоит и его непреходящая заслуга в истории философской мысли Нового времени, равно как и в процессе вызревания проблемно-теоретических предпосылок для разработки новых, нетрадиционных подходов к решению основных вопросов философского познания, прежде всего у Канта, других представителей немецкой классической философии, однако вплоть до второй половины XVIII в. школа Вольфа оставалась самой влиятельной философской школой в Германии.
 68. Джамбаттиста Вико: жизнь и творчество
 Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 г. в семье скромного библиотекаря. Получил хорошее воспитание, подкреплённое серьёзным и систематическим самообразованием. Много писал, однако неудачная судьба книг, завистливое отношение коллег-профессоров, не принимавших его философские взгляды, болезнь дочери, тревога за сына, совершившего преступление – всё это подточило и без того слабое здоровье. Со словами: “Сын мой, спаси себя”, – в момент исполнения судебного решения о тюремном заключении философ навсегда простился с сыном. Со словами покаяния перед Небом и Ботом в январе 1744 г. 76 лет от роду Джамбаттиста Вико ушёл из жизни
 69. Концепция истории в философии Вико
 Во время Вико, история не считалась серьёзной наукой, которую следует внимательно изучать. Она трактовалась как школа морали, проблемы научности её деталей не возникало, ведь что за наука - мораль? Вопреки всем Вико объявил: история не наука, но может и должна ею стать. Вико, как основоположник историзма, хотел показать, что исторический процесс носит объективное значение и имеет провиденциальный характер. Бог предвидит все события в истории, делая её осмысленной, поэтому, Вико заключает, что смысл истории находится в ней самой.
 70. Теория трёх циклов Вико.
 В ходе мировой истории Вико выделяет три основные цикла: эпоха богов, эпоха героев и эпоха людей. Эпоха богов характеризуется тем, что язычники считали, что живут под божественным управлением и когда люди доверяли всему тому, что говорили и делали жрецы. Следующая эпоха – это век героев. Его характеризует преобладание фантазий над рациональным. Герои, как считает философ, правили везде на основе превосходства собственной природы, над природой плебеев. Третий возраст – эпоха людей или “всепонимающего разума. В это время люди понимают, что они равны по своей природе; и в этот период процветали республики и монархии, что также являлось Человеческим правлением.
 Задание для самостоятельной работы.
 Задание № 1 Составьте логическую схему знаний по курсу Юниты.
 Задание № 2 В левой колонке расположены философы Нового времени, в правой годы жизни. Выберите правильные варианты:
 
 
 
 
 
 
 А) 1г. 2д. 3б. 4а. 5е. 6в.
 Б) 1д. 2е. 3а. 4б. 5в. 6г.
 В) 1е. 2а. 3б. 4в. 5г. 6д.
 Г) 1б. 2а. 3е. 4в. 5д. 6г.
 Д) 1в. 2а. 3д. 4г. 5б. 6е.
 Е) 1а. 2б. 3.е 4д. 5в. 6г.
 Задание № 3 Кому принадлежат следующие высказывания?
 
 
 
 
 
 
 
 
 А) 1б. 2в. 3г. 4а. 5д.
 Б) 1д. 2а. 3г. 4б. 5в.
 В) 1в. 2а. 3д. 4г. 5б.
 Г) 1г. 2б. 3а. 4в. 5д.
 Д) 1а. 2д. 3г. 4б. 5в.
 Задание № 4 Определите автора по названием работ
 
 
 
 
 
 
 
 А) 1в. 2г. 3д. 4б. 5е. 6а.
 Б) 1г. 2д. 3е. 4а. 5б. 6в.
 В) 1д. 2е. 3а. 4б. 5в. 6г.
 Г) 1е. 2а. 3г. 4б. 5д. 6в.
 Д) 1а. 2б. 3в. 4г. 5д. 6е.
 Е) 1б. 2д. 3е. 4. 5а. 6в.
 Задание № 5 Определите принадлежность философа к философскому течению.
 
 
 
 
 
 
 А) 1д. 2а. 3б. 4в. 5г.
 Б) 1г. 2д. 3а. 4в. 5б.
 В) 1б. 2д. 3г. 4а. 5в.
 Г) 1в. 2г. 3д. 4б. 5а.
 Д) 1а. 2б. 3в. 4г. 5д.
 Задание № 6 Установите хронологическую последовательность жизни философов:
 а)Паскаль б)Декарт в)Лейбниц г)Мальбранш д)Спиноза е)Вико ж)Гоббс
 А) 1ж. 2б. 3а. 4д. 5г. 6в. 7е.
 Б) 1е. 2а. 3д. 4ж. 5б. 6г. 7в.
 В) 1д. 2е. 3а. 4б. 5в. 6г. 7ж.
 Г) 1а. 2в. 3б. 4д. 5г. 6ж. 7е.
 Д) 1б. 2ж. 3в. 4а. 5д. 6г. 7б.
 Е) 1в. 2г. 3д. 4е. 5ж. 6а. 7б.
 Задание № 7 Выберите правильные названия течений в философии для следующих понятий:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 А) 1д. 2а. 3б. 4в. 5е. 6г.
 Б) 1е. 2д. 3б. 4а. 5б. 6г.
 В) 1а. 2б. 3в. 4г. 5е. 6д.
 Г) 1б. 2д. 3а. 4е. 5г. 6в.
 Д) 1в. 2е. 3а. 4б. 5г. 6д.
 Е) 1г. 2д. 3. 4в. 5а. 6б.
 Задание № 8 Найдите соответствие страны и философа (исходя из места рождения)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 А) 1б. 2в. 3д. 4г. 5а.
 Б) 1г. 2д. 3а. 4в. 5б.
 В) 1б. 2д. 3г. 4а. 5в.
 Г) 1в. 2г. 3а. 4б. 5д.
 Д) 1а. 2б. 3в. 4г. 5д.
 
 ТЕСТЫ
 1. Философию Нового времени называют в большей степени философией
 А) Разума
 Б) человека
 В) Платона
 Г) неокантианства
 2. Одной из отличительных черт философии Нового времени является
 А) новаторство
 Б) консерватизм
 В) схоластические дискуссии
 Г) пессимизм
 3. Философия Нового времени охватывает период
 А) 17 – начало 19 века
 Б) 15 – 17 века
 В) 18 – вторая половина 19 века
 Г) 14 – 18 века
 4. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии характерен для философии:
 А) Нового времени
 Б) Средневековья
 В) Двадцатого века
 Г) Античности
 5. Уверенность в силу и мощь разума характерна для философии:
 А) рационализма
 Б) идеализма
 В) окказионализма
 Г) детерминизма
 6. Среди перечисленных философов выберите тех, кто принадлежал к философии Нового времени
 А) Декарт, Паскаль, Лейбниц
 Б) Платон, Аристотель, Сенека
 В) Ансельм, Фома, Оккам
 Г) Брентано, Гуссерль, Хайдеггер
 7. Эпохой разума принято называть:

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу