<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Работа с текстами. Завершите занятие вопросом: "Чем сегодняшний день обогатил вашу жизнь?" Добиваться ответа вслух не обязательно. Просто дайте время на размышление.
 
 
 День 22.
  Если вы придерживаетесь традиции начинать занятие с положительного аудиального якоря, вы можете выбрать несколько вариантов. Самый легкий - начать с ритмичных хлопков (причем группа делится на 2-3 подгруппы, которым предлагается сохранять свой ритм) и жестами регулировать громкость хлопков в подгруппах. Хлопать желательно в течение нескольких минут, тогда те, кто обычно работает медленно, и те, кто спешит, смогут выработать общий темп.
  Другое упражнение, которым мы начинаем сегодняшнее занятие, способствует развитию аудиального внимания и навыкам контроля за звуковой стороной речи. Участники составляют связный текст, где каждый по цепочке произносит одно предложение, при этом в предложении не должно содержаться ни одной буквы "В" или любой другой буквы алфавита по вашему выбору. Закончив упражнение и получив обратную связь "Как это было?", можете рассказать метафору.
  Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. "Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом". Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: "Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь". Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой - кусочки дерева, в третьей - тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо.
 Юноша продолжил свои поиски истины и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на ситаре. Юноше захотелось приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на ситаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать ситару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек-струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И наконец он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание.
  Теперь пора переходить к повторению темы вчерашнего занятия. Предложите участникам визуализировать несколько союзов и союзных слов (кто сколько сможет) и затем назвать их. После этого выполняется упражнение в тройках. Первый называет простое предложение, второй - союз или союзное слово, третий составляет сложное предложение. В зависимости от вашего желания, можно усложнить задания, рекомендовав составлять только сложноподчиненные предложения или чередовать со сложносочиненными.
  Работа с текстами. Проверив тексты, выполните задание, основанное на варианте методики Эббингауза. Участники получают листы и завершают конструирование текста, расставляя попутно знаки препинания. Это задание можно проверить после занятия.
  Из королевского замка Камелота выехал _____ Никто не провожал его не св...тил ему в темноте. Сам собой бе...вучно опустился под...емный _____ На опушк... _____ вокруг _____ сидели пастухи и _____ между собой. Вдруг послышался стук копыт. По дороге во весь опор мч...лся _____ . Огонь в _____ вспыхнул и высоким столбом метнулся ему на(встречу).
  Если ваших учеников заинтересует продолжение этой истории, они могут прочитать ее в книге "В стране легенд" ("Король Артур и рыцари Круглого стола")
  Работа с текстом, записанным на доске.
 Жарким солнеч...ным днем мы с Роджером отправились на бере... (не)больш...го залива. У...кой тро...кой мы спустились к воде которая манила прозра...ностью и свежест...ю. Чтобы разгл...деть что происходит в глубине я плыл с открытыми глазами даже под водой. Вокруг м...лькали пестрые рыбки колыхались мя...кие морские вод...росли внизу медленно ползали морские ежи с фиолетовыми колючками все это завораживало молчаливой красотой.
  Сначала предложите прочитать текст в ритме стучащего об пол мяча, делая паузы перед каждым словом (этот способ мы рекомендуем использовать тем, кто часто пишет вместе предлоги с существительными и местоимениями). Затем пусть каждый прослушает собственное чтение внутри с соблюдением правильной интонации, как если бы этот текст нужно было прочитать за кадром фильма. Затем попросите прочитать текст выразительно вслух. Затем проводится работа над объяснением пропущенных букв и выделением орфограмм. И только потом ставятся знаки препинания. Графически докажите, что это сложное предложение. Обсудите знак препинания перед словом "все" в последнем предложении. Почему здесь нельзя поставить запятую?
  Следующее упражнение способствует развитию речи и образного мышления, закрепляя кроме того, изученную тему. Предложите участникам оставить свои дела и прямо сейчас отправиться на морской пляж. Пусть они почувствуют под ногами горячий песок и ощутят то, что еще можно почувствовать на берегу моря, когда светит солнце. Затем пусть они запишут свои ощущения (просто через запятую). Снова вернутся на пляж и рассмотрят то, что их окружало: синее небо, море и что-то еще. Запишут то, что они увидели. Снова вернутся на пляж и послушают шум волн, набегающих на песок, и другие звуки, которые там есть. Запишут то, что они услышали. А теперь попросите их составить описание пляжа, используя полученный материал и употребив не менее 3 сложных предложений (мультисенсорное описание). Попросите каждого прочитать свое описание. Если группа большая, это могут сделать только желающие.
  Работа с текстами.
 
  Завершается занятие трансовым упражнением в сопровождении музыки.
 Сейчас, когда вы закроете глаза, вы снова отправитесь в приятное путешествие. А пока просто устройтесь удобно так, чтобы было комфортно вашим ногам и спине, приятные тепло и тяжесть наполняют руки. Вы отправляетесь в путешествие на пляж на рассвете. Перед вами море, прозрачное или темное, я не знаю. Вы можете вдохнуть и ощутить запах моря. Кругом тишина, в которой постепенно начинают появляться какие-то звуки. Это щебечут птицы или шуршат волны, или какие-то другие звуки, совсем особенные. Если повернуться к морю, то можно увидеть, как далеко из-за горизонта появляются первые лучи солнца. Оно медленно поднимается из воды, и на воде появляется дорожка мерцающего света, ведущая к самому солнцу. Вода очень приятная, и, если хотите, вы можете остаться на берегу или войти в воду. Можно плыть и это легко, как если бы вода сама держала вас. Можно плыть по солнечной дорожке или просто лечь на спину и почувствовать, как вода покачивает вас. Иногда так бывает, когда плывешь на надувном матрасе. Вокруг воздух становится все теплее, наполняется солнечным светом. Если хотите, вы можете еще немного побыть в воде, а потом возвращайтесь. Легко ощущать свободу и энергию. Что вам захочется сделать, когда вы вернетесь из путешествия? Пока заканчивается музыка, подумайте об этом.
 
 
 ДЕНЬ 23.
  Изучая книги по психологии, вы, вероятно, не раз сталкивались с исследованиями уровня тревожности среди школьников. В них отмечается, что перед поступлением в школу уровень тревожности увеличивается. Повышается уровень тревожности и перед любыми экзаменами и контрольными. Привыкнуть к тому, что тебя постоянно оценивают и сравнивают с другими, довольно тяжело, не правда ли? Мы уже говорили, какой эффект дает сравнение ребенка не с другими, а с самим собой. Попробуйте обсуждать некоторые работы учащихся вместе с ними, задавая два вопроса: что ты сделал хорошо? и что ты можешь сделать лучше? В некоторых школах используют для самоанализа письменной работы лист, разделенный по вертикали на две части. В первой части, обозначенной знаком "+", ученик записывает, что, на его взгляд, ему удалось. Во второй, обозначенной знаком "++", он записывает, что можно сделать лучше. Иногда учитель вносит в лист свои дополнения. Мы не будем говорить, как позитивно влияет такой прием на самооценку.
  Итак, начав занятие с любого позитивного аудиального якоря, предложите на листе бумаги провести такую работу, оценив свою деятельность на предыдущих занятиях. А затем пусть участники письменно ответят на вопрос, что они могут сделать, чтобы улучшить свои достижения.
  Следующий этап - развитие визуализации. Предложите участникам запомнить фигуры.
 
 
  Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, круг (одна фигура находит на другую)
  Затем закройте рисунок, а ученики пусть по памяти нарисуют эти геометрические фигуры. Попросите наиболее успешных поделиться своей стратегией запоминания. Какие мнемонические приемы можно было бы использовать? (Например, зрительно представляя картинку, проговаривать названия фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, запомнить первые буквы названий фигур - ТККвП и т.д. или раскрасить одинаковые фигуры одним цветом).
  После этого, вы можете переходить к изучению темы "Знаки препинания при прямой речи". Уточните, что обязательно нужно запомнить всего две схемы.
  А: "П!?".
  "П, !?"- а.
  Запоминание с использованием внутренней визуализации. Особо обратите внимание, что точка в первой схеме ставится после кавычек.
  Остальные варианты этих двух схем выводятся, как в математике, из них. Проанализируйте примеры:
 
  Один старичок из Тобаго
  Ел только овсянку и саго.
  К врачу он попал,
  А тот закричал:
  "Баранину ешь, доходяга!"
 
  Прочитайте отдельно слова автора и прямую речь. Обсудите, что обозначает каждый знак препинания при прямой речи. Затем пусть ученики выполнят одно из любимых упражнений поэта Иосифа Бродского, которое он часто предлагал студентам: запомнить, как выглядят строчки стихотворения (в данном случае лимерика - кстати, объясните, что такое лимерики) и по памяти записать стихотворение со всеми знаками препинания, точно так же, как оно выглядело на доске или в книге. После этого аналогичная работа выполняется с другим лимериком Эдварда Лира.
  Одному старику в Ларошели
  Жук зачем-то забрался на шею.
  "Что ж, придется слегка
  Мне прижучить жука", -
  Злобно молвил старик в Ларошели.
  Следующее упражнение выполняется в командах. Участники по очереди придумывают и записывают на листе бумаги предложения по первой и второй схемам, внимательно отслеживая правильность постановки знаков препинания (схемами пользуются по памяти). Выигрывает, разумеется, команда, которая правильно выполнит задание. Можно добавлять очко за скорость, но можно этого и не делать. Обычно мы проверяем задание сразу, так как важно быстро давать обратную связь. Если проверить задание к следующему дню, то эффект снижается: другие события отдаляют важность обратной связи.
  Работа с текстами.
  Следующая тема сегодняшнего занятия тесно связана с предыдущей. Обращения часто встречаются в прямой речи. Уточните, что обращение называет того, к кому обращаются с речью, стоит в форме именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, а на письме выделяются запятыми. Местоимения чрезвычайно редко выступают в роли обращений (в основном, в просторечии- "Эй вы, подите сюда!"). Если вы хотите закрепить материал, предложите участникам вспомнить, как обращаются к героям в запомнившихся им анимационных и художественных фильмах, начиная с памятного "Ну, Заяц, погоди!" и заканчивая не менее памятным "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться". Вероятно, участники назовут вам большее количество обращений к героям иностранных произведений. Запишите некоторые из них на доске, составьте схемы.
 О!... О, ... ..., О, ... ..., О!
  Обратите внимание на знаки препинания. Еще один способ закрепления темы "Обращение" - работа с любыми художественными текстами, в которых есть диалоги. Раздайте участникам тексты (можно, например, использовать учебники-хрестоматии по литературе) и предложите выписать 3 предложения с прямой речью, включающих обращение. Обязательно в начале пусть укажут фамилию автора и название произведения.
  Работа с текстами. Теперь можно прочитать текст, содержащий прямую речь, и предложить запомнить его, используя метод внутренней визуализации. Ведущий читает текст, а участники одновременно в воображении создают фильм по прочитанному. Можно прочитать текст второй раз, тогда каждый участник будет уже просматривать свой фильм и слушать "голос за кадром". Затем записывают то, что запомнили. Этот способ эффективен в ходе подготовки к написанию изложения.
  Если вы уже проверили выполнение упражнения и обсудили, как легче запоминать текст, можете переходить к составлению предложений по схемам.
  "П, - а, - п". "П? - а. - П".
  Работа с текстами.
  Завершает занятие метафора.
 Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
 
 
 День 24.
  Хотя вы уже, вероятно, придумали много разных способов начинать занятие, следующее упражнение может стать интересным добавлением к ним. Те, кто интересовался, как невербальное поведение влияет на окружение, знают, что низкий голос воспринимается как более приятный и располагающий, чем высокий и резкий. Те, кто занимался музыкой, возможно, знают, что есть специальные фонетические упражнения, помогающие выработать хорошую дикцию и приобрести приятный благозвучный голос.
  Если вы хотите укрепить свои голосовые связки, выработать правильное речевое дыхание, то следующие строчки заинтересуют вас. Начиная упражнение, глубоко вдохните, затем, произнося звук "а-а-а", выдыхайте, стараясь выдохнуть весь воздух из легких. Рот обычно широко открыт, язык плоско лежит за нижними зубами. Воздух свободно выходит из легких. Затем аналогичное упражнение выполняется с другими гласными. Особый внешний эффект это упражнение производит, когда его делает группа целиком, как если бы вы слушали репетицию слаженно поющего хора.
 а-а-а-а э-э-э-э и-и-и-и о-о-о-о у-у-у-у
 
 /МЕСТО СХЕМЫ/
 
  Произнося звук "э", углы губ растягивают в стороны, при произнесении звука "и" язык продвигается вперед и приподнимается вверх. Губы, произносящие звук "о", округлены и вытянуты трубочкой. Если представить, что вы как бы прижимаете "о" языком, звук получится более благозвучным. Звук "у" напоминает "о", но язык поднят к небу и отодвинут назад.
  Забавно, что можно научиться произносить звуки правильно и при этом помочь усилить кровоснабжение сердца, горла и гортани (полезно не только для учителей, которые много говорят), активизировать работу щитовидной железы, снять усталость с глаз. Разумеется, пользу эти упражнения принесут в случае систематических занятий.
  Следующее упражнение вам хорошо знакомо - это диагностика динамического объема памяти. Сегодня вы подводите некоторые итоги, анализируете динамику изменений по сравнению с первыми тестами. Итак, вы снова предлагаете запоминание 3 комбинаций из цифр и букв (15 элементов), причем первый ряд цифр показываете на табличке (затем следует воспроизведение), второй ряд медленно проговариваете вслух (воспроизведение), запоминание третьего ряда требует некоторой подготовки. Для этого участники занятий делятся на пары и один пальцем или обратным концом ручки молча пишет на ладони или спине партнера ряд цифр и букв. Знак повторяется до тех пор, пока партнер не кивнет, что понял его (он при этом смотрит в сторону или закрывает глаза). Воспроизводится кинестетический ряд тоже молча на руке уже того, кто писал. Образец символьного ряда:
  2Ж71ЮЛ54МА8НГ96Д
  Теперь, когда вы получили последние данные, вы можете сравнить, как изменился объем внимания в ходе занятий. Результаты всех тестов полезно выдать каждому ученику индивидуально, причем предупредите, что они могут сами выбирать, показывать их кому-либо или нет.
  Тема сегодняшнего занятия - "Цитирование". Подчеркните, что постановка знаков препинания будет легкой в том случае, если ученики знают, какие знаки препинания ставятся при прямой речи. Пусть каждый визуализирует во внутреннем взоре схемы прямой речи, затем приведет короткий пример, а кто-то из участников запишет схемы на доске слева. Затем переходите к теме "Цитирование". Сначала напомните, что такое цитата вообще. После этого на доске и в тетрадях делается следующая запись:
 1. А: "П". = А: "Ц".
 "П!?",- а. = "Ц!?,"- а. "П, - а, - п".
 2. А, что "ц".
 3. В эпиграфе кавычки снимаются.
 4. Без кавычек могут оформляться стихотворные цитаты.
 Объяснение текста-образца. Затем участникам предлагается оформить разными способами цитаты.
 Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости.
  А.Пушкин
 Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.
  Вергилий
 Самое редкое мужество - это мужество мысли.
  А.Франс
  Работа с текстами.
  Сегодня вы можете выбрать некоторые из уже известных вам упражнений и понаблюдать за изменениями. Выбирайте - "Муха" (любой вариант) или "Корректурная проба".
  Занятие завершается метафорой.
  В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: "Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!"
  Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в свободный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад - вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольер:е четыре шага туда и четыре шага обратно...
 
 День 25.
  Попробуйте, если хотите, продолжить работу над фонетическими упражнениями по выработке хорошей дикции и звучного голоса. Выдохните, сделайте медленный и глубокий вдох и с закрытым ртом "промычите" звук "м-м-м" насколько хватит дыхания. Три раза упражнение выполняется совсем тихо, три раза громко. Постепенно силу звука нужно увеличивать. Губам щекотно? Совсем скоро это пройдет. Теперь снова пропойте гласные "а-э-и-о-у" несколько раз. Когда вы закончите упражнение, окажется, что группа уже настроилась на совместную работу.
  Далее, так как мы являемся принципиальными последователями теории развития высших психических функций и внимания в процессе обучения, мы предлагаем упражнение с мячом на развитие мышления "Как можно использовать парашют?" Забавно заметить, как быстро сходит первый слой банальных предложений и начинается самое интересное - неожиданные даже для участников нестандартные идей. Это подобно мозговому штурму на первом этапе набрасывания идей. Отведите на упражнение не менее 10-15 минут.
  Теперь, когда правое полушарие активизировалось, можно выполнять любое задание, связанное с творческой деятельностью. Предложите, например, участникам группы, пользуясь их карточками со словарными словами или словами, вызывавшими затруднения, составить собственные связные тексты на любую тему, включив в диктант не менее 10 слов из карточек.
  Следующий этап сегодняшнего занятия - работа над знаками препинания в предложениях с вводными словами и предложениями. Начиная анализ темы, предложите участникам выразить свои чувства по отношению к информации, содержащейся в следующих предложениях, или указать источник сообщения и степень реальности сообщаемого. На доске записаны слева вводные слова и словосочетания, справа - предложения, с которыми будут работать участники.
 
 К счастью, к несчастью сожалению, Погода летом будет жаркая. конечно, разумеется, может быть, Экзамены начнутся в июне. говорят, по-моему, по сообщению Друзья собираются в Италию.
  Запись любых трех предложений на доске и в тетрадях с вводными словами. Обсудите, в чем заключается роль вводных слов, и почему они называются вводными. Затем в тетрадях записываются основные группы вводных слов с наиболее часто употребляющимися примерами.
 1. ВВ., выражающие ЧУВСТВА говорящего
 к счастью, к сожалению, странное дело, к несчастью
 2. ВВ., выражающие ОЦЕНКУ говорящим степени реальности сообщаемого
 конечно, безусловно, вероятно, может быть, пожалуй, наверное
 3. ВВ., указывающие на ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ
 говорят, по словам, по мнению, по-моему, помнится, по нашим данным
 4. ВВ., указывающие на СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ, последовательность изложения
 итак, следовательно, далее, значит, впрочем, в общем, кроме того, кстати
 5. ВВ., указывающие на ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ мыслей
 словом, иными словами, короче говоря, вернее сказать, мягко говоря
 Для удобства можно использовать правополушарную схему:
 различные чувства различная степень уверенности порядок мыслей и их связь
 ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЯМ
  способ оформления мыслей источник сообщения
  Нет необходимости заучивать все группы вводных слов, просто выделите другим шрифтом или другим цветом ключевые слова. Еще раз подчеркните, что вводные слова на письме выделяются запятыми. Затем выполните работу с текстами. После этого предложите каждому участнику составить свои предложения с вводными словами и, используя мяч, поиграйте в кругу в "Разговор с вводными словами". Первый участник называет предложение с вводным словом и бросает мяч другому участнику. Тот придумывает свое предложение с вводными словами так, чтобы по смыслу оно продолжало предыдущее предложение. Таким образом составляется рассказ.
  Работа с текстами. Запись собственных предложений с вводными словами.
  Итоговый диктант. Предлагаемый вашему вниманию текст рассчитан на тех, кому знакома программа средней школы по русскому языку. Для учеников средней школы мы используем более простые тексты, тем не менее, включающие все изученные до этого момента правила. Во время нашего курса перед началом диктанта мы обычно выполняем простое упражнение "Концентрация - расслабление". Сначала напрягите мышцы, сожмите руки в кулаки и положите вытянутые руки на парту перед собой. Сидите очень прямо, чувствуя, как напряжены мышцы. Затем расслабьтесь, разожмите пальцы и опустите руки вниз. Почувствуйте покой и уверенность. Теперь возьмите ручку и слушайте первое предложение текста
 После охоты
  В безветренную предыюльскую пору по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты. У каждого за плечом был холщовый мешочек, наполненный добычей, которую мы настреляли в течение нескольких часов. Охота была удивительно удачной, поэтому нас не расстраивало то, что четырех подстреленных уток собака не смогла разыскать. Обессилев от ходьбы, мы прилегли у поваленной березы, покрытой какой-то вьющейся зеленью. Не на расстеленной скатерти, а на шелковистом мху, чуть-чуть высеребренном паутинкой, разложили мы дорожные яства. Среди них были купленные продукты и не купленные в магазине домашние изделия. Маринованные грибы, прожаренная колбаса, печеный картофель, вывалянный немного в золе, и глоток напитка, настоянного на каком-то снадобье, кажутся вкусными на свежем воздухе самому изысканному гурману. Трудно сравнить с чем-нибудь то очарование и наслаждение, которое испытываешь, когда лежишь на берегу безымянной речонки в лесной чащобе.
  Изредка беседу нарушает жужжание насекомых: оводов и комаров. Легкий ветерок едва-едва теребит травы. Сквозь ветки деревьев виднеется голубое небо, а на сучочках кое-где держатся золоченые листочки. В мягком воздухе разлит пряный запах. Вдалеке неожиданно появились свинцовые тучи, блеснула молния. К счастью, вблизи оказалась избушка лесника - низкий бревенчатый домик.
  Но вот отблистали молнии, яростный ливень сначала приостановил, а потом и совсем прекратил свою трескотню.
 
  К последнему занятию мы готовим специальные листы с перечнем сделанных ошибок (см. стр.61) и, по возможности, индивидуальные листы с текстами для каждого участника с учетом допущенных им ошибок (если они только есть).
 Незаконченная метафора "Дождь".
  Дождь идет уже который день. Целый день сидишь дома и смотришь в окно. Там мутной пеленой стоит стена дождя. Делать нечего. Да и не хочется ничего делать. Дождь затопил всю землю, сравнял горы и долины, леса и поля, города и пустыни. Ничего нет вокруг, кроме дождя. Дождь сверху, дождь снизу, целое море дождя кругом.Сяду-ка я в лодочку, и пусть дождь несет меня куда захочет. А я посмотрю, что еще на земле дождем не залито осталось. Сказано - сделано. Распахнул окно, перекинул ногу через подоконник, а лодочка под окном уже плавает. Плывет лодочка, подо мной качается. Хорошо, делать ничего не нужно, все само происходит. Тут я призадумался: "Как это так само происходит? Это же черт знает что произойти может! А как же тогда я?" Огляделся вокруг - ничего нет, только в лодочке весла лежат. Ну и стал я этими веслами грести. Вот только куда - не знаю. Вдруг волны вспенились и стала из глубины подниматься огромная рыба. Все, думаю, сейчас съест. Или не съест? Интересно, какие в этом дожде рыбы живут? Первое, что мне ясно стало, что рыбы здесь живут очень большие.Второе - что они говорящие. Потому что как вынырнула рыба, так сразу и стала со мной разговаривать. Выспрашивать, кто я, откуда и куда плыву, как в школе учусь, кем быть собираюсь. Только я на некоторые вопросы ей ответить хотел, на те, на которые сам ответ знал, а она хвостом махнула и уплыла. Даром что большая, наверное, думает, что и так все знает. Зачем тогда спрашивает?
  Поплыл я дальше. Тут и дождь потише стал, солнышко выглянуло. Чудно - с одной стороны от меня дождь стеной, а с другой солнышко светит. А я между ними. Куда захочу, туда и поверну.Стал я думать - может, лучше все время на солнышке плыть? Тепло, хорошо, загар опять же. Э, нет, так и до солнечного удара недалеко. Да и то сказать, на той части дождевого моря, где солнышко, все вокруг ясно и пусто. Далеко-далеко видно, а ничего не видать. Нет ничего. Может, думаю, в дождевой стороне тоже ничего не видать, да мало ли с чем встретиться можно. Решил плыть туда. И правда, чувствую, что оно все ближе и ближе. Интересно, какое оно и что с ним делать можно..."
 
  Предложите участникам группы (разумеется, если осталось больше 10 минут до окончания занятий) написать, что случилось дальше.
 
 День 26.
  Прежде, чем начать рассказывать одну из заключительных метафор курса, вы, конечно, проверили действие положительного аудиального якоря на начало занятий? Кстати, есть люди, которые очень успешно пользуются на своих занятиях пространственными и кинестетическими якорями для обучения. Мы уже говорили, что опытные учителя интуитивно разделяют то место в классе, из которого они объясняют новый материал, и то место, из которого они дисциплинируют класс. Говорили мы и об опасности наложения этих пространств. Если это возможно, устанавливайте положительные якоря в ходе всего процесса обучения, особенно при изучении словарных слов. И тогда за 10-15 минут вы добьетесь того, что дают несколько уроков. Небольшой случай может подтвердить это заявление. Во время подготовки к изложению на доску часто выписывают слова, которые могут вызвать особые трудности при написании. По собственному опыту мы знаем, какое разочарование испытывает учитель, обнаружив затем ошибки именно в этих словах. В восьмом классе был мальчик (вообще-то, не единственный, испытывавший подобные трудности), который сильно затруднялся в запоминании текста, включавшего слова с непроверяемыми буквами. Он верил, что сможет запомнить эти слова, но результат был более чем скромным. Когда он рассказывал, какое "тяжелое" чувство он испытывает, запоминая эти слова, я дотронулась до его левой руки и сказала, подражая его интонации: "Это правда тяжелое чувство, не так ли?" Он кивнул. Затем я изменила позу и спросила: "Прежде чем возникло это чувство, что тебе нравилось делать?" Он поднял голову, затем взглянул на меня, затем поднял глаза вверх влево и сказал: "Я люблю бальные танцы. На последнем конкурсе наша пара заняла второе место". Я спросила, были ли у него дни, когда он получал от занятий особое удовольствие. Он улыбнулся и сказал: "Да, хотя сначала я волновался, тогда на конкурсе мне все удавалось".
  В этот момент он сидел прямо, голова была приподнята, он улыбался. Я спросила: "Неужели правда?" Он широко улыбнулся и сказал: "Конечно, правда!" Пока он это говорил, я протянула руку, дотронулась до его правой руки и сказала: "Отлично, я уверена, что это было чудесное чувство!" Чтобы усилить положительный якорь, я попросила его описать, что именно он чувствовал внутри, и где это приятное чувство находилось. Он дотронулся до верхней части груди чуть слева и сказал: "Здесь очень тепло". В этот момент я снова коснулась его правой руки и повторяла прикосновение, пока он продолжал описывать, что он чувствовал, как выглядел, и какая музыка звучала (он отвечал на мои вопросы). "Тебе нравится снова вспоминать об этом и испытывать такие приятные чувства?"- спросила я. Он, продолжая улыбаться, кивнул. Затем я коснулась его левой руки и попросила напрячься и вспомнить, как он чувствовал себя до этого на уроке. Он некоторое время продолжал улыбаться, глядя перед собой, затем на мгновение опустил глаза вниз и снова поднял голову. "Я не могу вспомнить, как это было. Мне трудно это сделать". Проверив таким образом разрушение старого якоря, я решила проверить положительный якорь. Дотронувшись до правой руки мальчика, я спросила: "Я убеждена, что второе переживание гораздо приятнее?" Его ответа просто не требовалось. Затем я коснулась левой руки: "Ты действительно предпочитаешь второе чувство?" Его лицо изменилось, взгляд опустился, и он проговорил: "Да, мне уже гораздо спокойнее думать об этом". И я снова вернулась к положительному якорю. Затем некоторое время мы работали, чтобы разместить словарные слова на стенах танцевального зала. И когда он представлял себя танцующим, он мог видеть их. В этот момент я одновременно касалась его рук ("нейтрализация" якорей). Несколько мгновений он выглядел растерянным, а затем устроился поудобнее и удивленно сказал: "Могу сказать, что словарные слова не такая уж гадость".
  Если вы определили негативное состояние и установили якорь, помните, что при установке положительного якоря выбирается равное по мощности или более сильное позитивное переживание. Иногда может понадобиться два-три положительных якоря. Для реагирования разным людям требуется разный промежуток времени: кто-то мгновенно начинает улыбаться, стоит коснуться положительного якоря, кому-то может понадобиться несколько секунд. Дайте время и понаблюдайте, как это происходит. И еще, пожалуй, самое важное. Без этого почти невозможно добиться нужного результата. Ставьте якоря только тогда, когда вы знаете, что такое РАППОРТ и умеете поддерживать его в процессе коммуникации.
  В нашей практике были случаи, когда учителя жаловались, что им трудно взаимодействовать с некоторыми учениками в классе. Первое, чему им необходимо было научиться, - это установка и поддержание раппорта. Довольно часто он возникает незаметно, как бы сам по себе. Но если отношения между учеником и учителем нарушены, то установление раппорта - сверхзадача учителя. Поэтому, если вы хотите быть эффективными, позвольте себе получить удовольствие от умения легко устанавливать и поддерживать раппорт. Гораздо более сложным является установление и поддержание раппорта со всей группой. Но об этом мы расскажем в другой истории.
  Итак, наконец обещанная метафора.
 
 Может быть, не вся история, которую ты сейчас слушаешь, покажется тебе очень важной. Забавно, как разные части внутри нас выбирают, что им сейчас особенно интересно? И прежде чем я закончу рассказывать, ты поймешь, что заинтересовало тебя больше всего.
 Эту историю рассказал мне много лет назад один мальчик, с которым мы сидели за одной партой. Он очень любил собирать цветные стеклышки. У него была целая пригоршня неизвестно где найденных цветных осколков. Он выкладывал из них красивые узоры или просто пересыпал из руки в руку. А у меня было маленькое карманное зеркальце, в которое я частенько тайком смотрелась на уроке.
 Однажды учительница задала нам раскрасить карту звездного неба и сказала: "Нарисуйте и сравните рисунок с тем, что существует в реальности". И мой сосед нарисовал на темно-синем фоне яркие звездочки, надписав каждое созвездие, потому что у его брата была отличная книга по астрономии. Здесь было созвездие Большая Медведица и Полярная звезда, созвездие Волосы Вероники и многое другое. Все небо было как на ладони.
 А вечером он вышел погулять с собакой, случайно поднял голову вверх и увидел темное звездное небо, которое кружилось над его головой. Оно сверкало миллионами звезд, названий которых он не знал. И чем больше он смотрел, тем сильнее ему казалось, что звезды движутся. И некоторые складывались в созвездия. Он даже нашел Полярную звезду и ковш Большой Медведицы. И многие созвездия, нарисованные на его карте, он не узнавал. И тогда он понял, что скажет завтра в школе: "Карта не всегда похожа на реальность, которая больше любой карты".
 Дома, удобно устроившись в кресле, он начал ждать, когда придет мама. Он не заметил, как задремал. Удивительно, как часто самое интересное происходит с нами во сне! Ему снилось, как летом он был на море и ходил на пляж. Ноги утопали в теплом песке, спину пекло солнце, кричали чайки, и волны с шипением набегали на берег. И ему захотелось сделать что-нибудь, и он решил построить замок из мокрого песка. Он брал горсти теплого мокрого песка одну за другой, и они медленно стекали капля за каплей между пальцами. Одна горсть песка, другая, третья... И с помощью воды и прикосновений пальцев он придавал песку форму, пока под его руками песок не превратился в высокий замок. И тогда он обошел замок вокруг, а кто-то сказал: "Этим можно гордиться". И он подумал: "Если волны смоют его, я смогу сделать новый, потому что я знаю, как это делать". И он закрыл глаза и поднял голову. Перед ним возникла картинка. Море, небо, берег и его замок. И он подумал: "Теперь я знаю, как сохранить это в памяти навсегда. Нужно просто поднять голову и увидеть".
 Когда домой вернулась мама, она держала в руках какую-то странную вещь. Это был калейдоскоп - горстка цветных стеклышек, зеркальце и пластмассовая трубочка. "Это тебе, - сказала она. - Знаешь, цветные стеклышки, зеркала и трубочки известны уже много столетий. Для одних они существуют сами по себе, а для других служат материалом для создания фантастических узоров и многоцветных образов, которые открывает перед ними калейдоскоп. Вместе они преображают мир". И она протянула ему подарок. Это действительно был калейдоскоп.
 
  Теперь можете раздать диктанты, и пусть каждый поработает со своими ошибками, используя стратегию орфографии и индивидуальные тексты. Затем можете еще раз выполнить упражнение "Круг совершенства." Завершая курс занятий, попросите каждого подумать некоторое время (ровно столько, сколько ему понадобится) и сказать, "как это было", на что для него было похожа работа на этих занятиях. Предложите начинать свой, возможно, короткий, а может быть, и длинный, рассказ словами: "Это было подобно тому, как если бы..." (Или просто "Это было подобно...") Вы знаете, что рамка "как если бы" является очень эффективной. Это упражнение (на самом деле, это ни что иное, как составление индивидуальных метафор) проводится в общем кругу, включающем, конечно, и ведущего.
 
 
 ЗАВЕРШЕНИЕ.
  Завершая эту работу, я приглашаю вас, но не упрашиваю, попытаться использовать то, о чем вы прочитали. Каждый день делайте на своих уроках что-нибудь новое и неожиданное и расширяйте свою карту, продолжая это делать! Пусть она станет еще ярче, полнозвучнее и богаче. Используйте новое. Я верю, что это будет поддерживать вас.
  Хочу сказать в завершение, что эта книга вызывает у меня смешанные чувства. Мне одновременно легко и радостно от того, что она закончена, и все же почему-то грустно. Иногда мне кажется, что я могла бы сделать книгу лучше и интереснее. Я надеюсь, что вам будет сопутствовать удача в использовании того, что вы теперь знаете. Честно говоря, не каждый день вас ожидает полный успех. Я уверена, что сама научилась эффективно использовать эту методику и на успехах, и на неудачах (возможно, неудачи даже больше помогали мне совершенствовать этот метод?).
  Я хотела бы, чтобы вы считали, что если один человек может писать грамотно, то этому можно научить и других. Мы знаем, как делать это успешно. Попробуйте... у вас получится.
 
 ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 Приложение 1. СТРАТЕГИЯ ОРФОГРАФИИ
  1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
  2. Закройте глаза и подумайте о чем-то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
  3. Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре. (Если это кажется трудным, используйте "Полезные подсказки" ниже).
  4. Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.
  5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ и напишите слово задом наперед (справа налево). Проверьте написание. Если есть ошибки, вернитесь на три ступени.
 
 ПОЛЕЗНЫЕ ПОДСКАЗКИ
  А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких и простых слов.
  Б. Выберите хорошо знакомое вам слово (например, ваше имя) и проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а затем в обратном порядке (этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слоа).
  В. Разбейте слово на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.
  Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким-то образом изменив написание по сравнению с другими.
  Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.
  Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое - предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ним.
  Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.
  З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишете.
 
 ОБОБЩЕНИЕ ПО СТРАТЕГИЯМ
 ПРАВОПИСАНИЯ
  Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.
  Распространенная ошибка - использование области визуального конструирования.
  Самая эффективная стратегия - начинать в визуальной памяти, заканчивать в позитивной кинестетике (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).
 
 Приложение 2. РАЗДАТОЧННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
 Лист №1.
 I . Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.
 Мес...ный, гиган...ский, чес...ный, ужас...ный, бесхитрос...ный, перекрес...ный, редкос...ный, аген...ство, искус...ный, чудес...ный, вкус...ный, кризис...ный, парус...ник, словес...ник, грус...ный, лес...ница, здра...ствуй, радос...ный, хулиган...ский, захолус...ный, гнус...ный, вирус...ный, про...чий, несчас...ный, интерес...ный, интриган...ский, счас...ливый, сверс...ник, уча...ствовать, че...ствовать, прелес...ный, ровес...ник.
 II . Напишите к проверочным словам однокоренные, содержащие непроизносимую согласную.
 Лесть-...................., трость-...................., шесть-.................., свист-......................., ярость-..............................., совесть-....................., сердечный-........................, уста-...................., часть-......................
 III. Вставьте пропущенные буквы.
 а) 1. Живопис...цы, окуните ваши кисти в суету дворов арбатских и в з...рю. ( Б. Окуджава ) 2. Ровес...ники годами, бли...кие ро...с...венники, они почти никогда не разлучАлись. 3. Как чАсто в горес...ной разлуке, в моей блуждающей су...бе, Москва, я думал о тебе! 4. Мы можем надеяться иметь со времЕнем истиННо хорошую актрису - не только прЕлес...ную собой, но и прЕкрас...ную умом, искуССтвом и неоспоримым дарованием. ( Пушкин )
 б) 1. Три деви...ы под окном пряли поз...но вечерком. 2. Татьяна в тишине лесов одна с опас...ной книгой бродит. 3. Теперь с каким она вниманьем читает сладос...ный роман! 4. Если в жИзни поднебес...ной существует дух прЕлес...ный, то тебе подобен он. 5. Блес...нул мороз. 6. С окрес...ных гор уже снега сб...жали мутными ручьями на пот...пленные луга. 7. Мечтой то грус...ной, то прЕлес...ной его встревожен поз...ний сон. 8. С Онегиным он вспоминает проказы, шутки преж...них дней.9. Он пишет страс...ное посланье. 10. И постепенно в усыпленье и чу...ств, и дум впадает он. 11. Кто мне пришлет ее портрет, черты волшебницы прЕкрас...ной? Талантов обожатель страс...ный, я прежде был ее поэт. ( А.С. Пушкин )
 в) Нынче в пять чАсов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась зап...хом цв...тов, раСТущих в скромном п...лисаднике. Ветки цв...тущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмеННый стол их белыми лепес...ками.Ви... у меня с трех сторон чУдес...ный. Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чу...ство разлито во всех моих жИлах. Воздух чист и све..., как поцелуй ребенка; небо сине - чего БЫ, кажется, больше? Зачем тут страсти, ж...лания, сож...ления? (М.Ю.Лермонтов )
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ЧУВСТВО, УЧАСТВОВАТЬ, ЛЕСТНИЦА, ФИЛОСОФСКИЙ, ПАЛИСАДНИК.
 
 Лист № 2.
 I . Вставьте пропущенные буквы, подбИрая проверочные слова.
 Ни...кий-..............., ло...ка-.................., бли...кий-............., ре...ко-.................., наро...-.................., у...кий-.................., ро...кий-................, кни...ка-................., филосо...ский-......, ме...кий-................. дер...кий-.............., де...ский са...-......., II. Вставьте пропущенные буквы.
 а) Ли...кая бумага, гла...кая поверхность, мя...кий хлеб, оловяННая кру...ка, ги...кий шланг, серебрЯНая пря...ка, шта... полка, поставить штам..., мелкий маСшта..., хру...кое Здоровье, триум... победителей, архи... поэта, барелье... извес...ного скульптора, ше...ство над школой, веселая сва...ьба, подвергаться насме...кам, ве...ти разговор, поз...няя жени...ьба, убедительная про...ьба, праз...ничное ше...ствие, громоз...кий комо... .
 б) 1.Услыхав свое имя, помесь такса с дворня...кой вышла из-под верстака, где она спала на стру...ках, сла...ко пот...нулась и поб...жала за хозяИном. ( Чехов) 2. В сумерки Никита побежал через двор к лю...ской, откуда на лИловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. (А.Н.Толстой) 3.Всего в обозе было шес...надцать саней. По нежной дружбе, к...торую командир оказЫвал своему офицеру, Ростов чу...ствовал, что несчАс...ная любо...ь старого гусара к Наташе уча...ствовала в этом усилении дружбы. (Л.Т.)
  в) Филология-наука глубоко личная и глубоко нацИональная, нужная для отдельной личности и нужная для развития нацИональных культур. Она оправдывает свое название ("филология"- любо...ь к слову), т.к. в основе своей опИрается на любовь к словес...ной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словес...ным культурам.
  Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем спецИалистами в обл...сти гуманитарных наук? Быть спецИалистами, профеССионалами-гуманитариями я не прИзываю. Разумеется, нужны все профеССии. Но не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, ч...рствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеЛЛигентность, дающАяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путеше...ствий, мемуары, читайте литературу по искуССтву, посещайте музеи, путеше...ствуйте со смыслом и будЬте душевно богаты.
 Д.С.Лихачев. Письма о добром и прЕкрас...ном.
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание словарных слов ИСКУССТВО, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ПУТЕШЕСТВИЕ, ПРОФЕССИОНАЛ.
 
 Лист № 3.
 I Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
 а) Бе...следно, ра...спрашивать, ра...бить, бе...смысленный, на...писать, ...делать, ...бить, пре...чу...ствовать, бе...спорно, ...десь, ...жать, ...дание, бе...рассудный,...доровье, по...черкнуть, ...бежать, бе...смертный, бе...дарный, пре...ставить, ...дра...ствуйте, бе...брежный, бе...конечный, бе...опас...ный, ра...садить, ра...писание, ....дать, чере...чур, ра...сказ.
 б) Бе...защитное существо, бе...предельная даль, бе...чес...ная ...делка, во...креснуть из мертвых, и...коренить зло, ра...серженный голос, бе...смертный подвиг, ...двинуть брови, во...главить делЕгацИю, и...брать депутата, ра...меренная поступь, и...синя-черное оперение, бе...конечная лента, во...становить город, ра...пиленное бревно, ранний ра...свет, стройное мирово...зрение, ра...борчивый почерк, во...славить победу, бе...вкус...ный наряд, и...печь на костре, чере...седельник.
 II Выделите приставки и корни в словах.
 Исправить, взбодрить, использовать, расцветка, восхвалять, воссоздать, разжаловать, бесчисленный, иззябнуть, сгибать, чрезмерный, бесшумный, сжать, россыпи, бессменный, рассвет, возобновиться, бесформенный, безобидный, предложить.
 III Вставьте пропущенные буквы.
 а) Под...тожить расходы, из...скать возможность, пред...стория войны, сверх...зобретательный человек, без...мянный герой, без...сходное горе, ра...пространять дез...нформацию, раз...скивать подлинник, без...скуСНый ра...каз, меж...нститутский турнир, пред...юльские события, удачная контр...игра, провести дез...нфекцию, от...грать на чемпионате.
 б). Ты рванулась движеньем и...пуганной птицЫ,
 Ты пр...шла, словно сон мой, ле...ка...
 И в...дохнули духи, з...дремали рес...ницЫ,
 З...шептались тревожно шелка...
  А.Блок
 IV. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте правило.
 Пр...клеить марку, пр...рвать занятия, пр...вокзальная площадь, пр...лес...ный букет, пр...рода субтропиков, пр...вИдение, пр...сутствовать на пр...мьере, пр...крас...ный ответ, опас...ные пр...ключения, избИрать пр...зидиум, пр...ступник, пр...кОснуться к тайне, пользоваться пр...вилегиями, пр...восходный товарищ, пр...бежать, пр...ломить копье.
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ИСКУСНЫЙ, ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, СДЕЛАТЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
 
 Лист №4.
 1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте правило.
 а) Своевременно пр...ступить к работе, пр...клонить ветви дерева к земле, пр...опасная ситуация, пр...огромная теРРитория, пр...одолеть пр...пятствие, пр...обретенный покой, пр...миальный фонд, пр...влекательная кАртина, сердечная пр...вязанность, пр...двоенные годы, пр...мерный студент, пр...морский климат, пр...мудрый пескарь, пр...митивный взгляд, непр...менное условие, пр...мирить спорящих, пр...мкнуть к движению, пр...мерзкая погода, пр...обретенный покой, пр...давать значение, пр...увеличить чье-либо значение, пр...успевать в занятиях, пр...образовать урАвнение, беспр...дельные просторы, пр...украсить ра...сказ выдумкой, пр...небречь помощью.
 б) 1. Чиновник кончил свое чтение, сложил бумагу, грозно пр...крикнул на народ. 2. Дорога пр...скучная, погода холодная. 3. Пр...знаюсь, известие о пр...бытии молодой и пр...крас...ной соседки сильно на меня подействовало. 4. Др...бясь о мрачные пр...грады, жемч...жной огненной рекой валятся, плещут водопады. 5. Понятна мне времен пр...вратность, не пр...кословлю, право, ей. 6. Василиса Егоровна, пр...смиревшая под пулями, взглянула на степь.
 (А.Пушкин)
 2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  В дни трагической гибели Пушкина Ро...ия услышала голос молодого по...та к...торому суждено было стать пр...емником Пушкина в ос...ротевшей ру...кой литературе.
  Это был двадцатидвухлетний корнет квартировавшего в Царском Селе лейб-гвардии гусарского полка - Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихи на смерть Пушкина, скорбные, гневные, обличительные.
  Не только пр...зренного иностранца ч...я рука не дрогнула выстрелить в Пушкина обличил он в этих стихах. Он обв...нял злобных кл...ветников к...торые пр...следовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса. Он ук...зал на них: это в...ликосветская знать, потомки пр...дворных холопов, пр...славившихся своей подлостью. Он н...звал их в своем стихотворении палачами св...боды и славы ру...кого гения. Он гр...зил им народной ра...правой. Он ув...рял что их ждет суд истории - суд неизбежный и бе...пощадный.
  В несколько дней стихи ра...пространились по П...тербургу а затем стали извес...ны всей грамотной Ро...ии.
  В этом стихотворении Лермонтов говорил то что чу...ствовал в те дни каждый кому дорога была честь и слава Ро...ии кому дорого было ру...кое слово и в...ликое имя по...та.
  И.Андроников
 Используя стратегию орфографии, запомните слова: ПРЕЗИДЕНТ, ПРЕМЬЕР, ПРЕМЬЕРА, ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ.
 
 Лист № 5.
 Запомните правописание этих слов.
 прЕдать друга (выдать)
 прЕтворить мечту (осуществить)
 прЕступить (переступить) закон
 прЕбывать за границей
 прЕемник (продолжатель)
 прЕзирать (считать недостойным) прИдать (добавить) вид
 прИтворить (закрыть) дверь
 прИступить к делу (начать)
 прИбывать (приезжать) в столицу
 прИемник (аппарат)
 прИзреть (прИютить) сИроту
 II. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте правило.
  Соб...рательный образ, слушать с зам...ранием сердца, соб...ратель сказок, бл...стательный успех, подб...ру пр...меры, выб...рут достойного, соб...рутся компанией, изл...гать точку зрения, предл...жить помощь, к...снуться острых вопросов, точки сопр...к...сновения, пр...л...гать необходимые старания, сл...гаемые успеха,писать изл...жение, чуть пр...г...реть, оз...рять окрес...ности, старший возр...ст, выр...сли на свободе.
 III. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.
 а) РаспоЛ...Гать временем, возл...гать надежды, теоретические поЛ...Жения статьи,пр...дл...гать чаю, пр...л...жение к журналу, перемена мест сл...гаемых, к...сАтельная к окружности, пр...к...снуться к тайне, сопр...к...саться с разными людьми, легкое пр...к...сновение, полезные р...СТения, лед р...стаял, школьный возр...ст, зеленый р...сток, важная промышленная отр...сль, дерево выр...сло, пышная р...стительность.
 б) Летний заг...р, заг...рать на солнце, дог...ревший костер, уг...рный газ, заг...релый юноша, вечерняя з...ря, ясные з...ри, оз...риться лучами солнца.
 г) Стихи р...стут, как звезды и как розы,
 Как красота-ненужная в семье.
 А на венцы и на апофеозы-
 Один ответ: "Откуда мне сие?"
 
 Мы спим - и вот, сквозь камеННые плиты,
 Небес...ный гость в четыре лепестка.
 О мир, пойми! Певцам - во сне - открыты
 Закон звезды и формула цветка.
  М.И.Цветаева
 4. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.
 ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... -охр...нять,
 -ук...рять,
 -приг...диться,
 -сильное потр...сение
 -погл...деть,
 -ув...дать от холода,
  -пов...дать друга,
 -уд...вился,
 -оч...ровать,
 -б...чевать пороки,
 -пл...нительный образ,
 -наслаждаться музыкой,
 -объед...ниться.
 
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ДОВЕРЧИВЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ (ЧИВ-ЛИВ), ЛУЧШЕ, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА.
 
 Лист № 6.
 I. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание.
 а). Пр...ехать, пр...рвать, пр...мудрый, пр...увеличить, пр...вышение, пр...града, пр....одолеть, пр...возносить, пр...небречь, пр...красный, пр...дание, пр...клонный возраст, пр...забавный, пр...клонение, пр...сыщение.
 б). Пр...учить, пр...город, пр...шествие, пр...задуматься, пр...строить, пр...сесть, непр...ступный, пр...вести, пр...мета, пр...брежный, непр...язненный, пр...своение, пр...быть, пр...плыть, пр...годный, пр...вет, пр...надлежность, пр...чалить, пр...клеить, пр...ветствовать, пр...лечь, пр...гладить, непр...миримый.
 2. Вставьте пропущенные буквы.
  К утру дождь прош...л, но небо еще было в т...желых тучах, л...тевших с юга на север. Никита взгл...нул в окно и ахнул. От снега не осталось и следа. Ш...рокий двор был покрыт синими, р...бившими под ветром лужами. Разбухшие л...ловые ветви тополей тр...пались вес...ло и бойко. С юга между разорванных туч... по...вился и со страшной быстротой л...тел на уса...ьбу осл...пительный клоч...к неба.
  Никита расп...хнул дверь на крыльцо. Множество снеговых руч...ев по всем бор...здам, к...навам и в...домоинам б...жало в овра...ки. Л...мая лед, р...ка выходила из берегов, крутила льдины, выдранные кусты.
  А.Н.Толстой
 III. Вставьте пропущенные буквы.
 а). Пров...зглашать, бл...стательный, бл...с...нуть, бл...госл...влять, просв...титель, просв...щать, св...той, св...щенник, б...гряный, впеч...тление, сож...ление, р...стущий, выр...сший, зап...х, погл...тить, р...весник, инт...ЛЛ...гентный.
 б). Пр...рвать, пр...вышение, пр...града, пр...одолеть, пр...остановить, пр...крас...ный, пр...клонный возраст, пр...клонение, пр...город, пр...задуматься, непр...ступный, пр...мета, пр...годный, пр...кратить.
 IV. Запишите слова противоположного значения с пр...ставками ПРЕ- и ПРИ-.
 
 безобразный -
 убежать-
 убавлять-
 отклеИть-
 отбить-
 отбытие-
 отвлечь-
 очень злой-
 отколоть-
 уш...л -
  ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. 5. Вставьте пропущенные буквы.
  Город новый златоглавый,

<< Пред.           стр. 4 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу