<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Спросите сначала у своих учеников, как они видят слово диктант во внутреннем взоре. Какого цвета буквы, каким почерком написано это слово. Большинство наших участников утверждало, что слово написано крупными прописными буквами фиолетового, темно-синего или черного цвета и вызывает неприятное ощущение: металлический привкус во рту и даже тошноту. Как говорит Стивен Хеллер, "я верю, что все обучение - это форма гипноза." "Мы реагируем не на реальность (чем бы она ни была). На самом деле мы реагируем и воздействуем на реальность, основанную на наших метафорах, которые становятся нашей индивидуальной и личной реальностью". И еще: "Людей гипнотизируют их метафорические системы веры, независимо от того, являются ли эти метафоры эффективными и полезными или болезненными и самоограничивающими". И если кто-то верит в то, что писать диктант так же страшно, как идти одному ночью на кладбище, он переживает все сопутствующие страху ощущения: дрожь в коленях, мокрые ладони и многое другое. Вы помните, как работать с фобией на обучение и теперь можете поработать с самим словом, вызывающим такую реакцию. Предложите участникам представить, как выглядело бы слово "Диктант", если бы оно было названием магазина, где продаются игрушки или компьютерные игры, (а может быть, музыкальные центры, компьютеры или даже автомобили), надписью на обертке шоколадки или коробке конфет. Вам очень хочется зайти в магазин (съесть шоколадку), название привлекает вас. Сколько чудесных новых впечатлений ждет вас в магазине, когда вы смотрите на витрины и прилавок. Какого цвета буквы в названии? Какого они размера? Возьмите краски, цветные карандаши или фломастеры (что есть под руками) и нарисуйте красочное название магазина или нового вкусного шоколада - "Диктант". Какие чувства вы испытываете теперь, глядя на это слово? Во время наших занятий большая часть участников рассказывала о возникшем чувстве спокойствия, удовольствия, интереса.
  Теперь переходите к следующему этапу занятий. Сегодня вниманию ваших учеников вы предложите тему "Правописание производных предлогов". На доске мы заранее делаем запись:
 Раздельно Слитно в течение года
 в продолжение часа
 в отличие от других
 в начале романа
 иметь в виду
 во время работы
 на встречу с другом
 на счет банка
 идти на смерть
  вследствие дождя
 впоследствии он заболел
 вроде облака
 вначале подумай
 ввиду шторма
 вовремя прийти
 навстречу ветру
 насчет поездки
 стоять насмерть
 
  Обсудите значение этих слов и их роль в словосочетании. Выполните работу с текстами.
  "Корректурная проба".
  Визуальное запоминание предлогов "в течение часа, в продолжение дня, вследствие дождя". Работа с текстами.
  Завершение занятия вопросом "Как запомнить правописание наречий и производных предлогов?" Обмен стратегиями. Одной из наиболее успешных стратегий является следующая (с ее помощью быстро запоминаются словарные слова): запишите слово на доске, подчеркнув каждую букву черточкой. Представьте, что это кино или видеопленка, а черточки - кадры. В каждом кадре помещается одна буква. Теперь, после того, как участники видели слово, попросите их закрыть глаза и "снять" слово на видеокамеру, положить пленку с записью так (обычно мы добавляем: "На нужную полочку в голове"), чтобы ее легко можно было достать. Затем сотрите буквы, оставив черточки-кадры. Указывая в разном порядке на черточки, попросите увидеть и назвать букву, изображенную на этом кадре. Практика доказала высокую эффективность этого способа.
 
 День 14.
  Как мы говорили ранее, понятие о якоре можно свести к простой конструкции "раздражитель-реакция". Якорь включает ряд внутренних реакций и(или) действий. Задумайтесь о том, какие якоря вы сформировали в процессе обучения у своих учеников. Удивительно, оказывается даже пространство, место, из которого вы ведете урок, быстро превращается в якорь для вас и учеников. Многие учителя говорили нам, что предпочитают объяснять материал, стоя в какой-то конкретной части класса.
  Одна из основных идей НЛП в образовании - показать преподавателю, как стать более систематичным в поведении. Тогда учитель по желанию сможет восстанавливать ранее созданное ментальное состояние, экономя время и энергию, вместо того, чтобы создавать его заново. Таким образом, когда учитель действует в определенном месте класса, в определенной позе, определенным голосом, ученики автоматически входят в соответствующее состояние. (Более подробно об этом см. Майкл Гриндер "Исправление школьного конвейера"). Поэтому попробуйте последить за собой и узнать, в каком месте и в какой точке класса, в какой позе вы объясняете и как и откуда дисциплинируете. Эффект резко снижается, если эти пространства оказываются смешанными и ученики не знают, чего им ожидать. "Состояние предвосхищения" (Меделин Хантер) не создается.
  Следующее упражнение направлено на развитие внутренней визуализации. Предложите участникам занятий запомнить 10 слов, рисуя в воображении мультфильм. Каждое слова становится образом для мультфильма (подобное упражнение мы уже делали). Слова для запоминания: варежка, мышь, много туч, желудь, птицы, мотоцикл, площадь, шествие, участник, чувство. Просмотрите мультфильм и запишите слова, выделив орфограммы. Обсудите, кто как запоминал, вероятно, кто-то захочет рассказать о своем мультфильме. Если вы проанализируете это упражнение, то теперь можете уяснить важность регулярного проведения подобных упражнений для развития памяти. Кстати, поделитесь с учениками способами эффективного запоминания. Если вы хотите запомнить какие-то слова, можете увеличить число предметов (например, запоминая слово спичка, представьте множество спичек, рассыпанных на столе). Или сильно увеличьте предмет в размерах - нужно запомнить, например, слово "книга"- представьте гигантскую старинную книгу в толстом кожаном переплете. Чем подробнее описание образа, которое дают вам ученики, тем больше вероятность, что они запомнили это слово. Хорошо запоминаются образы в движении. Так, запоминая слова сундук, мяч, птица, представьте, например, как распахивается огромный сундук, из него выпрыгивает мяч, лопается, и оттуда вылетает птица. Здесь использован еще и так называемый метод "Матрешки", когда одно появляется из другого. Потренируйте учеников, пусть они определят, для кого какой мнемонический прием удобнее. Попробуйте развить нехарактерные способы запоминания.
  Теперь настало время перейти к следующей теме. Перед тем, как обсуждать "Правописание падежных окончаний имен существительных", вспомните какие сущ. относятся к 1, 2 и 3 склонениям. Несколько минут посвятите игре в мячик, в которой первый игрок называет сущ., второй ловит мячик, определяет склонение и называет слово для третьего игрока. Более того, на доске в левой части у вас записана таблица склонений имен сущ. Ее в процессе игры можно время от времени закрывать. Когда вы убедились в том, что учащиеся хорошо помнят склонения сущ., поместите в левую часть доски новую таблицу.
  1 2 3 Р. и(ы) - и Д. е - и П. е е и
  Предложите своим ученикам закрыть глаза и представить во внутреннем взоре "колодец" с падежными окончаниями. Какого цвета буквы и, е? Назовите окончание 1 скл. Р.п. Назовите окончание 2 скл. П.п. В каких случаях пишутся буквы е, в каких и?
  Закрепление в парах. Первый придумывает сущ, называет падежи и их вопросы (Р,Д,П.), второй склоняет сущ, определяя окончания.
  Работа с текстом.
  Орфоэпический бой. Правила этого упражнения мы рассказывали ранее. Слова для упражнения: свекла, балуешь, звонишь, облегчить, повторить, начал, скворечник, соришь, скучный, повторишь.
  Продолжая работу над темой "Правописание безударных падежных окончаний имен сущ.", уточните, что есть существительные, подчиняющиеся другому правилу. Это сущ. на -ия, -ий, -ие. На доске таблица, которую участники запоминают с помощью стратегии орфографии и переносят в тетрадь.
 -ия -ий, -ие
 Р. -и -
 Д. -и -
 П. -и -и
  Интересно уточнить, как участники запоминают окончания. Многие учащиеся говорят, что им представляется прямой угол, если приблизить его, то он состоит из 4 букв и.
  Тренировочные упражнения. Под диктовку запишите словосочетания, определяя склонение, падеж и падежное окончание. Образец записи:
  Жить в (-ия, П.п., и) России
  Мы уверены, что запись перед словом нарушает сложившийся паттерн написал - проверил. Часто это бывает достаточно полезно для закрепления. Если паттерн нарушается, на первых порах это вызывает затруднения и в то же время помогает более глубоко закрепить изучаемый материал.
  Уйти с лекции, служить в армии, писать в тетради, нарисовать в тетрадке, думать о Наталии, вспомнить о Наталье, читать в Библии, отдыхать в санатории, о русском гении, событие истории.
  Есть еще одно упражнение, которое мы хотим вам предложить. В ходе этого упражнения ученики тренируются в написании падежных окончаний собственных имен существительных. Представьте себе, что вам нужно выписать аттестат нескольким выпускникам средней школы. Ваша задача - аккуратно и внимательно (а главное, грамотно) заполнить аттестаты. Запишите на доске и в тетрадях:
  Аттестат
  об окончани... средней школы №
  выдан
  ...
  Сначала предложите записать свое имя, отчество и фамилию, а затем, определяя окончание, выдайте аттестаты Марии, Лидии, Наталье, Наталии, Любови, Анне, Татьяне, Василию.
  Работа с текстами.
  Закончить сегодняшнее занятие вы можете игрой на развитие визуализации "Волшебный карандаш". Группа делится на две команды. Команда задумывает фигуру, но не договаривается, как ее рисовать. Водящий из другой команды рисует задуманную фигуру, подчиняясь указаниям соперников "вверх", "вниз", "вправо", "влево", "круг", которые поочередно дают соперники. В соответствии с указаниями он рисует отрезки равной длины, создавая стилизованное изображение. Затем играет водящий из противоположной команды. На первых порах лучше придумывать достаточно простые фигуры: дом, кораблик, поезд, цветок и т.д.
 
 
 День 15.
  Несмотря на простоту начала занятий, мы считаем, что для большинства участников оно дает блестящий результат. Обычно благодаря якорю сразу же включается состояние комфорта и увлеченности, если, конечно, вы ставите и другие позитивные якоря в ходе занятий. Продолжите занятие метафорой.
  Кто-то сказал, что жизнь похожа на шахматную партию. Не знаю, так ли это. Шахматная доска одна, а шахматистов двое. У каждого свои цели, и каждый действует из собственного понимания ситуации. И, осуществляя свои замыслы, каждый вносит помехи в осуществление замыслов партнера. Замыслы оказываются неосуществленными, но рождается игра. Она складывается неожиданно для обоих, обоим она неподвластна. Победитель - это всегда тот, кто лучше подготовил свой номер.
  Мы уже говорили ранее, что эффективность метафоры в ее глубинном воздействии на сознательное и бессознательное, воздействии на правое полушарие, активизации творческого мышления. Метафоры обеспечивают длительное индивидуальное воздействие и закрепление в долговременной памяти.
  Итак, метафоры больше воздействуют на правое полушарие. Вы, вероятно, знакомы с гемисферологией? Если нет, то у вас есть прекрасная возможность получить удовольствие от новой информации из книг или посетив семинар "НЛН в контексте образования", что будет полезно и для вас, и для нас. Профессор Бетти Эдвардс выражает общее мнение исследователей мозга, утверждая, что каждое полушарие воспринимает реальность своим собственным уникальным образом. Левое полушарие специализируется на словесных выражениях, числах, аналитическом мышлении, линейно-цифровых рассуждениях. Правое специализируется на визуальной образности, пространстве, воображении, цветовых ритмах, кинестетических переживаниях и творчестве. Эта концепция была подтверждена доктором Роджером Сперри в исследованиях пациентов с разделенным мозгом (эпилептики с хирургически разделенными полушариями).
  Известно, что существует историческая традиция на Западе придавать большее значение функциям левого полушария, принижая роль правого полушария. Действительно, больше ценятся люди со склонностью и способностями к научной и аналитической стороне умственной деятельности, нежели люди с так называемым нетрадиционным мышлением и способностью к образной и цветовой стороне умственной деятельности. Особой нелюбовью такие люди пользуются в системе образования. Но различные задачи и виды деятельности, предлагаемые человеку жизнью, требуют работы двух полушарий, если он хочет реализовать свой потенциал. И вопрос здесь не в том, что лучше, а в том, КАК развивать оба полушария, учитывать в обучении особенности детей с ведущим правым полушарием наравне с левополушарными детьми. Современное образование за небольшим исключением использует методы и формы работы с левополушарными детьми, игнорируя присутствие в классе правополушарных детей. Для них в американских школах существует особый термин -"коридорные дети".
  Многие упражнения, предлагаемые в этой книге, рассчитаны на развитие правого полушария и доставляют большое удовольствие как детям с доминирующим левым, так и ведущим правым полушарием. Заметьте, если вам на уроке необходима творческая деятельность, активизируйте работу правого полушария, предложив, например, представить внутренние образы. Настроить левое полушарие в случае деятельности, связанной с воспроизведением какого-то материала дословно, контролем за конкретной деятельностью (проверка письменной работы, например) или логических рассуждениях, можно при помощи простого упражнения. Попросите учеников быть внимательными и заметить, когда вы допустите ошибку. Начните читать таблицу умножения (одновременно вы таким образом порадуете коллег - учителей математики) и прочитав несколько правильных примеров, назовите неверный ответ. Реакция в классе поможет вам понять, настроились ли ученики на последующую конкретную деятельность.
  Известный американский психотерапевт Стивен Хеллер говорит (и мы считаем особой честью присоединиться к его мнению), что баланс полушарий - это одна из важнейших целей психотерапии. Добавим лишь, что не только психотерапии, но и обучения. Вспоминая те моменты вашей жизни, когда что-то особенно хорошо удавалось. Вы, без сомнения, обнаружите, что тогда был баланс между спонтанным творчеством и целенаправленной дисциплинированностью, т.е. одновременно включение правого и левого полушарий. Сумма частей, пользуясь языком коллег, ведущих технические дисциплины, будет больше, чем части по отдельности.
  Следующая тема сегодняшнего дня, как и другие, подразумевает апелляцию к обоим полушариям. Тема "Правописание не с разными частями речи" заслуживает права считаться достаточно сложной для учащихся. Для объяснения темы сделайте на доске следующую запись:
 РАЗДЕЛЬНО
 1.С глаголами и их формами (деепричастиями и краткими причастиями):
 не был, не знаю, не глядя, не покрашен.
 2.С сущ., прил. и наречиями на о-е, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ С союзом А:
 Не правда, а ложь. До школы не далеко, а близко.
 3.С полными причастиями, ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА:
 сравните: На столе лежала непрочитанная книга. На столе лежала НЕ прочитанная мной книга.
 4.С прилагательными, причастиями и наречиями на о-е, ЕСЛИ отрицание усиливается частицами ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ.
 вовсе не интересный рассказ
  В ходе объяснения темы убедитесь, что ученики помнят, что такое деепричастие, краткое причастие, наречие. В случае затруднения впишите вопросы, на которые отвечают эти части речи, и напомните, что они обозначают. Для запоминания, проговорив записанное, предложите увидеть на внутреннем экране примеры, записанные на доске, а затем с закрытыми глазами назвать случаи раздельного написания не. Затем, снова глядя на доску, пусть ваши ученики приведут свои примеры на каждый случай правила. Далее, убедившись, что запись перенесена в тетрадь, сотрите с доски формулировку, оставив примеры и попросите не глядя в тетрадь объяснить раздельное правописание не со словами на доске.
  Закрепление материала - работа с текстами вслух с комментариями, затем самостоятельная работа с текстами. Целью игры с мячом тоже является закрепление материала - каждый участник по очереди приводит свой пример на правило и называет следующему игроку часть речи, для которой тот должен назвать случай раздельного написания частицы не.
  Следующий этап работы - изучение слитного написания частицы не с разными частями речи. На доске запись:
 1. Если слово не употребляется без не
 необходимый, нельзя, нелепость
 2.С сущ., прил. и наречиями, ЕСЛИ можно заменить СИНОНИМОМ без не
 неплохой-хороший, недалеко-близко, невнимательность-отсутствие внимательности
 3.С прил., сущ. и наречиями на о-е, ЕСЛИ к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно
 совсем непродуманное решение
 
 4*. С приставкой недо-
 недоедать
  Запоминание и закрепление материала проводится аналогично.
  Перед завершающим день упражнением "Апельсин бывает..." проведите игру по командам. Задание: на листах каждый участник команды записывает пример слитного или раздельного написания не с разными частями речи. Побеждает, разумеется, команда, которая написала больше правильных примеров. Можно добавить один балл за быстроту выполнения.
 
 День 16.
 Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он, спал кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки - гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: "Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее". Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.
  Метафору о старом башмачнике вы можете рассказать после привычного начала занятий. Затем предложите участникам занятий сделать заготовку на сегодняшний вечер. Пусть они представят часы, которыми обычно пользуются, и, глядя на них, составят "выкройку". А теперь представьте, что уже поздний вечер, день закончился. Подумайте о том, что вы успели сделать за день. Поблагодарите себя за то, что вы сделали за этот день.
  Многие могут поблагодарить себя и за то, как они поняли тему вчерашнего занятия. Вспомните, какую часть правила вам удалось запомнить лучше. Проговорите случаи слитного и раздельного написания не с разными частями речи, пользуясь стратегией грамотного письма.
  Комментированная работа с текстами.
  Следующее упражнение называется "Тяжелое и Легкое". Когда вы его выполните, попросите участников поделиться впечатлениями.
 Представьте себе, что в одной руке у вас находится что-то тяжелое. У одних тяжелой станет левая рука, у других правая. Что это, я не знаю. Может быть, это камень или кусок мокрой глины, или что-то другое. Ощутите тяжесть, лежащую в этой руке. Руку действительно трудно поднять. А в другой руке появилось что-то очень легкое, такое легкое, что рука сама поднимается вверх. Возможно, это воздушный шарик, стремящийся взлететь, или что-то еще. Почувствуйте легкость в вашей руке. Поиграйте немного, сравнивая тяжелое и легкое и переключая ваше внимание с одной руки на другую. А теперь медленно, так, как вам это удобно, соедините руки. Держа руки соединенными, подумайте, посмотрите и почувствуйте, что у вас получилось? Поделитесь впечатлениями.
  Это упражнение даст возможность определить эмоциональное состояние участников, даже если вы будете просто наблюдать за их поведением в процессе выполнения упражнения. На практике мы убедились, что после этого настроение большинства учеников улучшается.
  Наконец наступило время приступить к работе над темой "Правописание количественных числительных". Разберите пример: 7 умножить на 10 будет 70. Для кинестетиков удобно подготовить две карточки со словами СЕМЬ и ДЕСЯТЬ. Объясняя материал, соедините карточки, одновременно закрыв мягкий знак в слове десять. Запишем словами: Семь умножить на десять получится семьдесят. Итак, если числительное состоит из двух корней и начинается с корня 5, 6, 7, 8, 9, в нем пишется мягкий знак. Т. е.
 1. В числительных 50...80 и 500...900 пишется Ь.
 Визуализация нескольких примеров. Уточните, какого цвета Ь, и отличается ли он размером от других букв.
 2. Визуализация и запоминание числительных триста, четыреста, миллион и миллиард.
 Вслух в парах просклоняйте несколько числительных, обращая внимание на изменение внутри слова. Первый называет падеж и вопросы, второй склоняет числительное. Примеры для склонения: 7,50,8,66, 500, 9, 900. Затем работа над текстами с комментированием. После проверки предложите записать в тетрадях 10 числительных попеременно с ь и без ь в корне. Взаимопроверка. Работа с текстами.
  Правила переноса не являются, к сожалению, в школе (за исключением первого пункта) областью пристального внимания. Мы считаем, что следующие ниже правила помогут ученикам чувствовать себя более уверенно, когда заканчивается строчка, и сделает их записи в тетрадях, изложения, диктанты и сочинения более привлекательными. На доске:
 1. Нельзя (даже если очень хочется) отрывать одну букву
 Надо переносить: ава-рия
 2. Не отрывать ъ и ь
 Надо переносить: подъ-ем-ный
 3. Нельзя отрывать одну букву от корня или приставки
 Надо переносить: под-учить, рас-пи-сать-ся
 
  Разумеется, если ваши ученики заинтересуются всеми правилами переноса, вы рекомендуете им обратиться к учебнику Д.И.Розенталя "Пишите, пожалуйста, грамотно!" или к любому другому справочнику. Мы уже говорили и, читая эту книгу, вы могли в этом убедиться, что мы не предлагаем полного систематического курса грамматики русского языка. И все же вы находите в ней что-то, что заставило вас прочитать до этих страниц?
  К этому моменту вы закончили работу по объяснению материала и можете переходить к закреплению и тренировочным упражнениям. На доске напишите буквы и-э-о-у-а и слова "искушение, конференция, самолюбие, положение, преимущество, внимание". Пропойте вместе с учениками гамму из гласных звуков. Затем пропойте по слогам записанные слова. Затем предложите записать эти слова, сначала разделив их по слогам, затем разделив для переноса. В чем различие? Аналогично, за исключением пения, выполните работу со словами "подписать, развитие, осень, отличный, лесоруб, приставка, один, лучше".
  Запись текста под диктовку с условием сделать перенос на каждой строке.
  ТЕКСТ.
  Заключительное упражнение называется "Зеркало" и даст вашим ученикам возможность задуматься над тем, кто же они такие на самом деле.
 Посмотрите в зеркало, или, если хотите, представьте, что вы смотритесь в зеркало. Напишите десять предложений, начинающихся с вашего имени, которые отвечают на вопрос "Кто он(она)?" Например, "Таня - дочь своих родителей". Если задание понятно, смело вглядывайтесь в зеркало.
  Задание выполняется на листочках, и вы можете ознакомиться с записями только с разрешения владельца.
 
 День 17.
  Занятие вы можете начать с хлопков, когда каждый выбирает свой собственный ритм и темп, какой хочет, а вы только молча показываете знак "громче" или "тише". Послушайте, как постепенно начинает слаженно звучать ваш маленький оркестр. Завершая упражнение, вы можете предложить настроиться на ваш голос - этот прием дает прекрасную возможность на некоторое время завладеть вниманием участников. Вас могли заинтересовать другие приемы привлечения внимания к аудиальной информации и тренировка внимания. Хороший эффект дает упражнение "Селектор". Каждый участник группы считает вслух от разных чисел в разных направлениях или произносит буквы по алфавиту. Водящий ("приемник") молча слушает, поочередно настраиваясь на каждый "передатчик". Если ему слишком сложно услышать тот или иной "передатчик", он жестом может заставить его говорить громче. Если слишком легко, можно убавить звук. Все участники группы становятся водящими по очереди. После упражнения попросите поделиться впечатлениями, как было проще настраиваться на "передатчик", что помогало и что мешало. На следующем занятии мы расскажем еще об одном интересном упражнении, направленном на развитие внимания и осознание индивидуальных способов запоминания.
  Мы можем предположить теперь, что вы готовы к объяснению темы "Заглавная буква в именах собственных". Напомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе. Итак, записывайте случаи правописания заглавной буквы и обязательно сопровождайте их примерами учеников.
 
 1. Собственные имена лиц и имена животных
 Иван Грозный, М.В.Ломоносов, Дон-Кихот, Дон-Жуан, Бог, Будда, Пегас
 2. Названия организаций и фирм
 Академия наук, фирма "Дженерал моторс", Большой театр, Государственная Третьяковская галерея, газета "Московские новости"
 3. Название произведений
 опера "Пиковая дама", роман "Отцы и дети", Библия, Евангелие
 4. Географические названия
 Рио-де-Жанейро, Московская область
 5. Название исторических событий
 Куликовская битва, эпоха Возрождения
 6. Названия праздников
 Девятое мая, с Восьмым марта ( но масленица, пасха, рождество, святки - в светской литературе)
  Работа с текстом.
  ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, образованных от названий
 1. С прописной (заглавной)
 с суффиксами -ов,-ев, ин
 Викины варежки, Сережина куртка, Рексова будка
 2. Со строчной - с суффиксом -ск
 чеховская "Чайка", пушкинский "Евгений Онегин", щедринская сатира
  Если, выслушав все примеры, вы затем предложите игру "Открытие", то доставите участникам и себе удовольствие и незаметно поработаете с эмоциональным закреплением темы. В течение 15 минут команды (сегодня это экипажи кораблей или воздушных шаров) откроют необитаемый остров, начертят его карту и дадут название острову и находящимся на нем объектам, опишут ближайшие перспективы развития, используя при этом грамотно написанные собственные наименования. Обсудите судьбу острова и проверьте усвоение темы.
  Все ближе и ближе подходя к повторению сведений по пунктуации, продиктуйте ученикам следующий ниже текст, который поможет вам закрепить тему о собственных наименованиях и сделать некоторые выводы о знании пунктуации учениками. Перед написанием мы всегда проводим короткую кинестетическую настройку. Выше уже упоминалось о работе с фобиями на обучение вообще и с фобиями на диктанты (сочинения или изложения) в частности. Это упражнение поможет ученикам снять напряжение, поскольку, как известно, "Тело и сознание - единая кибернетическая система". Пусть ученики сначала изо всех сил сожмут кулаки, напрягут мышцы, сожмут зубы (так чувствует себя большинство детей перед письменной работой). Затем попросите их расслабить все мышцы, опустить руки вниз и разжать пальцы. Удивительно, но это дает хороший эффект!
 Каждый текст мы обычно обрабатываем, используя таблицу:
 
 РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
 
 Фамилия, имя........................................................
 Дата тестирования:...............................................
 
 Перечень допущенных ошибок
 ОРФОГРАФИЯ
 ПРАВИЛО КОЛ-ВО ОШИБОК 1. Правописание безударных гласных в корне слова 2. Правописание чередующихся гласных в корне слова 3. Двойные согласные 4. Буквы и, у, а после шипящих 5. Непроизносимые согласные 6. Правописание гласных и согласных в приставках 7. Правописание о и е после шипящих и ц 8. Приставки пре- и при- 9. Правописание падежных окончаний имен прилагательных и причастий 10. Правописание суффиксов имен существительных 11. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи 12. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях 13. Правописание сложных имен прилагательных 14. Правописание личных окончаний глаголов 15. Правописание Ь после шипящих 16. Правописание суффиксов -то, -либо, -нибудь 17. Правописание существительных с пол- и полу-. 18. Написание частиц раздельно или с дефисом 19. Правописание наречий 20. Правописание количественных числительных 21. Правописание производных предлогов 22. Правописание суффиксов глаголов 23. Не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях 24. Разделительные Ъ и Ь 25. Правописание падежных окончаний существительных
 ПУНКТУАЦИЯ
 1. Знаки препинания при однородных членах 2. Обособленные определения (причастный оборот) 3. Обособленные обстоятельства (деепричастный оборот) 4. Вводные слова 5. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 6. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 7. Бессоюзные сложные предложения 8. Знаки препинания при прямой речи 9. Знаки препинания в конце предложения
 АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ
 Вспоминается мне ранняя осень. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий запах опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух чист и свеж. Прошла к шалашу седая старуха Агафья, про которую говорят, что она отмахала восемьдесят три годочка.
  К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет, ничего не видишь вокруг. И только в глубине сада пылает багровое пламя костра около шалаша, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, а гигантские тени от них ходят по яблоням. В полдень здесь варился великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым.
  Поздней ночью, когда погаснут огни, когда в небе уже высоко блистает бриллиантовое семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Сквозь ночной шорох и шепот доберешься до шалаша. Долго прислушиваешься и различаешь дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса поезда. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
  (По И.А. Бунину)
  И последняя тема сегодняшнего занятия "Правописание слов с пол- и полу-". Проще всего запомнить, что слова с полу- всегда пишутся вместе. Запись и визуализация примеров: полуночник, полуостров. Через дефис пишутся слова с пол-, начинающиеся с большой буквы, с гласной и буквы л.
  Москвы ПОЛ апельсина лимона
 пол-Москвы, пол-апельсина, пол-лимона, полчашки, полдень
  После подбора примеров - работа с текстами.
  Завершит занятие трансовое упражнение (см. День 5).
 
 День 18.
  Позитивное начало занятий вы можете закрепить упражнением "Телефонный узел", которое мы вам обещали на прошлом занятии на развитие аудиального внимания. Все участники садятся в круг и выбирают партнера, сидящего напротив. Задача заключается в том, чтобы партнеры по команде начали договариваться о встрече, назначили место, обговорили, как они узнают друг друга, куда пойдут и во сколько встречаются. Договариваться все начинают одновременно. На то, чтобы договориться, дается 5-7 минут. Затем попросите пары по очереди рассказать, о чем им удалось договориться. Вторая часть упражнения более сложная. Надо договориться о совместной поездке куда-либо с закрытыми глазами. После выполнения упражнения спросите, кто о чем договорился и попросите дать обратную связь: какими приемами можно было пользоваться. Безусловно, вам скажут, что можно было просто громче говорить, но гораздо эффективнее будет изменение темпа, ритма речи, тембра голоса. Мы уверены, что это упражнение интересно не только учащимся, но и преподавателю. Вы, вероятно, знаете, что в шумном классе полезнее в какой-то момент изменить голос, перейти на шепот и таким образом привлечь внимание. Когда человек однажды открывает, что добраться до цели можно разными способами, ему трудно настаивать, что есть только единственный путь.
  Продолжая занятие, вам следует объявить, что оставшаяся часть занятий посвящена правилам пунктуации, и цель этих занятий - научиться правильно ставить знаки препинания. Начните с постановки тире между подлежащим и сказуемым. Итак,
 Тире между подлежащим и сказуемым. 1. сущ.- сущ
  Москва - столица России. 2. числ.- числ. Пятью восемь - сорок.
 Высота Эльбруса - пять тысяч шестьсот тридцать три метра 3. гл.н.ф. - гл.н.ф. Курить - здоровью вредить. Жить - Родине служить. 4. сущ. - гл.н.ф. Превосходная должность - быть на земле человеком.
  Иногда тире ставится как авторский знак Я - гражданин Советского Союза.
  Нет тире, если между подлежащим и сказуемым стоят не, точно, как, как будто
  Города как магниты.
  Далее, если вы закончили объяснение и запись темы, закрепите материал с помощью игрового упражнения. Ведущий называет любое существительное и бросает мяч участнику, который должен использовать данное слово в качестве подлежащего в предложении с тире. Например, "Брат - студент университета". Ведущий может усложнить задание, предлагая в качестве подлежащего другие части речи (числительные, инфинитив глагола). Закрепление продолжается работой с текстами. Затем комментированное письмо.
  Портрет этот - единственное живописное изображение дочери А.П.Керн.
  Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. ( А.П.Чехов)
  Следующий этап занятия - работа над случаями постановки запятой в простом предложении.
  Запятая при обособленных членах.
 1. Обособленные определения (какой?)
  а) главн. слово, / /, ... Тропинка, ведущая вверх, сильно петляла.
  б) если определения относятся к личному местоимению: А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!
  в) дополнительное значение причины: Привлеченные светом, бабочки прилетели и начали кружиться около фонаря.
 2. Обособленные обстоятельства
  а) деепричастия и деепричастный оборот Пошумев, река успокоилась.
 3. Уточняющие члены предложения
 В лесу, в овраге, зацвели ландыши. (где именно? когда именно?)
 4. Сравнительный оборот (как?) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
  В ходе сегодняшнего занятия полезно закрепить первые два случая постановки запятой при обособленных членах предложения. Хотим оговориться заранее, что здесь, разумеется, представлены не все случаи постановки запятой в простом предложении. О них мы будем говорить в дальнейшем. Тренируясь в закреплении 1-2 случаев, предложите упражнение, в котором ведущий называет простое предложение, а участники вставляют обособленное определение. Например:
 На поляне стоял дуб. На поляне стоял дуб, разбитый молнией.
 Путешественник застыл в изумлении. Тысячи светляков освещали лес. Вдруг вспыхнула яркая молния. Блеск светляков на мгновение погас. Затем снова насекомые превратились в мерцающие звезды.
  Затем аналогичное задание с вставлением деепричастия или деепричастного оборота. Далее на доске под диктовку записываются предложения, где графически обозначается вставная конструкция.
 Мы встретились в городке, расположенном на морском побережье.
 Смущенный приятным известием, он не тотчас опомнился.
 Трамвай несся вперед, звеня и подпрыгивая.
  Работа над текстами. Проверив тексты и разобрав ошибки, предложите каждому составить и записать 6 предложений, чередуя предложения с причастным и деепричастным оборотом.
 Завершение занятия метафорой о художниках-пуантилистах.
  В конце прошлого века во Франции художники открыли новый способ создавать удивительные картины. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказывались сочетанием огромного числа точек разных цветов. Если подойти к картине поближе, то она превращалась в перепутанные цветные точки. Художников, пишущих свои полотна при помощи точек, назвали "пуантилистами" ( от французского слова "точка"). Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные образы, оживляющие полотна пуантилистов. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады морские просторы. Удивительно, иногда достаточно просто отойти и посмотреть на мир с другой точки, и он поразит вас своим богатством и красотой.
 
 
 День 19.
  Девятнадцатый день мы обычно начинаем с метафоры.
  Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув ее из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, если вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина.
  Эта метафора из чудесной книги Стивена Хеллера и Терри Ли Стил "Монстры и волшебные палочки".
  Вы можете теперь вернуться к повторению темы вчерашнего занятия, но предварительно проведите мотивацию, используя декартовы координаты. Предложите участникам индивидуально записать не менее 6 ответов на вопросы в схеме
  Теперь переходите к визуальному (по схемам) и аудиальному (проговаривание) повторению темы "Запятая при обособленных членах предложения". Работа с текстами.
 
 
 Чего не случится, если я буду писать грамотно?
 
 
 
  Что случится, если я буду писать грамотно?
 
 
 
 Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
 
 
 
 Что случится, если я не буду писать грамотно?
  Вы, вероятно, уже не раз проверяли на себе и других сведения о метапрограммах "Размер разбивки" и "Сходство и различие". Интересно, что проявление этих метапрограмм вы заметите на разных уровнях коммуникации. Чаще всего мы отмечаем их на вербальном (словесном) уровне. Проявляются они и в поведении на невербальном уровне. Попробуйте понаблюдать за тем, какими жестами, например, сопровождает свою речь человек с мелким размером разбивки. Он обычно делит пространство перед собой на небольшие части, руки чаще всего на уровне груди (или чуть выше-ниже), редко разводит руки на большое расстояние. Так ему удобнее иллюстрировать свою речь. Теперь проведите эксперимент - совпадая на вербальном уровне, т.е. подстраиваясь под его манеру говорения, используя ключевые слова, соглашаясь с ним, начните несовпадение по жестам. Широко разводите руки, делите пространство на большие объемы (уверены, что особенное удовольствие в расширении своей карты получат те из вас, кто сам придерживается мелкой разбивки информации). Что же произойдет с вашим собеседником? Через некоторое время он смешается, и разговор, скорее всего, прервется. Хорошо бы перед началом эксперимента поделиться своим намерением с партнером провести забавное упражнение, не вдаваясь в подробности его содержания. Попросите в финале обратную связь. Вероятно, вам скажут, что по какой-то причине нарушилось взаимопонимание, пропал интерес к разговору. Истинная причина вам известна - несовпадение по метапрограммам на поведенческом уровне.
  Вы уже поняли, что существуют упражнения, которые помогают включить в работу учеников с разными метапрограммами, учитывая их особенности и помогая расширить карту или систему веры. Сегодня в вашу коллекцию упражнений мы предлагаем еще одно очень простое упражнение "Исключение лишнего слова". Оно направлено на развитие мышления - зарядка для ума - и связано с метапрограммой "Сходство и различие". Запишите на доске три слова: "помидор", "собака", "солнце" и попросите участников назвать третье-лишнее. Пусть они объяснят, по какому принципу объединили два слова и выбросили третье. Например, помидор и солнце - неодушевленные имена существительные, а собака - одушевленное, или собака и солнце начинаются с буквы "с", помидор - лишнее и так далее. Потратьте на игру не менее 7-10 минут. Право, ваши затраты окупятся! (Интересно использовать подобное упражнение на занятиях, если вы хотите, чтобы учащиеся сами начали объяснение новой темы или использовали метод индукции (от частного к общему). Предложите, например, сравнить слова "решать" и "решить". Напомните, что операция сравнение включает в себя поиск общего и различного. От этого примера вы можете перейти к объяснению темы "Виды глаголов").
  Теперь, снова переходя к повторению темы "Запятая при обособленных членах предложения", попросите учеников оценить вашу правоту в упражнении "Верите ли вы?" Вы читаете ученикам предложения, которые начинаются с вводного вопроса "Верите ли вы?" и включают верные или ложные высказывания. Задача участников определить, верно ли данное высказывание, и объяснить свою точку зрения.
  Верите ли вы, что в предложении "С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно", есть причастный оборот?
  Верите ли вы, что в предложении "Зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей?", есть обособленное обстоятельство?
  Верите ли вы, что в предложении "Чувства, лежащие в основе лирических произведений Пушкина, человечны и гуманны", содержится причастный оборот?
  Верите ли вы, что в предложении "Туманы, клубясь и извиваясь как змеи, сползали по морщинам скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня", не содержится деепричастный оборот?
  Запишите предложения и проанализируйте их.
  Работа с текстом. Проверив работу с текстами, выполните упражнение в тройках. Каждая тройка получает карточку с предложением. Первый записывает в нее это же предложение, но вставляет в него обособленное определение, второй -обособленное обстоятельство, третий - уточнение или сравнение. Разумеется, графически обозначается вставленная конструкция, составляется схема.