<< Пред. стр. 7 (из 10) След. >>
Из всего сказанного выше для нас должен быть принципиально важным только один вывод: ничто из того, что создано деятельностью человеческого разума, не может быть уничтожено никакими силами, ни при каких обстоятельствах.Однако все эти общие рассуждения не могут ответить на один весьма существенный для каждого человека вопрос: каким должно быть отношение разумного существа к объективной необходимости смерти? Как примирить бешеную жажду, любовь к жизни с сознанием необходимости расстаться с ней? Как поверить в химеру, будто настанет время, когда человек будет добровольно уходить из жизни, будет желать смерти как отдыха, как заслуженного отдыха? И не будет ли обилие таких фактов свидетельством вырождения человечества как вида, этакой "всеобщей усталости" от жизни? Не начнут ли тогда люди жить только потому, что они обязаны что-то такое сделать в жизни?
Рассмотрению этих вопросов мы посвящаем следующий параграф.
Проблема долголетия в свете телепатических закономерностей
Действительно, довольно трудно, даже невозможно представить себе в наше время человека, который в расцвете здоровья, при нормальном состоянии психики заявляет окружающим в один прекрасный день: "Ну, разрешите мне удалиться". Друзья сочувственно кивают в знак согласия, после чего уставший и свершивший принимает удобную позу и усилием воли засылает свой информационно-энергетический комплекс в общее поле, после чего друзья предают его тело кремации и, немного поговорив о заслугах покойного, отправляются доделывать свои дела, то есть ускорять момент прихода собственной смерти.
Трудно сказать, до какой степени нужно не любить, не ценить, даже презирать жизнь, чтобы согласиться с такими вот рассуждениями, признать их вполне естественными, вполне правомочными, соответствующими нашим понятиям о психике человека будущего!
Разумеется, подобные рассуждения ничего общего не имеют с тем, чего нам в действительности хочется.
190
Автор убежден, что подавляющее большинство людей, если только они здоровы психически и физиологически, согласятся расстаться с жизнью добровольно лишь в том случае, когда осознают, что их жизнь не нужна обществу, сколько бы они ни прожили. Отсюда, однако, не следует делать вывод: сколько ни давай, все равно мало. Стало быть, нечего стараться продлить человеческую жизнь - все равно доволен никто не будет, проживет ли он сто, двести, даже тысячу лет.
Проблемы долголетия волнуют миллионы и миллиарды людей. И вот теперь настало время сказать несколько слов в этой области и с позиций телепатических закономерностей.
Что удерживает человека в жизни?
Можно заняться перечислением - сколько угодно доводов мог бы привести любой человек, если бы кто-нибудь предъявил ему обвинения в том, что он сам не знает, зачем и почему он живет до сих пор, почему не умирает. Один скажет, что он любит жизнь во всех ее проявлениях. Другой заявит, что ему еще очень многое - то-то и то-то - нужно сделать. Третий...
Все эти аргументы будут вполне действенны - в том смысле, что они удерживают человека в жизни, интенсифицируют процессы информационно-энергетического обмена веществ. На уровне человека разумного решающим фактором в проблеме долголетия является его психическая деятельность, его сознание. В вопросах жизни и смерти фактор психики приобретает решающее значение296.
Вывод: психическое начало разумного существа является организующей, направляющей силой во всех без исключения жизненных процессах297. Оно может заставить организм в целом активно бороться со смертью, процессами старения, болезнями.
Почему же умирает так много людей, которые хотят жить, которые очень нужны обществу?
Выше мы упоминали уже о ятрогенных, внушенных врачом болезнях. Но только ли врач может внушить болезнь, тот или иной процесс, губительно действующий на психику, на организм в целом?
191
Любой человек, который находится в том или ином контакте с больным, старым, умирающим человеком, волей-неволей оказывает на него губительное воздействие.
Любой человек, которому известна средняя продолжительность жизни людей в наше время, старается так или иначе, пусть грубо, схематично, в самых общих чертах спланировать собственную жизнь. Это планирование проводится на основе объективных данных, жизненного опыта: сначала человек растет, учится, потом работает, обзаводится семьей, воспитывает, учит детей, потом, постепенно старея, изнашиваясь, выходит на пенсию и через сравнительно небольшой промежуток времени умирает.
И сами вы за много лет вперед решили для себя этот вопрос во времени298.
Если мы все хотим стареть не к 40-50, а к 90 годам, а умирать не в 80-90 лет, а в 150-200 лет, нам следует договориться, что отныне и вовеки веков люди будут планировать свою жизнь именно по этим временным рубежам.
По мере того, как человечество все дальше отходило от своих животных предков, по мере технического прогресса, социального совершенствования общества средняя продолжительность жизни человека увеличивалась299. И было бы ошибкой считать, будто повинно здесь улучшение условий жизни. Нам известно, что материальная обеспеченность не улучшалась, а ухудшалась по мере перехода от одного строя к другому, по мере развития технического прогресса. Однако прогресс психики, восхождение человека разумного на такую ступень жизни, как обмен информацией, наделяло его психику все большим могуществом над собственным организмом, над всеми его процессами, в том числе и над процессами старения, умирания, обмена веществ и энергией.
С этой точки зрения появление учения Йогов (мы имеем в виду окончательное его формирование в период Вивекананды) - явление вполне естественное и закономерное. Это учение в его современном виде подытожило многовековой опыт народа, отважившегося заглянуть в будущее.
Так выглядит проблема долголетия с точки зрения психологии и телепатических закономерностей.
192
Непротивление злу как право сильного
Служители религиозного культа всех мастей испокон веков проповедовали положение "непротивления" как священную обязанность слабого. Правило безграничной любви к ближнему также было правилом для слабых. Готовность отдать все должна была украшать слабого.
Нет нужды вскрывать здесь действительные, социальные причины и цели всех этих поучений.
И вот теперь мы, рассматривая закономерности телепатии в их практическом применении, говорим о необходимости желать добра врагу, жалеть подлеца, не мстить обидчику и т.д. Как же следует понимать подобную проповедь?
Сама философская сторона этого вопроса, если она будет неверно понята, может принести значительный вред - прежде всего мировоззрению, идейным мировоззрениям людей.
Ранние комментаторы Вед трактовали понятие непротивления не как обязанность слабого, но как правило сильного. К ним присоединяли свои голоса и такие мыслители и борцы позднейшей истории Индии как Рама Кришна, Вивекананда, Ганди: Рама Кришна всячески высмеивал людей, поступающих по принципу "стукнули по правой - подставляй левую", Вивекананда неустанно боролся со злом во всех его проявлениях, Ганди с подлинно революционной страстностью и ненавистью говорил об искажениях, которые внесли различные толкователи в древние учения.
Мы показали, что элемент зла, озлобленности, недовольства является объективно тем фактором, который делает невозможным единение сознаний, объединение.
Но что значит "непротивление злу" - это право сильного?
Проходя по двору и рассеяно глядя по сторонам, вы нечаянно задели ногой песочный домик, только что с превеликим трудом воздвигнутый 4-летним мальчуганом. В порыве благородного гнева он подскакивает и что есть силы бьет вас. Любой человек, который решил бы дать сдачу, выглядел бы не просто нелепо, но дико, мерзко. Не отвечать на эти побои, улыбаться, приласкать сердитого архитектора, помочь ему в ремонте дома - это и ваше право, право сильного, и ваша обязанность - обязанность хорошего человека.
193
Здесь - разница в физической силе. Но есть еще и силы психические, не менее действенные.
Допустим, придя домой несколько не в себе, ваша жена наговорила вам такое, после чего в самый раз затеять бракоразводный процесс. Если ваша психика подстать такой, вы сочтете себя прямо обязанным ответить тем же. Однако, если вы сильней психически, вы сочтете себя вправе простить эти оскорбления, а может быть и прямо обязанным простить их. В подобных случаях гораздо правильнее поступить именно так.
Такое поведение можно рекомендовать во всех случаях жизни, но только при условии, что вы действительно чувствуете себя сильнее человека, который вас обижает, зная, что все его оскорбления - признак его слабости, надорванности, отчаяния. Вы имеете право простить его, не отвечать злом на зло даже в том случае, когда он действует в здравом уме и твердой памяти, но опять-таки при условии, что вы гораздо сильнее его, что человек этот рано или поздно без вашего вмешательства поймет, что был не прав. Если же у вас есть хоть малейшее сомнение в таком соотношении сил или в последствиях, вы прямо обязаны действовать, и ни о каком прощении или непротивлении не может быть и речи. Иначе, сопротивление сильному - обязанность слабого.
Мы видим, что право сильного в области психической деятельности - далеко не простая штука. Для того, чтобы действительно быть сильным психически, необходима тренировка чисто физическая, спортивная закалка организма; необходима строжайшая дисциплина мысли; подчинение эмоций сознанию и т.д. - все то, о чем мы подробно говорили в главе 5.
Непротивление, как правило сильного - это могущественный фактор в улучшении человеческих взаимоотношений во всех областях деятельности.
Критика - вещь полезная и необходимая. Но как некрасиво выглядят порой сильные люди, когда они, теряя чувство меры, наваливаются на слабого человека, который, безусловно, достоин критики, но в меру. Такие сильные люди забывают о своем праве и обязанности сильных, нанося тем самым громадный вред психике не только многих людей, но и своей собственной.
194
Таким образом, непротивление как право сильного - это основа практического использования телепатических закономерностей. Вместе с тем следует постоянно помнить о той громадной опасности, которую таит в себе малейшее искажение, умышленное или по недоразумению, этого явления.
Проблема "Я"
Любой человек, глядя на себя в зеркало, имеет право констатировать: "Моя голова, мое туловище..." Точно с таким же правом он может считать себя единственным обладателем "собственного" сердца, легких, мозга и пр. "Мой мозг", а где же Я САМ?
Здесь не просто игра слов, понятий: от того, каково ваше подлинное отношение к своему Я, зависит очень многое не только в практическом применении телепатических закономерностей, но и в характере самого человека, в его отношениях с другими людьми, отношениях с обществом.
Прежде всего остановимся более подробно на понятии обладания собственным телом. Кто им обладает?
По-видимому, говорить о чем бы то ни было, из чего состоит человеческое тело, что является элементом человеческой психики в целом, о сознании, как о чем-то своем, личном - нельзя.
Мы говорим, что сознание является продуктом общественного развития, и это положение диалектического материализма наглядно подтверждается телепатическими закономерностями. Человеческое сознание, мышление не является чем-то данным от рождения, как тело со всеми его органами. Оно формируется в процессе общественных взаимоотношений, в процессе общения человека с людьми, с обществом300.
Развитие способностей к общению на базе третьей сигнальной системы отнюдь не исключает общения на базе второй сигнальной системы - с помощью членораздельной речи, точно так же, как вторая сигнальная система не исключает первую. Происходит обогащение жизни - тот же процесс, который мы наблюдали, определяя жизнь как обмен веществ, энергией, информацией и, наконец, как созерцание.
195
Мы говорим о могуществе слова: сочетание звуков, букв вызывает соответствующие представления, являющиеся толчком к началу чисто физиологического процесса. Представьте теперь, что вы говорите слова человеку, который избавился от первой сигнальной системы - ликвидировал все без исключения ощущения - для него слова кажутся пустым звуком, голой энергией, недоступной восприятию в качестве информации.
Примерно то же самое мы будем наблюдать и в том случае, если, в совершенстве овладев способами общения на базе третьей сигнальной системы, откажемся от первой и второй: любая информация будет восприниматься нами как "собственно энергия".
Освобождая сознание, мы искусственно отказываемся от использования первой и второй сигнальных систем - но только для того, чтобы раскрыться на прием информации (а не голой энергии!). Но полное освобождение сознания не только не нужно, но и вредно, губительно ("Нирва-кальпасамад-хи, откуда может вывести только чудо"). Как только сознание (освобожденное сознание) теряет связь со словами - второй сигнальной системой, с ощущениями, которые эти слова вызывают - первой сигнальной системой, - так информация оказывается недоступной обработке, даже обычному восприятию. Наступает такое тупое, блаженное состояние, при котором человеку на все наплевать, сознание как бы растворяется в чем-то громадном, необъятном, бесконечном, и для погрузившегося в эту стадию не существует уже ничего, кроме такого вот блаженного состояния.
Особенно это состояние опасно тем, что оно как бы проецируется, накладывает свой отпечаток на психику уже после возвращения к естественному состоянию, и человек на более или менее длительное время либо остается витать в облаках, либо начинает смотреть на окружающее с отвращением.
Освобождая сознание, объединяя свое Я и МЫ общего поля в целях получения определенной информации, объединяя свое Я и МЫ с другим человеком, ни в коем случае не следует переходить определенный рубеж, за которым первая и вторая сигнальные системы могут оказаться оторванны-
196
ми от третьей. Следует всегда оставлять в сознании сторожевой пункт, "бросать якорь" в мире конечных величин, ни на секунду не забывая о том, зачем пустился в те или иные странствия, кто и с чем идет по возвращении.
Одновременно следует глубоко осознать, что понятие Я, МОЕ должно быть раз и навсегда отброшено. Для того, чтобы спасти его от гибельного растворения в общем поле, необходимо растворить его заранее, при естественном состоянии сознания в мире конечных величин, обычных общественных отношений, явлений и процессов.
Необходимо гнать от себя любые честолюбивые мечты, чувства обиды, зависти, недовольства, злобы. Нужно всеми силами стараться не только осознавать, но и чувствовать себя частицей коллектива, общества, человечества (разумеется, его лучшей, прогрессивной части), общего поля.
До тех пор, пока вы сами не захотите - искренне, глубоко и сильно - в мыслях и чувствах, а затем и в поступках стать таким, никакая сила не сможет принудить вас к этому. И обратно: стоит лишь вам захотеть этого, как вы убедитесь, что двигаетесь вперед с удивительной стремительностью301.
Существует такая закономерность: чем отчетливее, глубже будете вы чувствовать себя и осознавать частицей громадного целого в условиях естественного, обычного состояния сознания, чем глубже будет ваше участие ко всему живому (разумеется, исключая из него все, что является носителем зла; здесь встает во весь рост проблема непротивления), тем легче, проще, практически при любых условиях вы сумеете освободить сознание, объединиться с другим сознанием, влить свое сознание в общее поле.
Пространство и время как формы существования материи. Трансформация
Разумеется, о том, чтобы уничтожить пространство, не может быть и речи: как форма существования материи оно может лишь превращаться в другие формы. Физическая интерпретация таких превращений упирается в необходимость создания общей теории поля и может быть подготовленной общефилософскими рассуждениями и дальнейшей разработкой гипотезы Шарова.
197
Существует мнение, согласно которому время постоянно "распадается", обращаясь в пространство и энергию. Если такой процесс действительно существует, можно с уверенностью сказать, что протекает он равномерно и, следовательно, подлежит тем или иным воздействиям - замедлению или ускорению, что сущность его может быть воспринимаемой живыми существами в той или иной форме.
В главе 5 мы останавливались на упражнениях в ретроскопии и проскопии, имеющих целью получение информации из прошлого и будущего. Однако есть и еще один вид упражнений, который мы оставили для последней главы, так как он не имеет под собой никакой естественно-научной (с точки зрения развития современной науки) базы. Это упражнение заключается в пространственном восприятии времени.
Живя в мире трех измерений, нам очень трудно представить себе четвертое, лежащее во времени. Мы принимаем линию за след движущейся точки, плоскость - за след движущейся линии, тело - за след движущейся плоскости и каждый раз сталкиваемся с новым измерением, не заключающимся в фигуру, с помощью которой образована последующая: точка не имеет измерений, и куда бы мы ее ни двигали, образуется линия; линия имеет только одно измерение, но для того, чтобы получить плоскость, мы двигаем ее в направлении, которое в этой линии заключается, - получаем второе измерение; плоскость имеет только два измерения, и для того, чтобы получить тело, мы должны двигать ее в третьем измерении.
Для того, чтобы пойти дальше, мы должны двигать уже тело, двигать в направлении, которое в этом теле не заключено. Существует ли оно объективно? Какова его физическая интерпретация?
Чтобы уловить сущность мета геометрии, изучающей мир, в котором действуют законы многих измерений, необходимо обратиться к представлениям не о теле, обладающем конечными размерами, а о поле, размеры которого бесконечны. Если в любом теле мы имеем возможность более или менее точно определить некий центр (геометрический, гравитационный), то в поле не может быть геометрического центра, как
198
не может быть центра Вселенной, точнее он есть, но он всюду и нигде. Здесь мы снова сталкиваемся с законами логики мира бесконечных величин: А есть А и не А.
Таким образом, мы сталкиваемся с совершенно новыми геометрическими закономерностями. Если геометрия Евклида описывала поведение линий и фигур на плоскости, то геометрия Лобачевского-Римана дерзнула искривить эту плоскость. В результате мы оказались перед лицом неожиданных закономерностей. Мета геометрия поля - геометрия теории относительности оторвала нас от плоскости, от тела, увела в бесконечность пространства и времени, и здесь превращения оказались еще более удивительными.
Можно ли увидеть при помощи обычных чувств шар одновременно со всех сторон? Разумеется, нет! А представить, будто мы видим его со всех сторон? Оказывается, можно. Ниже мы приводим несколько упражнений, которые помогут развитию представлений в области метагеометрии. Это развитие, как и развитие представлений в стереометрии, благодаря которым мы отчетливо представляем себе "прозрачное" тело, обладающее конечными размерами, во многом поможет упражнениям в пространственном восприятии времени.
Упражнение 1
Представьте себе шар, который медленно опускается в жидкость. Мысленно проследите за тем, как частицы жидкости со всех сторон охватывают шар до тех пор, пока не сомкнутся над его макушкой. Затем "вынимайте" шар из жидкости, наблюдая, как постепенно он показывается на поверхности, как стекают по нему капельки влаги, задерживающиеся в шероховатостях, как со всех сторон он обсыхает. Проделайте это упражнение несколько раз, мало-помалу ускоряя ритм опускания и вынимания шара из жидкости. Вы совершенно явственно почувствуете, что ваши представления становятся все более отчетливыми, а если вы обладаете достаточной натренированностью в практическом использовании телепатических закономерностей, то ваши представления могут дать толчок к ощущениям.
199
Упражнение 2
Представьте, будто вы видите собственную ауру (именно видите, а не просто осознаете), чувствуете ее истечение, чувствуете, как она воздействует на объект, как обволакивает со всех сторон то или иное тело мертвой природы, живое существо. Старайтесь представить ее как легчайшее, но плотное, послушное вашей воле облако, элементы которого проникают и плотно заполняют окружающую объект среду, следуя малейшим изгибам поверхности. "Отзывайте" ауру, снова посылайте ее. Постепенно вы проникнитесь убеждением, что "видите", чувствуете предмет все более объемно. Вам начнет казаться, будто вы в состоянии заглянуть за край этого предмета, видеть его одновременно не только спереди, но и сбоку, немного даже сзади.
Терпение и настойчивость в практике упражнения позволяют очень скоро достичь поистине удивительных результатов: глядя на тот или иной предмет и мысленно обволакивая его своей аурой, вы сумеете почувствовать и осознать информацию, которую получите таким образом от невидимой при обычных условиях части. Вы сможете сказать, что на правом верхнем углу переплета книги, лежащей перед вами, имеется такой-то дефект: потертость, пятно и прочее. Вы сумеете сказать, что прячет человек за спиной и т.д. При этом, как и в упражнении из главы 5, следует отдать предпочтение "первому впечатлению" - оно всегда самое объективное.
Первое время информация будет восприниматься вами в несколько гипертрофированном виде - подобно тому, как при ощупывании языком дупла в зубе размеры этого дупла в представлении гораздо больше, чем при ощупывании, скажем, пальцами или при прямом рассматривании при помощи зеркала. Объясняется это тем, что потоки вашей энергии не просто накладываются на ту или иную часть объекта исследования, но проходят через эту часть, принося нам несколько искаженные представления о ее относительных размерах. Постепенно, однако, этот дефект будет устраняться302.
Видеть предмет, тело одновременно со всех сторон - значит видеть его в четвертом измерении, в направлении, которое не заключается ни в одном теле, обладающем ко-
200
нечными размерами, в направлении, которое заключено лишь в том объединяющем, включающем в себя множество тел. Яркое представление поля, его движения, его всеобъемлющего характера и позволяет человеку разумному воспринимать и обрабатывать информацию, недоступную обычным пяти органам чувств.
Однако, как мы неоднократно говорили, область бесконечного - это область не только четвертого, но и многих измерений. По-видимому, есть еще и пятое измерение, и шестое и т.д., которые могут мыслиться не только как некие математические абстракции, но и получать свою физическую и философскую интерпретацию.
Прежде, чем начать рассуждать о том, откуда берется бесконечное количество измерений, остановимся на упражнениях в восприятии 5, 6 и 7 измерений.
Упражнение 3
Представьте, что ваша аура, достигнув поверхности тела, обладающего конечными размерами, проникает в него беспрепятственно, однако очертания тела, вследствие действия законов преломления, остаются для вас ясно видимыми. Тело делается как бы прозрачным - таким, каким мы видим его в стереометрических представлениях: каждую грань, каждую линию, одновременно все нутро, все, что в нем заключается. Поскольку нам известно, что ни одно тело не может обладать идеальным однородным строением, старайтесь найти в объекте воздействия включения, выделяющиеся своими качественными и количественными характеристиками (есть ли трещина, микротрещина в этой отливке, где она, как она велика).
Вы всегда, в каждом отдельном случае, сможете проверить себя. Такое видение, или ясновидение - и есть восприятие пятого измерения. В том, что оно существует объективно, мы сумеем убедиться на собственном опыте, занимаясь практически применением телепатических закономерностей, умозрительно - подобные примеры известны нам из истории (см. предыдущие главы).
201
Упражнение 4
Представьте, что ваша аура стремительно расширяется и охватывает множество (как можно больше одновременно движущихся в поле вашего зрения) тел - людей, животных, механизмов303. Старайтесь уловить, почувствовать ритм, характеризующий это движение (ускоренный, если вы упражняетесь в утренние часы, когда люди торопятся на работу; замедленный, когда они возвращаются после приятно проведенного выходного дня по домам). Помните: такой ритм существует объективно в результате взаимодействия бесконечного множества скрытых и явных факторов, в нем есть основные колебания и обертоны, тембр. Верьте в это не просто умозрительно - верьте до самого конца, глубоко, и вы очень быстро уловите эти ритмичные колебания.
Настраивайтесь им в резонанс, старайтесь проникнуться настроением людей. Затем сконцентрируйте ауру на избранном объекте. Практически мгновенно, словно вспышка молнии, перед вашим мысленным взором предстанет этот объект в динамике дальнейших событий. Вы увидите его будто вне времени - одновременно и там, где он сейчас находится, и там, где он находился недавно, и там, где он будет находиться.
Такое восприятие является восприятием пространственно-временных трансформаций в шестом измерении. Существует еще одно упражнение, рекомендуемое, главным образом, некоторыми системами западного ментализма. Оно нацелено на самого себя, объектом проскопического исследования в данном случае является субъект.
Упражнение 5
Постарайтесь вспомнить с возможно большей отчетливостью, точностью, что произошло с вами, что вы делали минуту назад. В этой связи постарайтесь снова на основе этих представлений пережить то, что уже пережили. Затем - то, что делали 10 минут или час назад. Главным образом нужно ориентироваться, цепляться за наиболее выдающиеся, легко всплывающие из памяти события, не придерживаясь временных интервалов, однако, строго соблюдая последователь-
202
ность по принципу "что перед чем". Еще одно необходимое требование: эти воспоминания "наоборот" должны во времени по возможности плотнее примыкать друг к другу, быть эмоционально насыщенными, весомыми и зримыми.
В какой-то момент (делая определенное усилие, сущность которого объяснить довольно трудно, либо совершенно неожиданно для самого себя, спонтанно) вы вдруг оказываетесь перед тем же ощущением и сознанием, что в финале упражнения 4, "в блеске молнии" вы видите себя одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Нечто, бросающееся в будущем в глаза своей яркостью, необычайностью, просто несуразностью запечатлевается, фиксируется в памяти, и вы, возвращаясь (практически мгновенно, автоматически) к обычному состоянию, прихватываете с собой и сущность пойманной таким странным образом информации. Вы можете принять ее к сведению, можете подвергнуть обработке, можете соответственно спланировать свои поступки304
Следует заметить, что слишком часто практиковать такое упражнение нельзя: злоупотребление может привести к стойкому пространственному восприятию времени, и тогда "в блеске молнии" только за счет колоссального усилия психики вы сможете до конца осознать себя в настоящем, постоянно живя в прошлом, настоящем и будущем одновременно, а это способна выдержать психика далеко не всякого человека.
И, наконец, восприятие седьмого измерения - это восприятие бесконечного, это Нирванасамадхи, граничащее с потерей всякого восприятия. Разумеется, рекомендовать какие бы то ни было упражнения для достижения подобной цели и не нужно, и вредно.
Все приведенные выше упражнения не имеют (или почти не имеют) под собой никакой естественно-научной базы, не находят никакой физической интерпретации. Однако объявить их мистикой и т.п. - значит отдать объективное, воспринимаемое субъективно, в руки идеалистов. Следовательно, не имея сегодня еще возможности для практического, естественно-научного и вполне ясного, достоверного объяснения того, что почти любой человек может ощутить и осознать путем непосредственной постановки опыта над са-
203
мим собой, над своим сознанием, мы должны приложить все силы к тому, чтобы дать то или иное объяснение с позиций диалектического материализма, объяснение философского порядка.
Эта задача сильно осложняется тем, что мы оказываемся перед необходимостью объяснить человеку, людям ограниченность их представлений и возможностей, сознания и восприятия в обычных условиях. Известно ведь, что трудно найти на земле человека, который жаловался бы на недостаток ума. И лишь вплотную подбираясь к неразгаданным тайнам природы, к бесконечности, человек начинает ощущать и осознавать свои действительные психические способности, свои творческие и познавательные возможности. Тогда он пытается изыскать какие-то резервы в сознании, в представлениях, пытается увидеть мир по-новому и случается, надрывает психику, не зная основных телепатических закономерностей, не зная, пренебрегая правилами "техники безопасности". Его чистый, индивидуальный опыт над собственным сознанием и психикой может завести и в идеализм, и сделать его аполитичным, безразличным ко всему на свете, привести в дом умалишенных, убить.
В то же время сохранение и укрепление подлинно научного, материалистического мировоззрения в результате непосредственного, практического ознакомления с телепатическими закономерностями наделяет человека громадной энергией действия, дает ему новые силы в процессе познания и творчества.
Попытка объяснить с философских позиций пространственное восприятие времени далеко не нова. В основном она базируется на методе аналогий: для гипотетического одномерного существа, "живущего" в прямой линии, любая секущая эту линию прямая, плоскость, любое тело будет восприниматься как точка, пришедшая не из второго или третьего измерений, а из времени (будущего) и ушедшая во время (прошлое).
Точно также для гипотетического двухмерного существа, "живущего" на плоскости, любое секущее плоскость тело будет восприниматься как линия, причем действительное прохождение тела сквозь плоскость будет описываться не как
204
движение тела, но как движение линий, которые приходят из времени (будущего) и уходят во время (прошлое). Таким образом, для одномерного "существа" время начинается со второго пространственного измерения, для двухмерного - с третьего, а для нас с вами, как существ, живущих в трехмерном мире, - с четвертого.
Однако мы видим, что время можно "потеснить" и дальше за счет четвертого, пятого и шестого измерений. И, наконец, в седьмом измерении для времени места будто не остается,
- все поглощает пространство, как единая форма существо
вания материи, как некий эфир, образующий своими мета
морфозами все богатство воспринимаемого нами обычным
путем мира тел, предметов, явлений305.
При всей запутанности, трудности восприятия и осознания, такое и подобное объяснение представляет для нас громадную ценность именно потому, что в нем совершенно нет и быть не может места сверхъестественному, ничему, на что можно было бы, изловчившись, набросить покровы мистического, трансцендентного, непознаваемого, божественного. Речь идет об ограниченности человеческого мышления, сознания, представления, не более. Об ограниченности, которая со временем будет преодолена.
Заключение
Автор работы не претендует ни на приоритет в естественно-научной интерпретации (которая в ряде случаев может оказаться глубоко ошибочной) тех или иных явлений человеческой психики, ни на необходимость принятия сложившегося у него личного мнения в области проблем общефилософского характера. Здесь, по-видимому, придется еще много спорить, и не только всем со всеми, каждому со всеми и каждому с каждым, но и, прежде всего, каждому
- с самим собой.
Безусловным и ясным представляется только одно: дело это не терпит никакого отлагательства.
205
ПРИМЕЧАНИЯ
Трудно удержаться, чтобы не привести весьма любопытное исследование проф. Чижевского: он установил несомненную связь периодических изменений солнечной активности не только с увеличением ширины колец на срезах деревьев, но и стакими явлениями, какэпи-демии страшных болезней, усиленным размножением грызунов и другими нарушениями общего ритма жизни в биосфере нашей планеты. Анализируя хронологию выдающихся событий мировой истории, Чижевский и здесь отмечает связь между усилением солнечной активности и такими периодами, как переселение народов, крестовые походы, войны, народные восстания, расцвет и падение государств. Отмечая несомненную связь между солнечной активностью и психической жизнью людей, Чижевский делает совершенно правильный вывод о том, что подмеченная им закономерность не может рассматриваться как нечто фатальное, будто человечество в целом находится в плену у солнца. Наоборот, зная эти закономерности, следует учитывать их в решениях вопросов государственного и общечеловеческого значения. Не менее любопытные данные приводит французский научно-популярный журнал "Сьян сэ ви", сообщающий о таких явлениях, как помутнение коллоидных растворов, массовый брак в промышленности высокомолекулярной химии, увеличение числа автомобильных, железнодорожных и авиационных катастроф, количество опечаток в газетах, количество инфарктов миокарда - и все это в связи с увеличением солнечной активности.
2. Напомним, что, отправляясь охотиться на гипотетического зверя курдля, Йон Тихий вымазал себя жиром и специями, чтобы курдль проглотил его. Очутившись в желудке зверя, отважный звездоплаватель оставил там заранее припасенную бомбу замедленного действия и, выскочив, отбежал на значительное расстояние.
Q Собственно, положение "планомерной осады" не так уж безнадежно: нащупать волну пси может помочь метод отдачи, с помощью которого была вычислена энергия нейтрино - этого полнейшего "ничто", элементарной частицы, не имеющей ни массы, ни заряда, ни магнитного момента. Ее энергия была определена по изменению величины отдачи ядра, из которого вылетает нейтрино. Таким же способом, изучая явления, сопутствующие телепатическим процессам, мы можем найти некоторые количественные характеристики и для неведомой волны
206
пси. Ниже будет показано, что основным направлением в этих поисках должно быть изучение токов ВЧ, электроэнцефалограмм, воздействия фармакологических средств на ЦНС и ПНС организма.
Л Защита организма от вредных воздействий лучистой энергии - это большой и сложный вопрос, которому мы уделяем внимание в специальном параграфе настоящей главы.
Заслуживает самого серьезного внимания адаптационная способность человеческого организма к повышенному радиационному фону. Так, в 1962 году газета "Комсомольская правда" сообщила об открытии в группе южно африканских озер острова, уровень радиации на котором превышает нормальный в 30 раз. На острове живут люди.
Напомним, что кибернетика - это наука о способах и путях информации, связи и управления в живых организмах, автоматических системах и обществе. Есть и другие определения, однако в этой книге мы будем говорить только о живых и живых разумных существах (лишь изредка сравнивая их с дискретными системами), поэтому кибернетика в телепатии - это наука о связи организма со средой и с другими организмами на основе энергетического обмена.
В настоящей главе такой обмен рассматривается как необходимость физиологического порядка. В дальнейшем показано, что каждый акт обмена несет в себе определенную информацию.
7. Этот термин позаимствован автором у члена-корреспондента АН СССР С. Е. Северина В брошюре "Биохимические основы жизни" приведены цифры, которые показывают роль питательных веществ в образовании энергии. Так, в процессах ассимиляции около 50% освобождающейся энергии немедленно превращается в теплоту и лишь 50% накапливается в фосфорных соединениях и под влиянием ферментов способна перейти в другой вид, в том числе и в электрическую энергию. Таким образом, фосфорные соединения (и, естественно, любая ткань, орган, богатые этими соединениями, такие как мозг, нервное волокно) могут рассматриваться как склады, аккумуляторы энергии.
Q Утверждение о том, что "источником энергии являются продукты питания, белки, жиры, углеводы..." (там же, стр. 25), нуждается просто в некотором дополнении, смысл которого будет ясен из дальнейшего изложения.
Мы будем говорить об этом более подробно, рассматривая эволюцию с точки зрения телепатических закономерностей.
207
10. Академик Д С. Воронцов считает, что клетка является непосредственным источником биоэлектрических потенциалов, причем эти потенциалы являются следствием распада в водных растворах молекул кислот, солей и щелочей.
Там же.
Д.С. Воронцов считает, что "каждое волокно превращается в электрический элементик, развивающий напряжение в 0,1 В. Большое количество таких элементиков в электрическом органе располагаются последовательно друг за другом так, что их напряжения складываются и этим создаются большие напряжения в десятки и сотни вольт". (Там же). Вместе с тем, "исследуя электропотенциалы отдельных нервных клеток коры и спинного мозга (то есть тех тканей, которые богаты содержанием фосфорных соединений)...убеждаемся, что одиночное их возбуждение сопровождается кратковременным, но довольно высоким... потенциалом. Потенциалы, отведенные от поверхности коры, имеют малую величину и большую продолжительность...
Откуда же берутся эти сравнительно медленные колебания и почему при отведении от коры в этом случае не выступают быстрые и сильные потенциалы, сопровождающие возбуждение нервных волокон и нервных клеток? Этот вопрос до сих пор остается нерешенным..." (Там же).
Там же.
См. С.Н.Финогенов. Лечебные свойства ионизированного воздуха. Госмедиздат УССР, 1961.
Ю. Л. Петров. Фiзичне виховання йогiв. Госмедиздат УССР, 1960.
"Наименее ясно и совсем научно не обоснована та часть Хатха-йоги, которая трактует вопрос праны: Под праной подразумевают определенную форму энергии в человеческом организме, которая необходима ему для всех жизненных процессов. Йога утверждает, что прана есть и в окружающей среде, и в солнечном свете, свежем воздухе, чистой воде, пище. Основным источником праны, согласно Йоге, является солнце. Человек поглощает эту форму энергии нервными окончаниями, расположенными в коже, дыхательных путях, слизистых оболочках пищеварительного тракта и т. д. В организме, по мнению Йогов, происходит непрерывная циркуляция праны по нервам". Кажется, яснее не скажешь: лучистая энергия, энергия возбужденных и ионизированных атомов.
208
Л R Ниже будет показано, что "всасывание праны" организмом происходит через всю поверхность тела. В главе "Практика телепатии" мы будем рекомендовать упражнения, которые позволяют дышать... костями.
1 7. Техника молодежи, 1962, №11.
По мнению автора, этой гипотезе суждено превратиться в теорию. По крайней мере, самую серьезную и ответственную проверку - проверку математикой - она выдержала.
1 Q Любопытная деталь, которая ставит в тупик всех исследователей: несколько тысяч лет назад Йоги уже говорили о ритмической вибрации всех вообще материальных образований. Они утверждали, что вибрируют атомы, звезды и солнце, сердце и любой орган живого существа, организм в целом... Если вспомнить, что в то время не было ни квантовой теории, ни службы солнца, ни развитой астрономии и астрофизики, приходится строить самые фантастические предположения относительно этой теории. Ниже мы постараемся обосновать подобные предположения в гипотезе биомагнитного поля Вселенной.
Л Q Статистика заболевания туберкулезом легких свидетельствует, что чаще всего поражается именно правая верхушка легкого. Такое явление - естественное следствие неправильного дыхания.
OQ Вот что пишут С.Д. и С.Х. Кирлиан в статье "Фотографирование и визу-" альное наблюдение при посредстве токов высокой частоты": "Поскольку биологический объект, излучающий разряды, является электродом, то... каждый разрядный канал несет на себе спектр своего биоэлектрода и его составляющих" (Журнал научной и прикладной фотографии и кинематографии. 1961, №6, с. 398-399). И дальше: "При неожиданных эмоциональных переживаниях (страх, боль) присущий участку цвет изменяется" (там же, с.400), "каждой системе биомеханизмов присущ свой определенный цвет" (там же, с. 401).
Впервые о существовании Кернак сообщил корейский ученый Ким Кон Хан, который опирался на теорию древней корейской медицины и пользовался вполне современным электронным микроскопом. Так нередко великие открытия рождаются на стыке времен. Подлинный ученый никогда не станет с пренебрежением относиться к тем или иным суждениям только на том основании, что они были высказаны задолго до того, как он осчастливил мир своим рождением.
209
В брошюре "Медицина и физика" (М.: Знание, 1962) В. В. Огнев высказывает предположение, что структуры Кернак соответствуют тем межтканевым щелям в гранулах и рубцах, которые были обнаружены в лаборатории автора этих строк. Возможно также, что именно такого рода структуры описал в прошлом столетии русский врач О.И. Иноземцев (24). Учитывая, что еще люди, жившие в бронзовом веке, заметили, что стрела, попавшая в переносицу охотника, вылечивает головные боли, в верхнюю губу - лихорадку и т.д., вопрос о приоритете следует решить все-таки в пользу Ким Кон Хана, который знал, что искать и где искать.
22 в настоящее время метод иглоукалывания используется при лечении радикулита, мигрени, бронхиальной астмы, головной боли, неврастении и других заболеваний. Применяется в Китае, Японии, Индии, Вьетнаме, Франции... - всего в двадцати странах.
23. Здесь мы немного забегаем вперед, однако, это положение имеет
фундаментальное значение в телепатии, и поэтому автор пользуется
случаем, чтобы нажать именно эту педаль.
24. В этом отношении весьма интересны и перспективны исследования,
проведенные академиком Капицей и опубликованные им в кни
ге "Электроника больших мощностей". По-видимому, недалек тот
день, когда мы сумеем передавать и принимать на большие рассто
яния громадные мощности. Если же принять, что телепатические яв
ления вполне объективны и закономерны, мы необходимо придем к
выводу: то, что мы намерены только сделать, природа уже сделала.
25. Вот еще один показательный пример. Этому важнейшему органу,
значение которого Йога сумела по заслугам оценить еще несколь
ко тысяч лет назад, современная медицина отводит места немного
больше, чем занимает его название. Так, в учебнике "Нервные бо
лезни" Е. К. Сеппа, М.Б. Цукера, Е.В. Шмидта, изданном в 1960 году
Медгизом на 680 страницах, нервному сплетению отводится мес
то... на одной странице! Это более чем скромное внимание авторы
объясняют следующим образом: "Висцеральная симпатическая сис
тема, в частности ее брюшной отдел, иннервирует все внутренние
органы. Поэтому трудно перечислить все явления, которые наступа
ют при ее повреждении" (с. 665).
Отсюда следует сделать по крайней мере два вывода:
1) прибегать к такого рода упражнениям следует лишь в крайних случаях (для подавления нестерпимой боли, чувства
210
страха, неприемлемых в конкретной обстановке эмоций) - думать, представляя себе то, что никакого отношения не имеет к окружающему;
2) следует всегда контролировать сознанием свои мысли, представления, эмоции. Каждому известно, как это трудно. Поэтому мы рекомендуем для начала простой и всегда доступный любому человеку способ: поскольку при разгоне воображения, интенсивной работе мысли человек старается прикрыть глаза рукой или смотреть на наиболее темное место в окружающем пространстве, при появлении нежелательных представлений, образов и при сознании их нежелательности, когда организм уже воспринял "надуманную программу" и начал набирать ускорение, следует быстро посмотреть в окно, на яркую лампу, на любой источник света. Поскольку надуманные картины обладают крайней неустойчивостью, они практически мгновенно исчезают, развитие нежелательных процессов в организме приостанавливается, и как только объективная реальность вновь выступает на первый план, нормализуется - каждый орган, ткань, клетка начинают работать в соответствии с действительной обстановкой. В дальнейшем вы сумеете заставлять себя "вышибать" ненужные мысли нужными. Поскольку процесс нарастания количества нежелательных мыслей носит лавинообразный характер, его следует рубить под корень, - нужно найти первую, основную мысль, которая послужила толчком к развитию процесса, высмеять и уничтожить ее... К этому вопросу нам придется возвращаться неоднократно, так как контроль над мыслями и эмоциями в телепатии имеет первостепенное значение. В будущем необходимость такого контроля будет возрастать.
Без такого контроля немыслим не только технический, но и биологический прогресс: человек, изменяя условия в среде, должен найти пути к изменению самого себя.
Хочется обратить внимание на другую сторону этого явления. Мы в подавляющем большинстве случаев, как только у нас для этого оказывается свободное время, начинаем думать как попало о чем попало. Достаточно нам выйти из-под направляющего контролирующего действия объективной необходимости, требующей мобилизации
211
мысли в определенном направлении, как мозг наш идет вразброс, и соответственно нелепым, шатающимся мыслям появляются те или иные представления, которые толкают жизненные процессы не в том направлении, в котором это действительно необходимо организму.
Так, если вы попали под дождь, если вас обдувает холодный ветер,
-
организм настраивается на борьбу с холодом. Кровь поступает к открытым частям тела - рукам, лицу, ногам, если вы идете. Но ваши мысли идут вместе с вами, им становится скучно. "А какбыло хорошо, - вспоминаете вы, - на море! Горячий песок, жаркое солнце, ласковые волны... Тепло, тихо" Воображение рисует забытые картины, возникают чувственные представления. Какое же сердце станет в таких условиях гнать кровь к рукам и лицу? И организм играет отбой, в то время как объективно ничего не изменилось. Вам может даже показаться, будто стало теплее, но поскольку это чувство - просто следствие самовнушения, объективно организм может переохладиться.
28. Такие упражнения будут детально разобраны в главе "Практика телепатии". Здесь же нам важно выяснить принципиальную возможность накопления и распределения праны под контролем сознания.
QQ Там же мы будем разбирать и механизм так называемого "замкнуто-" го круга", главным условием которого является соединение конечностей друг с другом, сплетение пальцев рук и т.д.
30. Присамолечении,изгнанииболей,лечениидругихлюдей(см.ниже) " - во всех случаях непосредственного контакта при передаче праны совершенно необходимо соблюдать ряд дополнительных условий, которые также будут разобраны в главе "Практика телепатии".
Q'l Обмен праной можно наблюдать при желании повсеместно, на всех уровнях развития жизни, во всех качественных состояниях материи. Энергией обмениваются нуклоны в ядре атомов; возбужденные атомы передают ее друг другу; уровень энергии в отдельных клетках, органах, тканях одного и того же организма не может быть всегда одинаковым: у одного больше - избыток, другие же ощущают недостаток. И здесь происходит обмен: одни отдают, другие - получают. Без соблюдения этого закона дружеской взаимопомощи эволюция была бы просто невозможной.
32 .При этом, даже если прана несет на себе физиологическое исцеление, возможны патологические изменения в психике принимающего, о чем будет сказано ниже. Автор напоминает об этом еще раз: ваших сведений пока недостаточно, не спешите применять их на практике!
212
33. При этом следует помнить, что такая лепка собственной физиономии (и не только физиономии - подобным образом можно изменить фигуру, форму рук, ног, груди и пр.) будет проходить быстрее и успешнее, если вы будете соблюдать непременные условия:
1) ментальный образ, однажды фиксированный в сознании, дол
жен прочно закрепиться в памяти и ни в коем случае не варьи
роваться при каждом взгляде в зеркало. Вообще на время этого
процесса (несколько дней, может быть месяц) не следует подхо
дить к зеркалу. Каждый раз, как у вас возникает такое желание,
очень полезно в воображении вызвать ментальный образ: "Вот
так именно я выгляжу и больше никак!" и, почувствовав удовлет
ворение достигнутым, заняться каким-нибудь более полезным
делом;
2) вы должны твердо знать и понимать естественные причины и
следствия вашего эксперимента - так же, как понимаете причи
ны процесса частого сгибания и разгибания рук под нагрузкой,
которые ведут не только к усилению, но и к увеличению в объеме
двуглавой мышцы.
Таким образом можно избавиться от часто преждевременных морщин. Можно слегка подправить отдельные недочеты лица, и его общее состояние в результате таких незначительных изменений создаст впечатление общей гармонии, станет гораздо лучше, приятнее. Следует в то же время помнить, что на человеческом лице отпечатываются все пакости, которые он совершает: выражение его лица, а затем и впечатление от общего расположения и тончайших нюансов в сочетании отдельных частей начинают производить отталкивающее впечатление, которое не так-то легко побороть. Красота человека - это его внутренняя красота, которая может вначале проступать и на некрасивом лице, а затем постепенно может даже изменить это лицо. Большое значение в данном случае имеют также представления целевого характера: у вас может ничего не выйти, если вы захотите стать красивым ради самого себя.
Вообще всегда следует помнить золотое правило: успех всех наших начинаний всецело зависит от того, насколько ярко мы представляем себе то, чего хотим, насколько прочно удерживаем в сознании конечный результат своих усилий. Пренебрежение этим правилом ведет к разбрасыванию сил и средств, увеличению фактора времени, отсутствию ожидаемого эффекта, его искажению.
213
34. Весьма важный, сложный и не менее запутанный вопрос, настоя-
" тельнотребующий самой детальной и кропотливой разработки. Эта
необходимость станет особенно наглядной при ознакомлении с параграфом 10.
Вот как представляют себе йоги этот процесс (цитирую по йогу Рамачараке, "Наука о дыхании": Новый человек, Петроград, 1915): "Если вы находитесь в обществе людей низшего порядка ума, вы чувствуете как бы давящее влияние их мыслей. Попробуйте тогда проделать ритмическое дыхание и, получив благодаря ему добавочный запас праны, создайте мысленный образ, что вы окружаете себя полученной праной, как скорлупой. Заключив мысленно себя в такое яйцо праны, вы почувствуете, что совершенно защищены от влияния грубых мыслей или каких бы то ни было нечистых влияний других"
35. Напомним, что вода составляет 70% живых тканей.
36. Это очень важное обстоятельство, к которому мы вернемся в гла-
" ве 2. В ряде случаев ориентация в общем магнитном поле планеты
оказывает решающее влияние на степень стойкости и надежности телепатических связей.
См. Наука и жизнь, 1961, №9.
Здесь мы рассматриваем радиоволну не как носитель информации (об этом речь будет идти в главе 2), а как источник энергии, праны, которая может быть передана на громадные расстояния. 38. Цит. по Н.Н. Жившиц "Влияние ионизирующих излучений на функции центральной нервной системы", М., 1961.
"Имеются данные о том, что в денервированных органах и тканях лучевые реакции протекают более тяжело, чем в органах с сохраненной иннервацией". З. В. Токарская (1958) отмечает, что "автолиз белков в тканях кроликов, подвергнутых тотальному рентгеновскому облучению в дозе 1300 рентген, был сильнее выражен в денервированных органах, чем в интактных. Через час после облучения в мышце с сохраненной иннервацией была увеличена на 20% по сравнению с контрольным животным, а в денервированной мышце - на 112%" (с. 119). "Имеются данные о том, что травмы центральной нервной системы приводят к более тяжелому течению лучевой болезни".
З. М. Барбашова (1958) показала, что в группе крыс с предварительно удаленными верхними шейными симпатическими узлами после тотального гамма-облучения в дозах 970-1200 рентген смертность была выше.
214
"В опытах на 52 собаках было показано, что лучевая болезнь протекает тяжелее, если облучение проводилось на фонеэкспериментального невроза. У части этих собак проводились исследования некоторых функций пищеварения. Наряду с общим, более тяжелым течением лучевого заболевания функциональное ослабление коры вызывало также более длительные и глубокие изменения внешней секреции поджелудочной железы"
Курцин (1958) указывает на то, что у животных с сильным неуравновешенным и слабым типами высшей нервной деятельности лучевая болезнь протекала более тяжело, чем у сангвиников и флегматиков.
39. Выше уже приводился пример адаптации человеческого организ
ма к радиационному фону, превышающему нормальный в 30 раз.
Сейчас трудно на основании данных, которыми мы располагаем,
указать точную границу, за которой ионизирующие излучения, про
рвавшись за "кордон ауры", смогут оказать безусловно губительное
влияние на организм человека. По-видимому, эта граница весьма
относительна.
40. Уставы современных армий предусматривают спецобработку лич
ного состава, получившего опасные дозы радиации. Вместе стем не
подлежит сомнению, что человек, знающий о собственной неми
нуемой гибели, будет выполнять эту задачу несколько иначе, чем
человек, который рассчитывает не только победить, но и пожить
после победы. С этой точкой зрения необходимо считаться. Широ
кая разъяснительная работа в войсках позволит добиться больше
го, чем сделали бы фармакологические средства, укрытия, экраны
и др. Идейная направленность, целеустремленность, психическое
горение человека - таким должен быть лейтмотив в поведении во
ина, выполняющего боевую задачу в условиях средств массового
поражения.
41. См. В.Н. Тарусов. Основы биологического действия радиоактивных
излучений. - М.: Медгиз, 1955, с.3,15.
42. Там же. Следует, пожалуй хотя бы в общих чертах напомнить о ме
ханизме ионизирующего излучения. Двигающиеся с большой ско
ростью бета-частицы создают вокруг себя электромагнитное поле,
силы которого оказываются достаточными для того, чтобы вырвать
электроны с внешней атомной оболочки. Это так называемая пер
вичная ионизация, которая ведет к образованию положительных
ионов. В свою очередь, вырванные электроны, разлетаясь во все
215
стороны, также создают ионы (вторичная ионизация), а первичная бета-частица захватывается каким-нибудь атомом, в результате чего образуется отрицательный ион. Процесс замещения электронов, вырванных с внешних орбит другими электронами, сопровождается испусканием фотонов. Если замещается электрон с внутренней оболочки, возникает рентгеновское излучение поглощающего элемента, которое в свою очередь способно вызвать вторичную ионизацию.
Такой процесс, венчающийся рентгеновским излучением живой ткани, можно, в частности, воочию наблюдать у обычного светлячка, который обладает самым портативным в мире рентгеновским аппаратом, существование которого обнаружил Миока (1897). См. Г.Д. Новинский, Б. В. Огнев. Медицина и физика. - М.: Знание, 1962.
43. См. 3. Грауль. Лучевой синдром и радиоактивное заражение - М.: " ИЛ, 1960.
ZLZL См. П. Жене. Защита от радиоактивных элементов. - М.: ИЛ, 1954. В. Н. Феоктистов. Основы медицинской радиологии. - М.: Медгиз, 1960.
Ионизирующие излучения и клеточный метаболизм. Сб. статей -М.: ИЛ, 1958.
Н.Н. Лившиц. Влияние ионизирующих излучений на функции центральной нервной системы. АН СССР, 1961.
Л. Л. Васильев, Е. Т. Благодатова. Центральные влияния, устраняющие и углубляющие парабиоз. Изд. АН СССР. - Л., 1961. Некоторые авторы констатируют тесную связь между течением лучевой болезни и характером человека (сангвиники, флегматики и т.д.).
45. Ромен Роллан. Соч.. т. 19.
В другом месте рассказывается о том, как некто, на кого поднял глаза Рама Кришна, почувствовал будто толчок в грудь.